Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Охрана окружающей среды от загрязнения

Основными источниками химического загрязнения окружающей среды традиционно считаются промышленность (химическая, металлургическая и т.д.), транспорт, энергетика (ТЭС) и сельское хозяйство. Загрязнение окружающей среды химическими веществами происходит как на стадии их производства и использования, так и в ходе обращения с отходами. Поэтому правовое регулирование охраны окружающей среды осуществляется на всех стадиях использования химических и иных экологически опасных веществ.

Как указывает ст. 47 Закона об охране окружающей среды производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов допускаются на территории РФ после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством РФ.

Данные требования конкретизируются, в первую очередь, санитарным законодательством, включая санитарные правила.

Значение последних объясняется тем, что именно они устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских населенных пунктах, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе. Более того, нормативы ПДВ химических и иных веществ и микроорганизмов в воздухе, проекты СЗЗ утверждаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации.

Государственной регистрации подлежат впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические вещества и изготовляемые па их основе препараты потенциально опасные для человека, отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека, а также отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию РФ. Государственная регистрация указанных веществ и отдельных видов продукции проводится на основании оценки их опасности для человека и среды обитания; установления гигиенических и иных нормативов содержания веществ, отдельных компонентов продукции в среде обитания, а также разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по предотвращению их вредного воздействия на человека и среду обитания.

Наряду с обязательностью регистрации химических и иных веществ, санитарное законодательство предусматривает необходимость проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, которые проводит Минздрав России, организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений. Целью таких мероприятий является установление и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека, установление причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также установление соответствия (несоответствия) объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг требованиям санитарного законодательства.

На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами даются санитарно-эпидемиологические заключения.

Применительно к производству, обращению и обезвреживанию определенных химических веществ и их соединений (включая отходы) действуют более конкретные требования и правила.

Наиболее характерным примером их установления являются требования и правила в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами. Так, экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов включает в себя государственную экологическую экспертизу пестицидов и агрохимикатов; токсиколого-гигиеническую экспертизу и экспертизу регламентов применения пестицидов и агрохимикатов.

Гражданину или юридическому лицу по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, выдается регистрационное свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката. Пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ, который ведет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.

Дополнительные требования к использованию химических веществ содержатся в природоресурсном законодательстве в целях снижения их вредного воздействия на состояние природных объектов.

Например, согласно ст. 65 ВК в водоохранных зонах запрещается размещение химических и иных токсичных и ядовитых веществ.

В определенных случаях законодательство предусматривает специальные требования к производству и обращению химических и иных веществ.

Таким примером могут служить требования к эксплуатации опасного производственного объекта, разновидностью которого является предприятие, производящее или использующее в ходе производственной деятельности химические и иные экологически опасные вещества.

Охрана окружающей среды - прежде всего, основывается на правовом поле, она регулируется определенными нормативными актами и законами, что позволяет планировать своевременные мероприятия по защите природных объектов.

Закон Украины об «Охране окружающей среды» был принят 25 июня 1991 года (редакции Закона 1993, 1996 р.).

Правовая охрана окружающей среды представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на мероприятия по сохранению естественной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека природной среды в интересах настоящего и будущего поколений людей. В систему правовой охраны природы входят четыре группы юридических мероприятий:

  • 1) правовое регулирование отношений по поводу использования природных ресурсов;
  • 2) организация, воспитание и обучение кадров;
  • 3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;
  • 4) юридическая ответственность правонарушителей.

Объектами правовой охраны выступает природная среда:

  • - земля;
  • - недра;
  • - поверхностные и подземные воды;
  • - растительность;
  • - типичные ландшафты, памятники природы;
  • - курортные зоны, парки и т.п.;
  • - животный мир;
  • - атмосферный воздух.

Существуют определенные формы законодательства, в том числе и природоохранное. Подразделяются они на законы и подзаконные акты. Уклонение от выполнения законов по охране окружающей среды и частных нормативных актов, квалифицируется, как природоохранительное нарушение, лицо, нарушитель, несет ответственность.

Основная форма стандартов на Украине это ГОСТы.

Охрана окружающей среды осуществляется при помощи нормирования содержания различных веществ в атмосфере, гидросфере и литосфере. При этом проводится строгий контроль за соблюдением нормативов.

В качестве установленных нормативов качества воздуха применяются:

  • - ОБУВ - ориентировочные безопасные уровни воздействия;
  • - ОДК - ориентировочно допустимые концентрации;
  • - ВДК - временно допустимые концентрации;
  • - ПДК - предельно допустимые концентрации - они представляют собой верхние пределы содержания химических веществ, при которых их содержание не выходит за пределы экологической ниши человека.

Используется 2 типа ПДК:

  • - в воздухе рабочей зоны ПДК рз;
  • - в атмосферном воздухе населенного пункта ПДК ав.

Раздельное нормирование содержания примесей предусматривает также разделение ПДК на вида:

  • - максимально разовые ПДК мр - в течение 30 минут в рабочей зоне;
  • - среднесуточные - ПДК СС - в населенном пункте осредненное значение показателей за 24 часа.

ПДК устанавливаются расчетными и экспериментальными методами.

Существует эффект суммации некоторых вредных веществ, при котором их воздействие на среду и человека возрастает в разы.

Если в воздухе присутствуют несколько веществ, обладающих эффектом суммации, то качество воздуха будет соответствовать нормативам при условии:

где С n - концентрация любого вещества.

Регламентирование выбросов вредных веществ в атмосферу через те или иные источники осуществляется на основе установления предельно допустимых выбросов (ПДВ).

Охрана атмосферного воздуха осуществляется государственными структурами на местах, в данном случае администрацией Тернополя, региональным и областным управлением Министерства ООСЯБ. Для проведения мероприятий по охране природной среды предварительно собирают и обобщают данные, полученные при проведении в области и городе экологического мониторинга по загрязнению природной среды, в частности атмосферного воздуха, вод и почвы.

