История становления экспериментальной психологии. Развитие отечественной экспериментальной психологии Основные этапы развития экспериментальной психологии

Лекция №1.

Тысячелетия практического познания человеческой психологии и столетия философских размышлений подготовили почву для оформления психологической науки. Это происходит в 19 веке в результате внедрения в психологические исследования экспериментального метода. Процесс становления психологии как экспериментальной науки занимает приблизительно столетие (середина 18 – середина 19 в.), в течение которого вынашивалась идея возможности измерения психических явлений. Первым высказал эту идею Х. Вольф, выпустивший в 1732 г. Труд под заглавием «Эмпирическая психология», а в 1734 г. – «Рациональную психологию». Им введен в оборот термин «психометрика». Он считал возможным измерять величину удовольствия осознаваемым совершенством, а величину внимания – продолжительностью аргументации. Смутно идея психометрии в этом же веке высказывалась естествоиспытателем Боне, математиками Мопертюи и Бернулли. В 1764г. Плуке предположил, что можно измерить уровень интеллекта через число представляемых объектов, отчетливость этих представлений (образов) и скорость появления отчетливых представлений. Хаген (1734) считал возможным измерять интенсивность внимания числом мыслей у субъекта и временем их сохранения во всей их сложности. Он же предложил некоторые экспериментальные замыслы. Например, наблюдать за поведением человека, у которого искусственно вызван страх. Крюгер (1743) придумал эксперимент по измерению интенсивности ощущений, которая, по его мнению, должна быть пропорциональна действующей на нервы силе. Но, к сожалению, все это были только замыслы, в действительности неосуществленные.

В первой четверти 19 в. философ И.Ф. Гербарт (1776-1841) провозгласил психологию наукой, которая должна основываться на опыте метафизики и математики. Правда, он признавал основным психологическим методом наблюдение, а не эксперимент, который присущ, по его мнению, физике. Идеи Гербарта оказали сильнейшее влияние на признанных основоположников экспериментальной психологии – Г. Фехнера и В. Вундта.

По выражению П. Фресса, философия снабдила психологию первыми понятиями, но первыми проблемами и первыми методами экспериментальная психология обязана физиологии. В 1811-1822 гг. Белл и Мажанди открыли наличие в нервной системе двух видов нервов: чувствительных и двигательных. В 1832 г. Холл установил, что мозг является центром двигательных рефлексов. И. Мюллер (1838) открыл закон специфической энергии нервов, соответствующей только одному виду ощущений. Гельмгольц в 1860 г. Расширил сферу действия этого закона, показав, что нервы дифференцируются не только по модальностному принципу, но и по субмодальностному, т.е. по качествам ощущений (высота и громкость звуков, цвета визуальных стимулов). 19 век – время открытия различных нервных центров, управляющих соответствующими психическими функциями: движением, речью, зрением, слухом. К концу века вырисовывается идея не только дифференциации мозговых функций, но и их интеграции, т.е. складывается представление о мозге как о сложно структурированном целом (Джексон, Шеррингтон).


Столетнее вызревание идеи измеримости психических явлений завершилось в середине 19 века появлением экспериментальной психологии. И наиболее значимая фигура в этом событии – немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Врач, физик, философ, он достиг значительных результатов во всех этих областях. Но обессмертил свое имя как психолог. Будучи сторонником панпсихизма (разновидности психологического параллелизма), он задался целью с помощью экспериментальных и математических методов доказать идентичность духа и материи, двух сторон действительности. Он исходил из мысли, что, измерив физическую (материальную) сторону, можно измерить и психическую (идеальную) сторону реальности. Стоит лишь найти закон их соотношения.

В своих исследованиях он опирался на открытую его предшественником по кафедре физиологии Лейпцигского университета проф. Э.Г. Вебером зависимость между ощущением и раздражителем, носящую ныне имя закона Бугера – Вебера. В результате Фехнер сформулировал знаменитый логарифмический закон, согласно которому величина ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Этот закон получил его имя. Скрупулезно исследуя зависимость между физической стимуляцией и психическими ответами, Фехнер заложил основы новой научной дисциплины – психофизики, по сути, представляющей собой экспериментальную психологию того времени. Им были тщательно разработаны несколько экспериментальных методов, три из которых получили эпитет «классических»: метод минимальных изменений (или границ), метод средней ошибки (или подравнивания) и метод постоянных раздражителей (или констант). Главный труд Фехнера «Элементы психофизики», опубликованный в 1860 г., по праву считается первым трудом по экспериментальной психологии.

Очень весомый вклад в развитие психологического эксперимента примерно в это же время внес другой немецкий исследователь Герман Гельмгольц (1821-1894). С помощью физических методов он измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне, чем положил начало изучению психомоторных реакций, в частности такому разделу экспериментальной психологии, как «Время реакции». Основополагающий характер носят его работы по психофизиологии чувств: «Физиологическая оптика» (1867) и «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» (1875). Его теория цветового зрения и резонансная теория слуха актуальны до сих пор. Его гипотеза «бессознательных умозаключений» обогатила психологию восприятия открытием в психических реакциях субъективной добавки к действию объективных раздражителей. Идеи Гельмгольца о роли мышц в чувственном познании были в дальнейшем творчески развиты великим русским физиологом И.М. Сеченовым в его рефлекторной теории.

Следующий период в развитии ЭП связан с именем Вильгельма Вундта (1832 - 1920). Он также был ученым широких интересов: психолог, физиолог, философ, языковед. Но, пожалуй, именно его можно назвать первым профессиональным психологи. Ему принадлежит честь организации первой в мире психологической лаборатории (Лейпциг, 1879), реорганизованной позже в институт ЭП. Это сопровождалось изданием первого официального документа, оформляющего психологию как самостоятельную дисциплину. Лейпцигская лаборатория стала международным центром ЭП. Из ее стен вышли такие выдающиеся исследователи, как Крепелин, Кюльпе, Меймар (Германия); Стенли Холл, Мак Кеттелл, Мюнстенберг, Титченер, Уоррен (США); Спирмен (Англия); Бурдон (Франция); Тьерри, Мишотт (Бельгия).

