Ученые из США готовятся провести эксперимент по «воскрешению из мертвых. Сальто-мортале: как социология стала заниматься смертью, или Что изучает death studies

Судебно-медицинская танатология направлена на изучение динамики и этапов умирания. Одной из самых важных частей этой науки является танатогенез, который определяет истинные причины и механизмы смерти, а также позволяет создать более совершенную классификацию обстоятельств умирания человека.

Понятие о смерти

Смерть - остановка жизнедеятельности. Она наступает вследствие прекращения функционирования всех органов и является В результате отсутствия кислорода, клетки тела отмирают, а кровь перестает вентилироваться. Если наступает остановка сердца, то кровоток перестает выполнять свои функции, что приводит к повреждениям тканей.

Общие понятия о танатологии

Танатология - это наука, которая выявляет закономерности умирания. Также она изучает изменение работы органов и поражение тканей в результате этого процесса.

Судебно-медицинская танатология выступает как часть основной науки, рассматривает процесс смерти и ее последствия для всего организма в интересах и целях следствия или для проведения экспертизы.

Во время перехода живого организма к смерти, он испытывает разные предагональное (при нехватке кислорода), терминальная пауза (резкая остановка функций дыхательной системы), агональное и Последняя наступает в результате остановки сердца и прекращения дыхания. Организм оказывается между жизнью и смертью, а вместе с этим угасают все его обменные процессы.

Так как умирание является естественным по окончании жизни человека в старости, то судебная медицина рассматривает случаи преждевременной смерти, вызванной влиянием разных факторов окружающей среды.

После клинической наступает в результате которой происходят необратимые изменения в коре головного мозга. В больничных условиях заключение о наступившей смерти сделать легче, чем вне ее, при отсутствии специальных инструментов и приборов. Представители органов часто употребляют термин «момент смерти», который судебная медицина расценивает как точное время ее наступления.

Признаки смерти

Для того чтобы установить точное время окончания жизни, необходимо знать признаки наступления смерти, которые изучает танатология. Это в первую очередь ориентирующие: неподвижность, отсутствие пульса и дыхания, бледность, полное отсутствие реакций на различные виды воздействий.

Также существуют достоверные признаки: температура понижается до 20°, появляются развиваются ранние и поздние трупные изменения (появление пятен, окоченение, гниение и другие).

Реанимация и трансплантация

Реанимационные меры принимаются в целях сохранения жизни человека, когда функции организма теряют свою работоспособность. При этом в процессе могут быть нанесены непоправимые травмы и повреждения из-за неаккуратности или некомпетентности врачей. Судебная танатология направлена на выявление обстоятельств смерти в результате проведения что дает возможность произвести оценку нанесенных травм и помочь дальнейшему следствию. Задачей эксперта является определение серьезности нанесенных увечий и их роль в процессе умирания.

Суть трансплантации заключается в и тканей от одного к другому пациенту. Законом предусмотрено, что данное мероприятие может проводиться лишь в том случае, когда нет никаких шансов на сохранение жизни и нормализации здоровья донора. При черепно-мозговых травмах, если надежды на спасение жизни не остается, реанимация может проводиться с целью сохранности остальных органов, которые могут использоваться для пересадки. Таким образом, вернуться к нормальному функционированию костный мозг может в течение 4-х часов, а кожный покров, костная ткань и сухожилия вплоть до суток (в большинстве случаев 19-20 часов).

Основы танатологии определяют условия и порядок проводимых мероприятий по трансплантации и изъятию органов, которые должны осуществляться в госучереждениях здравоохранения. Пересадка осуществляется только с согласия двух сторон, участвующих в операции. Запрещается использование биоматериала донора в случае, если при жизни он был против этого или его родственники выявили свое несогласие.

Изъятие органов возможно только с разрешения заведующего отделом судебно-медицинской экспертизы, и в присутствии самого эксперта. При этом процедура не должна никоим образом приводить к обезображиванию трупа.

Так как танатология - это учение о смерти, изъятые в процессе экспертизы органы и ткани могут использоваться в качестве учебно-педагогического материала. Для этого необходимо разрешение судебно-медицинского эксперта, который исследовал данный труп.

Категории смерти

Наука о смерти рассматривает всего две категории смерти:

  1. Насильственная. Наступает в результате получения травм и увечий вод влиянием какого-либо рода факторов окружающей среды. Это могут быть механические воздействия, химические, физические и прочие.
  2. Ненасильственная. Случается под воздействием физиологических процессов, таких как наступление старости, смертельные болезни или преждевременные роды, в результате которых у плода нет шансов на выживание.

Причины насильственной и ненасильственной смерти

Насильственная смерть может наступить по трем причинам, как утверждает наука танатология. Это убийство, самоубийство или несчастный случай. Определением того, к какому роду относится каждый конкретный случай, занимаются судебно-медицинские эксперты. При этом они осматривают место происшествия и собирают доказательства о причинах смерти. Данные действия помогают подтвердить, что окончание жизни наступило насильственным путем.

Ко второй категории относят внезапную и скоропостижную смерть. В первом случае окончание жизни происходит в результате болезни. В частности, при которой был поставлен диагноз, но не было никаких обоснованных причин для наступления смерти. Во втором случае умирание может наступить от заболевания, протекающего без каких-либо симптомов.

Виды смерти

Танатология определяет в зависимости от факторов, приводящих к ее наступлению. Таким образом, к насильственному окончанию жизни можно отнести воздействие электротока и температур, несовместимых с выживанием, механических повреждений и асфиксии. К скоропостижной смерти могут привести болезни разных органов со всевозможными осложнениями, приводящими к летальному исходу.

В связи с тем, что в нынешних условиях применяется большое количество медикаментов и проводятся разнообразные виды операций, выяснение танатогенеза возможно при глубоком анализе и осмотре трупа при вскрытии группой специалистов.

Вопрос о том, что будет после ухода из жизни, интересует человечество с древних времен – с самого момента появления раздумий о смысле собственной индивидуальности. Сохранится ли сознание, личность после умирания физической оболочки? Куда попадает душа после смерти – научные факты и утверждения верующих одинаково твердо доказывают и опровергают возможность загробного существования, бессмертия, свидетельства очевидцев и ученых в равной степени сходятся и противоречат друг другу.

Доказательства существования души после смерти

Доказать наличие души (анимы, атмана и др) человечество стремилось еще с эпох шумерско-аккадской и египетской цивилизаций. Фактически все религиозные учения базируются на том, что человек состоит из двух сущностей: материальной и духовной. Вторая составляющая является бессмертной, базисом личности, и будет существовать после смерти физической оболочки. То, что говорят ученые о жизни после смерти, не противоречит большинству тезисов богословов о существовании загробного мира, так как наука изначально вышла из монастырей, когда монахи были собирателями знаний.

