Анализ повести “Очарованный странник” Лескова. Пересказ повести "Очарованный странник" Лескова Н.С Анализ произведения очарованный странник лескова

Произведения Лескова производят неизгладимое впечатление на человека. Со школьной скамьи каждый знаком с несколькими его работами. Одним из таких является повесть «Очарованный странник», которое признано одним из самых знаменитых его произведений.

Лесков создавал повесть с 1872 по 1873 год. Задумка пришла автору во время путешествия по Карелии. По местным водам он отправился на остров Валаам к монахам. Именно там создавалось произведение и через год было готово к печати с названием «Черноземный Тельмак». Тогда Лескова отказали, объясняя крайне не интересным сюжетом и недоработанностью. Тогда Лесков обратился в другой журнал, где его согласились опубликовать.

Название «Очарованный странник» несёт в себе мысль путешествия главного героя в поисках собственной души, развития. Он странствует как по ладожскому озеру, так и по своему внутреннему миру. Странник стремится познать свое предназначение, а самое главное – своего места на земле и жизни. Обо всем этом говорит второе слово в названии, а первое указывает на способность сердца героя очаровывать я своей страной, природой, способность любить и ценить окружающую среду. Часто в повести автор использует словосочетание «колдовские чары» - это значит, что герой будто не сам совершает различные действия, а под влиянием чего-то высшего.

В произведении 20 глав, но они не представляют собой единую композицию. Они словно расположены хаотично, как шло вдохновение автора. Можно сказать, что это череда случайных событий. Флягин много рассказывает о своей жизни, и она такая же сумбурный и хаотичная. Неслучайно в повести имеется целый цикл легенд, ведь в повести заложена биография одного из святых, чья жизнь была наполнена божественными знаками. Это видно по рассказу о детстве странника, где бог свыше указывает ему на путь судьбы, а во взрослая жизнь переполнена аллегорией и высоким смыслом. Кульминацией всего произведения является искушение главного героя бесами, с которыми он справляется с помощью веры в Бога.

Таким образом, мы видим, как много заложено в повести Лескова. Не сразу удалось заметить ценность произведения, но оно все равно вышло в свет и смогло наставить на истинный путь многих читателей. Ведь это очень важно в современном мире.

Вариант 2

Автором произведения "Очарованный странник" является Н.С. Лесков. Именно во время путешествия по Ладожскому озеру появилась задумка создания повести. Писал повесть Лесков на одном дыхании. Меньше года ушло на это творение.

Главным действующим персонажем повести является выходец из простого народа - Иван Флягин. Родился он в семье дворовой челяди. Как-то, из-за забавы, он избил монаха до смерти. После этого покойный начинает преследовать Ваню, являясь ему во снах, и, предрекая в далёком будущем службу богу.

В скором времени Иван покидает дом хозяина, прихватив с собой верёвку и коня. Понимая своё никчемное существование, он решает повеситься. Но осуществить свой план ему так и не удается. Спасает его цыган, перерезав верёвку.

После долгих скитаний по незнакомым землям, герой попадает к татарам. Недолго думая, он становится участником местного обычая, смысл которого заключался в следующем – двое садились напротив друг друга и начинали бить соперника плетями. Тот, кто продержится дольше, в качестве выигрыша забирал себе коня. Иван воодушевлено борется с соперником, желая получить чудного коня. Но он перестарался, и ненароком насмерть забил противника. За этот опрометчивый поступок, татары калечат ему ноги. С этих пор он начинает прислуживать им.

Волей случая в татарское поселение приезжают приезжие. Воспользовавшись случаем, Ивану удаётся сбежать. Долго странствуя, он добирается до Астрахани. Но оттуда его ссылают обратно к бывшему хозяину. Тут он начинает присматривать за его лошадьми. В округе за Ивана распространяется слух, как о волшебнике, так как он безошибочно, с первого взгляда, мог определить хорошего коня. Вскоре, об этом узнаёт местный князь. Он желает воспользоваться его знаниями и берёт Ивана на должность конэсера.

Значимым моментом в жизни главного героя становится знакомство в трактире с красавицей-цыганкой Грушенькой, Несмотря на то, что она приходилась любовницей князю, молодые люди влюбляются друг в друга. Князь заготовил девушке страшную судьбу. Вскоре он должен был жениться, а Грушу, как уже неугодную, задумал отправить в пчелиный лес на верную погибель. Цыганка сбегает с княжеского двора и приходит к Ивану со страшной просьбой – она просит утопить её, так как другого выхода у неё нет. С долгими раздумьями он совершает этот ужасный поступок. Теперь, оставшись совсем один, Ваня решает уйти на войну, где, по его мнению, и закончит свою жизнь, погибнув от рук врага.

На поле битвы Ивану так и не удаётся найти смерть. Вернувшись с войны, он пробует сначала себя в качестве рабочего в адресном столе, а затем – артиста, но и тут не находит себя. Отчаявшись во всём, он уходит в монастырь. Именно в этом месте главный герой обретает покой, понимая, что принял единственное правильное решение за всю свою долгую жизнь.

