Анализ рассказа Андреева «Петька на даче. Тема детства в рассказе Л

Среди огромного множества поучительных детских рассказов стоит выделить произведение Андреева «Петька на даче». В основе сюжета лежит реальная история знаменитого в то время парикмахера Ивана Андреева, однофамильца автора.

Первая публикация рассказа была в 1899 году в «Журнале для всех». По остросоциальной направленности произведение сравнивается с рассказом «Ванька» Антона Чехова.

Главный герой – мальчик бедного происхождения. Ему всего лишь 10 лет, но его лицо уже избороздили тоненькие морщинки – так что он стал походить на состарившегося карлика. В свои годы он уже узнал, что такое рутинный изнуряющий труд.

Мать по имени Надежда отдала мальчика в ученики к парикмахеру Осипу Абрамовичу. Это был грозный и постоянно недовольный мужчина. Его просьба «Мальчик, воды!» всегда звучала резко. Парикмахер не давал своим ученикам спуску и наказывал за оплошности.

Петька почти нигде не бывал, кроме душной парикмахерской, где все его дни проходили одинаково серо. Поэтому у него появилась мечта – найти какое-то другое место, где ему будет хорошо.

Приятель Петьки, был старше на три года и намного опытнее. Он уже утратил былую мечтательность и стал маленьким циником. Да и как таким не стать, когда дети видели вокруг только похабных опустившихся людей: по улицам ходили пьяные мужчины и часто избивали таких же пьяных дам.

Но однажды произошла чудо: мать повезла мальчика на дачу к богатым хозяевам. Она там должна была прислуживать на кухне. Петя очень воодушевился возможностью увидеть что-то новое и необычное. Он не знал, что такое дача, но уже с нетерпением ждал, когда они там окажутся.

Ожидания мальчика оправдались. Свежий воздух, прекрасная природа так сильно отличались от душного города, что Петька вначале даже сконфузился. Ему помог освоиться гимназист . За несколько дней герой очень привык к обстановке, ведь для ребенка это место очень подходило. Поэтому когда пришло письмо с вызовом в город, Петя долго не мог понять, зачем ему опять туда ехать, ведь парикмахерская и Осип Абрамович для него стали уже почти не реальными. Мальчик вначале непонимающе смотрел на всех, а потом начал кричать, словно раненый зверь. Но вскоре смирился и молча уехал в город вместе с Надеждой.

Композиция рассказа закольцована. Начало и конец практически одинаковы: Петя исполняет рутинную работу в парикмахерской, а за окном пьяная ругань мужчин и женщин. После того, как мальчик вернулся с дачи, его снова поглотил город, словно маленькую жертву.

Очень яркая художественная деталь в рассказе – ранние морщины Пети. Ему только 10 лет, но он трудится, как взрослый. Ребенок не знает, что такое праздники и от этого становится похожим на состарившегося карлика. Но, как только он приезжает на дачу, его морщины разглаживаются.

В рассказе представлены два мира: город и дача. Город душит Петю взрослыми обязанностями, а дача дарит герою детство.

Почему герой снова возвращается к прежней безрадостной жизни? Потому что ему никто не хочет помочь. Барин, владелец дачи, сочувствует мальчику, но на деле никак не помогает. Автор показывает, что ничего в жизни таких детей не изменится, пока общество не начнет действовать, а не просто жалеть.

Рассказ «Петька на даче» Андреева - призыв к гуманности по отношению к детям. Писатель понимал, что только реальные действия на государственном уровне могут изменить ситуацию.

«Петька на даче» Андреева Л.Н.

Рассказ относится к остросоциальным произведениям и часто сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и проблематике произведением А.П. Чехова «Ванька». В центре рассказа «Петька на даче» — судьба ребенка из бедной семьи, отданного учеником к парикмахеру и выполняющего самую тяжелую и грязную работу. Андреев подчеркивает грозный взгляд, который бросает на мальчика парикмахер Осип Абрамович. Временами он шепчет угрозы, предвещающие наказание.

