Михаил тихонравов. Михаил Клавдиевич Тихонравов: биография

Решением Переславль-Залесской городской Думы от 26 мая 2011 года № 54 за выдающиеся заслуги в области ракетостроения и космонавтики присвоено звание «Почетный гражданин города Переславля-Залесского» Михаилу Клавдиевичу Тихонравову (посмертно)

Родственными корнями Михаил Клавдиевич Тихонравов относится к переславскому голове Александрову по материнской линии (Софья Николаевна Воронина). По отцовской линии в Переславле жила племянница Нина Покровская (Охотина), преподаватель женской гимназии. Родители его были образованными людьми: отец имел юридическое образование, некоторое время работал школьным учителем. Мать и тетка учительствовали.

Михаил родился во Владимире в 1900 году, окончил гимназию в Санкт-Петербурге, в 1918 году семья переехала к родственникам в Переславль. В северной столице в это революционное время жизнь была трудной, и многие интеллигенты возвращались в провинциальные города туда, где можно было прожить огородами и своим хозяйством.

Родственники Тихонравовых жили в доме рядом с женской гимназией. В этой гимназии учительствовали мать Михаила и его тетушка. Отец летом 1918 года был избран народным судьей 2-ого участка Переславского уезда (Елизаровская, Смоленская и Петровская волости). Михаил устроился работать в народный суд курьером и переписчиком. 18-летний Михаил сразу включился в работу по организации Союза молодежи.

От Михаила Клавдиевича в 1958 году в Переславский музей поступил архив, изучая который можно проследить историю и развитие молодежного движения в городе и на селе в 1919-1920 гг. Архив состоит из документов печатных и рукописных. Черновики протоколов комсомольских собраний и заседаний комитета, списки сочувствующих молодежному движению, рапорты и отчеты в партийную организацию и т.д. Вот что сообщал Михаил Клавдиевич о создании комсомола в Переславле: «Переславская молодежь сумела организоваться только в 19-м году. Не было дня организации, были дни организации, была борьба, были усилия, потому что коммунистический элемент не мог быть выявлен сразу, приходилось бороться с чуждым мещанским элементом, который в первые дни наводнил Союз». Союз молодежи был признан уездным комитетом партии, а дата 16 января 1919 года может быть установлена как дата организации РКСМ в Переславле.

В октябре 1920 года переславские комсомольцы избрали юного Михаила делегатом III Всероссийского съезда РКСМ, где выступал В.И. Ленин с исторической речью «Задачи Союза молодежи», определившей программу деятельности поколений советской молодежи.

В июне 1919 года Тихонравов добровольно вступил в Красную Армию. Как человека образованного (а это в ту пору было редкостью), его определили на политработу в уездном военкомате. Командование быстро подметило в парне тягу к технике, авиации.

В 1920 году он - курсант Института Красного Воздушного Флота (впоследствии Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского).
Получив в 1925 году диплом инженера, М. К. Тихонравов с головой ушел в космическое ракетостроение. Молодой инженер вскоре познакомился с конструкторами Ф.А.Цандером и С.П. Королевым. Инженеры-единомышленники создают знаменитый ГИРД - группу по изучению динамики движения ракет. (В составе московской группы С.Королев, Ф.Цандер, В.Ветчинкин, Ю.Победносов, М.Тихонравов)

Группа трудилась в подвале старого дома на углу Садово-Спасской и Орликова переулка. Первое тихонравовское изобретение - ракету «ГИДР - 09» - постоянно преследовали несчастья: заправленная жидким кислородом и желеобразным бензином, она никак не хотела взлетать. Испытания следовали одно за другим. У изобретателей были трудности с транспортом, и первую советскую ракету заворачивали в рогожу и везли трамваем на полигон в Нахабино, заплатив за провоз багажа. Кажется символическим противоречие: убогость способа транспортировки - и масштабность решаемой задачи…

За десять летных недель 1933 года было проведено 16 испытаний. Любое терпение подходит к концу: «Эта дрянь никогда не взлетит!» Тихонравов вконец измотался, и Королев насильно отправил его в отпуск на Хопер, приказав «тихо удить рыбу».

