Проект на тему рождение новой европейской науки. Презентация на тему: рождение новой европейской науки

Вопросы в начале параграфа

Вопрос. Какие представления о мире существовали у европейцев в Средневековье? Какие процессы и события в развитии европейского общества в XV-XVI вв. повлияли на изменение старых представлений о мире? Какую роль в развитии научных знаний сыграло изобретение книгопечатания?

В эпоху средневековья европейцы представляли мир плоским, в центре мира находился город Иерусалим. Европейцы плохо представляли земли за пределами Европы. Индия и Китай казались полумифическим странами. Мир также представлялся в виде града земного и града божьего. В граде земном шла борьба между Богом и дьяволом за людские души.

Эти представления о мире менялись под влиянием Великих географически открытий, распространением идей гуманизма, которые поставили под сомнение прежнее церковное представление о мире.

Книгопечатание сыграло ключевую роль развитии научного знания, т.к. ускоряло процесс и увеличивало масштаб распространения знаний. В средние века книги были доступны только в библиотеках крупных монастырей, куда пускали не всех и не все книги монахи переписывали. С открытием книгопечатания эти ограничения отпали.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Как вы думаете, почему в начале Нового времени резко усилился интерес человека к окружающему миру?

Потому что открытия, сделанные в конце средневековья и в начале Нового времени, поставили под сомнение традиционную картину мира, которая формировалась на основе библии.

Вопрос 2. Заполните в тетради таблицу «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и на общество». Графы таблиц: «Учёные и мыслители», «Страна», «Основные идеи», «Открытия», «На формирование каких новых взглядов они влияли».

Вопрос 3. Расскажите о строении Вселенной на основе учений Н. Коперника, Дж. Бруно и Г. Галилея.

Н. Коперник. Дж. Бруно и Г. Галилей заложили современное представление о вселенной, как о бесконечном пространстве, в котором по определенным законам происходит движение звезд, планет и иных тел. Если раньше в центре мироздания находилось Земля, вокруг которого двигалось Солнце, то ученые доказали гелеоцентрическую модель вселенной. При этом Если Коперник считал, что Солнце неподвижно и находится в центре вселенной, то Бруно, а затем и Галилей доказали, что во вселенной находятся множество звезд, вокруг которых вращаются планеты.

Вопрос 4. Объясните название части параграфа, где рассказывается о научных открытиях И. Ньютона.

Такое название дано, т.к. именно И. Ньютон завершил создание новой картины мира, открыв закон всемирного тяготения, законы классической механики и законы движения, перейдя тем самым от описания вселенной к изучению законов ее движения. Работа Ньютона показала, что природа функционирует по определенным законам, которые можно изучить.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Назовите основные трудности в деятельности учёных раннего Нового времени.

Основными трудностями в деятельности ученых раннего Нового времени были: недостаток знаний, отсутствие оборудования, авторитет церкви, который нельзя было ставить под сомнение, гонения инквизиции.

Вопрос 2. Сравните методы познания мира, предложенные Ф. Бэконом и Р. Декартом. Почему Бэкон и Декарт считаются создателями философии Нового времени?

Ф. Бэкон в качестве главного метода познания мира предлагал метод рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных. Ведь только при помощи опыта, опирающегося на эксперимент, можно проверить достоверность знаний. Бэкон считал, что истинные знания могут быть получены только при соединении теории с практикой. Р. Декарт считал, что основой познания является разум человека. В качестве основного метода он считал метод сомнения в правильности научных предположений, в результате этого процесса рождается истинное знание. Таким образом, два ученых заложили основу современной философии: эксперимент и сомнение.

Вопрос 3. Объясните, чем отличалась новая картина мира, созданная европейской наукой в XVI–XVII вв., от средневековой картины мира.

Новая картина мира, созданная европейской наукой отличалась от средневековой тем, что устанавливала не божественную сущность всех вещей, но точные законы, по которым происходит развитие, а также предложило новые научные методы изучения природы через наблюдение и эксперимент, в отличие от средневековой схоластики, которая была умозрительной и опиралась только на библию в качестве источника истинного знания.

Вопрос 4. Обсудите в классе: в чём заключается независимость мышления? Должен ли учёный обладать независимым мышлением? Подтвердите своё мнение фактами из жизни учёных раннего Нового времени.

Независимость мышления заключается в том, что никто не может навязать точку зрения, в которой невозможно будет сомневаться. Любой ученый должен обладать независимым мышлением, сомневаться в своих и чужих выводах, только так наука будет двигаться вперед. Например, Ф. Бэкон считал, что любая теория должна быть доказана через эксперимент, чтобы считаться истинной. Также считал и Р. Декарт, призывавший сомневаться и искать аргументы и доказательства для подтверждения своих взглядов.

Вопросы к документу

Вопрос. Прочитайте документы и найдите в них аргументы, которыми пользуются Коперник и Бруно для доказательства того, что Солнце не вращается вокруг Земли, Вселенная бесконечна.

Коперник: Земля не вращается вокруг Солнца, т.к. неизмеримое не будет вращаться в вокруг ничтожества

Бруно: вселенная бесконечна, т.к. недостойно считать, что Бог, обладая способностью создать, помимо этого мира, другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир.

МО: По степени самостоятельности ученика в приобретении знаний – репродуктивный, частично-поисковый; по способу подачи школьникам учебного материала – словесные, наглядные, практические; по способу организации мышления – индуктивный, дедуктивный.

Цели урока:

Обучающая:

  • ознакомить учащихся с наиболее важными достижениями науки;
  • подвести к выводу о рождении новой европейской науки в эпоху Возрождения;

Развивающая:

  • развивать операционный стиль мышления учащихся;
  • продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы, конкретизация;
  • продолжить развивать умения делать доклады, сообщения;

Воспитывающая:

  • воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования своего времени, планирования своей деятельности;
  • вызвать чувство восхищения великими учеными и их великим научным подвигом во имя прогресса всего человечества;
  • воспитывать у учащихся любознательность, интерес к великим открытиям, научной деятельности, знаниям.

Задачи урока:

  • Вспомнить какие представления существовали у европейцев в эпоху средневековья.
  • Познакомиться с наиболее важными достижениями науки того времени.
  • Выяснить как повлияли достижения науки на изменение представлений о мире.

Планируемый результат: учащиеся осознают, что в XVI-XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области естествознания, и на этой основе складывается новое представление о Вселенной.

Проблемный вопрос: подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времен.

План урока:

1. Актуализация знаний

  • мобилизующее начало урока
  • проверка знаний учащихся.

2. Формирование умений и навыков

  • объяснение нового материала (беседа);
  • работа с источниками.

3. Применение полученных знаний и умений на практике:

  • постановка и решение проблемной задачи
  • творческое домашнее задание
  • подведение итогов урока
  • выставление оценок.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

(Учитель сообщает цели и задачи урока).

Проблема «Подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времени».

2. Фронтальное повторение материала

Учитель истории:

Стремились все - открыть, изобрести,
Найти, создать…царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы.
Валерий Брюсов.

Одной из характерных черт нового времени стало усиление интереса к окружающему миру. Старый средневековый образ мира начинает разрушаться.

