Управление качеством образования доу презентация. Оценка качества дошкольного образования

Cлайд 1

Управление качеством образования в условиях реализации образовательного процесса образовательного учреждения Харина Н.В. Томская область

Cлайд 2

Стратегическая задача модернизации образования - « обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2.

Cлайд 3

Цель проекта: разработка эффективной модели управления качеством образования в школе, основанной на современных подходах и опыте собственной практики проектирования педагогических изменений в управлении школой.

Cлайд 4

Задачи проекта: разработать внутришкольную Модель качества образования в школе, скорректировать «Политику школы в области качества», «Положение о службе качества в школе»; разработать новые параметры качества образования в школе (кроме региональных в рамках реализации РСОКО) на уровне школы, учителя, ученика в соответствии с целями и задачами программы развития школы; разработать модель непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированную на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся (в соответствии с приоритетами программы развития школы); разработать систему мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей).

Cлайд 5

В Концепции развития РСОКО В Томской области под качеством образования понимается «степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям и результатам и условиям образовательной деятельности, социальным и личностным ожиданиям». Комплексный проект модернизации образования

Cлайд 6

Качество образования в школе – это соотношение цели и результата, при условии, что цель поставлена только операционально и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. Образование считается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном уровне

Cлайд 7

Основные направления работы Службы качества: Качество управления школой Качество проводимых уроков Качество учебных достижений учащихся в соответствии с их уровнем обучаемости Достижение максимально высоких результатов итоговой и промежуточной аттестации, включая результаты ЕГЭ Качество проведения внеклассных и внешкольных мероприятий Определение уровня воспитанности учеников

Cлайд 8

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, улучшение уровня психологического климата в классах и школе Качество работы со школьной документацией (журналы, личные дела, дневники и т.д.) Качество организации учебно-воспитательного процесса Высокие достижения учащихся, учителей и коллектива школы в различных творческих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах

Cлайд 9

Провозглашенные цели школа реализовывала с помощью: внедрения в образовательный процесс современных, передовых технологий создания творческого, высокопрофессионального коллектива учителей, принимающих идеи управления качеством образования сочетания администрирования, программно-целевого управления с самоуправлением, элементами рефлексивного управления эффективного использования и управления всеми видами ресурсов, включая кадровые, информационные, мотивационные, программно-методические, нормативно-правовые, организационные, материально-технические и финансовые.

Cлайд 10

Параметры качества на уровне школы на первом этапе: обученность, обучаемость учащихся; адекватность достигаемых результатов образования; итоговая аттестация и результаты ЕГЭ; процент поступивших в вузы; уровень достижений в олимпиадах; уровень спортивных достижений; уровень участия в творческих конкурсах и выставках; достижения и победы учителей, школы; воспитанность учащихся; отношение к школе учеников; показатели здоровья учителей и учащихся;

Cлайд 11

На уровне учителя: психологический климат в классе качество проведения уроков качество проведения внеклассных мероприятий качество работы с документами На уровне ученика: личная успеваемость и воспитанность победы в городских и школьных олимпиадах и спортивных соревнованиях смотивированность учащихся на образование сформированность общеучебных умений и навыков

Cлайд 12

Основные направления программы развития школы: обеспечение качества и доступности образования совершенствование воспитательной и внеурочной деятельности учащихся усиление здоровьесберегающей и профилактической направленности УВП повышение эффективности организационно-методической и управленческой деятельности расширение социального партнёрства, открытости, гласности работы школы

