Первая битва князя игоря с половцами. Поход князя игоря на половцев - русская историческая библиотека

В X в. половцы (кимаки, кипчаки, куманы) кочевали от Иртыша до Каспия. С началом Сельджукского движения их орды двинулись, вслед за гузами-торками, на запад. В XI в. в Причерноморье половцы консолидировали орды болгар, ушедших с Волги, печенегов и торков в подвластные им союзы, освоили земли, ставшие Половецкой степью – Дешт-и-кипчак.

Живших по Днепру половцев принято подразделять на два объединения – левобережное и правобережное. Оба они состояли из разрозненных самостоятельных орд, имевших свою территорию кочевания. Во главе орды стоял правящий род – курень. В роду выделялась семья главного хана (кош). Наибольшим влиянием и властью у них пользовались сильные ханы – военачальники, например Боняк или Шарукан. Половцы совершали набеги на соседей: Русь, Болгарию, Византию. Принимали участие в междоусобицах русских князей.

Половецкое войско обладало традиционной для кочевников тактикой ведения войны – конные удары «лавами», преднамеренное бегство для заманивания противника под удар из засады, а при поражении они «рассыпались» по степи. Половецкие отряды успешно вели боевые действия ночью (1061, 1171, 1185, 1215 гг.). Войско половцев, как правило, состояло из легкой и тяжелой конницы.

Знакомство Руси с половцами впервые произошло в 1055 г. на политическом поприще. Причина – создание в 1054 г. Переяславского княжества и попытка вооруженного изгнания с его территории торков. Заинтересованные в обустройстве торков половцы пришли на Русь с миром и решили проблему их расселения дипломатическим путем.

В 1061 г. половцы совершили первое нашествие на Русь и нанесли поражение князю Всеволоду Ярославичу переяславскому. Нашествие было вызвано новым наступлением Руси на переяславских торков, что нарушило русско-половецкого мирный договор.

В составе русского войска вооруженные формирования половцев принимали участие и как союзники (XI–XIII вв.), и как «федераты» (XII–XIII вв.), то есть проживающие на территории княжества и подчиняющиеся действующим законам этого княжества. Поселенные на территории Руси половцы, торки и др. «замиренные» тюрки назывались «черными клобуками». Натиск половцев на Русь усиливался при смене княжеской власти. Русь была вынуждена укреплять южные порубежья крепостями в Поросье, Посемье и др. регионах. Русско-половецкие взаимоотношения укреплялись и династическими браками. Многие русские князья брали в жены дочерей половецких ханов. Однако угроза половецких набегов на Русь была постоянной.

На набеги Русь отвечала походами в Половецкую степь. Наиболее действенными являлись походы русского войска в 1103, 1107, 1111, 1128, 1152, 1170, 1184–1187, 1190, 1192, 1202 гг. Не раз половцы приходили на Русь поддержать одного из недовольных русских князей. В союзе с русским войском, в 1223 г., половцы потерпели поражение от монголо-татар (Калка). Как самостоятельная политическая сила (Половецкая степь) половцы последний раз напали на Русь: на востоке – в 1219 г. (Рязанское княжество), а на западе – в 1228 и 1235 гг. (Галицкое княжество). После монголо-татарских завоеваний XIII в. часть половцев влилась в монголо-татарские орды, другие осели на Руси, а прочие ушли в Придунавье, Венгрию, Литву, Закавказье и на Ближний Восток.

Поход русского войска на половцев (1103)

В 1103 г. половцы в очередной раз нарушили мир. Великий князь Святополк II Изяславич киевский (8.9.1050–16.4.1113) и князь переяславский Владимир Всеволодович Мономах (1053–19.5.1125) со своими старшими дружинами съехались в Долобск на княжеский съезд – держать совет о походе на половцев. По воле старших князей на Руси для решения ряда внешнеполитических и внутренних задач дружинные войска отдельных земель объединялись под началом великого князя Руси и образовывали общерусское дружинное войско. На Долобском съезде было решено идти в Половецкую степь. В поход были приглашены войска черниговско-северской земли Олега (?–18.8.1115) и Давыда (?–1123) Святославичей. Владимир Мономах со съезда направился в Переяславль собирать свое войско. Святополк II, взяв дружинное войско из Киева, последовал за ним. Кроме указанных князей в поход на половцев они привлекли дружинные войска князя Давыда Святославича новгород-северского, а также князей 8-го поколения: Давыда Всеславича полоцкого (?–1129), Вячеслава Ярополчича удельного владимиро-волынского (?–13.4.1105), Ярополка Владимировича смоленского (?–18.2.1133) и Мстислава Всеволодича городецкого (?–1114). Сославшись на болезнь, в поход не пошел лишь князь Олег Святославич. Таким образом, общерусское войско в походе 1103 г. было сформировано из семи княжеских войск различных регионов Руси. И пошла русская рать в поход. Пройдя ладьями ниже порогов, войска сошли на берег у острова Хортицы. Далее на конях и пешие пошли полем. Через четыре дня подошли к Сутени. Половцы знали о походе Руси и собирали войско. Они решили перебить русских князей и завладеть их городами. Против сражения с Русью был лишь старейший – Урусоба.

Двигаясь навстречу русским войскам, половцы послали во главе авангарда хана Алтунопу. Однако русский авангард подстерег отряд Алтунопы и, окружив, перебил всех воинов. В бою погиб и сам Алтунопа. Это позволило 4 апреля на Сутени русским полкам внезапно встать на пути половцев. Перед лицом русских воинов половцы «растерялись, и страх напал на них, и оцепенели сами, а у коней их не было быстроты в ногах». Как пишет летописец, «обрушилось русское воинство с веселием на конях и пешие на врага». Половцы не выдержали натиск и побежали. В бою и погоне русичи убили 20 полоцких князей: Урусобу, Кочия, Яросланопу, Китанопу, Кунама, Асупа, Куртыка, Ченегрепу, Сурбаря и прочих, а Белдюзя захватили. После победы к Святополку привели Белдюзя. Святополк не взял откуп золотом, серебром, конями и скотом, а передал хана на суд Владимира. За нарушение клятвы Мономах повелел убить хана, и разрубили его на куски. Затем собрались князья-братья, взяли половецкий скот, овец, коней, верблюдов, вежи с добычей и челядью, захватили печенегов и торков с их вежами, «и вернулись на Русь со славою и победою великой».

Поход русского войска на половцев (1111)

После удачного похода Руси на половцев в 1103 г. половцы не отказались от набегов на русские княжества и продолжали терзать русские земли своими опустошительными набегами и в 1106 г. на Киевщине у Заречска, и в 1107 г. у Переяславля и Лубна (половецкие ханы Боняк, Шарукан в Посулье). В 1107 г. в Переяславском княжестве у Лубно войска русских князей Киевского, Переяславского, Черниговского, Смоленского и Новгородского княжеств дали 19 августа достойный отпор противнику, когда в шесть часов дня перешли через р. Сулу и атаковали половцев. Внезапное нападение русских привело половцев в ужас и они «не могли от страха поставить стяга и побежали: одни хватаясь за коней, другие пешком... гнались за ними до Хорола. Убили Таза, Бонякова брата, полонили Сугра и его брата, а Шарукан едва убежал. Половцы бросили свой обоз, который захватили Русские воины...». Однако набеги продолжались.