Мониторинг (англ. monitoring, от лат. monitor - контролирующий, предупреждающий) окружающей среды - это система наблюдения и контроля за природными, природо-антропогенными комплексами, процессами, которые происходят в них, окружающей средой в целом с целью рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее ОС), прогнозирования масштабов неизбежных изменений.

По международному стандарту СТ ISO 4225-80, мониторинг - это многоразовые измерения для наблюдения за изменениями какого-либо параметра в определенном интервале времени; система длительных наблюдений, оценок, контроля и прогнозирования состояния и изменения объектов. Кроме наблюдений и получения информации, мониторинг предусматривает и элементы активных действий, таких как оценка, прогнозирование, разработка природоохранных рекомендаций.

Целью мониторинга является экологическое обоснование перспектив и усовершенствование системы мониторинга ОС, оценка фактического и прогнозируемого ее состояния; предупреждение о снижении биоразнообразия экосистем, нарушение экологического равновесия в ОС, ухудшения условий жизнедеятельности человека.

Предметом мониторинга ОС как науки является организация и функционирование системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния экосистем, их элементов, биосферы, характера влияния на них природных и антропогенных факторов.

Объектами мониторинга ОС, в зависимости от уровня и цели исследования, могут быть ОС и ее элементы (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, грунтовый и растительный покровы, экосистемы и их биотические и абиотические составляющие, биосфера) и источники влияния на ОС.

При выполнении своих функций мониторинг ОС использует различные методы получения первичной и вторичной информации.

Методы получения первичной информации реализуются путем непосредственного наблюдения на соответствующих станциях, постах, створах. Это метеорологические, гидрологические, океанические, геофизические, биологические, фоновые наблюдения. Данные о состоянии ОС получают при помощи дистанционных приспособлений наблюдения, в том числе вследствие прямых наблюдений со спутников Земли, вертикальных зондирований, фотографических и геофизических съемок, а также геостационарных наблюдений.

Методы получения вторичной информации состоят в упорядочивании и обработке базы данных, полученных при помощи первичной информации. Результаты фиксируются в виде карт, таблиц, графиков. Для аккумулирования и обобщения информации функционируют географические информационные системы (ГИС) - компьютерные базы данных, объединенные с определенными аналитическими средствами для работы с пространственной информацией.

Мониторинг ОС предусматривает выполнение таких общий задач:

  • - наблюдение за факторами влияния на ОПС и его состоянием;
  • - оценка фактического состояния ОС;
  • - прогнозирование состояния ОПС и его оценка;
  • - исследование состояния биосферы, оценка и прогнозирование ее изменений;
  • - определение объема антропогенного действия на ОПС;
  • - установка факторов и источников загрязнения ОПС;
  • - выявление критических и экстремальных ситуаций, которые нарушают экологическую безопасность.

Прогнозирование предусматривает знание закономерностей изменения состояния природной среды, наличие схем и возможностей их прогнозируемого расчета, а также направленность прогноза, которая в значительной мере определяет структуру наблюдений (обратная связь).

Полученные результаты наблюдений или прогноза, которые характеризуют состояние окружающей среды (ОС), оценивают в зависимости от того, в какой сфере деятельности представляется их использование. Оценка предусматривает выяснение определенных антропогенных влияний, выбор оптимальных условий для деятельности, определение существующих экологических резервов при условии знания допустимых нагрузок на ОС.

Рост антропогенного влияния на ОС требует получения разноплановой и детальной информации о нем, которая дает возможность не только оценить реальную ситуацию, а и спрогнозировать состояние ОС в перспективе, наладить рациональную систему природоохранной деятельности, контроля над состоянием экосистем.

Организация наблюдений предусматривает контроль над распространением вредных примесей, как в самой атмосфере, так и между элементами системы «атмосфера - гидросфера - литосфера - биосфера». Для этой деятельности необходимы:

  • - сведения о действующих и перспективных источниках загрязнения;
  • - характеристика загрязняющих веществ;
  • - гидрометеорологические данные;
  • - результаты предыдущих наблюдений;
  • - данные об уровне загрязнения окружающей среды в соседних регионах и областях;
  • - данные о трансграничном перенесении вредных примесей.

Комплекс задач, связанных со сбором этой информации, выполняет специальная служба наблюдений, которую формируют система наблюдений и система контроля.

Система наблюдений обеспечивает наблюдения за качеством природных объектов в городах, населенных пунктах и территориях, размещенных вне зоны влияния конкретных источников загрязнения. Наблюдения за загрязнениями атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод осуществляют службы Госкомитета гидрометеорологии, а также Главгосэкоинспекция, Госуправление охраны ОПС в областях, геологические территориальные организации, МЧС, МОЗ, МАП, Государственный комитет Украины по водному хозяйству, Госкомитет строительства, архитектуры и жилищной политики Украины, дополнительно для грунтов - Министерство сельскохозяйственной продукции, Министерство лесного хозяйства. Научный комитет Национальной академии наук Украины организует авиационно-космические исследования за состоянием озонового слоя и глобальным загрязнением атмосферы. Практикуются экологические наблюдения за отдельными предприятиями.

Система контроля осуществляет наблюдения и контроль над источниками загрязнения, выбросами ВВ в ОС.

