Хронологическая таблица консульство и образование наполеоновской империи. Консульство и образование наполеоновской империи

КОНСУЛЬСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ Наполеоновской империи

Тема 2 Урок № 1

Губанова Л.А. Учитель высшей категории школы № 29 Г. севастополя


ПЛАН УРОКА

  • 1. От Франции революционной к Франции буржуазной.
  • 2.Внутренняя политика НАПОЛЕОНА в период КОНСУЛЬСТВА
  • 3. Революционер на троне.
  • 4. Завоевательные войны НАПОЛЕОНА

  • 1789г. – падение Бастилии
  • 1791 г. – принятие конституции, уничтожившей абсолютизм и ограничившей власть короля
  • 1793 г. – казнь Людовика XYI
  • 1793 г. – принятие новой Конституции, провозгласившей ФРАНЦИЮ республикой
  • 9-10 ноября(18-19 брюмера) 1799 г. - бескровный переворот. Приход к власти Наполеона Бонапарта.
  • «МЫ ДОВЕЛИ ДО КОНЦА РОМАН РЕВОЛЮЦИИ. ТЕПЕРЬ НАДО ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО В НЕМ ЕСТЬ РЕАЛЬНОГО» (Наполеон Бонапарт)

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

  • Наполеон говорил « .

1 . Внутренняя политика Наполеона в период Консульства (1799-1804 г.г.)

18 брюмера 1799 г. – во Франции произошел государственный переворот.

Власть передана 3 консулам во главе с Наполеоном Бонапартом.

1799 – 1804 гг. – период Консульства

«РЕВОЛЮЦИЯ – БЕДА ПОКОЛЕНИЯ, КОТОРОЕ ЕЕ СОВЕРШАЕТ» (Наполеон Бонапарт)


  • ПО Конституции1799 года:
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ограничена
  • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ принадлежит 3 консулам:
  • 1 консул - НАПОЛЕОН – вся полнота исполнительной, отчасти судебной и законодательной власти
  • 2 и 3 консулы имеют право совещательного голоса
  • Местное самоуправление уничтожено

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАПОЛЕОНА

«Свобода, равенство, собственность». Поощрение развития предпринимательства

  • 1802 г.
  • Финансовая реформа. Ввел новую монету – золотой ФРАНК
  • Отменено отделение церкви от государства. Главная религия – католицизм. Другие верования тоже разрешены.
  • 1802 г. Наполеон стал пожизненным консулом

2. РЕВОЛЮЦИОНЕР на троне «Бог вручил мне эту корону»

Май 1804 г . – провозглашение Франции империей, а Наполеона императором. Окончательное установление авторитарного режима.

1804 г. – Гражданский кодекс Наполеона:

А) равенство граждан перед законом

Б) свобода совести

В) неприкосновенность личности и собственности

1805 г. – Коронован как король Италии


Самостоятельная работа

  • СТРАНИЦА 93 и Документ на стр. 100, ст. 7,8
  • Какие группы французского общества поддерживали Наполеона? Почему?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

  • Наполеон говорил « Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». Проанализируйте деятельность Наполеона и подтвердите фактами его слова .

3. ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ВОЙНЫ НАПОЛЕОНА

Годы

Основные события

Итоги, значение

  • Учебник,
  • Страницы 96-98
  • Заполнить
  • таблицу.
  • Сделайте выводы

  • § 11, закончить таблицу
  • Дать письменный ответ на вопрос 4 (страница 99, под значком орнамента).
  • Объяснять понятия:
  • -консульство
  • - коалиция
  • - континентальная блокада

3. Завоевательные войны Наполеона

годы

Основные события

1800 г.

Итоги, значение

Второй итальянский поход. Битва при Маренго

1805 г.

Битва при Ульме с Австрией

Декабрь 1805 г.

  • Австрия вышла из войны
  • К Франции присоединился Пьемонт и Генуя
  • Разгром австрийских войск

Битва у мыса Трафальгар (против Англии)

1806 г.

  • Французы вошли в Пруссию
  • 21 ноября 1806 г. – декрет о континентальной блокаде Англии
  • Победа английского флота во главе с адмиралом Нельсоном
  • Французский флот уничтожен

1807 г.

