Целевики прием. Канторович: целевой набор в вузы – пережиток прошлого

Для тех, кто учился в вузах до 1990-х годов, слово «целевик» не вызывало недоумения и вопросов. До распада СССР под «целевиками» понимались абитуриенты, которых хозяйства, колхозы, совхозы и другие предприятия промышленного комплекса направляют учиться в высшие учебные заведения. При этом предприятие полностью оплачивает обучение направленного абитуриента, а он, в свою очередь, имеет льготы при поступлении (главное не провалить экзамен и не получить 2 балла), занимает бюджетное место в вузе и учится, как обычный бюджетник, получая стипендию, если он ее заслуживает. А уже после окончания учебного заведения «целевик» был обязан отработать (минимум в течение 3 лет) по полученной профессии на предприятии, которое отправляло его учиться.

Сегодня понятие «целевик» осталось, однако, как выясняется на деле, реальный смысл этого слова радикально изменился. В настоящее время до 100% всех «целевиков» - это, простите за прямоту, дети состоятельных родителей, способных внести немалую сумму денег, для того чтобы их ребенок поступил в вуз на бюджетное место как «целевик».

Сейчас чтобыпоступить в вуз как «целевик» совсем не обязательно иметь направление от какого-либо государственного предприятия. Теперь вы абсолютно законно оказываете, так называемую, «спонсорскую помощь» вузу (еще 5 лет назад это называлось взяткой), и от вашего ребенка требуется сдать вступительные экзамены хотя бы на «3» (при пересчете из баллов ЕГЭ). Размер этой «спонсорской помощи» колеблется в широких пределах от 50 000 до 200 000 рублей в зависимости от престижности вуза и конкурса на факультет.

Однако на этом вся беда с нынешними «целевыми» абитуриентами не заканчивается. По статистике, примерно половина (48,7%) от числа всех «целевиков» оказываются отчисленными в течение первого года обучения за академические задолженности. Сегодняшние «целевики», с горем пополам сдавшие на 40-50 баллов ЕГЭ, просто не могут учиться в вузе, куда их направило «предприятие» в лице родителей или других родственников.


Но и это еще не всё. Мы проанализировали поступление абитуриентов в некоторые вузы Москвы (ММА им. Сеченова, РГМУ им. Пирогова, МГМСУ и др.) и увидели следующую, шокирующую даже нас - педагогов, давно понимающих неутешительную тенденцию деградации нашего образования, - картину. Если во времена советского периода число «целевиков» в вузе было строго ограничено и не должно было превышать 15% от общего числа бюджетных мест, то теперь эта цифра никак не фиксируется и может достигать 45%! И это реальные цифры, полученные на основании анализа приказов о зачислении в государственные вузы Москвы. А теперь прибавьте к этим «целевикам» лиц, окончивших средние специальные профильные образовательные учреждения (училища), инвалидов и других законных льготников...

Вот и получается, что на 235 бюджетных мест в одном из московских вузов (специально не привожу его название, т.к. такая картина прослеживается фактически везде), 80 бюджетных мест (34%) заняли «целевики», 115 мест (49%) - абитуриенты, окончившие училища, 25 мест (10,6%) - за истинными льготниками (инвалиды, дети-сироты и т.п.). А теперь потрудитесь посчитать, сколько бюджетных мест осталось для вас - ученики-выпускники 11-х классов школ.


Да, совершенно верно, всего 15 мест! 15 бюджетных мест (6%) из 235 заявленных вузом. А ведь таких выпускников, которые сразу после школы поступают в высшее учебное заведение подавляющее большинство - в среднем 87%. И на эти 87% выпускников остается только 6% бюджетных мест в институтах. Как вы думаете, велики ваши шансы на «честное» поступление?

Всё, о чем я успел кратко рассказать, к сожалению, происходит в данный момент, и, как показывает тенденция, завтра эта картина изменится только в худшую сторону. Только задумайтесь на минуту: поступившие таким образом студенты всё-таки оканчивают вуз, и оканчивают его не всегда благодаря знаниям, которыми они обладают; они получают диплом государственного образца и становятся «специалистами». Я искренне никому бы не пожелал попасть когда-либо на прием к таким «специалистам». А мы всё ломаем голову, почему же так стремительно разваливаются все отрасли отечественной промышленности, люди погибают от лечения и умирают не от голода, а от пищи, которую покупают в магазинах. Само по себе ничего никогда не разваливается! Гораздо разумнее предположить, что кто-то разваливает. Но это предмет отдельного разговора...

