Как проверить окончание существительных 2 склонения. Как проверить безударные окончания существительных

Место проведения: класс

Межпредметные связи: окружающий мир.

Тип урока: закрепление изученного материала

УМК «Гармония»

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы – опоры, памятки, раздаточный материал (таблица с заданием, текст), иллюстрации, картинки.

Цели:

обучающая: учить самостоятельно добывать знания, делать выводы по теме, на репродуктивном уровне применять полученные знания, закрепить полученные знания по данной теме;

развивающая: развивать речь, внимание, орфографическую зоркость, мышление (выделять главное, обобщать и систематизировать);

воспитательная: формировать нравственные качества, ответственность, воспитывать интерес к урокам русского языка;

оздоровительная: содействовать сохранению здоровья через методы и приемы, реализующие принцип комфортности .

Ход урока.

I. Организационный момент.

Я желаю вам сегодня добра

Вы желаешь мне сегодня добра

Мы желаем сегодня друг другу успеха

Если вам будет трудно

Я помогу.

Посмотрите на эти картинки и выберите ту, которая соответствует вашему настроению. Я надеюсь, что такое настроение у вас будет и в конце урока.

Давайте улыбнемся, друг другу, подарим свою улыбку окружающим и пожелаем друг другу удачного и интересного урока. Ведь хорошее рабочее настроение поможет нам справиться с любыми заданиями на нашем пути. А освещать наш путь и помогать в трудную минуту нам будет вот это доброе и ласковое солнышко. (на доске рисунок солнышка)

Сядем удобнее, выпрямим спинку и начнем урок.

Проверка домашнего задания.

Возникли у вас вопросы при выполнении домашнего задания? Все было понятно в задании? Хорошо, я проверю ваши работы и поставлю оценку.

II. Чистописание.

С чего же мы начнем наш урок? (Минутка чистописания)

Откройте, ребята тетрадочки и запишите число.

Прежде чем мы начнем работать, поставьте на полях отметку, которую бы вы хотели получить.

https://pandia.ru/text/80/287/images/image002_145.jpg" width="80" height="87 src=">.jpg" width="93" height="136">

м _ тель в _ тер

Посмотрите на слова и скажите, какая буква в них пропущена. (буква е)

Сегодня мы будем прописывать эту букву.

А что это за буква? (гласная, йотированная, дает два звука)

Когда эта гласная дает два звука?

Молодцы.

Давайте в воздухе пропишем эту букву с элементом. А теперь запишите в тетрадочке.

Ребята, послушайте стихотворение.

С неба падали пушинки

На замерзшие поля.

Ель закутали косынкой,

Жаркой шубой – тополя.

И укрыли дом да площадь

Необычным одеялом.

Как же их зовут? – ты спросишь.

Имя здесь я написала.

(Ирина Семенова)

Кто самый внимательный?

Назовите слово, которое можно составить из первых букв каждой строчки. (снежинки)

Молодцы. Запишите это слово, выдели в нем корень и подбери однокоренные слова.

Какой корень в этих словах? Что происходит в корнях этих слов? (чередование согласной г - ж)

III. Определение темы урока.

Послушайте стихотворение. Закончите его.

Запорошила дорожки,

Разукрасила серёжки.

Наконец-то ты пришла

К нам волшебница... (зима)

(на доске картинки с зимним пейзажем)

Посмотрите на слова, которые у меня написаны.

у зимушки

к зимушке

на зимушку

за зимушкой

о зимушке

Чем отличаются эти слова? (окончаниями) Почему изменяются окончания?

Сформулируйте сами тему нашего урока (правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа)

Мы сегодня будем повторять все, что знаем о падежах. Упражняться в определение безударных окончаний имен существительных. Эта проблема нашего урока.

IV. Работа над темой урока.

Давайте вспомним с вами название всех падежей и вопросы.

Молодцы, вы отлично справились. Были ли вы внимательными и заметили ли что-нибудь? (падежи стояли не по порядку)

Расставьте их в нужном порядке. (Ученик выполняет задание у доски)

Молодец. Ты хорошо справился с заданием. А теперь давай вспомним предлоги. Некоторые падежи употребляются только с определенными предлогами.