При организации наблюдений за состоянием воздуха используют предварительные исследования, которые предусматривают обследование территории (метеорологические условия, содержание загрязнителей) при помощи передвижных лабораторий, которые осуществляют отбор и анализ проб с целью изучения размещения действующих источников загрязнения и перспектив развития промышленности. После выявления имеющегося и перспективного уровней загрязнения оценивают изменения концентраций примесей в пространстве и времени, разрабатывают схему размещения постоянных (стационарных) постов наблюдения на территории города, программы их работы. При их размещении приоритетными являются жилые районы с наибольшей плотностью населения, где возможно превышение установленных пороговых значений гигиенических показателей (ПДК). Работа постов наблюдений должна соответствовать таким условиям:

  • - обязательность отражения общего состояния воздушного бассейна и контроля над источниками выброса;
  • - необходимость осуществления наблюдений за всеми примесями, концентрации которых превышают ПДК;
  • - обязательность определения пыли, диоксида серы, оксида углерода и оксидов азота.

Охрана поверхностных и подземных вод также является одной и главных проблем современного природопользования, поскольку вода - источник жизни.

Важнейшей задачей в условиях промышленного водопользования и водопотребления является установление допустимых нагрузок на водные объекты. Степень предельно допустимого загрязнения воды в водном объекте, определяемая физической особенностью, способностью нейтрализации примесей рассматривается как предельно допустимая нагрузка на водные объекты и обозначается ПДН.

В соответствии с нормативами допустимые нагрузки на водоем (С доп) определяются как разность между нормативной нагрузкой и существующей:

Под загрязненностью воды понимают такое состояние водного объекта, в официально установленном месте, при которой наблюдается отклонение от норм в сторону увеличения содержания тех или иных нормируемых компонентов.

Соблюдение ПДК - это основное в достижении цели природоохранной деятельности, оно исключает неблагоприятное воздействие на природу и человека, нарушение нормальных условий водопользования.

При охране поверхностных и подземных вод также используется система мониторинга за загрязнениями. При этом идет отбор проб, согласно нормативным документам, в результате природоохранных мероприятий состав и свойства воды должны соответствовать принятым для нашего государства нормативам.

Исследование вод проводится по следующим показателям (при исследованиях в полном объеме):

  • - взвешенные вещества;
  • - плавающие примеси;
  • - запахи и привкусы;
  • - окраска;
  • - температура;
  • - рН-среда;
  • - минеральный состав;
  • - растворенный кислород;
  • - биохимическая потребность в кислороде;
  • - возбудители заболеваний;
  • - ядовитые вещества.

Загрязнение почвы связано с образованием промышленных и бытовых отходов.

К настоящему времени предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в почве установлены для 30 вредных веществ, преимущественно химикатов, применяемых для защиты растений от вредителей и болезней, в частности нормируются такие показатели, как содержание вредных веществ в почвах:

  • - азот аммонийный;
  • - азот нитратный;
  • - хлориды;
  • - пестициды;
  • - нефть и нефтепродукты;
  • - фенолы;
  • - сернистые соединения;
  • - канцерогенные вещества;
  • - удобрения;
  • - рН-среда;
  • - тяжелые металлы;
  • - радиоактивные вещества;
  • - термо- и криофильные бактерии.

Контроль за охраной окружающей среды и за выполнением природоохранных мероприятий предприятия возлагается на местные представительства Минэкобезопасности Украины. Ключевым звеном в этой цепи является мониторинг грунтов, который дает возможность оценить реальное состояние охраняемого природного объекта, разработать ряд мероприятий по улучшению его качества.

Охрана окружающей среды - важный аспект в области экологии и восстановления приемлемого качества объектов охраны.

Химическое загрязнение окружающей среды обусловлено следующими факторами:

  1. повышением концентрации биогенных элементов из-за канализационных сбросов и стока с полей удобрений, вызывающих бурное развитие водорослей и нарушение баланса в существующих экосистемах;
  2. отравлением воды, почвы и воздуха отходами химических производств;
  3. воздействием на воду и почву продуктов сжигания топлива, снижающих качество воздуха и вызывающих кислотные дожди;
  4. потенциальным заражением воздуха, воды и почвы радиоактивными отходами, образующимися при производстве ядерного оружия и атомной энергии;
  5. выбросами углекислого газа и химических веществ, снижающих содержание озона, что может привести к изменению климата или образованию озоновых дыр.

Загрязнение атмосферы

Главным источником загрязнения атмосферы являются предприятия черной и цветной металлургии, тепловые электростанции и автомобильный транспорт. Выбросы в атмосферу содержат оксиды углерода, азота и серы, углеводороды, соединения металлов и пыль.

При попадании в атмосферу углерод постоянно переходит из органических соединений в неорганические и наоборот. Это проявляется как в процессе фотосинтеза – образовании органических соединений из CO 2 и воды в растениях под действием света, так и при дыхании человека и животных – кислород воздух при дыхании переходит в CO 2 , который возвращается в атмосферу.

Сжигание топлива, приводящее к образованию огромных количеств CO 2 и пыли, оказывает негативное воздействие на круговорот углерода в природе, создавая т.н. «парниковый эффект», который в свою очередь способен привести к изменению климата Земли за счет «глобального потепления».

Выделение в атмосферу пыли оказывает противоположный эффект – запыленность атмосферы задерживает излучение Солнца, чем может вызвать понижение температуры на Земле, т.н. «второй ледниковый период».

За счет обжига сульфидных руд на предприятиях цветной металлургии, а также работы тепловых электростанций в атмосферу попадает огромное количество SO 2 . Увеличение SO 2 , а также других оксидов неметаллов, в атмосфере вызывает образование т.н. «кислотных дожей» (рис. 1), оказывающих губительное действие на водные ресурсы планеты, вызывая гибель их обитателей, разрушает строительные материалы и памятники архитектуры.

Рис. 1 Кислотные осадки и их влияние на экосистему.

Составные части выхлопных газов автомобилей (CO, SO 2 , оксиды азота, тяжелые металлы) наносят огромный вред флоре и фауне планеты, а также могут быть причиной образования фотохимического смога, образование которого можно представить следующим образом:

2NO + O 2 =2NO 2 (окисление NO, выделяющегося с выхлопными газами)

NO 2 + O 2 = NO + O 3 (распад NO 2 под действием УФ-излучения солнца)

Образующийся в результате озон может вступать в реакции с углеводородами, находящимися в атмосфере, тем самым приводя к образованию смога.