В "Очарованном страннике" Лесков показал все жизненные трудности, с которыми сталкиваются простые люди, делая особый акцент на негативных аспектах жизни.

Анализ 3

В повести «Очарованный странник», вышедшей в свет в 1873 году, представлен образ человека удивительной судьбы. На пароходе, плывущем на Валаам, черноризец-паломник, назвавшись мирским именем Иваном Северьяновичем Флягиным, рассказывает попутчикам о скитаниях, которые ему довелось вынести, Внешностью он напоминал русских былинных богатырей. Его удивительный, поэтический народный язык и манера повествования – старинный русский сказ, последовательность и изложение событий его жизни похоже на канонический древнерусский жанр жития. Попутчиков Иван покоряет искренностью рассказов о своих скитаниях.

Многие критики, современники Лескова, восприняли это произведение враждебно, упрекали автора в том, что нет в его повести ни логического сюжета, ни правдивости в описанном им национальном характере, ни основы любви героя к русской земле. Все повествование главного героя о своих странствиях оценивали, то ли как «от дурака откровение», то ли от «умного речь», а самого главного героя представляли, как пародию на человека с русским характером. Однако, образ главного героя при кажущейся внешней простоватости, многогранен и сложен. Лесков, познавая таинственную глубину русской души, ищет нравственные порывы в поступках грешного человека, неистового правдоискателя, который, часто ошибался, но страдая, не теряя веры, приходит на путь покаяния. Лесков показал, что русскому человеку не совсем присуще христианское смирение, ему свойственно согрешить ради справедливости.

Главный герой с детства был родителями завещан Богу, потому что был долгожданный и вымоленный ребенок. И по предсказанию ему было суждено уйти в монастырь. Много испытаний выпало на долю Ивана: крепостная повинность, побег, скитания без документов и денег, десятилетний плен у иноверцев, пятнадцатилетняя рекрутская служба на Кавказе, где за отвагу был пожалован Георгиевским крестом и офицерским чином. Он невольно стал причиной смерти трех человек: монаха, свалившегося под колеса телеги, татарина, бившегося за коня, цыганки, обезумевшей от ревности. Довелось ему побывать конэсером, нянькой, лекарем, солдатом, справщиком в конторе, актером в балагане. Сам герой считает себя страшным грешником, но пройдя через искушения и испытания, находит успокоение в служении и вере. Последний приют он находит в монастыре, но и там ему скучна спокойная жизнь. Его душа в поиске, она жаждет обрести цель жизни. Он очарованный жизнью бродяга с чистой, как у младенца душой, но сильным и независимым характером.

  • Сочинение Очумелов в рассказе Хамелеон (характеристика и образ героя)

    В произведении А. П. Чехова Хамелеон есть много героев, как хороших, так и плохих. Очумелов, чья фамилия говорит сама за себя, является главным героем произведения Антона Павловича, в котором содержится вся суть хамелеона.

  • Сочинение Жестокая реальность. Как вы понимаете выражение?

    Увы, жизнь далеко не всегда справедлива. Люди не всегда получают по заслугам – достаточно часто их обвиняют в том, чего они не совершали либо в том, что не хотели совершать, но все же сделали под напором внешних обстоятельств.

  • «Очарованный странник» - это одно из наиболее знаменитых произведений талантливого русского писателя Николая Семёновича Лескова. Задумка истории возникла у автора в ходе путешествия по Ладожскому озеру на остров Валаам, где по сей день обитают монахи. Первые очерки были написаны Лесковым под заглавием «Чернозёмный Телемак» в конце 1872 года. А в сентябре 1873 года, через некоторое время после возвращения автора из путешествия, повесть была опубликована в газете «Русский мир» под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». Произведение входит в цикл легенд Лескова о русских праведниках.

    Анализируемое произведение относится к такому популярному в XIX веке литературному направлению, как критический реализм. Оно выражается в стремлении автора достоверно изобразить все трудности жизни простого человека, без прикрас описать быт русского народа. Лесков обращает больше внимания на негативные стороны, а не позитивные, чтобы заставить читателя задуматься над непростыми вещами. «Очарованный странник» относится к жанру повести, так как рисует цепь эпизодов, составляющих период жизни основного персонажа, и, в отличие от романов, обладает единственной сюжетной линией. Однако в этом творении Н. Лескова также прослеживаются и былинные мотивы. Композиция произведения линейна, однако логика повествования строится не на хронологии событий, а на ассоциациях и воспоминаниях рассказчика. Повесть состоит из нескольких замкнутых эпизодов, примечательно, что такое же строение имеют жития, а также приключенческие романы. Элементы и того, и другого жанра фигурируют в «Очарованном страннике», что являлось нововведением Н. Лескова в конце XIX века.