Давайте вспомним, Д. п. – к, по; П. п. – о; Р. п. – без; Т. п. – между.

Посмотрите на слова, какой общей темой они объединены? (Вьюга, декабрь, метель, пороша, мороз, снежинка) (зима)

Запишите существительное в нужной падежной форме. Выделите в существительных окончания, укажите падеж.

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание, что надо сделать?

А как еще можно проверить безударное окончание? (ударным окончанием существительного того же типа склонения).

(ученики заполняют каждый свою таблицу)

идти по мороз

смотреть на снежинка

наступит за декабрь

спрятался от метель

выпала пороша

рассказал о вьюга

Значение всех слов вам понятно?

Давайте воспользуемся толковым словарем и посмотрим, что обозначает это слово. (один из учеников слово пороша смотрит в толковом словаре)

Что вы заметили? Все ли существительные употребили с предлогом. Вывод. (существительные в И. п. употребляются без предлогов)

Молодцы.

V. Физминутка. (для глаз)

(в классе развешены снежинки, учитель показывает на них лазерной указкой, дети следят глазками; звучит музыка)

VI. Актуализация знаний.

Отгадайте загадки.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

И в рыжей шубке - летом (белка)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (заяц)

Просыпается весной

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (ежик)

А вы знаете, ребята, как проводят зиму эти животные?

Послушайте, вам прочитаю об этих животных, а вы мне поможете. (учитель читает о животных, не называя их; ученики досказывает вслух название животного)

Послушайте задание, которое вам надо будет выполнить.

Определите падеж и выделите окончания выделенных слов.

Давайте вспомним, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного?

Молодцы.

Сначала я буду читать о …? (учитель показывает картинку с изображением животного). Слово медведь я называть не буду, вы должны сами его назвать и поставить в нужный падеж. Определить склонение и вставить нужное окончание. (в процессе чтения на доску вывешиваются картинки с изображением животных).

Медведь зимой забирается в свою берлогу и впадает там в спячку. Под кожей у медвед… – жир, он защищает медвед… от зимней стужи. О медвед… сложено много сказок.

Зимой ежик спит в своей норке. Норка у ежик… в дупле поваленного дерева или в земле. Много интересного из книг можно узнать о ежик … .

Не страшна белк… холодная зима. Осенью переменила она рыженькое пальто на шубку. Наготовила белк… запасов на зиму. Насушила грибов, натаскала в дупло орехи и желуди. Потом белк… утепляет свой домик. Устраивает в дупле мягкую перинку из мха и сухих листьев. Зимой белк… свернется там клубочком и хвостом прикроется. Хвост греет белк… как одеяло.

К зиме заяц в новой шубке. Летняя шерсть у зайц … вылезает, отрастает светлая, пушистая. Трудно заметить зайц… зимой на снегу. Нет у него норы, нет запасов. Почки и кора деревьев кормят зайц… всю зиму. Страшны зайц… не мороз, а охотники, волки, лисы и совы. Спасает зайц… светлая шубка да быстрые ноги. (Работа делается на листочках индивидуально, про зайца дети записывают в свою тетрадь самостоятельно; звучит музыка).

Проверка.

Для каждого из этих животных, лес – родной дом. И приходя в лес, мы не должны нарушать покой зверей и птиц. Потому, что мы там гости.

VII. Физминутка.

Игра в «снежки».

(учитель кидает помпон, ученик определяет род существительного, которое называет учитель; «снежок» дети могут кидать друг другу и сами называть любые слова)

(Дерево, дорога, лес, прорубь, чаща, село, птица, зверь, верхушка, волк, кормушка, пальто, опушка, cирень).

VIII. Работа с учебником.

Упр. № 000.

137. Составь и запиши предложение с однородными членами.

На снегу были видны следы (- а; 1-е; ед. ч.) … , (н. о.; 2- е; ед. ч.) … , и (н. о; 3-е; ед. ч.) … .