День 17 августа 1933 года вошел в историю российской космонавтики: человеческое упрямство победило упрямство металла. Ракета «09» взлетела и, постепенно набирая скорость, достигла высоты 400 метров. «Начиная с этого момента, советские ракеты должны летать над Союзом Республик», - написал тогда в ГИРДовской стенгазете Королев.

Обратите внимание на особенность советских реалий того времени: ведь принято было работать на голом энтузиазме! Ну, может быть, не совсем на «голом» - Михаилу Клавдиевичу и его единомышленникам за создание ракеты «ГИРД - 09» была вручена премия: каждому по…черному кожаному пальто. А до этого их поощряли лишь одной парой ботинок на всех.

В 1946 году ракетчиками под руководством Тихонравова разработан первый проект корабля для полета человека в космос на высоту 150-200 км, через полтора десятка лет «Восток».

Из воспоминаний летчика- космонавта СССР Константина Феоктистова:
«В 1957 году я пришел работать к Королеву. Сначала я работал у Тихонравова. При совершенно различных натурах они подходили друг другу в одном: каждый из них был человеком, верным идее, за которую стоял».

В 1960 году в московском Центре подготовки космонавтов профессор Тихонравов читал курс лекций «Механика космического полета». «Это был удивительный полет фантазии в возможности человека и техники того времени», - скажет его ученик, летчик-космонавт Виталий Севастьянов.

Для Тихонравова - инженера высочайшего, мирового класса - человеческий фактор оставался наиважнейшим всегда, от его комсомольской юности до последних дней жизни. Он, как и многие настоящие ученые, замечательным педагогом. Видимо, поэтому он, как и многие замечательные ученые, был замечательным педагогом. Видимо, поэтому он оказался в элитной команде той профессуры, кто читал лекции первому, «гагаринскому» отряду советских космонавтов.

В последние годы М.К. Тихонравов передал эту педагогическую эстафету одному из своих учеников - В.И. Севастьянову (Герой Советского Союза, летчик-космонавт).
Михаил Клавдиевич Тихонравов является одним из пионеров в замечательной плеяде советских конструкторов в области ракетостроения и космонавтики. Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Герой Социалистического труда, он был член-корреспондентом Международной Академии астронавтики, лауреатом Ленинской премии, кавалером многочисленных советских орденов и медалей.

19 июля 2002 года в Переславле-Залесском, у дома, где жила семья Тихонравовых, состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память о нашем земляке. Церемонию открыли первый секретарь Переславского райкома КПРФ В.П. Паутов, Мэр города Е.А. Мельник, а также дважды герой Советского Союза летчик-космонавт В.И.Севастьянов, который учился у М.К.Тихонравова и родная дочь ученого Наталья Михайловна, которая привезла в подарок Переславскому Дому детского творчества планшеты с рисунками отца.

Тихонравов Михаил Клавдиевич - выдающийся советский научный деятель. Являлся учеником Циолковского и соратником Королева, был причастен к созданию первой советской ракеты. Имеет множество наград. Воспитал немало достойных продолжателей своего дела.

Детство

Что же представлял из себя и какой путь прошел Тихонравов Михаил Клавдиевич? Биография его началась во Владимире двадцать девятого июля 1900 года, но вскоре родители переехали в Петербург. Будущий научный деятель появился на свет в интеллигентной семье. Отец его - Клавдий Михайлович, был юристом, а мать - Александра Николаевна - педагогом.

В семнадцатом году в охваченном революционными событиями Питере семье стало жить совсем туго, и было принято решение о переезде матери с младшими детьми в городок Переславль-Залесский. А старший Миша вместе с отцом остался до окончания Тихонравовым-младшим гимназии. Семья воссоединилась спустя год.

Юные годы

На новом месте Клавдий Михайлович устроился работать судьей, а сын доставлял курьерскую почту и переписывал документы. В свободное от работы время увлекался рисованием.

В Переславле-Залесском Тихонравов Михаил Клавдиевич одним из первых получил комсомольский билет и занялся активной комсомольской работой, организовывая ячейки и объезжая с окрестные деревни. В марте 1919-го его даже избрали председателем городского комитета РКСМ.