Сжигание топлива, мусора, а также работа металлургической промышленности – основные источниками загрязнения атмосферы тяжелыми металлами, такими, как Zn, Co, Ni, U, Sn, Ge, Pb, Be, V, Hg, Mo, As и др.

Рассмотрим негативное воздействие присутствия тяжелых металлов в атмосфере на организм человека и окружающую среду на примере свинца, поскольку этот металл обладает кумулятивными (накопительными) свойствами. Свинец оказывает воздействие на ферментные системы и обмен веществ, способен накапливаться не только в организме человека, но и в морских отложениях, и в пресной воде.

Свинец вызывает обширные патологические изменения в нервной системе, крови, сосудах, активно влияет на синтез белка, энергетический обмен клетки и её генетический аппарат, подавляет кровообразование; нарушает белковый и углеводный обмены, способен заменять кальций в костях. Соединения свинца могут вызвать мутации и репарации ДНК.

Загрязнение водных ресурсов

Количество растворенного в воде кислорода – один из важнейших показателей качества воды, поскольку он необходим для жизни обитателей водоемов. При избыточном присутствии в воде органических веществ количество растворенного кислорода уменьшается, в результате чего происходит гибель рыбы и других обитателей водоемов, в вода приобретает гнилостный запах (процесс разложения органических веществ вместо аэробных бактерий осуществляют анаэробные, в результате чего выделяется CH 4 , NH 3 , H 2 S и PH 3).

Большой вред водным ресурсам наносят растворенные в воде минеральные удобрения, смываемые с поверхности почвы (нитраты, фосфаты и др.), вызывающие бурное развитие сорной травы и водорослей, что приводит к засорению водоемов и их гибели.

Промышленные сточные воды, содержащие огромное количество ядовитых для обитателей водоемов веществ, также оказывают негативное влияние на водные ресурсы планеты.

Загрязнение почв

Основная проблема, полученная человеком в результате загрязнения почв – её эрозия, т.е. разрушение плодородного слоя.

Применение минеральных азотных удобрений сильно загрязняет почву, поскольку нитраты накапливаются не только в почвах, но и в растениях, что приводит к ухудшению качества выращиваемой с/х продукции и отрицательному их действию на здоровье человека и животных. Нерациональное применение пестицидов также оказывает отрицательное воздействие на почву, среди которых наибольший вред наносят хлорорганические соединения (полихлорпинен, ДДТ).

Различные предприятия промышленности, а также транспортные магистрали в разной степени оказывают вредное воздействие на почву, путем ее загрязнения тяжелыми металлами (Pd, Cd, Cu, Zn, Hg, Bi), халькогенами (Se, Те и др.) и галогенами (F, Вг и др.).

Тема: «Загрязнение природной среды, источники и меры борьбы и защиты природной среды»

ВВЕДЕНИЕ………………………………….……………………………...

1. Понятие «загрязнение природной среды» и основные ее типы………

2. Источники загрязнение природной среды…………………………….

3. Меры борьбы с загрязнением природной среды и методы защиты природной среды……………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время антропогенное загрязнение окружающей природной среды приобрело огромный размах. Это привело к серьезным экологическим, экономическим, социальным последствиям для общества, которое проявляется в ухудшении состояния окружающей природной среды, необходимости значительных финансовых вложений для ее восстановления, резкого снижения продолжительности жизни людей по сравнению с развитыми странами.

Актуальность темы исследования вызывается и необходимостью разработки организационно-правовых мероприятий по обеспечению охраны окружающей природной среды от загрязнения: экологический контроль, наблюдение, экономические меры.

Цель исследования : изучить проблематику загрязнения природной среды, а также рассмотреть источники ее загрязнения, меры борьбы и защиты природной среды.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить понятие «загрязнение природной среды» и основные ее типы;

2.Рассмотреть основные источники загрязнение природной среды;

3. Проанализировать меры борьбы с загрязнением природной среды и методы защиты природной среды.

1. Понятие «загрязнение природной среды» и основные ее типы

Загрязнение природной среды - привнесение в среду или возникновение в ней новых (нехарактерных для нее) физических, химических или биологических агентов, или превышение естественного средне многолетнего уровня концентрации тех же агентов в рассматриваемый период. Различают природные и антропогенные загрязнения.

Под загрязнением окружающей среды автор Снакин В.В. понимает «изменение свойств среды (химических, механических, физических, биологических и связанных с ними информационных), происходящие в результате естественных или искусственных процессов и приводящие к ухудшению функций среды по отношению к любому биологическому или технологическому объекту» 1 .

Используя различные элементы окружающей среды в своей деятельности, человек изменяет её качество. Часто эти изменения выражаются в неблагоприятной форме загрязнения 2 .

Загрязнение окружающей среды - это поступление в нее вредных веществ, могущих нанести ущерб здоровью человека, неорганической природе, растительному и животному миру или стать помехой в той или иной человеческой деятельности. Конечно, загрязнения, вызванные деятельностью людей (их называют антропогенными), надо отличать от естественных загрязнений. Обычно, говоря о загрязнении, имеют в виду именно антропогенное загрязнение и оценивают его, сравнивая мощности естественных и антропогенных источников загрязнения 3 .

Из-за больших количеств поступающих в среду отходов человеческой деятельности способность окружающей среды к самоочищению находится на пределе. Значительная часть этих отходов чужда природной среде: они либо ядовиты для микроорганизмов, разрушающих сложные органические вещества и превращающих их в простые неорганические соединения, либо вообще не разрушаются и поэтому накапливаются в различных частях окружающей среды. Даже те вещества, которые привычны для окружающей среды, поступая в нее в слишком больших количествах, могут изменять ее качества и воздействовать на экологические системы.