    Колоритный язык писателя выделяют его стиль среди других русских прозаиков того времени. Пестрые строки автора, полные просторечия, совсем не похожи на классические литературные приёмы Пушкина и Тургенева. Лесков писал на том языке, на котором изъяснялся простой работящий народ: наполненном всевозможными говорами, неправильном, резком. И всё же его тексты совсем не кажутся безграмотными или пустыми, напротив, в них есть особенный шарм, который обогащает русский язык.

    Повесть «Очарованный странник» обладает единственной сюжетной линией, которая неразрывно связана с образом главного действующего героя, Ивана Флягина. За двадцать глав, на которые и разделена повесть, персонаж проходит через всевозможные испытания, трудности и искушения, вырастает духовно. Итогом всех его приключений и лишений является уход в монастырь, в котором герой обрёл успокоение. Флягин очистился от грехов прошлого: убийства любимой женщины и невинного монаха, хоть эти преступления и были совершены не из злодейских побуждений. Казалось бы, злой рок преследовал главного героя на протяжении всей его жизни: это соответствует задумке Н. Лескова изобразить все тяготы жизни простого русского человека.

    Иван Флягин не идеален: во многих его поступках читается и безрассудность, и грубость. Тем не менее, Лесков относит его к числу праведников. Несмотря на свои отрицательные стороны, этот противоречивый персонаж обладает высокой нравственностью, набожностью, способностью взять чужой грех на себя - особенно это заметно в эпизоде со смертью цыганки Грушеньки. Образ этой героини также очень интересен: на её примере Лесков одним из первых заговорил о бесправии женщин в России XIX века. Трагическая судьба горячо любящей женщины, которая молила о том, чтобы избавить её от греха самоубийства, не может не вызывать сочувствия у читателей.

    Сложно оценить количество проблем, поднимаемых Лесковым в его знаменитом произведении. Повесть даёт ответы на многие морально-этические вопросы о доброте и любви, раскрывает национальный характер русского народа, заставляет задуматься о проблеме поиска счастья. Недаром она считается одной из жемчужин Отечественной литературы.

    • «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
    • «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
    • «Человек на часах», анализ рассказа Лескова

    Николай Семенович Лесков – замечательный русский писатель 19 века, настоящий художник и чародей образного слова. Он пришел к своему призванию поздно, почти в тридцать лет. В дальнейшем отдал себя литературе всецело, работал без отдыха и никогда не испытывал недостатка в замыслах, в материале.

    Лесков покорил читателей удивительно разносторонними знаниями жизни каждого сословия, национальности. В умении воспроизводить речь разных слоев народа ему нет равных.

    В своих произведениях мастер художественного слова критикует русскую действительность, помещиков – самодуров, духовенство. Сатирически остро он обличает взяточничество, разгульный образ жизни, подхалимство перед начальством.

    Большое внимание писатель уделял проблеме народа. Он восхищался талантами, добротой и честностью простого русского человека, его отзывчивостью к чужому горю.

    История создания и краткий анализ повести «Очарованный странник»

    Николай Семенович Лесков

    Дата написания произведения – 1872 год. Лесков едет на Валаам, в этих святых местах автору истинно народных рассказов приходит в голову мысль написать повесть о страннике.

    Это хроника жизни одного героя. В ней нет центрального события, к которому стягивались бы остальные. Разнообразные эпизоды повествования следуют друг за другом.

    Рассказчик, Иван Северьянович Флягин, человек уже пожилой, начинает повествование о своей жизни с детских лет. Выпавшие на его долю тяжелые испытания связаны одной нитью.

    История главного героя очень необычна. Это народный богатырь эпохи крепостничества, обладающий огромной физической силой. Он смел, искренен и прямодушен до наивности, отзывчив к чужому горю.

    Талантливость Ивана Северьяныча заключена в обостренном чувстве красоты. Он ощущает прекрасное в природе, в женском очаровании, в слове. Речь его завораживает неповторимой поэтичностью. Несмотря на проступки, читатель чувствует в герое чистую и благородную душу.

    Флягин горячо любит родину. С возрастом патриотизм его становится шире и сознательнее. Мужчина предчувствует грядущую войну, он мечтает принять в ней участие и умереть за родную землю.

    Большое число эпизодов в повести дает возможность выявить характер Флягина, противопоставить народному герою персонажей из другой среды. Лесков показывает крепостного мужика сильной, яркой личностью, а дворян – неблагородными и слабыми людьми.

    Главные герои повести «Очарованный странник»

    Иван Северьянович Флягин (Голован) – инок, в прошлом конэсер;

    Грушенька – молодая красавица – цыганка.

    Второстепенные герои

    Граф и графиня – первые хозяева Флягина.

    Барин из Николаева, взявший Ивана в няньки для маленькой дочки.

    Мать девочки и ее новый муж.

    Князь – хозяин фабрики, у которого Голован служил конэсером.

    Хан Джангар – степной коневод, торговец лошадьми.

    Краткий пересказ повести по главам

    Глава 1

    Пассажиры судна плывут по Ладожскому озеру и по пути заходят в Корелу. После посещения поселка заходит разговор об этом унылом месте. В спор вступает неизвестный путешественник в монашеском одеянии.