В 1111 г. «Сдумавше князья Русстие поидоша на Половце», т.е. русские князья вновь имели военный совет и решили организовать новый поход на половцев. Объединенное русское войско на сей раз уже состояло из 11 дружинных войск русских князей Святополка II, Ярослава, Владимира, Святослава, Ярополка и Мстислава Владимировичей, Давыда Святославича, Ростислава Давыдовича, Давыда Игоревича, Всеволода Ольговича, Ярослава Святополчича, т.е. на Половецкую степь двинулась военная мощь Киевского, Переяславского, Черниговских, Новгород-Северских, Новгородского, Смоленского, Владимиро-Волынского и Бужского русских княжеств. Полководцами русского войска в данном походе выступали: Святополк Изяславич (великий князь киевский); Владимир Всеволдович (князь переяславский); Давыд Святославич (князь черниговский) с сыном Ростиславом Давыдовичем (удельный черниговский князь); Давыд Игоревич (князь бужский, острожский, черторыйский и дорогобужский); Всеволод Ольгович (Всеволод-Кирилл Ольгович князь черниговский); Святослав Ольгович (князь удельный черниговский); Ярослав Святополчич (Ярослав (Ярославец) – Иван Святополкович, князь владимиро-волынский); Мстислав Владимирович (князь новгородский); Ярополк Владимирович (князь смоленский).

Объединенное русское войско, как правило, на поле брани перед битвой старшим начальником – великим князем, делилось на три части: большой полк – центр, полк правой руки и полк левой руки – фланги. Расстановка сил в походе на половцев была следующая: старший среди равных на Руси князь Святополк II руководил полками большого полка, а Владимир и Давыд, соответственно, полками правой и левой руки. По подчиненности субординация войск князей выглядит следующим образом.

Войско Святополка состояло из трех полков, которые возглавляли: Святополк Изяславич (великий князь киевский); Ярослав Святополчич; Давыд Игоревич.

Войско Владимира состояло из трех полков, которые возглавляли: Владимир Всеволдович (князь переяславский); Мстислав Владимирович; Ярополк Владимирович.

Войско Давыда состояло из трех полков, которые возглавляли: Давыд Святославич (князь черниговский) с сыном Ростиславом; Всеволод Ольгович; Святослав Ольгович.

Во вторую неделю поста русское войско выступило в поход на половцев. В пятую неделю поста подошло к Дону. Во вторник 21 марта, надев защитное вооружение (бронь) и изрядив полки, войска пошли к городу Шарукню, жители которого их гостеприимно встретили. На утро следующего дня (22 марта) войска двинулись к городу Сугробу, жители которого не пожелали подчиниться их воле, и город был сожжен.

Половцы собрали войско и, изрядив свои полки, вышли на битву. Сражение произошло 24 марта на потоке Дегея («на поле салне реце» – в Сальских степях). И победила Русь. Летопись свидетельствует, что после победы на потоке Дегея, на следующей неделе – 27 марта половцы войском в «тысячу тысяч» обступили русские войска и завязали брань лютую. Картина боя рисуется следующим образом. Большой полк Святослава II, состоявший из нескольких полков, первым завязал бой с половецким войском. И когда с обеих сторон было уже много убитых, русское войско предстало перед противником в полной красе – во фланги половцам ударили сводные полки князя Владимира и полки князя Давыда. Следует обратить внимание на то, что русские войска в борьбе с половцами, как правило, ведут сражения вблизи рек. Это связано с тем, что кочевники применяли специфические им способы борьбы с противником. Являясь по типу вооружения и уклада жизни, легкой конницей, их воины старались окружить в степи войско врага и на полном скаку вкруговую вели обстрел противника из луков, завершая начатое дело саблями, пиками, нагайками. Располагая полки вблизи рек, русские воеводы, используя естественную речную преграду, лишали кочевников маневра, а тяжелое защитное вооружение и возможность фланговых ударов по противнику со стороны полков левой и правой руки уже качественно меняли картину битвы.

В итоге похода русские воины «...и взяша все богатство их, и многих их руками яша... в понедельник страстныя недели, и избиено их многое множество». Полным разгромом половецкого войска завершилось сражение на реке Сальнице, что увенчало военным триумфом полувековую борьбу Руси с половцами и вплоть до 1128 г. половцы не совершали крупных набегов.

Удельный князь Игорь, возглавляющий Новгород - Северское княжество, храбрый воин, в 1185 году совершил поход против половцев. Хан Кончак окружил его полки на берегу речки Каялы и разгромил их. Полководец был взят в плен, но сумел сбежать. Про поход Игоря на половцев идет речь в выдающемся светском литературном произведении XII века «Слово о полку Игореве». Главным бедствием Руси стала ее слабость. «Слово…» дополняет летописи важными подробностями. Из него мы узнаем, что происходило на юге Руси «когда редко пахари перекрикивались, зато часто вороны каркали, деля трупы». Автор произведения описывает вооружение, движение войска, тактику боя.

Опасные враги русских княжеств – половцы

В XII столетии самыми опасными врагами древнерусских земель становятся половцы. Этот кочевой народ преобладал в степной зоне, долинах рек Днепра и Дона. Данный период отмечен постоянными нападениями кочевников во главе с энергичным ханом Кончаком. Русские летописи называют его «окаянный и безбожный разоритель».
Войны являлись частым явлением. Военные походы были не только способом расширить свою территорию, а поднять авторитет и славу.
Князю Игорю во время военного похода было 35 лет. Он ранее поддерживал с ханом Кончаком дружеские отношения и использовал половцев в междоусобных войнах с соседними князьями. В 1180 году князь и половецкий хан вместе предприняли поход на Киев, закончившийся неудачей. С 1183 года Игорь начинает воевать с половецким ханом и осуществляет самостоятельные походы против кочевников. В упомянутом литературном произведении перед читателями предстает храбрый и мужественный князь, но он безрассуден и недальновиден, заботится больше о своей славе и чести, нежели о родине.
За год до известного трагического похода киевский князь Святослав вместе с военными силами других князей разбил войско половцев. Казалось, что опасность отступила. Игорю не удалось присоединиться к войскам киевского князя, поскольку весенняя гололедица помешала его коннице прибыть вовремя.

Начало похода

К весне 1185 года относится начало похода, в нем приняли участие князья: Всеволод Курский (приходился братом Игорю), Ольгович Рыльский (племянник), Владимир Путивльский (сын). Черниговским правителем, Ярославом, был отправлен отряд куев (полукочевые народы, жившие на южных границах черниговского княжества), во главе которого был поставлен боярин Ольстин Олексич. Возле русских рубежей русские воины увидели затмение солнца. Но такой предостерегающий знак не испугал князя, он продолжил движение вперед. Воины, отправленные в разведку («ловить языка») донесли о большом количестве половцев и о том, что враг готовится к бою. Разведчики рассказали князьям, что нужно поспешить напасть на врага или вернуться домой. Игорь был уверен, что возвращаться домой будет позором хуже смерти.
В мае началась кровавая битва с половцами, завершившаяся разгромом войска князя Игоря. В этой битве, как показывают исторические источники, принимали участие все известные племенные группы половцев. Сам полководец и другие князья попадают в плен, небольшой группе воинов удалась прорваться через окружение, остальные полегли на поле битвы. Игорь смог выбраться из плена. Но в руках половцев остался его сын. Владимиру пришлось жениться на дочери Кончака. Он позже так же возвращается из плена.