Ребята, как вы думаете, какие процессы и события в развитии европейского общества в 15 - 16 вв. повлияли на изменение представлений о мире?

Слайд (Великие географические открытия: 1492 г. – открытие Америки; 1498 г.– морской путь в Индию; 1519 – 1521 гг. - кругосветное путешествие).

Великие географические открытия раздвинули границы мира, подтвердили и дали новые знания о живущих на ней людях.

Рост городов, развитие мануфактурного производства, увеличение торговых связей между странами и континентами рождали потребность в точных научных знаниях.

Изменилась и духовная жизнь людей.

Рядом с постоянной мыслью о вечном, о душе (в те времена все люди были религиозны) проявляется интерес к жизни земной.

В эпоху средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета – за истину принимались мысли великих ученых древности.

Однако любознательность и критическое отношение к действительности заставляют людей раннего нового времени лично наблюдать явления природы. Первыми на этот путь встали ученые гуманисты.

- Ребята давайте вспомним определение гуманисты.

Хотя наука в это время еще не была свободной от религиозных взглядов, а многие великие ученые оставались людьми верующими, образованные люди хотели найти разумное объяснение всех явлений природы и в своих исследованиях уже не опирались на религию. Духовенство поддерживало учение Птолемея. Слайд

Слайд - Давайте вспомним это учение. (Земля не подвижна и находится в центре мира).

Это учение не противоречило Библии о том, что бог создал Землю и людей, а Солнце и планеты заставил вращаться вокруг Земли.

3. Изучение нового материала.

Учитель истории:

Сокрушительный удар по устаревшим взглядам на Вселенную нанес великий польский ученый Н. Коперник.

- Сообщение учащихся о нем. Слайд

- Работа с документом.

Выводы об учении Коперника.

Земля вращается вокруг Солнца и вместе с тем вокруг своей оси. Земля лишь одна из планет, и все они вращаются вокруг Солнца.

Открытие Коперника произвело переворот в науке и стало началом новой астрономии.

Слайд Дело Коперника было продолжено Дж. Бруно. Развивая учение Коперника, пришел к следующим выводам:

- Работа с документом.

Учитель истории:

Давайте обратимся к документу и выясним к каким же выводам пришел Дж. Бруно.

Итог: «Вселенная не имеет края, безмерна и бесконечна». Не только Земля, но и Солнце не является центром мира. Вселенная – это бесконечное множество звезд. Вокруг Солнца все планеты.

Это учение Дж. Бруно стоило жизни. Он стал настоящим борцом за науку.

- Сообщение учащихся о нем. Слайд

Итог: Николай Коперник разрушил старые представления о неподвижности Земли, являющейся центром Вселенной.

Джордано Бруно разрушил старые представления о строении Вселенной, доказав, что ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира.

Учитель истории:

Подобной судьбы еле удалось избежать другому гениальному ученому - Галилео Галилею.

- Сообщение учащихся о нем. Слайд

Учитель физики:

Вы часто наблюдали падение тел, то есть движения тяжелого тела, падающего с некоторой высоты. Над закономерностями свободного падения размышляли многие великие умы - Леонардо да Винчи, Галилео Галилей.

Давайте проделаем простой опыт. Возьмем лист бумаги и отпустим его с высоты своего роста. Затем тот же листик скомкаем и снова отпустим с той же высоты. Что вы заметили? Конечно же, вам бросилось в глаза, что в первом случае бумага падает медленнее, чем во втором.

- Что является «виновником» торможения листа бумаги?

Нетрудно догадаться, что «виновником» торможения листа бумаги был воздух. А если будут падать перышко и свинцовый шар? Со времен Аристотеля считалось, что всегда тяжелые предметы падают быстрее легких. И только Г.Галилею, проведшему в своей лаборатории множество опытов с падающими телами, удалось выяснить, что если бы не было воздуха, все тела - и тяжелые, и легкие - падали бы одинаково. То есть в отсутствие воздуха наш плоский листик и смятый бумажный комок, пушинка и массивная гиря упали бы на землю с одной и той же высоты за одно и то же время.

Слайд Знаменитая «падающая» башня - это колокольня собора в городе Пизе, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля. Благодаря своему конструктивному изъяну она известна во всем мире. Башня достигает в высоту 55 метров, а надпись на ней свидетельствует, что заложена она в 1174 году. В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый ученый.

Слайд Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов. С верхнего ее этажа он бросал различные предметы, чтобы доказать, что скорость падения не зависит от веса падающего тела.

Слайд Свободное падение - это движение тел в безвоздушном пространстве (вакууме) без начальной скорости только лишь под действием притяжения Земли (под действием силы тяжести).

Слайд Лишь итальянскому ученому Галилео Галилею удалось установить, что траекторией тела, брошенного под углом к горизонту в безвоздушном пространстве, является парабола.

Итог: Открытия, сделанные с помощью телескопа, подтвердили учение Коперника и способствовали созданию новых представлений людей о строении Вселенной.

Все открытия подтвердили учение Коперника и Джордано Бруно.

Учитель физики:

Слайд “Был этот мир глубокой тьмой окутан.

Да будет свет, и вот явился НЬЮТОН.”

- Сообщение учащихся о нем. Слайд

Великий английский ученый семнадцатого столетия Исаак Ньютон заложил основы современных физики и астрономии.

Существует легенда, что однажды Ньютону с дерева на голову упало яблоко. Почему яблоко не улетает в сторону, а всегда падает вниз?

Инсценировка легенды.

Слайд

Когда однажды, в думу погружен,
Увидел Ньютон яблока паденье,
Он вывел притяжения закон,
Из этого простого наблюденья.

Слайд Ответ на этот вопрос дал открытый им закон ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ, которому подчиняется и падение яблока и движение планет.

Слайд о яблоне

Почему, разогнавшись на санках с ледяной горки, мы можем довольно долго мчаться по прямой? Почему, раскрутив педали велосипеда, мы можем катиться опять-таки довольно долго и, если не вертеть рулем, тоже прямо? Почему, резко остановившись, мы можем вылететь из седла?

Все это - проявления общего для всех тел свойства, называемого инерцией. Если вы хотите сдвинуть с места стол, вам надо приложить к нему силу, а стол как бы сопротивляется вашим стараниям. Это - инерция покоя. Если вы хотите остановить те же санки или велосипед, вам опять-таки надо приложить силу, только теперь тормозящую. И движущееся тело не подчинится вам мгновенно - тоже будет словно сопротивляться. Это - инерция движения.

Можно привести десятки хорошо известных примеров, где вы сталкиваетесь с инерцией. Еще не умея произносить это слово, вы набили себе немало шишек, знакомясь с ним, когда начинали ходить. Оказывается, как ни своенравна инерция, она подвластна строгим законам. Эти законы - одни из главных в механике. Их установил великий Исаак Ньютон, и, пользуясь этими законами, инерцию можно не только объяснить, но и «приручить».

Опыт Перед вами машинка, не заводная… Принцип действия данных игрушек основан на явлении инерции. Такие игрушки называют инерционными. На задней или передней оси находится ряд шестеренок, которые соединены с маховиком. При толкании игрушки, шестеренки придают движение маховику.