Загрязнение окружающей среды – привнесение новых, не характерных для нее физических, химических и биологических агентов или превышение их естественного уровня.

Рассмотрим основные типы загрязнения:

    Физическое (тепловое, шумовое, электромагнитно, световое, радиоактивное);

    Химическое (тяжелые металлы, пестициды, пластмассы и др. химические вещества);

    Биологическое (биогенное, микробиологическое, генетическое);

    Информационное (информационный шум, ложная информация, факторы беспокойства 1 .

Любое химическое загрязнение – это появление химического вещества в непредназначенном для него месте. Загрязнения, возникающие в процессе деятельности человека, являются главным фактором его вредного воздействия на природную среду.

Химические загрязнители могут вызывать острые отравления, хронические болезни, а также оказывать канцерогенное и мутагенное действие. Например, тяжелые металлы способны накапливаться в растительных и животных тканях, оказывая токсическое действие. Кроме тяжелых металлов, особо опасными загрязнителями являются хлордиоксины, которые образуются из хлорпроизводных ароматических углеводородов, используемых при производстве гербицидов. Источниками загрязнения окружающей среды диоксинами являются и побочные продукты целлюлозно-бумажной промышленности, отходы металлургической промышленности, выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания. Эти вещества очень токсичны для человека и животных даже при низких концентрациях и вызывают поражение печени, почек, иммунной системы 1 .

Наряду с загрязнением окружающей среды новыми для нее синтетическими веществами, большой ущерб природе и здоровью людей может нанести вмешательство в природные круговороты веществ за счет активной производственной и сельскохозяйственной деятельности, а также образования бытовых отходов.

2. Источники загрязнение природной среды

Загрязнению подвергаются атмосфера (воздушная среда), гидросфера (водная среда) и литосфера (твердая поверхность) Земли. Рассмотрим виды источников загрязнения среды с учетом места загрязнения.

Таблица 1. Источники загрязнения окружающей среды 1

Место

загрязнения

Основные источники загрязнения

Основные вредные вещества

Атмосфера

Промышленность

Транспорт

Тепловые электростанции

Оксиды углерода, серы, азота

Органические соединения

Промышленная пыль

Гидросфера

Сточные воды

Утечки нефти

Автотранспорт

Тяжелые металлы

Нефтепродукты

Литосфера

Отходы промышленности и Сельского хозяйства

Избыточное использование Удобрений

Пластмассы

Тяжелые металлы

Источником загрязнения окружающей природной среды выступает хозяйственная деятельность человека (промышленность, сельское хозяйство, транспорт). В городах наибольший удельный вес от загрязнения дает транспорт (70-80%). Среди промышленных предприятий наиболее «грязными» считаются металлургические - 93,4%. За ними следуют предприятия энергетики - прежде всего ТЭС - 27%, 9% - падают на предприятия химической промышленности, 12% - нефтяной и 7% газовой промышленности.

Хотя химическая промышленность не является главным поставщиком загрязнений (рис. 1), для нее характерны выбросы, наиболее опасные для природной среды, человека, животных и растений (рис. 2) 2 .

Рис. 1. Загрязнение атмосферы различными отраслями промышленности

Рис.2. Загрязнение окружающей среды опасными отходами. Основная доля опасных отходов образуется за счет продукции химической промышленности.

Термин «опасные отходы» применяют к любого рода отходам, которые могут нанести вред здоровью или окружающей среде при их хранении, транспортировке, переработке или сбросе. К ним относятся токсичные вещества, воспламеняющиеся отходы, отходы, вызывающие коррозию и другие химически активные вещества 1 .

Природные воды могут загрязняться пестицидами и диоксинами, а также нефтью. Продукты разложения нефти токсичны, а нефтяная пленка, изолирующая воду от воздуха, приводит к гибели живых организмов (в первую очередь, планктона) в воде. Сильнейшими загрязнителями окружающей природной среды являются отходы производства, бытовые отходы. Ежегодно на одного жителя Земли приходится свыше 20 т. отходов. Особо опасными из них считаются диоксины. Постановлением Правительства от 5 ноября 1995 года была принята федеральная целевая программа по диоксинам. В ее включен следующий блок вопросов: разработка нормативов содержания диоксинов в выбросах и сбросах промышленных предприятий и мусоросжигающих заводов; разработка нормативов содержания диоксинов в почве, питьевой воде, в воздушной среде; оценка масштабов и степени загрязнения открытых регионов России диоксинами; разработка технологий и методов обезвреживания диоксинов и другие, что в какой-то степени должно привести к уменьшению загрязнения окружающей природной среды этим токсикантом.

В период экономических реформ произошло преобразование организационно-правовых форм ведения сельского хозяйства. Однако из-за отсутствия финансовых средств сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности не проводят природоохранных мероприятий на животноводческих фермах, бесконтрольно применяют минеральные удобрения и агрохимикаты, которые первоначально накапливаются в почве, а затем вместе с дождевыми потоками попадают в реки, загрязняя сельскохозяйственную продукцию и окружающую природную среду. На наш взгляд, необходимо усилить контроль за деятельностью сельских товаропроизводителей, активнее применять меры административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности к юридическим и физическим лицам, не проводящим природоохранные мероприятия 1 .

Сильным загрязнителем окружающей природной среды является автотранспорт. Выбросы автомобилей представляют собой смесь очень вредных для здоровья веществ. Однако на сегодняшний день отсутствует единый орган, занимающийся разработкой и реализацией комплексных программ по экологической безопасности применительно к сфере автомобильного транспорта, отсутствует методика организации дорожного движения, разработанная с учетом экологических требований. В период рыночных реформ в России увеличилось количество негосударственных предприятий, которые в погоне за получением больших доходов не уделяют внимания мероприятиям по охране окружающей природной среды. Отсутствует единый пакет нормативных правовых актов, регулирующих экологические отношения, где должна быть предусмотрена ответственность за экологические правонарушения в сфере автомобильного транспорта.

