Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры по средствам игр в начальной школе. "формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках физической культуры" Познавательные ууд на уроках физическо

Важнейшее задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. 1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; 2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; 3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга; 4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией 5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Личностные 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать свою семью, своих родственников, любить родителей. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Регулятивные 1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя (в начальной школе). 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя и самостоятельно. 4. Использовать в своей деятельности приборы: линейку, треугольник, литературу, инструменты. Познавательные Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять план Коммуникативные 1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные 5.Уважать свой народ, свою Родину. 6. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 7. Проявлять терпимость к обычаям и традициям других народов. 8. выбрать дальнейший образовательный маршрут. 5.Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 6. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 7.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, в словарях, в других источниках. 6. Наблюдать и делать самостоятельно выводы. 7.Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 8. Составлять сложный план текста. 9. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. 5.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 6.Читать тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 7. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 8. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относиться к своему мнению 7. Понимать точку зрения другого. 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Традиционное обучение Оздоровительная Тренирующая Развивающее обучение Оздоровительная Тренирующая Общеобразовательная Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности. Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет: - принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. - четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени; - целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.). Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные 1.Самоопределение 2.Смыслообразование 1.Соотнесение известного и неизвестного 2.Планирование 3.Оценка 4.Способность к волевому усилию 1.Формулирование цели 2.Выделение необходимой информации 3.Структурирование 4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи 5.Рефлексия 6.Анализ и синтез 7.Сравнение 8.Классификаци 9.Действия постановки и решения проблемы 1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами 2.Постановка вопросов 3.Разрешение конфликтов Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями: -состояние здоровья детей; - успеваемость по основным предметам; -уровень развития речи; -степень владения русским языком; -умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; -стремление принимать и решать учебную задачу; -навыки общения со сверстниками; - умение контролировать свои действия на уроке. Обращаться к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся. Задания должны соответствовать возрасту детей. НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ: Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. ДЛЯ УЧЕНИКА НЕОБХОДИМО: Создать атмосферу успеха Помогать ребёнку учиться легко Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него. Не скупиться на поощрения и похвалу Требования к уроку Объявление темы урока Традиционный урок Учитель сообщает учащимся Урок современного типа (соответствующий ФГОС) Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает Формулируют сами учащиеся, учащимся, чему должны научиться определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую Планирование учащимися способов работу они должны выполнить, чтобы достижения намеченной цели достичь цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за Учащиеся осуществляют контроль выполнением учащимися (применяются формы самоконтроля, практической работы взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по Учащиеся формулируют затруднения и итогам выполненной работы осуществляют коррекцию учащимися осуществляет коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание Учащиеся дают оценку деятельности по учащихся за работу на уроке её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Домашнее задание Учитель выясняет у учащихся, что они Проводится рефлексия запомнили Учитель объявляет и комментирует Учащиеся могут выбирать задание из (чаще – задание одно для всех) предложенных учителем с учётом № уро ка Тема урока час ы Виды деятельности Планируемые результаты