Казаки в ХХI веке: участие в военных конфликтах и служба в армии. «Темнокожие казаки? Наше движение основано на православии»

Вчера главой комитета по молодежной политике был назначен Александр Пархоменко, член оргкомитета Казачьей партии России, которая образовалась в ноябре прошлого года. Кажется от странных людей, которые возмущенно приходят на выставки современного искусства с охранительскими лозунгами так просто будет не отвертется.В новом выпуске рубрики-инструкции «How to» «Собака.ru» рассказывает, какое отношение нынешние казаки имеют к Дону и Кубани, в какой день рекомендуется принимать присягу, как выиграть грант в 3,9 миллиона на создание мультимедийного художественно-публицистического проекта «Российское казачество в периоды социальных преобразований» и как быть в тренде и организовать казачью рок-группу.

Казачество в России переживает свой ренессанс. Начало этому положила концепция развития казачества, принятая в 2008 году. А через три года в Петербурге и Москве массово стали появляться отряды казаков, утверждающих, что охраняют порядок в городе. Чтобы как-то контролировать возникшую субкультуру, государство создало «реестровое казачество» - по сути регистрацию и учет казаков в обществе, а также наделило их полномочиями и обязанностями госслужащих. По оценкам экспертов, реестровых казаков сейчас в стране около 700 тысяч. Еще 600 относятся к так называемым «общественным». Они носят те же звания, используют дореволюционную атрибутику, но при этом никаких прав вмешиваться в общественную жизнь города у них нет.

Как организовать казачий отряд?

1. Зарегистрироваться

Казачье общество, которое намерено войти в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, должно регистрироваться в форме некоммерческой организации. Для этого, согласно ФЗ № 7 «о государственных некоммерческих организациях» потребуется заявление учредителя (и отдельно сведения о нем), устав (с наименованием организации) в трех экземплярах, протокол собрания, на котором вы решили довробольно создать отряд, документ об уплате госпошлины (2000 рублей) и 50 человек. Можно, конечно, и меньше, но тогда в официальный реест казачих обществ вас не внесут.

Дмитрий Юрченко, начальник штаба СПб ОКО «Казачья стража»

Есть реестр, в котором казачье общество вносится Минюстом в качестве некоммерческой организации (НКО), согласно федеральному закону (ФЗ154 и ФЗ101), затем все действительные члены общества подписывают заявление о несении государственной службы и приступают к ней. Из таких объединений и формируется реестр общественных казачьих организаций РФ. Сейчас в нем более восьмидесяти казачьих труктур. Есть различные виды казачьих объединений: отдедьское казачье общество, станичное, хуторское, община, землячество, отряды, некоторые из них организованы по другим принципам. То есть де-факто вы можете быть казачьим отрядом, но де-юро можете им не являться. Хотя так или иначе деятельность казаков предполагает наличие юридического лица. Чаще всего, казачьи патрули, или отряды, как их называют, всего лишь объединение граждан, в той или иной форме входящих в какое-то большое казачье общество»

2. Присяга


фрагмент Донской иконы Божьей Матери

Присяга обязательна для всех действительных членов казачьего общества. Проходит она в любом православном храме в присутствии атамана, старейшин и всех новичков. Перед присягой священник совершает краткий молебен. У каждого общества в зависимости от его традиций и географического положения свой текст присяги. Но приблизительно может звучать так:

«Я, (ФИО), пред Честным Крестом и Святым Евангелием присягаю: верой и правдой служить Отечеству, Церкви Православной, честному казачеству, свято хранить добрые казачьи традиции и обычаи. Защищать их в годину брани, не щадя живота своего. Не за страх, а по совести выполнять возложенные на меня обязанности, подчиняться законной Власти, Атаману, Священноначалию, а данные мне права и власть не употреблять во зло»

Приниммать присягу очень рекоммендуется в день день Православного казачества (Донской иконы Божьей Матери) - 12 мая

3. Соблюдать традиции

Церемонии прибивки знамен войсковых казачьих обществ в Донском ставропигиальном монастыре

Казаком может стать далеко не каждый. Моральный облик будущего казака определяется христианскими заповедями. Религиозность - принципиальна. Ещё одна традиция казачества - поддержка российской государственности (т.е. никакого «Россия без Путина»), самоотверженность, служба родине - всё это радостно приветсвуется. Если вы казак, прибывший в новую общину, вам дадут испытательный срок, где эти и другие качества смогут пройти проверку (срок варьируется обычно от полугода до двух лет).