Слайд Но какое же оно свободное, если от воздуха никуда не деться? На этот вопрос окончательно ответил величайший английский ученый И.Ньютон. Он провел эксперимент с падающими телами в трубке, из которой был откачан воздух. Все подтвердилось!

Еще более наглядно равенство ускорений различных тел при свободном падении в безвоздушном пространстве демонстрируется с помощью прибора, называемого трубкой Ньютона. Она представляет собой длинную стеклянную трубку, в которую помещены перо, свинцовая дробинка, пробка.) Если в трубке есть воздух, то тела падают с разными ускорениями, дробинка с большим, пробка с меньшим, а перо с самым маленьким..

Если из трубки откачать воздух, то все три тела падают с одинаковым ускорением

Итог: Завершил создание новой картины мира в ранее Новое время.

Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики.

4. Закрепление.

Учитель истории:

А сей час исходя из полученных знаний мы попробуем ответить на поставленный в начале урока вопрос:

Слайд Какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времени.

Земля вращается вокруг Солнца и вместе с тем вокруг своей оси. Земля лишь одна из девяти планет, и все они вращаются вокруг Солнца.

Учитель истории:

Где используют законы Ньютона в настоящее время?

Поставив проблему изучения различных сил, Ньютон сам же дал первый блистательный пример ее решения, сформулировав закон всемирного тяготения, который до сих пор остается основой всех астрономических открытий. С его помощью ученые предсказывают затмения солнца и рассчитывают траектории космических кораблей.

Видеофрагмент

Учитель физики:

С тех пор прошло много времени. Чтобы создать современную модель Вселенной, трудилось не одно поколение ученых. Потребовались новые приборы и инструменты, новые методы исследования, полеты человека в космическое пространство.

Современная наука предполагает такую модель Вселенной. Наша Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью Галактики (гигантское скопление звезд). Наша и другие Галактики в свою очередь образуют скопления галактик, а они – сверхскопления. Мир Вселенной очень многообразен и содержит бесчисленное количество небесных тел и их систем.

Видеофрагмент

Учитель истории:

Итак, ребята на видеофрагменте вы еще раз убедились, что мир Вселенной очень многообразен. И мы все люди песчинки в этом мире. Исходя из сегодняшнего урока вы ребята, еще раз убедились о неограниченных возможностях человеческого интеллекта в раскрытии тайн природы. И для этого, конечно, необходима сила воли, настойчивость, для того чтобы достичь успеха в поставленных целях.

5. Рефлексия.

Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?

Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

6. Итоги урока. Оценки за урок.

7. Задание на дом.

  1. Параграф 10, пересказ
  2. Заполнить в тетради таблицу, стр. 87

«Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество».

Дома вы заполните таблицу, учитывая материал урока и материал параграфа 10 т. к. открытия в этот период были и в других областях науки.

Европа и Московское государство в 16 — 17 веках

В 16-17 веках европейская христианская цивилизация совершила в своем развитии рывок, резко изменивший весь ход мировой истории.

Все началось с великого изобретения 1445 года немецкого ремесленника Иоганна Гутенберга, который разработал технологию размножения текстов. «Информационный взрыв» книгопечатания, который за этим последовал, буквально втолкнул Европу в Новое - в наше - время.

Типографии распространились по всей Европе; их продукция пользовалась массовым спросом, - за первые полвека книгопечатания (к 1500 году) в свет вышло около 40 тысяч (!) изданий. Скорость распространения новых идей и сила их воздействия на общество резко возросли - а новых идей тогда как раз было очень много. В типографиях печатались и расходились по Европе, например, сочинения итальянских и немецких гуманистов, находя восторженных почитателей и последователей среди образованных людей всех стран. Но переворот в массовом сознании вызвали не идеи гуманистов - элитарные, доступные немногим, да и обращенные лишь к избранным.

Первой книгой, которую напечатал Гутенберг, была Библия.

Хотя она и почиталась святыней всего христианского мира, но могла быть прочитана к тому времени лишь учеными «профессионалами». В Средние века католическая церковь готова была мириться с языческими суевериями европейских христиан, но очень подозрительно относилась к тем из них, кто уж слишком истово погружался в христианскую веру. Утверждалось, что мирянам вообще не следует читать Библию - это не только не поможет им в спасении души, но может погубить ее окончательно. Буквально каждая фраза Книги преподносилась мирянам в аккуратной «упаковке» официальных толкований и «правильных» практических выводов.

РЕФОРМАЦИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЙ РАСКОЛ ЕВРОПЫ

Лютеранская церковь. Лютер сделал все, что мог, чтобы ввести в какие-то рамки абсолютную свободу, которая открывалась перед его последователями. Он подчеркивал, что Царство Божие «не от мира сего», а на земле верующим следует повиноваться земным властям и не пытаться самостоятельно судить, насколько праведны или греховны их распоряжения.

Лютер чувствовал, что нельзя оставить массу верующих совсем без церковной поддержки в страшном одиночестве перед Богом - но как будет организована эта новая церковь, кто будет назначать священников, обеспечивать ее единство? Единственный выход Лютер увидел в том, чтобы передать церковь под покровительство единоверных светских властей.

Лютеранская церковь стала простой и строгой. Эта церковь не позволяла ждать от нее чудес. Лютеранские пасторы, в отличие от католических священников, не претендовали на обладание особой божественной благодатью. Их роль была скромнее: выслушать исповедь, растолковать непонятные места в Священном писании, помочь избавиться от тяжких сомнений, обнадежить, дать добрый совет. Лютеранство, сохранив дух своего основателя, стало самым умеренным течением протестантизма.

Реформация очень скоро вышла за пределы Германии. Ее преследовали, протестанты искали убежища в чужих странах, и это очень способствовало распространению «ереси». Вторая половина 16 и первая половина 17 века стали временем массовых переселений инаковерующих из одних европейских стран в другие, а иногда и за пределы Старого Света.

Одним из таких беглецов был французский протестант Жан Кальвин , нашедший убежище в Швейцарии - в Женеве.

Кальвинизм . Кальвин взял у Лютера общую для всех протестантов мысль о том, что нет и не может быть посредников между человеком и Богом, но развил ее гораздо последовательнее и неумолимее. Спасти человека от ада не может ни священник, ни пастор, ни даже собственные его искренние усилия. Ничто не поможет верующему, бесполезны не только выполнение религиозных обрядов, но и молитвы, покаяния в грехах, любые «добрые дела» - судьба каждой бессмертной души предопределена Богом изначально. Спасется лишь меньшинство избранных, большинству же уготованы адские муки, и изменить свою посмертную судьбу человеку не дано.

Казалось, отсюда неизбежно следует вывод, что человек может махнуть на все рукой… Но как жить в ожидании Приговора, не зная, проклят ты или спасен? Кальвин объяснял, что узнать это можно.

Человек избран и спасен, если он одарен глубокой и сильной верой, если готов отдать всю свою жизнь служению Богу, если он сам себя ощущает орудием в Божьих руках. Если же он, напротив, чувствует непреодолимую тягу к греху, не ощущает в себе божественного призвания, если он не способен сосредоточить свои мысли и дела на служении Богу, то он наверняка погиб.

Таким образом, требования предъявлялись уже не к отдельным поступкам, а ко всему укладу жизни, к самому строю человеческой души. Любое отклонение от религиозного служения расценивалось не как единичный грех, который можно замолить, загладить покаянием, а как грозный признак божественного проклятия.

