Гуситы и гуситские войны. Последствия гуситских войн

Причиной, спровоцировавшей народное восстание чехов, стала казнь профессора Пражского университета, проповедника, философа и религиозного реформатора – Яна Гуса. Эти события навсегда вошли в историю. Имя Яна Гуса и "Гуситские войны" стали не только знаменем военных событий тех лет, но и символом национальной освободительной борьбы чешского народа. Сам проповедник был признан одним из главных народных героев Чехии. Краткая биография Яна Гуса будет поведана читателю в статье.

Биография

Как свидетельствует краткая биография, Ян Гус родился предположительно в 1369 году на Юге Чехии, в местечке Гусинец (откуда и получил свою фамилию) в бедной крестьянской семье. Родители Гуса хотели обеспечить своим детям достойное существование, а в те времена крестьянам такую возможность давала только карьера в духовенстве. Маленького Яна отдали в школу в городе Прохатицы, в часе ходьбы от Гусинец, где он изучал грамматику, риторику, диалектику и некоторые естественные науки. В 18 лет Ян отправляется с матерью в Прагу и поступает в Пражский университет на факультет свободных искусств (факультет богословия был значительно дороже).

В 1396 году Гус получает степень магистра и остается на должности преподавателя. Главной темой своей преподавательской деятельности он избирает труды Джона Уиклифа – английского богослова и праотца движения лоллардов и протестантизма, обвиняемого Римской церковью в ереси. В учении Яна Гуса содержится критика богатства церкви и абсолютной власти Папы. Творчество Уиклифа, дискуссии о котором разворачивались на семинарах, оказало ключевое влияние на ум Гуса, переориентировав его взгляд в сторону реформаторства и критики пороков церковного руководства и клириков. В 1402 году Гус становится ректором Пражского университета и деканом факультета искусств при короле Вацлаве IV.

Начало проповедования

Как рассказывает краткая биография, Ян Гус в 1401 году получил возможность проповедовать в известной капелле – Вифлеемской часовне в Праге, вмещавшей до трех тысяч человек. Там он начал вести свои довольно резкие проповеди с критикой церкви, привлекшие внимание как толп сочувствующих прихожан, так и лидеров церковных учреждений, видевших в нем все более и более опасного оппонента.

Ян Гус, будучи человеком глубоко верующим, никогда не отрекался от лона католической церкви, считал себя ее членом и преданным служителем, но также считал своим долгом и критиковать духовенство за отход от истинного учения Христа – за ложь, разврат, привилегированность, великолепие и дистанцированность от простого народа, называя единственным источником истины только Святое Писание, ставя, таким образом, разделение между Богом и институтом церкви, незащищенной от пороков ее служителей. Он обличал прелюбодеяние, творившееся в высших архиерейских кругах, ставил под вопрос подлинность реликвий, являвшихся опорой влияния церкви. Так, он сделал смелое заявление, что «если собрать все берцовые кости святой Бригитты, то получится, что она была сороконожкой». Следуя примеру Уиклифа, Гус критиковал идею транссубстанцинации – обряда причастия, при котором хлеб и вино, употребляемые прихожанами, превращались в плоть и кровь Христа.

Идеи Гуса

Ян Гус (Jan Hus) был ярким и харизматичным проповедником, умевшим заполнять слушателями всю Вифлеемскую капеллу и проникать в сознание каждого человека до такой степени, что некоторые сбрасывали с себя украшения от стыда богатства. Индульгенции – продаваемые церковью документы об отпущении грехов, он считал пороком симонии и явным свидетельством алчности клириков (хотя сам, в студенческие годы, приобрел на последние деньги индульгенцию, что свидетельствует о глубокой последующей трансформации убеждений).

Также Ян Гус (краткая биография тому подтверждение) боролся против засилья немецкого языка, науки и богословия, выступая за превалирование чешской культуры и ведение проповедей на чешском языке, тем самым поддерживая национальное самосознание чехов и предвосхищая идею независимости от немецкой аристократии.


Трагический исход деятельности Гуса

Таким образом, идеи Гуса об отсутствии у церкви роли единоличного представителя воли Бога на земле, о развращенности и алчности духовенства, погрязшего в роскоши и не подпускающего к себе народ, в том числе и посредством непонятного для людей языка и таинства мистерий, о порочности и ложности ряда духовных практик и реликвий и культурном угнетении чешского народа сделали его одним из главных врагов Ватикана за всю историю существования Римской Католической церкви и, несмотря на лояльное к нему отношение со стороны короля Вацлава, привели к трагическому исходу.


Преследование

Начиная с 1408 года, против Гуса применяется ряд карательных мер со стороны пражского архиепископа, поддерживаемого Папой Александром V: несколько друзей Гуса были арестованы за ересь, его проповеди были запрещены, книги сжигались (в том числе был издан указ о сожжении книг Джона Уиклифа). Однако за Гуса заступились простые люди, просившие снова разрешить его проповеди, и даже часть аристократии Богемии (Южной Чехии), направлявшая в адрес Папы просьбы позволить ему и дальше оставаться проповедником. Однако эти попытки не увенчались успехом. Два года ему пришлось странствовать по Чехии, где он продолжал отстаивать идеи реформации церкви и написал свой знаменитый труд «О Церкви», в котором критиковал абсолютную власть Папы и склонность Церкви к накоплению богатств.

Суд над Яном Гусом

Трактат стал последней каплей в чаше терпения клириков, и он был вызван на церковный суд в немецкий город Констанц. Но, даже имея охранную грамоту, он не смог добраться до суда и был заточен в темницу Готлибен, откуда его вызволили только через два с половиной месяца. В конце 1414 года Ян Гус предстал перед судом, где не стал отрекаться от своих слов, даже не смотря на просьбы императора Сигизмунда I и угрозу смертной казни.


