Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. Безударная гласная в корне слова: правила и исключения Проверяемые и проверочные слова примеры

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ

Правописание слов с безударными гласными в корне

Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением

Существует немало слов, гласные в корнях которых нельзя проверить ударением. Это так называемые «словарные» слова. Они подчиняются историческому принципу орфографии и пишутся по традиции. Среди них есть слова исконно русские, но в большинстве своем подобные слова пришли из других языков. Написание их определяется по словарю и запоминается. (Применяют разные приёмы запоминания таких слов: можно крупно написать слово цветными фломастерами на карточке и повесить на видное место или пропеть по слогам на любимую мелодию: кто-то лучше запоминает глазами, кто-то на слух ): со бака, ко рова, ви не грет, ди ри жёр, ине й и др.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Чтобыправильно написать букву в корне слова, нужнонайти проверочное слово - изменить данное слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударный гласный оказался в сильной позиции (под ударением) и произносился четко: но винка - нó вый , се ление - сё ла , прила скать - лá ска.

Чтобы не перебирать множества однокоренных слов, надеясь хотя бы в одном из них найти гласный в сильной (ударной) позиции, хорошо знать приёмы, одинаковые для проверки многих слов. Существует несколько практических приемов быстрого нахождения проверочного слова. Они могут быть полезны для большинства слов с безударными проверяемыми гласными.

Типовые приемы проверки

Подбор проверочного слова нужно начинать с форм того же слова (т.е. нужно изменить данное слово). Это самый простой способ.

1. Для имени существительного:

а) если имя существительное с безударным гласным в корне стоит в единственном числе, следует поставить существительное в форму множественного числа: зе мля (ед.ч.) - зé мли (мн. ч.), но га - нó ги, ре ка - рé ки и др.

б) если имя существительное с безударным гласным в корне стоит во множественном числе, следует поставить слово в форму единственного числа: ле са (мн.ч.) - ле с (ед.ч), сне га - сне г, де ла -дé ло и др.

в) можно изменить падеж существительного: ве щей (Р.п.) - вé щи (И.п.), де тей - дé ти, до черей - дó чери и др.

2. Для имени прилагательного:

безударный гласный часто проверяется постановкой прилагательного в краткую форму мужского рода: до рогóй - дό рог, ря бóй - ря б, зе лёный - зé лен и др.

3. Для глагола:

а) поставить глагол в форму 3-го лица настоящего или будущего времени (он, она, они) : ва рить - вá рит, то птала – тό пчет, пи сали – пú шет, све тить - свé тит и др.;

б) поставить глагол в форму прошедшего времени мужского рода: заве ду - завё л, нагре бла - нагрё б, наме ло - намё л и др.

в) поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив): бро сали - брó сить, вста ёшь - вста ть, натя нул - натя гивать и др.

Если изменение слова не помогает найти проверочное слово, нужно подобрать однокоренное слово, являющееся другой частью речи:

а) глагол можно проверить отглагольными существительными: сме яться - сме х, вздо хнула - вздо х, весе литься - весé лье и др.

б) хо лодный (прилаг.) – хó лод (сущ.) , о сенний (прилаг.) - ó сень (сущ.) ;

в) чи стота (сущ.) – чú стый (прилаг.), ча стота (сущ.) - чá стый (прилаг.).

Иногда нужно подобрать другое однокоренное слово, являющееся той же частью речи: тро пинка – трó пка , в е ршина – ве рх , до мишко - дó мик , ко стяной - кó стный , ста ринный - стá рый.

Внимание!

1. Нельзя пользоваться правилом нахождения проверочного слова при написании слов, в которых есть чередование гласных в корне: прила гать - нельзя прилóжен (это корни с чередованием лаг-/лож -); подра стёшь - нельзя подрóс (корни раст-/рос-); бли стать - нельзя блеск (корни с чередованием блист-/блеск- ).

В словах часто встречается безударный гласный. Всегда ли удается проверить эту букву, поставив ее под ударение? В одних случаях это удается сделать, но бывает и так, что от проверочных слов толку нет, и «работает» иное правило. В таких случаях правописание безударных гласных в корне слова окажется серьезной проблемой для начинающих школьников.

Сначала поговорим о тех случаях, когда проверочные слова пригодятся. Как выбрать правильную гласную? Это делается несколькими способами:

  • изменение формы, если слово – глагол;
  • изменение числа, если слово – имя существительное;
  • изменение части речи;
  • «упрощение».

Например, в слове терпеть безударная е, и может закрасться мысль, что писать, терпеть или «тирпеть»? Однако этой ошибки легко избежать, если изменить форму глагола: в слове терпят е под ударением, и больше нет никаких сомнений.

Есть и другие случаи, когда проверяемые безударные гласные в корне слова не проблема. Например, может возникнуть вопрос, как писать стволы, с буквой о или через а? Изменим множественное число на единственное, получится ствол. Все, сомнений нет.

Изменение части речи тоже может пригодиться. Например, появились сомнения, как писать: зима или зема? Один из вариантов проверки – подобрать подходящее прилагательное, получится зимний. Значит, надо писать и.

Помня о способах словообразования, нетрудно проверить сомнительный е в слове лесник. Отбросим -ник, получится лес.

Правда, подчас случаются курьезные случаи, вроде тех, что описаны в книге «Секреты орфографии». Казалось бы, дураку понятно, как проверить сомнительную е в слове залепил, однако один горе-грамотей нашел такую проверку, как липкий, и написал и вместо е (получилось «залипил»). Как избежать таких промахов? Запомнить правило: проверочное слово должно быть родственным.

Непроверяемые гласные

Нередки случаи, когда безударные гласные проверяемые ударением, требуют двойной проверки. Наглядный пример – слова, где есть полногласные сочетания оро, оло, ере:

  • борода.
  • золоченый,
  • берега.

Во всех этих случаях нужна двойная проверка. Вот как проверяются сомнительные гласные:

  • бороды, бородка,
  • золото, позолота,
  • берег, побережье,

Однако зачастую невозможно проверить безударную гласную. Это слова с безударной гласной в корне типа экватор, единичный, картошка, морковка. Есть лишь один способ избежать ошибки – запомнить такие проблемные слова.

Интересно! Среди гласных есть безопасная – у. Почему же безопасная? Все просто: у неё нет пары, тогда как а, о, я, е, и, э образуют пары типа а – о, я – е, я – и, э – и, е – и. Благодаря непарности у всегда в сильной позиции – хоть под ударением, хоть без него. А потому, например, для слова уголок подходящая проверка – треугольник.

Когда проверка бесполезна

Кроме корней, подчиняющихся так называемому «главному правилу», связанному с ударением, есть «коллеги», «играющие по другим правилам».

Эти правила нужно хорошенько запомнить, чтобы узнавать их «в лицо» и избежать ошибки.