  • Разгром Пруссии
  • Все государства, зависящие от Франции не могут вести торговлю с Англией

Тильзитский мир с Россией

1808 г. -

Французы вторглись в Испанию

  • Россия присоединялась к континентальной блокаде
  • Оккупация Испании

Вопросы и ответы к § 11. Консульство и образование наполеоновской империи

1. Укажите причины создания империи Наполеона Бонапарта. Сравните восстановленную им монархию с монархией Людовика XVI.

Причины создания империи:

  • Франции требовалось примирение сторонников и противников революции;
  • Наполеон Бонапарт использовал это как одно из средств реабилитации своего режима в глазах католиков;
  • Наполеон Бонапарт использовал это как средство повышения авторитета на международной арене (например, благодаря этому титулу на равных шли мирные переговоры между императорами Наполеоном I и Александром I);
  • вполне возможно, что это было осуществление детской мечты Наполеона, который воспитывался в монархической стране и всегда стремился к величию;
  • в распоряжении Бонапарта была вся полнота исполнительной власти и преданность армии, его решения никто не имел шанса оспорить.
Империя Наполеона Бонапарта
  • Законодательный орган власти существовал, но не имел реальных полномочий
Королевство Людовика XVI
  • Власть передавалась по наследству
  • Власть монарха была абсолютной
  • Законодательный орган власти отсутствовал
2. Расскажите о внутренней политике консульства и империи Наполеона I.

Бонапарт стимулировал развитие крупного бизнеса, принимая для этого целый комплекс мер, включая укрепление франка. Одновременно он развернул масштабное государственного строительство, что с древних времён использовалось для того, чтобы дать работу беднякам. Создание новых рабочих мест стимулировало и развитие бизнеса крупной буржуазии, которую, повторюсь, поддерживало правительство.

Бонапарт также решил примириться с умеренными противниками революции. Он объявил амнистию эмигрантам, а также попытался наладить отношения с католической церковью. Последнее включало целый комплекс мер. Первый консул пошёл на переговоры с папой римским.

Позже папа римский возглавлял церемонию коронации императора. После серии военных побед Франции римский первосвященник стал подконтролен Парижу, при этом он всячески прославлялся и поддерживался в начинаниях, которые не расходились с политическим курсом империи.

Отделение церкви от государства во Франции было отменено, позиции католических иерархов формально восстановлено, но, к примеру, епископов Наполеон назначал лично. Пользуясь своим правом издавать законы самостоятельно, Наполеон ввёл во Франции и на подконтрольных ей территориях ряд кодексов с новыми нормами общественных отношений.

Его кодекс содержал много завоеваний революции в области гражданского права и личных свобод, именно к таким свободам стремились революционные движения многих стран после окончания Наполеоновских войн.

3. Какие меры включала континентальная блокада? Какие цели ставил Наполеон, прибегая к этой политике? Составьте свой прогноз развития международных отношений в связи с её применением.

Наполеон надеялся лишить Великобританию денег на продолжение войны. Для этого он запретил всем подконтрольным ему странам любые торговые отношения с этим подчинёнными Лондону территориями. Однако такие меры не были выгодны, прежде всего, континентальным странам: они слишком уже зависели от английских товаров, в то время как английская промышленность могла бы найти новые рынки сбыта в своих и чужих колониях.

Именно поэтому Россия на деле не соблюдала блокаду. Из этого можно сделать вывод, что продолжение блокады привело бы лишь к разорению поддерживавших блокаду стран. Это понимал и Наполеон, потому по воспоминаниям некоторых современников строил планы покорения британских колоний, в первую очередь Индии.

4. Начните составление таблицы «Внешняя политика консульства и империи». Графы таблицы: годы, основные события во внешней политике, итоги, значение.