3-дневная битва

В первый день столкновения с половцами Игорю удалось одержать победу. В обеденное время, в пятницу, русская дружина настигла врага. Кинули кочевники свои шатры и собрались на противоположном берегу речки Сюурлий. У русских было выставлено шесть полков: в центре находился полк Игоря, справа – князя Вселовода, слева – племенника Святослава, это были главные силы. Перед ними сын Владимир находился со своими воинами и Полк черниговцев, состоящий из куоев. Шестой полк, стоящий впереди, был сборный, в него входили стрельцы, посланные из всех пяти отрядов.
Князь призвал свое войско к битве. воины были защищены железными кольчугами, красными щитами, стояли под своими стягами, что развевались на ветру. когда они приблизились до Сюурлия, навстречу выехали половецкие стрельцы, выпустили на русских свои стрелы и пустились бежать. Дальше от реки стояли основные силы половцев, они пустились в бегство. Святослав и Владимир с воинами и стрельцы погнались за ордой, Игорь с братом двигались медленно, не распуская свои полки. Во вражеском лагере была захвачена большая добыча: золото, шелковые ткани, различная одежда, были захвачены в плен девушки.
Между тем половцы успели стянуть свои орды к месту битвы.
В субботу на рассвете началось наступление огромного количества половецких полков, русские воины попали в окружение. Князьями было принято решение пробиваться из окружения. Чтобы не оставить врагам пеших воинов дружинники слезли с коней и начали отступать, сражаясь с врагами. Особую храбрость проявил Всеволод. Во время битвы князь Игорь получил рану в левую руку. В майскую жару воины оказались отрезанными от воды, и людям, и коням приходилось страдать от жажды.
Битва продолжалась на протяжении целого дня, было убито и поранено множество русских воинов. В воскресенье коуи стали оставлять поле битвы. Игорь бросился вслед за ними, пытаясь остановить, но ему не удалось этого сделать. На обратном пути, князь попадает в плен. Лучшие дружинники остались стоять насмерть, пример воинам показывал своим мужеством князь Всеволод. Игорь был взят в плен, он наблюдал, как обороняется Всеволод. Тяжело ему было видеть гибель брата.
Этот поход, который возглавили четыре князя, старшему правителю было 35 лет, произвел большое впечатление в русских землях.
После победы над Игорем половцы подвергли разорению русские земли. Князья в это время были заняты междоусобицами. Кочевники продвигались в двух направлениях: на Переяслав и вдоль побережья Сейма. В Переяславе оборону возглавив Владимир Глебович. Киевский князь прислал помощь, половцы решили не ждать столкновения, они покинули русские территории, спалив город Римов.
Поражение князя Игоря показало, что одно княжество не в силах преодолеть кочевников. Причины неудач следует искать в отсутствии единения сил русских княжеств. Неудачная битва с половцами оставила открытыми границы Руси со степью, позволила врагам нападать не только на пограничные территории, но вторгаться вглубь Киевского государства. Автор «Слова о полку Игоревым» пламенно обращается к русским князьям с призывом объединиться, что еще долго оставалось актуальным и после 1185 года.

В год 6619 (1111)… А в воскресенье, когда крест целуют, пришли на Псел, а оттуда дошли до реки Голты. Тут подождали воинов, и оттуда двинулись на Ворсклу и там на другой день, в среду, крест целовали и возложили всю надежду свою на крест, проливая обильные слезы. И оттуда перешли много рек, и пришли к Дону во вторник шестой недели поста. И облеклись в доспехи, и построили полки, и двинулись к городу Шаруканю. И князь Владимир повелел попам, едучи перед войском, петь тропари и кондаки в честь креста честного и канон святой Богородицы. И вечером подъехали к городу, и в воскресенье вышли люди из города с поклонами к князьям русским и вынесли рыбу и вино. И провели там ночь. И на другой день, в среду, пошли к Сугрову и, приступив, зажгли его, а в четверг двинулись от Дона; в пятницу же, на другой день, марта 24-го, собрались половцы, построили полки свои и пошли в бой. Князья же наши, возложив надежду свою на Бога, сказали: «Здесь смерть нам, так станем же крепко». И прощались друг с другом и, возведя очи на небо, призывали Бога вышнего. И когда сошлись обе стороны, и завязалась битва жестокая, Бог вышний обратил взор свой, исполненный гнева, на иноплеменников, и пали они перед христианами. И так были побеждены иноплеменники, и пало множество врагов наших, супостатов, перед русскими князьями и воинами на потоке Дегея. И помог Бог русским князьям. И воздали хвалу Богу в тот день. И наутро, когда настала суббота, праздновали Лазареве воскресение, день Благовещенья, и, воздав хвалу Богу, проводили субботу и дождались воскресенья. В понедельник же Страстной недели вновь собрали иноплеменники многое множество полков своих и двинулись, словно огромный лес, тысячами тысяч. И окружили полки русские. И послал Господь Бог ангела на помощь русским князьям. И двинулись половецкие полки и полки русские, и сошлись в первой схватке полки, и грохот стоял подобный грому. И битва жестокая завязалась между ними, и падали люди с обеих сторон. И стали наступать Владимир с полками своими и Давыд, и, видя это, половцы обратились в бегство. И падали половцы перед полком Владимировым, невидимо убиваемые ангелом, что видели многие люди, и головы, невидимо <кем> ссекаемые, падали на землю. И победили их в понедельник Страстной недели, месяца марта в 27-е. Перебито было иноплеменников многое множество на реке Сальнице. И спас Бог людей своих. Святополк же, и Владимир и Давыд прославили Бога, даровавшего им такую победу над погаными, и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников многих похватали руками. И спросили пленников, говоря: «Как это случилось: вас была такая сила и такое множество, а не смогли сопротивляться и вскоре обратились в бегство?» Они же отвечали, говоря: «Как можем мы биться с вами, когда какие-то другие ездили над вами в оружии светлом и страшные и помогали вам?» Это только и могли быть ангелы, посланные Богом помогать христианам. Это ведь ангел вложил Владимиру Мономаху мысль призвать братьев своих, русских князей, на иноплеменников…

Так вот и теперь с Божьей помощью по молитвам святой Богородицы и святых ангелов возвратились русские князья восвояси к своим людям со славой, которая донеслась до всех дальних стран — до греков, до венгров, поляков и чехов, даже и до Рима дошла она, на славу Богу всегда и ныне и присно во веки, аминь.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ - МОНОМАХ

Салница (Русско-половецкие войны, XI-XIII вв.). Река в Донских степях, в районе которой 26 марта 1111 г. произошла битва между объединенным войском русских князей под командованием князя Владимира Мономаха (до 30 тыс. чел.) и половецким войском. Исход этого кровопролитного и отчаянного, по свидетельству летописи, сражения решил своевременный удар полков под командованием князей Вла-димира Мономаха и Давыда Святославича. Половецкая конница попыталась отрезать русскому войску путь домой, но в ходе сражения потерпела сокрушительное поражение. Согласно легенде, русским воинам помогали разить неприятелей небесные ангелы. Битва на Салнице стала крупнейшей победой русских над половцами. Никогда еще со времен походов Святослава (X в.) русские воины не заходили так далеко в восточные степные районы. Эта победа способствовала росту популярности Владимира Мономаха - главного героя похода, весть о котором дошла «даже до Рима».