В «Основах физиологической психологии» (1874) Вундт выдвинул план разработки психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы, их изучения и выяснения связей между ними. Задачей ЭП, по Вундту, является точный анализ индивидуального сознания при помощи точно регулируемого самонаблюдения. Основной предмет изучения – психические процессы. При этом относительно простые явления (ощущения, восприятия, эмоции, память) могут, по мнению Вундта, изучаться с помощью эксперимента, а область высших психических функций (мышление, речь, воля) эксперименту не доступна и исследуется культурно-историческим методом (через изучение мифов, обычаев, языка и т.п.).

Главными методическими признаками научной психологии, по Вундту, выступают: самонаблюдение и объективный контроль. Без самонаблюдения психология превращается в физиологию, а без внешнего контроля данные самонаблюдения ненадежны, и происходит возврат на старые умозрительные позиции интроспекционизма. Эти моменты подчеркивали и ученики Вундта. Так, один из основоположников ЭП в России - Н.Н. Ланге (1858-1921) считал, что роль эксперимента в психологии заключается в том, чтобы с помощью внешних средств сохранять и регистрировать наблюдаемые процессы. Они столь неустойчивы, что только эксперимент позволяет сохранить их в наблюдаемой форме. Американец Э. Титченер (1867-1927) отмечал, что психологический эксперимент – не испытание какой-нибудь силы или способности, а рассечение сознания, анализ части психического механизма, а психологический опыт заключается в самонаблюдении при стандартных условиях. Каждый опыт, по его мнению, является уроком самонаблюдения.

Гештальт-психологи (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффа и др.) критиковали взгляды Вундта на сознание как устройство из элементов, или, по их выражению, «из кирпичей и цемента». Функциональная психология, опирающаяся на эволюционную теорию Ч. Дарвина, вместо изучения элементов сознания и его структуры, интересуется сознанием как инструментом приспособления организма к среде, т.е. его функцией в жизни человека. Однако сознание трактуется с позиций интроспекционизма – как совокупность феноменов, изучаемых через самонаблюдение. Наиболее яркие представители функционализма: Т. Рибо (Франция); Э. Клапаред (Швейцария); Д. Дьюи (США – Чикагская школа), Р. Вудвортс (США – Колумбийская школа).

Тем не менее, именно Вундт и его школа определили дальнейшее развитие психологии по пути эксперимента. Так, психологи знаменитой Вюрцбургской школы, близкой к функционализму, расширили границы применения лабораторного эксперимента на изучение мышления и воли, за что, кстати, сам Вундт их порицал. Метод интроспекции ими был углублен и назван «экспериментальным самонаблюдением». Возглавлял школу ученик Вундта немец О. Кюльпе (1862 - 1915).

Весомый вклад в ЭП внес еще один немецкий ученый – Герман Эббингауз (1850-1909), не разделивший взглядов Вундта на самонаблюдение как исследовательский метод. Под влиянием психофизики Фехнера он выдвигал в качестве задачи психологии установление факта зависимости психического явления от определенного фактора. В этом случае достоверным показателем является не высказывание испытуемого о его переживаниях, а его реальные достижения в той или иной предлагаемой экспериментатором деятельности. Испытуемого даже и не спрашивали о его субъективных впечатлениях. Главные успехи Эббингаузом были достигнуты в изучении памяти и навыков. Знаменитая «кривая Эббингауза», демонстрирующая динамику процесса забывания, до сих пор в арсенале науки.

В России интроспективный подход был подвергнут критике И.М. Сеченовым (1829-1905), выдвинувшим программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики. Хотя сам Сеченов работал как физиолог и врач, его труды и идеи дали мощную методологическую базу всей психологии. Его естественнонаучная теория психологической регуляции в форме рефлекторной теории давала объяснительный принцип явлениям психической жизни. А его исследовательская практика развивала и укрепляла авторитет экспериментальных методов в физиологических и психологических областях.

90-е годы 19 века знаменуются расширением инструментальной базы психологии: к традиционному «исследовательскому» эксперименту добавляется «испытательный эксперимент». Если задачей первого было получение данных об отдельном явлении или психологических закономерностях, то задача второго – получение данных, характеризующих человека или группу людей. Фактически это различные испытания, результаты которых дают основание судить об уровне развития тех или иных качеств человека. Иначе говоря, в ЭП на правах ее полноправного метода вошел тест. Его главным достоинством с самого начала была практическая направленность.

Родоначальником тестовых методик считается психолог Джеймс Маккин Кеттелл (1860 - 1944), применивший их при изучении широкого круга психических функций (сенсорных, интеллектуальных, моторных и т.д.). Им обнаружен феномен антиципации (предвосхищения).

Однако идея применить тест для изучения индивидуальных различий восходит к английскому психологу и антропологу Френсису Гальтону (1822-1911), объяснявшему эти различия наследственным фактором. Однако полного оформления тесты в его работах не получили. Гальтон положил начало новому направлению в науке – дифференциальной психологии. Им предложены «метод близнецов», метод изучения ассоциаций идей и другие эмпирические методы. Он впервые в научной практике привлек статистические данные для обоснования своих выводов и в 1877 году предложил для обработки массовых данных метод корреляций.

Фактически им была проложена дорога к внедрению статистико-математических методов в психологические исследования, что, естественно, повышало надежность результатов и давало возможность вскрывать невидимые «на глаз» зависимости. С Гальтоном начинает сотрудничать математик и биолог Карл Пирсон (1857-1936), разработавший для проверки теории Дарвина специальный статистический аппарат. В результате был тщательно отшлифован и обкатан метод корреляционного анализа, в котором до сих пор используется известный коэффициент Пирсона. В дальнейшем к подобным работам подключились англичане Р. Фишер и Ч. Спирмен (1863-1945). Первый прославился изобретением дисперсионного анализа и работами по планированию эксперимента. Спирмен, изучая интеллектуальную сферу человека, применил факторный анализ данных. Этот статистический метод был развит другими исследователями (Г. Томпсон, К. Бёрт, Л. Тёрстон) и в настоящее время широко применяется как одно из наиболее мощных средств выявления психологических зависимостей.