Помимо накопления в почве токсичных и вредных веществ в результате деятельности человека, ущерб землям наносится за счет захоронения и свалок промышленных и бытовых отходов 1 .

Загрязнителями воды являются и органические отходы. На их окисление расходуется дополнительное количество кислорода. При слишком низком содержании кислорода нормальная жизнь большинства водных организмов становится невозможной. Аэробные бактерии, которым необходим кислород, также погибают, вместо них развиваются бактерии, использующие для своей жизнедеятельности соединения серы. Признаком появления таких бактерий является запах сероводорода – одного из продуктов их жизнедеятельности.

В итоге, можно сказать, что одним из основных загрязнителей окружающей среды является сельскохозяйственное производство. В систему круговорота химических элементов искусственно вводятся значительные массы азота, калия, фосфора в виде минеральных удобрений. Их избыток, не усвоенный растениями, активно вовлекается в водную миграцию. Накопление соединений азота и фосфора в природных водоемах вызывает усиленный рост водной растительности, зарастание водоемов и загрязнение их мертвыми растительными остатками и продуктами разложения. Кроме того, аномально высокое содержание растворимых соединений азота в почве влечет за собой повышение концентрации этого элемента в сельскохозяйственных продуктах питания и питьевой воде. Это может вызвать серьезные заболевания людей.

3. Меры борьбы с загрязнением природной среды и методы защиты природной среды

Основными мерами борьбы с загрязнением атмосферы являются строгий контроль выбросов вредных веществ. Токсичные исходные продукты заменяют на нетоксичные, практикуется переход на замкнутые циклы, совершенствуются методы газоочистки и пылеулавливания. Большое значение имеет оптимизация размещения предприятий для уменьшения выбросов транспорта, а также грамотное применение экономических санкций.

Большую роль в защите окружающей среды от химических загрязнений играет международное сотрудничество. Так, например, в 1970-е в озоновом слое, защищающем нашу планету от опасного действия ультрафиолетового излучения Солнца, было обнаружено снижение концентрации О3. В 1974 установили, что озон разрушается под действием атомарного хлора. Одним из основных источников хлора, попадающего в атмосферу, являются хлорфторпроизводные углеводородов (фреоны, хладоны), используемые в аэрозольных баллонах, холодильниках и кондиционерах. Разрушение озонового слоя происходит, возможно, не только под действием этих веществ. Тем не менее, были предприняты меры по уменьшению их производства и использования. В 1985 многие страны договорились о защите озонового слоя. Обмен информацией и совместные исследования изменений концентрации атмосферного озона продолжаются 1 .

Проведение мероприятий, предупреждающих попадание загрязняющих веществ в водоемы, включает установление прибрежных защитных полос и водоохранных зон, отказ от ядовитых хлорсодержащих пестицидов, уменьшение сбросов промышленных предприятий за счет применения замкнутых циклов. Снижение опасности загрязнения нефтью возможно путем повышения надежности танкеров 1 .

Для предотвращения загрязнения поверхности Земли нужны предупредительные меры – не допускать засорения почв промышленными и бытовыми сточными водами, твердыми бытовыми и промышленными отходами, нужна санитарная очистка почвы и территории населенных мест, где такие нарушения были выявлены.

Самым эффективным решением проблемы загрязнения окружающей среды были бы безотходные производства, не имеющие сточных вод, газовых выбросов и твердых отходов. Однако безотходное производство сегодня и в обозримом будущем принципиально невозможно, для его реализации нужно создать единую для всей планеты циклическую систему потоков вещества и энергии. Если потери вещества, хотя бы теоретически, все же можно предотвратить, то экологические проблемы энергетики все равно останутся. Теплового загрязнения нельзя избежать в принципе, а так называемые экологически чистые источники энергии, например ветряные электростанции, все равно наносят ущерб окружающей среде 2 .

На сегодняшний день единственным путем существенного уменьшения загрязнения окружающей среды являются малоотходные технологии. В настоящее время создаются малоотходные производства, в которых выбросы вредных веществ не превышают предельно допустимых концентраций (ПДК), а отходы не приводят к необратимым изменениям природы. Используется комплексная переработка сырья, совмещение нескольких производств, применение твердых отходов для изготовления строительных материалов 3 .

Существуют следующие основные способы уменьшения загрязнения окружающей среды: безотходное производство, малоотходное производство, комплексная переработка сырья, новые технологии и материалы. Создаются новые технологии и материалы, экологически чистые виды топлива, новые источники энергии, снижающие загрязнение окружающей среды 1 .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать, что загрязнение окружающей среды имеет почти такую же долгую историю, что и история самого человечества. Долгое время первобытный человек мало чем отличался от других видов животных и в экологическом смысле находился в равновесии с окружающей средой. К тому же численность человечества была невелика.

С течением времени в результате развития биологической организации людей, их умственных способностей, человеческий род выделился среди других видов: возник первый вид живых существ, воздействие которых на все живое представляет собой потенциальную угрозу равновесию в природе.

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало выражать разнообразные проявления и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы - той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию.

В заключение следует отметить, что в условиях ожидаемого роста объемов производства, постоянно увеличивающихся выбросов автотранспорта, без принятия эффективных природоохранных мер, негативная тенденция уровней загрязнения природной среды может ещё более обостриться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Ардашкин, И.Б. Социальная экология. Дистанционное обучение: учебное пособие / И.Б. Ардашкин. - Томск: Изд-во ТПУ, 2009. - 116 с.