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД В СТЕПЬ 1111 ГОДА

Этот поход начался необычно. Когда в конце февраля войско подготовилось к выходу из Переяславля, то впереди него выступили епископ, священники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. А затем на расстоянии 11 верст представители духовенства двигались впереди русского воинства. В дальнейшем они шли в обозе войска, где находилась и вся церковная утварь, вдохновляя русских воинов на ратные подвиги.

Мономах, бывший вдохновителем этой войны, придал ей характер крестового похода по образцу крестовых походов западных властелинов против мусульман Востока. Инициатором этих походов выступил папа римский Урбан II. А в 1096 г. начался первый крестовый поход западных рыцарей, закончившийся взятием Иерусалима и созданием рыцарского Иерусалимского королевства. Священная идея освобождения «гроба Господня» в Иерусалиме от рук неверных стала идеологической основой этого и последующих походов западных рыцарей на Восток.

Сведения о крестовом походе и освобождении Иерусалима быстро распространились во всем христианском мире. Было известно, что во втором крестовом походе принимал участие граф Гуго Вермендуа, брат французского короля Филиппа I, сын Анны Ярославны, двоюродный брат Мономаха, Святополка и Олега. Одним из тех, кто принес эти сведения на Русь, был игумен Даниил, побывавший в начале XII в. в Иерусалиме, а потом оставивший описание своего путешествия о пребывании в крестоносном королевстве. Даниил был в дальнейшем одним из сподвижников Мономаха. Возможно, ему и принадлежала идея придания походу Руси против «поганых» характера крестового нашествия. Этим и объясняется та роль, которую отвели духовенству в этом походе.

В поход вышли Святополк, Мономах, Давыд Святославич с сыновьями. С Мономахом находились его четыре сына — Вячеслав, Ярополк, Юрий и девятилетний Андрей.…

27 марта основные силы сторон сошлись на реке Сольнице, притоке Дона. По словам летописца, половцы «выступиша яко борове (лес) велицин и тмами тьмы», они со всех сторон обступили русское войско. Мономах не стал, как обычно, стоять на месте, ожидая натиска половецких всадников, а повел войско им навстречу. Воины сошлись в рукопашной битве. Половецкая конница в этой толчее потеряла свой маневр, а русы, в рукопашном бою начинали одолевать. В разгар битвы началась гроза, усилился ветер, пошел сильный дождь. Русы так перестроили свои ряды, что ветер и дождь били в лицо половцам. Но те сражались мужественно и потеснили чело (центр) русского войска, где дрались киевляне. Им на помощь пришел Мономах, оставив свой «полк правой руки» сыну Ярополку. Появление стяга Мономаха в центре битвы воодушевило русов, и они сумели преодолеть начавшуюся было панику. Наконец половцы не выдержали яростной схватки и бросились к донскому броду. Их преследовали и рубили; пленных и здесь не брали. Около десяти тысяч половцев полегло на поле боя, остальные бросали оружие, прося сохранить жизнь. Лишь небольшая часть во главе с Шаруканом ушла в степь. Другие ушли в Грузию, где их взял на службу Давид IV.

Весть о русском крестовом походе в степь была доставлена в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим. Таким образом, Русь в начале XII в. стала левым флангом общего наступления Европы на Восток.

НЕУЛОВИМАЯ САЛЬНИЦА

Упоминается Сальница в летописи… в связи с известным походом Владимира Мономаха в 1111 г., когда был убит дед Кончака - половецкий хан Шарукан. Этот поход анализировался многими исследователями, но в вопросе локализации Сальницы единодушного мнения так и не выработано.

Имя реки встречается также в некоторых списках «Книги Большому Чертежу»: «И ниже Изюма пала в Донець с правая стороны река Сальница. А ниже тое - Изюмец». На основании этих данных впервые предпринял попытку локализации реки, упоминаемой в связи с походом Мономаха 1111 г., В.М. Татищев: «оная течет в Донец с правой стороны ниже Изюма».

В связи же с событиями 1185 г. аналогичную попытку осуществил Н.М. Карамзин: «Здесь названа Сальницей река Сал, впадающая в Дон около Семикаракорской станицы».

В известной статье П.Г. Буткова, где фактически впервые уделено значительное внимание многим аспектам географии похода Игоря Святославича, Сальница отождествляется с р. Торец. М.Я. Аристов идентифицировал Сальницу, упоминаемую в связи с событиями 1111 и 1185 гг., с Тором. Позже к этому мнению присоединились Д.И. Багалей, В.Г. Ляскоронский. В.А. Афанасьев. Примерно также полагал М.П. Барсов, локализируя Сальницу «не в дальнем расстоянии от устья Оскола».

К.В. Кудряшов локализовал р. Сальницу в районе Изюма. В.М. Глухов справедливо заметил, что упоминание в Ипатьевской летописи («поидоша к Сальнице») не могло касаться небольшой реки и летописец «не мог ее взять в качестве географического ориентира». Известный знаток древностей Подонцовья Б.А. Шрамко считал, что речь идет о двух разных реках. В.Г. Федоров, наоборот, идентифицирует согласно В.М. Татищеву обе Сальницы.

Подробно проанализировав основные гипотезы и выдвинув дополнительные аргументы, М.Ф. Гетманец уточнил, что Сальница - это старое название р. Сухой Изюмец, впадающий в Северский Донец напротив Изюмского кургана.

Л.Е. Махновец различает две реки Сальницы: ту, что упоминается в описании похода Мономаха 1111 г., ученый с оговоркой «очевидно» отождествляет с р. Солона - правым притоком Попильнюшки (правым притоком Береки), а Сальницу, связанную с походом Игоря, традиционно - с безымянной рекой у Изюма.

В новейшем исследовании луганского историка В.И. Подова обосновывается так называемый южный вариант расположения театра военных действий. Отождествив обе Сальницы, исследователь локализует теперь уже одну речку в бассейне Днепра, считая, что это современная р. Солона - правый приток р. Волчья, впадающая в Самару…

Нам представляется, что искомой Сальницей мог быть приток Тора Кривой Торец. Его верховья и верховья Кальмиуса находятся совсем рядом, беря начало с одной возвышенности - водораздела бассейнов Днепра и Дона, по которому и проходил Муравский шлях. Кальмиус или один из его притоков в таком случае следует отождествлять с Каялой.

«Слово о полку Игореве» история о невероятной смелости русского народа, которая повествует о неудачном походе князя Игоря на половцев. Действие разворачивается не в момент расцвета Киевской Руси, а в период феодальной разобщенности. Центральный персонаж «Слова» Новгород-Северский князь Игорь Святославович , молодой и амбициозный человек. Игорь ослеплен от возможности прославиться, ради чего, собирает поход против орды половцев, привлекая к этому своего брата Всеволода.