Слова для справок: рысь, куропатка, тетерев.

Укажите падеж и склонение существительных. Выделите в них окончания.

Обратите внимание, вам надо слова для справок записать именно в том порядке, в котором предлагают авторы учебника. Проверка.

Давайте вспомним алгоритм написания безударного падежного окончания имени существительного.

IX. Закрепление знаний.

Игра «Альпинист».

Ребята, а вы знаете, кто такие альпинисты ?

Сейчас вы будете альпинистами вы должны покорить свою вершину знаний. - Послушайте задание. Вам надо правильно дописать окончание.

Что вы должны сделать, чтобы не ошибиться в выборе окончания?

А теперь давайте заполним таблицу.

(на доске таблица с пустыми столбиками, дети по очереди заполняют ее, записывая, верное окончание)

Р. п и - ы а - я и

Д. п. е у - ю и

П. п. е е и

Мы с вами вспомнили падежные окончания, вы без ошибок заполнили таблицу и теперь, не боясь, никаких трудностей будем покорять вершину.

Без шишк…, на ел…, на дерев …, в проруб …, о медвед …,

без метел…, о зайц …, около дорог …, в чащ …, на ветк …, о снежинк …, о вьюг …, по тропинк …, на мороз …, к птиц …, у кормушк …, с ветк …, о сосульк …, от верхушк …, о волк …, без рыс …, о зимушк …, без ветк …, у белк …о лес …, около опушк ….

(все слова записаны на карточках и прикреплены на изображение снежной вершины, дети выходят к доске и записывают окончание; слова можно брать не все)

Молодцы, вы справились с этим заданием. Вот этот флажок мы прикрепим к нашей вершине, вы покорили ее. Давайте похлопаем сами себе.

Молодцы.

Вы стоите на самой вершине. Под вами огромная, прекрасная наша Земля. Как она красива! Сколько лесов, полей, рек, озер, морей! А сколько зверей и птиц живет на этой земле. Мы должны беречь и охранять природу нашей Земли.

Белке, лисице, рыси, кунице лес – дом родной.

Птице и зверю хочется верить в мир и покой. (Ф. Лисичкина)

X. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш урок? Вам было интересно сегодня на уроке?

Над чем мы сегодня работали на уроке? Что нового для себя вы открыли?

Смог ли мы решить проблему урока? Какое настроение у вас в конце урока? Оцени свое активное участие в уроке. (у каждого ученика три кружка разного цвета, ребенок сам оценивает свою работу0.

XI. Итог урока.

Оценка работы.

Домашнее задание.

Спасибо всем за урок.

Задание.

(Задание для домашней работы напечатано на листке. Ребенок выполняет его, записывая в тетрадь)

Раскрой скобки, запиши существительные в нужном падеже. Определи склонение и падеж. Запиши 2 – 3 предложения, о том, что для тебя значит охранять природу.

(Рыба) нужна чистая вода, (птица) необходим воздух, а (зверь) – лес, степь, горы.

Охранять природу (страна) – это значит охранять (Родина), которая нужна каждому (человек).

2. Юрьева Н. А.,«350 развивающих упражнений по русскому языку», Минск, Издательство «Юнипресс», 2005 г.

3. Карягина Н. Н., Перепелицина Е. Н.«Развитие орфографической грамотности младших школьников», Волгоград, Издательство «Учитель», 2008 г.

4. Форощук А. А. , Форощук Н. Е. « Русский язык. Учебное пособие для начальных классов», Донецк, Издательство «Сталкер», 2007 г. г.

5. Касаткина Н. А., «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка (стихи, загадки, кроссворды, шарады)», Волгоград, Издательство «Учитель», 2003 г.

6. Лазарева Л. А. www. pdps. lv

Какие падежные окончания имеют существительные? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах представленной статьи. Также мы расскажем вам о том, чем отличаются падежные окончания разного склонения, и приведем несколько примеров.