    Своим обличием мужчина напоминает настоящего русского богатыря. Он рассказывает, что был конэсером, знатоком лошадей.

    Много раз главный герой погибал и все не мог погибнуть. Изумленные слушатели просят рассказать его историю жизни.

    Глава 2

    Иван Северьянович Флягин, сын кучера, родился крепостным в Орловской губернии. Мать вымолила его появление у Бога и умерла сразу после родов. Мальчик все детство провел на конюшне и научился прекрасно разбираться в лошадях. Когда Иван подрос, его посадили форейтором на шестерку лошадей.

    Однажды он повез графа в гости. По пути они встретили спящего монаха на стогу сена. Флягин случайно, ради шутки, засек несчастного насмерть. Ночью убитый явился к Головану и сказал, что Иван был матерью обещан богу. Монах озвучил знамение: парень будет много раз погибать и не погибнет, в конце ему предначертано пойти в чернецы.

    Через некоторое время юный кучер повез графа с женой в Воронеж. По дороге он чудом справился с непослушными лошадьми, едва не погиб, но спас господ. Этим поступком герой заслужил их особое благоволение.

    Глава 3

    Дома на конюшне Голован заводит двух голубей. Кошка повадилась таскать маленьких птенцов. Разозлившись, юноша сильно высек воровку и отрубил ей хвост. В наказание Ивана жестоко выпороли и заставили бить камни для дорожки. Не выдержав унижения, парень решил покончить жизнь самоубийством. От смерти его спас цыган, который предложил идти вместе в разбойники.

    Глава 4

    По просьбе хитрого цыгана Флягин крадет из барской конюшни двух лошадей. Молодой человек не хочет больше воровать и решает идти к заседателю, как беглый. Тот за серебряный крест выписывает фальшивый паспорт. Иван приходит в город, чтобы наняться на работу. Там он встречает барина, который берет Флягина в няньки для своей маленькой дочки. Жена этого господина сбежала с ремонтером.

    Лекарь советует Головану закапывать девочку в песок, чтобы вылечить, выправить ее ножки. Юноша так и делает каждый день во время прогулок на лиман. Там он встречает мать ребенка. Убитая горем женщина со слезами умоляет отдать дитя. Главный герой отказывается из чувства ответственности перед хозяином.

    Глава 5

    Барыня приводит на лиман своего нового мужа. Тот предлагает тысячу рублей в обмен на девочку. Флягин начинает дразнить и издеваться над ремонтером. Дело доходит до драки.

    На берегу появляется барин с оружием. Иван, видя любовь этих молодых и чувствуя жалость к женщине и ребенку, не берет денег и уезжает вместе с новыми господами в Пензу. В городе он вынужден оставить молодоженов, так как у него нет паспорта.

    Главный герой попадает на ярмарку. Там он видит торговца лошадьми хана Джангара. Татарин продает красивую кобылу, за которую предлагают много денег разные господа.

    Два азиата садятся пороть друг друга нагайками на спор. В результате кровавого поединка Чепкун Емгурчеев выигрывает лошадь.

    Глава 6

    Хан Джангар выставляет на продажу прекрасного коня. Ремонтер очень хочет купить скакуна, но у него не хватает денег. Флягин садится пороться за барина с татарином Савакиреем и забивает несчастного до смерти. Русские господа хотят отвести преступника в полицию. Азиаты прячут Ивана и увозят с собой в степь.

    В Рынь-песках Голован прожил десять лет. Он лечил лошадей и помогал женщинам. Чтобы русский не смог убежать, его «подщетинили”: зашили в подошвы ног рубленую конскую гриву. Превозмогая дикую боль, невольник научился ходить на вывернутых ногах, почти на щиколотках. Татары по-своему жалели его и дали двух жен. Пять лет так прожил главный герой, жены рожали ему детей, затем Иван попал в другую степь к Агашимоле.

    Глава 7

    На новом месте Флягин опять получил двух жен, которые родили от него восьмерых детей. Православный пленник не считал их своими, так как отпрыски были некрещеные.

    За долгий период Иван не смог привыкнуть к степям. Он тосковал по родным местам. По ночам несчастный выползал за ставку и со слезами на глазах молился.

    Глава 8

    Голован потерял надежду когда-нибудь вернуться домой. Он словно превратился в бесчувственную статую и уже не хотел молиться.

    К татарам приходят два русских миссионера. Они пытаются обратить татар в свою веру. Но азиаты не верят в доброго бога, привести в другую религию их можно только страхом.

    Иван умоляет монахов помочь ему высвободиться из плена, в ответ слышит отказ. Позже он находит одного из путников убитым на озере и хоронит по христианскому обычаю. Второго Иван так и смог найти, но уверен, что и его убили азиаты.

    Глава 9

    Через год в ставку пришли два странных человека из Хивы, не знавших ни слова ни на русском, ни на каком-то другом, понятным азиатам, языке. Они хотели купить лошадей.