После научной революции в Европе многие практики попытались выделить и доказать существование души в материальном мире. Параллельно западноевропейская философия определяла самосознание (самоопределение) как источник человека, его творческих и эмоциональных позывов, стимула к рефлексии. На этом фоне возникает вопрос – что произойдет с духом, который формирует личность, после разрушения физического тела.

До развития физики и химии доказательства существования души базировались исключительно на философских и теологических работах (Аристотель, Платон, канонические религиозные труды). В средние века алхимия пыталась вычленить аниму не только человека, но и любых элементов, флоры и фауны. Современная наука о жизни после смерти и медицина пытаются зафиксировать наличие души на основании личного опыта очевидцев, переживших опыт клинической смерти, медицинских данных и изменений состояния пациентов в различные моменты их жизни.

В христианстве

Христианская церковь (в ее признанных миром направлениях) относится к человеческой жизни как к подготовительному этапу посмертия. Это не означает, что материальный мир не имеет значения. Наоборот, главное, что предстоит христианину в жизни, - это жить так, чтобы впоследствии попасть в рай и обрести вечное блаженство. Доказательств наличия души для любой религии не требуется, данный тезис является базисом для религиозного сознания, без него оно не имеет смысла. Подтверждением существования души для христианства может косвенно служить личный опыт верующих.

Душа христианина, если верить догматам, является частью Бога, но способной самостоятельно принимать решения, творить и созидать. Поэтому существует понятие посмертного наказания или награды в зависимости от того, как относился человек при материальном существовании к выполнению заповедей. Фактически после смерти возможны два ключевых состояния (и промежуточное – только для католицизма):

  • рай – состояние наивысшего блаженства, нахождения рядом с Творцом;
  • ад – наказание за неправедную и греховную жизнь, которая противоречила заповедям веры,место вечных мучений;
  • чистилище – место, которое присутствует только в католической парадигме. Обитель тех, кто умирает в мире с Богом, но нуждается в дополнительном очищении от неискупленных при жизни грехов.

В исламе

Вторая мировая религия, ислам, по догматическим основам (принцип мироздания, наличие души, посмертное существование) кардинально не отличается от христианских постулатов. Наличие частицы Создателя внутри человека определяется в сурах Корана и религиозными трудами исламских богословов. Мусульманин должен жить порядочно, соблюдать заповеди, чтобы попасть в рай. В отличие от христианского догмата о Страшном Суде, где судия – Господь, Аллах не принимает участие в определении, куда попадет душа после смерти (судят два ангела – Накир и Мункар).

В буддизме и индуизме

В буддизме (в европейском понимании) существуют два понятия: атман (духовная сущность, высшее Я) и анатман (отсутствие самостоятельной личности и души). Первое относится в внетелесным категориям, а второе – к иллюзиям материального мира. Поэтому нет точного определения, какая конкретная часть отправляется в нирвану (буддийский рай) и растворяется в ней. Одно можно сказать точно: после окончательного погружения в посмертие сознание каждого, с точки зрения буддистов, вливается в общее Я.

Жизнь человека в индуизме, как точно заметил бард Владимир Высоцкий, это череда переселений. Душа или сознание не помещаются с рай или ад, а в зависимости от праведности земной жизни перерождаются в другую личность, животное, растение или даже камень. С этой точки зрения доказательств посмертного опыта гораздо больше, потому что существует достаточное количество зафиксированных свидетельств, когда человек полностью рассказывал свою предыдущую жизнь (учитывая, что знать о ней он не мог).

В древних религиях

Иудаизм до сих пор не определил свое отношение к самой сути души (нешамы). В данной религии существует огромное количество направлений и традиций, которые могут противоречить даже в базовых принципах друг другу. Так, саддукеи уверены, что нешама смертна и погибает вместе с телом, фарисеи же считали ее бессмертной. Некоторые течения иудаизма базируются на принятом из Древнего Египта тезисе о том, что душа должна пройти цикл перерождений для достижения совершенства.

Фактически, каждая религия базируется на том, что цель земной жизни – возвращение души к своему создателю. Убежденность верующих в существовании загробной жизни базируется в большей своей части на вере, а не на доказательствах. Но нет и доказательств, опровергающих существование души.

Смерть с научной точки зрения

Максимально точное определение смерти, которое принято среди научного сообщества – необратимая утрата жизненных функций. Клиническая смерть подразумевает кратковременную остановку дыхания, кровообращения и мозговой активности, после чего пациент возвращается к жизни. Количество определений конца жизни даже у современной медицины и философии превышает два десятка. Этот процесс или факт остается такой же тайной, как и факт наличия или отсутствия души.

Доказательства жизни после смерти

"Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам" - эта шекспировская цитата с большой долей точности отражает отношение ученых к непознаваемому. Ведь то, что мы не знаем о чем-то, вовсе не означает, что этого нет.

Найти доказательства существования жизни после смерти – это попытка подтверждения факта наличия души. Материалисты утверждают, что весь мир состоит из только частиц, но при этом наличие энергетической сущности, субстанции или поля, которые создают личность, никак не противоречит классической науке из-за недоказанности (например, бозон Хиггса, недавно найденную частицу, считали вымыслом).

Свидетельства людей

В этих случаях считаются достоверными рассказы людей, которые подтверждаются независимой комиссией из психиатров, психологов и теологов. Условно их разделяют на две категории: воспоминания о прошлых жизнях и рассказы переживших клиническую смерть. Первый случай - эксперимент Яна Стивенсона, который установил около 2000 фактов реинкарнации (под гипнозом тестируемый не может врать, а множество указанных пациентами фактов подтверждались историческими данными).

Описания состояния клинической смерти часто объясняют кислородным голоданием, которое испытывает в это время человеческий мозг, и относятся к ним с немалой долей скепсиса. Однако поразительно одинаковые рассказы, которые фиксируют не одно десятилетие, могут говорить о том, что нельзя исключать факт выхода некоей сущности (души) из материального тела на момент его гибели. Стоит упомянуть большое количество описаний мелких деталей, касающихся операционных, врачей и окружения, произносимых ими фраз, которые пациенты в состоянии клинической смерти знать не могли.

Факты истории

К историческим фактам наличия загробной жизни можно отнести воскрешение Христа. Здесь имеется в виду не только основа христианской веры, но большое количество исторических документов, которые не были связаны между собой, но в единый период времени описывали одинаковые факты и события. Еще, для примера, стоит упомянуть знаменитую признанную подпись Наполеона Бонапарта, которая появилась на документе Людовика XVIII в 1821 году после смерти императора (признана подлинной современными историками).

Опыт смерти, или те, кто вернулись…

Развитие реаниматологии и интенсивной терапии в последние десятилетия позволило вернуть к жизни огромное число ранее считавшихся безнадежными больных.