В заключение, я хочу описать недавний случай, произошедший с одной моей ученицей как раз в приемную кампанию 2010 года. Девочка занималась в нашем центре в течение 2 лет. Благодаря её стараниям и стараниям наших педагогов, учась уже в 11 классе, она участвовала во всероссийской олимпиаде по химии, где оказалась в числе призеров, заняв 3 место. 3 место на всероссийской олимпиаде - это очень хорошая льгота при поступлении: 100 баллов по химии автоматом и право первой очереди при зачислении (закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992, Приказ Минобрнауки от 2 декабря 2009 №695 «Об утверждении Положения о Всероссийской олимпиаде школьников»). Однако, подав документы в РГМУ им. Пирогова, в первом потоке она зачислена не была, так как в этом потоке зачисляли на бюджетные места наших дорогих «целевиков». На вопрос зачислят ли её - призера всероссийской олимпиады по химии , обладающую законной льготой, она получила ответ: «Если останутся вакантные бюджетные места...». А от чего зависит: останутся места или нет? Ответ напрашивается сам собой: от того сколько будет в этом году «целевиков»! Девочка всё же поступила, правда в другой институт - ММА им. Сеченова, но этот вопиющий случай лишний раз подтверждает тот факт, что количество целевых абитуриентов никак не регламентируется и не ограничивается и зависит только лишь от их наплыва. Всё это ведет к тому, что в следующем году, возможно, за право учиться на бюджетной основе в российских вузах будут бороться не простые школьники-выпускники, а те, кто несет гордое название «целевик». А результат зачисления, по-видимому, будет зависеть не от набранных на экзамене баллов, а от величины «спонсорской помощи»...

Рогожин В.Н.

У всех школьников и их родителей рано или поздно возникает вопрос: что делать после окончания 11-го класса? Куда поступать? Где получить профессию? Возможностей продолжить обучение становится все больше. И один из вариантов надежного поступления – целевое.

Что для этого нужно сделать? Для начала необходимо определиться с будущей профессией. Затем найти соответствующего направления предприятие, где можно было бы работать после окончания вуза. Если его руководство заинтересовано в молодом квалифицированном работнике, то будущему студенту выдается направление на обучение по необходимой специальности. Или можно обратиться в муниципалитет, куда работодатели направляют заявки на специалистов.

В приемную комиссию (только в один вуз и на конкретную специальность) абитуриент в установленные сроки должен предоставить, кроме всех прочих документов, заявление на получение целевого образования и направление от предприятия. Получить целевое направление еще не означает стопроцентное поступление на бюджетное обучение. Среди целевиков тоже существует конкурс. При положительном результате заключается трехсторонний договор между учебным учреждением, предприятием и студентом.

Какие плюсы целевого обучения?

  • Результаты ЕГЭ для зачисления в вуз целевиков могут быть ниже установленных для остальных, обычных абитуриентов.
  • Так как приказ о зачислении абитуриентов-целевиков издается раньше приказа о зачислении поступающих по основному потоку, то не выдержавшие конкурс целевики могут попробовать попасть в вуз на общих основаниях.
  • Образование ребенок получает бесплатно. А ведь бюджетных мест немного во всех учебных учреждениях. Учиться же платно могут позволить себе не все студенты. К тому же целевик получает стипендию.
  • Практику проходит на предприятии, давшем целевое направление. Следовательно, еще до устройства на работу он будет знать и тонкости производства, и трудовой коллектив. Всегда спокойнее начинать работать на уже привычном месте среди знакомых людей.
  • Легче писать курсовые работы во время учебы: все материалы, тем более для новаторских научных разработок в интересующем работодателя направлении, будут предоставлены самим предприятием.
  • Не нужно беспокоиться о том, что можно не найти работу после вуза. Заключив договор, ребенок гарантированно устроен на работу как минимум на три года после окончания обучения.
  • Работодатель не требует наличие опыта работы. Наоборот, есть возможность приобрести его.

Но все ли так прекрасно, безоблачно? Неужели нужно только найти предприятие, которое будет впоследствии платить за обучение ребенка, взять направление – и получай заветное образование, причем на бюджетной основе, да еще и стипендию выплачивают. Почему же тогда не все пользуются этой возможностью?