Внешняя политика консульства и империи

Годы События Итоги Значение
1800 2-й итальянский поход, победа в сражении при Маренго Австрия вышла из войны и признала новую границу Франции по реке Рейн, Пьемонт и Генуя стали владениями ФранцииАнтифранцузская коалиция распалась, Франция расширила свои владения в Италии
1801-1802 Франция подписала мир со всеми участниками антифранцузского союза Франция получила передышку Полученное время было использовано для подготовки к новым войнам
1803 Начало новой войны с Англией
Начинает формироваться новая антифранцузская коалиция
1805 Антифранцузский союз оформлен. Англия, Австрия, Россия, Неаполь и Швеция Отложено вторжение на Британские острова
21.10.
1805
Трафальгарское сражение Нельсон потопил франко-испанскую эскадру Наполеон отказывается от плана высадки на Британские острова
2.12.
1805
Сражение при Аустерлице Победа Наполеона Коалиция распалась
21.10.
1806
Акт Наполеона о континентальной блокаде Англии Начало континентальной блокады Решение Наполеона к подчинению всей Европы, для полной блокады Англии
14.06.
1807
Битва при Фридланде Победа Наполеона Распад 4-й антифранцузской коалиции
9.07.
1807
Тильзитский мир Россия присоединилась к континентальной блокаде Раздел сфер влияния в Европе между Францией и Россией
1807-
1808
Вторжение Наполеона в Испанию и Португалию На трон Испании посажен дядя Наполеона Партизанская война испанцев

§ 11. Консульство и образование наполеоновской империи

Тема урока: «Консульство и образование наполеоновской империи».

Цели урока:

Образовательные: охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.; узнать причины перехода от республики к империи во Франции; показать буржуазный характер наполеоновских преобразований. Значение их для дальнейшей модернизации Франции; показать захватнический характер воин Наполеона, территориальные изменения, произошедшие в Европе.

Развивающие: формирование у учащихся самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно - следственных связях исторических событий и явлений; формирование положительной мотивации обучении.

Воспитательные: продолжить формировать уважительное отношение к мировой культуре.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания:

Вам был задан § 9-10 Либералы, консерваторы и социалисты.

Вопросы для устного опроса:

1. Охарактеризуйте основные взгляды либералов на развитие общества, роль государства и права человека.

2. Перечислите основные принципы консерватизма. Подумайте, какие различия имелись во взглядах либералов и консерваторов по проблемам роли государства в обществе и прав человека.

3. Расскажите об основных принципах марксистского учения.

Самостоятельная работа (тест):

1. Социальное учение Западной Европы XIX в., в основу которого было положено право человека на жизнь и свободу:

а) социализм б) либерализм в) анархизм

2. Учение о классовой борьбе, коммунистической революции составляло основу

а) анархизма б) марксизма в) либерализма

3. Один из представителей критического социализма:

а) Анри Сен-Симон б) Фридрих Энгельс в) Пьер Прудон

4. Отметь все верные утверждения.

Консерваторы

а) признавали за государством право на регулирование экономики

б) выступали за социальное равенство всех людей

в) выступали за сохранение старого порядка и традиционных ценностей

г) выступали за отмену частной собственности

5. Представителем анархизма НЕ являлся

а) Шарль Фурье б) Пьер Прудон в) Михаил Бакунин

6. Объясните утверждение: «Разрешено все, что не запрещено законом».

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

Рассказ учителя: Ребята, в прошлом году вы начали изучать Великую французская революция. Напомню вам, что по ее итогам была свергнута монархия, казнен французский император Людовик XVI, и власть перешла в руки народного представительного органа.

19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, на что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?

План урока:

3. «Революционер на троне».

IV. Изучение новой темы.

1. От Франции революционной к Франции буржуазной.

- Рассказ учителя. С 1789 г. во Франции произошло столько переворотов, что события 18-19 брюмера не обеспокоили санкюлотов. Большинство граждан не сочувствовали идее возвращения монархии. Генерал Бонапарт, человек с республиканским прошлым, был принят спокойно в качестве главы государства. Установив военную диктатуру, Бонапарт занялся восстановлением экономики, государственного управления и правовой системы. Он готовился управлять страной буржуа, крестьян и собственников.

- Работа с документом.

- Сообщение обучающегося о Наполеоне Бонапарте.

-Рассказ учителя. Принятая в декабре 1799 г. новая конституция провозглашала своими принципами «успокоение, порядок, законность». Сенат, высшая законодательная палата, вручал на 10 лет исполнительную власть трём консулам. Наибольшими правами наделялся Первый консул. Ему принадлежало право создавать законы, объявлять войну и заключать мир, назначать министров и чиновников. Он обладал большей властью, чем Людовик XVI по конституции 1791 г. Второй и Третий консулы имели только совещательный голос. Законодательная власть резко ограничивалась. Конституция восстановила всеобщее избирательное право. Однако местное самоуправление уничтожили, в департаменты для управления посылали правительственных чиновников - префектов. В городах вместо выборных коммун назначались мэры.

