Как буряты дважды «добровольно» вошли в Россию. Присоединение Бурятии к России

Борис БАЗАРОВ

ПРИСОЕДИНЕНИЕ БУРЯТИИ К РОССИИ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ ТРАНСГРАНИЧЬЯ Б XVII-XIX вв.

Статья посвящена истории присоединения территорий национальных регионов Восточной Сибири к России в XVII-XVIII вв. Подчеркивается значение распада Монгольской империи для становления новых центров мировых сип. Дается описание процесса формирования бурятских земель, причины и значение их вхождения в состав Российского государства.

The article is devoted to the history of joining of Eastern Siberian regions to Russia in 17th-18th centuries. The importance of Mongolian empire disintegration for forming new world centers is underlined. The description of process of the Buryat lands formation and causes of its joining to Russia are given.

Ключевые слова:

Монголия, Россия, Бурятия, присоединение, казаки, геополитика, трансграничье; Mongolia, Russia, Buryatia, joining, Cossacks, geopolitics, borderlands.

Ванданович - д.и.н., чл.-кор. РАН; председатель президиума Бурятского научного центра СО РАН, директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

[email protected]

Формирование пограничных регионов страны и их развитие традиционно вызывали не только научный, но и политический интерес. Они являются зоной особого внимания государства в силу его геополитических интересов. Состояние политического климата и реакция общественности на широкий круг трансграничных проблем должны быть изучены и адекватно восприняты с точки зрения уроков региональной политики.

Формирование бурятских территорий в Сибири явилось результатом сложных процессов смены центров основных мировых систем. Доминирование кочевых сообществ, насчитывавших практически полтора тысячелетия, завершилось распадом Монгольской империи. Огромная территория основного расположения монгольских народов стала предметом раздела в сферах интересов новых государств и сообществ, а сильная инерция распада не позволила возникнуть новому политическому центру монгольской кочевой цивилизации. Реальностью стала оживленная борьба внутригосударственных межплеменных объединений за лидирующее положение в Великой степи, которая окончательно истощила некогда могущественную империю. Сформировавшееся мощное Маньчжурское государство, используя эти системные противоречия, сумело утвердить свое положение в монгольском мире и, используя древнее правило управления, воспользовалось противоречиями конкурентов. В этих условиях распад монгольского сообщества приобрел необратимый характер.

Надо отметить, что значительная часть восточносибирских земель в тот период считалась периферией политического мира Восточной Азии. Появление халхасских и бурятских самостоятельных младоэтнических образований, тяготеющих к разным полюсам новых центров мировых сил, довершило общую картину новой конфигурации внутриполитического размежевания монгольских народов и государств.

Усиление маньчжурского давления на территорию монгольских государств, аннексирование значительного пространства, небывалое ранее продвижение в Центральную Азию вызвали стремление к освободительному движению, серию драматичных столкновений, битв и сражений, еще плохо прописанных в российской историографии. Раздробленность монгольского мира, умелое дипломатическое маневрирование маньчжурского руководства,

его выверенная стратегия и тактика позволили определиться новым доминионам Азии. В этих условиях окраинные этносы были вынуждены искать выходы из сложившихся исторических тупиков. И в этой политической коллизии неожиданно проявились новые пути, которым было суждено стать магистральными в определении судьбы народов монгольского мира.

Продвижение казаков в сибирское пространство, в начальный период носившее спонтанный и стихийный характер, постепенно приобрело состояние продуманной политики освоения Российским государством громадной территории. Не останавливаясь на оценке и деталях этого сложнейшего государствообразующего процесса, отметим, что присоединение территорий Восточной Сибири, включавшей обширные земли «братских народов», как называли бурят русские первопроходцы, было сложным и неоднозначным, однако поступательным и восходящим. Присоединение территории этнической Бурятии к России шло в течение целого столетия. Несмотря на разнообразие методов расширения границ Российского государства, изобиловавших и силовыми, и колонизационными мерами, исследователи приходят к выводу о том, что буряты не были завоеванным народом. В сложных условиях геополитических перераспределений во второй половине второго тысячелетия бурятские племена сделали исторический выбор, определив свое развитие в рамках Российского государства.

Предбайкальскую часть территории бурят присоединяли к России казачьи отряды, которые шли из Енисейска и Красноярска вместе со стрельцами, промышленными и торговыми людьми. В конце 40-х гг. XVII в. в Восточное Забайкалье и Приамурье двинулись отряды Пояркова и Хабарова из Якутии. На восточной окраине бурятской земли в 1658 г. был сооружен Нерчинский острог. В 1665 г. на р. Селенге, против устья р. Чи-кой был заложен Селенгинский острог, а в устье р. Уды было поставлено Удинское зимовье, положившее начало острогу и затем г. Верхнеудинску (ныне г. Улан-Удэ - столица Республики Бурятия).