В России конца 19-начала 20 века в экспериментальной психологии наиболее заметная фигура – Г.И. Челпанов (1862-1936). Им была выдвинута концепция «эмпирического параллелизма», восходящая к психофизическому параллелизму Фехнера и Вундта. В исследованиях восприятия пространства и времени он отточил технику экспериментирования и получил богатый эмпирический материал. Но главной заслугой Г.И. Челпанова, видимо, следует считать активное внедрение экспериментально-психологических знаний в высшее образование России и интенсивную подготовку психологов-экспериментаторов. С 1909 года он читает курс «Экспериментальная психология» в Московском университете и на семинарии при Московском психологическом институте. С тех пор экспериментальная психология в нашей стране стала обязательной учебной дисциплиной в профессиональной подготовке психологов.

Очерк становления ЭП будет ущербным, если не упомянуть о развернувшихся с конца 19 века психологических опытах с животными. Сначала их проводили в естественных условиях, позже – в лабораториях. Здесь надо назвать имена Лебокка, Моргана, Клайна, смола. И конечно, предтечу бихевиоризма Эдуарда Ли Торндайка (1874-1949). В конечном итоге экспериментальная работа с животными вылилась в новую дисциплину – зоопсихологию, где эксперимент и наблюдение являются ведущими исследовательскими приемами. Данные зоопсихологии становятся материалом для другой дисциплины – сравнительной психологии, большой вклад в развитие которой внес наш соотечественник – психолог и биолог В.А. Вагнер (1849-1934).

Термин экспериментальная психология может иметь несколько значений:

  1. Под экспериментальной психологией понимают (вслед за В.Вундтом, С. Стивенсом и другими учеными) всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии (П. Фресс, Ж. Пиаже).
  2. Экспериментальную психологию иногда практикуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях (М.В. Мэтлин).
  3. Термин «экспериментальная психология» часто употребляется в расширительном значении для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.
  4. Под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь, включающую его планирование и обработку данных (Ф.Дж. Мак Гиган).
  5. Челпанов Г.И. рассматривал экспериментальную психологию как учебную дисциплину по методике психологического исследования, а точнее – по методике эксперимента в психологии (см. Дружинин В.Н.).
  6. Экспериментальная психология – самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающую теорию и практику психологического исследования и имеющую своим главным предметом изучения систему психологических методов, среди которых основное внимание уделяется эмпирическим методам (Никандров, с. 19).

Страница 1

Уже в XVII веке обсуждались разные пути становления психологического знания и складывались представления о рациональной и эмпирической психологии. В XIX в. Появились психологические лаборатории и были проведены первые эмпирические исследования, названные экспериментальными. В первой лаборатории экспериментальной психологии В. Вундта использовался метод экспериментальной интроспекции (интроспекция – самонаблюдение человека за своей собственной психической активностью). Л. Фехнером были разработаны основы построения психофизического эксперимента, они рассматривались как способы сбора данных об ощущениях испытуемого при изменении физических характеристик предъявляемых ему стимулов. Г. Эббингауз проводил исследования закономерностей запоминания и забывания, в которых прослеживаются приемы, ставшие нормативами экспериментирования. Ряд специальных приемов получения психологических данных, в частности так называемый метод ассоциаций, предшествовал разработке схем экспериментального воздействия. Бихевиористские исследования (бихевиоризм – направление в психологии XX века, игнорирующее явления сознания, психики и всецело сводящее поведение человека к физиологическим реакциям организма на воздействие внешней среды.), уделившие первостепенное внимание проблеме управления стимульными факторами, выработали требования к построению поведенческого эксперимента.

Таким образом, экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX века изучением элементарных психических функций – ощущений, восприятия, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания экспериментальной психологии как особой науки, отличной от физиологии и философии. Первым мэтром эксп. психологии справедливо называют в. Вундта, основавшего в Лейпциге в 1879 году институт психологии.

Основателем американской эксп. психологии называют С. Холла, который в течении 3 лет учился в Лейпциге в лаборатории В. Вундта. Затем он стал первым президентом Американской психологической ассоциации. Из других исследователей следует назвать Джеймса Кеттэла, который также получил докторскую степень у В. Вундта (в 1886 г.). Он первым ввел понятие интеллектуального теста.

Во Франции Т. Рибо сформулировал представление о предмете экспериментальной психологии, которая, по его мнению должна заниматься не метафизикой или обсуждением сущности души, а выявлением законов и ближайших причин психических явлений.

В отечественной психологии одним из первых примеров методологической работы на пути осмысления нормативов экспериментирования является концепция естественного эксперимента А.Ф. Лазурского, которую он предложил в 1910г. на I-м всероссийском съезде по экспериментальной педагогике.

С 70-х годов учебный курс "Экспериментальная психология" читается в российских вузах. В "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" за 1995 год ему отводится 200 часов. Традицию преподавания экспериментальной психологии в российских университетах ввел профессор Г.И. Челпанов. Еще в 1909/10 учебном голу он читал этот курс на семинарии по психологии в Московском университете, а позже - при Московском психологическом институте (ныне - Психологический институт РАО).

Челпанов рассматривал экспериментальную психологию как учебную дисциплину по методике психологического исследования, а точнее - по методике эксперимента в психологии.

Наука - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Кроме того, термин "наука" относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом. Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д. Идеалом научного поиска считается открытие законов - теоретическое объяснение действительности. Наука как система знаний (результат деятельности) характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как деятельность, прежде всего, характеризуется методом. Метод отличает науку от прочих способов получения знания (откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт и т.д.). Метод - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. При теоретическом методе исследования ученый работает не с реальностью, а с представлением в форме образов, схем, моделей в естественном языке. Основная работа совершается в уме. Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. Ученый работает непосредственно с объектом, а не с его символическим образом.

I.1. Предпосылки возникновения экспериментальной психологии.

Применение экспериментального метода в познании человеческой природы не представляло особой проблемы середине XIX века.

Во-вторых, многие ученые-естественники (физики, медики, биологи, физиологи) в своей практической деятельности все чаще сталкивались явлениями, понимание которых требовало конкретных знаний об устройстве человеческого организма, особенно работе его органов чувств, двигательного аппарата и мозговых механизмов .