Общие сведения

Знать, как изменяются слова по падежам, крайне важно. Ведь правописание падежных окончаний приносит массу проблем во время создания грамотного текста. Следует отметить, что выбор той или иной буквы в существительных зависит полностью от того, к какому именно склонению они относятся. Кстати, ошибки в написании окончаний или возникают лишь в некоторых падежных формах: дательного, родительного и предложного падежей. Именно поэтому их рекомендуется запомнить.

Что такое склонение? Типы склонений

Именные склоняются в соответствии с адъективным типом, а также субстантивным и местоименным. В данной статье нас интересует только субстантивное склонение. Оно подразделяется на три подтипа. Рассмотрим их более подробно:

  1. По 1-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) общего (плакса), мужского (папа) и женского (мама) рода, которые имеют окончания -я или -а в именительном падеже.
  2. По 2-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) мужского рода, имеющие (гвоздь, дом) или окончание -е, -о (домище, домишко), а также среднего рода с окончаниями -ё, -е и -о (поле, копьё, окно) в именительном падеже.
  3. По 3-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) женского рода, которые оканчиваются на шипящий или мягкий согласный (например, гордость, мысль, ветвь). Если такое слово имеет на конце шипящий согласный, то его принадлежность к 3-му склонению следует обозначить мягким знаком (например, мышь, рожь, печь и проч.).

Падежные окончания существительных единственного числа

Чтобы грамотно написать, например, письмо, желательно знать все возможные окончания существительных разных склонений. Для этого следует просклонять по падежам соответствующие слова.

Имена существительные 1-го склонения

  1. Именительный падеж (кто? что?) - пап(а), ив(а), Кол(я), Юл(я).
  2. Падеж родительный (чего? кого?) - пап(ы), ив(ы), Кол(и), Юл(и).
  3. Дательный падеж (чему? кому?) - пап(е), ив(е), Кол(е), Юл(е).
  4. Падеж винительный (что? кого?) - пап(у), ив(у), Кол(ю), Юл(ю).
  5. Творительный падеж (чем? кем?) - пап(ой), ив(ой), Кол(ей), Юл(ей).
  6. Предложный падеж (о чем? о ком?) - о пап(е), об ив(е), о Кол(е), о Юл(е).

Падежные окончания существительных 1-го склонения одинаковы для всех аналогичных слов. Именно поэтому, если у вас возникают трудности во время их написания, то можно смело заглянуть в данную таблицу и определить правильное окончание.

Имена существительные 2-го склонения

  1. Именительный падеж (кто? что?) - олень(_), арбуз(_), пол(е), неб(о).
  2. Падеж родительный (чего? кого?) - олен(я), арбуз(а), пол(я), неб(а).
  3. Дательный падеж (чему? кому?) - олен(ю), арбуз(у), пол(ю), неб(у).
  4. Падеж винительный (что? кого?) - олен(я), арбуз(_), пол(е), неб(о).
  5. Творительный падеж (чем? кем?) - олен(ем), арбуз(ои), пол(ем), неб(ом).
  6. Предложный падеж (о ком? о чем?) - об олен(е), об арбуз(е), о пол(е), о неб(е).

Имена существительные 3-го склонения


Безударные падежные окончания имен существительных

Чтобы не совершать ошибки во время написания текста, учителя рекомендуют своим ученикам запомнить окончания всех трех склонений. Однако это не так просто, как кажется на первый взгляд. Особенно сложно запомнить те слова, которые имеют безударные падежные окончания. Но и на этот случай в русском языке существует отдельное правило. Представим его прямо сейчас.

Если падежные окончания существительных стоят в безударном положении, то их правильное написание определяется путем проверки слов того же типа склонения, которые оканчиваются на аналогичную букву, стоящую под ударением. Приведем пример:

  • коле́но, по́ле, о́зеро (лицо́, окно́, долото́);
  • о кни́ге, (о руке́);
  • ко́ни, ча́ши (пни́, столы́);
  • сто́рожем, до́мом, по́лем, кле́ем (ножо́м, столо́м, остриём, окно́м) ;
  • о́зера, сту́ла, ка́мня (окна́, стола́, пня́);
  • о сто́роже, об учи́теле, в по́ле, о пла́тье, (о ноже́, о коне́, в окне́, о белье́);
  • пе́сням, слу́гам, о́кнам (учителя́м, города́м, моря́м).