Cлайд 13

Анализ нормативно-правовой базы 1. Приказ Департамента общего образования Томской области (далее ДОО ТО) № 652 от 05.05. 2008 г. «О введении в действие Положения о региональном банке контрольно-измерительных материалов для мониторинга и оценки качества подготовки и обучающихся образовательных учреждений Томской области». 2. Приказ Департамента общего образования Томской области № 639 от 04.05.2008 г. «Об утверждении показателей оценки результатов деятельности общеобразовательных учреждений». 3. Приказ Департамента общего образования Томской области № 791 от 30.05.2008 г. «Об утверждении Положения о центре оценки качества образования Томской области». 4. Приказ Департамента общего образования Томской области № 833 от 07.06.2008 г. «Об утверждении инструктивно-методических материалов аккредитационной экспертизы деятельности образовательного учреждения по показателям качества образования». 5. Приказ Департамента общего образования Томской области № 1005 от 07.08.2008 г. «Об утверждении региональной программы мониторинговых исследований на 2008-2010 годы». 6. Информационное письмо Департамента общего образования Томской области № 2190/01-08 от 15.10.2008 г. 7. Приложение 1 к письму Департамента общего образования Томской области № 2190/01-08 от 15.10.2008 г. «Примерное положение о распределении стимулирующих выплат работникам общеобразовательных учреждений». 8. Приказ Департамента общего образования Томской области № 1447 от 26.11.2008 г. «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Томской области». 9. Распоряжение Губернатора Томской области № 278-ра от 08.05.2008 «О мерах по реализации комплексного проекта модернизации в Томской области». 10. Постановление Губернатора Томской области № 52 а «О мероприятиях по реализации комплексного проекта модернизации образования в Томской области». 11. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266-1. 12.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 г. № 197-ФЗ. 13.Закон Томской области от 12. 11. 01. №119-ОЗ «Об образовании в Томской области».

Cлайд 14

Деятельность по реализации проекта 1 этап – подготовительный, январь-апрель 2009 г., (разработка индивидуального проекта, анализ существующей нормативно-правовой базы, подготовка теоретического обоснования проекта) 2 этап – разработнический, май-сентябрь 2009 г., (разработка новых показателей и критериев оценки качества образования в школе, разработка положений: «Положение о внутришкольной системе оценки качества», «Положение о «Портфолио» ученика», корректировка Политики школы в области качества, «Положения о Службе качества» в связи с новыми целями и задачами, разработка Модели качества образования в школе, разработка системы мотивации для педагогов, учеников, родителей для повышения качества образования в школе, разработка модели непрерывного повышения квалификации учителей.) 3 этап – внедренческий, сентябрь - декабрь 2009 г. (разработка и внедрение новой системы оценивания для учащихся, формирование банка данных приемов, способов, методов формирования у учащихся напредметных умений, навыков, компетентностей, внедрение в практику работы школы новой Модели качества образования с новыми показателями и критериями, внедрение Модели непрерывного повышения квалификации учителей, внедрение системы мотивации для педагогов, учеников, родителей).

Cлайд 15

План-график реализации проекта (2009 год) Разработка индивидуального проекта (январь-апрель) Проведение школьных пробных ЕГЭ в 9-х, 11-х классах (апрель) Участие в тестировании по новым текстам КИМов в 10-х классах (май) Разработка новых показателей и критериев качества образования на уровне школы, учителя, ученика (июнь) Проведение анализа результатов работы школы по новым показателям и критериям (июнь) Разработка «Положения о «Портфолио» ученика» (июль) Корректировка «Политики школы в области качества», «Положения о службе качества» (июль) Разработка системы диагностики и мониторинга мотивации для педагогов, учеников, родителей (август) Разработка модели непрерывного повышения квалификации педагогов (сентябрь) Создание банка данных приемов, способов, методов формирования у учащихся надпредметных умений, навыков и компетентностей (сентябрь-декабрь) Разработка и внедрение новой системы оценивания достижений учащихся (сентябрь-декабрь)

Cлайд 16

Ожидаемые результаты проекта: Модель управления качеством образования в школе, включающая «Положение о внутришкольной системе оценки качества», «Политику школы в области качества», «Положение о службе качества в школе»; «Положение о «Портфолио» ученика», новые показатели и критерии оценки качества образования в школе на уровне школы, учителя, ученика; Модель непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированная на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся; система мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей); банк данных приёмов, способов, методов формирования у учащихся надпредметных умений, навыков и компетентностей; банк оценочных материалов для пяти ступеней внутришкольного контроля (1, 5, 7, 9, 11 кл.).