Наконец, в-третьих, в истории философии уже были прецеденты уподобления человека более или менее сложному механическому устройству (особенно преуспели этом Жюльен Ламетри и Ренэ Декарт),так что возможность деликатного экспериментирования по отношению человеку (которое стало привычным по отношению к машине) была не такой уж одиозной . Уже с середины XVIII в. в физиологии экстенсивно применяются разнообразные экспериментальные методы: искусственное раздражение препарата или живого органа, регистрация или наблюдение вызванных этим раздражением ответов, простейшая математическая обработка получаемых данных.

I.2. Начало: физиологическая психология

В середине XIX в. работавший в Лондоне шотландский врач Маршалл Холл (1790-857) и профессор естествознания Французского колледжа в Париже Пьер Флоранс (1794-1867), исследуя функции мозга, широко применяли метод экстирпации (удаления), когда функция определенной части мозга устанавливается путем удаления или разрушения этой части с последующим наблюдением за изменениями в поведении животного. В 1861 г. французский хирург Поль Брока (18241880) предложил клинический метод: у умершего вскрывается мозг и отыскивается место его повреждения, которое считается ответственным за аномалию поведения при жизни пациента. Так Брока открыл «центр речи» ретья лобная извилина коры головного мозга, - который оказался поврежденным у мужчины, еспособным при жизни внятно говорить. В 1870 г. Густав Фритш и Эдуард Хитцинг впервые применили метод электростимуляции коры головного мозга (они проводили опыты с кроликами и собаками).

Развитие экспериментальной физиологии привело к двум важным обстоятельствам, оказавшим решающее влияние на антропологические науки того времени :

    Быстро увеличивался фактический материал, относящийся к различным сторонам жизнедеятельности организмов; получаемые в экспериментах данные нельзя было установить даже самым хитроумным умозрительным путем ;

    Многие жизненные процессы, ранее бывшие монопольным предметом религиозных и философских размышлений, получили новые , главным образом механистические объяснения, поставившие эти процессы в один ряд с естественным ходом вещей .

Стремительно разбухающая новыми знаниями физиология нервной системы постепенно отвоевывала у философии все большее и большее пространство. Немецкий физик и физиолог Герман Гельмгольц (1821-1894) от замеров скорости проведения нервных импульсов перешел к исследованиям зрения и слуха, уже став одной ногой в ту еще неведомую область, которая позже получит название психологии восприятия. Его теория восприятия цвета, до сих пор упоминаемая во всех учебниках психологии, затрагивала не только периферические аспекты, находившиеся в ведении физиологии органов чувств, но и многие центрально обусловленные явления, которые еще не удавалось контролировать экспериментально и в полной мере (вспомним, например, роль прошлого опыта в его концепции бессознательных умозаключений). То же самое можно сказать его резонансной теории слухового восприятия.

В научной биографии Гельмгольца интересен один факт. В его экспериментальной практике огромную роль играли измерения. Вначале он измерял скорость проведения нервных импульсов на препарате isole. Затем он перешел к измерению времени реакции человека. здесь он столкнулся с большим разбросом данных не только разных, но даже одного и того же испытуемого. Такое поведение измеряемой величины не укладывалось в строгую детерминистскую схему мышления физика-физиолога, и он отказался от исследований времени реакции, посчитав эту капризную меру малодостоверной. Гениальный экспериментатор оказался в плену своего менталитета.

В истории науки такое встречается часто. Если тогда зрением и слухом занимались многие, то, пожалуй, только Эрнст Вебер (1795-1878) - немецкий физиолог, главный научный интерес которого был связан физиологией органов чувств, сосредоточился на изучении кожной кинестетической чувствительности. Его эксперименты с осязанием подтвердили наличие порога ощущений, в частности, двухточечного порога. Варьируя места раздражения кожи, он показал, что величина этого порога неодинакова, и объяснил это различие, а не отбросил его как недостоверное . Все дело в том, что, будучи настоящим экспериментатором, Вебер не только измерял пороги, получая, как мы теперь говорим, ервичные данные, но математически обрабатывал их, получая вторичные данные, не содержащиеся в самой процедуре измерения. Это особенно хорошо видно на примере его опытов кинестетической чувствительностью (сравнение веса двух небольших грузов - стандартного переменного). Оказалось, то едва ощущаемое различие между весами двух грузов неодинаково для разных стандартов. Экспериментатор мог видеть эту разницу по первичным замерам. Но Вебер не остановился на этом. Повидимому, его навык работать числами, не только со стимулами испытуемыми, заставил его сделать еще один шаг: он взял отношение едва заметного различия (то есть разницу между весами двух грузов) величине стандартного груза. И его величайшему удивлению это отношение оказалось постоянным для разных стандартов! Это открытие (позже оно стало называться законом Вебера) нельзя было сделать apriory, и оно не содержалось непосредственно ни экспериментальной процедуре, ни в результатах измерений. Это та творческая удача, которая иногда постигает думающих экспериментаторов. Благодаря работам Вебера стала очевидной не только измеримость ощущений у человека, но и существование строгих закономерностей в осознаваемом чувственном опыте.

Когда Вебер в свои 22 года читал лекции по физиологии на медицинском факультете Лейпцигского университета, туда поступил учиться будущий основоположник психофизики Густав Фехнер. Это был 1817 год. Идея психофизики, изучающей законы связи между психическими и физическими явлениями, родилась у Фехнера в 1850 году . Фехнер был натурой гуманитарной и находился в оппозиции к материалистическим взглядам, господствовавшим тогда в Лейпцигском университете и горячо отстаиваемым тем же Вебером. При этом он оперировал весьма высокими категориями, заявляя, что у Вселенной есть две стороны: не только «теневая», материальная, но и «светлая», духовная (Шульц Д.П., Шульц С.Э., 1998, с.79). Эта ориентация на Вселенную и была, повидимому, источником его научного вдохновения.