Имена существительные множественного числа

О том, какие падежные окончания имеют существительные единственного числа, мы рассмотрели выше. Но иногда требуется правильно просклонять и слова, стоящие во множественном числе. Следует особо отметить, что их падежные окончания не зависят от того, какое склонение имеет Однако они могут заметно отличаться у неодушевленных и одушевленных предметов (не всегда).

Неодушевленные существительные, стоящие во множественном числе

  1. Именительный падеж (что?) - стуль(я), арбуз(ы).
  2. Родительный падеж (чего?) - стуль(ев), арбуз(ов).
  3. Дательный падеж (чему?) - стуль(ям), арбуз(ам).
  4. Винительный падеж (что?) - стуль(я), арбуз(ы).
  5. Творительный падеж (чем?) - стуль(ями), арбуз(ами).
  6. Предложный падеж (о чем?) - о стуль(ях), арбуз(ах).

Одушевленные существительные, стоящие во множественном числе

  1. Именительный падеж (кто?) - лан(и), львиц(ы).
  2. Родительный падеж (кого?) - лан(ей), львиц(_).
  3. Дательный падеж (кому?) - лан(ям), львиц(ам).
  4. Винительный падеж (кто?) - лан(ей), львиц(_).
  5. Творительный падеж (кем?) - лан(ями), львиц(ами).
  6. Предложный падеж (о ком?) - о лан(ях), львиц(ах).

Разносклоняемые слова (имена существительные)

Как говорилось выше, существительные имеют те или иные падежные окончания в зависимости от того, к какому из трех склонений они относятся. Однако в русском нередко встречаются и разносклоняемые слова. К ним относятся такие существительные, которые после изменения по падежам имеют окончания разных склонений.

Итак, к разносклоняемым именам существительным относится десять которые оканчиваются на -мя. Назовем их по порядку:

  • бремя;
  • знамя;
  • племя;
  • время;
  • стремя;
  • вымя;
  • темя;
  • пламя;
  • семя.

Помимо всего прочего, к разносклоняемым относится слово мужского рода «путь». Чтобы правильно склонять такие существительные, следует знать, что при изменении у них появляется суффикс -ен- или -ён (например: знамя - знамени, темя - темени, имя - имен и проч.).

Примечание

Имена существительные, которые оканчиваются на -ия (серия, армия, Мария, линия и проч.) представляют собой особый вариант склонения. Таким образом, в формах предложного, родительного и дательного падежей они имеют окончание -и. Приведем пример:

  • Родительный падеж (чего? кого?) - сери(и), армии(и), Мари(и), лини(и).
  • Дательный падеж (чему? кому?) - сери(и), армии(и), Мари(и), лини(и).
  • Предложный падеж (о чем? о ком?) - о сери(и), об армии(и), о Мари(и), о лини(и).

Следует отметить, что данные слова не рекомендуется путать с именами существительными, оканчивающими на -ья, (например, Наталья, Марья, Софья). Ведь они склоняются по общим правилам, а также имеют в формах предложного и дательного падежей окончание -е (Наталье, Марье, Софье).

Кстати, имена собственные, которыми называют населенные пункты (Кашин, Бородино Калинин), имеют особую форму в творительном падеже (в единственном числе). Таким образом, представленные слова склоняются по образцу существительных 2-го склонения и имеют падежное окончание -ом (Калинином, Кашином, Бородином). Нельзя не сказать и о том, что такие слова не следует путать с русскими фамилиями (Кашин, Бородин, Калинин), которые в творительном падеже имеют окончание -ым (Калининым, Кашиным, Бородиным).

Цели: обобщить знания о 1 склонении имён существительных, развивать умение распознавать тип склонения имён существительных, упражнять в проверке безударных падежных окончаний, обогащать словарный запас, совершенствовать логическое мышление, развивать связную аргументированную речь и устойчивость внимания.

    Мобилизующий этап.