Проповеди Кальвина так потрясли женевцев, что заставили их полностью изменить привычный образ жизни - веселый, легкомысленный и шумный город превратился в подобие монастыря со строгим уставом. Будние дни были отданы труду, воскресенья - Богу. Впрочем, труд тоже посвящался Богу, ибо «не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть». Слова апостола Павла: «Кто не работает, да не ест» (малоизвестные в Средневековье) стали обязательным требованием для всех - и бедных, и богатых. Нежелание работать служило симптомом отсутствия благодати, а успех в делах рассматривался как дополнительный признак избранности.

Кальвинова проповедь не была благовидным прикрытием страсти к наживе. «Богатеть для Бога» - это стало девизом «непреклонных купцов героической эпохи капитализма».

По их твердым убеждениям, богатство можно было наживать только безупречно честными способами - такие пути, как, скажем, использование личных связей во власти (не говоря уж о любых видах мошенничества) решительно отвергались. «Богатеющий для Бога» не мог остановиться и сказать: «Довольно, у меня уже есть все, чего я хочу,» - даже если накопленного с лихвой хватало, чтобы обеспечить детей и внуков. Он не мог тратить свои богатства на роскошную жизнь - чем богаче он становился, тем тяжелее становилась лежащая на нем ответственность перед Богом за правильное распоряжение «вверенными» ему капиталами.

Кальвинисты во всех странах отличались не только строгим, набожным образом жизни и прилежным трудом, но и непримиримостью к мирскому злу. В отличие от радикальных сектантов, они не считали возможным построение «Царства Божия на земле», но были уверены, что Богу угодна деятельность людей, направленная на улучшение общественных порядков. Поэтому сопротивление несправедливости и беззаконию, как и упорный труд, было не просто правом человека, но его религиозным долгом.

Воодушевленные сознанием этого долга, кальвинисты проявляли стойкость и непреклонность в борьбе против любых злоупотреблений светских властей. Их трудно было сломить силой и невозможно подкупить. Они питали мало почтения к королям, знати и вообще власть имущим («Если ты увидишь человека дельного в выполнении своего призвания, то поставь его превыше королей»). Они были уверены в своем праве (и даже обязанности) не подчиняться несправедливым распоряжениям власти.

Из-за таких взглядов кальвинистов поначалу преследовали правительства всех европейских стран, хотя придраться к ним было трудно - они не проповедовали насильственных действий, уравнения имуществ, неподчинения властям или немедленного «внедрения в жизнь» евангельских законов. Они вели очень добропорядочную жизнь и пользовались уважением и абсолютным доверием окружающих.

Религиозный плюрализм. Кальвинизм распространился почти по всей Европе. Вместо единой церкви, подчиняющейся высшему руководству, кальвинисты создавали общины верующих с выборными пасторами, и поэтому на основе учения Кальвина вырастали разные религиозные течения и секты - обязательных общих догматов и обрядов не было, каждая община могла вносить что-то свое.

Протестантское требование всеобщей религиозной свободы плохо сочеталось с самим понятием «ереси». Реформация породила в христианстве множество разнообразных сект и духовных течений. Сначала многие из этих сект подвергались гонениям, но к концу 17 века в западном христианском мире окончательно восторжествовал принцип свободы совести и утвердился религиозный плюрализм.

Однако путь к нему был долгим и кровавым - ненависть к инаковерующим, прежде чем стихнуть, достигла в Европе невиданного накала. Именно в 16-17 веках особенно часто пылали костры, на которых сжигали книги и их авторов, прокатилась страшная эпидемия «охоты на ведьм». Все это воспринималось как ужасное варварство и дикость уже людьми следующего столетия.

Запоздавшая реформа (Контрреформация) . Новые «еретические» учения распространялись по Европе со скоростью лесного пожара, и лучшие умы католической Церкви начали срочно искать выход из сложившейся ситуации. Им пришлось признать, что Церковь действительно страдает многими пороками и нуждается в реформах. Чтобы выжить, ей нужно было искоренить вопиющие злоупотребления священнослужителей, поднять их образовательный уровень. Нужно было привлечь на службу Церкви людей, так же глубоко верующих и убежденных, какие были в стане «врага».

В 1540 году папа утвердил создание нового монашеского ордена, названного «Общество Иисуса Христа» (орден иезуитов). Основал его испанский дворянин - человек незаурядной судьбы и характера.

Каждый вступавший в орден иезуитов должен был, кроме традиционных монашеских обетов (бедности, безбрачия), принести еще один - беспрекословного и абсолютного повиновения папе. Кроме папы, любой член братства обязан был так же беспрекословно и абсолютно повиноваться всему орденскому начальству.

Проповедь иезуитов была обращена , кому трудно было расставаться с милыми сердцу торжественными и пышными богослужениями, иконами, святыми заступниками, кого отпугивали суровость протестантов и их непримиримость к маленьким человеческим слабостям. Они производили впечатление более гуманных и милосердных пастырей, чем их противники, и, несомненно, были более тонкими психологами.

Иезуиты создали собственную стратегию спасения католической Церкви от окончательного распада, более действенную, чем инквизиция и уже никого не пугавшие папские проклятия. Заботясь об «уловлении душ», они создали целую сеть блестящих учебных заведений - не только духовных, но и светских. Собственно, почти весь орден стал гигантской школой - около 80% его членов составляли преподаватели и студенты.

Иезуиты изменили весь облик и стиль деятельности католической Церкви: постепенно ушел в прошлое излюбленный объект средневековой сатиры - пьяница, обжора и невежда в монашеской рясе, не способный внушать ни малейшего уважения прихожанам; его заменил «святой отец», не менее набожный, строгий и начитанный, чем протестантский пастор.

Протестанты проповедовали перед толпами, иезуиты же сделали главную ставку на воспитание князей и монархов. Они проникали во дворцы, становясь исповедниками, религиозными наставниками властвующих особ, воспитателями их детей. При этом августейшим воспитанникам внушалось, что они «помазанники Божьи», чью власть и ответственность за души подданных не может разделить никто, и их главный долг - охранять свое «божественное право» от любых посягательств.

Развернув бурную деятельность во всей Европе, орден смог вернуть в лоно католической церкви множество «отпавших» - в том числе и целые государства (Польша, Венгрия, княжества южной Германии). Триумфальное шествие протестантизма сменилось контрнаступлением католической церкви - Контрреформацией.

Религиозные войны . С середины 16 до середины 17 века почти все страны Западной Европы так или иначе испытали на себе последствия раскола Церкви. Религиозное противоборство обострило все другие конфликты, усилило непримиримость, готовность сражаться «до победного конца». Если раньше войны велись, в основном, из-за спорных прав на тот или иной престол, то теперь - во имя «истинной» веры; если раньше они были делом королей, то теперь касались целых народов; если раньше воевали сравнительно небольшие рыцарские отряды, то теперь на полях сражений сталкивались большие армии.

На родине Реформации, в Германии, войны между протестантами и католиками длились с перерывами около ста лет. Первая их «серия» закончилась победой союза протестантских князей и заключением в 1555 году Аугсбургского религиозного мира, согласно которому каждый князь мог свободно выбирать, какая церковь будет в его землях («чья власть, того и вера»).