В конце 30-х годов он заинтересовался проблемой ощущений . И тут с ним случилось несчастье: изучая зрительные послеобразы, он смотрел на Солнце через цветные стекла и повредил себе глаза. После этого он несколько лет пребывал в тяжелой депрессии и обратился к философской мистике, особенно к проблеме соотношения физического и психического. Его выход из состояния депрессии был весьма загадочным и даже мистическим: «Однажды он увидел сон, из которого отчетливо запомнил число77. Из этого он заключил, что его выздоровление займет 77дней. Так оно и случилось». (Там же, с.80). Более того, его депрессия перешла в эйфорию. Именно на это время и приходится упомянутое выше озарение. Веберовские лекции по физиологии органов чувств, физическое и математическое образование, выстраданные философские познания интегрировались в простую, но гениальную идею, сформулированную впоследствии как основной психофизический закон.

Аксиоматика Фехнера:

1.Ощущение нельзя измерить непосредственно; интенсивность ощущения косвенно измеряется величиной стимула.

    При пороговой величине стимула (r) интенсивность ощущения (S) равна 0.

    Величина надпорогового стимула (R) измеряется единицах порога, то есть величиной стимула при абсолютном пороге (r).

    Едва заметное изменение ощущения (Δ S ) является величиной постоянной и поэтому может служить единицей измерения любой интенсивности ощущения.

Теперь оставалось определить соотношение между единицей измерения ощущения (Δ S ) и пороговой единицей измерения стимула. Фехнер решил эту задачу чисто математическим путем. Проследим за логикой его рассуждений.

Имеем две константы: (Δ S ) (аксиома 4) и Веберово отношение Δ R/R. (Сам Фехнер писал, что, проводя свои эксперименты, он еще не знал о работе Вебера. Остается историческая загадка: то ли Фехнер лукавил, то ли на самом деле он действовал независимо. В науке, как обыденной жизни, встречается и то, другое). Одну константу можно выразить через другую:

Δ S = c (Δ R: R) (1)

Это – так называемая основная формула Фехнера. При измерении порога Δ R иΔ S – бесконечно малые величины, то есть дифференциалы:

После интегрирования получаем:

∫dS = c ∫ dR: R , или S = c lnR + C (2)

Здесь постоянные с и С неизвестны. Если S = 0 при R = r (где r – пороговая величина), то выражение (2) запишется так:

Oтсюда С = -сlnr ; подставляем его в (2) получаем:

S = c lnR -c lnr = c (lnR - 1nr)= c lnr (R: r).

Переходим к десятичным логарифмам: S = k lg (R: r) (3)

Принимаем r за единицу измерения, то есть r = 1; тогда:

S = k lg R (4)

Это и есть основной психофизический закон Фехнера . Обратите внимание, что вывод закона осуществлен средствами математики, и здесь никаких сомнений возникнуть не может.

В законе Фехнера единицей измерения является пороговая величина стимула r. Отсюда понятно, почему Фехнер большое внимание уделил тому, как определять порог. Он разработал несколько психофизических методов, которые стали классическими: метод границ, метод постоянных стимулов и метод становки. С ними вы познакомились на практических занятиях, и теперь мы можем взглянуть на эти методы с другой стороны.

Во-первых, се эти методы - сугубо лабораторные: здесь и стимулы искусственные, мало похожие на обыденные слабое касание кожи двумя иголочками, еле-еле видимое световое пятно, чуть слышимый изолированный звук); и остальные необычные условия (предельное сосредоточение на своих ощущениях, монотонное повторение одних и тех же действий, полная темнота или тишина); и раздражающее однообразие. Если такое и случается в жизни, то весьма редко, да и то в экстремальной ситуации (например, в одиночной тюремной камере). И все это необходимо для чистоты эксперимента, чтобы свести к минимуму или полностью исключить воздействие на испытуемого тех факторов, которые не имеют отношения процедуре эксперимента. Искуственность экспериментальной ситуации - неизменный атрибут любого научного эксперимента. Но она порождает не очень приятную проблему применимости лабораторных данных реальным, нелабораторным ситуациям. естественных науках эта проблема далеко не так драматична, как экспериментальной психологии. К ней мы еще вернемся немного позже.

Во-вторых, конкретная, или мгновенная величина порога сама по себе малоинтересна и едва ли информативна. Обычно порог измеряется ради чего-то. Например, по его величине мы можем судить чувствительности человека к данным воздействиям: чем ниже порог, тем выше чувствительность; сравнивая пороги, полученные разное время одного и того же испытуемого, мы можем судить об их динамике во времени или зависимости от определенных условий; сравнивая пороги разных испытуемых, можно оценить диапазон индивидуальных различий чувствительности для данной модальности, т.п. Другими словами, контекст, в котором применяется лабораторный метод, значительно расширяет его смысловой объем, значит его прагматическую ценность. Именно этот контекстуальный фактор сделал фехнеровские методы мощным инструментом для решения других, уже нефехнеровских проблем не только психофизике, но общей психологии.

    РОЖДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

У истоков экспериментальной псих ологии стоял еще один выдающийся немецкий ученый - Вильгельм Вундт (1832-1920). Он тоже родился в семье пастора, получил медицинское образование, знал анатомию, физиологию, физику и химию. С 1857 по 1864 годы работал лаборантом у Гельмгольца (о нем уже упоминалось). У Вундта была своя домашняя лаборатория. Занимаясь в это время физиологией, он приходит к мысли о психологии как самостоятельной науке. Эту идею он обосновывает в своей книге «К теории чувственного восприятия», которая малыми порциями публиковалась с 1858 по 1862 год. Именно здесь впервые встречается введенный им термин экспериментальная психология.

Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г. так как именно в этот период В.Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. Намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений: естественно-научного, опирающегося на эксперимент, и культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры («психология народов»). По его теории, естественно-научные экспериментальные методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории изучались в основном ощущения и вызываемые ими двигательные акту –реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр.(Психодиагностика. А.С. Лучинин, 2004).

Теоретические основы науки .

Психология Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук – в первую очередь физиологии.

Предметом исследования выступило сознание. Основой концептуальных взглядов выступали эмпиризм и ассоцианизм.

Вундт считал, что сознание есть сущность психики – явление сложное и составное, и для его изучения лучше всего подходит метод анализа или редукционизма. Он указывал, что первым шагом в изучении какого-либо явления должно быть полное описание составных элементов.