В среднем течении р. Селенги рядом с бурятами были расселены монгольские группы табангутов, которые кочевали до Еравнинских озер. Табангутские тайши долго и упорно сопротивлялись принятию

русского подданства, но в нескольких сражениях отряды табангутских войск были разбиты. В создавшейся обстановке тайши сочли для себя наиболее выгодным заключить с русским послом Ф. Головиным договор о переходе их в русское подданство. 10 января 1689 г. пять тайшей табангу-тов дали шерть (присягу) «о вечном оных тайшей подданстве русскому престолу».

Созданные на территории Забайкалья Удинский, Селенгинский, Баргузинский, Нерчинский и др. остроги образовали сеть военных укреплений, обеспечивавших контроль над территорией края. Но уже в скором времени эти остроги стали и административно-политическими и торгово-экономическими центрами. Строительство острогов, появление вокруг них заимок служилых людей и пашенных крестьян способствовали оживлению мирных торгово-меновых и бытовых отношений между русскими и бурятами. Складывание диалога с бурятским населением, усиление комплиментарности, а также взаимное проникновение культур фактически определили волю народов и завершили процесс присоединения Бурятии к Российскому государству. В развивавшемся геополитическом противостоянии в Восточной Азии опора на положительные отношения с местными этническими объединениями сыграла решающую роль.

До присоединения Забайкалья и Приамурья Российское государство несколько раз пыталось установить дипломатические отношения с Китаем. В 1689 г. в г. Нерчинск выехало русское посольство во главе с Ф. Головиным. Трудные и долгие переговоры завершились в августе того же года заключением Нерчинского русско-китайского договора. Современная историография не склонна преувеличивать значение этого договора не только ввиду обстоятельств, при которых он был заключен, но и при оценке смысла, вкладываемого сторонами в его подписание. Китай императора Канси фактически диктовал собственную волю Российскому государству, считая его в состоянии даннической зависимости. И если бы свободная воля населения территорий не определилась в понимании своей исторической судьбы, передел сложившейся политической карты в Восточной Азии был бы неизбежен.

Нерчинский договор первым русско-китайским договором, имевшим историческое значение для установления и развития взаимоотношений между двумя государствами. Нерчинский договор определил значительную часть восточной границы России с Китаем. Граница проходила по левому берегу р. Амур, по р. Горбице, впадающей в р. Шилку, Становому хребту, по правому берегу р. Аргуни. Вопрос о западной части границы России с Китаем, точнее, с Монголией, являвшейся тогда составной частью Китая, оставался еще открытым. Установление границы к западу от устья Амура было отложено «до иного времени». Разрешалась торговля между подданными России и Китая по проезжим грамотам. После Нерчинского, Буринского, Кяхтинского договоров между Россией и Китаем были заключены Айгунский (1858 г.), Тяньцзинский (1858 г.) и Пекинский (1860 г.) договоры.

Буринский и Кяхтинский договоры 1727 г. зафиксировали закрепление Забайкалья за Россией. Эти исторические вехи и завершили процесс присоединения Бурятии к России. Усилилась охрана русско-китайской границы на всем ее протяжении. Вместе с русскими буряты и эвенки охраняли пограничные земли, которые для них были «породными землями». Русский посол С.Л. Владиславич-Рагузинский дал высокую оценку действиям бурят на пограничной службе: «Служат верою России, не уступая природным россиянам»1.

В 1728 г. был издан указ о выдаче семи родам селенгинских и одиннадцати родам хоринских бурят особых знамен «За их прилежную службу». В 1764 г. были сформированы 4 бурятских казачьих полка по 6 сотен в каждом. Российское государство уже тогда признавало бурят, считавших себя поданными, верными гражданами общего Отечества.

Присоединение Бурятии имело огромное значение для России. В ее состав вошла большая территория со значительным по тому времени населением и богатыми природными ресурсами. В увеличении Российского государства за счет присоединения Сибири, как предвидел великий русский ученый М.В. Ломоносов, немалая роль принадлежала населенной бурятами и эвенками Юго-Восточной Сибири,

1 Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа от XVII в. до 60-х гг. XIX в. - М.; Л., 1940, с. 88.

т.е. Бурятии. Через Бурятию для России открылся наиболее короткий и удобный путь в Приамурье и Приморье.

Присоединение Бурятии к России определило ее границы с Китаем и Монголией, расширив дипломатические, торгово-экономические и культурные связи с ними. Вместе с тем Бурятия посредством культурных взаимосвязей сыграла важную роль в развитии отношений России с Тибетом, Индией и странами Юго-Восточной Азии. Благодаря Бурятии, стало возможным установить полномасштабные контакты с Востоком за счет взаимодействия с буддийской религией и культурой.

С вхождением Бурятии в состав России началось освоение богатств края совместными усилиями русского, бурятского и эвенкийского народов, что способствовало ускорению социально-экономического развития края.

Присоединение Бурятии к России имело историческое значение для бурятского народа. В XVII в. монголоязычное население Предбайкалья и Забайкалья не представляло собой единый народ, его консолидация только началась и была скорректирована появлением мощного экзогенного русского фактора, который способствовал развитию нового витка этногенеза бурят.