4. Cлужба

Этап военно-спортивной игры «Казачий сполох»

Основная миссия казаков сегодня - не только разгон антиправославных выставок и требования запретить спектакли Набокова. В указе президента от 2011 года служба на благо Отечества прописывается как: «охрана общественного порядка и природных ресурсов, поддержание патриотического образования молодежи и сохранение памятников культурного наследия».

Дмитрий Юрченко , начальник штаба СПб ОКО «Казачья стража»:

Сейчас в Петербурге существует сводное объединение „казачья милиция“, например, и отдел охраны правопорядка вместе с ГУ МВД. Есть конная казачья сотня. Казаки Петербурга организовали образовательные курсы урядников, казачьи ансамбли и группы, реконструкцию великих сражений и многое другое»

Борис Алмазов , писатель, почетный атаман Северо-Западного Округа Союза казаков:

Если казаков официально признают субэтносом, это решит нашу главную проблему. Законодательная база существует. Есть закон о национально-культурной автономии (который сейчас везде нарушается), и существует закон о местном самоуправлении. Хотите у себя в станице ввести атаманское правление - собирайте сход, вводите, кто вам мешает? Вперед!
Это если казаки - народ. А если казаки - это нечто непонятное, то остаются клоунские патрули и ансамбль „Рашен балалайка“. Если уж обязательно решили завести национальные патрули, то почему обязательно казачьи? Почему не ингушские или не мордовские? Уже сейчас почти нет в реестре казаков по происхождению. Любым делом (и охраной правопорядка) должны заниматься профессионалы»


Еще два способа следовать казачьему тренду:

1. Поставить спектакль

Труппа театра «Мастерская»

На волне интереса к казакам петербургский театр «Мастерская» в прошлом году выиграл грант в 3,9 миллиона на создание мультимедийного художественно-публицистического проекта «Российское казачество в периоды социальных преобразований». Директор театра Михаил Барсегов что вписался в грантовую программу едва ли не случайно - он искал деньги на постановку спектакля «Тихий Дон» по роману Шолохова.

Никита Деньгин , пресс-секретарь театра «Мастерская»:

Безусловно, казаки сейчас стали трендом, в этом, как мне представляется, есть некая тяга общества к стабильности, к „почвенничеству“, к основам: все сейчас быстро меняется, но хочется, чтобы некоторые понятия, такие как семья, отечество, долг оставались неизменными. Но упрекнуть „Мастерскую“ в примитивном пиар-ходе и банальной погоне за зрителем нельзя по одной простой причине: спектакль „Тихий дон“ задумывался Григорием Козловым с другим курсом чуть ли не 10 лет назад - выпуск 2005 года занимался романом, но по ряду причин спектакль на сцену так и не вышел. В рамках проекта „Российское казачество в периоды социальных преобразований“ 18-19 мая состоится премьера „Тихого дона“ с третьекурсниками мастерской Григория Козлова в театральной академии (СПбГАТИ), для них это будет первый выход на сцену. Это будет психологический театр, театр про людей, про неразрывную связь каждой отдельно взятой судьбы с событиями большой истории»

2. Казачья рок-группа

Группа «Ас Вентура»

Казачьи песни - это не только «Любо, братцы, любо». Пока в Краснодаре уже вовсю действует радио «Казак fm» - единственная в своем роде радиостанция с кубанским фольклором и лозунгом «Настоящее раздольное радио», - в Петербурге в тесных клубах и рок-кафе происходит становление казачьего рок-движения. Группа «Ас Вентура», например, позиционирует себя как смесь из альтернативы, фолка и инди, выпускает альбомы при помощи краудфандинга.