В этих правилах правописание безударных гласных в корне слова связано с сочетаниями букв или чередованием звуков:

  • полногласные и неполногласные сочетания (оро – ра, оло – ла, ере – ре, оло – ле);
  • корни гор, клон, твор, зар, плав;
  • чередование раст (ращ) – рос, скак – скоч;
  • чередование е – и, о – а, связанные с отсутствием или присутствием суффикса а.

Если в случае с полногласными и неполногласными сочетаниями проверка зачастую возможна, то во втором случае проверка лишь «добавляет тумана».

Достаточно вспомнить такой пример, как озарился. Неопытный школьник, только передшедший во 2 класс, невольно задумается о том, что писать, о или а. Проверка вместо ответа на вопрос лишь усилит сомнения – то ли писать о, как в зорька, то ли а, как в зарево. Тут и до ошибки недалеко.

Чтобы избежать ошибки, нужно помнить правило: гор-, клон-, твор- пишутся через о, а зар-, плав- – через а, а также исключения из этого правила.

Полногласие/неполногласие

Хотя в этих случаях возможна проверка безударных, намного важнее помнить отличительную особенность пар с полногласием и неполногласием. Примеры таких пар:

  • город – град, ворота – привратник;
  • золото – злато, молодой – младший;
  • дерево – древо, берег – брег;
  • молоко – млекопитающее, молочный – млечный.

Запомнить принцип подобного правописания несложно. Помня об этой тонкости, школьник вряд ли попытается проверить сомнительную гласную, изменив молодость на младость (а ведь такая ошибка типична для тех, кто незнаком с правописанием полногласных/неполногласных слов).

Важно запомнить! О полногласии или неполногласии говорят только тогда, когда у слова есть пара. Если это городской, то здесь можно уверенно сказать о полногласии, потому что есть «родственник» – градостроительство. Наглядный пример неполногласия – небрежный, потому что у него есть «родственник» – бережный.

А как же страховка? Здесь нельзя говорить о неполногласии, так как нет пары вроде «стороховка». Пример, когда невозможно говорить о полногласии – полоса, потому что нет «родственника» вроде «пласа».

Слова с чередованием е и и

В этом случае правописание безударных гласных в корне слова связано со своеобразной орфограммой. Где же своеобразие? Оказывается, здесь командует парадом суффикс -а-. Правило звучит так: если за корнем стоит суффикс -а-, то в корне пишется и, а если суффикса нет, пишется е .

Знакомство с этим правилом лучше всего начинать с наиболее простого примера – орфограммы с женским именем. Часть корня, а именно -ир-, соединяется с суффиксом -а-, вот и получается женское имя. Примеры: обтирать – обтереть, замирать – замереть.

Чуть сложнее примеры, где чередование е–и сохраняется. Например, в словах с суффиксом -а- – расстилать, зажигать, блистать, рассчитать стоит и, а если суффикса нет, то е (расстелить, зажечь, блестеть, расчет).

Однако у суффикса -а- характер поистине генеральский: мало «командования парадом» в корнях с чередованием е–и, так еще нужно активно участвовать в чередовании одной буквы с двумя. Как это получается? А вот как: если нанять пишется через я, то в слове нанимать при появлении суффикса получается буквосочетание има. Похожий пример – начать – начинать: как только появился суффикс, а сменяется буквосочетанием ина. Такие вот интересные орфограммы с безударными гласными.

Слова с чередованием о и а

Это безударных встречается в нескольких разных правилах:

  • чередование типа раст (ращ) – рос;
  • чередование скак – скоч;
  • корни, где «командует парадом» суффикс -а-.

В первых двух случаях получается наглядный пример чередования и согласных, и безударных гласных. Это значит, что буква а в близкой дружбе с буквами ст, щ, а о «подружилось» с буквой с. Однако важно помнить как само правило, так и исключения из него (росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль). В другом случае а «дружит» с к, а о «в дружбе» с ч (но есть исключения – скачок, скачет, скачки).

Теперь пора поговорить о третьем случае, связанном с чередованием о и а. Получилась интересная ситуация: неуемный суффикс-«командир» решил, что «командовать» чередованием е с и, а также ин и им с а и я хорошо, но недостаточно. Он заполучил власть над двумя корнями и «диктует» правило, связанное с написанием а или о. Правило звучит так: если суффикс а за корнем, то пишется а, а если суффикса нет, пишется о. Примеры: предложить – предлагать, прикасаться – прикоснуться.

Полезное видео

Подведем итоги

Как быть с безударной гласной в корне слова? Все зависит от нескольких нюансов: подчиняется ли корень главному правилу или нет. Если «главное правило» работает, то нужно попытаться поставить сомнительную гласную под ударение (если попытка неудачна, нужно посмотреть в орфографический словарь и запомнить проблемное слово). Если работают иные правила, нужно запомнить их нюансы.

Вконтакте

Правило

По общему правилу правописания безударных гласных во всех однокоренных словах в корне пишутся одни и те же гласные.

Проверить безударную букву можно ударением. Для этого нужно подобрать такое однокоренное слово , в котором искомая гласная будет находиться под ударением. Ударную букву хорошо слышно, и у вас не будет никаких сомнений. Если такое слово подобрать невозможно, перед вами - непроверяемая безударная гласная , которую нужно запомнить.

Примеры

Ка ток - ка тит.

Мо ток - намо тка (не проверяем глаголом с -ыва: наматывать).

Пе вец - пе ть.

Пте нец - пте нчик.

Тря стись - тря ска.

История правила

Впервые на гласные в корнях обратил внимание Михаил Ломоносов в Российской грамматике . Но правило им сформулировано не было. Развивая мысль Ломоносова, авторы следующих учебников уже формулируют подобие правила. Вот так:

В общем, писать некоторые слова с безударными гласными не как все считалось "непристойным", но правила еще нет.

Николай Греч уже предлагал проверять безударные гласные ударными в однокоренных словах, но у него также ещё нет единого правила: отдельный абзац он посвящает каждой паре гласных, которые можно спутать.

Но за 100 лет формулировка была отточена.

По поводу правила о безударных гласных не ведётся особых споров. Всем оно понятно, всем нравится. Но именно на это правило допускается большая часть ошибок.