Cлайд 17

Литература. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть / Москва, «Сентябрь», 2001г. Проект. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009- 2012 годы». Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. / Москва. 1993 г. Борисенков В.П. Стратегия образовательных реформ в России (1985 – 2005 гг.) // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2008, №1, с. 20- 38. 2. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании,- М., 1996. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2. Тестов В.А. Фундаментальность образования: современные подходы.// Педагогика, Научно – теоретический журнал, №4, 2006г., с. 3-9. Баранцев Р.Г. Тринитарная методология в синергетике/ / Перспективы синергетики в ХХI веке / : Сб. материалов Международной научной конференции: В 2-х томах. Т.1 Белгород, 2003. Панасюк В.П.Школа и качество: выбор будущего.- СПб.: КАРО, 200.- 384 с.- (Модернизация общего образования). Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества российского образования. / Педагогика, №1, 2006, с. 22- 31. Громова Т.В. Критерии и оценки качества образования // Директор школы. 2006. №5. С.51-55. Комплексный проект модернизации образования Поташник М.М. Качество образования: жизнь постоянно актуализирует это понятие, обогащает его.// Народное образование, 2006, №4, с. 163-171. Гормин А.С. Процессуальная модель оценки качества образования // Директор школы- 2005. - №10. С. 17 -24.


Актуальность проблемы качества дошкольного образования Ситуация вариативности, большого числа разных программ, используемых педагогическими коллективами Одним из резервов существенного повышения качества и доступности общего среднего образования в целом является эффективное, доступное и качественное дошкольное образование Каждое ДОУ должно занять индивидуальную нишу в образовательном пространстве


гуманизация - воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, любви к семье, Родине, природе, уважение к правам и свободам человека развивающий характер образования - ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения - развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями деидеологизация- приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образователыных программ


Качество: Существенный признак, свойство, отличающее один предмет от другого Степень ценности, пригодности чего-либо - с данных позиций качество образования – степень соответствия тому, каким оно должно быть – соответствие качеству определяется исходя из целей образования, эталонов и стандартов Может рассматриваться как абсолютное и относительное понятие. Качественная оценка с точки зрения абсолютного значения представляет собой наивысший стандарт, который невозможно превзойти (к.о. обеспечивают элитарные учебные заведения). Как понятие относительное, соответствует потребностям потребителя. Качество образования как понятие относительное имеет два аспекта: соответствие стандарту и запросам потребителей образовательных услуг


Качество ДО с точки зрения потребностей заказчиков Потребности общества отражены в соответствующей политике государства. ДО – «источник развития человеческого, кадрового потенциала» - власти хотели бы иметь подтверждение социальной и экономической целесообразности вложения средств, т.е. четкое представление о результатах деятельности Потребности родителей – всем без исключения родителям хочется, чтобы ребенок был подготовлен к обучению в школе, т.е. хотят видеть конкретный результат


Потребности школы, учителей – выпускник ДОУ должен придти в школу с наличием хотя бы минимальных базовых навыков и умений, которые позволят ребенку самостоятельно включаться в учебную деятельность при классно-урочной системе ее организации


Качество дошкольного образования Определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями Степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых ДОУ образовательных услуг


Факторы, положительно влияющие на качество ДО: ориентация на потребности семьи и ребенка создание гибкой многофункциональной сети ДОУ изменения характера взаимодействия между ОУ и родителями реализация идеи самоценности дошкольного детства совершенствование программно-методического сопровождения создание мониторинга качества образовательного процесса


Качество результатов ДО Главным результатом дошкольного образования, по мнению специалистов Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт, Л.А.Парамонова, Р.М.Чумичева, Е.Г.Юдина и др., является степень развития возрастных характеристик ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Многие исследователи и практические работники связывают качество результатов образовательного процесса ДОУ с категорией «готовность ребенка к школе»


Цель оценки определение уровня соответствия качества деятельности дошкольного образовательного учреждения определенным требованиям, нормативам Оценить учреждение - значит установить степень достижения поставленных учреждением целей, выполнения требований Государственных образовательных стандартов, реализации индивидуальных возможностей детей, а также удовлетворения образовательных запросов детей и родителей


Понятие критерия правило, в котором указываются характеристики, показатели, параметры, необходимые для всесторонней оценки объекта (в технической литературе) Средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки Различные требования, которым должны удовлетворять объекты (в педагогике) Показатель - качественная или количественная характеристика каждого признака или свойства


Оценка качества ДО номинальной, устанавливающей соответствие или несоответствие объекта (процесса) показателю, отражающему качество оценочной, фиксирующей не просто наличие или отсутствие признака, но и степень его проявления (для этого используются балльные, процентные, уровневые значения оценок) шкалы ранжирования, образующейся путем сравнения отдельных показателей друг с другом, на основании чего каждому из них присваивается определенный ранг

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Образование"

В данном разделе можно скачать уникальные готовые презентации на различные образовательные тематики. В разделе собраны только качественные и информативные образовательные презентации. Презентации будут полезны как для преподавателей вузов, школьных педагогов так и для школьников и студентов. Смотрите, скачивайте, делитесь с друзьями и коллегами готовыми презентациями на тему "Образование" на нашем сайте.