Благодаря этому у многих тысяч людей, выведенных врачами из состояния клинической смерти, появилось то, что принято называть «опытом смерти». Оттуда, из-за казавшейся незыблемой черты, отделявшей жизнь от смерти, возвращались люди и рассказывали о своих ощущениях.

В середине 80-х годов нашего века список бестселлеров США возглавила книга американского врача Раймонда Моуди «Жизнь после жизни», в которой им проанализированы поразительные свидетельства 150 людей, переживших состояние клинической смерти. «Описания столь сходны, столь живы и непреодолимо достоверны, что они могут навсегда изменить взгляд человечества на смерть, жизнь и посмертное существование души» - писал журнал «Америка» в июне 1989 года.

В своей книге доктор Моуди выводит типичную схему клинической смерти: при наступлении смерти больной успевает услышать слова врача, констатирующего летальный исход, затем слышит непривычный шум, громкий звон или жужжание и чувствует, что с большой скоростью несется сквозь длинный черный туннель. После этого он внезапно обнаруживает себя вне своего физического тела, видит свет; перед ним проходит вся жизнь; к нему приходят души других людей, чтобы встретить и помочь ему, он узнает в некоторых случаях своих друзей или умерших родителей, и перед ним появляется светящееся существо, от которого исходит такая любовь и душевная теплота, какой он никогда не встречал. Затем он чувствует приближение границы, из-за которой возврата уже не будет, и… возвращается к жизни. Затронутая Раймондом Моуди тема тут же нашла энтузиастов. Доктор психологии Кеннет Ринг снарядил целую экспедицию по клиникам штата Коннектикут. Итоги тринадцатимесячных исследований показали: феномен существует и не связан с какой-либо патологией. Ни интоксикация, ни сновидения, ни галлюцинации здесь ни при чем. Проанализировав 102 случая клинической смерти, доктор Ринг констатировал: 60 процентов больных испытали непередаваемое чувство покоя, 37 процентов - парили над собственным телом, 26 - помнят различные панорамные видения, 23 - входили в туннель, шлюз, мешок, колодец или погреб, 16 - до сих пор восторгаются чарующим светом, 8 процентов утверждают, что встречались с умершими родственниками. Показания всегда совпадают, будь то пациенты из США, стран Европы или из Бурунди; атеисты, христиане или буддисты; считают ли они свет природным явлением или божественной благодатью - все рассказывали одни и те же вещи.

На другом конце Соединенных Штатов молодой кардиолог доктор Сейбом, рациональный и педантичный человек, прочитав тезисы Моуди, разразился язвительными насмешками и, чтобы совсем уж не оставить от них камня на камне, провел систематическое анкетирование среди персонала реанимационной службы во Флориде. Когда же результаты его исследований полностью совпали с данными Моуди и Ринга, Сейбом решил посвятить свою жизнь изучению этого феномена. Он даже разработал десятиступенчатую модель состояния клинической смерти, которая теперь носит его имя.

Итак, данный феномен существует и получил специальное название «феномен НДЕ» (английская аббревиатура, означающая состояние, близкое к смерти). Организована даже Международная ассоциация по изучению феномена НДЕ, председателем французского отделения которой является Луи-Венсен Тома, президент Французской танатологической ассоциации (есть и такая!). Интервью с месье Тома было опубликовано в № 43 еженедельника «За рубежом» за 1990 год.

Современные исследователи считают, что треть пациентов, переживших клиническую смерть, находились в состоянии НДЕ, однако многие опытные врачи, всю жизнь проработавшие в службах «скорой помощи», никогда не слышали (или не хотели слушать?) каких-либо подобных свидетельств. Объясняется это тем, что люди, пытающиеся обсудить пережитый ими предсмертный опыт, чаще всего сталкиваются со скептицизмом и полным непониманием. Почти каждый в такой ситуации начинает ощущать, что он чем-то отклоняется от нормы, поскольку никто не переживал того, что случилось с ним. Эти люди замыкаются в себе и стараются никому не открывать, что произошло с ними за гранью жизни.

Однако феномен НДЕ должен был быть известен уже давно, задолго до появления реанимации, хотя, может быть, и не в таких значительных масштабах, как сейчас. Об этом свидетельствуют отдельные, разбросанные в различных источниках свидетельства. Вот, например, описание посмертного состояния Блаженной Федоры, заимствованное из источника Х века: «Я оглянулась назад и увидела, что мое тело лежит без чувства и движения. Подобно тому, как если бы кто, сбросивши с себя одежду, смотрел на нее, так и я смотрела на свое тело, будто бы на одежду, и очень удивлялась этому». Это описание почти дословно повторяет многочисленные свидетельства, приведенные в книге Моуди.

В библиотеке Псково-Печерского монастыря, которую мне посчастливилось посетить, хранится очень редкая книга, повествующая о том, как некий русский человек побывал «на том свете». Книга сшита из страниц «Троицкого листка» № 58, изданного в Троице-Сергиевой лавре в 1916 году. На титуле ее значится: К. Инекуль «Невероятное для многих, но истинное происшествие». Приведенные в ней свидетельства также совпадают с уже описанными нами симптомами феномена НДЕ.

На картине «Эмпиреи» голландского художника Босха, жившего пять веков тому назад, показано «вхождение душ умерших в царство небесное». Поражает удивительное совпадение изображенного с рассказами людей, перенесших клиническую смерть: стремительное вращающееся движение душ по длинному темному туннелю, в конце которого сияет невыразимо яркий свет.

Несомненно, творчество многих художников, поэтов, писателей питалось опытом людей, знакомых с феноменом НДЕ. Перечитайте «Смерть Ивана Ильича» Льва Николаевича Толстого - потрясающее описание феномена НДЕ!

А вот сцена расстрела адмирала Колчака из романа писателя-эмигранта Владимира Емельяновича Максимова «Заглянуть в бездну»: «Странно, но Адмирал не услышал выстрела и не почувствовал боли. Только что-то мгновенно треснуло и надломилось в нем, а сразу вслед за этим возник уходящий вдаль винтообразный коридор со слепящим, но в то же время празднично умиротворяющим светом в конце, увлекая его к этому свету, и, осиянный оттуда встречной волной, он радостно и освобожденно растворился в ней. Последнее, что он отметил своей земной памятью, было распростертое на синем снегу его собственное тело, вдруг ставшее для него чужим».

Поразительны также по точности художественного воплощения сцены клинической смерти главного героя в фильме Эльдара Рязанова «Одинокая мелодия для флейты». Там представлены все компоненты феномена НДЕ - непривычный шум, движение по длинному полутемному коридору; встреча с душами умерших родителей, пытающихся помочь ему подготовиться к переходу в новый мир; сопровождающие героя души погибших одновременно с ним людей - стариков, воинов-афганцев, жертв чернобыльской аварии в специальных защитных костюмах; и, наконец, - яркий свет в конце коридора, где исчезают все двигающиеся к нему души.