Контроль Дата проведения факт Коррект ировка (коммент арии) 9 10 план 1 ТРИМЕСТР - ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА - 11 ЧАСОВ ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ (2 ЧАСА) 1 1/1 2 Легкая атлетика Ходьба и бег 3 часа Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Правила безопасности и гигиенические требования 3 1 4 5 Правила Уметь правильно безопасности и выполнять движения в гигиенические беге; бегать с требования Инструктаж по ТБ максимальной Олимпийские игры скоростью до 40 м. древности. Применять беговые Возрождение упражнения для Олимпийских игр и развития физических олимпийского движения. качеств. Техника Выполнять и безопасности на показывать высокий уроках легкой старт атлетике. Называть основные Возрождение цели Олимпийских игр. Олимпийских игр Раскрывать их древности, их герои. гуманистическую Разновидности направленность ходьбы, бега. Ходьба Характеризовать по разметкам. Олимпийские игры Ходьба с древности как явление преодолением культуры Различать препятствий. упражнения по Высокий старт и воздействию на ускорение до 40 развитие основных метров физических качеств 6 Текущий 8 3.09 № Этапы урока Деятельность учителя под гот ови тел ьна я час ть 12 ми нут Построение, приветствие, прием рапорта, сообщение задач урока. Частная задача этапа Дозировка Организационнометодичсекие указания Деятельность учащихся Воспринимают задачи и активизируют учебную деятельность по поиску способов её решения. строевые упражнения: повороты направо, налево, кругом; - ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы, в полуприседе, приседе с различными положениями рук; - бег; бег правым (левым) боком, приставными шагами; бег спиной вперёд; - прыжковые упражнения: прыжки вверх – дотронуться до баскетбольного щита, сетки; - по сигналу остановка прыжком – имитация броска мяча; - по сигналу остановка прыжком – выполнение поворотов на месте; - ходьба с восстановлением дыхания; - проведение ОРУ в движении Мотивация деятельности учащихся. Профилактика осанки и плоскостопия. Развитие прыгучести. 1 минута 11 минут Построение в шеренгу, проверка готовности: наличие спортивной формы, бодрого настроения на работу. Построение в колонну по одному. Форма организации деятельности – фронтальная, способ выполнения – одновременный. Учитель располагается в центре зала. № Осн овн ая час ть уро ка 30 мин ут Деятельность учителя Деятельность учащихся 3. Развитие двигательных способностей. совершенствование техники ведения мяча левой, правой рукой в низкой, средней, высокой стойке баскетболиста (ведение мяча по залу: 3 круга левой, правой рукой, и с переводом с левой руки на правую); ведение мяча с различной высотой отскока и сопротивлением партнёра; выполнение штрафного броска; совершенствование техники ведения и броска в кольцо с двух шагов; совершенствование техники нападения быстрым прорывом 20 минут Форма организации фронтальная, способ выполнения поточный. Построение в колонну по одному. Форма организации фронтальная, способ выполнения – поточный, учитель располагается в центре зала. Построение в колонну по одному. Форма организации фронтальная, способ выполнения – поточный, учитель располагается в центре зала. Воспитание способности управлять своими эмоциями. Совершенствование технических и тактических действий в защите и нападении. Формирование умения эффективно использовать технические приемы и тактические навыки в 10 минут Двусторонняя игра проводится по всем правилам игры в баскетбол. Совершенствовать технику перемещения в сочетании с техникой передачи, ловли и ведения мяча в движении Восприятие и осознание учебных заданий, проектирование собственных действий, внесение корректив в собственную деятельность. ОМУ Совершенствование индивидуальных технических и тактических действий. Повышение надежности навыка и качества ведения мяча с различной высотой отскока. Работа с максимальной скоростью. 4. Двусторонняя игра в баскетбол. Проводит жеребьёвку, дает установку на игру. Осуществляет судейство. Бег в медленном темпе. Восстановление дыхания. Частная задача этапа Дозиров ка № Заклю читель ная часть 3 мин Деятельность учителя Деятельность учащихся 5. Подведение итогов урока. Частная задача этапа Дозировка 1 минута Построение в одну шеренгу. Форма организации – фронтальная. 2 минуты Построение в шеренгу, поворот направо, выход из зала. Сообщает о выставленных отметках. 6. Организованное завершение урока. Благодарность учащимся за Выполнение команд. совместную деятельность на уроке. ОМУ 1. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред.А.Г.Асмолова.2-е изд. – М.:Просвещение,2011; 2. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9классы:проект.-2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 2010; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. 3. Физическая культура. Рабочие программы. А.П.Матвеев, М.:Просвещение, 2012; http://nsportal.ru http://www.valeo.akipkro.ru http://school-russia.prosv.ru Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.

Реализуемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выдвигает требования к компетентности педагога и предполагает формирование универсальных учебных действий. Смысл формирования универсальных учебных действий у обучающихся заключается в развитии способности самореализации посредством самообразования. Выделяют четыре блока в составе универсальных учебных действиях: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Субъективными показателями эффективности формирования универсальных учебных действий является вербализация по поводу соответствующих умений: знаю/могу, хочу, делаю. В статье представлена попытка разработки схемы наблюдения сформированности универсальных учебных действий обучающихся четвертого класса на уроках физкультуры.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия, схема наблюдения, компетентность педагога, урок физической культуры.

Преподавание физической культуры в школе, согласно ФГОС НОО, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемы стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся, подчеркивая при этом важность дея- тельностной составляющей образовательного процесса. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Смысл формирования универсальных учебных действий у обучающихся заключается в развитии способности самореализации посредством самообразования, что включает в себя: самостоятельное усвоение новых знаний; самостоятельную организацию как процесса, так и результата обучения; умение ставить и достигать цели; планировать, уметь осмысливать получаемую информацию, что в конечном итоге приводит к формированию ценностно-смысловой и операциональной сфер. То есть, формирование субъекта обучения влечет за собой изменения в самой учебной деятельности, освоение всех ее компонентов: мотивационный, постановка учебной цели и учебной задачи, такие учебные действия, как ориентировка в материале, преобразование его, контроль выполнения, оценивание по эталону. Названные умения способствуют эффективной социализации обучающегося не только на этапе начального образования, но и в будущей жизни, в том числе и профессиональной, что способствует конкурентноспособности личности в условиях рыночной экономики, самореализации и самоактуализации, что приводит к удовлетворенности и субъективному благополучию. За счет универсальных умений человек осваивает пространство бытия, строит субъективный образ мира и себя в нем. Все это способствует сохранению и упрочению психологического здоровья как важнейшей основы саморегуляции и самоосуществления.

Выделяют четыре блока в составе универсальных учебных действиях, которые связаны с основными задачами образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Разбивая УУД на более частные умения, можно выделить их структуру, компоненты которой формируются на уроках физической культуры:
1. Личностные - самоопределение и смыслообразование.
2. Регулятивные - соотнесение известного и неизвестного; планирование; оценка; способность к волевому усилию.
3. Познавательные - формулирование цели; выделение необходимой информации; структурирование; выбор эффективных способов решения учебной задачи; рефлексия; анализ и синтез; сравнение; классификация; действия постановки и решения проблемы.
4. Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами; постановка вопросов; разрешение конфликтов.
Универсальными компетенциями обучающихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Таблица 1
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД





Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Субъективными показателями эффективности формирования УУД будет вербализация по поводу соответствующих умений: знаю/могу, хочу, делаю.

В образовательной практике многие трудности, с которыми преподаватель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся универсальных учебных действий: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе. Учащиеся не обращают внимания на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др.

Для формирования УУД необходимо научиться их обнаруживать в процессе учебной деятельности на уроках физической культуры, что должно составлять содержание методической работы учителя физкультуры. Перед учителями физкультуры также остро стоит вопрос мониторинга и диагностики сформированности УУД у обучающихся.


Актуальность Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.


Противоречия Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры. В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и недостаточностью разработанностью содержания и методики формирования УУД на уроках ФК.




Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач: Изучить программу формирования УУД, заложенную в ФГОС Рассмотреть УУД на ступени начального образования Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры Дать характеристику результатов формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе


Если использовать УУД на уроках физической культуры, то это обеспечит повышение сформированности общеучебных умений и навыков, даст толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повысит качество знаний обучающихся по предмету. Гипотеза


Научно – методическое обоснование проекта Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.


Указанные выше противоречия позволяют сформулировать проблемы проекта: формирование компетентности в самостоятельном мышлении, приобретение навыков самому увидеть проблему и наметить пути её решения, развить способность в работе с большим объёмом информации; освоить представление о здоровом образе жизни: физической культуре, освоить понятие «здоровье», научить анализировать и подводить итоги, научить кратко и ясно излагать свои мысли. Проблема


Ожидаемые результаты: В соответствии с поставленной целью, УУД должны помочь Обучающемуся получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития; обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации; повысить интерес к предмету; повысить активность учащихся на уроках, динамических часах, прогулках; повысить эффективность самостоятельной работы Педагогу реализовать принципиально новые формы и методы обучения; сохранить психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности; повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке; повысить эстетическую привлекательность урока; привлечь учащихся к использованию ИКТ


Характеристика проекта Сроки реализации проекта: 2012 – 2013 учебный год Объект проекта: учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры начальной школы Предмет проекта: развитие личности обучающихся, его познавательных и физических способностей




Технологический Этапы реализации: Механизм реализации проекта 1. Актуализировать понимание учителей о способах формирования УУД на уроках физической культуры 2. Систематизировать и представить перечень действий учителя по формированию УУД на уроках физической культуры. 3. Систематизировать и представить перечень действий обучающихся по овладению УУД на уроках физической культуры. 4. Способствовать развитию рефлексии обучающихся на уроках физической культуры.