Казнь героя

6 июля 1415 года приговор был приведен в исполнение. Ян Гус был сожжен как еретик на костре на Констанцской площади вместе с Библией, которую он перевел на чешский язык. Перед собравшейся на площади толпой он запел «Иисус, сын Давидов, помилуй меня», а на попытки стражников его остановить ответил: «Я – Гусь, а после меня придет Лебедь» (предрекая тем самым приход Мартина Лютера). Позже были сожжены и вынутые мощи Джона Уиклифа.


Последствия

Смерть национального героя вызвала многочисленные акции протестов против католической церкви по всей Чехии. Люди собирались на проповеди последователей Гуса и число их сторонников повсеместно росло. В 1419 году в Праге вспыхнуло восстание гуситов: они громили монастыри и убивали священников и город оказался в их власти. Восстания вспыхнули во всех городах Чехии, что послужило началом гуситских войн. Центром восставших стал город Табор, заложенный у одноименной горы, где гуситы проводили свои проповеди.

Против еретиков-гуситов Церковь объявила крестовый поход. В 1420 году первый крестовый поход на Прагу был разгромлен армией таборитов, возглавляемой опытным воином и полководцем, национальным героем чешского народа – Яном Жижкой и вся Чехия оказалась во власти гуситов. Однако среди них начался раскол на несколько партий – таборитов, не признававших церковь вообще; сирот (последователей Жижки), признававших церковь, но отрицавших всякие компромиссы с немцами, и чашников, боровшихся за православие.

Всего против гуситов было направлено пять крестовых походов, не увенчавшихся успехом. Однако бесчисленные войны против сил всей Европы (за исключением Англии и Франции) и «межпартийные» столкновения истощили Чехию, и в 1436 году она приняла мирное соглашение на условиях императора Сигизмунда. Гуситские войны закончились.


Память и наследие

Ян Гус остался в истории как человек, под знаменами которого маленькая незаметная Чехия вошла в центральную Европу, противостоя всем силам католического истеблишмента, а сам Гус стал одной из ключевых, предшествующих церковной реформации фигур.

По сей день в Чехии его чтят как одного из главных национальных героев, способствовавших борьбе за права и идентичность чешского народа против немецкого гнета. В его честь называют музеи и улицы. А 6 июля 1915 года, на Староместской площади Праги, ему был установлен памятник, приуроченный к 500-летию со дня казни. Кроме того, с 1918 года в Чехии действует «Чехословацкая гуситская церковь», насчитывающая на сегодняшний день около 100 000 приверженцев. День сожжения Яна Гуса объявлен государственным праздником Чехии как день памяти магистра.

В 1999 году Папа Иоан Павел II выразил глубокие сожаления в связи с казнью Гуса, однако отказался канонизировать его, так как тот придерживался взглядов еретика Уиклифа.

Помимо политического, религиозного и идеологического наследия его имя почетно в филологических кругах за вклад в развитие чешского национального литературного языка, в частности, за авторство труда «Чешская орфография».

Которого казнили в 1415 г. Спустя несколько лет в Богемии (территория современной Чехии) вспыхнули массовые восстания, которые отражали общественные настроения и были протестом на религиозную, политическую и экономическую ситуацию в королевстве. Начались войны в 1419 году и продлились до 1434 года. Это была часть Реформаторского движения, которое в 15 в. захватило всю Европу.

Ученые отмечают одну важную особенность этого локального конфликта – восставшие массово стали применять огнестрельное оружие, из-за чего погибло большое количество людей.

Участники войн

  • Крестьяне, которых называли гусит. Умеренных восставших называли чашниками, а радикальных – таборитами;
  • Городской плебс;
  • Мелкие мещане;
  • Дворяне;
  • Немецкие, австрийские, венгерские, польские, итальянские феодалы.

Косвенно поддерживали польский и литовский короли.

В самом начале Гуситских войн участники движения раскололись на два лагеря – революционное и умеренное. Представителей первого крыла назывались таборитами, которые в 1420 году в южных регионах Чехии основали одноименный город. Это был центр борьбы революционного направления гуситов. К радикальным восставшим примкнули городской плебс, бюргеры, крестьяне, часть обедневших дворян.

Табориты требовали реформировать церковь, перестроить политический и общественный строй, систему Чехии, уничтожить католические монастыри и церкви, секуляризовать их собственность и имения. Также они хотели, чтобы Библию каждый человек мог свободно трактовать. Культ святых, почитание мощей табориты не признавали и поэтому требовали их отмены. Священники должны были перестать носить пышные и роскошные наряды. Стать священником мог каждый человек, который знал Святое Писание. Это могла быть и женщина, если она сдавала экзамен на знание Библии.

Второе крыло – умеренное – называли себя чашниками, поскольку выступали за то, что причащение должно происходить из чаш для всех, а не только для священников. Среди чашников были верхушка патрициев, которые жили в городах, шляхта и паны Чехии. Чашники составили свой документ с требованиями, который назывался «Четыре пражские статьи». Он содержал идеи Реформации, требования проводить богослужение на родном для чехов языке, отменить привилегии священникам, ввести церковные требы.

Табориты между собой постоянно ссорились, не выдерживая накала борьбы и напряжения. Спустя время они раскололись на умеренных таборитов и радикальных хилиастов.

Противоречия между гуситами подорвали основы революционного движения в Чехии, мешали добиваться поставленных целей. Войны проходили не только с немецкими захватчиками Чехии, но и между восставшими. Чашники, например, сделали попытку организовать покушение на Яна Жижку, но оно оказалось неудачным. Умеренные и радикальные гуситы боролись друг против друга и в идеологической сфере.