    Незнакомцы начали пугать татар своим огненным богом Талафой. Ночью посетители исчезли, а Флягин нашел оставленный ими ящик. В нем оказались фейерверки.

    Иван застращал перепуганных взрывами татар и заставил принять православную веру. Едкой землей он вытравил из ступней щетину и сбежал из плена.

    Три дня Голован шел по степи и вышел на берег реки к рыбакам. Всю ночь он пил с ними водку и рассказывал о себе. Утром бывший пленник пошел в Астрахань.

    В городе он начал сильно пить и очнулся в остроге. Из тюрьмы его отправляют на родину. Овдовевший граф велел высечь Ивана, затем выдал ему паспорт и отпустил на волю.

    Глава 10

    Свободный Иван начинает ходить по ярмаркам. Он зарабатывает деньги, помогая богатым господам выбирать хороших лошадей. Цыгане злятся на знатока и жаждут отомстить ему.

    Голован знакомится с барином, который нанимает его в качестве конэсера. Временами главный герой уходит в запой, но очень хочет покончить с этим дурным делом. Барин полностью доверяет Ивану, крупные суммы денег всегда находятся на хранении у конэсера.

    Глава 11

    Однажды Флягин идет в трактир, имея при себе много денег. В кабаке он встречает странного человека. Тот заявляет, что обладает особым талантом и может отучить Ивана от пьянства. Для этого он заставляет Ивана выпить с ним. Вместе они сильно напиваются, обоих выставляют из заведения.

    Глава 12

    Под действием заговора мужчине начинает мерещиться разная чертовщина. Мужик, с которым Иван пил в кабаке, делает над ним разные гипнотические действия. Голован боится, что тот отнимет у него деньги, но они целы. Вдруг он видит, что остался один, и заходит в первый попавшийся дом.

    Глава 13

    Он попадает в избу с огромным количеством народа. Там Иван видит очень красивую цыганку Грушу. Девушка очаровывает его своими песнями. Влюбленный спускает на нее все деньги барина, а было у него около 5 тысяч.

    Глава 14

    После заговоров магнетизера Флягин больше не пьет. Князь рассказывает ему, что тоже влюбился в цыганку и выкинул за нее пять тысяч. Теперь красавица живет в его доме.

    Глава 15

    Добрый, но переменчивый барин быстро охладел к Груше - необразованной и однообразной. Он все чаще оставляет ее с Голованом наедине. Цыганка не знает, что у князя в городе есть бывшая, так и не ставшая официальной, жена – Евгения Семеновна, от которой у него есть дочь.

    Когда-то обманутая женщина, очень добра, её любят многие жители города. Князь подарил дочери доходный дом, этим они и живут. Но главная его дума князя теперь о новой пассии.

    Иван приезжает в город и останавливается у Евгении Семёновны. Скоро туда должен пожаловать и его хозяин.

    Глава 16

    Флягин подслушивает разговор Евгении Семёновны и князя. Тот заявляет женщине, что хочет купить суконную фабрику и жениться на дочери предводителя. Цыганку он решает выдать замуж за своего конэсера.

    Голован занимается в городе делами фабрики. Вернувшись домой, он узнает, что князь куда-то увез Грушу, которая вот-вот должна родить.

    Глава 17

    Перед свадьбой барина цыганка приходит на зов Ивана, который ищет её по лесу. Она плачет и говорит, что вернулась за смертью.

    Глава 18

    Убитая горем девушка рассказывает, что князь тайком вывез ее в лес и приставил к ней трех охранниц. Несчастная сумела обмануть их и сбежала.

    Груша просит помочь ей - убить её: «Не убьешь меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Иван пытается отговорить Грушу. Та уверяет, что не сможет жить после женитьбы изменника. Она грозится убить молодоженов. Вся в исступлении

    Груша хочет переплыть озеро и убить невесту. Разговор происходит на крутом берегу озера, а на другом берегу виден ярко освещенный дом и слышна музыка - там празднуют свадьбу.

    Иван толкает Грушу, она поскальзывается на скользком берегу и падает с обрыва в реку.

    Глава 19

    В ужасе Иван бежит с того места, ему кажется, что за ним гонится бес. По пути он встречает пару стариков. Муж и жена опечалены тем, что их сына забирают в солдаты. Флягин жалеет пожилых людей, называется Петром Сердюковым и уходит в рекруты.

    Главный герой попадает на Кавказ и служит там 15 лет. Полковник хвалит его за геройство в сражении. Иван отвечает, что он вовсе не молодец, а великий грешник, и рассказывает офицеру свою историю.

    За боевые заслуги Головану дают звание, орден и отправляют в отставку. Служба в адресном столе у него не ладится, и мужчина решает идти в артисты. Там он вступается за молодую актрису, Ивана выгоняют из труппы.

    Оставшись без пищи и крова, странник, наконец, решает уйти в монастырь, вымаливая свои грехи и молясь за душу убитой девушки. Он становится послушником, для старшего пострига Флягин считает себя недостойным.