Учебные универсальные действия способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Организационно-подготовительный этап




Личностные универсальные учебные действия личностное, профессиональное, жизненное самоопределение нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом




Познавательные универсальные учебные действия Логические учебные действия - анализ, синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; - подведение под понятие; - установление причинно- следственных связей; - построение логической цепочки рассуждения; - доказательство, выдвижение гипотез Постановка и решение проблемы - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели; - поиск и выделение информации; - структурирование знаний и др. Знаково-символические действия - преобразование моделей




Изобретать новые средства физического воспитания для формирования УУД нецелесообразно, достаточно обратить внимание на проектирование учебного процесса со следующих позиций 1 ПОЗИЦИЯ Методика формирования УУД на уроках фк направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся Проблемное обучение, проектное обучение, активные методы информационно- коммуникационные технологий 2 ПОЗИЦИЯ Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы. Исходя из этого, содержание УУД, формируемых на уроках физической культуры, будет следующим Технологический этап






Проектирование учебного процесса со следующих позиций 3 ПОЗИЦИЯ учитывая разделы программы, рекомендуется организовать работу по формированию УУД следующим образом Виды УУД Легкаяатлетика Гимнастика Спортивныеигры Лыжнаяподготовка Личностные++ Регулятивные++++ Познавательные+++ Коммуникативные+ Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются такие разделы, как гимнастика и спортивные игры. Технологический этап


4 ПОЗИЦИЯ Из перечня УУД учитель выбирает 5-7 наиболее подходящих для его методики преподавания физической культуры, после чего их рекомендуется адаптировать к специфике образовательного процесса по ФК. То есть каждое УУД может выражаться в каком- либо действии с учебным материалом по ФК. проектирование учебного процесса со следующих позиций 5 ПОЗИЦИЯ Определять способы организации работы по формированию УУД на уроке с учетом этапа обучения, так как на разных этапах отмечены отличия при формировании УУД. Этап начального разучивания Этап углубленного изучения Этап совершенствования Технологический этап


Самоконтроль (рефлексия) и контроль Разработаны: Тестовые задания по разделам курса «Спортивные игры» ; Комплексы утренней зарядки для начальной школы; Информационные буклеты для родителей «Физическая культура – здоровые дети»; Информационные буклеты для обучающихся «Почему нужно заниматься физкультурой»; Программа дополнительного образования «Основы физической подготовленности» для обучающихся 1 – 4 классов
Внеурочная деятельность по предмету Является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции. Внеурочная деятельность строится с учетом интересов детей и возможностей учителя и учебного заведения. Она разнообразна по форме и содержанию и тем привлекательна для учащихся, где они становятся как бы участниками моделируемых событий.
Оценка эффективности проекта Диагностика и оценка сформированности компонентов УУД (методика под ред. Г.В. Репкиной, Е.В. Заика). В результате проведения контроля по основным и дополнительным диагностическим признакам определяются уровни сформированности компонентов УД. Полученные результаты доказывают Полученные результаты доказывают целесообразность внедрения данного проекта в педагогический процесс. Заключительный этап


Вывод Гипотеза подтвердилась В результате реализации проекта В результате реализации проекта отмечается: положительная динамика в достижениях обучающихся по учебному предмету; положительная динамика в достижениях обучающихся по учебному предмету; более высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности; более высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности; повышение уровня активности участия детей в соревнованиях, конкурсах. повышение уровня активности участия детей в соревнованиях, конкурсах. Использование УУД на уроках физической культуры, повышает сформированность общеучебных умений и навыков, дает толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышает качество знаний обучающихся по предмету. Заключительный этап