Предпосылки и причины

Католическая церковь и немецкие феодалы создали в 15 в. в Чехии условия для развития оппозиционного движения. Его возглавил ректор Пражского университета Ян Гус, который требовал проведения радикальной реформы внутри церкви, критиковал богачей. В результате чего, Гус очень быстро стал популярным среди бедняков. Среди основных требований и заслуг Яна Гуса были:

  • Призыв отменить индульгенции;
  • Обличал симонию духовенства;
  • Выступал против немецкой колонизации Чехии;
  • Перевел Библию на чешский язык, что сделало Священное Писание доступным для бедняков.

Ученики Гуса были более радикальными, призывая к расправам над духовенством Католической церкви. Обычное реформирование уже не устраивало. Папа Римский считал, что в распространении ереси виноват Ян Гус, поэтому вызвал его на собор в Констанце. Перед поездкой ректору университета император Священной Римской империи выдал специальную охранную грамоту. Но она не была принято никем из священников и духовенства во внимание. Гус был арестован и сожжен на костре.

Ответом на подобную жестокость стали общественные движения, которые к 1419 года стали всенародными. Непосредственными причинами Гуситских войн стали следующие факторы:

  • Дворяне Чехии направили протест собору в Констанце;
  • Стали появляться народные проповедники, которые трактовали идеи Яна Гуса по-своему, в результате чего, они стали принимать радикальную направленность;
  • Открытое неповиновение крестьян своим феодалам;
  • Желание избавиться от немецкого владычества и засилья.

Поводом к войне стало собрание около Прати (гора Фавор) летом 1419 года, которое и переросло в стычки гуситов и католиков.

Характер войн

  • Религиозный;
  • Национальный;
  • Антифеодальный;
  • Народный.

Ход военных действий и крестовые походы

После первых вооруженных столкновений гуситов и католиков, стали вспыхивать восстания по всей стране. В частности, в Праге в ряды сторонников идей Яна Гуса влились представители городского плебса. С каждым месяцем все больше населенных пунктов Чехии поднимались против церкви и немцев. Стычки и битвы, носившие локальный характер, заканчивались по-разному:

  • Победой гуситов;
  • Поражением от католиков;
  • Победой богатых слоев общества, которые поддерживали немцев.

Внутреннюю ситуацию в стране осложнила смерть короля Чехии Вацлава Четвертого и избрание на престол его брата Сигизмунда Первого, который по совместительству был императором Священной Римской империи. Население Чехии не приняло нового короля, поэтому противостояния вспыхнули с новой силой.

В ответ на события в Чехии Сигизмунд объявил крестовый поход против гуситов. Это была серия военных мероприятий, в которых можно выделить несколько этапов:

  • Первый крестовый поход – 1420 г.;
  • Второй – 1421 г.;
  • Третий – 1422 г.;
  • Четвертый- 1427 г.
  • Пятый – 1431 г.

В 1420 году в Богемию вошли крестоносцы, которых около Праги встретили гуситы. Их возглавлял опытный военачальник и полководец Ян Жижка. Восставшие под его управлением вступили в борьбу с крестоносцами, и выиграли битву. Таким образом, проблема наследника престола в Чехии осталась нерешенной.

Второй Крестовый поход начался год спустя после первого, и снова Ян Жижка с гуситами заставил рыцарей бежать. В одной из битв полководец был ранен, потом ослеп, но продолжал выполнять успешно свои обязанности, руководя гуситами.

Третий крестовый поход снова закончился неудачей, но проходил на фоне внутреннего раскола в гуситском движении. В 1424 году радикальные гуситы – табориты, которые возглавлялись Жижкой разгромили чашников. Спустя несколько месяцев Ян Жидка умер, заболев чумой. Его место занял Прокоп Большой, который стал активный и важным деятелем Реформации в Чехии. Таборитами он руководил очень опытно, выигрывав не одну битву против немцев и других иностранных захватчиков. Четвертый Крестовый поход Папа объявил сразу после того, как табориты в очередной раз разгромили армию императора Священной Римской империи. Гуситы снова выиграли, что позволило им начать контрнаступление против врагов, и выйти во владения империи в Австрии и Венгрии. Чешским восставшим удалось дойти до Балтийского побережья, распространяя идеи Яна Гуса и Реформации. Католический мир и католики называли эту веру ядом из Богемии.

Папа Римский и Сигизмунд Первый понимали, что остановить гуситское движение необходимо любой ценой. Они стали использовать внутренние расколы, делая ставку на чашников. Это была оппозиция к радикалам-таборитам. Пока решался вопрос о том, как договориться с чашниками, Папа снова объявил Пятый крестовый поход, который произошел в 1431 году. Рыцарей снова разбили, на этот раз под Домажлицами.

В 1431 году состоялся собор в Базеле, на котором присутствовали умеренные гуситы чашники. Папа Римский договорился с ними, выработав компромиссное решение. На основании этого был составлен документ под названием Пражские компактаты (основывались на «Пражских статьях)», которые содержали следующие условия:

  • Богослужение в Чехии разрешено проводиться на чешском языке;
  • Причащаться в церкви можно было под обоими видами;
  • Была ликвидирована церковная юрисдикция;
  • Факт секуляризации был признан, как свершившийся;
  • Чехи и моравы обязаны были подчиняться католической церкви и признавать власть Папы Римского;
  • Проповедь в национальных церквях провозглашалась свободной;
  • Священников имел право назначать епископов;
  • Все преступления и греки наказывались не только духовенством, но и гражданскими властями и другими органами;
  • Священникам разрешалось владеть имуществом.

Табориты не признали компактаты, и снова стали воевать с чашниками. Последние обратились к Ватикану.