На что обратить внимание

  • Ни в коем случае не проверяйте ударением гласные в корнях с чередованием гласных .
  • Не проверяют ударением слова с полногласием однокоренными с "выпавшей" гласной. Например, в слове золо то пишем буквосочетание ОЛО, хотя есть слово зла то .
  • При установлении написания о или а в неударяемых корнях глаголов не следует принимать в расчёт формы несовершенного вида на -ывать (-ивать) с ударяемым а, например: то птал , потому что то́ пчет (хотя выта́ птывал), мо лчать, мо лчат, потому что мо́ лча (хотя ума́ лчивать).
  • При подборе однокоренного слова помните о лексическом значении корня. Существует много похожих и даже почти одинаковых корней, имеющих разные значения и разные гласные. Например, приме рять одежду (проверяем словом приме рка ), прими рять друзей (проверяем словом ми р ), уми рать и уме реть (чередование мер-мир зависит от суффикса а , нельзя проверять ударением).
На нашем сайте есть специальный курс, который поможет довести подбор проверочных слов до автоматизма. Посмотреть курс

Вот наиболее полный список слов с похожими корнями:

Залезать (лезть) в нору – зализать (лижет) рану

Начал облезать (облез) – облизать (лижет) леденец

Слезать (лезть) с дерева – слизать (лижет) сметану

Запевать (петь) песню – запивать (пить) лекарство

Навевать (веять) грустные мысли – навивать (вить) волосы на плойку

Развеваться (веять) на ветру – развиваться (развитие) по возрасту

Полоскать (полощет) бельё – ласкать (ласка) кошку

Посветить (свет) фонариком – посвятить (свято) стихи даме

Спешите (спешка) на работу – спишите (списывать) в тетрадь

Чистота (чисто) в доме – частота (часто) радиоволн, визитов

Умолять (молит) о помощи – умалять (мал) заслуги

Посидеть (сидя) на скамейке – поседеть (сед) от горя

Увядать (вянет) на жаре – увидать (вид) друга

Примерять (мерка) платье – примирять (мир) врагов – умирать, умереть (мер/мир)

Проредить (редкий) морковь – разрядить (разряд) ружьё

Накалить (накал) железо – наколоть (укол) дрова

Цветущая долина (дол) – далёкий (даль) маяк

Свела (вёл) с ума – свила (вить) гнездо

Она очень мила (мил) – Она мела (мёл) пол

Датировать (дата) документ – дотировать территорию

Прожевать (жёваный) мясо – проживать (жить) в квартире

Подражать старшим - раздражать (дразнит) – дрожать (дрожь) на ветру

Сплотить (плотно) коллектив – заплатить (плата) долг

Скрепить (крепко) листы – скрипеть (скрип) на ветру

Прекращать ремонт – укрощать (кроткий) тигра – сокращать (кратко) дробь

Трепать (трёпка) на ветру – какое-то тряпьё (тряпка)

Вызволять (воля) пленника – взвалить (вал) на себя груз – валять (валяный) шерсть

Старожил (стар) города – сторожил (сторож) склад

Обежать (бег) магазины – обижать (обида) слабых

Газовая плита (плитка) – сплетать (плёл) корзинку

Хвастливый (хвастать) зазнайка – хвостатый (хвост) чёрт

Угадать (загадка) слово – угодить (угода) невесте

Испариться (пар) в воздухе – неоспоримый (спор) аргумент

Кочковатый (кочка) луг – качаться (качка) на качелях – кочевник

Теснить (тесно) соседей – тиснить (тиснуть) на коже

Стесненный (тесно) в средствах - тисненный (тиснуть)золотом

Слепил (лепка) снеговика – слипаться (липкий) вместе

Отварить (варит) картошку – отворить (створка) дверь

Что стряслось (тряска) – трещит (треск) по швам

Бронировать (бронь) билеты – бранить (брань) мужа

Сгребать (грёб) листья – грибной (гриб) суп

Висеть (повис) груша, нельзя скушать – весовой (вес) сахар

Истощиться (тощий) от голода - притащиться (тащит) под вечер, тащить сумку

Косить (косит) траву – кассир (касса) - касаться, прикосновение (кос/кас)

Лучший радист (радио) – моя родня (род)

Пойдём на каток (катит) – котик, коток (кот)

Охранять (охрана) склад – хронология (хронос) событий

Горьковатый (горький) вкус – гористая (горы) местность – горбыль (горб) – горевать (горе) – разгораться, загар (гор/гар)

Приведение (вёл) приговора в исполнение – увидел привидение (вид)

Прядут (прясть) три девицы – придут гости

Обнажённый (наг) натурщик – ножевое (нож) ранение

Наваждение (отвадил) – наводнение (воды)

Постепенно утихать (тихо) – утешать (утеха) ребёнка

Тема безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, идет через всю школу по программе русского языка не зависимо от названия УМК. Знакомится с правописанием безударных гласных и их проверкой ученик еще в первом классе, в некоторых УМК и корень изучается уже в первом класс, в других во втором. В любом случае ребенок должен научиться этот корень находить и выделять, а для этого нужно подобрать пару родственных слов и найти у них общую часть. Затем нужно поставить в слове ударение и подчеркнуть гласную, которую мы можем проверить. Далее подобрать такое родственное слово, в котором ударение будет падать на эту гласную.

Разноуровневые карточки по теме Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, 2 класс.

Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».

Первый уровень

Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.

Карточка №1

козочка – к…за

лес – л…сник

гриб – гр…бок

горы – г…ра

холм – х…лмы

росы – р…са

мяч – м…чи

чижик – ч…жи

Карточка №2

мяч – м...чи

грач – гр…чи

земли – з…мля

головы – г…лова

дерево – д…ревья

волны – в…лна

норы – н…ра

ёжик - …жи

Карточка №3

окна - …кно

вёсны – в…сна

пчёлы – пч…ла

реки – р…ка

письма – п…сьмо

мёд – м…док

лес – л…са

озеро - …зёра

Карточка №4

свечи – св…ча

численник – ч…сло

слово – сл…варь

кончик – к…нец

доски – д…щечка

зёрнышко – з…рно

голодный – гол…д

порядок – р…ды

Карточка №5

ослеп – сл…пой

гололёд – л…дяной

яйца - …ичный

вечер – в…черний

вождь – в…жатый

центр – ц…нтральный

смолы – см…листые

море – м…ской

Карточка №6

повозка – в…зить

ходит – перех…дил

молча – зам…лчал

уносит – н…сить

шалость – наш…лил

гости – уг…стил

скрип – скр….петь

мирный – м…рить

Карточка №7

травы – тр…ва

море – м…ряк

снег – сн…жинка

степь – ст…пной

холод – х…лодный

бег – б…жал

смотр – см…трел

загадка – отг…дать

Карточка №8

брёвна – бр…вно

дрозд – др…зды

носик – н…сы

избы - …збушка

треск – тр…скучий

часики – ч….совой

лёжа – пол…жать

повозка – в…зить

Карточка №9

слёзы – сл…за

стрелка – стр….лок

овцы – …вца

счастье – сч…стливый

больно – б…леть

тёмный – т…мнеть

помог – пом…гать

поспешно – посп…шил

Карточка №10

зимы – з…ма

брёвнышко – бр…вно

вёсла – в…сло

меч – м…чи

польза – п…лезный

весело – в…сёлый

заварка – в…рить

полёт – прил…тели

Карточка №11

коврик – к…вёр

звери – зв…рьки

скворушка – скв…речник

снежный – сн…говик

птенчик – пт…нцы

держит – д…ржал

дождь – д…ждливый

полз – уп…лзать

Карточка №12

полюшко – п…лянка

свет – св…тильник

вёдра – в…дёрко

сад – с…довник

тень – т…нистая

чёрный – ч…рнеть

чистка – выч…стить

узнали – узн…вать

Второй уровень

Поставь ударение, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.