Тридцатилетняя война. Условия Аугсбургского мира соблюдались до тех пор, пока в конце 16 века не набрала силу Контрреформация. Германские католические князья и епископы повели наступление на протестантские земли, пытаясь вернуть потерянное ранее. В возникший в 17 веке конфликт оказались втянутыми все крупные европейские государства (одни на стороне католиков, другие - протестантов).

Эта война на германской территории длилась 30 лет - с 1618 по 1648 год - и сопровождалась чудовищными зверствами и опустошениями. Религиозные мотивы ее постепенно отошли на второй план; наемные армии готовы были служить тому, кто больше заплатит; больше всех страдало мирное население, подвергавшееся грабежам и насилиям со стороны обеих враждующих сторон. Население многих германских земель сократилось вдвое, а некоторых - и в десять раз.

Во Франции борьба между католиками и местными протестантами (гугенотами) тоже была упорной и затяжной. Самый известный ее эпизод (24 августа 1572 года), когда в Париже было вырезано около двух тысяч гугенотов. Здесь, однако, накал религиозных чувств был слабее, чем в Германии. В 17 веке большинство дворян-гугенотов вернулись в католичество, хотя им была предоставлена свобода вероисповедания.

Короли Франции пытались в разгар «гугенотских» войн найти способы примирения враждующих сторон. При был принят Нантский эдикт, в котором впервые провозглашался принцип веротерпимости. Франция осталась официально католической страной, но ее правительства добивались от гугенотов не возврата к «истинной вере», а лишь подчинения общим для всех законам государства.

Сначала такая позиция власти подвергалась яростным нападкам с обеих сторон (и стоила жизни двум королям, погибшим от руки фанатичных католиков), но в 17 веке уставшее от кровопролитий общество стало смотреть на королевскую власть как на гарантию сохранения порядка и стабильности в стране. Это способствовало укреплению во Франции абсолютной монархии.

Нидерланды были страной с идеальными условиями для распространения идей Реформации: уже в 16 веке большинство населения здесь жило в городах, каждая провинция имела выборное самоуправление; это была, наряду с Швейцарией, самая свободная, грамотная и богатая страна тогдашней Европы. Протестанты из соседних стран, подвергавшиеся гонениям у себя на родине, - и лютеране, и кальвинисты, и анабаптисты - находили здесь убежище и многочисленных приверженцев.

Но в середине 16 века Нидерланды оказались под властью испанского короля Филиппа II Габсбурга - самого ревностного и фанатичного католика из всех европейских монархов. И хотя Нидерланды приносили в его казну больше денег, чем все заморские владения, Филипп ненавидел это «гнездо еретиков» и готов был любой ценой привести его к повиновению.

Однако карательная экспедиция, посланная в Нидерланды, имела результатом не искоренение «ересей», а долгую - полувековую - войну, которую Испания, в конце концов, проиграла, хотя и имела лучшую в Европе армию. Северные - протестантские - провинции Нидерландов вышли из-под власти испанской короны; южные католические провинции сохранили испанское подданство, но отстояли все свои традиционные свободы и права.

РЕФОРМАЦИЯ И «ПУРИТАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В АНГЛИИ

«Королевская реформация». Начало религиозному расколу в Англии положил король , который в 1534 году порвал с папой римским и потребовал присяги себе как главе национальной - англиканской - церкви.

Этот шаг короля, однако, не означал, что он признал правоту протестантов - Генрих был равнодушен к религии, он рассматривал церковь лишь как необходимое орудие управления подданными и просто решил полностью взять это орудие в свои руки.

Разогнав монахов и отобрав монастырские земли в казну (не менее трети всех земель в королевстве), король получил полную финансовую независимость от парламента; никаких иных реформ церкви он не хотел и «держал меч с двумя остриями»: одно против католиков, другое против протестантов. «Ни одна голова в Англии не была тверда на плечах: католиков казнили как ослушников, протестантов как еретиков».

Судьба церкви и степень религиозной свободы в стране стала зависеть от случайностей престолонаследия. Когда на английском престоле оказалась истовая католичка Мария («кровавая Мэри»), все реформы были отменены, Англия была провозглашена католической страной, а пуритане подверглись гонениям и казням. В следующее царствование () ситуация изменилась в обратную сторону - но лишь благодаря личным убеждениям самой королевы-протестантки. Став во главе церкви, английские монархи приобрели слишком большое значение для своего народа.

«Пуританская революция» в Англии. Вступивший на престол через два десятилетия после Елизаветы , был воспитан в духе иезуитских идей о «божественном праве королей». Своим демонстративным пренебрежением к английским законам и традициям он довел долго копившееся недовольство до точки кипения. Последовательнее и смелее всех в борьбе с королевскими злоупотреблениями были пуритане. Именно они составляли активное меньшинство в парламенте, требовавшее «поставить короля на место», - показать ему, что он может быть хозяином в стране лишь постольку, поскольку народ Англии признает его таковым.

Но король мог не утомлять себя выслушиванием «гласа народа», если его расходы не превышали ранее установленных налогов. Но монарх вынужден был созвать парламент (после одиннадцатилетнего перерыва) и выслушать дерзкие речи депутатов, когда его заставила - срочно понадобились деньги для подавления восстания шотландцев (с северными соседями у англичан всегда были сложные отношения, а тут еще англиканский архиепископ попробовал ввести в их стране книгу обязательных для всех стандартных молитв — и разъяренная Шотландия взялась за оружие!).

Парламент, добиваясь от короля все новых и новых уступок, в конце концов, поставил Карла перед выбором: или отказаться от своего «божественного права», или силой заставить мятежников покориться. Король выбрал второе и уехал из непокорного Лондона собирать войска.

Однако начавшаяся в 1642 году гражданская война окончилась его поражением: цвет английского рыцарства оказался не в состоянии сломить «армию святых», созданную и обученную депутатом Палаты общин пуританином . Сила этой армии заключалась в ее уникальных для того времени моральных качествах и железной дисциплине. После разгрома королевских сил победоносная «армия святых» стала главной политической силой в стране, и эта сила не собиралась успокаиваться на достигнутом, пока в Англии не будет установлено .

В 1649 году в Лондоне состоялся неслыханный доселе судебный процесс. Подсудимый Карл I Стюарт был признан виновным в государственной измене, развязывании войны против собственного народа и приговорен к смерти «путем отсечения головы от тела». Королей убивали и до этого, но никогда в истории это еще не делалось вот так - по приговору суда, от имени народа и в доказательство того, что Закон выше любой, даже коронованной, особы.

Казнь короля, однако, не принесла стране умиротворения. Англичане первыми на земле узнали, что революцию гораздо легче начать, чем закончить, - вчерашние союзники, лишившись общего врага, становились непримиримыми противниками. Резко увеличилось влияние «крайних» сект, .

Начавший революцию парламент оказался неспособен на решительные действия по установлению мира в стране. Его депутаты, здраво рассудили, что, раз нет короля, который один был вправе созывать и распускать Палату, то теперь они стали несменяемыми. Парламентарии быстро коррумпировались и весьма активно занялись дележом полученной от «старого режима» собственности. Парламентское правление разочаровало страну еще быстрее, чем королевское.