Главное внимание он сосредоточил на способности мозга к самоорганизации, эту систему Вундт назвал волюнтаризмом (волевой акт, хотение) – концепция, согласно которой разум обладает способностью организовывать процесс мышления, переводя его на качественно более высокий уровень.

Вундт придавал большое значение способности разума к активному высокоуровневому синтезу своих составных элементов.

Психология должна изучать в первую очередь непосредственный опыт – который очищен от всякого рода интерпретаций и доопытных знаний («У меня болят зубы»).

Этот опыт очищен от опосредованного опыта, который дают нам знания, и не является составляющим непосредственного переживания (мы знаем, что лес – зеленый, море – синее, небо – голубое).

Основным методом новой науки явилась интроспекция. Поскольку психология наука об опыте сознания, значит, и метод должен состоять из наблюдения над собственным сознанием.

Эксперименты по интроспекции, или внутренней перцепции, проводились в Лейпцигской лаборатории по строгим правилам:

    точное определение начала (момента) эксперимента;

    наблюдатели не должны снижать уровень своего внимания;

    эксперимент должен быть проверяем несколько раз;

    условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменения и контроля из изменением факторов раздражения.

Интроспективный анализ был связан не с качественной интроспекцией (когда испытуемый описывал свой внутренний опыт), а с непосредственными представлениями испытуемого о величине, интенсивности, диапазоне действия физического раздражителя, времени реакции и т. д. Таким образом, выводы об элементах и процессах сознания делались из объективных оценок.

Элементы опыта сознания

Вундт обозначил следующие основные задачи экспериментальной психологии:

    проанализировать процессы сознания посредством исследования его основных элементов;

    Выяснить, как эти элементы соединяются;

    Установить принципы, согласно которым такое соединение происходит.

Вундт считал, что ощущения являются первичной формой опыта. Ощущения возникают, когда на органы чувства действует какой-либо раздражитель и возникающие импульсы достигают мозга. Ограниченность данной позиции в том, что он не проводил различия между ощущениями и возникающими на их основе мысленными образами.

Чувства – еще одна форма первичного опыта. Ощущения и чувства возникают одновременно в процессе одного и того же непосредственного опыта. Причем чувства непосредственно следуют за ощущениями:

Раздражитель ощущение чувство

В процессе проведения сеансов самоанализа Вундт разработал трехмерную модель чувств (эксперимент с метрономом).

Трехмерная модель чувств построена в системе трех измерений:

    «удовольствие – дискомфорт» (когда удары метронома ритмичные – очень частые);

    «напряжение – расслабление» (очень редкие удары, когда ждешь удара, и расслабление, наступающее после него);

    «подъем (чувств) – угасание» (частый темп ударов – медленный).

Следовательно, любое чувство располагается в некоем диапазоне трехмерного пространства.

Эмоции – это сложное соединение элементарных чувств, которые могут измерены при помощи трехмерного континуума. Таким образом, Вундт сводил эмоции к элементам мышления, но эта теория испытания временем не выдержала.

Основав лабораторию и журнал, Вундт наряду с экспериментальными исследованиями обращается к философии, логике, эстетике.

Он считал, что простейшие психические процессы – ощущения, восприятие, чувства, эмоции – необходимо изучать с помощью лабораторных исследований. А для высших психических процессов – обучаемость, память, язык, которые связаны с аспектами культурного воспитания, нужны другие методы исследования, не экспериментальные, а заимствованные из социологии и антропологии.

Согласно Вундту, психология начинается непосредственного опыта субъекта. Само деление человеческого знания на непосредственное опосредствованное Вундт заимствовал из философии. Но он вкладывал эти понятия иной смысл. Для философа непосредственному относятся чувственное и интуитивное знание, опосредствованному - рациональное. Вундт полагал, что чувственное знание тоже может быть опосредствованным, например прошлым опытом субъекта, его ранее приобретенным знанием о воспринимаемом предмете. Восприятие, по Вундту, - это естественный процесс, целиком обусловленный тремя детерминантами:

    физической стимуляцией,

    анатомическим строением воспринимающего органа,

    прошлым опытом индивида.

Вундт выделил три базовые категории, лежащие в основе психических явлений: ощущение (sensation), восприятие (perception), чувствование (feeling). Ощущение является простейшим элементом сознательного опыта; нем фиксируется отдельное свойство воспринимаемого предмета, не предмет в целом. Такая ситуация встречается редко. Обычно органы чувств одновременно реагируют на несколько свойств предмета, поэтому в сознании одновременно присутствует множество элементарных ощущений. Объединяясь вместе, они дают новое качество восприятие целостного предмета . Отчасти такое объединение может осуществляться автоматически, пассивно, помимо воли субъекта, благодаря механизму ассоциации. Ассоциативные комплексы образуют поле восприятия. В этом поле есть часть содержания, на которую направлено внимание субъекта. И здесь Вундт вводит очень важное в его концепции понятие апперцепции.

В отличие от автоматически, пассивно протекающей перцепции, апперцепция - это произвольный акт, целиком управляемый волей субъекта. Благодаря апперцепции элементы, входящие в поле восприятия, могут группироваться и перегруппировываться волей субъекта в качественно новые целостные образования, в том числе и такие, которые ранее не встречались в опыте субъекта. Вундт называл это творческим синтезом. Не только восприятие, но и вся наша душевная жизнь складывается из динамики переходов перцепции и апперцепции друг в друга. В упомянутом издании Вундт приводит интереснейшие жизненные наблюдения и собственные экспериментальные данные, подтверждающие эту его идею.

Предмет психологического исследования, как представлял себе его Вундт, оказался довольно сложным. Даже если взять только процесс восприятия, то вырисовывается фантастически сложная картина. Действительно, каждая из трех его детерминант имеет множество возможных состояний, из которых контролировать можно только мизерную их часть. Огромно и разнообразие тех конкретных сочетаний и взаимодействий, в которые вступают эти детерминанты.