В том же, 1919-м, году Тихонравов уходит добровольцем в Красную Армию, а затем работает в агитационно-просветительском отделе местного военкомата.

В 1920-м Михаил переезжает в Москву и становится студентом Военно-воздушной инженерной академии РККА имени Жуковского, которую заканчивает спустя 5 лет.

Дебютные шаги в карьере

Получив диплом, инженер Тихонравов Михаил Клавдиевич работает на нескольких предприятиях авиационной промышленности. Еще в годы учебы молодой человек сконструировал серию планеров, обладавших достаточно высокими характеристиками. Эту деятельность он продолжил и во второй половине 20-х годов, и именно в секции планеризма состоялось знакомство, кардинально повлиявшее на жизнь Тихонравова и судьбу советского ракетостроения.

Нового знакомого Михаила Клавдиевича звали Сергеем Павловичем Королевым. Между учеными завязалась дружба, переросшая в тесное сотрудничество. Королев сагитировал Тихонравова заняться созданием баллистических ракет, и в 1932-м тот уже возглавляет бригаду, разрабатывавшую первую советскую двухступенчатую ракету.

Тихонравов и другие участники этого исторического действа вспоминали, что работа продвигалась очень туго. Ракета долго не хотела запускаться, а на полигон ее возили в общественном транспорте, завернув в какие-то тряпки.

Старания инженеров увенчались успехом в 1933-м году. Ракету наконец удалось запустить, и она поднялась на 400 метров над землей. Это стало огромным событием для всей страны.

В 1934-м Тихонравов Михаил Клавдиевич приступил к руководству отделом Реактивного института, а начиная с 1938-го проводил исследовательские работы жидкостных ракетных двигателей; разрабатывал аппараты, которые позволили бы изучать верхние атмосферные слои и т.д.

Работа во время войны

Во время Великой Отечественной войны работы по освоению космоса были временно приостановлены. Более актуальными стали совсем другие задачи. Нужно было любой ценой остановить фашистов, и по-настоящему спасительным решением стало создание легендарного зенитного комплекса «Катюша». Именно разработкой снарядов для нее и занимался Тихонравов Михаил Клавдиевич в начале сороковых годов.

Опала и реванш

После войны Тихонравов на базе Реактивного научно-исследовательского института, где был заместителем начальника, проектировал высотные ракеты, работал над созданием первых искусственных спутников, космических суден, управляемых пилотом, и аппаратов автоматического типа, предназначенных для межпланетных перелетов.

В пятьдесят первом году выступил с инициативой создания многоступенчатых баллистических ракет, но был не понят и даже осмеян. Руководство посчитало выдвинутые идеи фантастическими. Тихонравов Михаил Клавдиевич, фото которого тех времен выдает уставшего и подавленного человека, был понижен в должности и отстранен от важных проектов.

Однако в 1953 году власть поняла свою ошибку и проявила повышенный интерес к теме, озвученной Тихонравовым. Ученый, который вопреки всему продолжал трудиться над своим детищем, был извлечен из забытья и возвращен к активной деятельности.

Остаток жизни инженер посвятил сфере освоения космоса. Особенно заметными стали его проекты, разработанные в качестве начальника отдела проектирования искусственных спутников при ОКБ-1. Именно благодаря Тихонравову был совершен первый запуск спутника, на борту которого находилось живое существо, и за это ученый получил Ленинскую премию. А позже стал Героем Соцтруда.

Помимо научной деятельности, занимался Михаил Клавдиевич и преподаванием. Среди слушателей его лекций был, например, Юрий Гагарин.

Четвертого марта 1974-го страну облетела черная весть, что на 73-м году жизни скончался выдающийся и педагог Тихонравов Михаил Клавдиевич. Жена его - Ольга Константиновна Паровина (тоже инженер-конструктор) пережила мужа на девятнадцать лет. У пары остались дочь Наталья, внучка Ольга и правнук Ростислав.

2017-07-07T22:31:05+00:00

Тихонравов Михаил Клавдиевич (1900-1974).

Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года во Владимире.
В 1919 году он добровольно вступил в Красную Армию. В этом же году работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.
В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е.Жуковского). Окончив учёбу в 1925 году, Михаил Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях. Конструктор ряда планеров: АВФ-1 «Арап» (1923 г.), АВФ-22 «Змей Горыныч» (1925 г., совместно с В.С.Вахмистровым), «Жар-Птица» (1927 г., совместно с А.А.Дубровиным), «Гамаюн», «Скиф» (оба в 1928 г. совместно с В.С.Вахмистровым и А.А.Дубровиным), «Комсомольская Правда» («Жар-Птица-2», 1929 г. совместно с В.С.Вахмистровым и А.А.Дубровиным), «Скиф-2» (1931 г. совместно с В.С.Вахмистровым и А.А.Дубровиным).

Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.

В 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.

С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш». В 1940-1943 годах возглавлял конструкторскую группу, разрабатывавшую (под общим руководством А.Г.Костикова) экспериментальный истребитель-перехватчик «302П» с силовой установкой, состоящей из ЖРД и двух ПВРД.

В 1956 году Михаил Клавдиевич перешёл на работу в ОКБ-1, на должность начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы. За успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту, Тихонравов в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии.

31 декабря 1957 года в связи с созданием ракеты Р-7 и успешным запуском первого искусственного спутника Земли большой группе учёных и инженеров в Кремле вручались Ленинские премии. Среди них были и члены группы — М.К.Тихонравов, И.М.Яцунский, И.К.Бажинов и А.В.Брыков, которым премия была присуждена за обоснование возможности создания и запуска первого ИСЗ. Г.Ю.Максимову Ленинская премия была присуждена несколько позже - за участие в создании первых автоматических лунных аппаратов. И.К.Бажинов в своих воспоминаниях пишет о том, что «С.П.Королёв, представляя к награде Г.Ю.Максимова, безусловно, учитывал его большой вклад в работы группы М.К.Тихонравова».

М.К.Тихонравов принимал деятельное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что 17 июня 1961 года ему присвоено звание Героя Социалистического Труда (указ не публиковался).

В дальнейшем отдел, под руководством Михаила Клавдиевича, участвовал, в частности, в разработке тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.

Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968 г.).

4 марта 1974 года Михаил Клавдиевич Тихонравов скончался, похоронен на Новодевичьем кладбище, на его могиле установлен бюст.

Награды:
-золотая медаль «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда;
-два ордена Ленина;
-два ордена Красного Знамени;
-орден Отечественной войны 2-й степени;
-медали.
-Ленинская премия.

М.К.Тихонравов. 1925 г.

Тихонравов Михаил Клавдиевич - начальник отдела ОКБ-1 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике.

С 1902 года семья жила в Санкт-Петербурге. Окончил 3-ю городскую классическую гимназию. В 1918 году, спасаясь от голода, семья переехала в город Переславль-Залесский Владимирской губернии. Работал курьером в городском народном суде, тогда же стал комсомольским активистом, одним из организатором и товарищем (заместителем) председателя первой в городе комсомольской ячейки.

С июня 1919 года - в Красной Армии, доброволец. Служил заведующим агитационно-просветительским отделом Переславского уездного военкомата, в 1920 году - агитатором в Владимирском губернском военном комиссариате. В 1920 году поступил в Институт инженеров Красного Воздушного флота в Москве. В 1923 году институт реорганизован в Академию Воздушного флота имени Н.Е. Жуковского, Тихонравов окончил академию в составе её самого первого выпуска в 1925 году. Служил в 1-й легкобомбардировочной эскадрилье имени В.И. Ленина. С 1926 года работал в конструкторских бюро Н.Н. Поликарпова и Д.П. Григоровича.

Параллельно с работой над новыми моделями самолётов Тихонравов в эти годы работал и над созданием спортивных планеров собственной конструкции, разработав около 10 моделей. Часть из его планеров участвовала в спортивных соревнованиях и в Всесоюзных слётах планеристов в Коктебеле (Крым), они получали призовые места и на них даже были установлены рекорды высоты и дальности.

С 1930 года - руководитель моторной группы конструкторского бюро Московского авиационного завода № 39 имени В.Р. Менжинского. В эти годы М.К. Тихонравов встретился с С.П. Королёвым , который увлёк его идеями реактивных двигателей и ракет. В 1932 года Тихонравов является одним из создателей Московской группы изучения реактивного движения (ГИРД), вскоре становится начальником бригады в ГИРД. Один из ведущих создателей первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе ГИРД-09, успешно запущенной 17 августа 1933 года на полигоне в Нахабино.