    Глава 20

    Слушатели спрашивают, не искушал ли в монастыре бес Ивана. Тот рассказывает, что черт являлся к нему в обличии молодой цыганки. Однажды из-за видений Голован сбил все свечи около иконы. В наказание его посадили в погреб. Там у послушника открылся дар пророчества.

    Теперь очарованный странник плывет в Соловки на богомоление. Он собирается на войну и хочет поклониться святым перед смертью.

    На этом заканчивается удивительная история жизни Ивана Северьяновича Флягина, подробный список его добрых и плохих дел. Главный герой странствует по свету в поисках смысла своего земного существования. Нелегкая дорога приводит его к богу. В этом и заключается основная мысль трагикомедии великого русского писателя.

    Здесь приведен текст в сокращении, но из него ясно, о чем повесть. Чтобы почувствовать все волшебство художественного слова Лескова, понять значение и характеристику всех образов и персонажей, нужно прочесть текст произведения полностью.

    В этой статье мы рассмотрим повесть, которую создал Лесков, проведем ее анализ, опишем краткое содержание. "Очарованный странник" - сложное в жанровом отношении произведение. В ней используются мотивы жизнеописания святых, а также былин. Повесть эта переосмысливает сюжетное построение так называемых романов-приключений, распространенных в литературе в 18 веке.

    "Очарованный странник" начинается следующими событиями. На Ладожском озере, по дороге к Валааму, на корабле встречаются несколько путешественников. Один из них, по виду типичный богатырь, одетый в подрясник послушника, рассказывает, что он обладает даром приручать лошадей. Этот человек всю свою жизнь погибал, но так и не смог погибнуть. Бывший конэсер по просьбе путников рассказывает о своей жизни.

    Знакомство с главным героем повести

    Зовут его Флягин Иван Северьяныч. Родом он происходит из дворовых людей, принадлежащих графу К., жившему в Орловской губернии. С детства Иван Северьяныч любил лошадей и "смеха ради" забил однажды на возу монаха. Ночью тот является к нему и корит за то, что Флягин убил его без покаяния, рассказывает, что тот - "обещанный сын" Богу, а также дает пророчество, что Иван Северьяныч много раз будет погибать, но не погибнет до тех пор, пока "истинная погибель" не придет, и Флягин пойдет в чернецы. Иван Северьяныч спасает хозяина от смерти в пропасти и получает его милость. Но затем он отрубает хозяйской кошке, таскавшей у него голубей, хвост, и в наказание Флягина порют, а потом отсылают бить камни молотком в английский сад. Это домучило его, и тот хочет совершить самоубийство. Веревку, заготовленную для смерти, обрезает цыган, с которым Флягин, прихватив лошадей, уходит от графа. Он расстается со своим спутником и получает отпускной вид, продав серебряный крест чиновнику.

    Работа нянькой у барина

    Продолжаем рассказывать вам о повести, описывать ее краткое содержание. "Очарованный странник" Лескова повествует о следующих дальнейших событиях. Иван Северьяныч нанимается нянькой к дочери одного барина. Здесь он очень скучает, водит козу и девочку на берег реки, а сам спит над лиманом, где однажды встречает мать ребенка, барыню, которая умоляет его отдать девочку. Но Флягин неумолим. Он дерется даже с офицером-уланом, нынешним мужем этой женщины. Но когда Иван Северьяныч видит приближение разгневанного хозяина, он отдает матери ребенка и решает бежать вместе с ними. Ивана Северьяныча, беспаспортного, офицер отсылает прочь, и он отправляется в степь, куда пригоняют коней татары.

    У татар

    Повесть "Очарованный странник" продолжается. Своих лошадей продает хан Джанкар, а татары борются за них и назначают цены. Они плетьми стегут друг друга, чтобы заполучить лошадей. Такое было соревнование. Когда одного красавца-коня выставляют на продажу, не сдерживается Иван Северьяныч и до смерти запарывает татарина, выступая за ремонтера. Его отводят в полицию за убийство, но тот убегает. Чтобы главный герой никуда не сбежал от татар, ноги Ивана Северьяныча "подщетинивают". Теперь он может передвигаться только ползком, служит лекарем у них, мечтая о возвращении на свою родину. У него есть несколько жен и детей, которых тот жалеет, но признается, что не смог их полюбить, так как они некрещеные.

    Русские миссионеры

    Действия повести развиваются дальше, а мы описываем их краткое содержание. "Очарованный странник" продолжают следующие события. Флягин отчаивается уже вернуться домой, но тут русские миссионеры приходят в степь. Они проповедуют, но платить выкуп за Ивана Северьяныча отказываются, утверждая, что все равны перед Богом, в том числе и очарованный странник.

    Герои эти в своем миссионерском деле понесли потери. Через некоторое время убивают одного из проповедников, и Флягин по православному обычаю хоронит его. Из Хивы пригоняют татары двух человек, которые хотят закупить коней для войны. Они демонстрируют, в надежде запугать продавцов, могущество Талафы, своего огненного бога, но Флягин обнаруживает у этих людей ящик с фейерверком, представляется им Талафой, обращает в христианство татар и вылечивает ноги, найдя "едкую землю" в ящиках.