В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» (ст. 28, п. 2, пп. 13) сказано, что «... обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации» в установленной сфере деятельности относится к компетенции образовательной организации.




Объекты Субъекты Что оценивается?Кто оценивает? Образовательный процесс, организованный в соответствии с ФГОС ДО Руководитель, заместитель заведующего, старший воспитатель Условия в соответствии со ФГОС ДО Педагоги, руководитель, заместитель заведующего, специалисты ДОО, медицинские работники и др. Результаты освоения ООППедагоги, специалисты ДОО и др. Степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО Руководитель, заместитель заведующего, педагоги, родители детей


Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых документов Наличие необходимых частей и разделов Программы Соблюдение внутренней структуры разделов Программы Отражение необходимой информации, предусмотренной ФГОС ДО, в содержании разделов Программы


Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов Условия Критерии Кадровыеукомплектованность ДОО воспитателями уровень квалификации воспитателей пройдены курсы повышения квалификации для работы по ФГОС ДО Финансовыеколичество средств направлено ДОО на реализацию ФГОС ДО, в том числе количество средств на реализацию ООП ДО


Подзаголовок слайда Условия Критерии Материально- технические Участок ДОО имеет необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности Здание ДОО имеет необходимый набор зон и помещений для осуществления (каких направлений работы) В ДОО предусмотрены помещения (указать), Оснащение для инклюзивного/коррекционного образования Развивающая предметно- пространственная среда Учет национально-культурных, климатических, учет возрастных особенностей Соответствие принципам ФГОС ДО


Условия Критерии Психолого- педагогические Личностно-развивающий характер взаимодействия педагогов с детьми Построение образовательной деятельности в формах, адекватных видам ДД Наличие в группах ДОО позитивной, доброжелательной атмосферы взаимодействия детей Взаимодействие педагогов с родителями Система методической работы по повышению проф.уровня педагогов Специальные условия для детей с ОВЗ, детей-инвалидов


Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов Целевые ориентиры НЕ подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) НЕ являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей НЕ являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей




Степень удовлетворенности родителей воспитанников качеством деятельности ДОО Степень удовлетворённости родителей работой детского сада, степень удовлетворённости оснащением ДОУ, участком, игрушками; Степень удовлетворенности деятельностью педагогов, уровнем их профессиональной квалификации; Степень удовлетворенности родителей развитием ребёнка в детском саду, удовлетворенность достижениями ребенка; Степень удовлетворенности качеством информации о работе ДОУ, возрастной группы, которую посещает ребенок, режимом работы группы, содержанием работы с детьми.


Задачи внутренней системы оценки качества образования формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образовательной деятельности ДОО; координация деятельности всех субъектов системы оценки качества образования; своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образовательной деятельности ДОО; выявление действующих на качество образования негативных факторов, принятие мер по минимизации их воздействия и устранению отрицательных последствий; оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования; формулирование основных стратегических направлений развития системы образовательной деятельности ДОО на основе анализа полученных данных.


Внутренняя система оценки качества образования выстраивается согласно следующим принципам: объективности, достоверности, полноты информации о качестве образования; реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; преемственности, соответствия качества для уровня реализации основной образовательной программы начального общего образования; открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными и федеральными аналогами; тотальности, вовлеченности в процесс мониторинга всех участников образовательного процесса; доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ДОО.





Совещание руководителей МДОУ «Мониторинг – инструмент управления качеством образования в ДОУ» Ярославль, 2013 сайт

Слайд 2

Актуальность

Повышение качества дошкольного образования находятся в прямой зависимости от уровня профессиональной компетентности руководителя ДОУ. Современный руководитель ДОУ - это руководитель, обладающий высокой культурой управленческой деятельности. Руководитель ДОУ несет ответственность за конечный результат деятельности учреждения. Круг управленческих задач, который решает руководитель ДОУ широк: организация и управление образовательным процессом; умение анализировать деятельность образовательного учреждения, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения; умение разрабатывать нормативно-организационную документацию ДОУ (устав, договора, должностные инструкции и положения); и т.д. Главной управленческой задачей руководителя ОУ является умение организовывать МОНИТОРИНГ качества образования в ДОУ, планировать и разрабатывать программу развития учреждения.