Дальнейшее развитие проекта Данный проект будет использоваться в работе моими коллегами. Данный проект будет использоваться в работе моими коллегами. Проект опубликован в социальных сетях работников образования на личном сайте. Проект опубликован в социальных сетях работников образования на личном сайте. Ссылка на мой сайт: Мой сайт учителя физической культуры на nsportal.ru


Информационные источники ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта Воронцов А. Б. Реализация новых стандартов в начальной школе. –М.: Вита-Пресс, Педсовет- форум Асмолова А. Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, – 159 с. Методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, социальная сеть работников образования

В наше же время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является ФГОС второго поколения. Новый стандарт предъявляет следующие требования к результатам обучения (рис.1):

Рис.1. Требования ФГОС к результатам обучения

Для того, чтобы обеспечить такие результаты, в Фундаментальное ядре содержания общего образования предусмотрено:

Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).

Рассмотрим более подробно третью составляющую – УУД. УУД в широком смысле – «умения учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта. Это совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.

Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?

Для ответа на вопрос рассмотрим требования к результатам обучения по физической культуре , отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре (рис.2) :

Рис.2. Результаты обучения предмету «Физическая культура»

Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.

Для модернизации системы физического воспитания учащихсяформулируются разные задачи , которые можно объединить в две группы (слайд):

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

Очевидно, что способности и результаты обучения в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные.

В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Таким образом, что необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД.

Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Согласно опросу учителей, перечень УУД на уроках ФК может быть следующим (таблица 1).

Таблица 1

Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
1.Самоопре-деление2.Смысло-образование 1.Соотнесение известного и неизвестного2.Планирование3.Оценка4.Способность к волевому усилию 1.Формулирование цели2.Выделение необходимой информации3.Структурирование4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами2.Постановка вопросов3.Разрешение конфликтов

Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

  1. Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.
  2. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем.
  3. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования – выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.
  4. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры

Отличительной особенностью нового федерального государственного стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "метапредметные действия". Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.

Универсальными компетенциями учащихся по физической культуре являются:

Я стараюсь на уроке развивать:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре я считаю развитие следующих умений:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Сложность формирования УУД на уроках физкультуры заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД необходимо осуществлять вынужденные простои . Следовательно, для того, чтобы уроки физкультуры решали узкопредметные задачи, необходимо выявить методы и приемы, при помощи которых можно формировать одновременно УУД и обеспечивать предметные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре. Основой такой методики должны стать следующие принципы:

1). Задания должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей.

2). Приоритет самостоятельности учащихся. Там, где это возможно и безопасно необходимо дать ученикам действовать самостоятельно; так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.

3). Формирование УУД необходимо осуществлять системно, на всех этапах обучения двигательному действию. На этапе начального разучивания следует уделить внимание определению цели, то есть предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие). На этапе углубленного изучения возможна организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования необходимо выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; отработка упражнения в различных условиях и ситуациях.

4). Использование проблемного диалога. В учебниках «Физическая культура» этот принцип поддерживается специальным методическим аппаратом. Начиная с 2-3 классов введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведён вывод, к которому ученики должны прийти на уроке. Деление текста на рубрики позволяет научить учащихся составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер. В соответствии с этой технологией ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной самими учениками цели урока. У детей развиваются умения определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.

5). Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять тему, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой ситуации. Наконец, в конце изучения тем учащиеся решают жизненные задачи (имитирующие ситуации из жизни). Таким образом, осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным прежде всего на формирование универсальных учебных действий.

В своей практике на уроках физической культуры в начальных классах часто применяю игровые технологии, как групповые, так игры в паре, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

На уроках физкультуры дети учатся взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне неё – в повседневной жизни. Участвуя в играх и соревнованиях, дети расширяют круг друзей, приобретают опыт общения с малознакомыми людьми.

Урок стараюсь организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу, но это не всегда получается

Задания стараюсь выбирать соответствующие возрасту детей и программе. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания самими учащимися фотографий, рисунков, схем.

Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД)

В заключении хочется сказать, что любая педагогическая технология, применяемая на уроках физической культуры, должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим, эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.


Top