В своей книге «Жизнь после жизни» Раймонд Моуди описывает одиннадцать четко различных фаз, от произнесения врачебного вердикта о наступившей смерти до возвращения к жизни, хотя большинство «возвращенцев» не проходит полностью все эти фазы. Давайте и мы рассмотрим подробнее некоторые ступени феномена НДЕ.

Феномен НДЕ, кажется, изучен уже хорошо, и в каждом случае ему всегда находится какое-то объяснение. Но одна вещь до сих пор не укладывается ни в какие схему: отделение от тела или декорпорация. Как относиться к больным, которые после операции начинают рассказывать о том, что происходило в соседней комнате? А слепые, безошибочно называющие цвет галстука у хирурга? Некоторые реанимированные рассказывают, что в первые минуты они не могли понять, что произошло. Находясь вне тела, они пытались общаться с окружающими, заговаривать с ними и с недоумением убеждались, что те не воспринимают, не слышат их. «Я видела, как они пытаются вернуть меня к жизни. Я пыталась говорить с ними, но никто меня не слышал».

Описание подобного посмертного переживания содержит и тибетская «Книга мертвых». Умерший, говорится в ней, как бы со стороны видит свое тело и близких, оплакивающих его. Он тоже пытается окликнуть их, заговорить с ним, но никто не слышит его. Как и в случаях, рассказанных реанимированными, он не сразу понимает, что с ним произошло.

Во многих сообщениях упоминается о разного рода необычных слуховых ощущениях в момент смерти или перед этим. Это может быть жужжание, громкое щелканье, рев, стуки, свистящий звук, похожий на ветер, колокольный звон, величественная музыка.

Часто, одновременно с шумовым эффектом, у людей возникает ощущение движения с очень большой скоростью через какое-то пространство. Для описания этого пространства используется много различных выражений: пещера, колодец, нечто сквозное, некое замкнутое пространство, туннель, дымоход, вакуум, пустота, сточная труба, долина, цилиндр. Хотя люди в этом случае пользуются различной терминологией, ясно, что все они пытаются выразить одну и ту же мысль.

Моуди приводит также несколько рассказов реанимированных о встречах других духовных существ. Эти существа, очевидно, присутствовали рядом с ними с тем, чтобы помочь облегчить умирающим переход в новое состояние.

Наиболее невероятным и, в то же время наиболее обычным элементом во всех изученных доктором Моуди случаях была встреча с очень ярким светом. Несмотря на всю необычность этого видения, ни один из пациентов не сомневался в том, что это было существо, светящееся существо, обладающее личностью. Идентификация этого существа различными людьми весьма различна и зависит главным образом от религиозной среды, в которой формировался человек, его воспитания и личной веры. Далее, по описаниям, собранным Моуди, светящееся существо показывает человеку картины, как бы обзор его жизни. Этот обзор, всегда описываемый как некий экран видимых образов, несмотря на его скорость, оказывается невероятно живым и реальным, в этом согласны все опрошенные свидетели. Несмотря на то, что картины быстро сменяли друг друга, каждая из них отчетливо узнавалась и воспринималась. Даже эмоции и чувства, связанные с этими картинами, могли переживаться заново человеком, когда он их видел.

В нескольких случаях пациенты рассказывали Раймонду Моуди, как во время своего предсмертного опыта они приближались к чему-то, что можно было бы назвать границей или каким-то пределом. В разных свидетельствах это явление описывается поразному: в виде какого-то водного пространства, серого тумана, двери, ограды, тянущейся через поле, или просто линии. За этими впечатлениями, вероятно, стоит один и тот же опыт или идея, и различные по форме рассказы представляют собой лишь индивидуальные попытки передать с помощью слов воспоминание об одном и том же переживании.

Так как черта, переход через которую означает, что назад возврата нет, часто ассоциируется с какой-то водной преградой, то вероятно, именно отсюда символ воды в значении последней преграды перешел в самые различные мифологии и культуры.

Достаточно вспомнить реки Аида, Лету, Стикс, Ахерон в античном мифе, реку Сендзу у буддистов Японии и т. д. Такая традиция была свойственна и древним египтянам. На рисунках из древнеегипетской «Книги мертвых» (свода инструкций и заклинаний для души умершего) душа, готовая к переходу, преклоняет колени перед рекой, отделяющей земной мир от загробных Полей Благословенных, где вечно богатые урожаи обеспечивают сытую и беспечальную жизнь всем умершим.

Ни один из 150 пациентов доктора Моуди не переступил эту черту. Вероятно те, кто ее все-таки переступили, не смогли вернуться и рассказать об этом. Все же люди, выведенные из состояния клинической смерти, пережили возвращение обратно от какого-то момента их предсмертного опыта. Почти все опрошенные помнили, что в первые мгновения их смерти доминировало безумное желание вернуться обратно в тело и горестное переживание своей кончины. Однако когда умерший достигал определенных стадий умирания, он не хотел возвращаться обратно, он даже сопротивлялся возвращению в свое тело. Это было особенно характерно для тех случаев, в которых имела место встреча со светящимся существом.

В средние века считали, что признаком тех, кто побывал на том свете является неспособность смеяться. Некоторые изменения психики людей, вышедших из состояния клинической смерти отмечают практически все исследователи. Раймонд Моуди считает, что пережитый опыт оказал на жизнь реанимированных очень тонкое умиротворяющее воздействие. Многие думают, что жизнь стала глубже и содержательнее, изменился их взгляд на соотношение ценности физического тела и его разума.

Французский психиатр Патрик Дьюаврин, также исследовавший феномен НДЕ, пишет, что психологическая уравновешенность реаниминированных лиц выше среднего уровня, у них гораздо меньше проявляются психопатологические явления, которые бывали в прошлом, они употребляют меньше лекарств, алкоголя, не употребляют никаких наркотиков.

Как и следовало ожидать, опыт НДЕ оказывает глубокое влияние на отношение переживших его людей к физической смерти, особенно тех из них, которые до этого не думали, что есть что-либо после смерти. В той или иной форме, подчеркивает Моуди, все эти люди высказывали одну и ту же мысль: они больше не боятся смерти.

Самая сложная задача, которая встает перед читателем после знакомства с приведенными фактами - это их оценка. Большинство комментаторов книги Р. Моуди и статей его последователей единодушно заявляют - эта книга открывает новую страницу в познании человеком самого себя, она доказывает, что жизнь человека не прекращается со смертью тела, и, следовательно, укрепляет веру в существование загробного мира.