В течение длительного периода Российское государство сохраняло бурятские административно-государственные ведомства и национальное самоуправление. В 1822 г. была проведена реформа управления в Сибири. Правительством по проекту М.М. Сперанского были утверждены «Учреждения для управления сибирских губерний», «Устав об управлении инородцев» и др. законоположения.

На основании Устава 1822 г. среди иркутских бурят были учреждены Аларская, Балаганская, Идинская, Кудинская, Верхоленская, Ольхонская и Тункинская степные думы; среди забайкальских бурят - Кударинская, Баргузинская, Селенгинская и Хоринская. В 1837 г. из Хоринского ведомства выделилось самостоятельное Агинское ведомство во главе со степной думой. Более крупные ведомства имели инородные управы, а родовые управления имелись во всех бурятских ведомствах. Особым видом управления являлись сугланы. Они представляли собой общественные собрания для обсуждения вопросов о сбо-

рах и повинностях, земельных делах и выборах должностных лиц.

В степные думы входили: главный родоначальник (тайша), два его помощника (в более населенных ведомствах), заседатели и головы. Они должны были вести учет населения, составлять статистические сведения о количестве скота, посевах, сенокошении, урожае хлебов, производить раскладку денежных сборов и распределение повинностей внутри ведомства, учет приходов и расходов общественного имущества. К нему относились помещения степных дум, хлебные экономические магазины, постовые станки, начальные училища при степных думах. Степные думы ведали вопросами землепользования в своих ведомствах, рассматривали дела о калыме, долговых взысканиях, потравах посевов и покосов, мелких кражах. В центре внимания степных дум находились вопросы вероисповедания, строительство дацанов, деятельность буддийских храмов, организация и работа учебных заведений, проблемы здравоохранения, соблюдение народных обычаев и традиций.

Таким образом, Российское государство не только сохраняло, но и совершенствовало местное самоуправление бурят. Бурятские ведомства во главе со степными думами являлись самыми крупными административно-территориальными единицами, которые приравнивались к русским уездам. Степные думы обладали достаточно широкими правами и полномочиями, чтобы решать все основные вопросы жизни общества. По Уставу об управлении инородцев за ними были закреплены в постоянное пользование места их кочевий; на этих землях русским крестьянам было запрещено селиться без разрешения бурятских и эвенкийских родовых органов управления. О действенности этого запрета говорит тот факт, что чуть ли не до конца XIX в. почти вся долина р. Уды находилась в основном в пользовании

хоринских бурят, в долине существовало лишь несколько небольших русских сел. Местным органам царской власти без особой надобности запрещалось вмешиваться в дела степных дум. Эта система самоуправления просуществовала до конца XIX в.

С установлением государственных границ ранее совершавшееся кочевание бурят в Монголию упорядочилось и фактически прекратилось. Усилилось взаимное общение бурятских племен и родов, знакомство с особенностями быта и хозяйства, культурой, обычаями и традициями. В результате в рамках Российского государства бурятские племена завершили свою консолидацию в бурятскую народность со своим языком и культурой.

Находясь в составе России, буряты приобщились к новому уровню и способу экономического развития, земледельческому и промышленному труду, успешно развивали животноводство и промыслы. В связи с этим они постепенно переходили от кочевого образа жизни к полуосед-лому и оседлому. В состав Российского государства буряты вошли с ценностями буддийской религии и культуры, освоив вместе с ней письменность, образование, науку, медицину, литературу и искусство. Непреходящее значение имела русская культура, сыгравшая ведущую роль в цивилизационном развитии народов Бурятии на стыке выдающихся цивилизаций мира. При этом преемственность и диверсификация кочевой культуры не только наложили печать на общее развитие бурятского народа, но и повлияли на усиление диалога культур Запада и Востока.

Таким образом, в начале XVII в. имелось три сценария трансграничья: манчьжурс-кий, русский и бурят-монгольский, которые сошлись во времени и пространстве, и объективное развитие исторических событий завершилось присоединением Бурятии к Российскому государству.

Попытка облагородить, отретушировать историю колонизации бурят, показать, что «присоединение Сибири к Русскому государству означало включение отсталых во всех отношениях народностей в жизнь могущественного Русского государства с бурно развивающейся культурой и экономикой» есть подход не научный, не исторический, а политический, причем расистский; он не соответствует кровавой истории завоевания и покорения бурят, льет воду на мельницу современных «реформаторов», стремящихся упразднить национальные республики и автономии.

Нет ни одного факта-документа говорящего о добровольном вхождении бурятского народа в «вечное холопство» к русским. Выдающийся сын бурятского народа, один из основателей бурятской государственности Элбэг-Доржи Ринчино, первый председатель знаменитого Бурнацкома, глубоко исследовавший колонизацию Сибири, писал: «Источники категорически свидетельствуют о том, что не может быть и речи о присоединении Сибири путем «естественного расселения». Сибирь была завоевана, но не Ермаком, а в течение последующих после него 200-250 лет «огнем и мечом». Ни одна из крупных народностей Сибири не подчинилась добровольно бородатым завоевателям. В течении десятилетий в отдельных районах приходилось вести настоящую партизанскую войну с татарами, киргизами, монголо-бурятами, якутами, тунгусами и даже камчадалами и чукчами на крайнем севере».