В стране установился режим личной власти. Французы устали от революции, и режим личной власти был одобрен на плебисците (всенародном опросе).

Так Наполеон Бонапарт, «сын революции», стал главной политической фигурой во Франции. Страна вступила на путь гражданского мира.

Период с 1799 до 1804 г., когда власть сосредоточилась в руках консулов, историки называют консульством.

Запись в тетради:

Консульство – это период в истории Франции с 1799 по 1804 г., когда власть сосредоточилась в руках консулов.

2. «Свобода, равенство и собственность!»

- Работа с учебником.

1 группа читает пункт «Свобода, равенство и собственность!» на стр. 93-94 учебника.

2 группа читает пункт «Общество без религии подобно кораблю без компаса» на стр. 94-95.

Задание: Каждая группа выделяет основные реформы, меры по укреплению государства и умиротворению народа, проведенные во Франции Наполеоном в период его консульства.

3. «Революционер на троне».

- Рассказ учителя. Республика шла к своему концу. Заговоры роялистов, имевшие целью свергнуть режим консульства и восстановить монархию Бурбонов, пугали «новых богачей», боявшихся лишиться собственности, приобретённой в годы революции. Они потребовали, «чтобы Наполеон Бонапарт, ныне Первый консул, был провозглашён императором и в качестве такового на него было возложено управление Французской республикой».

Предложение поддержали и крестьяне, купившие земли эмигрантов. Один из представителей верхушки буржуазии высказал общее мнение этих людей, заявив: «Только установив наследственную власть новой династии, мы сможем уничтожить в зародыше химерические надежды старой династии, придав новому порядку вещей прочный характер». Да и сам Первый консул давно уже жил мечтой об империи. Проложить путь к трону помогли военные победы.

Европейские державы, воевавшие против Франции, устали от войны. Первой в 1801 г. заключила перемирие с Францией Дания, затем этому примеру последовали её союзники. Лишившись союзников, Великобритания в марте 1802 г. в г. Амьене подписала с Францией мирный договор, положивший конец десятилетней войне. По этому договору Великобритания снимала морскую блокаду Франции, однако не признавала её новых границ. Заключение мира вызвало огромный энтузиазм французов и всплеск обожания Бонапарта. Он целый год пользовался такой всенародной популярностью, которая и не снилась другим французским политикам. Это облегчило Наполеону путь к установлению монархии.

Запись в тетради: 18 мая 1804 г. – Сенат провозгласил Наполеона «императором французов»

4. Завоевательные войны консульства и империи.

Задание. Ребята, сейчас вы самостоятельно прочтете пункт «Завоевательные войны консульства и империи» стр. 96-98 и заполните таблицу.

Главные битвы наполеоновских войн

Название битвы или похода

Дата битвы

5. «Истинная слава» Наполеона.

- Работа с документом. «Французский Гражданский кодекс» (извлечения) стр. 100 учебника.

V. Закрепление изученного на уроке.

Вопросы к классу:

1. Что такое консульство?

2. О каких реформах Наполеона вы узнали?

VI. Итог урока.

19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?»

Просмотр содержимого документа
«Консульство и образование наполеоновской империи»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Агаповская средняя общеобразовательная школа № 1им. П.А. Скачкова»

Методическая разработка урока истории в 8 классе

по теме: «Консульство и образование наполеоновской империи»

Выполнила: С.Т. Культасова,

учитель истории и обществознания

с.Агаповка

2018 год

Тема: Консульство и образование наполеоновской империи

Цель урока: Охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.

Задачи урока:

    Узнать особенности перехода от республики к империи во Франции;

    Показать буржуазный характер наполеоновских преобразований. Значение их для дальнейшей модернизации Франции;

    Показать захватнический характер воин Наполеона, территориальные изменения, произошедшие в Европе. Продолжить формировать уважительное отношение к мировой культуре.

Тип урока: комбинированный

I Орг. момент:

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Мотивация.

II Опрос домашнего задания:

Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами начнем изучать один из важнейших и наиболее сложных периодов мировой истории – 19 век. Это время привнесло огромное количество изменений в европейскую жизнь. Мы с вами узнаем, как развивались ведущие европейские государства, а именно Франция, Великобритания, Германия и Италия. Это очень трудный материал и вам нужно будет приложить максимум усилий, чтобы его постичь. Изменения, которые произошли в этих странах, впоследствии привели Европу к 1 мировой войне. А причины этого ужасного конфликта кроятся непосредственно в этом периоде.