№1

следом, следы – насл…дить

ледяной, лёд – л…док

снег, снеговик – сн…жинка

звонкий, звонок – позв…нить

котята, котик – к…тёночек

говорил, говор – разг…вор

пляска, расплясался – пл…сать

заварка, заварить – св…рить

№2

поверхность, верхушка – в…ршина

сторож, сторожит – ст…рожка

кольца, колечко – к-льцо

дешёвый, дёшево – д…шевле

рябенький, рябина – р…бой

завинтил, винтик – подв…нтить

ночлег, ноченька – н…чевать

тянут, тянучка – пот…нули

№3

бедняк, бедный – б…дняжка

пастушок, пас – п…стух

скрип, скрипучий – заскр…пел

поделка, деловой – д…ла

обманщик, обманул – обм…нуть

тёпленький, тепло – пот…плело

зелень, зеленоватый – з…лёный

читатель, прочитанный – ч…тать

№4

топить, растопка – раст…пил

дров, дровяной – др…ва

лисонька, лисята – л…сёнок

часики, часовщик – ч…сы

бельевой, побелка – б…льё

насорил, насорено – зас…рить

крикнул, крикун – закр…чал

кормушка, накормит – к…рмить

№5

посоли, соль – с…лёный

дождик, дожди – д…ждливый

посадка, садовник – зас…дить

столик, столовая – ст…ляр

беляк, беленький – б…льевая

сталь, сталевар – ст…льной

посёлок, селение – с…ло

подарок, подари – д…рить

№6

сосны, сосновый – с..сна

просьба, проситель – попр…сить

деревянный, деревья – дер…во

старенький, старик – ст..рушка

колосится, колос – к…лосья

мостовая, мостик – м…сты

сердечко, сердце – с…рдечный

стойка, стоять – пост…ять

№7

бобры, бобрик – б…бровый

отчим, отечество - …тец

овечий, овцы - …вечки

домище, домик – д…машний

каток, катит – пок…тать

выяснил, ясный – объ…снил

откачка, качать – раск…чали

тяжко, тяжелее – т…жёлый

№8

задание, задано – з…дача

волнение, волны – в…лновать

телята, тёлка – т…лёночек

лошадь, лошадка – л…шадиный

море, моряк – м…рской

свиньи, свинина – св…нья

потерпишь, терпение – пот…рпеть

сказать, сказка – подск…зать

№9

вредный, вредить – навр…дил

пчёлка, пчелиный – пч…ла

корень, корешок – к…ренья

морщинки, морщит – м…рщины

мирить, мирно – пом…рились

долг, одолжи – зад…лжал

пёстренький, запестрел – п…стреть

кончать, окончил – нак…нечник

№10

голубь, голубчик – г…лубятня

земли, земляк – з…мляной

кройка, скроить – выкр…йка

скалы, скалистый – ск…лы

совиный, совушка – с…вёнок

выгон, гонки – заг…нять

терять, потеря – раст…рял

закопал, копка – к…пать

№11

росинка, росы – р…систый

подводник, водяной – в…дица

рядок, ряд – р…довой

дождик, дожди – д…ждливый

город, загородка – ог…родить

ученье, ученик – уч…ница

№12

давление, давит – разд…вить

небо, небесный – неб…са

конюшня, конский – к…неводство

молодой, молодость – м…лодёжь

падать, западня – п…дение

ловушка, ловля – нал…вил

Третий уровень

Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.

№1

… - с…довник

… - в…дяной

… - цв…тут

… - зв…зда

… - т…нистый

… - м…стерить

… - др…жит

… - з…мля

№2

… - в…рить

… - ст…лбы

… - пл…та

… - скр…пач

… - …грать

… - прил…тел

… - выр…зать

№3

… - ш…рстяной

… - п…левой

… - хол…д

… - кл…довая

… - пч…линый

… - ост…влять

№4

… - з…мовать

… - к…злёнок

… - к…вёр

… - м…ховой

… - к…мочек

… - см…ялся

… - цв…тная

… - заскр…пел

№5

… - к…рмил

… - ч…рника

… - гн…здо

… - с…сновый

… - р…чной

… - площ…дь

… - т…жёлый

… - зап…щал

№6

… - б…лил

… - пр…мой

… - п…чник

… - д…ление

… - ог…нёк

… - кр…чать

… - подн…сти

… - хв…лить

№7

… - н…винка

… - пл…ды

… - зерк…ло

… - фабр…ка

… - м…стечко

… - гр…зовая

… - пл…тить

… - пост…ять

№8

… - н…зина

… - тр…стник

… - п…чтальон

… - м…рской

… - кл…новый

… - пот…мнело

… - посм…трел

№9

… - осл…бел

… - фл…жок

… - м…стовая

… - т…пло

… - г…лодный

… - в…дить

…. – т…шина

… - ск…льзить

№10

… - сл…дил

… - л…дник

… - сп…шить

… - к…лючий

… - б…нтовать

… - разл…новать

… - т…рмозить

… - стр…на

№11

… - б…рега

… - д…бро

… - т…рговля

… - п…стреть

… - ос…нь

… - пощ…дить

… - оп…здать

… - к…фейник

№12

… - зап…сать

… - зазв…нил

… - сл…мать

… - в…ртушка

… - пож…лтел

… - ст…на

… - зав…дить

… - сн…говик

Четвёртый уровень

Подбери по два проверочных слова, поставь ударение, вставь пропущенные буквы.

Образец: зе́лень, зелёный – з…л…не́ть.

№1

П…л…сатый, к…л…сок, х…л…дало, г…л…са, м…л…дой.

№2

Г…в…рливый, ст…р…на, б…р…га, д…р…гой, в…с…лятся.

№3

Ст…р…ниться, г…л…вастик, в…л…сок, ст…б…лёк, в…ч…рок.

№4

Б…р…да, д…р…жить, г…л…вешка, м…л…тилка, з…л…чёный.

№5

Ст…р…жить, л…п…тали, в…т…рок, к…л…сится, тр…п…тали.

№6

З…л…той, г…л…систый, д…р…вянный, г…л…дал, г…р…дить.

Карточки для проверочных работ по теме Безударные согласные в корне, проверяемые ударение

Карточка №1

В скобках пиши проверочные слова.