Рядом Умеренные и радикальные гуситы встретились в битве 30 мая 1434 года около села Липаны, что с Ческим Бродом. Табориты проиграли сражение, несмотря на разгром и гибель лидеров восстания, но продолжали вести партизанскую войну против немцев. Самое яростное сопротивление длительное время оказывал регион Сион. Только в 1437 году область пала, а таборитского руководителя Яна Рогача казнили.

Результаты и последствия Гуситских войн

Через два года Сигизмунд Первый был второй раз провозглашен королем Чехии. Следствием этого стал приезд в страну огромного количества священников-католиков, немцев. Иностранцы жестоко расправлялись с гуситами, которые прятались от официальной власти. Все обещания, которые Сигизмунд давал во время коронации были отменены и нарушены, требования восставших не выполнялись, в Чехии началась реакция, которая усиливала позиции феодалов. Обычные люди страдали от преследований и налогового гнета.

В 1437 году Сигизмунд Первый умер, чехи и Национальная чешская партия не признали наследника императора, которым был Альбрехт Австрийский. Вместо него на престол в 1438 году выбрали Казимира Ягеллона, родного брата польского короля Владислава. Этого кандидата не приняли католики и умеренные чашники, бывшие участники гуситского движения. Разгорелась очередная междоусобица, в которую были втянуты чехи, поляки, австрийцы, немцы. В конце концов, католики в Чехии выбрали своего представителя на престол, им стал Мейнгард Нейгаузский, а чашники – Генрика Птачека, они воевали друг с другом. Но борьба закончилась ничем для них, поскольку Птачек умер, и чашники выбрали своим предводителем-старшиной Иржи (Юрия) Подебрада. Он арестовал противника Птачека, благодаря чему партия чашников стала правящей в стране. В 1458 году он был избран королем. Именно ему принадлежит слава того, кто разгромил остатки таборитского движения. Выжившие члены стали членами общины Чешских братьев, основанной в 1457 г. Участники этой организации стали проповедовать нравственное совершенствование.

Среди заслуг Иржи Подебрада были попытки ограничить произвол феодалов, шляхты, снизить их давление на крестьян. Помимо этого, король способствовал тому, чтобы активно развивались торговля и ремесла, повысил налоги. Подебрад всячески оказывал сопротивление императору Священной Римской империи и Папе Римскому, поэтому в Чехии длительное время существовала свобода вероисповедания. Этот принцип общественной и религиозной жизни был подтвержден при приемнике Подебрада – при короле Владиславе (Польша). В 1516 году Чехия стала составной частью Австрии, и на его престол сел Фердинанд Австрийский. Из-за этого свобода вероисповедания стала постепенно ограничиваться, из-за чего в стране усиливались преследования. Учения гуситов нашло отражение в учении общества Богемские братья.

Гуситские войны не только привели к власти нового короля, который старался поддерживать крестьян и плебс. Противостояние оказало огромное влияние на чехов и моравов, которые перед внешней угрозой объединились и длительное время оказывали серьезное сопротивление немцам. Большая часть общества боролась за независимое национальное государство, требовала проведения реформы церкви, что способствовало формирование чешского характера, самосознания и менталитета. Войны сторонников Яна Гуса стали предпосылкой для развития Реформации в Чехии, оказали огромное влияние на судьбу западных, восточных и южных славян.

Гуситские войны (с 1419 по 1434 год) – войны приверженцев чешского церковного реформатора Яна Гуса против германского императора и католической церкви.

Причины

Доктора Гуса, отлученного от католической церкви за еретические взгляды, в 1414 г. вызвали на церковный собор в Констанце. Император Сигизмунд дал ему охранную грамоту. На соборе Гуса признали еретиком, а самого реформатора арестовали. Гус спросил императора, как же быть с охранной грамотой. Сигизмунд ответил: «Я гарантировал тебе свободный проезд до Констанцы, но не возвращение из нее». 1415 год – Яна Гуса сожгли на костре, что вызвало возмущение среди его многочисленных приверженцев в Чехии.

Восстание в Чехии

1419 год – здесь началось восстание против императора Сигизмунда Габсбурга, который носил также чешскую корону. Во главе армии гуситов встал рыцарь Ян Жижка, до этого с отрядом чешских наемников успешно сражавшийся против Тевтонского ордена и без особого успеха - против англичан . Но с самого начала в гуситском движении выделились два крыла - умеренные чашники и радикальные табориты (по имени горы и города Табор в Южной Чехии).


Чашников поддержало дворянство и бюргерство северной Чехии. Более бедное южночешское бюргерство и дворянство составило опору таборитов, которым симпатизировало крестьянство. Табориты создали общины, по примеру ранних христиан. Они имели общее имущество и проповедовали христианский аскетизм. У таборитов появилось новое грозное оружие - окованный железом тяжелый цеп, «молотило», один удар которого мог сбить с коня рыцаря в доспехах. Этой же цели служили длинные копья с крюками, заимствованные у фландрских ополченцев. Имели гуситы и огнестрельное оружие - бомбарды и аркебузы. Низшей тактической единицей был «ваген» (повозка). В нее входило десять человек, ездивших в одной повозке: четыре молотильщика, один ездовой и пять пикинеров, лучников, арбалетчиков или аркебузиров.

Сигизмунд и Ян Жижка. Первый крестовый поход

Немногочисленные сторонники и католической церкви в Чехии стали лагерем в Куша Горе. Что бы их поддержать римский папа объявил 1 марта 1420 г. крестовый поход против еретиков-гуситов. Император Сигизмунд собрал в Силезии войско из немецких, польских и венгерских рыцарей, а также из пехоты, которую составляло ополчение силезских городов и итальянские наемники. В конце апреля его армия вторглась в Чехию и двинулась на соединение с защитниками Кутна Горы. В это время на южной границе Чехии австрийские и баварские отряды еще только начинали готовится к наступлению, а на северо-западной границе сосредотачивались войска из Бранденбурга, Пфальца, Трира, Кельна и Майнца.