Рассказ имеет кольцевую композицию. Действие его начинается и заканчивается примерно одной и той же сценой в парикмахерской. Причем квартал, где она находится, заполнен домами дешевого разврата. В нем постоянно происходят драки, звучат скверные слова, царит пьянство. И на фоне этой изнанки жизни в постоянном труде проходит детство героя рассказа. Писатель не скупится на художественные детали, изображающие всю пошлость окружающей обстановки. Это и равнодушные лица грязно и странно одетых посетителей, и засиженная мухами картина на стене парикмахерской, и отвратительные по своей жестокости картины пьяных побоищ.

Весь ужас обстановки подчеркивает ее беспросветное однообразие. Все дни похожи друг на друга, как родные братья. Их еще сильнее обезличивает один и тот же крик: «Мальчик, воды». Праздников нет. Рисуя портрет героя, Л.Н. Андреев показывает, как подобная беспросветная жизнь иссушает детскую душу. Петька худеет, у него появляются нехорошие струпья и тоненькие морщинки. Л.Н. Андреев пишет, что мальчик становится похожим на состарившегося карлика.

Однажды хозяин отпускает Петьку погостить на даче, где служит его мать кухаркой, и тот словно оказывается в раю: отдыхает, купается, с интересом исследует развалины старинного дворца. За городом Петька впервые видит ясное и широкое небо, беленькие радостные облачка, похожие на ангелочков. Это небо становится определенным символом счастья, свободы, покоя, широты мира, открытой пытливому детскому взгляду. Л.Н. Андреев подчеркивает, как органичен этот мир для детского сознания. Мальчик, который до этого никогда не был на даче, за два дня так привыкает к окружающей обстановке, что забывает, что на свете существует Осип Абрамович со своей парикмахерской. Но счастье внезапно обрывается: мальчику велят вновь возвращаться к своим скучным, изнуряющим обязанностям. Перед читателем разворачивается подлинная трагедия ребенка, которого лишили детства. Петька по-мальчишески реагирует на создавшуюся ситуацию: кричит и плачет. Но вскоре герой успокаивается и покорно возвращается к своим обязанностям. Барин и барыня искренне жалеют мальчика, но вместо реальной помощи вспоминают лишь о том, что кому-то сейчас в этом мире живется еще хуже. Потом они с чистой совестью идут на танцы развлекаться.

Своим рассказом Л.Н. Андреев стремится привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. Ведь истинный гуманизм состоит не в том, чтобы пожалеть ребенка, а чтобы помочь ему. Такую реальную помощь оказывают мальчику Сашке из рассказа «Ангелочек» Свечниковы, которые оплачивают его обучение в гимназии. Однако сила художественного обличения жестоких капиталистических нравов в произведении такова, что напрашивается вывод о том, что изменить положение детей в обществе можно только на государственном уровне. Отдельные меценаты не решат ситуацию кардинальным образом.

учитель высшей квалификационной категории.

Урок по литературному чтению в 4 классе

Место работы: Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

«Гимназия №3 города Зеленодольска

Тема: Два мира в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»

(Второй урок по теме. На первом уроке дети узнали об авторе, прочитали произведение, выполнили словарную работу).

Цель: сравнить два мира: живой, сияющий мир дачи и «мёртвый» мир парикмахерской; увидеть возрождение героя под влиянием новых ярких впечатлений и переживаний. Учить по поступкам, эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя. Воспитывать в детях чувство сострадания, сопереживания людям, учить находить выход из трудных жизненных ситуаций.

Оборудование: детские рисунки по произведению, карточки, магнитофон, зеркало, корзина с овощами и фруктами.

В ходе урока у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

Личностные : учить прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в его личностных переживаниях, формировать чувство ответственности человека за себя и близких, чувство любви, внимания, заботы, сострадания, сопереживания.

Регулятивные: осознавать этапы учебной работы, вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов, строить высказывания с учетом учебной задачи, самостоятельно работать с книгой и выделять необходимую информацию, проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий.