Единственным выходом из воцарившегося хаоса стала диктатура. Роль диктатора (лорда-протектора, т.е. «защитника» страны) взял на себя .

В английской революции многое было впервые - и повторилось потом в других революциях. Единственное, что так и осталось неповторимым, - это удивительная личность Оливера Кромвеля: благочестивого дворянина, талантливого полководца и политика, железного диктатора, который - при такой судьбе! - до конца жизни сохранил беспокойную совесть христианина и нес свою необъятную власть как тяжелый крест, как страшную обязанность перед Богом и народом Англии.

Англия под его протекторатом стала сильнейшей европейской державой, признанным лидером протестантского мира. Однако лорд-протектор чувствовал сильную неудовлетворенность многим из того, что ему приходилось делать. Перед смертью Кромвель спросил у священника-кальвиниста, возможно ли однажды избранному потерять благодать? - и, услышав отрицательный ответ, успокоился: в том, что он был «Божьим орудием» в начале своего пути, сомнений у него не было.

После смерти Кромвеля в 1658 году в стране началась анархия, которая закончилась восстановлением свергнутой королевской династии. Но католики так и не смогли прочно утвердиться на английском престоле: в 1688 году король-католик Яков II бежал из страны, не в силах сопротивляться войску принца Вильгельма Оранского, приглашенного парламентом из Голландии.

Этот бескровный переворот англичане назвали «Славной революцией». Только после нее в Англии прекратились религиозные и политические распри, установилась относительная веротерпимость и законность, было установлено строгое разделение властей между королем и палатами парламента. Англия стала образцом мудрого государственного устройства для соседних европейских народов.

НОВЫЕ ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

За 200 лет мир европейского человека очень сильно изменился.

Человек «повзрослел» и стал жить на свой страх и риск - не имея над собой никакой опеки, кроме Бога. Реформация совершила переворот в массовом сознании, она дала людям распадающегося средневекового мира новую опору - внутри себя, в индивидуальной совести. Вся последующая духовная культура Европы - в том числе и католическая - несла на себе отпечаток Реформации.

Наступление городской культуры. Все столетия Средневековья церковные службы мирно уживались с чисто языческими верованиями большинства прихожан. Это «мирное сосуществование» христианской формы и языческого содержания закончилось. В эпоху Реформации, Контрреформации и религиозных войн протестантские проповедники, и католическая церковь начали бороться за души верующих не только друг с другом, но и против общего врага - язычества, против глубоко укорененных в народе языческих взглядов, т.е. против самОй простонародной крестьянской культуры.

«В народ» отправились тысячи протестантских пасторов (как правило, с университетским образованием) и специально подготовленных католических священников - разъяснять смысл Священного писания, бороться с «дикими суевериями», учить. Фактически в Европе развернулась такая же миссионерская деятельность, как среди «дикарей» в недавно открытых странах. И проповедники нередко сетовали, что их крещеная тысячелетие назад паства проявляла не меньшее невежество в вопросах веры, чем американские индейцы.

Через 100 лет после выступления Лютера уже около половины жителей Германии были грамотными, быстрый рост грамотности происходил и в других странах, особенно протестантских. Научившись читать, сельский житель выходил из замкнутого круговорота своей жизни, построенной на преданиях, незыблемых традициях и обрядах, в открытый мир городской, книжной культуры. Авторитет этих традиций, «старины», их власть над массами стремительно ослабевали - а значит, всевозможные новшества уже не встречали такого ожесточенного отпора, как в Средние века; слово «новшество» потеряло свой дотоле осуждающий смысл. Человек Нового времени готов был учиться, менять свои взгляды и свою жизнь.

Религиозная терпимость . В религиозных войнах европейцы на своем горьком опыте убедились, что вопросы совести нельзя решать оружием, что единственный способ избежать «войны всех против всех» - это признать за каждым право молиться Богу так, как он считает правильным. На монархов перестали смотреть как на «спасителей душ» подданных, первейший долг которых заключается в защите «истинной веры» и искоренении «ересей». Их обязанности стали более земными и прозаическими - обеспечить мир и безопасность на подвластных территориях.

«Третье сословие». Купцы, банкиры, предприниматели были в средневековом обществе «презренными торгашами», их деятельность была сопряжена с большим риском: любой вельможа почитал за доблесть не платить долгов, а со слишком надоедливым кредитором мог и расправиться.

В протестантских странах Европы «третье сословие» стало почтенным и уважаемым. Оно выработало свой собственный кодекс чести, и если аристократы еще позволяли себе смотреть на «торгашей» свысока, то в ответ получали не меньшее презрение - за праздность, расточительность, суетное тщеславие.

Испанский король Филипп II мог заплатить жалованье войску фальшивой монетой или отказывался платить свои долги вовсе, разрешив своим кредиторам «в качестве компенсации» также не платить своих частных долгов. Власти в протестантских государствах не позволяли себе решать свои финансовые проблемы подобным образом. Такие чисто средневековые методы финансовой политики оставались в прошлом - европейские монархи начинали осознавать, что нельзя пополнять свою казну за счет ограбления подданных, и все активнее защищали экономические интересы «своих» торговцев и предпринимателей.

Частная собственность становилась священной и неприкосновенной. Прежде, чем экономика стала полностью рыночной, повсеместно распространились нормы честной рыночной конкуренции и то, что сейчас называется деловой этикой. Тогда это называлось по-другому: «Одухотворенная торговля», «Одухотворенный сельский хозяин», «Христианское мореплавание» — названия пуританских брошюр 17 века говорят сами за себя.

Кальвинисты были уверены, что держать деньги «в чулке» не просто глупо, но грешно. Неудивительно, что они смогли стать самыми успешными и процветающими предпринимателями в Европе. Обеспечив себе признание общества и твердую защиту закона, «третье сословие» получило возможность не просто накапливать деньги, а постоянно держать их «в работе» - богатство превращалось в капитал.

Современники замечали, что чем больше в стране кальвинистов, тем она богаче. Экономический, политический и культурный центр Европы переместился на север, ее новое лицо стали определять протестантские страны - Нидерланды, Англия, Дания, Швеция.

И наоборот, государства, ставшие оплотом Контрреформации (Испания, Италия), к 17 веку превратились в европейские «задворки». Испании не пошли впрок сотни тонн золота и серебра, вывезенные из заморских колоний: эти богатства непомерно повысили «аппетит» испанских монархов, отучили их ограничивать свои расходы. Казна хронически пустовала, налоги росли, многолюдные и недавно еще цветущие испанские города постепенно хирели, население страны сокращалось.

Европа выходит в мир . Европа прежде была такой же замкнутой, как и все земные цивилизации. Но начались Великие географические открытия - и Европа «вышла из берегов», начала распространяться по всему земному шару, о реальных масштабах которого она, наконец, получила некоторое представление.

Европейские торговцы, заручившись поддержкой своих правительств, «открывали» все новые страны в Азии и Африке, основывали на побережьях постоянные поселения-колонии. Заморская торговля приносила гигантские прибыли, и уже в 16 веке развернулось ожесточенное морское соперничество между европейскими странами. В 17 веке голландцы сильно потеснили недавних монополистов в торговле пряностями - португальцев, а вскоре сами вынуждены были уступить первенство англичанам.