В конце мая Сигизмунд вступил в Кутна Гору и начал требовать, чтобы жители Праги сняли осаду городской цитадели, где засели королевские солдаты. Пражане отправили гонцов в Табор за помощью. 9 000 таборитов под началом Жижки прибыли под Прагу. Рыцари попробовали атаковать их на подходе, но были отражены огнем бомбард и защищавших импровизированный ваген-бург лучников и аркебузиров. 20 мая Жижка вошел в Прагу и принял командование над всей гуситской армией. Сигизмунд подошел к Праге с востока, однако на атаку неприятеля не решился и 25 мая отступил.

Тогда Жижка решил взять пражскую крепость. Но ее защитники огнем из бомбард смогли уничтожить осадные машины и бомбарды гуситов. Приступ захлебнулся. В скором времени к Праге, в этот раз с запада, подошел Сигизмунд. Он смог провести в крепость большой обоз с продовольствием и вывести оттуда несколько сот лошадей, для которых у осажденных не было фуража.

В конце июня отряд немецких рыцарей и пехоты осадил Табор. С юга к Табору подходило войско австрийского герцога. Но отряд, посланный Жижкой из Праги, неожиданно атаковал неприятеля с тыла, а гарнизон Табора сделал вылазку. Отряд который осаждал город был разбит.

После этого Сигизмунд велел австрийцам идти к Праге. Там на Витковой горе 14 июля 1420 г. произошло решающее сражение гуситов и крестоносцев. Если бы армия Сигизмунда смогла захватить эту гору, Прага оказалась бы в блокаде. Но рыцари не смогли преодолеть ров, вырытый на склоне горы, а контратака пехоты во главе с Жижкой отбросила их к подножью.

Тем временем во фланг войска Сигизмунда ударило пражское ополчение. Армия крестоносцев отступила. Хотя она и не потерпела крупного поражения, а только небольшую тактическую неудачу, между предводителями крестоносцев начались раздоры. Потому 30 июля 1421 г. Сигизмунд вынужден был снять осаду Праги. В ноябре его войско потерпело поражение под Вышеградом, и вся Чехия и Моравия оказалась в руках гуситов.

Второй крестовый поход в Чехию

1421 год, осень – обострились противоречия между таборитами и чашниками. Единое гуситское войско фактически распалось. Воспользовавшись этим, Сигизмунд начал второй крестовый поход в Чехию. 1421 год, сентябрь – крестоносцы осадили город Жатец (Заац) недалеко от венгерской границы.

Жижка смог с отрядом таборитов прорвать кольцо осады и провести в город обоз с продовольствием. Но контратака польских и венгерских рыцарей вынудила таборитов отступить к Праге.

Жижка занял оборонительную позицию на горе Владарь неподалеку от города Жлутец. Табориты построили вагенбург, в котором установили бомбарды. На протяжении 3-х дней польские и венгерские рыцари атаковали таборитов, однако были отражены артиллерийским огнем и молотилами. После чего армия Жижки прорвалась в Жлутец. В скором времени крестоносцы, испытывавшие трудности со снабжением, покинули Чехию.

Продолжене Гуситских войн

В конце года они снова вторглись в страну и дошли до Кутна Горы. Там армия Сигизмунда встретилась с войском таборитов. К этому времени Жижка в одном из боев лишился второго глаза и полностью ослеп, что, однако, не мешало ему командовать. Сигизмунду удалось захватить Кутна Гору, но 8 января 1422 г. он потерпел поражение у Габра. Табориты опрокинули рыцарей и преследовали их до города Немецкий Брод.

Во время переправы через реку Сазава некоторые из рыцарей провалились под лед и потонули. В руки таборитов попал брошенный на берегу обоз. Спустя 2 дня они овладели Немецким Бродом. Через несколько месяцев на помощь гуситам прибыл отряд из числа православных подданных Великого Княжества Литовского, боровшихся против окатоличивания своей страны. В течении восьми лет вместе с таборитами они сражались против польских, немецких и венгерских войск.

1423 год – большое войско таборитов вторглось в Моравию и Венгрию. В середине октября оно вышло к Дунаю между Комарно и Эстергомом. Там гуситы встретились с многочисленной венгерской армией. Жижка не решился вступить с ней в бой и отдал приказ к отступлению. Венгры преследовали чехов, обстреливая противника из бомбард. Табориты несли потери, но основной части войск удалось отступить в Чехию.

Смерть Яна Жижки

Неудача венгерского похода поспособствовала обострению противоречий между таборитами и чашниками. 1424 год, 7 июня – две фракции гуситов сошлись в сражении у города Матешов. Чашники потерпели поражение из за неожиданной контратаки таборитской конницы. Кроме этого, табориты пустили по склону горы повозки, врезавшиеся в ряды чашников и вызвавшие там сметение. Так, Жижке снова удалось объединить под своим командованием все гуситское войско. Но 11 октября 1424 г. он скончался от чумы. Эпидемия ослабила чешское войско, и оно вынуждено было отказаться на время от новых походов в соседние земли.

Третий крестовый поход против гуситов

1425 год – начался третий крестовый поход в Чехию. Основную роль играло австрийское войско во главе с эрцгерцогом Альбрехтом. В Моравии оно потерпело поражение от преемника Жижки Прокопа Большого, ставшего гетманом таборитов, и отступило в Австрию. На следующий год чешская армия осадила Усти-на-Лабе (Ауссиг), захваченный саксонскими войсками. Прокоп Большой, чья армия состояла из отрядов таборитов и пражского ополчения, располагал 25 000 человек.