П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.

В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.

2. Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец. Заниматься лепкой – лепить.

Наносить вред –

Сделать подарок –

Издавать крики –

Испытывать жалость –

Излучать свет –

Произвести выстрел –

В подобранных словах подчеркни безударную гласную.

3. Прочитай и спиши пословицы.

1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.

2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.

5) В камень стрелять – только стрелы терять.

Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.

Карточка №2

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.

Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. За б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом. (М. Горький.)

2. К данным словам подбери однокоренные с указанными значениями.

Синий – слово, обозначающее название птицы.

Снег – слово, обозначающее название птицы.

Рыжий – слово, обозначающее название гриба.

Белый – слово, обозначающее часть яйца.

Напиши полученные пары слов. Подчеркни безударную гласную корня.

3. Напиши в пять столбиков слова с безударной гласной в корне

П..так, сп..ртивный, дл..на, с..нева, ш..лун, п..сти, м..сной, в..зание, м..рской, л..ства, б..да, с..ринка, т..мнота, тр..ва, л..нивый

Карточка №3

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Ветер с моря, ромашки с поля, цветок из сада, ягоды из леса, шишка ели, запах мёда, борщ из свёклы.

Запиши словосочетания по образцу.

Образец. Чай из трав – травяной чай.

В именах прилагательных подчеркни безударные гласные в корне.

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».

(По К. Ушинскому)

3. Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву.

1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.

2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.

3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.

4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.

5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник.

Карточка №4

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Подбери к данным словам проверочные слова. Напиши. Вставь пропущенные буквы.

Хлод, холдный – пох..л..дло.

… , … – ст..р..жить.

… , … – г..л..дать.

… , … – в..ч..реет.

… , … – з..л..неет

2. Спиши пословицы. Найди слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подбери проверочное слово для каждой гласной.

1) Родная сторона сердцу дорога. 2) Про доброе дело говори смело. 3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. 4) Ум не в бороде, а в голове. 5) Старых почитай, молодых

3. Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.

Трепещет, … – тр..п..тали.

Вечерний, … – в..ч..реет.

Сторожка, … – ст..р..жили.

Зелень, … – з..л..нели.

Хлопочет, … – хл..п..тали.

Лепет, … – л..п..тали.

Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной

Карточка №5

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. Осл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром. (Н. Гарин-Михайловский.)

2. Спиши, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.

Образец. Кормит – кормил.

Варит – … . Машет – … . Вяжет – … .

Стонет – … . Пашет – … . Пишет – … .

Лижет – … . Скажет – … . Зацепит – … .

Тащит – … . Топит – … . Косит – … .

3. Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.

2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?

3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.

4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?

5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.

6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.

Карточка №6

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.

Подчеркни слова, в которых безударная гласная в корне проверяется буквой ё.

2. Прочитай.

Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

3. Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.

Посидеть на скамейке – поседеть от старости.

Полоскать бельё – поласкать щенка.

Заколю булавкой – закалю здоровье.

Примерять платье – примирять друзей.

Острые мечи – футбольные мячи.

Запивать лекарство – запевать песню.

Проживать в городе – прожевать пищу.

Свила гнездо – свела по ступенькам.

Спиши с доски – спеши домой.

Отворить дверь – отварить картофель.

Слезать с крыши – слизать сметану.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ

Бросилась на постель, но не могла уснуть. 4. Весь этот инц-.дент продолжался несколько минут. 5. Этою сырою снедью помещичьи дети объедались даже и тогда, когда в окрестных деревнях св.-репствовала д..з..нтерия-j 6. Няня... подбежав к окну из п.-л.-садника, начинала) выкрикивать: «Мамашенька идёт...» 7. Мелкопоместные дворяне круглый год жили в тесных к..морках.
8. К одной из стен был придвинут музыкальный инструмент — не то старинное ф..рт..пьяно, не то кл..в..син. 9. Ей более всего импонировали люди с образованием. (По Е. Н. Водовозовой.)

44. Распределите данные слова на две группы: 1) слова с проверяемым ударением гласным в корне; 2) слова с не проверяемым ударением гласным в корне.

Б..к. .лея, б..ндероль, безмятежный, с..рень, вып.-чка, проев..щение, ф..л..телист, м.-л.-орапия, растр, .сти, пр..тендент, зап..стреть, к..в..лерия, пок.-яние, ел..ток, неув..даемый, сн-.гирь, „ранж.,рея, п.-скарь.

45. Прочитайте. Выпишите слова с непроверяемым безударным гласным в корне.

1. Мазурку соединили с котильояом (Боб.). 2. Над душным городом как бы сгущалась предгрозовая атмосфера последних предвоенных месяцев (Овч.). 3. Он яе был филантропом и смотрел на крестьян прямо как на «рабочую силу» (Леек.). 4. К этим сказкам я в веряулся, когда стал записывать фольклор на севере (Пришв.). S. Мне стало интересно сравнивать их с приказами других администраторов (Леек.). 6. Давно уж нет композитора на свете (Аст.). 7. Отворил камердинер, небольшого роста, брюнет, франтовато и пестро одетый (Боб.}.

46. Прочитайте. Проанализируйте написание выделенных слов. Запишите их вместе с родственными им словами в современном русском языке в виде цепочек или рядов. (В случае необходимости обращайтесь к толковым словарям русского языка.)

1. Капитану как раз дорого было в ней удивительное сочетание интеллигентности светской дамы с непритязательностью спортсмена и охотника (Конч.). 2. Сютаев рассыпался мелким бесом, запричитал речитативом (Пик.). 3. Попов явно поджидал его, стоя среди своих сокровищ — огромной коллекции гравюр У. офортов, упрятанных в роскошные фолианты зелёного сафьяна (Пик.). 4. ...Сами мясо жарили, сами салаты компоновали (Кар.). 5. «Он омарами занюхивается, когда рядом благоухает белый гриб!
У него обоняние сбито!» — «Зато обаяние есть», — сказала Аня (Кар.). Q. Жюльетта ограждала его от тривиальности буржуазных семей (Конч.). 7. Два поколения Кравцовых перед ним, подвизаясь на поприще внешней торговли, учились со вкусом носить вещи (Сл.). 8. Вульф придвинул к нему палисандровый ящик с сигарами, похвастал... (Пик.) 9. Рад видеть вас, князь. Давненько в наших палестинах? (Пик.)