В день отправления, природа дает знак молодому князю, посылая предупредительное знамение в виде солнечного затмения, которое князь Игорь игнорирует – он и его войско настроены решительно. Так, вступая на половецкую территорию, князю удается разгромить неприятельский отряд. В результате успешного сражения русское войско получает в награду много золота и драгоценностей. Князь окрылен победой и достигнутым результатом, не замечая, что победил лишь в первой битве, но еще не выиграл войну.

Таким образом, в первом сражении с половцами князем движет смелость, и жажда прославится, а благополучный исход битвы толкает князя Игоря на безрассудное продолжение похода. От чего влечет за собой еще большую беду, ослабляя Древнерусское государство, демонстрируя половцам разобщенность и распри между князьями.

VI. УПАДОК КИЕВСКОГО КНЯЖЕНИЯ

(продолжение)

Оживление борьбы с варварами. – Кончак. – Поход, плен и освобождение Игоря Северского. – Нашествие Половцев. – Освобождение Игоря. – Черные Клобуки. – Последние деяния Всеволодича.

Согласие, водворившееся между Ольговичами и Ростиславичами, не замедлило отразиться и на внешних делах Южной Руси, т.е. на отношениях ее к степным варварам; борьба с ними оживилась новою энергией. Укрепясь на Киевском столе, Святослав Всеволодович уже не имел нужды ласкать своих бывших союзников, и мы видим целый ряд удачных походов, которые южно-русские князья предпринимают общими силами, имея во главе Святослава и Рюрика. Они громят половецкие орды, освобождают из рабства многочисленных русских пленников и берут в плен самих половецких ханов, в том числе Кобяка Карлыевича с двумя сыновьями, Башкорда, Осалука и др. С своей стороны Половцы мстят русским князьям усиленными набегами на их земли, для чего собираются большими полчищами.

Славнейшим из половецких ханов того времени был Кончак. Русская летопись сохранила любопытное предание о его происхождении. Когда Владимир Мономах громил Половцев в степях Задонских, то один из их ханов, Отрок, бежал к Обезам за Железные врата, т.е. на Кавказ; а другой хан, по-видимому, брат его Сырчан остался на Дону. Когда же Владимир скончался, Сырчан послал с этим известием в Обезы гудца Орева; велел петь половецкие песни брату я уговаривать его к возвращению на родину, а если не послушает, то дать ему понюхать какое-то зелье или траву, называемую емшан. Гудец так и сделал. Понюхав зелья, изгнанник заплакал и сказал: "Да, лучше в своей земле лечь костьми, нежели в чужой славну быть". Он пришел на родину, и от него-то родился Кончак, "иже снесе Сулу, пеш ходя, котел нося на плечеву". Этот самый Кончак, "окаянный, безбожный и треклятый", как называет его летопись, пришел на Русь с половецкою ордою в 1184 году. Он грозил пожечь и попленить города русские, ибо имел при себе какого-то "бесерменина", который стрелял живым огнем; кроме того, по словам летописи, у него были метательные снаряды и самострельные луки, такие огромные и тугие, что 50 человек едва могли натянуть подобный лук. Кончак остановился на украйне и завел переговоры о мире с Ярославом Всеволодичем; это был младший брат Святослава, который передал ему свой Черниговский стол. Великий князь послал сказать брату, чтобы он не верил коварным Половцам и вместе с ним шел бы на них войною. Однако Ярослав уклонился от похода под предлогом своих мирных переговоров с Кончаком. Святослав соединился с Рюриком и поспешил против варваров. Старшие князья с главными силами шли назади, а вперед себя ("на вороп", как тогда выражались) отрядили несколько младших князей. Последние встретили на дороге гостей, или купцов, проехавших степи, и узнали от них, что Половцы стоят на реке Хороле, подле вала ("шоломя"), который ограждал Русскую землю со стороны степей. Младшие князья внезапно вышли из-за этого вала, ударили на половцев и захватили много пленных; в числе их привели к Святославу и того бесерменина, который стрелял живым огнем. Когда же подошли старшие князья, то Кончак бежал в степи. Это случилось 1 марта 1185 года, т.е. в самый новый год, так как русские начало его считали с марта. В погоню за Половцами великий князь отрядил 6000 Черных Клобуков, или берендеев, с их вождем Кунтувдыем; но по случаю наступившей распутицы погоня не могла настичь половцев.

В этом походе, кроме Ярослава Черниговского , не принимали участия и князья Северские ; последние не успели соединиться с великим князем по причине быстроты, с которою был совершен его поход. В челе северских князей стоял тогда его двоюродный брат Игорь Святославич, который уже не раз отличился в битвах с Половцами и не далее как в 1183 г. предпринимал удачный поиск в степи вместе с родным братом своим Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом. То же самое задумал он повторить и теперь, после поражения Кончака на Хороле, куда, к великому его сожалению, ему не удалось поспеть вовремя. Не спросясь главы своего рода Святослава Киевского, он решил немедленно идти в степи с одними северскими дружинами и в конце апреля выступил из своего стольного города. В Путивле соединился с ним княживший в том городе сын его Владимир; сюда пришел и племянник Святослав Ольгович из Рыльска. Двоюродный брат Ярослав Черниговский прислал ему на помощь боярина своего Ольстина Олексича с отрядом коуев; то были полукочевые народцы, поселенные на южных пределах Черниговской земли, соплеменники Черных Клобуков. Современный поэт изображает приготовления Игоря к походу следующими словами: "Комони ржут за Сулою; звенит слава в Киеве, трубы трубят в Новеграде; стоят стязи в Путивле; Игорь ждет мила брата Всеволода". Но последний отправился другой дорогой, из Курска. Игорь двинулся к Донцу, перешел его, достиг берегов Оскола и здесь дождался своего брата, удалого Всеволода Трубчевского. Этот поход четырех князей, из которых самому старшему было не более 35 лет, произвел сильное впечатление на современников, так что кроме довольно подробного рассказа летописи он сделался предметом замечательного поэтического произведения Древней Руси, известного под именем "Слова о полку Игореве ".

Карта похода князя Игоря на половцев (1185)

Автор изображения – Лобачев Владимир

При самом начале похода являются недобрые знамения, которые предрекают ему печальный исход. Однажды, когда войско приближалось к Донцу, перед вечером солнце подернулось какою-то мглою, так что походило более на месяц, и это обстоятельство смутило дружину. Но Игорь старается ее ободрить. Вот уже Русь за шеломянем, т.е. перешла Половецкий вал и углубилась в степь. Ратники, высланные вперед "ловить языка", т.е. на разведки, воротились и донесли, что варвары собираются в большом числе и готовятся к сражению. "Спешите напасть на них, – говорили князьям разведчики, – или воротитесь домой, потому что время нам неблагоприятное". Но Игорь отвечал, что воротиться домой без битвы будет сором пуще смерти. Меж тем, по словам поэта, плотоядные чуют близкую поживу: стаи галок летят к Дону великому, волки воют по оврагам, орлы своим клекотом сзывают зверей на кости, лисицы брешут на червленые русские щиты.