    Виды и масштабы негативного воздействия человека и промышленности на природную среду // Природопользование: Учебник / Под ред. Э.А.Арустамова. – М., 2008. – С.80-87.

    Маркович, Данило Ж. Социальная экология: Монография / Д. Ж. Маркович. - М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2007. - 436 с.

    Проблемы социальной экологии: Сборник научных трудов. - Кемерово: Изд-во КузПИ, 2007. - 99 с.

    Снакин В.В. Экология и охрана природа: Словарь-справочник. - М.: Академия, 2008. с. 17.

    Социальная экология: теоретические и прикладные аспекты: учебное пособие / отв. ред. В. Г. Раскин. - Кемерово: Изд-во Кузбасского ГУ, 2006. - 135 с.

    Современный мир и его влияние на окружающую природную среду // Безопасность жизнедеятельности/ Ред. Э.А. Арустамов. – М., 2008. – С.47-59.

Правовая охрана окружающей среды от вредных химических воздействий

Завершившийся XX век был веком научно-технической революции - особенно интенсивного внедрения в жизнь новых технических средств, объектов, технологий. Результатом явилось то, что появление ядерных объектов и высокая концентрация, прежде всего, химических веществ и их производств способны оказывать разрушительное воздействие на экосистемы, человек приобрел способность инициировать крупномасштабные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые изменения регионального и глобального масштаба, соизмеримые со стихийными бедствиями.

Вторгаясь в природу, законы которой далеко еще не познаны, и создавая все более мощные инженерные комплексы, человечество формирует новую, чрезвычайно сложную систему, включающую техносферу, закономерности развития которой пока неизвестны. Это, в свою очередь, приводит к увеличению неопределенности информации о функционировании техносферы, антропийности протекающих в ней процессов, риске возникновения технологических катастроф - загрязнения биосферы высокотоксичными и радиоактивными отходами производства, угрожающего здоровью миллионов людей, а также крупномасштабных аварий в промышленности, энергетике, на транспорте.

Перед человечеством встала задача - неизбежные преобразования не должны ухудшать условия существования на Земле.

Необходимость рассмотрения и обособления правовой охраны окружающей среды в качестве относительно самостоятельного социально-правового явления обусловлена тем, что практически всегда имеют место столкновения экономических и экологических интересов. Кроме того, негативное влияние оказывают также процессы промышленного и сельскохозяйственного производства, урбанистической, оборонной и иные виды антропогенной деятельности. Указанные и другие факторы предполагают существование механизма правового регулирования проведения всевозможных работ, мероприятий и действий, направленных на охрану окружающей среды.

Правовую охрану окружающей среды следует рассматривать, во-первых, как институт экологического права (объективное право) и субъективное право (права и обязанности субъектов природоохранной деятельности), во-вторых, в качестве системы правовых мер по охране естественной, нетрансформированной среды жизнедеятельности различных организмов и преобразованной, очеловеченной природы. Последняя фактически означает охрану среды жизнедеятельности человека.

Как институт экологического права правовая охрана окружающей среды представляет собой совокупность общих правовых норм, определяющих единые условия и требования природоохранной деятельности, а также специальных норм, регулирующих отношения природного заповедания, по охране земель, вод, недр, других природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, обеспечению экологической безопасности в сферах несельскохозяйственного производства, сельскохозяйственного производства, в населенных пунктах, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других территориях илизонах антропогенного воздействия .

Конституцией предусмотрена обязанность граждан РКсохранять природу и бережно относиться к природным богатствам, а также право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. В частности, в статье 31 Конституции РК предусмотрено, что «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом».

Экологическим Кодексом РК закреплены цели, принципы и правовые основания природоохранной деятельности, круг подлежащих охране природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, права и обязанности граждан и общественных объединений по охране окружающей среды, система экологического просвещения, воспитания и образования, государственная политика, государственное регулирование и управление в данной сфере, экономический механизм охраны окружающей среды, государственная система наблюдений за ее состоянием и кадастровогоучета природных ресурсов; определены вопросы нормативно-технического и научного обеспечения природоохранных мероприятий, экологической экспертизы, экологические требования к хозяйственной деятельности; предусмотрены охрана окружающей среды от вредного воздействия и защита озонового слоя; выделение особо охраняемых природных территорий и объектов, территорий экологического риска, зон экологического кризиса и экологического бедствия: контроль и надзор в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушения природоохранного законодательства и возмещение экологического вреда; разрешение споров и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Положения данного Кодекса детализируются и дополняются другими природоохранными, природоресурсными, иными нормативными правовыми актами.

Объектами правовой охраны окружающей среды в самых общих чертах признаются природные ресурсы, природные объекты и охраняемые природные или природно-антропогенные комплексы. К природным ресурсам и природным объектам соответственно относятся земля, воды, леса, недра, атмосферное пространство и полезные его компоненты, растительный и животный мир, климатические ресурсы, уникальные, редкие или типичные ландшафты, иные природные объекты.

Права и обязанности субъектов природоохранной деятельности в процессе охраны окружающей среды обусловлены видами и состоянием природных ресурсов, природных объектов или природных комплексов, целями и характером хозяйственного, заповедного или иного нехозяйственного использования данных ресурсов, объектов и комплексов, составом проводимых на них средозащитных работ и мероприятий, другими факторами. В качестве субъектов правовой охраны окружающей среды могут выступать государственные, кооперативные, общественные, другие предприятия, организации, объединения, учреждения и граждане, лица без гражданства, международные организации, иностранные юридические и физические лица.