Для деблокады Ауссига двинулось войско Саксонского, Мейсенского и Тюрингского княжеств, насчитывавшее 15–20 000 человек. Немцы атаковали чешский вагенбург, состоявший из 500 повозок, и в одном месте ворвались в него. Но таборитская конница сделала вылазку и опрокинула неприятеля. Немцы отступили, потеряв до 4 000 человек.

Четвертый и пятый крестовые походы на Чехию

Четвертый крестовый поход против гуситов в 1427 г. возглавил курфюрст Бранденбурга Фридрих. Прокоп Большой и второй гуситский гетман Прокоп Малый, в свою очередь, вторглись в Австрию, нанеся у Тахова поражение армии австрийского эрцгерцога. Потом, в 1428–1430 гг, они неоднократно вторгались в Саксонию и Силезию и даже осадили Вену, правда, безуспешно.

1431 год – имперский сейм в Нюрнберге постановил организовать пятый крестовый поход в Чехию. Германские княжества выставили 8 200 конных рыцарей и значительное число пехоты, подкрепленной 150 бомбардами. В августе у чешской границы армия крестоносцев под руководством Фридриха Бранденбургского была неожиданно атакована в лагере в Домажлице гуситами и бежала, оставив обоз и артиллерию.

Битва при Липанах. Окончательный разгром

В 1432–1433 годах чешское войско предприняло большой поход против Бранденбурга и дошло до балтийского порта Кюстрин. Однако тем временем Сигизмунд смог договориться с чашниками. В обмен на подтверждение прежних прав и привилегий и обещание веротерпимости они готовы были признать власть императора. 1434 год – чашники разгромили в битве при Липанах основные силы таборитов. В этом сражении погибли гетманы Прокоп Большой и Прокоп Малый. 1436 год – Чехия приняла католического короля Владислава Люксембурга.

Значение Гуситских войн

Успехи гуситов объяснялись их сплоченностью перед лицом раздробленных сил их противников - Польши, Венгрии, австрийского герцогства и германских княжеств, только номинально объединенных под главенством германского императора. Но сил Чехии не хватало для завоевания и удержания территорий соседних государств и полного разгрома армий крестоносцев. В конце концов умеренная часть гуситов пошла на компромисс с империей и церковью, что и привело к окончанию войны, не принесшей, в сущности, каких-то значительных результатов ни одной из сторон, но основательно опустошившей Центральную Европу.

Смерть профессора Пражского университета вызвала возмущение во всей Чехии. В адрес церковного судилища пошли возмущённые письма со всех концов страны. Масло в огонь подлил император Священной Римской империи Сигизмунд. Он пообещал утопить в крови всех чехов, если они не поумерят свой пыл. Всё это стало причиной кровавой многолетней бойни, которая вошла в историю как .

Началось всё в Пражском университете в 1419 году . Чешские студенты потребовали, чтобы баварцы, саксонцы и поляки, которые также учились в стенах учебного заведения, имели все вместе только половину голосов. А вторая половина, независимо от количества людей, должна принадлежать чехам, ведь университет-то чешский. Во время полемики чешские студенты избили немцев. Столкновения продолжились вне стен университета.

Сторонники императора Сигизмунда шли по улице, на них напали, забили до смерти. Толпа чехов ворвалась в ратушу и всех депутатов - немецких чиновников - выкинула из окон. А это верная смерть, так как там высоко. После этого жители Праги заявили немцам: "Ваш папа - антихрист, а истинная вера у нас. И обряды истинные мы знаем. У русских и греков из чаши причащают и мирян, и священников. А вы мирянам лишь облатку даёте, а из чаши у вас пьют одни священники. Это нехорошо и неправильно".

Император Сигизмунд, римский папа и все немцы заявили, что всё это жуткая ересь, и чехов следует наказать. И пошло-поехало. С 1419 по 1434 год шли Гуситские войны. Представляли они собой бесконечные набеги. Маленькая Чехия воевала против всей немецкой империи и даже вступала в противостояние с Польшей. Хотя поляки старались соблюдать нейтралитет. На знамени у чехов была изображена чаша, из которой они хотели получать причастие в виде вина и хлеба. А на знамени католиков был изображён латинский крест.

К слову сказать, в той же Польше жили православные, которые пользовались чашей при причастии. Жили и католики. У них был свой латинский крест. И при этом разные конфессии мирно уживались друг с другом. Так что видимо не религиозные лозунги были причиной невероятно жестокой войны. А ведь она унесла больше половины населения Чехии.

Однако разногласия с чехами подавались именно как религиозные. Это же ведь надо додуматься, чтобы и миряне и священники из одной чаши пили. Поэтому набеги на маленькую страну носили название крестовых походов . А их инициатором стал не император Священной Римской империи, а папа римский.

Ян Жижка и гуситы

Первый крестовый поход начался в марте 1420 года . Это были военные действия против еретиков-гуситов. Так, по-крайней мере, их назвала католическая церковь. У чехов появился свой полководец, который считается национальным героем чешского народа. Это Ян Жижка (1360-1424). Именно он возглавил войска гуситов и с малыми силами в 4 тыс. человек разгромил войско крестоносцев численностью 30 тыс. человек. Таким образом, он защитил Прагу от захватчиков. Впоследствии Жижка потерял зрение, но, став слепым, продолжал руководить войсками. Умер он в 1424 году от чумы. Враги дали ему прозвище "Страшный слепец".

Благодаря Яну Жижке, была введена новая военная тактика. Это езда на телегах. Задействована она была через венгерских половцев от монголов. Практиковался способ защиты с телег, военные лагеря тоже сооружались из телег. Благодаря этой тактике, гуситы вторгались в Баварию, Саксонию, Бранденбург и доходили до Балтийского моря. А рыцарская конница против телег оказалась полностью бессильной.