Растиражированные факты «добровольного принятия шерти» рядом бурятских князей (конкретно, «Кодогоня да Кульза да Алдая с товарыщи» ) в Предбайкалье и Забайкалье не говорит о добровольном характере вхождения Бурятии в состав Московии. Кодогань дал ясак в 1629 году, но уже в 1634 вырезал почти весь отряд Дунаева. Это добровольность?

Поход хоринцев в 1703 г. к Петру также нельзя рассматривать как Акт вхождения бурят или этого племени бурят в Московское государство: это жалоба и не более. Кстати, эта жалоба как раз доказывает кровавые захваты земель, погромы и прочие бесчинства и насилия колонизаторов, в том числе русских крестьян против бурят.

Э.-Д. Ринчино: «У сибирского крестьянства нет иного отношения к инородцу, как «твари бездушной»; крестьянство систематически, из века в век путем открытого насилия и захвата лучших земель загнало инородцев в степи, тундру и горы» .

«Браты» и «братские» в своей Бурятии для всех колонизаторов - казаков, воевод, «промышленников», семейских, «поселенцев», каторжан и уголовников, как правило, авантюристов были центральным объектом и средством нажиться : их землями, их природными ресурсами, скотом и, наконец «девками» и т. д. Бурятия, как и вся Сибирь рассматривались как область где можно и должно только наживаться, а потому денно и нощно шел грабеж ее. Ни один воевода Московского государства, ни бесчисленные затем губернаторы не уходили из Сибири с пустыми руками», отмечал русский профессор Ф. Г. Виноградов в 1927 году.

Главный аргумент, опровергающий сочинения о добровольном вхождении бурят в империю, это само свидетельство непосредственных колонизаторов-казаков: «Государев ясак с братцев по вся годы имали за саблею и за кровью». (Ф. А. Кудрявцев. С. 46).

Русские советские историки Бурятии Г. Н. Румянцев и Ф. А. Кудрявцев в 1930-40-е гг. придерживались этой концепции, живописали о насильственном присоединении бурят-монголов, привели десятки фактов зверств казаков. Но к 1954 году в угоду власти они дружно сменили эту концепцию на добровольную. Отсюда и идет излюбленное утверждение, что буряты пошли за защитой к русскому царю от «монгольских и ойратских феодалов, жадных до чужого добра, которые притесняли, грабили и убивали, стремились закабалить». (История БМАССР. Т.1 1954.С. 94).

В 1959 году Бурятия широко отметила 300-летие добровольного вхождения, и в знак образцового самоуничтожение, получила советский металлический знак. Этот период 1658-1661 гг. были самые «зверские годы» правления Багаба-хана (Иван Похабов, в то время приказчик Братского острога), зверства которого над бурятами были изощреннее зверств диких «душегубов» Христофора Кафтырова и Ерофея Хабарова.

Новые историки вывели новую дату «добровольного» входа - 1661 год. 1 июля 2011 года с размахом отмечалось 350-летие добровольного вхождения Бурятии в состав России. Таким образом оказалось, что буряты дважды вошли в одну Россию; у бурят в отличие от всех колонизованных народов мира, две даты «безвозмездного» и дружного вхождения.

Но в эти годы не было исторического события, что характеризовало бы хоть какое-то действие, похожее на «добровольное вхождение». Если не считать полное обезлюдение огромной Балаганской степи, как раз в 1659-1661 гг. вследствие бегства тамошних булагатов от зверств Багаба-хана, знаменитого своими «зверствами и диким блудом»

Платеж «ясака» улусами или князцами это не критерий вхождения народа в Московию. Строительство зимовьев и острогов также не является этим критерием. Это были русские плацдармы захвата бурятских земель и богатств, которые неоднократно сжигались дотла бурятами.

Безграничье, позволяющее беспрепятственно перекочевывать целыми родами бурят по территории нынешней Восточной Сибири и Монголии есть главный аргумент, разрушающий факт присоединения-пристегивании Бурятии к России.

К Российской империи буряты были присоединены лишь в 1728 году. Отсчет от 1727, когда был принят т.н. Буринский договор, нельзя считать верным, так как в этом договоре не были прописаны реальные границы и реальные запреты на перемещение племен и родов из Халхи в Бурятию и обратно.

Один из самых блестящих монголоведов современности Роберт Артур Рупен, автор известной книги «Монголы ХХ века» выявил, что переходы в Монголию и обратно прекратились, и то формально, лишь в 1728 году по Кяхтинскому договору России и Китая. Юридически зафиксировавшему российско-внешнемонгольскую (т.е. китайскую в то время) границу, которая включила Бурят-Монголию в Россию и запретила эмиграцию бурят во Внешнюю Монголию. С этого времени, справедливо, на наш взгляд, считает Рупен, «буряты образовали часть многонациональной Российской империи».