Познавательные: адекватно воспринимать художественный текст, обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на данном текстовом материале, отбирать, систематизировать и фиксировать необходимую информацию, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: выражать свои чувства в устной речи, строить монологи и участвовать в диалоге, учитывая позицию собеседников, настроение других людей, проявлять эмпатию к герою литературного произведения, принимать участие в работе группы, выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в тексте.

Предметные результаты: читать текст со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им, отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя, выражать свое мнение о герое и его поступках, выделять главную идею и основные проблемы произведения.

Ход урока:

1. Организационный момент. Введение в тему.

На столе находится корзина с фруктами и овощами, зеркало.

У: Ребята, о чём вам напомнили предметы, которые вы видите перед собой? С каким произведением они связаны?

Д: - Корзина с фруктами и овощами напоминает о лете, об отдыхе на даче

Эти предметы связаны с произведением «Петька на даче», а точнее зеркало напомнило о жизни Петьки в парикмахерской, а корзина с фруктами – о его жизни на даче.

Глядя на эти предметы, можно сказать, что на уроке мы будем говорить о произведении Леонида Андреева «Петька на даче»

2. Актуализация знаний.

У: О ком этот рассказ? Восстановите цепочку событий по рисункам. Составьте картинный план.

На доске размещены детские рисунки, из которых дети выбирают подходящие для составления картинного плана, обосновывая свой выбор и составляя план рассказа:

1.Жизнь в парикмахерской.

2.Петька в поезде

3.Петька на даче.

4. Возращение в город

Дети делают вывод: для того, чтобы показать внутреннее состояние Петьки, автор использует разные краски – мир парикмахерской представляется серым и скучным, однообразным, а рисунки, представляющие мир дачи, яркие, наполненные разнообразием красок.

3.Сравнительный анализ мира парикмахерской и мира дачи.

У: Перед нами предстают два мира: мир парикмахерской и мир дачи. Какими они вам представляются?

Идёт работа в парах – составление характеристики мира дачи и мира парикмахерской с помощью прилагательных

МИР ПАРИКМАХЕРСКОЙ МИР ДАЧИ

Примитивный Яркий

Однообразный Удивительный

Скучный Светлый

Холодный Восхитительный

Мрачный Живой

Равнодушный Счастливый

Безрадостный Сияющий

Безжалостный Новый

Ужасный Интересный

Ещё чтобы мы лучше поняли, как плохо было Петьке в парикмахерской, и как хорошо он себя чувствовал на даче.


4. Составление портрета Петьки.

У: Каким вы себе представили Петьку? Для ответа на вопрос предлагаю поработать в группах.

Составьте, используя подходящие отрывки из текста, портрет главного героя.

1 группа. Петька в парикмахерской.

2 группа. Петька в поезде.

3 группа. Петька на даче.

4 группа. Возвращение Петьки.

Итоги работы групп:

Петька в парикмахерской: « Худой, веснушчатый мальчик, сонные глаза, полуоткрытый рот, грязные руки, на стриженной голове пошли струпья, около глаз и под носом мелкие морщинки. Он похож на состарившегося карлика. Сонный, усталый, грустный, ему хочется в другое место, подальше от парикмахерской, но куда, он еще не знает. Он скучает по матери, но не может выразить свои чувства при встрече с ней».

Петька в поезде: «Петька прилип к окну, и только стриженная голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне. Глаза Петьки уже давно перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим. Он чувствовал, что жизнь его изменится к лучшему. Ему было и радостно, и тревожно, потому что он не знал, что его ждет на даче, но чувствовал, что там лучше, чем в парикмахерской».

Петька на даче: «Весёлый, восхищенный миром дачи. Он стал выглядеть лучше, ему стало легче, потому что рядом была его мама, он набрал вес и стал выглядеть как полноценный человек. Петька чувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что существует парикмахерская и Осип Абрамович. Он по-настоящему почувствовал вкус детства, нашёл друга. Он был счастлив».

Возвращение Петьки: «Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело. Петька уже не вертелся, а сидел тихо. Глаза его были сонливы и апатичны. Тонкие морщинки были как у старика. Петька не хотел возвращаться в ужасную парикмахерскую. Он знал, что его там никто не любит. У него не было там друзей, близких, с которыми можно поговорить. Он был очень расстроен».