Слайд 3

ЦЕЛЬ

познакомить руководителей МДОУ с механизмом создания системы мониторинга как эффективного средства управления качеством образования в ДОУ

Слайд 4

МОНИТОРИНГ - это

методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия внешних факторов. Результаты МОНИТОРИНГА дают возможность вносить корректировки по управлению объектом или процессом. (Словарь бизнес - терминов. Академик. ру. 2001)

Слайд 5

(от англ. monitor - контролировать, проверять). Специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза. (Википедия)

Слайд 6

МОНИТОРИНГ

система сбора, обработки, хранения и распространенияинформации об образовательной системе, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития (А.А. Орлов, К.ИСТ.Н., профессор)

Слайд 7

Цель мониторинга – обеспечение режима развития в современных условиях исохранение особенностей системы ДОУ Задачи: 1.Непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и факторы, которые вызывают эти изменения 2. Осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в ДОУ 3.Повышать мотивации сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно - образовательных услуг 4.Вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования

Слайд 8

МОНИТОРИНГ

Диагностика познавательная деятельность, которая на основе внешнего вида, внешних действий объекта, определяетвнутренне состояние (Е.А. Михайлычев) Контроль Деятельность, направленная на проверкусостояния подготовки, хода и результатов рабочей организации (М.В. Корепанова)

Слайд 9

ДИАГНОСТИКА КОНТРОЛЬ М О Н И Т О Р И Н Г Задача мониторинга: уменьшить разницу между желаемым и фактическим состоянием.

Слайд 10

«Мониторинг – инструмент управления качеством образования в ДОУ»

Образование- единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека,удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (ФЗ РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ). Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числестепень достижения планируемых результатов образовательной программы(ФЗ РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ). Мониторинг качества образования – системно и длительно отслеживать количество и качество знаний: личностного, мировоззренческого и гражданского развития детей дошкольного возраста(Концепция управления качеством образования ДОиНАПО, Пермь, 1997).

Слайд 11

Алгоритм мониторинга:

2. Как мы будем собирать информацию? 3. Каким образом мы будем ее обрабатывать? 4. С помощью, каких методов анализировать? 5. Как и каким образом хранить полученную информацию? 6. Кого и каким образом мы будем информировать о результатах? 7. Как мы будем работать дальше? 1. О чем мы будем собирать информацию?

Малахова Т. А., старший воспитатель МБДОУ детский сад 15 « Теремок » Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования. Августовская педагогическая конференция « Федеральные государственные образовательные стандарты « Федеральные государственные образовательные стандарты


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 " О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки ". Модернизация современного образования предполагает новую образовательную политику его развития, которая нацелена на обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Качество первой ступени общественного образования – дошкольного образования выступает важнейшей ценностью современности.




Подходы к оценке качества дошкольного образования Е. И. Терзиогло, изучая качество образования в дошкольном учреждении, в своих исследованиях выделяет следующие показатели: управленческая деятельность; деятельность педагогов; динамика процесса развития детей Л. И. Фалюшина: для детей – это обучение в интересной для них игровой форме; для родителей – это эффективное обучение детей, хорошая подготовка к школе; обучение без утомления; сохранение здоровья детей; для воспитателей – это положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ, родителями; успешное выполнение всех программ всеми детьми; поддержание интереса детей к учебному процессу; успешное развитие детей; обеспеченность всеми необходимыми пособиями и оборудованием и т. д.; для руководителя – это высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми; сохранение здоровья детей; успешность деятельности педагога и детей; рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов; качественная подготовка детей к школе. Л. Л. Иванова, Т. И. Оверчук, И. А. Рыбалова выделяют основные факторы и условия управления дошкольным образованием: финансирование ДОУ; содержание дошкольного образования; кадровое обеспечение; формирование предметно - развивающей среды; педагогическая культура коллектива; нахождение адекватной поставленным задачам управленческой модели; положительная мотивация детей и их родителей; методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса и др Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к его определению и оценке


Федеральный закон от г ФЗ " Об образовании в Российской Федерации » « Единая рамочная концепция дошкольного образования » (ЕРК) - ФГБНУ « Федеральный институт педагогических измерений » 2011 г; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013 год) Основные нормативные документы, определяющие оценку качества дошкольного образования на современном этапе: Федеральный закон от г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" " Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы ".