Не только в гуманитарных, но и в естественных науках путь от простого к сложному часто оказывается не столько руководящим принципом конкретного исследования, сколько способом представления его результатов для того, кто впервые знакомится с ними. И здесь возникает иллюзия, что познание текста познание описываемой в нем реальности - это одно то же, то есть путь от простого к сложному. На самом деле познание реальности начинается с осознания чего-то неизвестного, какой-то проблемы, то есть как раз чего-то сложного . В уме исследователя это сложное начинает приобретать свои конкретные очертания виде новой конструкции. В нее могут входить как уже известные, так предполагаемые, гипотетические элементы или отношения между ними.

Эксперимент как раз и призван обнаружить гипотетическое реальном. Вундт тоже руководствовался принципом от простого сложному. Но проблема для него заключалась том, что это простое должен был находить не он сам, а тот человек, психические процессы которого он изучал. Если вы хотите понять, что происходит моем сознании, когда вы показываете мне красную розу, то вас не устроит мой ответ: «вижу красную розу», потому что это не начало не середина процесса, его предсказуемый и очевидный финал. Вундт считал, что обнаружить самые начальные элементы сознания можно помощью специально тренируемого самонаблюдения, или внутренней перцепции. По существу это была разновидность метода интроспекции, начало которому было положено еще Сократом. Но оказалось, этом позже убедился сам Вундт, что даже тренированная интроспекция не способна решить поставленную им задачу.

В университетских лабораториях Вундта, созданных им для реализации своей обширной исследовательской программы, применялись разнообразные методы. Среди них особой популярностью пользовался метод времени реакции. На нем следует остановиться подробнее, тем более, что и сейчас во многих экспериментальных работах применяются различные модификации «ментальной хронометрии».

Исследуя время реакции, Вундт пытался определить временные параметры четырех выделенных им «элементов психики» - перцепции, апперцепции, опознания, и ассоциации. Собственно, только эти элементы, по убеждению Вундта, и могли быть предметом экспериментальной психологии.

Экспериментальная психология - сравнительно молодая наука. Ее зарождение было подготовлено широко развернувшимся в середине XIX в. изучением элементарных психических функций, сферы чувственного познания личности - ощущений и восприятий. Познание этих процессов, осуществлявшееся в основном методом интроспекции, показало невозможность получения достоверных данных, трудность их интерпретации и привело к необходимости поиска других, более эффективных методов исследования, подготовив, таким образом, базу для возникновения экспериментальной психологии. Выделение экспериментальной психологии в самостоятельную область психологических знаний, отличную от философии и физиологии, приурочено ко второй половине XIX в., когда под руководством выдающегося немецкого психолога В.Вундта (1832-1920) была создана первая в мире психологическая лаборатория, оснащенная техническими устройствами и приборами. Их применение знаменовало переход от качественного, описательного исследования психики к более точному, количественному ее изучению, переход от метода интроспекции как основного метода психологического исследования к широкому внедрению в практику психологических исследований экспериментального метода . К этому времени относится открытие основного психофизического закона (закон Вебера-Фехнера), давшего возможность установления связи между физическими и психологическими явлениями. Основной психофизический закон показал возможность количественного измерения психических явлений, и это открытие привело к созданию так называемых субъективных шкал. С этого времени основным объектом измерения стали ощущения человека и животных (Э.Торндайк и др.), их изучение продолжалось до конца XIX в. Крупный вклад в развитие экспериментальной психологии внес В.М.Бехтерев (1857-1927) - русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог, основавший первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), а затем первый в мире Психоневрологический институт по комплексному изучению чело
века. Его работа “Общие основы рефлексологии человека” (1917) получила всемирное признание.
В конце XIX - начале XX в. экспериментальная психология начинает играть все большую роль в изучении психики человека. Экспериментальный метод стал при меняться в изучении не только общих закономерностей протекания психических процессов, свойств и состояний человека, но и индивидуальных различий чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций (Ф.Гальтон, Д.Кеттелл). Таким образом, в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление - дифференциальная психология, предметом которой являются индивидуальные различия между людьми и их группами .
На это же время приходится и развитие тех областей теории вероятности и математической статистики, которые легли в основу количественной обработки экспериментальных данных. Первое специальное психометрическое учреждение было создано в Англии выдающимся психологом Ф.Гальтоном. В 1884 г. он основал Антропологическую лабораторию, одной из задач которой стало получение статистических данных о человеческих способностях, ему принадлежит заслуга применения в психологии метода корреляции. Ф.Гальтон привлек к сотрудничеству таких ученых-математиков, как К.Пирсон, изобретший дисперсионный анализ, и Р.Фишер, применивший в написанной им работе “Общий интеллект, объективно определенный и измеренный” (1904) факторный анализ к оценке уровня интеллектуального развития личности.
С появлением количественных методов обработки данных экспериментальный метод стал основой психодиагностики. Один из первых статистически обоснованных тестов интеллекта разработал и опубликовал в 1905-1907 гг. французский ученый А.Вине. В дальнейшем этот тест А.Вине усовершенствовал вместе с Т.Симоном.
Во второй половине 1920-х гг. стали появляться новые психологические, в том числе интеллектуальные и личностные тесты (Г.Айзенк, Р.Кеттелл), вошли в практику тесты, связанные с социально-психологическими исследованиями: социометрический тест, созданный аме
риканским психологом Д.Морено, множество измерительных методик, разработанных группой американских социальных психологов - учеников и последователей К.Левина.
На 1950-1960-е гг. XX в. приходится основное количество разнообразных психодиагностических методик. Эти годы стали годами наибольшей психометрической активности ученых-психологов. Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психологических знаний . Создано множество психодиагностических методик, число которых продолжает увеличиваться быстрыми темпами. Все более широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также компьютерные средства .
Таким образом, экспериментальный метод стал надежным основанием для теоретических обобщений и практических рекомендаций в психологической науке. В результате психология довольно быстро обогатилась новыми более надежными теориями по сравнению с теориями, основанными на исследованиях умозрительного, интроспективного метода. Открылись широкие возможности для развития прикладных областей знаний, в том числе психологии труда, инженерной, медицинской и педагогической психологии . Благодаря экспериментальному методу исследования современная психология стала не только достоверной академической, но и практически полезной наукой.