У: Похожи ли ваши портреты? Почему нет? Ведь это один и тот же человек.

Почему происходят такие изменения?

Д: - Эти изменения происходят с человеком, потому что меняется его настроение, если ему грустно, то и внешность, и поведение меняются.

Если у человека горе или неприятность, то об этом можно догадаться по его лицу, по глазам.

Самые большие изменения происходят с Петькой на даче. Он видит мир в ярких красках, меняется его облик, каждый день наполнен радостными переживаниями. Он как будто заново открывает для себя мир.

Он понимает, что это именно то место, куда он так мечтал попасть в городе. Это как сказка, но с грустным концом, как сон, который закончился. Петьке придется вернуться в парикмахерскую, а он этого не хочет.

У: Как вы думаете, какая картина страшнее: вид десятилетнего мальчика, глаза которого апатичны и сонливы, а лицо покрыто морщинками как у старца, или вид того же мальчика, который «закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле»?

Д: - Страшно, когда Петька начинает громко кричать, но он кричит и катается по земле, чтоб взрослые поняли, что ему плохо в парикмахерской.

А я думаю, что страшнее, когда он молчит и держит в себе всю боль. Надо было ему поговорить с мамой и хозяевами, может быть что-то и изменилось бы. Когда расскажешь о своей проблеме, сразу легче.

У: Действительно, гораздо страшнее видеть десятилетнего мальчика с равнодушными глазами, который уже потерял интерес к жизни. А ведь его жизнь только начинается.

У: Как вы думаете, дача разрушила Петькину жизнь или зародила в нем огонёк надежды?

Д: - Я думаю, что надежда на лучшее всё-таки есть. Ведь, уезжая, Петька просил маму спрятать удочку. Он надеялся когда-нибудь вернуться. Он будет ждать этого возвращения, мечтать об этом.

Я хочу добавить, что воспоминания о времени, проведенном на даче, будут ему помогать выжить в парикмахерской.

5. Итог.

У: Какое настроение в целом порождает рассказ? Можно ли помочь герою?

Д: - Очень жаль мальчика, у которого такое трудное детство вдали от мамы, без друзей.

Я думаю, что всегда надо надеяться на лучшее. И автор нам это подсказывает, назвав маму Надеждой. Я думаю, что именно она может изменить к лучшему Петькину жизнь. Если она будет рядом, то Петьке будет гораздо легче. И он станет другим.

Я согласна. Мама ведь самый главный человек в жизни. Я всегда с ней советуюсь. И Петьке я бы посоветовала с мамой поговорить. Только она может изменить его жизнь.

6. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Как можно помочь Петьке»

Рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» впервые опубликован в «Журнале для всех» в 1899. В его основу легла история однофамильца писателя Ивана Андреева. Он считался самым модным парикмахером Москвы. Рассказ относится к остросоциальным произведениям и часто сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и проблематике произведением А.П. Чехова «Ванька». В центре рассказа «Петька на даче» -- судьба ребенка из бедной семьи, отданного учеником к парикмахеру и выполняющего самую тяжелую и грязную работу.

Рисуя портрет героя, Л.H. Андреев показывает жизнь ребенка и то, как окружающая обстановка влияет на мальчика. Петька худеет, у него появляются нехорошие струпья и тоненькие морщинки. Л.H. Андреев пишет, что мальчик становится похожим на состарившегося карлика: «…прохожий видел маленькую, худую фигурку, сгорбившуюся в углу на своем стуле, и погруженную не то в думы, не то в тяжелую дремоту. Петька спал много, но ему почему-то все хотелось спать, и часто казалось, что все вокруг него не правда, а длинный неприятный сон. Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: "Мальчик, воды",- и все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья. Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика».

Позже автор рисует другой портрет, когда Петька ехал за город: «Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим» .