Первый крестовый поход закончился для крестоносцев плачевно. К осени 1421 года они потерпели полное поражение, и вся Чехия оказалась в руках гуситов. Но в их рядах начались разногласия. Образовались партии, которые придерживались различных идеологических ориентиров.

Основных партий насчитывалось три:
Табориты , которые не хотели вообще признавать ни церковь, ни священство.
Сторонники Яна Жижки . После его смерти стали называть себя "сиротами ". Они признавали церковь, но отрицали всякое духовенство и компромиссы с немцами.
Утраквисты или чашники . Эти боролись за православие, которое было на востоке в Византии и России. Чашники стремились найти компромисс, но такой, чтобы существовать без немцев. В их состав входило население Праги.

Существовали и более мелкие партии. К примеру, адамиты. Они ходили голыми, как Адам. Грабили путников и вообще не признавали ничего, кроме плотских утех. Их всех перевешали по приказу Яна Жижки, потому что они противопоставили себя и церкви, и общественной морали.

После Первого крестового похода противоречия между партиями обострились. Чешское войск распалось, что спровоцировало Второй крестовый поход . На маленькую Чехию навалилась практически вся Европа. В Гуситских войнах не участвовали только англичане и французы. Они вели войну друг с другом, сжигали на костре Жанну д’Арк , поэтому им было просто некогда. А все остальные народы поддались на призыв папы римского. Но чехи не только оборонялись, но и наступали. Они вторглись в Венгрию, но этот поход закончился для них неудачно.

Сражаясь с внешними врагами, чехи успевали вести гражданскую войну внутри страны. Летом 1424 года табориты вступили в сражение с чашниками. Вторые потерпели сокрушительное поражение, и Ян Жижка сумел на короткий срок объединить чешские войска под своей властью. Но он вскоре умер от чумы, и опять пошли разброд и метания. Хотя преемник "Страшного слепца" Прокоп Большой и пытался навести порядок.

Ему это более-менее удалось, так как в 1425 году, когда начался Третий крестовый поход , чехи разбили австрийское войско, и сами вторглись на территорию противника. При этом крестоносцы потеряли большое количество своих людей.

Гуситы использовали в своей военной тактике телеги

Военные действия сопровождались неимоверной жестокостью. Так немецкие рудокопы из Кутенберга захваченных в плен гуситов бросали в глубокие шахты. Люди падали, ломали себе руки и ноги, а затем умирали в муках от голода и жажды. А когда Жижка брал в плен немцев, то те стояли на коленях, просили пощады. Но "Страшный слепец" никого не жалел. По отношению к врагам он был беспощаден.

В 1427 году наступила очередь Четвёртого крестового похода , а в 1431 году был организован Пятый крестовый поход . И опять многочисленные войска крестоносцев не смогли одолеть чехов.

Неизвестно, сколько бы продолжалась вся эта вакханалия. Но чехи, в конце концов, снизили свой уровень агрессии. Произошло это в битве при Липанах в конце мая 1434 года. В этом сражении противостояли друг другу опять же враждующие партии. С одной стороны выступали "сироты" и табориты, а с другой стороны чашники. Полную победу одержали чашники. Но далась она им очень тяжело, и чехи поняли, что выдохлись. Да и действительно, сколько можно было воевать и убивать своих и врагов.

Официально считается, что Гуситские войны закончились в 1434 году . Отдельные стычки, конечно, имели место и позже, но крупных боевых действий больше не велось. Чехия была опустошена, население уменьшилось наполовину.

В 1436 году наступил всеобщий мир. Гуситы нашли, наконец, общий язык с Сигизмундом, хотя могли это сделать на 15 лет раньше и сохранить огромное число человеческих жизней. Впрочем, это было затишье перед бурей. Недаром же Ян Гус, когда шёл на костёр, сказал: "Я-то гусь, а за мной придёт лебедь". И этот лебедь пришёл через 100 лет. Звали его Мартин Лютер. Был он простым проповедником и ратовал за улучшение некоторых норм религии. Однако всё это вылилось в такую кровавую бойню, что по-сравнению с ней Гуситские войны кажутся детскими забавами.

Смерть профессора Пражского университета вызвала возмущение во всей Чехии. В адрес церковного судилища пошли возмущённые письма со всех концов страны. Масло в огонь подлил император Священной Римской империи Сигизмунд. Он пообещал утопить в крови всех чехов, если они не поумерят свой пыл. Всё это стало причиной кровавой многолетней бойни, которая вошла в историю как .

Началось всё в Пражском университете в 1419 году . Чешские студенты потребовали, чтобы баварцы, саксонцы и поляки, которые также учились в стенах учебного заведения, имели все вместе только половину голосов. А вторая половина, независимо от количества людей, должна принадлежать чехам, ведь университет-то чешский. Во время полемики чешские студенты избили немцев. Столкновения продолжились вне стен университета.

Сторонники императора Сигизмунда шли по улице, на них напали, забили до смерти. Толпа чехов ворвалась в ратушу и всех депутатов - немецких чиновников - выкинула из окон. А это верная смерть, так как там высоко. После этого жители Праги заявили немцам: "Ваш папа - антихрист, а истинная вера у нас. И обряды истинные мы знаем. У русских и греков из чаши причащают и мирян, и священников. А вы мирянам лишь облатку даёте, а из чаши у вас пьют одни священники. Это нехорошо и неправильно".

Император Сигизмунд, римский папа и все немцы заявили, что всё это жуткая ересь, и чехов следует наказать. И пошло-поехало. С 1419 по 1434 год шли Гуситские войны. Представляли они собой бесконечные набеги. Маленькая Чехия воевала против всей немецкой империи и даже вступала в противостояние с Польшей. Хотя поляки старались соблюдать нейтралитет. На знамени у чехов была изображена чаша, из которой они хотели получать причастие в виде вина и хлеба. А на знамени католиков был изображён латинский крест.