    Возвращение в родной город

    Иван Северьяныч в степи встречает чувашина, но тот не соглашается идти с ним, так как одновременно чтит и Николая Чудотворца, и мордовского Керемети. Встречаются на пути русские, они пьют водку и крестятся, но прогоняют Ивана Северьяныча, беспаспортного. Странник в Астрахани попадает в острог, из которого его доставляют, наконец, в родной город. В нем отец Илья отлучает главного героя от причастия на три года, но граф, сделавшийся богомольным, отпускает "на оброк".

    Флягин устраивается служить по конской части. О нем в народе идет слава чародея, и каждый хочет узнать секрет Ивана Северьяныча. В числе любопытных и один князь, который взял его на должность конэсера к себе. Флягин покупает для него лошадей, но иногда у него происходят "пьяные выходы". Перед тем как это случается, он отдает на сохранность князю все деньги. Когда тот продает Дидону (прекрасную лошадь), сильно печалится Иван Северьяныч, делает "выход", но оставляет при себе деньги на этот раз. В церкви он молится и идет в трактир, где встречает человека, утверждающего, что пить он стал добровольно, чтобы легче было другим. Этот человек накладывает заклятие на Ивана Северьяныча для освобождения того от пьянства и вместе с тем спаивает его.

    Встреча с Грушенькой

    Повесть "Очарованный странник" по главам продолжается следующими событиями. Ночью Флягин попадает в другой трактир, в котором он все свои деньги тратит на Грушеньку, певунью-цыганку. Главный герой, повинившись князю, узнает, что и тот отдал полсотни тысяч за эту девушку и привез ее в дом, но вскоре Груша ему надоела, к тому же деньги закончились.

    Иван Северьяныч в городе подслушивает разговор, произошедший между князем и Евгенией Семеновной, его бывшей любовницей, из которого узнает, что хозяин намерен жениться, а Грушеньку, искренне полюбившую князя, хочет выдать за Флягина. Вернувшись домой, он не находит девушку, которую тайно отвозит в лес князь. Но Груша убегает от охранниц и просит Флягина утопить ее. Исполняет просьбу Иван Северьяныч, а сам выдает себя за сына крестьянина в поисках скорой смерти.

    Дальнейшие приключения

    Отдав все свои сбережения монастырю, он отправляется на войну, желая погибнуть. Но это ему не удается, он лишь отличается на службе, становится офицером, и с орденом святого Георгия Флягина отправляют в отставку. После этого Иван Северьяныч устраивается в адресный стол "справщиком", но служба не ладится, и тот решает стать артистом. Здесь он заступается за дворяночку, бьет артиста и уходит в монастырь.

    Монастырская жизнь

    Монастырская жизнь, по словам Флягина, не тяготит его. И здесь он при лошадях. Иван Северьяныч не считает себя достойным того, чтобы принять старший постриг, потому живет в послушании. Он усердно борется с бесами. Однажды Флягин зарубает одного из них топором, но бес оказывается коровой. На целое лето его однажды сажают за очередную "битву" в погреб, где тот открывает дар пророчества. Как же завершает повесть Лесков? "Очарованный странник" заканчивается следующим образом. Путешественник признается, что ждет скорой смерти, так как дух внушает ему идти на войну, и ему хочется умереть за народ.

    Краткий анализ

    Лесков "Очарованный странник" написал в 1873 году. В начале жизни герой предстает как "естественный человек", который изнемогает под бременем жизненной энергии. Природная сила роднит Флягина с героями былин Василием Буслаевым и Ильей Муромцем. Характер этот имеет глубокие корни в русской истории и жизни. Долгое время сила богатырская Ивана Северьяныча дремлет в нем. Он живет вне понятий добра и зла, проявляет беспечность, дерзостность, чреватую драматическими последствиями, которые переживает в дальнейшем очарованный странник.

    Анализ развития его характера показывает, что он претерпевает значительные трансформации. Прирожденный артистизм, свойственный этому человеку, постепенно выводит его на более высокий уровень жизни. Свойственное Флягину чувство прекрасного обогащается чувством привязанности. Герою, увлеченному прежде лишь красотой коней, открывается другая красота - женщины, человеческой души, таланта. Ее смысл очарованный странник переживает всем своим существом. Эта новая красота раскрывает полностью его душу. Гибель Груши делает его по существу другим человеком, все действия которого подчинены нравственному побуждению. Все чаще слышит голос совести очарованный странник, анализ которого приводит его к мысли о необходимости искупить свои грехи, служить стране и людям.

    В конце главный герой одержим идеей самопожертвования во имя Отчизны. Образ этого "богатыря" - обобщенный, осмысляющий настоящее и будущее русского народа. Такова у этого произведения главная тема. Очарованный странник представляет собой младенца-богатыря, собирательный образ народа, который только еще выходит на историческую сцену, но имеет уже неисчерпаемый запас внутренних сил, необходимых для развития.