Иван Андрианов, лидер группы:

Группа образовалась на Камчатке когда мне было 16 лет. Тогда мы были обычной панк-группой. Чуть позже узнал, что я родом из казаков (тогда еще никакой моды не было на казаков, был 1998 год). Узнал случайно, и эта тема меня очень зацепила. Стал интересоваться историей казаков и своей семьи, понял, что это мое. В итоге вступил в казачью организацию, а в творчестве появились песни о казаках, которые постепенно стали основой репертуара. Причем это были и рок-песни, и казачьи, как мне кажется.
В Питер мы приехали в 2007 году. Сейчас я казак станицы „Адмиралтейская-Невская“. Не все казаки принимают наше творчество, потому как по большей части это люди консервативные. Многим подавай народную песню, и все тут. А рок, говорят, от лукавого. Однако достаточно и тех, кто понимает, что традиция должна жить и в настоящем, в современных формах. Задача „осовременить“ казачью культуру, не испортив, не упростив и не обокрав ее - сложная, и под силу, наверное, только великому художнику»

фото: www.kazakirossii.ru, www.kazakispbilo.ru

Казачьи отряды – заслон на южнорусских границах

Отношения казаков с Москвой последовательно менялись: 1) совершенно независимое; 2) несли службу по договору с московскими князьями; 3) служили по присяге; 4) вошли в состав Российского Государства как неотъемлемая ее составная часть. Во всех случаях казаки сохраняли право на занимаемые ими земли, пользование которыми гарантировалось верховной российской властью. Во внутренней жизни казаки сохраняли независимость от центральной власти: и атаман, и ближайшие его помощники выбирались общим голосованием. Все вопросы казачьей жизни решались на общих казачьих собраниях, носивших название “Войсковой Круг” у донских казаков, и “Рада” - у днепровских и затем – кубанских.

Установившейся порядок общего равноправия и деятельности общеказачьих собраний имеют различные объяснения; и большинство историков объясняют этот обычай заимствованным у новгородцев, которые в 16 веке в большом количестве влились в казачью среду. Объяснение это непосредственно связывается с теорией происхождения казаков от “беглого люда” и ни чего нового не вносит. Общие народные собрания, или вече, были свойственны всем народам во времена несложного государственного устройства. Более продолжительное время эта система держалась в Новгороде и существовала в казачьем быту. С развитием внутренней жизни, с расширением границ, система общих собраний должна была отживать и принимать новые формы, более отвечающие новым условиям. Но казаки прочно держались веками сложившейся системы Войсковых Кругов и Рад, общеказачьи собрания служили для них символом их свободы и равноправия. Но система общих собраний была трудно осуществимой уже в 16 веке, - и на Войсковых Кругах донских казаков, собиравшихся в пределах нижнего течения Дона, - и в “раздорах на Дону” отсутствовали казаки “верховых” станиц, и общие вопросы решались без их участия. Общие казачьи собрания, как и собрания новгородцев, происходили часто при бурных спорах, нередко приводивших к вооруженным схваткам, что также вело к неизбежности устройства более устойчивой формы внутреннего управления.

Изменения отношений казаков с Москвой происходили под влиянием различных причин. Во-первых, казачьи поселения на Дону, Тереке и Яике были далеко отодвинутыми от московских границ в сторону кочевников, с которыми они должны были вести постоянные войны. Казаки ощущали недостаток в военных припасах, предметах питания и нуждались в моральной и вооруженной поддержке в борьбе с кочевниками. С расширением границ московских владений территории их сливались, и влияние Москвы становилось более значительным. Казаки, волей или неволей, должны были считаться с положением, делать уступки своей независимости и мириться с неизбежностью подчинению Москве.

Роль казаков в истории России была настолько значительной, что после того как на южных границах московских владений кочевники были или покорены, или исчезли, и опасность нападений прекратилась, казаки и казачий внутренний быт уважительно поддерживались российским правительством, а казачьи войска, как военная сила, высоко ценились.

Русь, выходя из-под власти монголов, находилась в состоянии раздробленности: большая часть ее земель была в составе польских и литовских владений. Перед московскими князьями стояла одна из трудных задач – объединение земель. Задача эта требовала твердой власти, способной направлять все силы страны к одной цели. Московские князья не имели еще достаточного авторитета – удельная система была еще сильна. Для объединения земель необходимы были два фактора: твердая власть Великого Князя и централизованная система управления страной. Эти два фактора и служили основой в процессе объединения отторженных земель.

