Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенций учащихся в области русской словесности. Анализ стихотворения А.Блока «Мы встречались с тобой на закате

«Люблю высокие соборы…» Александр Блок

Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать,
Входить на сумрачные хоры,
В толпе поющих исчезать.
Боюсь души моей двуликой
И осторожно хороню
Свой образ дьявольский и дикий
В сию священную броню.
В своей молитве суеверной
Ищу защиты у Христа,
Но из-под маски лицемерной
Смеются лживые уста.
И тихо, с измененным ликом,
В мерцаньи мертвенном свечей,
Бужу я память о Двуликом
В сердцах молящихся людей.
Вот - содрогнулись, смолкли хоры,
В смятеньи бросились бежать…
Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать.

Анализ стихотворения Блока «Люблю высокие соборы…»

Произведение 1902 г., входящее в корпус «Стихов о Прекрасной Даме», обозначает контуры мотива двойничества, который получит развитие в более поздних циклах. «Печальная» фигура «стареющего юноши», появляющегося из зыбкого «октябрьского тумана», возникает в стихотворении «Двойник» из сборника «Страшный мир». Персонаж обращается к лирическому герою: он сообщает, что утомлен несправедливым жребием, вынуждающим проживать «чужую» жизнь.

В художественном пространстве «Люблю высокие соборы…» двойник лирического «я» пока не обрел собственную плоть, но успел прочно обосноваться в «двуликой» душе героя. Внутренние противоречия, возникающие между светлым и темным началом, определяют странное поведение лирического субъекта.

Христианская кротость, потребность в «молитве суеверной», упование на помощь высших сил - все эти черты принадлежат светлой стороне души, «священной броне». Повинуясь ее призыву, герой приходит в храм. «Дьявольский и дикий» облик проявляется в виде глумливой «лицемерной» маски с усмехающимися «лживыми устами». Герой, растерянный и устрашенный своим открытием, пытается спрятать разрушительную часть натуры от верующих, собравшихся в храме. Однако даже сумрак, озаряемый неверным «мертвенным» пламенем свечей, не помогает лирическому «я». «Измененный лик», напоминающий дьявольский, видят окружающие. Впечатление настолько ужасно, что паства содрогается, певчие смолкают и люди в панике бегут из церкви.

Финальное двустишие в точности повторяет первые строки, однако оно наполнено противоположным смыслом. Вместо смирения в заключительном рефрене слышатся зловещая насмешка и мрачное удовлетворение темного лика, на этот раз одержавшего победу над душой.

«Безумный смех и сумасшедший крик» звучат и в завершающей части стихотворения «Двойнику», датированного концом 1901 г. Лирический герой обращается к своему второму «я», именуя его «бедным другом», смешным и жалким. Самоуверенный и циничный двойник прогнозирует исчезновение соперника и свое скорое торжество, связанное с присвоением чужих наград.

В произведении «Она стройна и высока…» лирический субъект следит за свиданием влюбленной пары, как «злодей» или «невидимый» безумец, играющий «в прятки» на сумрачных городских улицах. Он выступает в роли двойника влюбленного, охарактеризованного как мужчина с «профилем грубым».

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. «Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в себе эгоизм и зло. Он верил, что все женское несет в себе животворное начало. Мать, жена, возлюбленная — именно они спасают жестокий мир от гибели. «Высокая» любовь к женщине может открыть сокровенные тайны мира, соединить человека с небом.

В этом цикле лирический герой Блока уже не испытывает тоски, одиночества, как в ранних стихах, изменяются восприятие мира и эмоциональный тон стихотворений. Они приобретают элегический оттенок и мистическое содержание. В то время поэт напряженно ждал откровения, призывал Прекрасную Даму. Ему хотелось, чтобы скорее наступило время истины и счастья, преображение мира. Свои чувства Блок выражал средствами символизма. Он одушевлял саму Женственность, называл свою мечту Вечно Юная, Вечная Жена, Царевна, Святая, Дева, Заря, Купина.

Образы Прекрасной Дамы и лирического героя, ее рыцаря, двойственны. Стихи, где речь идет о любви «земной», к реальной женщине, относятся к интимной лирике. Герой ждет свою Даму, дает ее описание:

Она стройна и высока, Всегда надменна и сурова.

Для героя она — божество, которому он поклоняется, хотя видит ее только издалека или вечером «на закате». Каждая встреча с ней — радостное и долгожданное событие. То она одета в «серебристый мех», то в «белое платье», уходит «в темные ворота». Эти черты реальной женщины вдруг исчезают, и поэт видит уже мистический образ «Девы Радужных Ворот», называет ее «Ясной», «Непостижимой». С самим героем происходит то же самое. То он «молод, и свеж, и влюблен», то представляет себя иноком, зажигающим свечи перед алтарем в Храме Девы, то ее рыцарем. Перед нами и живые герои, и напряженная работа их душ, способных глубоко и сильно чувствовать. Драматическое ожидание прихода Прекрасной Дамы вызвано сомнениями героя. Он чувствует себя недостойным Ее. Блок противопоставляет земное и небесное, физическое и духовное. Лирический герой страстно жаждет прихода Прекрасной Дамы, но он — земной человек, со слабостями и недостатками, живет по земным законам. Сможет ли он начать жить по законам любви, истины и красоты? Герой зовет свет и божество, но выдержит ли он? Материал с сайта

Герой всей душой стремится к свету, но находится пока во тьме. Отсюда одной из центральных тем цикла является тема пути к свету. Герой повторяет «Приди!», обращаясь к Прекрасной Даме. Ее образ — это воплощенная тайна, которую она может открыть людям. Трезво оценивая состояние человеческих устремлений, поэт не надеялся на скорые перемены в душах людей, поэтому он пишет: «Ты далека, как прежде, так и ныне…» Блок, используя символы, пытался сказать читателям, что если люди не пойдут по пути добра, любви и справедливости, то их ждет вселенская катастрофа. Но все же его герой верит, что когда-нибудь жизнь изменится к лучшему: «Но верю, ты взойдешь»; «Ты откроешь Лучезарный Лик».