Выбирая целевое поступление, необходимо учитывать и некоторые нюансы.

Какие же ложки дегтя могут быть в огромной бочке меда, называемой целевое образование?

  • Приходится самостоятельно находить предприятие, заинтересованное в конкретном специалисте.
  • Студент-целевик обязан (!) хорошо учиться.
  • Если в процессе обучения ребенок вдруг почувствовал, что его призванием является совсем другая профессия и появилось желание поступить или перевестись в учебное заведение совсем иного профиля, он все-таки обязан окончить университет по указанной в договоре специальности и отработать положенное время.
  • Необходимо проработать оговоренные в договоре три года именно на предприятии, которое дало целевое направление на обучение. Независимо от того, что, возможно, ребенок уже хотел бы работать в другом месте, или у него появилось более престижное предложение, на которое требуется устроиться в ближайшее после окончания вуза время иначе возьмут другого человека.
  • Если студент живет (или намерен жить), например, в Санкт-Петербурге, а направление получил от предприятия в Воронеже (следовательно, оно и оплачивало все годы его учебы), в Воронеж и поедет. Как говорится, долг платежом красен.
  • Может молодой специалист отказаться от отработки? В принципе, может. Но сначала вернет предприятию всю сумму, потраченную на его обучение.
  • Возможно, работа не очень будет нравиться, не сложатся отношения в коллективе, заработная плата покажется недостаточно высокой. Может быть, на этой должности отсутствует перспектива карьерного роста, зато в наличии масса сложностей, возникающих во время трудовых отношений. Но нужно будет приложить все силы для того, чтобы влиться в коллектив и выполнять работу на предприятии, которое столько сделало для вашего ребенка, по сути, совершенно не зная его.

Поэтому прежде чем останавливаться на целевом поступлении, нужно очень хорошо подумать, взвесить все «за» и «против», а затем смело идти к намеченной цели, но с открытыми глазами, понимая последствия, принимая на себя всю ответственность.

Обучение в университетах на платной основе сегодня стало нормой, но проблема заключается в том, что многие действительно талантливые и способные молодые люди не могут себе позволить получить высшее образование. Бюджетных мест очень мало, поэтому учиться бесплатно могут лишь единицы. Но есть еще один способ, как получить диплом о высшем образовании и при этом не заплатить ни копейки с собственного кармана - это целевое направление.

Что такое и как его получить? Целевое направление - это направление от конкретной организации, которая обязуется оплатить обучение конкретного студента. Взамен предприятие требует от студента обязательной отработки после окончания университета сроком 3 года. Если по каким-либо обстоятельствам целевик не сможет возвратиться на отработку, он обязуется возвратить все деньги, потраченные на его обучение.

Целевое направление имеет, как преимущества, так и недостатки. Если рассматривать хорошие стороны, то в первую очередь нужно отметить, что после окончания университета не нужно искать работу, уже есть организация, которая приготовила для вчерашнего студента рабочее место. Студент учится на бюджетной основе и получает стипендию. У него не возникает проблем с поиском места для прохождения преддипломной практики. К тому же, все материалы для научных и курсовых работ, а также будут собраны на предприятии, выдавшем целевое направление.

Но есть в таком обучении и свои недостатки. Как правило, студентам не очень хочется возвращать долг предприятию, которое оплатило им обучение, поэтому они ищут окольные пути, чтобы и не отрабатывать, но и деньги не возвращать. Не всегда организация, направляющая студентов, может предоставить высокооплачиваемую и престижную работу с возможностью дальнейшего карьерного роста. К тому же, студент не сможет изменить специальность, только если она не очень тесно связана с другой. Само собой разумеется, необходимо учиться хорошо, потому что организации регулярно делают запрос в университеты, проверяя успеваемость целевиков.

Известно, что на целевое направление гораздо ниже, чем на бюджетные места, поэтому сюда могут попасть даже троечники. С другой стороны целевых мест немного, поэтому пройти конкурс довольно проблематично. Сначала необходимо пройти отбор на предприятии, а затем уже в университете, где зачисление будет проводиться на основании результатов ЕГЭ. Тот, кто не попал на целевые места, может поступать на общих основаниях, так как приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении других студентов.