На вам был задан § 9-10 Либералы, консерваторы и социалисты . Даю вам 5 минут, чтобы вы повторили д\з и подготовились к опросу. Активные ребята в конце урока получат хорошие оценки.

Фронтальный опрос:

    Что такое либерализм? Идеология свободы

    Главные принципы либерализма? право ч-ка на жизнь, свободу, равенство, собственность

    Какими методами либералы предлагали преобразовывать гос. устройство? Реформами

    От какого слова происходит название консервативной идеологии? Охранять, сохранять

    Главные принципы консерватизма. Сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, культуры, порядка.

    Каких мыслителей социалистов-утопистов вы можете назвать? Сен-Симон, Фурье, Оуэн

    Что такое социализм?

    Что такое марксизм? Назовите его основателей. Маркс, Энгельс

    Какими методами призывали свергать старые порядки социалисты? Революцией

    Что такое анархизм?

    Представители анархизма. Прудон, Бакунин, Кропоткин

III Новая тема:

Рассказ учителя: Ребята, в прошлом году вы начали изучать ВФР. Напомню вам, что по ее итогам была свергнута монархия, казнен французский император Людовик 16, и власть перешла в руки народного представительного органа. Сначала это было Национальное собрание, потом название сменилось на Законодательное собрание, а потом на Директорию.

19 брюмера (ноября) 1799 г. был разогнан Совет пятисот, и генерал Бонапарт на 15 лет превратился в неограниченного правителя Франции. Наполеон Бонапарт установил жесткий авторитарный режим, власть его была огромна. Посмотрим, что была направлена его власть. Что сделал Наполеон Бонапарт для Франции и каждого француза в отдельности? Что он сделал для Европы?».

Чтобы узнать о том, что такое Консульство и какие меры принимала французская власть в это время, проведем небольшую работу по вариантам. 1 вариант сейчас читает пункт «Успокоение порядок законность», второй вариант «Свобода равенство собственность». На выполнение задания вам 5 минут, по истечении которых я задам вам несколько вопросов, ответы на которые дадут вам оценки.

Вопросы для 1 группы Вопросы для 2 группы

Что было принято в 1799г? (КЦ) Какие законы были приняты?

Высший законодательный орган (Сенат) В чем суть денежной реформы?

Исполнительная власть (3 консула) Зачем закрывали газеты?

Какие полномочия у консулов

Кто был главным консулом (НБ)

Консульство - период в истории Франции, когда власть принадлежала Наполеону Бонапарту. Продолжался с 1799 по 1804.

В первый период консульства были приняты следующие меры:

    Подтверждение права имущества, приобретённого в годы революции;

    Поощрение предпринимательства. Крупной буржуазии предоставлялись государственные заказы.

    Денежная реформа (создание французского банка и новой денежной единицы – франка).

    Укрепление полиции, во главе которой встал Фуше, создавший мощную машину полицейского сыска.

    Католическая церковь объявлялась религией всех французов.

    1804 создан «Гражданский кодекс» - свод законов, в котором провозглашались основные права и свободы человека.

Рассказ учителя : Усиление Франции вызывало недовольство у европейских монархов, они создавали все новые и новые коалиции, ставящие своей целью вернуть Францию к границам 1792 г. и восстановить в ней монархию Бурбонов. Наполеон «унаследовал» войны, которые вела Франция. Ребята, запомните - войны, которые пришлось вести Наполеону,- это не только выражение его личных амбиций и претензий на мировое господство, а защита дела французской революции.

Главным врагом революционной Франции являлась Англия, и принудить ее к миру можно было не столько военными средствами, сколько экономическими. Для этого Наполеон ввел запрет на торговлю с Англией. Этот указ о континентальной блокаде должен был не только изгнать английские товары из Франции, но и вообще задушить английскую экономику, лишив ее европейских рынков. Для достижения результата Наполеону надо было добиться, чтобы к континентальной блокаде примкнули все европейские государства, иначе план был обречен на поражение. Как вы думаете, зачем Наполеон принял подобные меры?

Задание. Ребята, сейчас вы самостоятельно прочтете пункт Завоевательные войны консульства и империи стр. 96-98 и заполните таблицу.