Свои личные переживания Блок использовал и преобразовывал в творчестве. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» следует рассматривать как любовную и пейзажную лирику, как мистико-философскую повесть о пути поэта к Софии, то есть к мудрости, и о пути мира к духовному Преображению.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

  • I. Анализ состояния туристской отрасли Республики Бурятия
  • II. Вывод и анализ кинетических уравнений 0-, 1-, 2-ого порядков. Методы определения порядка реакции
  • Поэтическая мысль в стихотворении «Она стройна и высока» движется от строфы к строфе с помощью лирического сюжета: ожидание встречи с любимой. Стихотворение звучит в возвышенном тоне. «Она стройна и высока…» - говорит о недосягаемости героини. С помощью этих строк мы представляем реальные черты, которые возвышают Её образ. Словами «Всегда надменна и сурова» автор подчеркивает Её постоянство и неприкосновенность. Она является идеалом для лирического героя, но недоступна и недосягаема для него. Герой живёт ради того, чтобы видеть Её каждый день, знать, что Она рядом. Он не ждёт взаимности и не просит ничего взамен, готов на всё ради Неё, следит и как бы охраняет Её Величественный образ. Он знает каждый час, миг Её жизни заранее. Но мы понимаем, что герой не видит реальную девушку, а лишь представляет Её. Нам не ясен Её образ, он непонятен и расплывчат: «…Она – и с нею отблеск шаткий». Лирический герой настолько измучен ожиданием, что автор сравнивает его со злодеем. Злодей – символ темноты, его никогда не видно. Так и герой постоянно находится в тени, поэтому и его образ невиден. Мы лишь ощущаем его присутствие рядом. Он постоянно преследует Её. Играет в прятки, не дает своей любимой возможности найти себя, не показывается, всегда остаётся на расстоянии.

    Здесь же появляется третье лицо – соперник лирического героя. Но и он находится в окружении тёмного фона. Мы не видим чёткого образа, снова неясный, тёмный, непонятный.

    Строка «А я следил и пел их встречи» восхитила нас больше всего. Лирический герой не просто принимает, а воспевает свой выбор, по–прежнему оставаясь на расстоянии от Неё. Но всё же сердцем и душой он с Ней, не покидает Её ни на миг, следит за каждой встречей.

    Словами «Мелькали жёлтые огни и электрические свечи» автор освещает путь лирического героя, по которому он идёт за любимой, освещает его чистые чувства. Жёлтый и «электрический» цвета подтверждают истинные и тёплые чувства героя. Строка «Она предчувствовала что–то» говорит о том, что хоть на миг, но всё же героиня чувствует Его близость, понимает, что кто–то живёт пламенной любовью к Ней. Хотя Она лишь подумает об этом, а не поверит, потому что не знает о существовании лирического героя, в этом и заключается вся трагедия.

    Иногда героиня начинает предчувствовать его присутствие, а у него появляется надежда и возможность на то, что она его, наконец, заметит. Но и в этот момент герой скрывается, прячется куда-то далеко, не просто далеко, а в глубину, которая снова затемнит его. «Слепые тёмные ворота» символизируют невидимость, неясность, затуманенность. Они помогают лирическому герою находиться в постоянной тени, но в тоже время разделяют, отделяют от любимой, становятся некой преградой, причём тёмной, которая убивает возможность вырваться к героине. Лирического героя не видит не только любимая, но и все. Он полностью отгородился от окружающего мира, посвятил себя и свою жизнь лишь Ей . Ему не нужно общение с другими, мир чужд для него. Лишь Она - смысл его жизни, благодаря любви к Ней он живёт. В то же время следит за соперником, возможно, оценивая его, но не для того чтобы поставить в сравнение с собой, а чтобы радоваться за выбор любимой. В строке «Её сребристо-чёрный мех» герой снова замечает Её особенность. Даже одежда возносит, ставит Её выше. Серебристый ассоциируется с блеском, который придаёт чистоту и искренность героине. Мех говорит о том, что образ дорог герою, он всегда хранит его в сердце. Шепчущие губы героини доказывают, что он может лишь слышать шёпот, так как ему не дано понять того, о чём говорит эта Прекрасная Богиня и «Святая». Герои стихотворения Он и Она .

    ОН – земной, настолько приземлен, что боится оторваться от земли. Он смертный и грешный человек. В стихотворении занимает роль наблюдателя, так как находится на расстоянии от любимой, не имея возможности быть рядом, пребывает в постоянном движении, о чём свидетельствует наличие глаголов: следил, бежал, знал. Обладает чистой любовью, которая наполняет жизнь лирического героя благоговением и покоем. Имеет душевную боль, печаль, стеснение, отчего давит сильное чувство разлуки. Живёт ради идеала, которому поклоняется. Именно она является смыслом его жизни. Остаётся с преданностью в душе и искренней радостью, оттого что счастлива любимая.

    ОНА – воплощение «Божества», «Богини», «Величавой Жены», «Святой». Образ многолик: с одной стороны, это земная женщина, а с другой – величественная, возвышенная уподобляется образу «Богоматери», воплощающей гармонию мира, занимает роль идеала, который наполняет жизнь героя смыслом. Обладает свойствами чего–то таинственного, мистического, неземного, безмолвного. Имеет любовь вечного обожателя, о котором ничего не знает и не догадывается о его существовании.

    
    Top