Включая в состав своих владений не только части “коренных” русских земель, но и независимые земли, московская власть подчиняла их не только политически, но применяла все средства для того, чтобы изгладить из сознания их прошлое. В целях образования твердой центральной власти и поднятия авторитета Великого Князя историками приписывалась ему роль главной организующей силы, в том числе и образования казачьих поселений.

Образование казачьих поселений приписывается разумной и предусмотрительной политике московских князей, которые не только разрешали бегство русского люда из своих владений, но даже поощряли его. Московские князья как будто стремились к тому, чтобы создать вооруженные силы не внутри страны, а вне ее пределов. Главная роль в образовании казачьих поселений приписывается царю Ивану Грозному, не считаясь с тем, что Иван Грозный, вступив на престол в 17-летнем возрасте, через пять лет в войне с Казанью в составе войск имел 10 000 казаков. По сведениям русских и литовских летописей, в Литовской войне в составе московских войск было такое же количество казачьих войск с атаманами Заболоцким, Яновым, Ермаком Тимофеевичем, Черкашиным и другими. По утверждению историка Н. М. Карамзина, казачьи войска существовали даже раньше Батыя.

Войдя в состав Российского Государства, казачьи войска составляли полки легкой конницы, носившей название “иррегулярной”. Военная подготовка, обмундирование, снаряжение и кони казаками приобретались за свой счет. Вознаграждением расходов служили земли, на которых жили казаки, и неприкосновенность которых гарантировалась верховной властью с древних времен до последнего царствования. Кроме земель, казакам предоставлялись и другие льготы: беспошлинной торговли, рыбных промыслов и другие.

Главными средствами существования казаков были земледелие и скотоводство, рыбная ловля, охота и в прежние времена – военная добыча. Земледелие, как и среди “полевых” народов, до 1695 года среди казаков было под строгим запретом. Все мужское население обязано было служить. В числе московских войск были казачьи полки, входившие четвертыми в состав кавалерийских дивизий; формировались и отдельные казачьи дивизии.

История казаков в течение веков связана с тяжелыми, непрерывными войнами по защите своих земель, а также с войнами и походами в составе русских войск. Для защиты своих территорий казачьи городки, располагавшиеся на далеких окраинах русских земель, строились на выгодных для обороны местах, обносились высокими насыпями, окапывались глубокими рвами и охранялись выставленными повсюду пушками. При расположении на близком расстоянии нескольких городков они превращались в общий укрепленный лагерь.

Казачьи городки часто подвергались нападениям и в борьбе с кочевниками несли большие потери, но они всегда находили достаточно сил и средств для отражения нападавших.

Количество боевого состава донских казаков в 16 веке было около 20 тысяч. Из этого количества в самостоятельные походы или в составе московских войск уходило не более 2/3, а одна треть оставалась на Дону для защиты своих земель и для замены полевых полков после трехлетнего пребывания их в походе. Казаки справлялись со своей задачей и в течении все времени своего независимого существования никогда не обращались за военной помощью к московскому правительству. Помощь, которой пользовались казаки от Москвы, были военные припасы: порох, свинец, хлеб, сукно, деньги. Ввиду того, что казачьи области управлялись “особым Положением” и несли тяжелые служебные повинности, полноправными гражданами в областях были только казаки. Среди казаков жило много не казачьего населения, но оно находилось в положении “иногороднего” и не пользовалось правами казаков.

Донское войско, как и другие, делилось на военные округа, станицы и хутора, во главе которых стояли соответствующие атаманы. Иногороднее население не состояло на учете казачьих властей и находилось под управлением уездных начальников, через которых входило в систему общероссийского управления.

Ввиду условий военной службы, отрывавшей казаков от домашнего быта, лишавших их возможности заниматься другим трудом, кроме земледелия и скотоводства, все работы ремесленного характера и торговля находились в руках “иногородних”.

Внутренние изменения в казачьем быту начались после того, как они в 1671 году принесли присягу на службу московскому царю, чем поставили себя в полную зависимость от Москвы.