С октября 1933 года служил в Реактивном научно-исследовательском институте Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР - старший инженер, с 1934 - начальник отдела, с июня 1936 - старший научный сотрудник, с декабря 1936 - вновь начальник отдела, с декабря 1937 года - начальник группы. Там вёл конструкторскую работу в области создания жидкостных ракетных двигателей, ракет для изучения верхних слоёв атмосферы земли, с конца 1930-х годов сосредоточился над разработкой неуправляемых реактивных снарядов (ракеты будущих "катюш").

В годы Великой Отечественной войны вёл самую активную работу над дальнейшей разработкой реактивных снарядов и реактивных двигателей для ВВС. С октября 1943 года был начальником лаборатории НИИ-3 при Совете Народных Комиссаров СССР. С июня 1943 года работал в НИИ-1 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР - начальник лаборатории, С сентября 1944 года - начальник научно-исследовательского сектора в филиале института, с конца 1944 года - вновь начальник лаборатории.

С 1946 года - заместитель начальника научно-исследовательского института № 4 Академии артиллерийских наук СССР по реактивным снарядам. Наряду с основной деятельностью в институте в первые послевоенные годы, глубоко анализируя развитие советской и германской ракетной техники, пришёл к выводу о возможности многоступенчатых баллистических ракет (как их тогда называли, "пакетная ракетная схема") и глубоко разрабатывал её. Однако его выступления по этому вопросу на научных конференциях в институте и в Академии в 1948 и в 1950 годах не только не встретили понимания, но и были объявлены фантастическими идеями. Поддержали Тихонравова тогда только президент Академии артиллерийских наук А.А. Благонравов и С.П. Королёв . Сам же Тихонравов был обвинён в работе над бесполезными идеями и снят с должности заместителя начальника НИИ в 1950 году, его назначили с понижением научным консультантом института, а занимавшийся ракетами отдел - расформировали. В 1950 - 1953 годах в связи с уменьшением загруженностью работой в институте работал по совместительству заведующим кафедрой в Академии оборонной промышленности.

Но уже в 1953 году руководство государства и Вооружённых сил было вынуждено обратить самое серьёзное внимание на развитие реактивного вооружения ввиду его ускоренного развития в США. Оказалось, что Тихонравов продолжал "подпольно" работать над своими идеями в годы вынужденного отстранения от активной исследовательской работы. Он предоставил свои разработки, которые легли в основу дальнейших перспективных планов института. Тогда же сам Тихонравов был назначен академиком-секретарём Академии артиллерийских наук и предложил первую в СССР комплексную программу освоения космического пространства, утверждённую после ряда доработок в 1954 году. С 1955 года инженер-полковник Тихонравов - в запасе.

С февраля 1955 году по предложению С.П. Королёва направлен в его Опытно-конструкторскою бюро № 1, где стал начальником отдела проектирования искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных аппаратов. Ему принадлежит честь создания первого искусственного спутника Земли, успешно запущенного в космос 4 октября 1957 года и открывшего космическую эру в развитии человечества. При его непосредственном руководстве проектировался космический корабль "Восток-1", выведенный на космическую орбиту 12 апреля 1961 года с первым в мире космонавтом Ю.А. Гагариным на борту.

За выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полета человека в космическое пространство Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 17 июня 1961 года Тихонравову Михаилу Клавдиевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С июня 1961 года - начальник отдела - заместитель главного конструктора ОКБ-1 (в 1966 году переименовано в Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ)). Коллектив под его руководством создавал советские пилотируемые корабли и автоматических межпланетные станции, принимал активнейшее создание в разработке искусственных спутников Земли различного назначения. С 1970 года - научный руководитель ЦКБЭМ.

Вёл активную преподавательскую работу: преподаватель и профессор кафедры в Московском авиационном институте имени С. Орджоникидзе (1930-1931, 1960-1974), в Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского (1944-1947), в Московском высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана (1947-1952).