Но не только погоня за прибылью гнала европейцев в дальние страны. Рука об руку с купцами шли миссионеры, чаще всего, иезуиты. Чтобы донести до «дикарей» свет «истинной веры», они не только проповедовали, но и открывали школы, и даже типографии (первая типография в Мехико появилась раньше, чем в Москве). Иногда миссионеры платили жизнью за слишком бесцеремонное вторжение в жизнь людей иной культуры, за оскорбление их святынь и традиций. Но в испанских владениях в Америке иезуиты успешно обращали индейцев в христианство и протестовали против жестокого обращения с ними.

В 17 веке возникли первые английские колонии в Северной Америке. Основателями многих из них были пуритане и сектанты, приехавшие туда не в поисках богатств (которых там просто не было), а спасаясь от гонений у себя на родине. Они мечтали о «земле обетованной» где можно будет жить своим трудом по евангельским законам.

Переселенцы, в 1620 году прибывшие в Новый Свет на корабле «Майфлауэр», составили и подписали между собой договор о создании «гражданского общества», в котором «торжественно и взаимно» обязались объединиться в «гражданский и политический организм для поддержания среди нас лучшего порядка и безопасности, …а в силу этого мы создадим и введем такие справедливые и одинаковые для всех законы…, которые будут считаться наиболее подходящими и соответствующими всеобщему благу колонии и которым мы обещаем следовать и подчиняться». Это был первый в истории договор об образовании государства, и он стал одним из важных первоисточников будущей американской конституции.

Стойкость, несгибаемость и пламенная вера первых поселенцев нередко оборачивалась нетерпимостью, фанатизмом и ханжеством. В колониях, как и в Европе, расправлялись с инакомыслящими и сжигали «ведьм», однако свободомыслие и уважение к личной свободе постепенно брали верх. Английские колонии в Северной Америке стали «лабораторией демократии», в которой путем проб и ошибок оттачивались и совершенствовались идеи и механизмы народовластия.

Столкновение цивилизаций . «Выход в мир» дал мощный толчок развитию Европы, но на других цивилизациях это событие отразилось по-разному.

Для американских индейцев и жителей Западной Африки знакомство с европейцами обернулось трагедией: их древние культуры были полностью разрушены. Народы Азии в 16-17 веках еще не испытывали сильного влияния пришельцев, которые пока мало что могли предложить в обмен на шелка, пряности и драгоценности. Китайские власти, неприятно пораженные «невоспитанностью» португальцев, в 16 веке закрыли для всех европейцев въезд в страну, разрешив им торговать только в отдельных портах и под строгим надзором китайских чиновников.

В Японии на протяжении столетия доброжелательно принимали иностранцев и не препятствовали ни торговле с ними, ни миссионерской деятельности. Однако, в начале 17 века правительство, напуганное восстанием «новых японских христиан», запретило японцам исповедовать христианство и общаться с иностранцами. Из страны изгнали всех европейцев (кроме голландцев, которым в специально построенной колонии в Нагасаки создали почти тюремный режим). Япония оставалась «закрытой» вплоть до середины 19 века.


Слайд 1

Тема урока: « Рождение новой европейской науки»

Слайд 2

Познакомимся с развитием новой европейской науки; Познакомимся с учёными, которые внесли свой вклад в развитие науки; Развивать умение работать с учебником Сегодня на уроке:

Слайд 3

План: Рождение новой науки. Николай Коперник. Джордано Бруно. Галилео Галилей. Исаак Ньютон. Фрэнсис Бэкон Рене Декарт. Закрепление материала

Слайд 4

Рождение новой науки, основанной на опытном знании. Черты Нового времени: 1) усиливается интерес человека к окружающему миру; 2) в результате географических открытий раздвинулись границы мира 3) подтвердилась шарообразность Земли; 4) растут города 5) развитие мануфактурного производства и мирового рынка.

Слайд 5

Рождение новой науки, основанной на опытном знании. В эпоху Средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета (за истину принимались мысли древности): Географию медицину физику Птолемею Гиппократу Архимеду

Слайд 6

Рождение новой науки, основанной на опытном знании. Рост любознательности и критического отношения к действительности заставляет людей лично наблюдать явления природы. Первыми на этот путь встали гуманисты, которые признавали за человеческим разумом возможность понять и объяснить мир.

Слайд 7

Рождение новой науки, основанной на опытном знании. Эпоха Возрождения подарила европейцам независимость мышления, главным достижением которого было растущее убеждение в том, что человечество может улучшить мир, в котором живёт путём достоверных знаний.

Слайд 8

Ученые и мыслители Страна Основные идеи, открытия Значение открытия «Основные научные идеи»

Слайд 9

Задания для групп: I группа: новые знания о Вселенной (разделы 10: «Он подрывал фундамент веры», «Враг всякого закона, всякой веры»); II группа: новые знания о Вселенной и законах природы (разделы 10: «Человек незаурядной воли и мужества», «Он завершил создание новой картины мира»); III группа: новое о возможностях человеческого разума (разделы 10: «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт», «Я мыслю, следовательно, я существую...»).

Слайд 10

« Он подрывал фундамент веры» Наблюдая за небесными телами сделал вывод о том, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. В 1543 году была напечатана книга « О вращении небесных сфер» Н. Коперник

Слайд 11

Николай Коперник (1473 – 1543) Памятник Николаю Копернику в польском городе Торуне «Он остановил Солнце и привел в движение Землю»

Слайд 12

Джордано Бруно « Враг всякого закона, всякой веры»

Слайд 13

Открытие Джордано Бруно 1. «Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна». 2. Она не имеет центра – ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира. 3. Вселенная – это бесчисленное множество звезд, а каждая звезда – это далекие солнца, вокруг которых движутся свои планеты. 4. Вселенная существует вечно и исчезнуть не может.

Слайд 14

1600 г. – Дж. Бруно сожжен в Риме на площади Цветов

Слайд 15

Джордано Бруно (1548 – 1600) Памятник Джордано Бруно в Риме «Он поднял свой голос за свободу мысли для всех народов и за эту свободу пошел на смерть»

Слайд 16

« Человек незаурядной воли, ума и мужества » Открыл новые звёзды; Наблюдал горы на Луне и пятна на Солнце Сформулировал закон падения тел, движение маятника и др. законы физики Написал книгу « Диалоги о двух системах» Галилео Галилей

Слайд 17

Галилео Галилей (1564-1642), астроном, физик, поэт. Спутники Юпитера: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто. Спутник Юпитера - Ио

Слайд 18

Галилей на допросе Инквизиции

Слайд 19

Открыл закон Всемирного тяготения, создал оптическую лабораторию, произвёл легендарный опыт разложения света, в 1641 году построил маленький зеркальный телескоп и законы распространения света и новые методы математических вычислений. Исаак Ньютон « Завершил создание научной картины мира»

Слайд 20

« Самое лучшее из всех доказательств есть опыт» Предложил новый метод изучения природы – рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных Фрэнсис Бэкон