СЛАЙД 2-3

Прочитайте слова, обращая внимание на их смысловую связь. Составьте вторую пару слов.

чемпион – медаль

отличник - … (грамота)

    Чистописание.

Буквы, которые мы будем с вами писать, вы определите сами.

1 буква: в слове грамота –это глухой согласный в корне слова;

2 буква: в слове грамота – это безударный гласный в корне слова;

    буква: в слове грамота является окончанием.

тоа ато оат ттооаа ааатттооо

    Словарная работа.

Определите ошибко-опасное место в слове (гра′мо та)

Это словарное слово. Что такое грамота?

СЛАЙД 4

Толковый словарь

2. Официальный документ. Похвальная грамота.

3. В старину: документ, письмо. Берестяные грамоты.

Устойчивые выражения (фразеологизмы)

Филькина грамота - недействительный, неправильно и безграмотно составленный документ.

Китайская грамота - о чём-нибудь совершенно непонятном.

СЛАЙД 3 берестяная грамота

Запишите однокоренные слова к слову грамота. Выделите корень, подчеркните букву, которую надо запомнить.

Грамота грамотный грамотей грамотно грамотность безграмотный неграмотный

    Изучение нового материала.

К какой части речи относится новое словарное слово? (сущ.)

Что мы можем определить в имени сущ.? (род, число, падеж и склонение)

Грамота- ед.ч., ж.р., И.п., 1 скл..

Измените по падежам слово грамота, поставьте ударение, назовите окончание. (Устно)

СЛАЙД 5

И.п. гра′мота

Р.п. гра′моты

Д.п. гра′моте

В.п. гра′моту

Т.п. гра′мотой

П.п. о гра′моте

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Тема: «Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения»

Проблема: Как проверить безударные падежные окончания имён существительных 1 склонения?

Рассмотрим таблицу из упр 169.

Поставьте ударение в словах стена (1в), зима (2в) (ударение падает на окончание)

Могут эти слова быть проверочными? (да)

Для каких существительных?(1 скл.)

Проверим по слову грамота.

Поставьте ударение в слове земля (1в), дядя (2в)?

Почему не совпадают окончания с проверочным словом?(основа на мягкий согласный, основа на твёрдый согл.)

Чему должны научиться на уроке?

Выделять окончания сущ. 1 скл..

Правильно подбирать проверочное слово для сущ. 1 скл. с безударным окончанием.

Физкультминутка.

Игра «Закончи фразу»

Если в проверяемом слове перед окончанием стоит мягкий согласный, то проверочное слово … (земля). Если в проверяемом слове перед окончанием стоит твёрдый согласный, то проверочное слово … (стена).

    Закрепление.

Индивидуальное задание по карточкам.

Упражнение

Прочитайте предложения. Ориентируясь на таблицу, определите порядок их записи. Напишите. Выделите окончания существительных 1 склонения.

пред ложе ния

Падеж имени существительного

У каждой ягод... есть свой адрес.

Душистая земляника созревает на лесной опушк... или на солнечном пригорке.

Малин... можно чаще увидеть на вырубк... или в овраге.

Кислую клюкв... вы найдёте на болоте.

За брусник... надо идти к ельнику.

Какие окончания имеют сущ. 1 скл.?

СЛАЙД 6

Чему научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Какие сущ. будем проверять словом зима?

Какие сущ. будем проверять словом земля?

    Русский язык всегда был и остается неотъемлемой частью культуры нашего народа. Знание правил поможет сделать речь богатой и насыщенной. Большое значение имеют самостоятельные части речи, в особенности глаголы. Изучение языка начинается в школе. Важно запомнить правила, чтобы не совершать ошибок при написании и составлении предложений. Как проверить окончание глагола? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

    Глагол в русском языке

    Самостоятельная часть речи отвечает на вопросы действия предмета, обозначает состояние, выступает сказуемым. Постоянный признак - вид. Он может быть совершенным, кода действие выполнено, и несовершенным, если его еще не закончили. Все признаки, относящиеся к глаголу, учитывают при определении окончаний.