Но возможны и другие, материалистические толкования приведенных нами фактов. Лично я, как человек, занимающийся теоретическими и практическими проблемами медицины, считаю, что большинство из описанных феноменов вполне можно интерпретировать в рамках известных биологических явлений. Так, при наступлении клинической смерти вследствие прекращения нормального кровоснабжения рецепторов наступает резкое их кислородное голодание, на которое разные рецепторы отвечают по-разному. В слуховых рецепторах возникают ощущения, похожие на шум, звон, свист, в зрительных - вспышки яркого света. Острая ишемия (обескровливание) вестибулярных рецепторов, вероятно, приводит к ощущению падения, вращения, стремительного движения по туннелю. Недостаток кровоснабжения головного мозга может инициировать работу его коры, проявляющуюся в потоке воспоминаний или продуцировании образов ушедших из жизни людей.

Так как у всех людей рецепторы реагируют одинаково на недостаток кровоснабжения, то и возникающие ощущения вполне идентичны у различных лиц, перенесших это состояние. То же можно сказать и о возникающих образах. Например, известна старинная народная примета, что умершие родственники снятся к перемене погоды. Действительно, изменения атмосферного давления при перемене погоды вызывают изменение сна с поверхностного на более глубокий, когда в образование сновидений включаются глубинные механизмы памяти, сохраняющие образы когда-то близких, но умерших людей. Вероятно, нечто подобное может происходить и в момент наступления клинической смерти.

Хотя я далеко не во всем согласен с Р. Моуди и его единомышленниками, я постарался наиболее полно изложить их точку зрения. Многообразие точек зрения никогда еще не приносило вреда знанию и поиску истины.

Литература

Слово, 1990, № 7.

Из книги Кто умирает? автора Левин Стивен

Из книги Бытие и время автора Хайдеггер Мартин

ГЛАВА 11 ПРИБЛИЖЕНИЕ К СМЕРТИ Несколько лет назад на нашем первом семинаре по сознательному отношению к жизни-умиранию во время знакомства участников миловидная седая женщина, безо всякого смущения носившая цветную футболку, которая не могла скрыть, что обе ее груди были

Из книги С нами Бог автора Франк Семен

ГЛАВА 22 МОМЕНТ СМЕРТИ Наблюдая за многими нашими больными, когда они умирали, мы пришли к выводу, что момент смерти – это чаще всего мгновение великого покоя. Как правило, даже те, кто приближался к смерти в тревоге, перед смертью переживают раскрытие. Это напоминает

Из книги Христианство и философия автора Карпунин Валерий Андреевич

§ 47. Опыт смерти других и возможность охвата целого присутствия Достижение целости присутствия в смерти есть одновременно утрата бытия его вот. Переход к уже-не-присутствию изымает присутствие как раз из возможности иметь опыт этого перехода и понять его как испытанный.

Из книги Дао «Звездных войн» автора Портер Джон М.

3. РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ, КАК ОПЫТ О ТРАНСЦЕНДЕНТНОМ, И АКТ ВЕРЫ Теперь пора обратиться к учтению того, что правильно в упомянутых выше возражениях против намеченного мною понятия веры. Я предвижу, что только что развитые соображения о вере как религиозном опыте могут только

Из книги Человеческое познание его сферы и границы автора Рассел Бертран

За порогом смерти: клиническая смерть и посмертный опыт Русский поэт Арсений Тарковский рассказывал о таком драматическом, очень интересном и заставляющем задуматься эпизоде своей жизни…Январь 1944 г. Прифронтовой госпиталь. Ему произведена повторная операция -

Из книги Самоанализ автора Хаббард Рон Лафайет

Глава девятая Жизненный опыт Все рассмотренные нами положения Дао относятся к жизни человека в реальном мире. Даосизм не требует от человека жить отшельником где-нибудь на горной вершине. Сама окружающая жизнь является проявлением и обоснованием истинности

Из книги Мир Леонардо. Книга 2 автора Богат Евгений

ГЛАВА 4 ФИЗИКА И ОПЫТ Вопрос, излагаемый в этой главе, по моему мнению, слишком мало подвергался обсуждению. Он сводится к следующему: допустив, что физика, вообще говоря, истинная наука, можем ли мы знать, что она истинна, и, если ответ должен быть утвердительным,

Из книги Онтология лжи автора Секацкий Александр Куприянович

Глава 3. О смерти сознания Где тот момент, когда человек перестает выживать и начинает угасать? Эта точка демаркации - не смерть, в том виде, как мы ее знаем. Этот момент отмечен тем, что можно было бы назвать смертью сознания индивидуума.Величайшее оружие человека - его

Из книги Идентификация ужаса автора Фрезер Джеймс Джордж

ГЛАВА 9 Опыт самопознания, или Письма Кэрролла к детям (Иллюстрация, использованная к шмуцтитлу: Леонардо да Винчи, рисунок) «Что такое „интеллектуальный ребус“?» Это вопрос не мой, а самого Павлинова. Видимо, его занимало мышление как творчество и он пытался уяснить для

Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл Арнольд

Глава 4 ОПЫТ РАСПОЗНАВАНИЯ ОБМАНА 1 Прибор, именуемый детектором лжи, известен всем хотя бы понаслышке, например по детективной литературе. Когда нашего знаменитого шпиона по кличке «Надежда» готовили к забросу во вражеский центр, инструкторы больше всего беспокоились,

Из книги Как жить человеку на планете Земля? автора Тор Вик

Вместо послесловия Человек перед страхом смерти и пустоты Из книги Ж. Батая «Внутренний опыт» Мир дан человеку как загадка, которую следует разгадать. Полностью мы обнажаемся лишь тогда, когда без малейшего лукавства идем навстречу неизвестности. Но, в конце концов,

Из книги Мудрец и искусство жизни автора Менегетти Антонио

Жизнь и опыт близости смерти Большинство людей обычно идентифицируют себя как тело, находящееся в определенном месте, делающее то или это. В глубоком сне и на пороге смерти, когда ваше обычное «я» играет менее заметную роль, становится более явным весь ваш ум, то есть ваш

Из книги автора

Глава 13 Наука, религия и ваш опыт Бога В первых двух частях этой книги мы исследовали качества процессуального ума и то, как оставаться наполовину внутри и наполовину снаружи, чувствуя и применяя эту новую (или древнюю) форму сознания к нашим настроениям, симптомам,

Из книги автора

Собрание 9. О добродетели (Вернулись в Подмосковье) Подмосковная природа. Чудно, чудно! Ах, господи, какая красота! Сегодня я видел сосны из бронзы, – длинные стройные сосны, залитые солнечным светом на фоне ослепительно синего неба и ослепительно белых облаков. Невыразимо

Из книги автора

Глава одиннадцатая Метафизический опыт

Некромантия - это древнее искусство темной магии. С давних времен ее адепты внушали страх и благоговение толпе. Причина тому - их способность взывать к душам усопших и пользоваться их силой. И даже спустя многие столетия искусство некромантии не только не угасло, но даже окрепло, став основой для многих культов и сект.