47. (Изложение.) Прочитайте, вставляя пропущенные буквы. Выделенные слова" проанализируйте с точки зрения словообразования, укажите производящие слова или основы. Каков фонетический состав слова семьёю? Отметьте в тексте слова с безударным гласным в корне, не проверяемым ударением. Напишите сжатое изложение.
В Васильково дедушка ссылал всех чем-нибудь пров.-нившихся перед ним кр-.стьян, которые д..лжны были, см.-тря по времени года, заниматься рубкою дров или выкорчёвыванием к..рней д.-ревьев, а также косьбою лугов, л..жащих за б. .лотами, непосредственно примыкавшими к этому жалкому посёлку. Над опальными крестьянами, которые в наказание пос..лены были здесь без своих с..мейств, надзирал особый староста, тоже простой крестьянин, единственный неопальный человек среди васильковского люда, а поэтому и живший здесь с своею с..мьёю. Этот посёлок состоял из с. .иных сараев а построек для л..ш..дей, нескольких изб, в которых жили опальные кр.-стьяне, и из к..нторы — тоже пр..стой хаты, только несколько побольше ост-.льных, — которая служила ж..лищем старосты и его с..мьи. Б..лота, бесконечные б..лота и топкие лужайки т.-нулись вокруг.

Дедушка прик-.зал пое..лить свою м..л..дую ж..ну в конторе этого посёлка.

Итак, ж. .на зажиточного помещика, жившая до тех пор в довольстве и холе, должна была пос..литься в болотистой местности и жить без всяких средств, так как муж ни при её отъезде, ни впоследствии не д. .вал ей ни денег, ни пр..визии, ни ск..та, ни прислуги.

На своё изгнание она стада см..треть как на перст пров.-дения, указывавший ей быть матерью, ут..пштельницею и помощницею ссыльных крестьян, с которыми судьба её ст-.лкнула. (По Е. Н. Водовозовой.)

48. (Предварительный диктант.) Повторите правила написания имев собственных. Обратите внимание на слова иноязычного происхождения (анархист, балкон и т. п.), писать которые требуется по изученному правилу. Основной пунктограммой диктанта является запятая при однородных членах предложения. Напишите текст под диктовку.

Пуйи — это летняя р..з..денция французского пр..з..лента Сади Карно, когда-то убитого в Лионе итальянцем-авархистом Казерио.

Небольшой двухэтажный каменный дворец, типичный для загородных домов французской буржуазии восемнадцатого века. Узкие переплётчатые окна, балконы, т..ррасы, высокие к..минные трубы на крыше. Открытая лужайка перед домом, когда-то украшенная цветниками, дорожки, ..ллейки. Сейчас густые липы, ели и старые дубы.

Когда-то у пр..з..дента были на землях стада, огороды, ..р..нжереи, конюшни и выезды — богатое поместье. Сейчас всё это в запустении — некому вести хозяйство, содержать дом в порядке, разводить цветники. Входим в дом. Внизу — гостиные, столовая, к.-бинет пр..з..дента. Он был страстным охотником, и потому к..бинет с п.-нелями тёмного дуба украшен побитыми молью шкурами зверей, ..леньими рогами, к-.нжалами, п..столетами, ружьями. По стенам висят п.-ртреты пр..з..дента и его предков.

Большая столовая говорит о своей заброшенности уже только запахом не согретых хозяйским теплом спинок массивных дубовых кресел и потускневшими стёклами в створках старинного буфета. Из столовой мы попадаем в большой холл, откуда ведёт, плавно и кругло извиваясь, широкая лестница с прекрасно выточенными п-.рилами на второй..таж, в спальни и детские. (По Н. Кончаловской.)

49. Используя толковые словари, словари трудностей русского языка, составьте с данными словами словосочетания, позволяющие дифференцировать написание п а р оi н и м о в (от греч. para — около, опута — имя). Явление паронимии основано на частичном звуковом сходстве слов при полном или частичном различии их значения.

Антологический — онтологический, антимоний — антимония — антиномия, геенна — гиена, дискант — дисконт, комплемент — комплимент, марена — морена.

50. (Контрольный диктант.) Внимательно прочитайте текст и составьте его план. Приготовьтесь писать диктант по одной из частей текста.

Более всего я любила посещать усадьбу моего крёстного отца, Сергея Петровича Т., который жил от нас в верстах семи.

Раз в году открывали комнаты, проветривали их и снимали с мебели чехлы, — это было перед пятым тоня, в день именин крёстного отца, когда к нему наезжало множество помещиков с своими семьями, детьми, гувернантками, горничными, кучерами и лошадьми. К старости, начав похварывать, крёстный очень тяготился этими шумными съездами, но ежегодное паломничество в его усадьбу вошло в обычай.

Как только мы открывали двери его дома, нас охватывали чудные ароматы духов, которыми пропитаны были мебель и каждый уголок его комнат. У него была непобедимая страсть к духам. Зная её, каждая из его дочерей присылала ему из столицы к именинам и к Новому году какой-нибудь душистый подарок: то роскошный ящик с флаконами духов, то с гранёными бутылочками одеколона, изящную коробку с разнообразными мылами, свёрточки с душистыми свечками.

Крёстный уже по внешнему виду резко выделялся между всеми нашими помещиками, которые у себя дома сидели в простых рубашках, в широких халатах, с длинным чубуком в руках, покуривая трубку. Но в эта нестеснительная одежда не отличалась аккуратностью. Он был высокого роста и уже немного суту-к ловат; его длинная седая борода и длинные седые, несколько волнистые волосы, красивое доброе старческое лицо с удивительно ласкающими глазами внушали каждому симпатию и напоминали что-то библейское, вызывавшее искреннее почтение.

Как только мы входили в его дом, я бросалась к аему с радостным криком, затем бежала ревизовать его комнаты. Меня особенно интересовала его спальня, и я прежде всего осматривала стол, приставленный к одной стороне умывальника, покрытый широким русским вышитым полотенцем: на нём стояло несколько хрустальных ящичков с разнообразными щётками и пилками для ногтей, а в хрустальных мыльницах лежали мыла разного цвета и аромата.

Недолго посидим с ним, бывало, как уже в столовой накроют два круглых стола. Один из них заставлен закусками. На другом столе сервирован обед на три прибора.

Обед кончался десертом, состоявшим из разнообразных варений, домашнего мармелада, из сушёных и свежих плодов, орехов, варенных в меду. (По Е. Н. Водовозовой.)

ТЕСТЫ

А. Однозначно ли можно ответить на вопрос, какую букву — а или о — следует писать в словах эст..када, барх-тка, к-мпания?

Б. Что общего в написании лингвистических терминов..бзац, ..ллофон, ..налогия, „нтонимы, „построф, ..реал, ..рхаизм и о каком их происхождении это свидетельствует?

В. Помогает ли морфемный анализ в написании слов пр-амбула, пр-вилегия, пал-садник?

Г. Помогает ли этимологическая справка в написании слов обл..ко (ср. обволакивать), об..яние (ср. байки, баять), б..гровый (ср. багр "название цвета")?