Границы московских владений продолжали подвергаться нападению и с востока и с запада. Единственным проблеском надежды для Москвы оказалось полученное право создавать свои собственные вооружённые силы. Возможность эта была одним из наиболее важных условий освобождения от иноземной зависимости, и с этого времени усилия московских князей стали направляться к одной цели: организация постоянных или “нарочитых” войск. Возможности привлечения казаков на службу русских князей постепенно расширялись и устанавливалась связь с казачьими поселениями, оставшимися ещё на своих местах, так что в середине 15 столетия на границах рязанского, мещёрского и северского княжества на пограничной службе появились “казачьи войска”, несшие службу князьям по особому договору. Потребность в организации вооружённых сил ставила московских князей в необходимость идти на большие уступки казакам и ставить казачьи войска, принимаемые на службу, в исключительные условия. Казачьи войска на службе московского князя сохраняли внутреннее войсковое устройство; весь командный состав ставился, по установившемуся обычаю, казаками; военное обучение и тактика также сохранились привычные казакам, и во внутреннем быту казаки сохраняли полную автономию.

Связь казаков с Москвой не прерывалась. Москва нуждалась в помощи казаков и поддерживала с ними сношения. Кроме того, Москву связывало с казачьими поселениями общие цели – борьба с азиатскими ордами и защита от их нападений. Задачей казаков было защитить и отстоять занимаемые ими земли от нападений окружающих их орд, задача Москвы состояла в том, чтобы обеспечить границы своих владений от тех же азиатских орд. Казаки нуждались в материальной помощи Москвы, Москва – в военной помощи казаков. Эти общие цели служили той связью, которая ни при каких обстоятельствах не прерывалась между донскими казаками и Москвой не прерывалась. Нападение казаков сдерживали крымские орды от походов на московские земли, но вызывали страх и недовольство Москвы, что часто приводило к размолвкам с Доном.

Заключение

Освобождаясь от татарской зависимости, Русь должна была восстанавливать культурные центры: монастыри, школы, организацию внутреннего управления, устанавливать сношения с внешним миром, и, в первую очередь, создавать вооружённые силы, необходимые для защиты границ и внутренней безопасности. Для успешного решения предстоящих задач необходимы были твёрдая княжеская власть и сильная армия.

Донские казаки по своему географическому положению находились в непосредственной близости к Крыму и Астрахани, и находились также в непрерывной войне с этими ордами. Казаки решали двоякую задачу: во-первых, они старались удержать занимаемые ими земли, за которые Русь безуспешно вела войны с начала 10 века, и, во-вторых - окончательно уничтожить азиатские орды, которые в течение 250 лет держали их в своей зависимости. Казаки донские и днепровские, несмотря на непосредственную близость расположения их городков к землям кочевников и нашествия на их земли организованных турецко-крымских войск, справились со своей задачей и отстояли свои земли.

Донские казаки в сношениях с московской властью имели часто натянутые отношения, но у них никогда не было стремления к измене московским царям, и, отстаивая свои права и “вольности” независимых казаков, они исправно несли свои обязанности и службу в отношении Москвы.

Донским казакам пришлось пережить великое нашествие Крыма и Турции на свои земли, цель которого была – уничтожить донских казаков, захват Астрахани, а затем Казани.

Донские казаки, при содействии днепровских и стрелецких войск, под начальством князя Серебряного, занимавших Астрахань, не только отразили

нашествие, но почти полностью уничтожили турецко-крымскую армию из 80 тысячного состава, которой возвратились в Крым всего 16 тысяч.

В XIV-XIX веках по образцу Донского Войска правительством были образованы 8 казачьих областей расселённых на границе с Азией, служивших охраной русских границ.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Рассказ >> Литература и русский язык

2 В начале зимы на узловых станциях южнорусских дорог сталкивались два человеческих... У них в станице два казачьих офицера собрали отряд , ночью налетели, разогнали Совет... Украины и на своих северных границах оставила лишь сильные заслоны . Пятьдесят тысяч...

  • История России с древнейших времен до конца XX века

    Реферат >> История

    ... на Дон был направлен военный отряд во главе с князем В.В. Долгоруковы. Старинное казачье ... сосредоточены на западной границе и разделены на две... гарнизона, выставленные в заслоны в центре города, ... русском обществе и влиянием южнорусских и греческих священников...