Член-корреспондент Академии артиллерийских наук СССР (1947). Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968). Доктор технических наук (1958). Профессор (1962).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 4 марта 1974 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Инженер-полковник (30.04.1945). Награждён двумя орденами Ленина (1945, 17.06.1961), двумя орденами Красного Знамени (1944, 1950), орденом Отечественной войны 2-й степени (18.11.1944), медалью "За Победу над Германией В Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1946), другими медалями.

Лауреат Ленинской премии (1957). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970).

Именем Героя назван 50-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны России, улицы в городах Владимир и Юбилейный Московской области. Мемориальные доски установлены в городах Владимир и Юбилейный. Почётный гражданин города Переславль-Залесский (2011, посмертно).

Михаил Клавдиевич Тихонравов, инженер, конструктор космической и ракетной техники. Доктор технических наук, профессор. Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Биография

29.06.1900. М. К. Тихонравов родился в семье учителя во Владимире, был организатором первых комсомольских ячеек в Переславле-Залесском.

1919. Добровольцем вступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА). Работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.

1920. Вступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). Стал автором серии рекордных планёров.

1925. Окончил учёбу. Работал на нескольких авиационных предприятиях.

Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с С. П. Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.

1932. Начальник бригады в Группе изучения реактивного движения (ГИРД), в ходе которой разрабатывал 1-й советский двухступенчатый ракетный двигатель.

1933. Руководил созданием 1-й советской ракеты с двигателем на гибридном топливе.

1934. Начальник отдела Реактивного института (РНИИ).

С 1938. Занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами, однако в конце 30-х работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш».

С середины 1940-х. Работал над проблемами проектирования высотных ракет, также участвовал в создании первых искусственных спутников Земли, пилотируемых космический кораблей и автоматических межпланетных аппаратов. Одновременно с этим преподавал в МАИ им. С. Орджоникидзе.

1945-1946. Организовал в Реактивном научно-исследовательском институте (позже НИИ-1) группу сотрудников, которая стала разрабатывать проект пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой (типа Р-1) на высоту до 200 км (проект ВР-190).

1946. Работы над проектом ВР-190 были переданы из РНИИ во вновь созданный НИИ-4 Академии артиллерийских наук (в последующем НИИ-4 Минобороны СССР). Соответственно туда же был переведен и М.К. Тихонравов, назначенный заместителем начальника НИИ-4, вместе с группой сотрудников.

Начало 1950. Отстранен от должности.

1951. Выступил на научной конференции с теоретическим обоснованием возможности запуска ИСЗ с помощью нескольких ракет, объединенных в «пакет».

1953. Смог продолжить работы по исследованию многоступенчатых ракет и искусственых спутников Земли, после заказа С.П. Королёвым в НИИ-4 исследований по вопросам создания ИСЗ.

1954. Предложил свою программу освоение космического пространства, от запуска 1-го спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций, к высадке на Луну.

1955. Главный конструктор отправил руководству письмо, в котором говорилось «Товарищ Тихонравов является одним из старейших ракетчиков Советского Союза, продолжающих разработку идей К.Э. Циолковского, и его участие в работах нашего ОКБ по созданию спутников решающим образом поможет этому делу»

1956. Перешёл на работу в ОКБ-1, на должность начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы.

1957. За успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту стал лауретом Ленинской премии.

1961. За активное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Клавдиевичу Тихонравову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». В дальнейшем отдел, под руководством Михаила Клавдиевича, участвовал, в частности, в разработке тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.

1962. Профессор.

1968. Член-корреспондент Международной академии астронавтики

1970. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР

04.03.1974. Умер в Москве в 73 года

В г. Юбилейном в честь М. КА.Тихонравова названа одна из , и на ней установлена Тихонравову.

50-й ЦНИИ военно-космических сил г. Юбилейный носил имя М.К. Тихонравова.

Награды

  • Медаль «Серп и Молот».
  • Два Ордена Ленина.
  • Два ордена Красного Знамени.
  • Орден Отечественной войны 2-й степени.
  • Медали.
  • Ленинская премия.
  • Член-корреспондент Международной академии астронавтики
См.также:
По материалам ru.wikipedia.org

Top