Цель определения качества дошкольного образования Основные задачи Разработать концептуальные основы определения и перечень параметров, характеризующих качество дошкольного образования Выработать единый общий подход к пониманию качества дошкольного образования для обеспечения согласованности деятельности всех элементов системы образования для наиболее полной реализации прав граждан Российской Федерации на получение качественного дошкольного образования Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Определить основные механизмы измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования, и принципы обработки результатов измерений Описать возможные организационные схемы оценки и управления качеством дошкольного образования


Параметры, характеризующие качество дошкольного образования Вторая группа - параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов правовых документов Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Первая группа – параметры, характеризующие соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов Третья группа - параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов нормативных правовых документов Четвертая группа - параметры, характеризующие степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО


Области ответственности участников ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Должность Ответственность 1. Заведующий СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ. Общий контроль за процедурой, изучение методических рекомендаций, анализ полученных данных по параметрам 1, 2, 3, 4, утверждение критериев материального поощрения, принятие управленческих решений. 2. Старший воспитатель Анализ полученных данных по параметрам 1, 2, 3, 4. Подготовка консультаций для педагогов и мед. работников к проведению мониторинговых исследований. 3. Зам. заведующего по АХР Анализ параметров 1, 4. Принятие управленческих решений. 4 Психолог Изучение особенностей проведения процедуры с проведением консультаций для педагогов. Анализ данных по параметрам 1, 2, 3, 4. Разработка рекомендаций педагогам по улучшению качества дошкольного образования. Разработка предложений для административного состава по улучшению качества дошкольного образования. Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования


Области ответственности участников Должность Ответственность 5. Воспитатель Изучение и проведение мониторинга параметров 2,3,4. Анализ полученных данных и работка плана работы по улучшению качества дошкольного образования. 6. Специалист по физическому воспитанию Изучение и проведение мониторинга параметров 2,3,4. Анализ полученных данных и работка плана работы по улучшению качества образования в области физического развития. 7. Музыкальный руководитель Изучение и проведение мониторинга параметров 2,3,4. Анализ полученных данных и работка плана работы по улучшению качества образования по музыкальному развитию дошкольников. 8. Медицинский работник Изучение и проведение мониторинга параметров 2,3. Анализ полученных данных и работка предложений по улучшению условий сохранения и улучшения здоровья воспитанников. 9. Родитель Заполнение анкеты по параметру Родительский комитет Разработка предложений по улучшению качества дошкольного образования.


Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Инструменты комплексной самооценки ДОО Первая группа параметров, характеризующих соответствие разработанной и реализуемой ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов 1. Инструментарий для оценки дошкольной образовательной организации, не имеющей группы комбинированной и компенсирующей направленности; 2. Инструментарий для оценки дошкольной образовательной организации, имеющей группы комбинированной и компенсирующей направленности. Вторая группа параметров, характеризующих соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов 1. Инструментарий оценки кадрового, материально - технического, учебно - материального, медико - социального, информационно - методического, нормативно - правового, психолого - педагогического обеспечения ДОО; 2. Анкета самооценки кадрового обеспечения ДОО


Оценочные таблицы самооценки ДОУ (1 и 2 группы параметров) Индивидуальное развитие Оценка готовности к школе Самооценка ДОУ Анкета для родителей Открыть файл «Самооценка ДОУ_N1_N2.xls» Заполнить лист «Исходные данные» Лист «Результаты»: Д ОУ ***** 1. оценки (баллы) по подпараметрам 2. посчитан суммарный балл по критериям (маркировка цветом) 9


Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Ключевыми понятиями инструментов для фиксации развития ребенка являются не знания, умения и навыки в конкретных предметных областях, а развитие интегративных качеств ребенка. 1. Физически развитый 2.Любознательный, активный 3. Эмоционально отзывчивый 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками 5. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту 6. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения 7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе 8. Овладевший необходимыми умениями и навыками 9. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Третья группа - параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов нормативных правовых документов