    Возвратность является еще одним признаком глагола, на что указывает суффикс -ся или -сь. Он стоит после морфемы, поэтому называется постфиксом. Переходность - это признак части речи, когда глагол сочетается с местоимением или существительным. Например: люблю (что?) молоко. При непереходности действие на предмет не переходит. Возвратные глаголы всегда являются таковыми (подниматься в гору).

    Спряжение - это изменение по лицам и числам. В русском языке существует I и II вид. Часть речи представлена несколькими формами, поэтому важно знать, как проверить окончание глагола. Сюда относится инфинитив (смотреть), причастие (сверкающий), деепричастием (посмотрев), спрягаемые виды (видел). Часть речи отвечает на вопрос что делать? (при несовершенном виде), что сделать? (при совершенном). В русском языке есть отглагольные формы, которые выступают второстепенными членами.

    В зависимости от речевой ситуации подбирают нужные формы глаголов. Спрягаемые имеют наклонение, у инфинитива и деепричастия нет числа, в прошедшем времени и сослагательном наклонении имеют род. Формы изъявительного наклонения - время.

    Что такое окончание в русском языке?

    Прежде чем узнать, как проверить окончание глагола, необходимо понимать, что представляет собой морфема и для чего она служит. Часть слова, которая изменяется, выражает грамматическое значение лица и числа у глаголов. Например, «прыгаю» стоит в 1-м лице в единственном числе. «Прыгаешь» - 1-е лицо, единственное число, «прыгаете» - 2-е лицо, множественное число. Найти окончание не сложно: необходимо склонять или спрягать слово. Изменяемая часть и будет окончанием.

    Личная форма тесно связана с лицом, выполняющим действия. Употребляется с существительным и местоимением, трудности возникают лишь при наличии безударной гласной. Для этого и понадобится знание того, как проверить безударные окончания глаголов в простых и сложных предложениях. В грамматике правила разрешают этот вопрос простым образом: глагол переводят в инфинитив.

    Какие окончания встречаются в глаголах?

    В русском языке различают спряжение I и II вида. В окончаниях ставится буква "е", если это первое; буква "и", если второе. При проверке безударных личных окончаний следует воспользоваться правилами. К первому спряжению относятся слова-инфинитивы с окончанием -ать, -еть, -ять, -уть, -ешь, -ем, -ете. Второе спряжение отличается словами, которые заканчиваются на -ить. В личной форме - окончания с безударными гласными -у (ю), -е. Например: копать - копаю - копаешь - копает - копаете - копаем - копают.

    Личная форма глаголов II спряжения отличается окончаниями. К ним относится -и, -а(я), у(ю), -ишь, -им, -ите, -ат, -ят. Например, любить - люблю - любишь - любит - любите - любим - любят. Слова 2-го лица единственного числа имеют окончание с шипящей, после которой ставится мягкий знак (смотришь, смотришься).

    Узнать, как проверить окончание глаголов -ешь, -ишь, можно, если обратить внимание на ударение. Правила помогут не совершать ошибок при написании слов, в которых ударение на окончание не падает. Нужно запомнить, что слова II спряжения выражаются глаголами-инфинитивами с окончанием на -ить.

    Правила написания части речи с приставкой

    У глаголов с приставкой такое же спряжение, как и у однокоренного слова без приставки. Это важно знать, чтобы понять, как проверить окончание глагола. Приставка притягивает на себя ударение. Слово «вылетит» образовали от слова «летит», в котором ударное личное окончание, что указывает на второе спряжение. Безударные буквы в словах с приставкой вы- проверяют, подбирая бесприставочный глагол (выспишься - спишь; выпьешь - пьешь).

    Проверка правописания глаголов

    Зная, как проверить безударные личные окончания глаголов, можно грамотно писать и общаться. Слова I спряжения с шипящими на конце проверяются ударением. Вместо буквы "о" пишется "е". Например: влечет, жжет.

    Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть, -ться, -тся, -чься, -тись. Чтобы отделить слова в третьем лице от инфинитива необходимо задать вопрос. В первом случае это будет - что делает? что делается?, во втором - что делать? что сделать?