  • Отечественная история. Курс лекций (1)

    Конспект >> История

    Гирей разграбил все южнорусские земли, взял... потому первым, возможным заслоном на пути этих идей в... действия вооруженных отрядов тылу существовавших правительств... в 13 казачьих войсковых объединений, ... около 500 инцидентов на границе СССР с участием...

  • Казаки являются неотъемлемой частью российской истории и культуры. Их образы - принципиальные, смелые и волевые - оживают на страницах бессмертных произведений Н. В. Гоголя, М. А. Шолохова и Л. Н. Толстого. Наполеон восхищался казаками, называл их лучшими легкими войсками, имея которые, он бы прошел весь мир. Бесстрашные воины и первооткрыватели русских окраин в советский период попали в жернова сталинских репрессий и канули бы в Лету, если бы ни российское правительство, предпринявшее попытку сохранить и возродить эту культурно-этническую общность. Что из этого вышло, и чем занимаются современные казаки, читайте в статье.

    Казаки в отечественной истории

    В научной среде существует некоторая путаница по вопросу о том, кем являются казаки - отдельным этносом, самостоятельной народностью или даже особой нацией, произошедшей от тюрков и славян. Причина неопределенности кроется в отсутствии достоверных письменных источников, проливающих свет на появление казаков, а также множество предполагаемых предков, среди которых татары, скифы, касоги, хазары, киргизы, славяне и др. Более-менее единого мнения ученые придерживаются относительно места и времени зарождения казачества: в 14-м веке незаселенные степные просторы в низовьях Дона и Днепра стали пополняться переселенцами из соседних княжеств, беглыми крестьянами и другими этносоциальными группами. В результате образовалось два крупных объединения: Донское и Запорожское казачество.

    Этимология слова «казак» также имеет несколько версий. По одной из них слово означает вольного кочевника, по другой - наемного работника или воина, по третьей - степного разбойника. Все версии, так или иначе, создают образ казака и имеют право на существование. Казаки, действительно, считались вольным народом, прекрасными воинами, которые обучались военному мастерству с детства и которым в верховой езде не было равных. В том числе благодаря казакам состоялось присоединение к России южных и восточных земель, а государственные границы были защищены от завоевателей.

    Казачество и государственная власть

    В зависимости от взаимоотношений с властной верхушкой казаки делились на вольных и служилых. Первым претило государственное давление, поэтому они нередко выражали свое недовольство восстаниями, самые известные из которых были под предводительством Разина, Булавина и Пугачева. Вторые подчинялись царской власти и получали жалование и земли за свою службу. Система организации казачьей жизни отличалась демократическими порядками, а все основополагающие решения принимались на специальных собраниях. В конце 17-го века казаки присягнули российскому престолу, весь 18-й век государство реформировало структуру управления казаков в нужном для себя русле, а с начала 19-го века вплоть до революции 1917 года казаки являлись ценнейшим звеном русской армии. В начальную советскую эпоху проводилась политика расказачивания, сопровождаемая массовыми репрессиями казаков, а с 1936 года началось восстановление казачества с возможностью присоединения их к Красной Армии. Уже во Второй мировой войне казаки снова смогли проявить себя с лучшей стороны.

    Тем не менее, в период Советского Союза культура казачества стала придаваться забвению, но после развала СССР началось ее возрождение.

    Реабилитация казачества

    Декларация о реабилитации российского казачества, подвергшегося репрессиям, была принята незадолго до распада СССР в 1989 году. В 1992 году вышел Указ Президента РФ и Постановление Верховного Совета РФ, в которых были закреплены положения, касающиеся восстановления и функционирования казачьих обществ. В 1994 году начало действовать Постановление Правительства РФ, определившие стратегию развития в отношении казачества, в частности, госслужбы казаков. Как отмечено в документе, именно в период государственной службы казачество обрело характерные для себя черты, поэтому для того, чтобы возродить казачество в целом, необходимо в первую очередь восстановить его государственный статус. В 2008 году была принята обновленная концепция государственной политики в отношении казачества, ключевыми целями которой являлись действия, направленные на развитие государственной и другой службы казачества, а также действия по возрождению традиций и воспитание молодого поколения казаков. В 2012 году вышла Стратегия развития российского казачества до 2020 года. Ее ключевой задачей является содействие партнерским отношениям государства и казачества. Государственный реестр осуществляется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами. Сведения, которые должны быть включены в реестр: вид общества, наименование общества, адрес, общая численность и численность участвующих в государственной или иной службе, Устав общества и другие данные.