В основном на целевое обучение поступают «свои» люди. Это могут быть дети, чьи родители работают на предприятии, абитуриенты, которые еще пребывая на школьной скамье, успели выделиться, участвуя в тематических олимпиадах, организованных предприятием. Также целевиками могут стать более расторопные молодые люди, вовремя подсуетившиеся и собравшие необходимые документы.

В принципе, не так уж и сложно стать целевиком - было бы желание. Необходимо заранее разузнать о предприятиях, проводящих соответствующие конкурсы, определить с какими вузами они сотрудничают. Если все подходит, тогда нужно быстро собирать документы и участвовать в конкурсных отборах.

" размещена подробная информация по приемной кампании 2018 года. Здесь же можно узнать о проходных баллах, конкурсе, условиях предоставления общежития, количестве свободных мест, а также минимальных баллах, которые требовалось набрать для его получения. База вузов постоянно увеличивается!

Новый сервис от сайт. Теперь сдать ЕГЭ будет проще. Проект создан при участии специалистов ряда государственных вузов и экспертов в области ЕГЭ.

В разделе "Прием 2019" с помощью сервиса " ", можно узнать о наиболее важных датах, связанных с поступлением в вуз.

" ". Теперь, Вы имеете возможность напрямую пообщаться с приемными комиссиями вузов и задать им интересующие Вас вопросы. Ответы будут размещены не только на сайте, но и поступят Вам лично на почту, которую Вы указали при регистрации. Причем, достаточно быстро.


Олимпиады в подробностях - новая версия раздела " " с указанием перечня олимпиад на текущий учебный год, их уровней, ссылок на сайты организаторов.

В разделе заработал новый сервис "Напомнить о событии" с помощью которого абитуриенты имеют возможность автоматически получать напоминания о наиболее важных для них датах.

Заработал новый сервис - " ". Вступайте в нашу группу! Установите на свою личную страницу любое приложение - калькулятор, тогда все обновления к нему Вы получите раньше всех и автоматически.

Целевой набор. Все будет по-другому?

С этого года вузы могут поменять правила целевого приема. Минобрнауки готовит соответствующие нововведения.

Кто такие целевики? Как известно, это студенты, которые учатся по целевому направлению. То есть по договору, который заключают между собой вуз, будущий студент и предприятие, с которым сотрудничает университет. По этому договору абитуриент участвует в отдельном конкурсе, где, как правило, меньше людей и ниже баллы. Предприятие оплачивает за него учебу и платит дополнительную стипендию. А после выпуска студент должен отправиться работать на это предприятие.

Однако, в действительности все выглядит не так. За год в вузах проходят обучение 250 тысяч студентов-целевиков, а возвращаются к работодателям в свои регионы не более 20-30 процентов. В итоге получается, что целевые направления, по сути, становятся способом поступления в вуз с невысоким баллом ЕГЭ. Не более чем.

Но и это еще не все. Целевики научились извлекать пользу даже из строгих правил приема. И вот, что для этого делается. Как известно, вузы сейчас зачисляют абитуриентов в два этапа. Конкурс и проходные баллы среди целевиков всегда существенно ниже, чем у всех остальных поступающих, и зачислять их вуз обязан чуть раньше, чем тех, кого зачисляют на первом этапе. Понимая это, абитуриент подает заявления и на целевое место, и на обычное. Его зачисляют как целевика, а дальше он смотрит: если проходит по баллам в первый этап, то забирает заявление с целевого места и поступает в вуз как все остальные. Без всяких обязательств перед будущим работодателем. А если выпускник школы видит, что по баллам не проходит с основным потоком, то остается в целевиках.

Беспроигрышная партия получается. Что касается будущих работодателей, большинство из которых являются государственными структурами, то они не очень охотно разыскивают "своих" целевиков, если те не доходят после окончания вузов до места работы. Гражданско-правовые отношения требуют, чтобы работодатели обращались в суд, а за этим стоит время, силы, деньги. Правда, потом все судебные издержки можно взыскать с виновного, но сначала его же найти надо и доказать вину. А как быть, если целевика отчислили за плохую учебу, или у него изменились жизненные обстоятельства, или он стал многодетным отцом, или уехал жить в другую страну, или…., или…., или….? И так надо разбираться с каждым конкретным случаем.