Половцы собрались от мала до велика на берегах какой-то речки Сююрлея; а вежи свои, т.е. кибитки с женами, детьми и стадами, отослали далее назад. Игорь построил русское войско в обычный боевой порядок. Оно состояло из шести полков. Посреди шел полк Игоря, по правую сторону – брата его Всеволода, по левую – племянника Святослава; это была главная рать; перед нею шли Владимир Игоревич с своею дружиной и Черниговский полк, т.е. боярин Ольстин с коуями. Шестой отряд был сборный: его составляли стрелки, высланные наперед от всех пяти полков. Русь наступала бодро, покрытая железными кольчугами, пестрея красными щитами, под сенью своих стягов, развеваемых ветром. Передние отряды устремились на неприятеля; а Игорь и Всеволод тихо следовали за ними, "не распуская своего полку". Половцы не выдержали натиска одних передних дружин и побежали. Русь погналась за варварами, достигла до их веж и захватила большой полон: девиц, золото и шелковые ткани; а половецких кожухов, епанчей и других одежд было захвачено столько, что, по словам поэта, хоть мосты мости по болотам и грязным местам. Когда победители расположились станом среди половецких веж, Игорь начал говорить князьям и боярам: не довольно ли этой победы и не повернуть ли назад прежде, нежели соберутся остальные орды? Но Святослав Ольгович объявил, что он с своей дружиной далеко гнался за Половцами и что его притомленные кони не поспеют за другими полками. Всеволод поддержал племянника, и решено не спешить возвращением. Молодые князья веселились своею победою и легкомысленно похвалялись: "Братья наша, которая ходила с великим князем Святославом, билась с Половцами смотря на Переяславль; они сами пришли; а к ним князья не смели пойти. Мы уже побили поганых в их собственной земле; теперь пойдем за Дон, чтоб истребить их вконец; пойдем в Лукоморье, куда не ходили и деды наши". Поощренные успехом Северские князья, кажется, возымели надежду вновь отвоевать свой наследственный Тмутараканский удел.

"Дремлет в поле Ольгово хороброе гнездо, далече залетело", говорит поэт. А меж тем половецкие орды отовсюду спешат к месту действия; пришли два сильнейшие хана, Гзак и Кончак. На рассвете Русь с изумлением увидала бесчисленные полчища варваров, которые окружили ее подобно густому бору. Князья решили пробиваться в отечество; но чтобы не покинуть пеших ратников ("черных людей") на жертву врагам, доблестные Ольговичи велели своей дружине сойти с коней и медленно начали отступать, отчаянно сражаясь с напиравшими со всех сторон варварами. Особенно богатырствовал Всеволод, которого поэт называет то Буй-туром, то Яр-туром. Где он повернется, посвечивая своим золотым шеломом, там лежат поганые головы половецкие; их шлемы аварские разбиты стальными мечами и калеными саблями русскими. Дело происходило на берегах Каялы в жаркие майские дни; русские дружины были отрезаны от воды; люди и кони изнемогали от жажды. На третий день битвы, в воскресенье, коуи не выдержали и обратились в бегство. Игорь, уже раненный в руку, поскакал за ними, стараясь их остановить, и снял шлем, чтобы показать им свое лицо; но тщетно; ему не удалось воротить коуев. Тут, на обратном пути к своему полку, он был перехвачен Половцами и взят в плен. Всеволод, пробившийся наконец к воде, изломал все свое оружие о врагов и также был схвачен ими. Тогда окончилась битва; князья с остатком дружины разобраны Половцами и разведены по их вежам. Игорь достался хану Чилбуку из роду Тарголова, Всеволод – Роману, сыну Гзагка, Святослав попал в род Бурчевичей, а Владимир – Улашевичей. Поражение и плен смирили гордость Игоря; он принял их как наказание Божие за свои прошлые грехи, за многое пролитие христианской крови в междоусобиях с русскими князьями. С сокрушенным сердцем вспомнил он об одном русском городе, который был взят на щит и подвергся всем возможным неистовствам от ратных людей.

После побоища Игоря Святославича с половцами. Картина В. Васнецова, 1880

"Слово о полку Игореве" трогательно изображает печаль и уныние, которые разлились по Русской земле при известии о судьбе Святославичей. В особенности поэтично рисует оно плач супруги Игоревой в Путивле на забрале, или на городской стене; с жалобой на свое горе она обращается к ветру, солнцу и Днепру. Супругою его была Евфросинья Ярославна, дочь Галицкого князя. Несчастный конец похода дает поэту случай указать на главную причину торжества варваров – на рознь и усобицы русских князей; он вспоминает о лучших временах, о Владимире Мономахе, который был грозою половцев; говорит и о последних удачных походах Святослава Киевского.

Ничего не ведая о предприятии северских князей, Святослав Всеволодович из Киева отправился в свою наследственную область, в землю вятичей, чтобы собирать там ратников и припасы; ибо он имел намерение вместе с Ростиславичами на все лето идти к Дону и воевать половцев. На обратном пути около Новгорода-Северского великий князь с неудовольствием узнал, что двоюродные братья, не испросив его согласия, как бы тайком предприняли поход в степи. Из Новгорода-Северского он на лодках по Десне приплыл в Чернигов, и тут достигла до него весть о поражении и плене его родственников. Земля Северская, в особенности Посемье, находилась в большом смятении; она лишилась своих князей и войска; в редком семействе не оплакивали потери кого-либо из самых близких. Святослав немедленно принял меры. Он отправил своих сыновей в пограничные северские города для защиты края от варваров; в то же время послал к Давиду Смоленскому и другим князьям, напоминая их обещание идти летом на половцев и приглашая поспешить походом. "Иди, брат, постереги землю Русскую", велел он сказать Давиду. Последний действительно пришел со своими смольнянами и вместе с другими князьями стал у Треполя; а родной брат киевского князя Ярослав собрал свою рать в Чернигове. Приготовления эти были весьма своевременны, ибо Половцы, возгордись своею победою и пленом четырех русских князей, сами в большом числе двинулись на Русскую землю. К счастию, между ханами произошла распря. Кончак говорил: "Пойдем на киевскую сторону; там была избита наша братья и погиб наш славный Боняк". А Гзак звал половцев на Семь, говоря: "Там остались только жены и дети, для нас готовый полон; возьмем города без опасения". Варвары разделились на две части. Одни за Гзаком пошли к Путивлю, воевали окрестную волость, пожгли села, сожгли острог, или внешнее укрепление, Путивля, но самого города не взяли и ушли обратно в степи. А другие с Кончаком направились к Переяславлю и осадили его. Но здесь княжил мужественный Владимир Глебович, внук Юрия Долгорукого; он сделал отчаянную вылазку, был тяжело ранен и едва спасен своей дружиной от плена. Тщетно гонцы Владимира звали скорее на помощь князей, стоявших у Треполя. Святослав также торопил Ростиславичей. Смоленская рать завела распрю с своим князем и начала творить шумные веча; она объявила, что пошла только до Киева и что теперь изнемогла в походе. Давид принужден был воротиться назад. На эту распрю намекает певец «Слова о полку Игореве», говоря: «Стяги Владимира (Мономаха) достались Рюрику и Давиду; но знамена их веют в разные стороны». Наконец Рюрик и другие, соединясь с великим князем, переправились на левый берег Днепра и пошли к Переяславлю. Тогда Половцы оставили осаду этого города; они бросились на Сулу, разорили лежавшие по ней волости и осадили Римов (Ромны). Степные варвары, неукротимые в грабеже и разорении открытых поселений, не были искусны в осаде городов; но на этот раз несчастный случай помог им овладеть Римовым. Когда осажденные столпились на забрале, под их тяжестию обломились из него две городни и упали с людьми прямо на сторону осаждавших. Тогда варвары вломились в город и захватили в плен всех, кто уцелел от меча; спаслись только те, которые убежали в ближние болотистые места и дебри. После того и Кончак ушел в свои степи. Вероятно, на это его нашествие и намекают приведенные выше слова летописца: "Иже снесе Сулу".