Но давайте узнаем, насколько правдивы легенды о некромантах. Действительно ли черные маги способны управлять энергией других существ? И какая участь ждет того, кто посмел потревожить сон мертвых?

Воззвание к мертвой плоти

Первые некроманты появились на заре цивилизации. Ими были жрецы и шаманы, которые использовали кости и органы животных, чтобы заглянуть в будущее или узнать волю древних богов. Естественно, это были примитивные ритуалы, весьма далекие от настоящей магии. Однако даже тогда они пользовались большим спросом и уважением. Возьмем, к примеру, Древний Рим. В трудах историков детально описывается ритуал гадания на птичьих костях, который проводил их главный жрец. Без такого обряда не начинался ни один важный поход, и даже царь не мог оспорить его решения.

И подобных примеров в истории великое множество. Но больше всего поражает то, что подобные ритуалы практиковались многими древними цивилизациями. И это при том, что большинство из них были полностью изолированы и не могли перенять магические заклинания друг у друга.

Возвышение культа мертвых в древнем Египте

И все же родиной некромантии по праву считается Древний Египет. Здесь жрецы впервые осознали, насколько сильным может быть влияние мертвых на живых. Именно поэтому к смерти здесь относились с таким почтением и щепетильностью. Чего только стоят сами гробницы фараонов в пирамидах, приготовленные для их

Также египтяне первыми начали экспериментировать с мистическими ритуалами и заклинаниями. И если верить преданиям, то их труды увенчались большим успехом. Они не только смогли призвать души умерших, но и научились управлять их силой. Поэтому для этой цивилизации некромантия стала частью культуры и воспринималась как само собой разумеющиеся.

В конечном счете египтяне создали особый трактат, который назвали «Книгой мертвых». Это был четырехметровый свиток, сделанный из папируса. В нем древние жрецы записали часть своих знаний о мертвых и загробном мире. Следовательно, «Книга мертвых» - это первое известное человеку руководство по некромантии, сохранившиеся до наших дней.

Истоки слова «некромантия»

Но, несмотря на все труды египтян, само слово «некромантия» пришло к нам из Древней Греции, а означает оно Следовательно, именно эту страну необходимо считать отправной точкой, откуда по всему миру распространилась сия темная наука.

Что же касается религии самих эллинов, то они также верили в жизнь после смерти. Существует множество свидетельств того, что в Древней Греции существовали культы поклонения богу подземного царства и смерти Аиду. Его жрецы не только воздавали хвалу и преподносили жертвы своему божеству, но и проводили множество таинств и обрядов. К примеру, они часто использовали кости мертвых, дабы узнать как собственное будущее, так и судьбу всего государства.

Некромантия и христианство

С приходом христианства жизнь темных магов осложнилась. Ведь священники уверяли всех в том, что некромантия - это дьявольское учение, а все ее последователи продали сатане душу. Из-за этого учеников культа смерти начали активно преследовать и выдавать инквизиции, а у нее, как известно, разговор с такими людьми был весьма коротким.

Именно поэтому некроманты стали прятаться, практикуя свое искусство подальше от человеческих глаз. Благо их мастерство от этого только крепло, ведь реальная мистика не нуждается в общем одобрении. Ведь для адептов смерти куда важнее их собственные цели и стремления.

Некромантия сегодня

Времена церковных табу уже давно позади, и желающих познать тайны темного искусства уже не сжигают на кострах. Однако это не означает, что теперь реальная мистика ожидает людей на каждом шагу. Нет, в действительности все как раз-таки наоборот.

Даже сегодня истинные некроманты стараются избегать внимания со стороны простых смертных. Кто знает, возможно, причиной тому стала давняя привычка, или же за долгие года отрешенности они полюбили одиночество. Но факт остается фактом: некромантия - магия, живущая вдали от реального мира.

И все же это не означает, что все темные маги живут где-то в или в тайных пещерах и не появляются в обществе. Нет, многие из них - простые люди, ничем не выделяющиеся из толпы. Глядя на такого, и не скажешь, что он - адепт культа смерти. Но с приходом ночи их образ жизни в корне меняется.

Что такое некромантия и в чем ее суть?

Но давайте оставим историю позади и перейдем непосредственно к самой некромантии. В частности, поговорим о том, на что способны темные жрецы и какими делами они занимаются? Ведь только так можно познать суть этого мистического искусства.

Итак, прежде всего некромантия - это наука об энергии смерти. Следует заметить, что данный вид мистической силы витает не только вокруг усопших, но и возле живых. Ведь любое тело бренно, а значит, подвластно влиянию смерти.

И все же некроманту намного ближе мертвые, ведь именно с ними он проводит большую часть своего времени. Изучая древнее искусство, он учится управлять энергией смерти и подчинять себе души усопших. Это нужно для того, чтобы использовать их в собственных целях, ведомых только ему.

Например, некромант может воззвать к духу покойника и узнать обстоятельства его гибели. Или же, призвав сильного призрака, расспросить его о грядущих событиях. Возможно, некоторые читатели сейчас подумают: «А как это возможно, разве мертвые способны предрекать судьбу?» Что же, как уверяют сами некроманты, загробный мир живет по иным правилам, и время там течет совсем по-другому. Поэтому некоторые духи знают о событиях будущего, пускай и не слишком далекого.

Проще говоря, некромантия - это мистическая наука о мертвых. Изучив ее, человек становится более восприимчивым к влиянию загробного мира, что позволяет ему взывать к помощи мертвых. Именно в это и заключается суть некромантии.

или безвинная магия?

В современном обществе существует еще один устоявшийся стереотип: все некроманты - это прислужники дьявола. В целом в этом нет ничего удивительного, ведь специфика такой магии сама наталкивает на эту мысль, не говоря уже о том, что много столетий подряд об этом твердила церковь. Но действительно ли все адепты смерти исполняют волю лукавого?

Оказывается, сама по себе некромантия не является оружием зла. Да, она работает с мертвой энергией, но это еще не означает, что ее можно использовать только во вред людям. Существует множество примеров того, как некроманты помогали другим: снимали знаки «смерти», предостерегали от бед, защищали от воздействия злых сил и так далее.

И все же есть и плохие маги. К тому же адепты этой науки больше других подвержены искушению применить свои навыки в корыстных целях. Ведь, заглядывая в бездну, нужно помнить о том, что со временем и она начнет пристально смотреть на тебя.

Проклята ли душа некроманта?

Как христиане, так и мусульмане считают, что все темные маги попадают после смерти прямиком в ад. Ведь, согласно святому писанию, именно такое наказание полагается за чародейство и колдовство.

Вот только, как уверяют сами некроманты, их это правило не касается. Они верят в то, их дух останется в этом мире, прислуживая другим последователям культа смерти. А некоторые считают, что и вовсе смогут достигнуть бессмертия, увековечив свое тело или же переселив свою энергию в другого человека.