    Ниже на фото современные казаки.

    Приоритетные направления государственной политики

    В отношении российского казачества Правительство РФ расставило следующие приоритеты:

    • привлечение к госслужбе (или иной службе), а также совершенствование правовых, экономических и организационных основ службы;
    • воспитание подрастающего поколения;
    • развитие сельских территорий и агропромышленного комплекса в местах проживания казачьих общин;
    • совершенствование местного самоуправления.

    Основные направления деятельности современных казаков

    Казаки в России - это граждане Российской Федерации, состоящие в казачьих обществах и являющиеся прямыми потомками казаков или гражданами, пожелавшими вступить в ряды казачества. Общества представляют собой некоммерческую форму самоорганизации граждан РФ для возрождения традиций казачества в стране.

    Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.

    По факту, войсковые казачьи общества стоят на вершине иерархии.

    Государственная служба, к которой привлекаются современные казаки:

    • Воспитание призывников.
    • Выполнение мероприятий по предупреждению и устранению последствий ЧС.
    • Гражданская оборона.
    • Оборона территорий.
    • Природоохранная деятельность.
    • Охрана общественного порядка.
    • Обеспечение пожарной безопасности.
    • Обеспечение экологической безопасности.
    • Борьба с терроризмом.
    • Охрана лесов, животного мира.
    • Охрана границ РФ.
    • Охрана государственных и иных важных объектов.

    Возрожденное казачество: миф или реальная сила?

    Не утихают споры о том, как сегодня относиться к казакам. Многие называют современных казаков ряженными, бутафорией, совершенно не нужным звеном без того многочисленных силовых ведомств. Кроме того, существует большая неопределенность в распределение бюджетных средств между казачествами, и есть вопросы к финансовой отчетности казачьих обществ. Действия некоторых казачеств попадают под уголовные или административные преследования, что также не способствует закреплению положительной репутации казачества. В понимании россиян современные казаки то ли общественные деятели, то ли дополнительные органы правопорядка, то ли бездельники на иждивении у государства, то ли второсортные неквалифицированные служащие, берущиеся за любую работу. Вся это неопределенность, отсутствие единой идейной линии даже между казачьими обществами одной территории создает преграды в возрождении казачества и положительного отношения к казакам со стороны граждан. Несколько иного мнения о казаках придерживается население исторически казачьих столиц - там феномен казачества воспринимается куда более естественно, чем, скажем, в столице страны. Речь идет о Краснодарском крае и Ростовской области.

    Казачьи общества функционируют во многих субъектах России. Самыми крупными войсковыми казачьими обществами являются Всевеликое войско Донское, Кубанское казачье войско и Сибирское казачье войско. было образовано в 1860 году. На сегодняшний день в него входят более 500 казачьих обществ. Казачьи патрули - привычное явление для многих Кубанских городов. Совместно с полицейскими они предотвратили множество преступлений по всему краю. Кубанские казаки успешно участвуют в ликвидации последствий ЧП (например, крымское наводнение), помогают предотвращать локальные конфликты, в частности, при присоединении Крыма. Также они участвуют в охране правопорядка на различных мероприятиях, в том числе мирового уровня (Олимпиада-2014, «Гран-При России Формула 1»), несут службу на приграничных постах, выявляют браконьеров и многое другое.

    Нынешний губернатор Краснодарского края (как и предыдущие губернаторы) стремится всячески поддержать казачество: расширить круг их полномочий, приобщить молодежь и т. д. Как результат, роль современных казаков в жизни региона с каждым годом растет.

    Донское казачество

    Донские казаки являются самым старшим казачьим войском России и самым многочисленным. Всевеликое войско Донское несет государственную службу и участвует в военно-патриотической работе. Охрана общественного порядка, военная служба, охрана границ, защита социальных объектов, противодействие незаконному обороту наркотиков, антитеррористические операции - эти и другие задачи выполняют современные донские казаки. Из известных событий, в которых они участвовали, можно отметить миротворческую операцию в Южной Осетии и рейд на Большом десантном корабле «Азов» против сомалийских пиратов.