Основными правами субъектов правовой охраны окружающей среды являются их возможности: содействовать реализации государственных экологических программ; проводить общественную экологическую экспертизу; возбуждать ходатайства перед государственными органами и природопользователями о соблюдении ими природоохранного законодательства, проведении природоохранных работ и мероприятий; осуществлять общественный экологический контроль; принимать участие в охране земель, вод, лесов, национальных парков, заповедников, заказников, памятников природы, других природных ресурсов, комплексов и объектов, получать достоверную экологическую информацию; требовать возмещения вреда или ущерба, причиненных нарушением природоохранных правил и др. Субъекты правовой охраны окружающей среды обязаны: соблюдать природоресурсное, природоохранное, иное законодательство; проводить необходимые работы и мероприятия по охране земель, вод, лесов, особо охраняемых и других природных ресурсов, объектов и комплексов; возмещать причиненные экологический вред, ущерб или убытки; устранять неблагоприятные для окружающей среды последствия и т.д.

Правовая охрана среды жизнедеятельности человека, в отличие от правовой охраны природы, представляет собой правовое регулирование природоохранных отношений по обеспечению экологической безопасности в промышленности, энергетике, сельском и коммунально-бытовом хозяйстве, городах и других населенных пунктах, на транспорте, в научной, оборонной, санаторно-курортной и иных нехозяйственных сферах, оказывающих отрицательное воздействие на экосистемы, а также по ликвидации неблагоприятных экологических последствий техногенных катастроф и аварий или стихийных бедствий.

Основными, поддающимися учету и оценке загрязнителями среды жизнедеятельности человека признаются промышленность, транспорт, энергетика и коммунально-бытовое хозяйство. В промышленности большой вред этой среде и здоровью людей причиняют металлургическая, химическая, нефтеперерабатывающая отрасли, машиностроение, промышленность строительных материалов и др. Не менее отрицательное воздействие на состояние экосистем оказывают выбросы, шумы и вибрации, источниками которых являются объекты и средства соответственно автомобильного, железнодорожного, воздушного и других видов транспорта, промышленной и коммунальной теплоэнергетики. В силу массового сосредоточения населения в городах происходит скопление огромного количества людей и гипертрофированное развитие коммунально-бытовых инфраструктур на небольших по площади и относительно автономных участках территорий, нарушение баланса или деградация их экосистем. Поэтому предотвращение и максимальное снижение влияния промышленности, транспорта, теплоэнергетики и коммунально-бытового хозяйства на окружающую человека среду являются одной из главных задач природоохранной деятельности.

Для оценки указанного выше влияния проводятся экологические научные исследования в соответствии с требованиями главы 26 Экологического кодекса Республики Казахстан.

Целью исследования является:

Анализ и оценка правовой охраны окружающей среды от вредных химических воздействий на примере определения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Для достижения поставленной цели в условиях лаборатории ФРГП «Казгидромет» на ПХВ по ВКО в соответствии с методикой «Серная кислота и сульфаты (турбидиметрический метод)» проведена работа по определению содержания аэрозолей серной кислоты и растворимых сульфатов в воздухе на территории г. Усть-Каменогорск. Методика проведения исследования разработана и внесена Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и Министерством здравоохранения СССР, утверждена Заместителем председателя Госкомгидромета СССР Ю.С. Цатуровым 1 июня 1989 г. и Главным государственным санитарным врачом СССР А.И. Кондрусевым 16 мая 1989 г. .

Работа заключалось в ежедневном отборе проб через каждые три часа (01,04,07,10,13,16,19,22) включая выходные и праздничные дни с целью определения в воздухе 14 ингредиентов: взвешенных веществ (пыль), диоксида серы, диоксида азота, фенола, формальдегида, мышьяка и его н/о соединений, оксида углерода, фтористого водорода, хлористого водорода, серной кислоты, бенз(а) пирена, свинца и меди.

Для проведения исследования «Серная кислота и сульфаты (турбидиметрический метод)» фильтры с отобранной пробой пинцетом извлекают из конверта, помещают в стаканы вместимостью 25 куб. см, смачивают 0,2 куб. см этанола и приливают 10 куб. см горячей воды. Содержимое стакана перемешивают стеклянной палочкой в течение 10 мин. Взвесь удаляют центрифугированием или фильтрованием через бумажный фильтр «синяя лента». Аналогично поступают с чистым аэрозольным фильтром, взятым из этой же упаковки. Полученный раствор используют как нулевую пробу. Пробы, включая нулевые, пропускают через бумажные фильтры из одной упаковки, поскольку масса сульфат-иона в разных упаковках различна. Употреблять можно лишь те фильтры, из которых вымывается не более 3 мкг сульфат-ионов с одного фильтра. Для анализа отбирают в пробирки по 4 куб. см раствора, добавляют по 0,1 куб. см раствора соляной кислоты (1:1), 1 куб. см раствора хлорида бария, тщательно перемешивают и через 15 мин., предварительно встряхнув, измеряют оптическую плотность растворов. Массу аэрозоля серной кислоты и растворимых сульфатов в пробе определяют с помощью градуировочной характеристики по разности оптических плотностей растворов пробы и нулевого. Значение оптической плотности нулевого раствора не должно превышать 0,01. При необходимости определения больших концентраций для анализа отбирают соответственно меньшую часть пробы (до 0,04 куб. см) и дополняют водой до 4 куб. см .

За данный период превышений ПДК серной кислоты не наблюдалось, что способствует каксдерживающий фактор хозяйствующим субъектам, которые во избежание правовых последствий выполняют требования природоохранного законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что научные исследования в области охраны окружающей среды являются важным инструментом правовой природоохранной деятельности, т.к. представляют из себя доказательную базу по привлечению виновных к ответственности, являясь фактором контроля и сдерживания нарушений природоохранного законодательства в сфере экономической деятельности человека.

Список литературы

экологический конституция правовой охрана

  • 1. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. М., 1995.
  • 2. «Руководство по контролю загрязнения атмосферы. РД 52.04.186-89» (утв. Госкомгидрометом СССР 01.06.1989, Главным государственным санитарным врачом СССР 16.05.1989)

Top