К слову сказать, в той же Польше жили православные, которые пользовались чашей при причастии. Жили и католики. У них был свой латинский крест. И при этом разные конфессии мирно уживались друг с другом. Так что видимо не религиозные лозунги были причиной невероятно жестокой войны. А ведь она унесла больше половины населения Чехии.

Однако разногласия с чехами подавались именно как религиозные. Это же ведь надо додуматься, чтобы и миряне и священники из одной чаши пили. Поэтому набеги на маленькую страну носили название крестовых походов . А их инициатором стал не император Священной Римской империи, а папа римский.

Ян Жижка и гуситы

Первый крестовый поход начался в марте 1420 года . Это были военные действия против еретиков-гуситов. Так, по-крайней мере, их назвала католическая церковь. У чехов появился свой полководец, который считается национальным героем чешского народа. Это Ян Жижка (1360-1424). Именно он возглавил войска гуситов и с малыми силами в 4 тыс. человек разгромил войско крестоносцев численностью 30 тыс. человек. Таким образом, он защитил Прагу от захватчиков. Впоследствии Жижка потерял зрение, но, став слепым, продолжал руководить войсками. Умер он в 1424 году от чумы. Враги дали ему прозвище "Страшный слепец".

Благодаря Яну Жижке, была введена новая военная тактика. Это езда на телегах. Задействована она была через венгерских половцев от монголов. Практиковался способ защиты с телег, военные лагеря тоже сооружались из телег. Благодаря этой тактике, гуситы вторгались в Баварию, Саксонию, Бранденбург и доходили до Балтийского моря. А рыцарская конница против телег оказалась полностью бессильной.

Первый крестовый поход закончился для крестоносцев плачевно. К осени 1421 года они потерпели полное поражение, и вся Чехия оказалась в руках гуситов. Но в их рядах начались разногласия. Образовались партии, которые придерживались различных идеологических ориентиров.

Основных партий насчитывалось три:
Табориты , которые не хотели вообще признавать ни церковь, ни священство.
Сторонники Яна Жижки . После его смерти стали называть себя "сиротами ". Они признавали церковь, но отрицали всякое духовенство и компромиссы с немцами.
Утраквисты или чашники . Эти боролись за православие, которое было на востоке в Византии и России. Чашники стремились найти компромисс, но такой, чтобы существовать без немцев. В их состав входило население Праги.

Существовали и более мелкие партии. К примеру, адамиты. Они ходили голыми, как Адам. Грабили путников и вообще не признавали ничего, кроме плотских утех. Их всех перевешали по приказу Яна Жижки, потому что они противопоставили себя и церкви, и общественной морали.

После Первого крестового похода противоречия между партиями обострились. Чешское войск распалось, что спровоцировало Второй крестовый поход . На маленькую Чехию навалилась практически вся Европа. В Гуситских войнах не участвовали только англичане и французы. Они вели войну друг с другом, сжигали на костре Жанну д’Арк , поэтому им было просто некогда. А все остальные народы поддались на призыв папы римского. Но чехи не только оборонялись, но и наступали. Они вторглись в Венгрию, но этот поход закончился для них неудачно.

Сражаясь с внешними врагами, чехи успевали вести гражданскую войну внутри страны. Летом 1424 года табориты вступили в сражение с чашниками. Вторые потерпели сокрушительное поражение, и Ян Жижка сумел на короткий срок объединить чешские войска под своей властью. Но он вскоре умер от чумы, и опять пошли разброд и метания. Хотя преемник "Страшного слепца" Прокоп Большой и пытался навести порядок.

Ему это более-менее удалось, так как в 1425 году, когда начался Третий крестовый поход , чехи разбили австрийское войско, и сами вторглись на территорию противника. При этом крестоносцы потеряли большое количество своих людей.

Гуситы использовали в своей военной тактике телеги

Военные действия сопровождались неимоверной жестокостью. Так немецкие рудокопы из Кутенберга захваченных в плен гуситов бросали в глубокие шахты. Люди падали, ломали себе руки и ноги, а затем умирали в муках от голода и жажды. А когда Жижка брал в плен немцев, то те стояли на коленях, просили пощады. Но "Страшный слепец" никого не жалел. По отношению к врагам он был беспощаден.

В 1427 году наступила очередь Четвёртого крестового похода , а в 1431 году был организован Пятый крестовый поход . И опять многочисленные войска крестоносцев не смогли одолеть чехов.

Неизвестно, сколько бы продолжалась вся эта вакханалия. Но чехи, в конце концов, снизили свой уровень агрессии. Произошло это в битве при Липанах в конце мая 1434 года. В этом сражении противостояли друг другу опять же враждующие партии. С одной стороны выступали "сироты" и табориты, а с другой стороны чашники. Полную победу одержали чашники. Но далась она им очень тяжело, и чехи поняли, что выдохлись. Да и действительно, сколько можно было воевать и убивать своих и врагов.

Официально считается, что Гуситские войны закончились в 1434 году . Отдельные стычки, конечно, имели место и позже, но крупных боевых действий больше не велось. Чехия была опустошена, население уменьшилось наполовину.

В 1436 году наступил всеобщий мир. Гуситы нашли, наконец, общий язык с Сигизмундом, хотя могли это сделать на 15 лет раньше и сохранить огромное число человеческих жизней. Впрочем, это было затишье перед бурей. Недаром же Ян Гус, когда шёл на костёр, сказал: "Я-то гусь, а за мной придёт лебедь". И этот лебедь пришёл через 100 лет. Звали его Мартин Лютер. Был он простым проповедником и ратовал за улучшение некоторых норм религии. Однако всё это вылилось в такую кровавую бойню, что по-сравнению с ней Гуситские войны кажутся детскими забавами.


Top