Игорь Святославич проживал в плену в ожидании выкупа или обмена. Половцы обращались с ним хорошо, уважая его знатность и мужество, и особенно благодаря поручительству Кончака, который считал его сватом, потому что прочил свою дочь за его сына. К Игорю приставили 20 сторожей; но последние не стесняли князя и даже слушались его приказаний; при нем находились еще пять или шесть собственных слуг и сын его тысяцкого. Ему позволяли даже выезжать по своему желанию и забавляться соколиного охотою. Призван был из Руси и священник для совершения св. службы: Игорь думал, что ему еще долго придется быть в плену. Орда, в которой он находился, кочевала этим летом на берегах Тора, одного из левых притоков Донца. Между Половцами нашелся некто Овлур, который привязался к князю и предложил бежать с ним в Русь. Князь сначала не решался. Но сын тысяцкого и конюший князя уговаривали его воспользоваться предложением; они сообщили Игорю, что Половцы грозят избить пленных князей и всю их дружину. Тогда Игорь решился и послал конюшего сказать Овлуру, чтобы тот ждал его с поводным конем на другой стороне Тора. Время для побега выбрано вечернее. Половецкая стража, напившись своего кумыса, начала играть и веселиться, думая, что князь спит. Но он не спал: усердно помолясь перед иконой, Игорь приподнял заднюю полость шатра и вышел никем незамеченный. Он перебрел реку, сел на коня и в сопровождении Овлура поскакал на родину. Когда кони были загнаны, пришлось пешими пробираться через степь, сохраняя все предосторожности, чтобы укрыться от погони. Спустя одиннадцать дней беглецы добрались до пограничного русского города Донца, откуда Игорь с торжеством поехал в свой Новгород-Северский. Он не замедлил посетить главу своего рода, великого князя Киевского, и поклониться киевским святыням в благодарность за свое освобождение. "Солнце светит на небеси, – восклицает певец "Слова", – Игорь князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, несутся голоса через море до Киева; Игорь едет по Боричеву к святой Богородице Пирогощей; в стране радость, в народе веселье". Года через два воротился из плена и сын Игоря Владимир, сопровождаемый дочерью Кончака, с которою и обвенчался. Всеволод Трубчевский и Святослав Рыльский также получили свободу .

После того борьба с степными варварами сделалась еще живее и упорнее. Мы видим почти ежегодные походы на половцев: то старые князья Святослав и Рюрик соединенными силами воюют кочевников, то посылают на них молодых князей или Черных Клобуков с своими воеводами. Русь разоряет половецкие вежи; но и варвары в свою очередь, улучив удобное время, набегают на русские украйны, жгут села и уводят множество пленников. Однако, при всем оживлении, борьба с ними уже не имеет той силы и энергии, как во времена Мономаха или его сына Мстислава. Вся история Святослава Всеволодовича показывает, что это был князь умный и деятельный. Благодаря установившимся на время миру и согласию со главою Ростиславичей, Рюриком, ему удается иногда соединять дружины южно-русских князей для общего дела; но он уже не имел никакого влияния на остальные русские земли. Он не всегда мог внушать единодушие и самим южным князьям. Собственный брат его Ярослав Черниговский как-то неохотно и вяло помогал ему в предприятиях против половцев. Так, по его вине не удался большой зимний поход 1187 года. За глубокими снегами русская рать пошла не прямым путем в степь, а по Днепру; когда она достигла реки Снопорода (Самары), князья узнали, что половецкие вежи и стада находятся недалеко, в какой-то местности, называемой Голубым лесом. Но Ярослав Черниговский вдруг отказался идти далее; напрасно Святослав и Рюрик уговаривали его сделать еще переход не более как в половину дня. Ярослав стоял на своем, отзываясь тем, что большую часть его рати составляет пехота, которая очень утомилась; что и так они зашли далее, чем было предположено. Вследствие этой распри князья ни с чем воротились домой.

Черные Клобуки, необходимые помощники в степных походах как конное войско, не всегда с одинаковым усердием действовали в пользу Руси. Случалось, что иногда русские князья спешат отразить набеги какой-либо хищной орды; а Черные Клобуки тайком известят "своих сватов" половцев, и те вовремя уйдут в степи с награбленною добычею и полоном. Иногда Черные Клобуки просто отказывались идти на ближайшие к ним половецкие роды, с которыми находились в дружественных и родственных отношениях; или, взяв в плен половецкого хана, тайком от русских князей брали с него выкуп и отпускали восвояси. Особенно много зла Русской земле причинил один из их старшин, упомянутый выше Кунтувдый. Летом 1190 года Святослав и Рюрик, пользуясь временным затишьем, предприняли вместе дальние ловы; на лодках они отправились по Днепру, доехали до устья реки Тясьмина и в окрестностях его убили и наловили множество зверей и разной дичи. Весело воротились они домой и долго праздновали удачную охоту. В это время Святослав велел схватить и заключить под стражу Кунтувдыя; Рюрик вступился за него и выпросил ему свободу; Киевский князь отпустил его, взяв клятву в верности. Но мстительный торчин тотчас ушел к Половцам и затем в течение нескольких лет ходил с ними на Русь, жег и грабил пограничные места. Между прочим, он разорил город какого-то Чурная, вероятно, одного из Торкских старшин, может быть, своего соперника и виновника своей опалы. Месть и набеги его прекратились только благодаря Рюрику, который уговорил Кунтувдыя отстать от половцев и дал ему во владение городок Дверень на реке Роси.

Впрочем, Черные Клобуки немало оказали услуг в нашей борьбе с Половцами. Иногда эти полукочевые народцы, такие же жадные к добыче, как и степные варвары, сами просили князей идти с ними в половецкие вежи, чтобы захватить там как можно более коней, скота и челяди. Они преимущественно пользовались тем временем, когда Половцы, оставив свои вежи и стада, совершали набеги в Придунайские страны. Особенно удачны были предприятия Черных Клобуков под начальством Рюрикова сына Ростислава, которому отец дал Торческ, главный город Поросья, или южной Киевской украйны; а здесь обыкновенно сажали самых удалых князей, чтобы оберегать Русскую землю от варваров. Наиболее замечательный поход был совершен им в 1193 году. Зимой этого года он занимался ловами около города Чернобыля, когда к нему явились лучшие люди от Черных Клобуков и просили идти с ними в степь, так как обстоятельства были очень благоприятны. Ростислав охотно согласился и поехал немедленно в Торческ собирать свою дружину. Он даже не счел нужным испрашивать позволение у своего отца Рюрика; последний находился тогда в Овруче и готовился к походу на Литву. Ростислав пригласил идти вместе своего двоюродного брата Мстислава Мстиславича (Удалого), который держал город Треполь. Мстислав охотно согласился. Со своими дружинами и Черными Клобуками они налетели врасплох на половецкие вежи и отполонили множество скота, коней и челяди: Черные Клобуки, очевидно, выбрали самое удобное время для этого набега. Половцы собрались и пошли в погоню, но не посмели вступить в открытый бой. К Рождеству Ростислав воротился в свой Торческ, а отсюда отправился к старшим родичам с "сайгатами", т.е. с подарками из своей добычи: сначала к отцу Рюрику в Овруч, потом к дяде Давиду в Смоленск, а оттуда во Владимир на Клязьме, к тестю своему Всеволоду Юрьевичу.