Д. Правильно ли подобраны проверочные слова:
прерогативы — рог, привилегия — вить"


ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ

а II о, е//и, а(я)//ин, им В КОРНЯХ

Исторический комментарий. Чередования "а//им, "а/ /ин возникли в праславянском языке в эпоху действия закона открытого слога, согласно которому все слоги должны были оканчиваться на слогообразующие звуки, поэтому, если сочетания им, ин оказывались перед гласным, они сохранялись (сжимать, сминать); перед согласным и в конце слова они изменились в звук [э «носовое»], который передавался в старославянском языке буквой А (юсом малым), превратившимся в древнерусском языке в ["а] (ст.-ел. MATH, рус. мять).
51. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Прикасаться, к.-снуться; предпол-.жить, нал..гать, пол..г; наг.-реть, заг.-релый, изг-.рь, г..рящий, выг..рки, уг.-рный; наклониться, покл..н, кл-.няться, скл.-нный; з.-рька, з..ря, з..рево, з.-рница, з.-ревать, оз-.рять; выр-.стить, выр..щенный, Р.-остов-на-Дону, р..сток, Р..СТОВЩИК, нар-.стание, Р..стислав, отр..сль;
ск..кать, ск.-чок, проск..чить, на ск..ку; пл..вать, пл.-вец, плавательный, пл..вун; промокательная бумага, обм..кнуть, непром..каемый; р..внина, р..вномерный, ур.-внение, пор-.вняться, подр..внять, ур..вень.

52. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Б..рёт, выбирает, наб-.рает, наб..ру; ст..рать, ст-.реть, ст-.ральная доска, выт.-ртый; зад..рать, зад.-ру, выд.-рни; нап-.рать, нап-.равший, подп.-реть; ум..рать, вым-.реть, зам..рший.

53. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Повторите правила написания корней с чередующимися е//и.

1. Плохо, если у человека нет ничего такого, за что он готов ум..реть (Л. Т.). 2. Я зам..раю в восторге (Леек.). 3. Пост-.лите мне степь, занавесьте мне окна туманом (Смел.). 4. Там гаснет огонь машины и зажигается другой, огонь очага или камина (Гонч.). 5. Зам..рли далече поздние слова (Бл.). 6. Иглы сосен густо и колко уст..лают низкие пни (Ахм.). 7. О мой брат! Поэт и царь — сж-.гший Рим! Мы еж..гаем, как и ты, — и горим! (Балъм.) 8. Стекло балконной двери забл.-стало (Бун.). 9. Я плакал на заре, когда померкли дали, когда ст..лила ночь росистую постель (Ее.). 10. Нить какая-то развязана, сочетавшая года (Бл.). 54. Прочитайте. Объясните, какое лексическое значение
имеют слова с корнями роен; равн-. Укажите исключения. В выделенных словах обозначьте морфемы.

Вровень, выравнивать, выровненный (асфальт), выровнитель, заровнять (поверхность), несравненный, несравнимый (ни с чем), обровнять (края), подровнять (листы), подравняться (в отрою), поравняться, приравнять (величины), равнина, равнобедренный, равноденствие, разровнять (грядку), ровесник, сравнение, уравнение, уравновешенный.

55. Перепишите, подчеркивая корни. Запомните, какую гласную следует писать в них. Произведите фонетический анализ выделенных слов. Через 10—15 минут проверьте себя: воспроизведите по памяти перечень слов с корнями плав- /плов- /плыв:

Вплавь, выплывать, на плаву, плавание, плавательный, плавунчик ("птица"), плавучесть, плавучий, плывуны, плывучий ("жидкий"), плывущий, поплавок, проплавать, сплав, сплавщик.

56. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Произведите фонетический анализ выделенных слов.

I. Усмиряет юная пл..вчиха нравную иртышскую волну (Тат.). 2. Река под склоняющимся солнцем сверкает и искрится (Н. К.). 3. Выставлялась для общего обозрения посуда и утв..рь (Литв.). 4. Нельзя сразу перевоспитать человека, как нельзя сразу вычистить платье, до которого никогда не прикасалась щётка (Щип.). 5. И правда, на голос зорьки-з..рянки ответило сразу несколько голосов (Аст.). 6. Уметь пл..вать в тихой воде, в речках, да ещё в купальнях, и пл..вать по морским, расходившимся волнам — это неизмеримая, как я убедился после, разница. В последнем случае редкий матрос, привычный пл..вец, выплывает (Гонч.). 7. В росистой траве заг.-рались от солнца красные огоньки земляники (Аст.). 8. Что за конь! Ск..чи хоть на пятьдесят верст! (Л.) 9. Завязался добрый спор, сразились нар..вне: он гармонист, а я танцор (Те.). 10. Молодая берёза в лесу поднялась и р..вна и бела (Те.).

57. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Сформулируйте правила написания корней мок-, мак-.

1. Мухов просушил промокательной бумагой подписи (Сер.). 2. Скоро я почувствовал, что одежда моя стала нам-.кать (Аре.). 3. Чай впитывает запах, как пром..кашка чернила (Пауст.). 4. Бумага насквозь пром..кала от клейстера (Пауст.). 5. Нужно вареник сперва обм..кнуть в сметану (Г.). 6. Я скажу, что пакет развязался и вым..к (Паст.). 7. Придётся поискать соли на берегу моря! Нужно.. хоть обм..кнуть мясо в морскую воду (Обр.).

58. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая корни. Отметьте необходимые для проверки написания суффиксы. Поставьте ударение или подберите однокоренные слова. Распределите слова с пропущенными гласными на три группы: 1) проверяемые ударением; 2) не проверяемые ударением; 3) чередующиеся гласные в корне,