    • Моему брату нравится (что делать?) учиться.
    • Он хочет (что сделать?) заняться баскетболом.

    Написание повелительного наклонения происходит с мягким знаком в единственном и множественном числе: сядь - сядьте, съешь - съешьте, намажь - намажься. Исключение составляют слова ляг - лягте.

    Как пишутся гласные звуки в окончаниях?

    Глаголы-инфинитивы и слова в прошедшем времени имеют окончания -ую, -юю в 1-м лице. Их легко отличить по имеющемуся суффиксу -ова-, -ева- (беседовать - беседую; говорить - говорю). Слова в 1-ом лице заканчиваются на -иваю, -ываю. Если их поставить в неопределенную форму в прошедшем времени, окончание будет -и, -ы, ударение на букву -а отсутствует. Например: поливаю - поливать, нажимаю - нажимать. Такая же расстановка окончаний отличается сочетанием -еваю, -евать, ударение будет падать на букву "а" (напевать - напеваю; сочетать - сочетаю).

    Не все знают, что в русском языке есть разноспрягаемые глаголы. В них безударные личные окончания могут быть обоих спряжений. В группе находятся слова "бежать", "хотеть" и "чтить". Отличаются окончания в глаголах дать и есть, если изменить лицо и число, однако они не входят в группу разноспрягаемых слов.

    Написание окончаний по спряжению глаголов

    Настоящее и будущее время глагола подразумевает написание различных окончаний в зависимости от спряжения. Чтобы узнать, как проверить окончание глагола -ет или -ит, нужно изучить правила написания слов, которые относятся к I или II спряжению. В первом случае это будет сочетание -ет, а во втором ставится -ит.

    Определяют спряжение после соотношения определенной формы с инфинитивом. Слово «прогонит» образовано от «прогнать», а «прогоняет» - от «прогонять». Повелительное наклонение легко отличить, так как в слове есть суффикс -и-, окончание -те. В повелительном наклонении происходит побуждение к действию: «Вытри пыль. Вынеси мусор». В изъявительном наклонении необходимо определить спряжение. Если это второй вид, глагол совпадет с повелительным наклонением: «Держите крепко, и полка не упадет».

    Глаголы-исключения: что нужно запомнить

    В русском языке не нужно проверять личные окончания в глаголах, которые не поддаются общим правилам. Сюда относятся слова-исключения и их производные, а также слова с личным окончанием во II спряжении: гнать, держать, дышать и слышать. Важно запомнить, как проверить личные окончания глаголов, чтобы они совпадали с используемыми существительными и местоимениями. Слова ставят в 1-м, 2-м и 3-м лице: я слышу, мы слышим, ты слышишь, вы слышите, он слышит, они слышат.

    Если глагол имеет другое окончание, он будет I спряжения. Например, в единственном числе глагол "хотеть". Второе спряжение, если его изменить: хочет, хотим, хочу, хотят, хотите. Производные слова пишутся: гонят, держат, дышат, слышат, вертят, видят, зависят, ненавидят, обидят, смотрят, терпят. Окончания глаголов нужно выучить наизусть и запомнить, так как они не проверяются никаким правилом.

    Алгоритм выбора окончания при написании глаголов

    Правописание окончаний в глаголах поддается простым правилам. Первое - определить спряжение. В слове определяют ударение, которое может быть в основе или в окончании. Если присутствует приставка вы-, обозначить спряжение можно по синониму без приставки.

    Когда ударение падает на окончание, сразу определяют спряжение. Если же это основа, ставят глагол в неопределенную форму. Важную роль играют три последние буквы в слове. При написании помнят об исключениях и разноспрягаемых глаголах. Это позволит не ошибиться в трудных словах, где в процессе произношения могут быть несколько вариантов.

    Применение правил и четкого алгоритма позволит правильно обозначить спряжение и выбрать окончание. После этого будет правильно выбрана буква в безударном личном окончании.

    Глагол - сложная часть речи, которая не подчиняется общим правилам. Применение знаний поможет в будущем избежать ошибок.


Top