Слайд 21

« Я мыслю, следовательно, я существую» Считается основоположником науки и философии Нового времени. Вывел формулу: человек мыслит сомневается рождаются научные знания. Создал свою аналитическую геометрию, ввёл понятие переменной величины и алгебраические обозначения Рене Декарт

Слайд 22

Ученые и мыслители Страна Основные идеи, открытия «Основные научные идеи» Николай Коперник (1473-1543) Польша Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси Джордано Бруно (1548-1600) Италия Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна. Вселенная не имеет центра Вселенная- это бесчисленное множество звёзд. Галилео Галилей (1564-1642) Италия Открыл новые звёзды; Наблюдал горы на Луне и пятна на Солнце Сформулировал закон падения тел, движение маятника и др. законы физики Написал книгу « Диалоги о двух системах» Исаак Ньютон (1643-1727) Англия Открыл закон Всемирного тяготения, - Законы механического движения и распространения света, - Новые методы математических вычислений. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Англия Предложил новый метод изучения природы – рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных Рене Декарт (1596-1650) «Cogito, ergo sum» Франция « Мыслю, следовательно, существую » В познании мира Декарт огромное значение придавал математике, считая ее образцом и идеалом для всех наук. Он создал аналитическую геометрию, ввел понятие переменной величины, алгебраические обозначения. Главную роль в научном исследовании отводил разуму.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Шайковская СОШ №2»
Калужской области, Кировского района
Разработка урока по Новой истории
7 класс(ФГОС)
Рождение новой европейской науки.
Учитель истории и обществознания: Исайкина Д.Г.
Технологическая карта урока.
Предмет-История Нового времени (7 класс)
Класс-7
ФИО учителя- Исайкина Дарья Геннадьевна
Наименование образовательного учреждения- МКОУ « Шайковская СОШ№2»
Место урока в системе уроков по данной теме- Урок 9.Глава 1(Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация)
Цель урока: познакомить учащихся с основными научными достижениями и научными деятелями XVI-XVIIIвеков; развивать умения: работы в группах, работы с историческим текстом.
Планируемые результаты урока: Предметные:
Знать основные научные достижения и основных представителей научной мысли XVI-XVIIIвеков, их значение в мировой истории;
Личностные:
1.Умение отвечать на проблемные вопросы, давать оценку роли личности в истории 2.Умение вступать в диалог и дискуссию вести их, отстаивать свою точку зрения
3.Умение работы с историческим текстом.
Метапредметные:
Систематизация, умения обобщить информацию, формулировать ключевую проблему.
Этап урока
Цель/задача этапа Планируемое время Деятельность и слова учителя Планируемая деятельность и слова учащихся
Запланированный результат этапа
1.Организационный момент. 2 минуты 2.Опрос домашнего задания Развитие умения формирование исторического образа, умения высказываться. Развитие умения слушать, объективно оценивать. 10 минут На отдельно стоящей парте учитель заранее раскладывает карточки с именами основных представителей философии и художественной культуры Эпохи Возрождения (домашний параграф).Примеры карточек: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, Рембрандт. При этом
карточки расположены именами вниз.
Ученики поочереди подходят и вытягивают карточки. Вытянув их, дети должны представить себя на месте того или иного деятеля эпохи возрождения и рассказать современникам(классу) о своих достижениях в искусстве или философии. В конце ученики самостоятельно оценивают выступающих с помощью оценочных листов. Мотивация учащихся к изучению новой темы.
3.Переход к новой теме. Организация учебной деятельности учеников.
3 минуты Проблемный вопрос: «Подумайте, почему бурное развитие науки происходит именно в XVI веке?» Аргументируйте свой ответ. В чем была специфика средневекового знания? На чем оно основывалось? Возможные варианты ответов учеников: Этому могли послужить Великие географические открытия, новые технические изобретения.
Средневековое знание строилось на авторитете церкви.
Развитие умения объективно строить высказывание, вступать в диалог, дискутировать.
4.Формулирование проблемы
Развитие интереса,
формулирование задач.
Анализ информации,
способность к творческому решению
задач.
3 минуты
Как вы думаете, О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? -сегодня на уроке мы познакомимся с наиболее яркими достижениями и представителями науки Нового времени. В конце урока вы должны постараться ответить на вопрос: Какие представления о мире и человеке,сформировавшиеся в период Нового времени сохранились до наших дней?
Предположительные ответы учащихся: о научных открытиях того времени, о знаменитых ученых и т.д. Формирование умения определять цель, ставить проблему,
выдвигать версии
5.Вызов
Научиться систематизации знаний, умению обобщить информацию, сформулировать ключевую проблему дискуссии.
2 минуты Актуализация знаний учащихся: ответить письменно на вопрос в тетрадях- Почему развернулась борьба за новое видение мира? Кто в ней принимал участие, а кто одержал верх? Примерные ответы учащихся: Церковь не признавала новые открытия в науке, она по-прежнему объясняло видение мира на основе религии и античных авторитетах. Умение излагать свои мысли.
6.Осмысление
7.Рефлексия
8.Самооценка
9.Домашнее задание Научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
Развить умение давать оценку личности в истории, вести дискуссию, уважать мнение другого.
Устанавливать логические связи между явлениями.
Развитие самоконтроля у учащихся.
13 минут
5 минут
1 минута
1 минута Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?
Читаем 10-ый параграф учебника, пункты «Борьба за новое видение мира», « Новая картина мира», « Новая европейская философия».
После того как учитель выслушает ответы учеников, можно их изобразить в виде схемы:
Борьба за передел мира
Церковь Новая наука
1543г-книга Николая Коперника « О вращение небесных тел»(Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца»
Джордано Бруно-идея о бесконечности Вселенной;
Галилео Галилей-с помощью телескопа открыл новые миры, горы на Луне, спутники Юпитера, пятна на Солнце.
Исаак Ньютон-Открыл закон всемирного тяготения, механического движения.
Френсис Бэкон-Открыл метод наблюдения и опыта.
Рене Декарт- Считал разум человека источником знаний
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Подумайте над смыслом высказываний:
1.Рене Декарт: « Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать».
2.Фрэнсис Бэкон « ….Самое лучшее доказательство есть опыт..»
Заслушать ответы на проблемный вопрос, заданный ученикам на
Стадии формировании проблемы « Какие представления о мире и человеке,сформировавшиеся в период Нового времени сохранились до наших дней?»
Задаёт вопросы о цели занятия.- Учитель: Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей. (Оценки уч-ся) Кто хотел бы внести коррективы?
Параграф10 , составить для одноклассников вопросы по разделу « Эпоха Возрождения». Учащиеся знакомятся с нужной информацией в тексте параграфа, отвечают письменно на поставленный вопрос.
1.Проговаривают новые знания.
2. Высказывают свои предположения.
Ученики, работающие наиболее активно на уроке оценивают себя и деятельность других учеников.
Группировка фактов
по различным признакам.
Анализировать и делать
выводы. Делать
обоснованные выводы.
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения
Список используемой литературы:
1.Учебник для 7 класса ФГОС« История Нового времени.1500-1800гг».А.Я.Юдовский,В.А.Ведюшкина,М.-Просвещение.2013 год
2.Поурочные разработки по Всеобщей истории.К.А.Соловьев-7 класс.-М.: ВАКО,2012.-208с.


Top