От уровня теоретических представлений о предмете психологии следует отличать уровень конкретной эмпирической работы, где под власть эксперимента подпадает все более широкий круг явлений. Давним, с платоновских времен, "гостем" психологии было представление об ассоциации, имевшее самые разные толкования. В одних философских системах (Декарт, Гоббс, Спиноза, Локк, Гартли) ассоциация означала связь и порядок телесных впечатлений, появление одного из которых по закону природы вызывает смежные с ним; в других (Беркли, Юм, Томас Браун, Джеме Милль и др.)-связь ощущений во внутреннем опыте субъекта, не имеющую отношения ни к организму, ни к порядку испытанных им внешних воздействий.
С рождением экспериментальной психологии изучение ассоциаций становится ее излюбленной темой, которая разрабатывается в нескольких направлениях.
Молодая психология заимствовала свои методы у физиологии. Собственных она не имела, пока немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) не принялся за экспериментальное изучение ассоциаций. В книге "О памяти" (1885) он изложил результаты опытов, проведенных на себе с целью вывести математически точные законы сохранения и воспроизведения выученного материала. Занявшись этой проблемой, он изобрел особый объект-бессмысленные слоги (каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними, например, "мон", "нат" и т. п.). Чтобы изучить ассоциации, Эббингауз сначала отобрал раздражители, которые не вызывают никаких ассоциаций. Над списком из 2300 бессмысленных слогов он экспериментировал в течение двух лет. Были испробованы и тщательно просчитаны различные варианты количества слогов, времени заучивания, числа повторений, промежутка между ними, динамики забывания ("репутацию классической приобрела "кривая забывания", показывавшая, что примерно половина забытого падает на первые полчаса после заучивания) и других переменных. В результате Эббингауз получил разнообразные данные, касающиеся числа повторений, нужных для последующего воспроизведения материала разного объема, забывания различных фрагментов этого материала (начала списка слогов и его конца), эффекта сверхзаучивания (повторения списка большее число раз, чем требуется для его успешного воспроизведения) и др.
В итоге этой кропотливой работы законы ассоциации выступили в новом свете. Эббингауз не обращался за их объяснением к физиологам. Но и роль сознания его не интересовала. Ведь любой элемент сознания, будь то психический образ или акт, изначально осмыслен, а в смысловом содержании виделась помеха изучению механизмов чистой памяти. Эббингауз открывал новую главу в психологии не только потому, что первым отважился заняться экспериментальным изучением мнемонических процессов, более сложных, чем сенсорные. Его уникальный вклад определялся тем, что впервые в истории науки посредством экспериментов и количественного анализа их результатов были открыты собственно психологические закономерности,. действующие независимо от сознания, объективно. Это, в свою очередь, ставило под сомнение равенство психики и сознания, принимавшееся до этих пор за аксиому.
То, что в европейской традиции считалось процессами ассоциации, вскоре стало одним из главных направлений американской психологии "научения". Это направление привнесло в психологию объяснительные принципы учения Дарвина, утвердило новое понимание детерминации поведения целостного организма и, тем самым, всех его функций, в том числе психических. Среди новых объяснительных принципов выделялись вероятностный характер реакций как принцип естественного отбора и адаптация организма к среде с целью выживания в ней. Эти принципы образовали контуры новой детерминистской (казуальной) схемы.
Прежний механический детерминизм уступил место биологическому. На этом переломе в истории научного познания понятие ассоциации приобрело особый статус. Прежде оно означало связь идей в сознании; теперь же-связь между движениями организма и конфигурацией внешних стимулов, от приспособления к которым зависит решение жизненно важных для организма задач. Ассоциация выступала как способ приобретения новых действий научения (по принятой вскоре терминологии).
Первый крупный успех в преобразовании понятия ассоциации связан с опытами над животными (главным образом кошками) Эдуарда Торндайка (1874- 1949), использовавшего так называемые "проблемные ящики". Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство (нажав на пружину, потянув за петлю и т. п.). Животные совершали множество движений, бросались в разные стороны, царапали ящик, пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. "Пробы, ошибки и случайный успех" - такова была формула, принятая для всех типов поведения как животных, так и человека.
Торндайк объяснял свои опыты законами научения. Прежде всего-законом упражнения, по которому двигательная реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и продолжительности повторения связей. К нему присоединялся закон эффекта, гласивший, что из нескольких реакций наиболее прочно закрепляются те, которые сопровождаются чувством удовлетворения.
Торндайк предполагал, что связям между движением и ситуацией соответствуют связи в нервной системе (т. е. физиологический механизм), которые закрепляются благодаря чувству (т. е. объективному состоянию). Но ни физиологические, ни психологические компоненты ничего не добавляли к нарисованной Торндайком независимо от них "кривой научения", где на абсциссе отмечались повторные пробы, а на оси ординат-затраченное время (в минутах).
Главный труд Торндайка назывался "Интеллект животных. Исследование ассоциативных процессов у животных" (1898). Уже из этого названия следовало, что ассоциации - суть интеллектуальные, стало быть, смысловые процессы. Вся прежняя психология считала смыслы неотъемлемым атрибутом сознания; теперь же они становились атрибутом телесного поведения.
До Торндайка считалось, что интеллектуальные процессы определяются идеями, мыслями, умственными операциями (как актами сознания). У Торндайка же они выступили в виде независимых от сознания двигательных реакций организма. В прежние времена эти реакции относились к разряду рефлексов-машинальных стандартных ответов на внешнее раздражение, предопределенных самим устройством нервной системы. Согласно Торндайку, эти реакции интеллектуальны, ибо направлены на решение задачи, справиться с которой, используя наличный запас ассоциаций, нельзя. Выход состоит в выработке новых ассоциаций, новых двигательных ответов -на необычную (и потому проблемную) для субъекта ситуацию.
Традиционно упрочение ассоциаций психология относила к процессам памяти; когда же речь шла о действиях, ставших автоматическими благодаря повторению, их называли навыками. Поэтому открытия Торндайка были истолкованы как законы образования навыков. Между тем сам он считал, что исследует интеллект, а стало быть, смысловую основу поведения. На вопрос "имеется ли ум у животных?" Торндайк дал положительный ответ.


Top