Таким образом, только в 2028 году следует исторически справедливо отмечать 300-летие присоединения Бурятии к России.

Пятница, 07 Февраля

13-й лунный день с элементом Огонь. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы. Сегодня хорошо закладывать фундамент, строить дом, копать землю, начинать лечение, покупать лекарственные сборы, травы, проводить сватовство. Отправляться в дорогу – к увеличению благосостояния. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика. Не рекомендуется заводить новые знакомства, обретать друзей, начинать преподавательскую деятельность, устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, покупать скот. Стрижка волос – к счастью и успешности.

Суббота, 08 Февраля

14-й лунный день с элементом Земля. Благоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Тигра и Кролика. Сегодня хороший день для того, чтобы просить совета, избегать опасных ситуаций, проводить обряды для улучшения жизни и для богатства, выдвигаться на новую должность, покупать скот. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи. Не рекомендуется писать сочинения, издавать труды по научной деятельности, слушать поучения, лекции, начинать задуманное дело, устраиваться или помогать устроиться на работу, нанимать работников. Отправляться в дорогу – к большим неприятностям, а также к расставанию с близкими. Стрижка волос – к приумножению богатства и скота.

Воскресенье, 09 Февраля

15-й лунный день с элементом Железо. Благодетельные поступки и греховные деяния, совершённые в этот день, приумножатся в сто раз. Благоприятный день для людей, родившихся в год Дракона. Сегодня можно строить дуган, субурган, закладывать фундамент дома, строить дом, начинать задуманное дело, учиться и постигать науку, открыть вклад в банке, шить и кроить одежду, а также для жесткого решения некоторых вопросов. Не рекомендуется переезжать, менять место жительства и работы, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, а также проводить похороны и поминки. Отправляться в дорогу – к плохим вестям. Стрижка волос – к удаче, к благоприятным последствиям.

Осенью 1628 года отряд Петра Бекетова, двигаясь вверх по Ангаре, достиг земель нижнеудинских и балаганских бурят. В 1639 году первые русские пришли в Забайкалье. Максим Перфильев, поднимаясь по реке Витим, дошёл до устья реки Ципы. В 1647 году Иван Похабов по льду перешёл Байкал и дошёл до монгольской Урги. Год спустя началось прочное водворение в области - в 1648 году Иван Галкин основал Баргузинский острог.

Раскопки могильника хунну Оргойтон (с царским курганом) близ с. ЗарубиноДжидинского района, август 2009 г.

В 1652 году был заложен Баунтовский острог, в 1653 году Иргенский острог, в 1658 году - Телембинский и Нерчинский остроги, в 1662 году - Кучидский, в 1665 году - Селенгинский острог, в 1666 году - Удинский. На Селенге позднее были построены Кабанский острог и Ильинская слобода.

В 1674 год Ерофеем Бурдуковским был основан Тункинский острог. Более 20 лет он прослужил первым приказчиком крепости, многое сделав для экономического, хозяйственного освоения Тункинской долины.

В 1679 году в устье реки Итанцы, правого притока Селенги, был построен Итанцинский острог. В 1681 году основан Посольский Спасо-Преображенский монастырь.

В 1689 году был подписан Нерчинский договор между Российским государством и китайской империей Цин. Была установлена граница по реке Аргунь между Россией и Китаем.

Таким образом, к началу XVII века Российское государство, завоевавшее Западную Сибирь, подошло к западным и северным рубежам расселения монгольских племен, но на некоторое время остановилась и стала строить остроги и укрепления в Прибайкалье.

Одновременно с появлением в 1618 году на карте Восточной Азии новой мощной империи Цин активизировалась политика этого государства в отношении Монголии, которая оказалась в непосредственной близости с новыми владениями России и Китая.

Пользуясь междоусобными конфликтами между потомками чингизидов, Россия заключила договоры с Китаем в 1689 и 1727 гг., согласно которым Прибайкалье и Забайкалье вошли в состав России, а остальная часть Монголии стала провинцией империи Цин.

До XVII века по всей территории современных Монголии, Внутренней Монголии и Бурятии беспрепятственно кочевали монгольские племена. На момент присоединения территории Бурятии к России, в этом регионе в силу кочевого образа жизни оказались различные монгольские племена (эхирит-булагаты, хори, сартулы, сонголы, хонгодоры и др.), что определило наличие различных диалектов бурятского языка, отличие в национальной одежде, обычаях и т. п.

После проведения российско-китайской границы в 1729 году вышеуказанные бурят-монгольские племена, оказавшись отрезанными от основной массы монгольских племён, стали формироваться в будущий бурятский народ.

XVIII век

Старообрядческий дом в селе Десятниково, Тарбагатайский район

В 1703 году Бурятия по указу, подписанному Петром I, вошла в состав Русского царства.