Главные битвы наполеоновских войн

Название битвы или похода

Дата битвы

Итог

Битва при Маренго

Победа французов. Австрия вышла из войны. К Франции были присоединены Пьемонт и Генуя

Сражение под Ульмом

Октябрь 1805

Победа французов. Захвачена австрийская крепость Ульм

Морское сражение у мыса Трафальгар

Победа англичан. Англия закрепила статус владычицы морей

Битва при деревне Аустерлиц

Наполеон одержал победу над русско-австрийскими войсками. Австрия капитулировала

Битва при Фридланде

Победа французов. Россия заключила мир с Францией. Присоединение страны к континентальной блокаде Англии

Франция вторглась в Португалию

Франция вторглась в Испанию

Установление марионеточного правительства. Присоединение страны к континентальной блокаде Англии

IV Закрепление материала.

Вопросы для закрепления:

    Что такое консульство?

    Какие меры Наполеона вы узнали?

    О каких сражениях мы узнали?

V Домашнее задание: § 11 чтение, пересказ. записи в тетради учить.

VI Итог урока.

Вопрос 01. Укажите причины создания империи Наполеона Бонапарта. Сравните восстановленную им монархию с монархией Людовика XVI.

Ответ. Причины создания империи:

1) Франции требовалось примирение сторонников и противников революции;

2) Бонапарт использовал это как одно из средств реабилитации своего режима в глазах католиков;

3) Бонапарт использовал это как средство повышения авторитета на международной арене (например, благодаря этому титулу на равных шли мирные переговоры между императорами Наполеоном I и Александром I);

4) вполне возможно, что это было осуществление детской мечты Наполеона, который воспитывался в монархической стране и всегда стремился к величию;

5) в распоряжении Бонапарта была вся полнота исполнительной власти и преданность армии, его решения никто не имел шанса оспорить.

Вопрос 02. Расскажите о внутренней политике консульства и империи Наполеона I.

Ответ. Бонапарт стимулировал развитие крупного бизнеса, принимая для этого целый комплекс мер, включая укрепление франка. Одновременно он развернул масштабное государственного строительство, что с древних времён использовалось для того, чтобы дать работу беднякам. Создание новых рабочих мест стимулировало и развитие бизнеса крупной буржуазии, которую, повторюсь, поддерживало правительство. Бонапарт также решил примириться с умеренными противниками революции. Он объявил амнистию эмигрантам, а также попытался наладить отношения с католической церковью. Последнее включало целый комплекс мер. Первый консул пошёл на переговоры с папой римским. Позже папа римский возглавлял церемонию коронации императора. После серии военных побед Франции римский первосвященник стал подконтролен Парижу, при этом он всячески прославлялся и поддерживался в начинаниях, которые не расходились с политическим курсом империи. Отделение церкви от государства во Франции было отменено, позиции католических иерархов формально восстановлено, но, к примеру, епископов Наполеон назначал лично. Пользуясь своим правом издавать законы самостоятельно, Наполеон ввёл во Франции и на подконтрольных ей территориях ряд кодексов с новыми нормами общественных отношений. Его кодекс содержал много завоеваний революции в области гражданского права и личных свобод, именно к таким свободам стремились революционные движения многих стран после окончания Наполеоновских войн.

Вопрос 03. Какие меры включала континентальная блокада? Какие цели ставил Наполеон, прибегая к этой политике? Составьте свой прогноз развития международных отношений в связи с её применением.

Ответ. Наполеон надеялся лишить Великобританию денег на продолжение войны. Для этого он запретил всем подконтрольным ему странам любые торговые отношения с этим подчинёнными Лондону территориями. Однако такие меры не были выгодны, прежде всего, континентальным странам: они слишком уже зависели от английских товаров, в то время как английская промышленность могла бы найти новые рынки сбыта в своих и чужих колониях. Именно поэтому Россия на деле не соблюдала блокаду. Из этого можно сделать вывод, что продолжение блокады привело бы лишь к разорению поддерживавших блокаду стран. Это понимал и Наполеон, потому по воспоминаниям некоторых современников строил планы покорения британских колоний, в первую очередь Индии.

Вопрос 04. Начните составление таблицы «Внешняя политика консульства и империи». Графы таблицы: годы, основные события во внешней политике, итоги, значение.

Ответ. Внешняя политика консульства и империи


Top