Выход из этой ситуации только один – надо кардинальным образом поменять правила игры уже на начальной стадии и отделить целевой набор от поступления. А именно, всех абитуриентов необходимо принимать в вуз только на общих основаниях, а дальше выстроить отношения со студентом так, чтобы работодатель его подхватывал в процессе учебы, т.е. после зачисления на первый курс. Хочет студент по окончанию вуза получить гарантированную работу – в добрый путь, подписывай соответствующий договор с работодателем и оговаривай все условия. Не хочешь этого – продолжай учиться на общих основаниях и устраивайся на работу куда хочешь.

Не исключено, что именно эти изменения и будут реализовываться в ближайшее время.

Как можно им воспользоваться. В нашем материале мы опишем особенности такого вида обучения, а также расскажем, где и как можно получить целевое направление в вуз.

Особенности целевого обучения: преимущества и недостатки

Целевой прием - это поступление в вуз на бюджет по направлению от государственного ведомства или от предприятия. Если ваше обучение оплачивает предприятие, то вы обязуетесь отработать у него в течение установленного в договоре срока. Если вы получаете направление от государственного органа, то отрабатывать будете по госраспределению.

Основные преимущества целевого направления:

  • бесплатное обучение;
  • гарантированное трудоустройство после окончания вуза;
  • отдельный конкурс “для целевиков”;
  • зачисление происходит до начала первой волны, если вы не прошли, сможете участвовать в основном конкурсе;
  • некоторые предприятия предоставляют возможность работать во время учебы по гибкому графику;
  • социальная поддержка от будущего работодателя: стипендия, общежитие, оплата проезда и т. д. (оговаривается в договоре);
  • помощь работодателя в учебном процессе (например, сбор нужной информации для курсовых, рефератов, научных статей и дипломной работы).

Самый главный и существенный недостаток такого обучения - обязательство, которое вы несете перед работодателем. Даже если во время обучения вы решите, что не хотите связывать свою судьбу с выбранной профессией, все равно придется отработать срок, указанный в целевом договоре. В противном случае придется возмещать средства, потраченные на ваше обучение, иногда в двух- и трехкратном размере.

Целевой набор 2018: какие изменения возможны

В 2018 году в правительстве планируют принять новый закон, который ужесточит условия целевого приема. Ожидается, что минимальный срок обязательной отработки на предприятии после обучения сделают не менее 3 лет.

В договоре между абитуриентом и работодателем появится новый участник - вуз. Он будет ответственным за наличие в документе всех обязательств для обеих сторон. Также планируется ужесточить ответственность по неисполнению этих обязательств.

Где получить целевое направление в вуз

Как найти организацию, которая выступит заказчиком вашего обучения в вузе? Здесь есть несколько вариантов:

  • Если вы хотите поступать в какой-то конкретный вуз, обратитесь в его приемную комиссию и узнайте, с какими организациями он заключил договоры о целевом приеме. Некоторые вузы указывают такую информацию на своих сайтах.
  • Вы можете получить направление в государственных органах. Например, если хотите поступать в , обращайтесь в Департамент здравоохранения своего региона.
  • В органах местного самоуправления (например, в администрации города) можно получить информацию о том, какие работодатели оставляли заявки на заключение целевого договора. Там же вы сможете написать заявление о получении целевого направления, указав желаемую специальность.
  • Можно найти организацию самостоятельно. Определитесь с направлением, выберите крупные организации в этой отрасли. После чего посетите их лично или зайдите на сайты, узнайте, возможно ли от них получить направление в вуз.

Георгий Липартиани, добрый день! Вы будете заключать договор с работодателем. Если это государственное учреждение, то нужно в департамент здравоохранения.

Здравствуйте, смогу ли я поступить по целевому с 65 по русскому и 77 по химии, если порог в вуз 50 (боюсь что русский слишком плохо сдала)

Анна Конкина, добрый день! Если ваши баллы выше, чем минимальные, это значит, что вуз примет ваши документы. Дальше шансы на поступление будут зависеть от конкурсной ситуации текущего года. Если будет только 1 место, то выберут того абитуриента, у которого будет больше баллов.

Здравствуйте, при целевом нам сказали заполнить автобиографию вручную там в особенности про что писать?! И ещё личный листок.

Здравствуйте, возможно ли поступить по целевому, имея 44 б. по химии(порог 45). Может ли ВУЗ закрыть глаза на 1 балл?


Top