1. Для них к..пили пчелы мёд, р..стила птиц тр..ва густая, в глубинах м. .скворецких вод икру м..тала рыбья стая (Конч.). 2. Ум..р веч..р. Ночь ч.-рнеет. Ропщет море. Мрак р..стёт (Бальм.). 3. В..сна. В самом разг.-ре (Сл.). 4. Это было особенно важно для людей его типа мышления, он знал. Не логическим, а по типу внезапного оз.-рения (Сл.). 5. Ск..чи на то место, где дорогу выж-.гают (Бахр.). 6. Но когда я прекращала чтение, он быстро подн.-мал гол-.ву и с удивлением спрашивал, почему я не продолжаю (Вод.). 7. М-11 Сент-Илер была вполне осведомлена относительно того, что у нас тв.-рилось (Вод.). 8. Ой ты, з..ренька-3-.ря, з..ря в.-черняя, а кто з..реньку найдёт, тот и вон пойдёт (счит.). 9. Для меня же бл..стало дн.-вное св-.тило, ..гневое св..тило дог.-рало вд..ли (Бальм.). 10. И только заг..релое л..цо её с блестящими гл-.зами, л..цо, не знавшее к.-сметики и потому покрытое сетью мелких м..рщин, с..яет при^ ветливой улыбкой, полной женственности и д..бр..ты (Конч.). 11. Л..ца моего к.-снулись цепкие, всегда студёные листья хмеля (Аст.). 12. Душа этой молоденькой девушки преисполнилась к нему безграничною благодарностью, благоговением, дох-.дившим до покл..нения (Вод.). 13. Это же из боярского дома утв..рь (Кар.). 14. Цветы наклонились к з..мле (Бальм.). 15. И она ск..нчалась в тот час, когда во всех ц..рквах пели «Христос воскресе!», в тот час, когда, по поверью православного народа, ум.-рают только св..тые, в тот час, в который она, вероятно, тоже мечтала ум..реть, но по своему великому см. .рению не сч..тала себя достойною (Вод.).
59. (Изложение.) Прочитайте. Укажите слова с проверяемыми ударением, не проверяемыми ударением и чередующимися гласными в корне. Обратите внимание на слова или формы слов, не входящие в круг лексики литературного А языка —диалектные (от греч. dialektos — наречие, говор), характерные для территориальных говоров. Уточните их значение (например, по «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля). Напишите изложение.
В разлив осина и без листьев тряслась точно в лихорадке тонкими вершинными ветвями, жалобно постанывала; пакленик резко и низко нагибался, а затем со свистом принимал прежнее положение и тотчас же умолкал; вяз, ежели он был молод, чуть пригибался влево ли, вправо ли, уступая льдине дорогу, лениво помахивая тонкими и гибкими ветками, как бы желая страннице доброго пути; карагач лишь нeдoвольно шуршал своею шершавой, плохо выдубленной шубой; по дубу же и вовсе нельзя было определить, касаются ли его плывущие там и сям льдины. Гордые, величаво-спокойные и независимые, стояли дубы посреди моря воды, будто знали, что оно, море это, временное и что роптать, собственно, нечего, а надо набраться терпения недельку-другую — всего-то и делов. Вода уйдёт, куда ей полагается уйти, а они останутся на своих местах, не будут торопиться и с листвою — пускай это сделают ветла, осина, тополь, а дубу-то зачем спешить, когда в запасе у него вечность.

На сухих осиновых стволах вовсю трудились дятлы, — рассыпчатый треск слышался по всему лесу, сливаясь с криком сорок, торопившихся со строительством своих мудрёных гнездовий; пёстрое, перевёрнутое отображение дятла виделось где-то глубоко в тихой прозрачной воде. И мнилось, что дерево о двух вершинах и растёт одновременно вверх и вниз, а плоскость воды — место, откуда начинается этот рост. (По М. Алексееву.)

60. (Свободный диктант.) Воспроизводя под диктовку текст, подчеркивайте слова с чередующимися гласными в корнях. По желанию изменяйте текст, сокращая или упро. щая предложения. Используйте синонимы (от греч. sinonymos — одноименный), т. е. слова (или фразеологизмы) одной и той же части- речи, лексическое значение которых в большей своей части или полностью совпадает, способные заменять друг друга в тексте.

Жар спадал, в городе смутно трезвонили чуть слышные колокола, тени вытягивались и темнели. Золотые колонны света дрожали меж ярких сосен. Синие и зелёные стрекозы сновали над камышами, желтели кувшинки. Отражая тёмную зелень берегов, блестела вода. Плавные круги ширились и умирали в зелёных отблесках воды: рыба или лягушка.
Пруд был так спокоен и чист, что казалось, будто плывут два лебедя: один под водой, а другой — сверху, крепко прильнув белой грудью к нижнему своему двойнику. Но двойник был бледнее и призрачнее, а верхний отчётливо белел плавной округлостью снежных контуров на фоне бархатной зелени. Шея его лежала на спине, а голова протянулась параллельно воде, маленькая, гордая голова птицы.
— Я слышала, — сказала девушка, — что лебеди
умирают очень поэтически. Летят кверху насколько хватает сил, поют свою последнюю песнь, потом складывают крылья, падают и разбиваются.
— Да, — сказал её спутник, — птицы не люди. Птицы вообще любят умирать красиво... Например, зимородок: чувствуя близкую смерть, он садится на ветку над водой, и вода принимает его труп...
Сидор Иванович почувствовал раздражение: птица плавает, и больше ничего. Что они там особенного увидели? Почему им это приятно, а ему всё равно? Было тихо. Звенели невидимые ложечки, вечерняя прелесть стлала над водой кроткие тени. Реял сизый дымок самовара, звучал смех. И плыл лебедь. (По А, Грину.)

61. (Контрольный диктант.) Повторите вопросы, связанные с правописанием безударных и чередующихся гласных в корнях. Напишите текст под диктовку, затем проверьте себя по тексту и проанализируйте допущенные ошибки.

Все гостьи были молоды, и не знали они лучшего времяпрепровождения, чем показывать да глядеть наряды, а потом судить да рядить, но, щадя самолюбие небогатой жены полковника Любаши, Федосья платьями не похвалялась, показывала безделушки.

Сначала она выставила на обозрение эмалевую шкатулку северных усольских мастеров. На белоснежном фоне среди зелёных трав солнышками полыхали подсолнухи, оранжево-жёлтые, с прожилками чёрной эмали, а среди подсолнухов, как синие прорастающие звёзды, — васильки. Душа ласково замирала от этого синего цвета, и боярыни улыбались, беря шкатулку.
И уж только потом, наглядевшись на цветы, обращали внимание на крышку, где сокольничий в ярком жёлтом кафтане с голубым воротником пускал с рукавицы в синее небо белого сокола.

Показала подружкам Федосья Прокопьевна и чашу, сработанную царьградскими мастерами. Снаружи на золотом поле четыре царя в изумрудных одеяниях под четырьмя яблонями, на яблонях вместо яблок — рубины. Внутри чаша представляла собой свод небесный: по тёмно-синему — золотые звёзды, месяц — крупный, с хорошую вишню, изумруд и янтарное солнце. (По В. Бахревскому.)

ТЕСТЫ

А. Являются ли слова загоревал, загорел, загоревший, горемычный, загарный, выгарки однокоренными? Отметьте «лишние» слова.
Б. Сколько правил надо знать, чтобы правильно написать слова к.-соглазие, прик.-сновение, к.-сательнал, ласточка-к-сатка, к-сноязычие, закоснелый (взгляд)?
Назовите эти правила.
В. В каких словах имеется корень с чередующимися гласными м,ир-/мер-: ум-.ротворение, зам..рать, ум-рающий, вым.-рший, вым.-ренный, прим-рённый, прим..ряем ы и?
Г. Как объяснить правописание гласных в словах раств..римый, притворить (дверь), претв.-рить (в жизнь), сотв-рить (чудо), сотв..рчество, утв..рь, затв..рник



Top