Около того времени в Суздальской земле уже прекратились смуты, вызванные убиением Боголюбского; Владимирский стол занимал младший его брат Всеволод III, и под его умным, твердым управлением Северная Русь снова получила преобладание над Южною; так что южные князья и сам Киевский принуждены были признать старшинство Всеволода. Таким образом, на Руси существовали уже два великих княжения: одно в Киеве, другое во Владимире Клязьминском. Южные князья спешили породниться с могущественным государем. Суздальским. Между прочим, Рюрик сосватал у него дочь Верхуславу за своего сына Ростислава в 1187 году. Верхуслава имела только восемь лет от роду; но подобное обстоятельство не помешало брачному союзу согласно с обычаями того времени. Всеволод отправил дочь на юг с большою свитою из бояр и их жен, снабдив богатым приданым, состоявшим из золотых и серебряных вещей. Отец с матерью провожали ее три переезда и простились с великими слезами. Венчание молодой четы происходило в Белгороде и совершено епископом белгородским Максимом в "деревянной" церкви св. Апостол. Свадьба была отпразднована на славу; на ней присутствовало до двадцати князей. Рюрик щедро одарил свою юную сноху и, между прочим, отдал ей город Брягин; а провожавших ее бояр отпустил в Суздаль также с большими подарками. Судя по летописи, эта свадьба вообще произвела впечатление на современников и была предметом многих разговоров. Когда Ростислав после помянутого похода на половцев вместе с супругою посетил своего тестя, Всеволод, нежно любивший Верхуславу, целую зиму продержал у себя зятя и дочь, после чего проводил их с великою честию и богатыми дарами.

Между тем набег Ростислава в степь изменил распоряжения его отца. Святослав Киевский прислал сказать Рюрику: "Сын твой затронул Половцев и начал с ним рать, ты хочешь идти в другую сторону, оставив свою землю; нет, иди теперь в Русь и стереги ее". Не забудем, что Русью в те времена называлась преимущественно земля Киевская. Рюрик послушал и с полками своими отправился на южную украйну, отложив свой поход на Литву, которая уже заметно начинала теснить наши западные пределы. Не далее как летом того же 1193 года, т.е. еще до Ростиславова похода, престарелый Святослав пытался заключить прочный мир с половецкими ханами, чтобы отдохнуть от непрерывных тревог. Он и Рюрик съехались в Каневе и послали звать ханов для переговоров о мире. Западные, или "лукоморские", ханы, Итоглый и Акуш, действительно приехали; но восточные, Осолук и Изай, из рода Бурчевичей, расположились на другом берегу Днепра против Канева и отказались переехать реку, приглашая самих князей переправиться на их сторону. Князья отвечали, что ни при дедах, ни при отцах не было такого обычая, чтобы им самим ездить к Половцам. Хотя Лукоморские охотно согласились на мир и Рюрик советовал этим воспользоваться, но так как Бурчевичи упорствовали, то Святослав сказал: "Не могу мириться с одной половиной". И съезд кончился ничем.

Это было последнее деяние Святослава по отношению к степным варварам. Нет сомнения, что, кроме обороны Черниговских и Киевских пределов, у Святослава и всего рода Ольговичей было еще одно побуждение, которое двигало их на упорную борьбу со степью. За этой степью, на берегах Азовского и Черного морей, лежал их родовой удел Тмутараканский, когда-то богатая и торговая область благодаря соседству с греческими городами в Тавриде и с Кавказским краем. Половецкие орды постепенно отторгли эту область от Руси Днепровской и загородили к ней пути ее наследственным князьям. К этой-то Тмутараканской Руси и пытались пробиться внуки Олега Святославича, на что намекает и певец "Слова о полку Игореве". Но все попытки окончились не в пользу русских князей; уже приходилось думать только о защите ближних украйн. А вновь наступившие княжие междоусобия снова дали Половцам возможность не только разорять эти украйны безнаказанно, но и грабить самую столицу Древней Руси.


Летопись по Ипат. списку. О каком живом огне говорится здесь – неизвестно. Достоверно, однако, что в эту эпоху на Востоке, именно у сарацин и турок, существовал какой-то огнеметательный снаряд, который они употребляли в войнах с крестоносцами. Может быть, это было нечто подобное греческому или так наз. мидийскому огню.

Наиболее обстоятельный рассказ о походе, плене и освобождении Игоря Святославича находится в Ипатьевском списке. При изложении события мы заимствовали некоторые черты из поэмы, принадлежащей неизвестному русскому певцу конца XII века, изображающей судьбу того же похода под заглавием Слово о полку Игореве. "Полк" употреблялся тогда в значении воинства, а равно и битвы, войны, рати. Это замечательное поэтическое произведение Древней Руси найдено было в конце XVIII века собирателем отечественных редкостей графом Мусиным-Пушкиным в одном старинном сборнике и впервые издано в 1800 году. Подлинник его сгорел в Московском пожаре в 1812 г. Это "Слово" породило обширную литературу, состоящую из многочисленных его изданий, толкований и переложений, как прозаических, так и стихотворных. Таковы издания: Палипина 1807 г., Пожарского 1819, Граматина 1823, Сахарова 1839, Головина 1840 и др. Наиболее замечательные издания, снабженные критическими толкованиями, это Дубенского (Русск. Достопамят. Часть 3-я. М. 1844), Тихонравова ("Слово о П. Игореве" – для учащихся. М. 1866) и кн. Вяземского ("Замечания на Слово о П. Игореве". СПб. 1875). Любопытно также несколько объяснений "Слова" у Шевырева в Истории Русск. словесности (Т. I. Ч. 2-я. М. 1846) и Буслаева – "Русская поэзия XI и начала XII века" (Летописи Русской литературы – издание проф. Тихонравова. Т. I.M. 1859), в особенности объяснения Е.В. Барсова (несколько томов). Из поэтических переложений укажу на труд Майкова (в 3-й части собрания его стихотворений).

Относительно реки Каялы, на берегах которой происходила битва, по "Слову о П. Игореве" и по Ипатьевскому списку, в настоящее время трудно определить, какая это именно река. Карамзин считал ее Кагальником, который впадает в Дон с правой стороны, повыше Донца. Но это пока гадательное предположение. По некоторым обстоятельствам можно думать, что главная битва происходила где-то ближе к Азовскому морю, или к Лукоморью, как его в летописи называют Северские князья. Некоторые ученые отождествляли Каялу с Калмиусом, впадающим в Азовское море (Бутков, Аристов), другие – с Тором. (Труды 3-го Археолог. Съезда).


Top