Но, как ни крути, считается, что душа некроманта все же проклята. Следовательно, дорога в рай ему закрыта навсегда.

Как стать некромантом?

Сейчас существует огромное количество книг и пособий о том, как стать на путь мага смерти. Увы, большинство из них написано лишь для того, чтобы собрать как можно больше денег с наивных читателей. Настоящая прикладная некромантия является скрытой наукой, а потому желающим ее постичь придется изрядно попотеть.

При этом человеку нужно будет найти себе наставника, который согласится обучить его основам темного искусства. Ведь если сунуться в мир мертвых без опытного проводника, то есть вероятность того, что обратного пути не будет. К сожалению, на воротах дома не написано, что здесь живет ведьма-некромант или повелитель душ, а значит, подобные поиски могут занять довольно долгое время.

Но, как говорит одна древняя мудрость: «Учитель появляется лишь тогда, когда ученик к этому готов». Поэтому человек, который действительно хочет научиться некромантии, обязательно найдет своего наставника.

Обряд посвящения

Поступив на обучение к мастеру, ученик должен будет пройти ряд испытаний, которые закалят его душу и тело. Это нужно для того, чтобы проверить решительность и настрой человека, а также убедиться в его моральной стойкости. Ведь в ходе обучения ему придется очень нелегко, и голоса мертвых еще не раз будут искушать его сладкими речами.

Именно поэтому в начале своего пути некроманты обучаются концентрации и повиновению. И только после того, как они пройдут все испытания, их посвятят в адепты культа мертвых.

Изучение искусства поднятия мертвых

Реальная мистика начинается с первых дней обучения молодого некроманта. Ведь отныне он имеет право присутствовать на всех ритуалах и обрядах, что проводит его мастер. И поверьте, от многих из них у нормального человека волосы встанут дыбом.

Ведь практически все магические заклинания некроманта требуют наличия останков мертвых. При этом существуют определенные законы, которые гласят: чем сильнее магия, тем выше должен быть уровень используемых в ней материалов. Например, если для малых чар подойдут кости любого животного, то для ритуалов высшего порядка наличие человеческих останков обязательно.

Еще одной преградой на пути к достижению магических высот может стать сложность заклинаний и обрядов. Так, некроманту нужно выучить не только слова силы, но и то, как правильно рисовать различные пиктограммы и руны. Ведь малейшая неточность приведет к устрашающим последствиям, которых потом уже не исправить.

Магический артефакт

Взаимодействие с мертвыми забирает у некроманта много духовной силы. Поэтому они использую особые предметы - артефакты, способные облегчить эту задачу. Где же они их берут?

Зачастую артефакты передаются от одного мага к другому, и чем старше они становятся, тем больше их сила. Также некоторые волшебные предметы создают сами колдуны с помощью специальных обрядов и заклинаний. Например, если продержать обычное зеркало над покойником в течение суток, оно впитает часть его души. После этого некромант сможет взывать к ней в любое время, и та будет обязана ему отозваться.

Однако наибольшей силой обладают те артефакты, что пропитаны энергией смерти. Такие предметы можно найти на местах больших захоронений, пожарищ, катастроф и так далее. Все некроманты стремятся заполучить в свой арсенал хотя бы несколько таких вещей, дабы в любой момент прибегнуть к их силе.

Время выходить на свет

Как говорилось ранее, сегодня церковь уже не так строга к колдунам и ведьмам, как ранее. В связи с этим люди все чаще стали прибегать к услугам «волшебников» всех мастей и направлений. В их число входят и некроманты, долгое время бывшие не у дел. Что же они могут предложить своим клиентам?

Итак, в большинстве случаев адепты темной школы предлагают людям поговорить с душой их погибших родственников или друзей. Только не стоит путать их обряды с теми сеансами, что проводят медиумы. Некроманты не впускают в себя дух мертвого и не говорят его устами, они служат посредниками в общении, передавая людям то, что им сказали души умерших.

Также некроманты снимают различного рода проклятия и сглазы, особенно сделанные «на смерть». Но при этом они могут и сами их насылать на людей, правда, не каждый маг на этой пойдет. Тут уже все зависит от моральных устоев темного чародея. Ведь некромантия — это лишь инструмент, который можно использовать в различных целях, в том числе и в коварных.

А еще заклинатели духов могут видеть как события прошлого, так и будущего. Иногда это помогает избежать грядущих бед или понять, из-за чего они произошли до этого.

Опасность, которую таит в себе темное искусство

В завершение хочется поговорить о том, какие опасности таит некромантия. Ведь только самый наивный человек поверит в то, что общение с мертвыми проходит бесследно, не говоря уже об управлении ими.

Как уже упоминалось ранее, некромант навсегда теряет право попасть в рай, даже если он применяет свою магию во благо людям. Также после смерти его дух, скорее всего, будет «пойман» другим колдуном, пожелавшим увеличить свою силу.

К тому же иногда ритуалы проходят не так как надо, и тогда некроманту приходится платить за свою ошибку. Например, мертвые могут отнять часть его жизненной силы или вовсе захватить его тело, превратив незадачливого адепта в покорную марионетку. Поэтому путь темного мага - это удел тех немногих, чье стремление познать смерть куда выше желания выжить.

Смерть всегда являлась одной из основных тем религиозных практик, философии, медицины и искусства. Все они обращаются к специфическим особенностям процесса умирания и тому загадочному, мистическому состоянию, которым характеризуется приход смерти, для придания значимости вечным темам: понятию судьбы, существованию Бога, поискам своего места в жизни и так далее. Даже такой раздел медицинского знания, как танатология, посвящен скорее философским или политическим дискуссиям по поводу границы так называемой клинической смерти и определению рубежа, за которым заканчивается жизнь и начинается смерть, чем собственно медицинским вопросам. Психологию смерть интересует с точки зрения влияния на жизненный стандарт отдельного индивида, хотя Фрейд, стоящий в этом случае особняком и являющийся здесь скорее философом или социальным мыслителем, говорит о влечении к смерти как особом стремлении восстановить первоначальное неорганическое состояние организма. Однако нужна ли смерть социальной науке как отдельной гуманитарной отрасли?

В западной социологии (как это видно, например, из интервью с антропологом Сергеем Каном) применяется термин death studies - «наука о смерти». Это некая совокупность гуманитарного знания, касающегося тематики смерти и умирания. С этой позицией перекликается название статьи в журнале Naked Science - «Смерть как наука», собственно, как и позиция , высказываемая ее авторами. Создатель первого в России журнала по death studies «Археология русской смерти» Сергей Мохов предлагает выделять отдельную дисциплину - некросоциологию, которая изучала бы смерть как то, что влияет на фактическую жизнь общества. То есть изучала бы те аспекты, которые не поддаются нашему непосредственному наблюдению при нашей жизни, но являются результатом наблюдения за тем, как это происходит с другими. Российский исследователь Дмитрий Рогозин говорит о социологии смерти как об отрасли, изучающей человеческие реакции на смерть: «как и что люди думают о смерти».