В 1741 году императрица Елизавета Петровна узаконила существование 11 дацанов и 150 лам при них.

В XVIII веке в Бурятию переселились старообрядцы.

XIX век [править | править исходный текст]

В 1820 году в Новоселенгинске начала свою деятельность Английская духовная миссия в Забайкалье.

Основная статья: Декабристы в Бурятии

В 1851 году Забайкалье, состоявшее из двух округов - Верхнеудинского и Нерчинского, было выделено из Иркутской губернии и преобразовано в самостоятельную Забайкальскую область.

В 1884 году Забайкальская область, прежде принадлежавшая к Восточно-Сибирскому генерал-губернаторству, вошла в состав вновь образованного Приамурского генерал-губернаторства.

В 1897 году в Чите вышла первая газета «Жизнь на восточной окраине» на русском и бурятском языках.

По данным переписи 1897 года население Забайкальской области составляло 672 072 человека.

В 1900 году было открыто регулярное движение по Забайкальской железной дороге.

XX век

Национальная борьба на празднике. Открытка 1904 года.

В 1917 году была образована первая национальная автономия бурят - Государство Бурят-Монголия

В 1918 году Забайкальский съезд Советов провозгласил Забайкальскую область губернией.

Советская власть на территории Бурятии была установлена в феврале 1918 года, но уже летом 1918 года она была свергнута. В Забайкалье при поддержке японских войск установилась военная диктатура атамана Семёнова. В августе1918 районы Бурятии вдоль Транссибирской магистрали оккупировали японские войска, а в апреле 1919 года - экспедиционный корпус армии США.

В 1919 - 1920 годах на территории Бурятии действовали несколько национальных и «белых» правительств - Государство Бурят-Монголия, теократическое Балагатское государство, Великое панмонгольское государство.

2 марта 1920 года Красная Армия при поддержке партизан вернула Верхнеудинск. Западная Бурятия вошла в состав РСФСР, восточная - в Дальневосточную республику (ДВР). Верхнеудинск в апреле - октябре 1920 года являлся столицей ДВР.

В 1921 году в составе ДВР была создана Бурят-Монгольская автономная область (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Читинский аймаки; центр округа - Чита).

9 января 1922 года была образована Монголо-Бурятская автономная область в составе РСФСР (Тункинский, Аларский, Эхирит-Булагатский, Боханский и Селенгинский аймаки; центр округа - Иркутск).

После вывода иностранных интервентов с Дальнего Востока и присоединения ДВР к РСФСР, в ноябре 1922 года) обе автономные области объединились и 30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика со столицей в г. Верхнеудинске, вошедшая в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Эта дата считается днём образования Республики Бурятия.

30 июля 1930 года был образован Восточно-Сибирский край (краевой центр - Иркутск), в состав которого вошла Бурят-Монгольская АССР.

Период индустриализации в Бурятии знаменовался строительством крупных промышленным предприятий, значительным увеличением валового продукта, прочным вхождением в систему межхозяйственных связей СССР. Так, в годыпервой и второй пятилеток были введены в эксплуатацию предприятия союзного значения: Улан-Удэнский паровозо-вагоноремонтный завод с теплоэлектроцентралью (1932-1937), механизированный стекольный завод (1930-1935), мельничный комбинат (1933-1935), Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат (1934-1936). В это же время были построены крупные предприятия местной промышленности: Улан-Удэнская городская электростанция, Улан-Удэнский судоремонтный завод, Верхне-Березовский кирпичный завод, известковый завод, валяльно-войлочная фабрика, два механизированных хлебозавода. За годы второй пятилетки было введено в строй 85 новых фабрик и заводов. К 1937 году в республике насчитывалось 140 крупных промышленных предприятий, доля промышленного производства в валовой продукции составила 71,1 %.

Здание мэрии Улан-Удэ

С образованием у бурят собственной республики в 1923 г. официальным языком был объявлен т. н. «бурят-монгольский» язык. Буряты официально использовали свой вертикальный монгольский шрифт, который в силу того, что на письме использовался письменный монгольский классический язык, игнорировал диалектные различия бурят. Но в 1933 г. этот шрифт был запрещён. Несмотря на этот запрет язык, все ещё продолжал официально носить название «бурят-монгольский язык».

В 1931-1938 гг. бурят-монгольский язык был переведён на латинский шрифт. Латиница впервые наглядно показала диалектные различия бурят, но при этом бурятский язык, написанный на латинице, все ещё продолжал сохранять свою монгольскую основу языка: лексику, грамматические правила, стилистику и т. п. Ситуация начала меняться в 1939 г., с введением кириллицы, когда за основу нового литературного языка была взята лишь разговорная форма языка, на котором в последующий период печатались все издания. Кириллица в силу своей графической особенности ещё более выявила диалектные различия бурят. Многие литературные письменные формы бурят-монгольского языка были формально признаны устаревшими и были исключены из употребления как в новом бурятском литературном языке, так и в монгольском языке при его переводе на кириллицу.