    Название «Очарованный странник» настолько загадочно и многозначно, что по праву считается одним из высших художественных достижений писателя. Об этом вы можете судить сами по тому количеству вопросов, которое ставит это название перед внимательным и грамотным читателем.

    Во-первых, как понимать слово «очарованный»: как прилагательное или как причастие? В данном случае это не наукообразная лингвистическая казуистика, а вопрос, от ответа на который зависит понимание смысла. Если это страдательное причастие прошедшего времени, то «странник» кем-то или чем-то очарован. Если же это прилагательное — то тогда мы очарованы им.

    Более того, возникает еще один вопрос, в каком из значений употреблено писателем это слово? Словари приводят три его значения. Но в художественном контексте могут проявиться и новые значения этого слова.

    Задумайтесь над этим вопросом, обратитесь к словарям, к тексту повести, а пока для нашего разговора примем три основных версии значения: 1) странник очарован, в смысле околдован, приворожен какими-то чарами: 2) странник очарован, иначе говоря, восхищен кем-то; 3) мы, читатели, восхищены или очарованы странником, а, может быть, и автор тоже?

    А. А. Горелов: «Лесков увидел народного героя на том повороте его бытия, когда в прежде наивном и импульсивном простолюдине заговорила, повела его по жизни самосознающая воля к историческому действию. Тогда не только внешние «чары», но уже «чары» внутренние некие самоограничители воли, оформившиеся в особенности... русского национального характера, стали представляться ему тем, что требует преодоления. Конфликт двоякий, конфликт коренной — с внешними и ставшими натурой народа внутренними началами — такова историческая ситуация, в которой читатель видит «очарованного странника» — нового Илью Муромца, изобильного яркими свойствами и задатками, переполненного силой. Как можно постепенно убедиться, именование героя «очарованным» и сравнение с «заговоренным», избавленным от гибели в бою Ильей означают некоторое взаимное противостояние, в гораздо меньшей степени присущее фольклорным источникам и прорисованное со всей остротой (отсюда и «драмокомедия» символического персонажа) писателем XIX столетия, стремящимся вскрыть потребности национального развития, а тем самым послужить разгадке будущего нации».

    Николая Семеновича Лескова по праву называют «волшебником слова». Кто не помнит его «клеветон» или «долбицу умножения». Но поиски особых словесных форм, порой создание новых слов важны были писателю не сами по себе, а прежде всего как средство показать, вернее изобразить героя и выразить свое отношение к нему. А это нужно было для того, чтобы читатель яснее понял позицию творца, его взгляд на освещаемые проблемы.

    Лесков находит особую жанровую форму. Он объединяет классические фольклорные жанры и жанры литературные, дает им уточняющие определения жанровой структуры, позволяющие направить интерпретацию в нужном автору направлении: например, «открытое письмо», «семейная хроника», «легендарный случай», «картинки с натуры». А судьбу Ивана Северьяновича Флягина Лесков называет «житейской драмокомедией».

    Таким образом, литературное обновление известных по фольклорной традиции жанровых форм позволяет наделить их новой содержательностью при сохранении многих знакомых читателю принципов изложения. А в результате получается своеобразный, присущий именно Лескову жанр-«рассказ-полубыль», о котором он говорит так: «Здесь описана правда, смешанная с вымыслом и затушеванная, чтобы иметь право быть печатаемой». Обратите внимание на слово «затушеванная», когда будете искать ответы на вопросы о смысле названия.

    Композицию «Очарованного странника», собственно, как и жанр, тоже смело можно назвать лесковской. Смотрите, сквозного сюжета нет, а есть одна господствующая тема. Она растекается «на мелкие ручейки малых фабул и подчиненных мотивов, соединенных в повествовательное целое одной только личностью главного рассказчика». То есть перед нами, по существу, биография героя, хроника его жизни, представляющая собой бесконечную дорогу поисков настоящего. Обратите внимание, что и рассказывается она в дороге.

    Короткие главы, на которые разбито произведение, с одной стороны, делают чтение более захватывающим (короткая история с началом и концом), а с другой — подчеркивают идейно-художественную значимость каждой истории, которая по отдельности может выглядеть как анекдот, а, соединившись вместе с другими, создает настоящее многомерное пространство жизни героя, страны, их судеб и их предназначения. Таким образом, художественный мир произведения начинает переплетаться с миром реальности. У читателя создается художественная иллюзия присутствия одновременно в двух пространствах: художественном и реальном.

    Кстати, обратите внимание, что у Ивана Северьяновича какие-то особые отношения с пространством и временем, как у сказочного или былинного богатыря. И эти отношения композиционно подчеркнуты в «рассказе-были». Примеры найдите сами.

    Итак, мы делаем вывод. Жанр и композиция «Очарованного странника» позволяют увидеть не только события жизни героя, а панораму жизни страны, народа через эти авантюрные истории.

    
    Top