Здесь надо сказать, что тема смерти как нечто отличное от других проблем, интересующих социальные науки, впервые появляется в работе исторического антрополога Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смерти», изданной в 1977 году. В ней исследователь представляет историю ментальностей народов, групп и отдельных людей с точки зрения их представлений о смерти и умирании, а также обрядовых практик. Несмотря на то что данное исследование грешит претенциозным подходом (рассматриваются только теории, удобные автору) и избирательным цитированием, работа Арьеса породила «волну откликов не только в виде критики его построений, но и в виде новых исследований, посвященных теме восприятия смерти и загробного мира». По словам отечественного культуролога Арона Гуревича, работы Арьеса вызвали «мощный взрыв интереса к проблеме „смерть в истории“, который выразился в потоке монографий и статей, в конференциях и коллоквиумах». С этого момента западные представители death studies - вместе с ростом интереса политиков и различных ученых к людям, «близким к смерти» (пожилые, смертельно больные, представители профессий, связанных с риском внезапной смерти) - эксплуатируют идею «смерти в жизни». Это то, что может нам сказать о жизни в социуме и о самом социуме больше самой жизни.

Автор недавно изданной книги (М.: «Новое литературное обозрение», 2015) «Смерть в Берлине. От Веймарской республики до разделенной Германии» (пожалуй, первой переводной монографии в этой области) Моника Блэк задается следующими вопросами: что люди делали, когда соприкасались со смертью? что люди думали (если думали) о загробной жизни? и что вообще для них есть смерть? Исследователь старается через эти три аспекта докопаться до фундаментальных уровней взаимодействия между людьми, где деятельность регулируется мотивами, не имеющими связи со словами и внешними идеями, формулируемыми социумом. Все сделанное таким образом чаще всего не может быть сказано вслух участниками взаимодействия, но может с легкостью быть ими воспроизведено. Описанная таким образом картина жизни Берлина и Германии в целом в поразительно изменчивые для страны годы показывает «особость» немцев в их представлении о самих себе как о культурной нации, носителях пресловутой европейской Zivilisation. Отделяя себя через попытки сохранения «правильных» ритуальных практик от остального мира, немцы заготавливают себе потенциал для будущего восстановления страны после двух мировых войн и переустройства европейского порядка. Так, важной практикой являлось погребение отдельного тела в отдельном гробу: примечательны описанные в книге случаи, когда жители Берлина, уже захваченного советскими войсками, жертвовали едой и основными удобствами ради того, чтобы достать приличный гроб для каждого погибшего. Этот подход контрастировал с практиками погребения, например, в братских могилах, существовавших в советских подразделениях, которые находились в городе. Автор вслед за берлинцами мягко удивляется такому подходу, присоединяя себя к условно «культурным» нациям.

Что может дать такое направление отечественной науке? Безусловно, смерть, если говорить о ней открыто, является общим местом российского историко-антропологического дискурса, независимо от той конкретной темы, что берется в качестве объекта исследования. Гражданская война, репрессии, Великая Отечественная война, институт концентрационных лагерей и ГУЛАГ являются возможными темами для исследований современных некросоциологов. Наряду с этим несомненный и даже более значимый интерес представляют современные российские практики умирания и подготовки к смерти. Социальные нормы, поведение родственников, забота о близких в этом процессе - это то, что может интересовать отечественную науку. Говоря проще, в современном российском дискурсивном поле существует специальный, слабо поддающийся анализу и малоартикулируемый мир смерти, существующий параллельно с миром жизни, со своими правилами и особенностями.

Естественно, все эти вопросы можно рассматривать сугубо с позиции социальной антропологии: есть племя (общество, социум), у него есть определенные обряды перехода, в том числе ритуалы, связанные со смертью; мы их изучим и сможем что-то понять о социальных нормах и институтах этого племени. Это, в свою очередь, даст нам кальку, шаблон для понимания нашего общества. Тем не менее социологический подход к изучению мортальной тематики дает более широкий набор конкретных исследовательских практик.

Здесь есть определенные сложности - в первую очередь затрудненный доступ к полю. Мортальность - табуированная тема в российском социуме: предсмертные практики, уход за умирающими, сознание самой смерти в зеркале повседневной жизни до последних лет не попадали в поле зрения официальной науки. Хосписы, интернаты для престарелых, частные квартиры с парализованными родственниками - это так называемые сложные социальные поля, с доступом к которым могут возникнуть как минимум административные проблемы, не говоря уже об этических рамках исследователя. Общение с работниками кладбищ, которых людская молва (часто небезосновательно) связывает с криминалом, может закончиться для исследователя неудачей. Некросоциология - тяжелая работа по анализу труднодоступной или даже закрытой информации; работа некросоциолога отличается, например, от работы военного журналиста, который снимает серию фотографий о смерти военнослужащих в горячей точке, или от деятельности священника, который читает проповедь о воскресении из мертвых на пасхальной службе. У социолога, как и у священника и корреспондента, есть право на собственный взгляд на объект, но это не догма и не профессиональная инструкция. Доля беспристрастности и стремление к неангажированности накладывает жесткие ограничения на его работу.

Этот момент хорошо иллюстрируют темы двух вышедших номеров упоминавшейся «Археологии русской смерти». Большинство статей посвящены анализу печатных и других источников, изучению символического пространства кладбищ - собственно, проблемам грядущей некросоциологии, и только один материал «снят» с непосредственного разговора о смерти и посвящен похоронно-поминальным причитаниям отдельного района. Надо сказать, что, несмотря на это, разговор исследователя с респондентом, например, о зарплате последнего может оказаться несравнимо более сложной задачей, чем выяснение обстоятельств смерти его родственника. Все, что связано со смертью, в то же время является объектом купли-продажи, от ритуальных услуг до онлайн-игр. В отличие от коммерческого продукта, изучение смерти с социологической точки зрения выводит ее на чистую воду, представляя, скажем, последствия чернобыльской катастрофы для конкретных людей не просто как явление с физиологическими последствиями, но как моральную панику нового типа, страх смерти от доселе неизвестного источника, связанного с новыми механизмами наступления смерти.

В завершение нужно отметить, что личный опыт автора, который будет отражен в готовящихся работах, как и опыт команды исследователей, о котором говорит уже упомянутый социолог Дмитрий Рогозин, показывает, что в современной России люди все больше и чаще сами, первыми, готовы говорить о смерти, переводить ее в артикулируемое поле, обсуждать ее и «делиться» ею. Причина этого - также возможный предмет исследования.


Top