В 1934 году Верхнеудинск был переименован в Улан-Удэ.

5 декабря 1936 года Восточно-Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирскую область (центр - Иркутск) и Бурят-Монгольскую АССР (столица - Улан-Удэ).

26 сентября 1937 году при разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области из состава Бурят-Монгольской АССР выделены Усть-Ордынский и Агинский Бурятские национальные округа.

Во время Великой Отечественной войны из Бурятии на фронт были призваны 120 тысяч человек, из них погибло 34,2 тысячи, и 6,5 тысяч вернулись инвалидами. 36 человек получили звание Героя Советского Союза, 11 человек стали полными кавалерами Ордена Славы, 37 тысяч человек награждены орденами и медалями.

7 июля 1958 года - Бурят-Монгольская АССР указом Президиума Верховного Совета СССР переименована в Бурятскую АССР.

8 октября 1990 года Верховным Советом Бурятской АССР была принята Декларация о государственном суверенитете Бурятской Советской Социалистической Республики. Согласно этому документу, Бурятия отказалась от статуса автономии и провозгласила государственный суверенитет Бурятской ССР на своей территории. Отныне носителем суверенитета и единственным источником власти в республике был провозглашён народ Бурятии. Было закреплено положение о том, что Бурятская ССР самостоятельна в решении любых вопросов государственной жизни, в том числе в проведении своей национальной, экономической, экологической, социальной, культурной, научной и кадровой политики. На территории республики провозглашалось верховенство Конституции и законов Бурятской ССР. Законы РСФСР и СССР объявлялись имеющими высшую юридическую силу на территории республики в том случае, если они приняты в соответствии с полномочиями, добровольно делегированными в ведение федеральных органов власти. Было указано, что Бурятская ССР имеет своё гражданство, а государственными языками в республике являются русский и бурятский. 24 апреля 2002 года Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия № 1004-II «О признании утратившей силу Декларации о государственном суверенитете Республики Бурятия»

В апреле 1990 года Леонид Потапов избран первым секретарём Бурятского областного комитета КПСС (выборы проводились на альтернативной основе). Он был избран членом ЦК КПСС (1990). В 1990-1993 - он был народным депутатом РФ. В октябре 1991 г. на сессии Верховного Совета Бурятской ССР был избран председателем Верховного Совета республики. В декабре 1993 г. он был избран членом Совета Федерации по Бурятскому двухмандатному избирательному округу № 3, набрав 39,06 % голосов. Он являлся членом Комитета по аграрной политике.

В результате выборов 1994 года Леонид Потапов стал первым Президентом и одновременно Председателем Правительства Республики Бурятия.

На президентских выборах 21 июня 1998 года, Леонид Потапов был избиран на второй президентский срок (63,3 % голосов избирателей, участвовавших в выборах).

XXI век

23 июня 2002 года Леонид Потапов был избран Президентом Республики Бурятия на третий срок, одержав победу уже в первом туре выборов и набрав более 67 % голосов избирателей, значительно опередив своего основного соперника - депутата Государственной Думы Бато Семёнова.

4 июня 2007 года Президент России Владимир Путин внёс кандидатуру Вячеслава Наговицына на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия для наделения его полномочиями Президента Республики Бурятия. 15 июня Народный Хурал утвердил Вячеслава Наговицына в должности Президента, Председателя Правительства Республики Бурятия.

В июле 2011 Бурятия отметила 350-летие добровольного вхождения в состав России.

5 мая 2012 года Президент России Дмитрий Медведев внёс в Народный Хурал республики Бурятия кандидатуру Вячеслава Наговицына для наделения его полномочиями главы Республики Бурятия.

11 мая 2012 года Президент России Владимир Путин принял досрочную отставку президента Республики Бурятия, указ вступил в силу 12 мая 2012 года.

12 мая 2012 года Народный Хурал Республики Бурятия утвердил Вячеслава Наговицына на посту Главы Республики Бурятия. В тот же день в Оперном театре состоялась инаугурация Вячеслава Наговицына.

Решит правительство республики. Ему ученые отдали на откуп окончательное разрешение данного вопроса.

На прошлой неделе в Бурятском научном центре состоялся «круглый стол» на эту тему. Ученые мужи, изрядно поспорив о точной дате присоединения Бурятии к России, решили рекомендовать власти несколько дат, которые, по их мнению, могут подойти для официального празднования.

— Думаю, что в правительстве работают вполне компетентные люди. Они смогут разобраться, когда именно стоит отмечать эту дату, - заявил Сергей Данилов, замдиректора Института буддологии, монголоведения и тибетологии БНЦ СО РАН.

Этот вопрос приобрел политическое звучание еще в прошлом году. Тогда Комитет по межнациональным делам администрации президента республики огласил намерение рассмотреть 2009 год как юбилейный -350-летие присоединения Бурятии к Российскому государству. А Леонид Потапов отправил письмо в адрес Владимира Путина с ходатайством о праздновании этого события. В оргкомитет юбилея предлагалось войти министру экономического развития и торговли РФ Герману Грефу.