Часть 3 – оценивается интегративное качество « физически развитый, овладевший основными культурно - гигиеническими навыками »(1): оценка по антропометрическим, физиометрическим показателям, физической подготовленности, двигательной активности детей и другим показателям. Психолого - педагогическая часть Медико - педагогическая часть Часть 1 – оценивается семь интегративных качеств (2- 7; 9): показатели развития этих качеств определяются по результатам наблюдения педагога за ребёнком. Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Часть 2 – оценивается интегративное качество « овладевший необходимыми умениями и навыками »: показатель развития складывается из данных наблюдений педагога и результата выполнения самим ребёнком диагностических заданий. Карта развития ребенка Инструменты для фиксации развития ребенка


Заполнение оценочной таблицы (индивидуальное развитие) Открыть в Excel файл «Индивид ДОУ_N1_N2.xls» Заполнить лист «Исходные данные» Индивидуальное развитие Оценка готовности к школе Самооценка ДОУ Анкета для родителей Лист «Результаты»: Пушкин А лександр уровневые показатели характеристик интегративного качества (маркировка цветом) 2. профиль развития интегративных качеств 3


Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка и инструменты для оценки готовности детей к школе: - НЕ используются для проведения каких - либо аттестационных процедур (в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »: « освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся »); - НЕ применимы в целях государственной аккредитации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций; - НЕ применимы к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).


Анкетирование включает оценивание ДОО по разным параметрам: оснащенность ДОО; квалифицированность педагогов; развитие ребенка в ДОО; взаимодействие с родителями. Анкетирование включает оценивание ДОО по разным параметрам: оснащенность ДОО; квалифицированность педагогов; развитие ребенка в ДОО; взаимодействие с родителями. Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Инструменты для оценки удовлетворенности родителей работой ДОО Четвертая группа - параметры, характеризующие степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО Инструменты для оценки удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО применимы на всех уровнях: ДОО, муниципальном и региональном.


Анкета для родителей Индивидуальное развитие Оценка готовности к школе Самооценка ДОУ Анкета для родителей Открыть файл «Анкета для родителей по ДОУ.xls» Заполнить лист «Исходные данные» Лист «Результаты»: Д ОУ ***** 1. оценки (баллы) по подпараметрам (маркировка цветом) 2. посчитан суммарный балл по критериям 3. дана качественная оценка ДОУ 10 Назначение: инструменты для выявления уровня удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОУ.


Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Семинар « Результаты опытного внедрения (апробации) доработанной модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования в систему оценки качества образования субъектов Российской Федерации ». Выводы по итогам семинара: процедура оценки не противоречит действующей нормативной базе; модель применима в ситуации разнообразия образовательных программ; модель совместима с региональными подходами к оценке качества дошкольного образования и может быть использована при разработке региональной системы оценки качества дошкольного образования; модель функциональна, охватывает необходимые аспекты деятельности ДОУ (оценка программы, условий, удовлетворенности родителей, индивидуального развития детей); инструментарий имеет широкий диапазон параметров, позволяющих комплексно и стандартизировано оценить качество дошкольного образования, динамику развития детей дошкольного возраста. Оригинальная версия предлагаемых материалов размещена по адресу:


Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Каковы направления дальнейшей адаптации модели к условиям реальной практики субъекта РФ? разработка примерного положения о проведении процедуры по оценки качества дошкольного образования на уровне субъекта РФ, муниципалитета, ДОО; разработка рекомендаций и методических материалов по организации работы с детьми, демонстрирующими высокий, средний, низкий уровень образовательных достижений; разработка рекомендаций и методических материалов по повышению квалификации работников ДОО; повышение уровня профессиональных компетенций педагогических и медицинских работников оснащение ДОУ компьютерной техникой, медицинскими измерительными приборами (динамометр, спирометр, шагомер); привлечение дополнительных медицинских работников для обследования детей по антропометрическим показаниям с соответствующим оборудованием; подготовка наглядных материалов для проведения диагностики; отработка подходов к созданию информационных ресурсов по результатам оценки качества дошкольного образования; адаптация модели к региональным особенностям; процедуры наблюдений должны проводиться несколько раз в год и др.




Top