Портрет мальчика меняется по ходу развития событий и в конце рассказа Л. Н. Андреев снова передает образ Петьки: «Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело, из-за ворота ее выставлялся кончик белого бумажного воротничка. Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом» .

Из внешних характеристик автор ещё использует описание поведения героя и описание предметной обстановки. Поведение мальчика, как и его портрет меняется с изменением обстановки. В городе автор описывает поведение Петьки: «Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно. Когда его навещала мать, кухарка Надежда, он лениво ел принесенные сласти, не жаловался и только просил взять его отсюда» , «И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: "Мальчик, воды",- и он все подавал ее, все подавал» . Поведение мальчика значительно меняется, когда он оказывается на даче, Петька как будто бы оживает, ловит рыбу с гимназистом, любуется природой, всё для него составляет интерес и наслаждение.

Автор описывает обстановку, в которой живет мальчик и в которой протекает его детство - это квартал, где она находится, заполнен домами дешевого разврата. В нем постоянно происходят драки, звучат скверные слова, царит пьянство.

Очень ярко Л. Н. Андреев рисует состояние мальчика в конце рассказа, когда Петька узнает, что ему придется вернуться в город: «Но Петька и не думал плакать и все не понимал. С одной стороны был факт удочка, с другой призрак - Осип Абрамович. Но постепенно мысли Петькины стали проясняться, и произошло странное перемещение: фактом стал Осип Абрамович, а удочка, еще не успевшая высохнуть, превратилась в призрак. И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен к самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные,- он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее» .

Читатель может увидеть мир глазами героя: «Он боялся леса, который покойно шумел над его головой и был темный, задумчивый и такой страшный в своей бесконечности; полянки, светлые, зеленые, веселые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сестер, а темно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать. Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбался чему-то и степенно, как старик, гулял по опушке и лесистому берегу пруда» .

В рассказе так же присутствует ещё один ребенок - Николка. Так мы узнаем о жизни мальчика: «Другой мальчик, Николка, насчитывал от роду тремя годами больше и скоро должен был перейти в подмастерья. Уже и теперь, когда в парикмахерскую заглядывал посетитель попроще, а подмастерья, в отсутствие хозяина, ленились работать, они посылали Николку стричь и смеялись, что ему приходится подниматься на цыпочки, чтобы видеть волосатый затылок дюжего дворника. Иногда посетитель обижался за испорченные волосы и поднимал крик, тогда и подмастерья кричали на Николку, но не всерьез, а только для удовольствия окорначенного простака. Но такие случаи бывали редко, и Николка важничал и держался, как большой: курил папиросы, сплевывал через зубы, ругался скверными словами и даже хвастался Петьке, что пил водку, но, вероятно, врал. Вместе с подмастерьями он бегал на соседнюю улицу посмотреть на крупную драку, и когда возвращался оттуда, счастливый и смеющийся, Осип Абрамович давал ему две пощечины: по одной на каждую щеку» .

Автор показывает, что для Петьки значила эта поездка за город, это единственное светлое воспоминание в детстве мальчика. Петька ещё долго вспоминает об этом и делится с Николкой впечатлениями: «А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок, и рассказывал о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал. В наступавшем молчании слышалось неровное дыхание детских грудей, и другой голос, не по-детски грубый и энергичный, произносил:

Вот черти! Чтоб им повылазило!

Кто черти?

Да так... Все» .

Л.Н. Андреев в своем произведении раскрывает жизнь не только главного героя рассказа. Жизнь Петьки можно считать типичной жизнью для детей из бедных семей того времени. Не случайно в рассказе выведена фигура еще одного мальчика -- Николки. Своим рассказом Л.Н. Андреев стремится привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. И образ ребенка автор создает при помощи описания поведения, причем в некоторых случаях описание поведения героя можно отнести к внешней характеристике, а в некоторых к внутренней. Иногда поведение раскрывает внутреннее состояние героя. Также автор использует портретную характеристику. Портрет мальчик в рассказе динамичен, он меняется с изменением обстановки, окружающей ребенка.

Применяется описание предметной обстановки, которая помогает создать образ Петьки.


Top