Однако в республике сменился президент, досиживает последние дни в кресле главы государства Владимир Путин, во главе Минэкономики встала Эльвира Набиуллина. Посему вопрос принял еще более острое звучание.

В 1959 году республика отпраздновала 300-летие этого события. Память о тех днях осталась на нынешнем Доме правительства Бурятии. Там установлена мемориальная доска с надписью и изображением ордена Ленина, врученная республике «в ознаменование 300-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства».

Ныне же историки говорят, что процесс этот был весьма неоднозначным. Как отметил доктор исторических наук Булат Зориктуев, подчинение бурятских земель проходило в основном военным путем. Его коллега профессор Шираб Чимитдоржиев заметил, что были и ожесточенные бои, и факты мирного принятия российского подданства. В любом случае эксперты отвергли термин «добровольное вхождение».

Что касается даты, то тут мнения разошлись. В помощь бурятским ученым прибыла делегация из Института истории Сибирского отделения Российской академии наук во главе с директором Владимиром Ламиным, членом-корреспондентом РАН. Новосибирские историки во многом поддержали тех своих коллег из Бурятии, которые выступили против излишней политизации данного вопроса и призвали придерживаться научно обоснованных, а не конъюнктурных фактов.

В свою очередь, Константин Митупов, декан исторического факультета БГУ, отметил, что следует придерживаться прагматичного подхода и помнить о тех инвестициях, которые может получить Бурятия из федерального центра на данный праздник, хотя и признал, что в 1959 году дата была спущена по указанию сверху и ни на что не опирается.

А Сергей Данилов заявил, что раз пятьдесят лет назад отметили 300 лет, то и теперь вполне можно, даже если дата взята ниоткуда.

Тем не менее некое историческое событие в 1659 году эксперты искать не стали, дабы подогнать его под официальное празднество триста лет спустя. Лишь один из новосибирцев заметил, что тогда произошло массовое бегство бурят в Монголию, что «добровольным вхождением» никак не назовешь.

Константин Митупов предложил в этом качестве 1661 год - основание Иркутского острога, директор БНЦ Борис Базаров - 1681 год - создание Иркутского воеводства. Большая группа ученых во главе с Булатом Зориктуевым остановилась на 1727 году, когда кяхтинский договор с Китаем оставил основные бурятские земли за Россией.

Присутствовавший на «круглом столе» Баир Бальжиров, вице-премьер правительства РБ, отметил:

Все празднуют, и мы должны праздновать. Это даст серьезный толчок внимания к республике. Все сибирские регионы конкурируют за федеральные ресурсы.

Борис Базаров также заметил, что определение даты присоединения Бурятии к России связано с моральным и политическим лицом Бурятии в нынешней ситуации.

В итоге ученые выработали несколько дат, которые представили правительству РБ в качестве неких «опорных точек» для назначения праздника. Судя по реакции чиновников, все же в следующем году нам следует ожидать празднования 350-летия присоединения Бурятии к России. Если удастся под это выбить федеральные деньги.

КТО ЕЩЕ ОТМЕЧАЛ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К РОССИИ

За несколько прошедших лет многие национальные регионы взялись торжественно отмечать юбилеи присоединения к России. Кто-то праздновал дату «добровольного вхождения», некоторые субъекты прилагательное «добровольное» мягко обошли.

В прошлом году Якутия пышно отметила 375-летие в составе России, о чем подписал указ президент РФ. На руководителей республики пролился дождь наград. Однако финансирование праздника богатая Якутия осуществила своими силами. Сколько всего было потрачено денег, никто не считал, но, судя по размаху мероприятий, счет шел на сотни миллионов рублей.

Также 300-летний юбилей в составе России отметила и Хакасия, что было подтверждено указом Путина. Но здесь бюджет празднеств был поскромнее. Руководство республики намеревалось получить от Москвы до 4 млрд. руб. Однако надежды не оправдались.

Юбилеи отметили и республики Северного Кавказа. Всякий раз речь шла о федеральных средствах, которые выделялись на то или иное празднество.

Не хочет отстать от всех и Бурятия. Как надеется руководство республики, в честь такой даты тоже можно попытаться выбить из центра значительные средства.

А это возможность не только пышно отметить юбилей, но и завершить ремонт и строительство крупных объектов - оперного и Русского драматического театров, нескольких больниц, других социальных и культурных объектов. Однако чем тогда «прагматичный» подход некоторых нынешних чиновников и ученых отличается от того, что был пятьдесят лет назад, когда по решению партии и правительства все дружно взяли под козырек и отметили дату, которая была выбрана произвольно.

История не продажная девка, которой можно вертеть в разные стороны. Она девушка честная, - отметил на «круглом столе» член-корреспондент РАН Владимир Ламин.

А кто-то из присутствующих бросил реплику, что «продажна не история, а некоторые историки».


Top