    Форма и награды казаков

    Геральдические традиции насчитывают не одно столетие. Современная форма казаков делится на парадную, повседневную и полевую, а также на летнюю и зимнюю. Определены правила шитья и ношения одежды, правила ношения погонов в соответствии с казачьим чином. Между казачьими войсками существуют определенные различия в форме и цвете мундиров, шаровар, лампасов, околышей фуражек и верха папахи. Изменения в наградной политике повлекли за собой утверждение орденов, медалей, войсковых и нагрудных знаков, которые, с одной стороны, сохраняют традиции русского казачества, с другой - имеют свои отличительные особенности.

    Заключение

    Итак, казаки в современной России делятся по территориальному признаку, виду общества, в котором они состоят, а также они бывают реестровыми и нереестровыми. Государственную службу могут нести только а высшими казачьими обществами, по факту, являются войсковые казачьи общества. Каждое общество имеет свой Устав, форму и структуру. В России на данном этапе самыми значимыми являются Всевеликое войско Донское и Кубанское казачье войско. Кубанские и донские казаки продолжают традиции своих славных предков, решают правоохранительные и другие задачи, а их ряды с каждым годом пополняются молодыми кадрами.

    Казаки. Многие впервые услышали это слово в период развала Советского Союза, когда в националистическом угаре окраины советской империи пытались проглотить столько суверенитета, насколько широко открывался их рот. Яростное противодействие растаскиваемым «по национальным квартирам» «новым демократиям», под которые первое время маскировались разного толка националисты, оказали казаки.

    Вдруг, словно из ниоткуда, возникли крупные казачьи организации, способные влиять не только на политику регионов, но и формировать достаточно эффективные боевые подразделения. Почему так вышло, что их появление стало неожиданностью? На самом деле казаки никуда не исчезали. Это советская власть, всеми силами старавшаяся о них забыть, о них почти и забыла. А казаки помнили, что они были и остаются частью страны. В ссылках и лагерях, в крупных городах и на далекой чужбине, на комсомольских стройках и стройках народного хозяйства, в университетах, институтах и военных училищах. Пришло время, и они вспомнили, какой мощной силой могут быть, объединившись.

    Коммунистическая партия перестала играть роль руководящей силы в стране, у руля встали перестройщики-либералы. Но они не дали стабильности, начались разброд и шатание, Советский Союз распадался на части. Многие из казаков с оружием в руках сражались против националистов разных мастей, не без успеха растаскивающих «по национальным карманам» не только нашу страну, но и страны бывшего «Социалистического лагеря».

    Появление казаков на политической сцене вовсе не кажется странным, если учитывать их роль в становлении российского государства в разные исторические периоды. Именно они в свое время расширили границы России от Черного моря до Тихого Океана и защищали их. Еще великий русский писатель Лев Толстой отмечал, что «границы Российской империи лежат на арчаке казачьего седла». И не могли их потомки не попытаться сохранить страну в существовавших тогда границах.

    Впервые громко заговорили о казаках в связи с событиями в Приднестровье. Молдавские националисты захотели не просто выйти из Советского Союза, они пожелали «воссоединиться» с Румынией. Они забыли и попытались заставить других забыть, сколько бед и страданий молдавскому народу принесло недолгое пребывание в составе Румынии. Вовсе не вся Молдавия хотела вновь через это пройти, особенно левобережная, где традиционно проживало много русских, болгар и гагаузов. Приднестровье восстало, не желая мириться с навязываемой демократией, нацистской по существу. Образовалась Приднестровская Молдавская Республика. Но сил крошечной даже по сравнению с Молдавией новой страны было совершенно недостаточно, чтобы противостоять поддерживаемой и вооружаемой румынами молдавской армии и полиции. Республика взывала о помощи. Откликнулись казаки, из станиц и хуторов отправлялись многочисленные отряды.

    Хотя объективно казаков в Приднестровье в итоге собралось немного, сражались они достойно и весьма эффективно. Румыно-молдаване считали казаков на тысячи, боялись и люто ненавидели. На направлениях, где они действовали, резко уменьшилось количество кишиневских «добровольцев», которые ездили «повоевать с сепаратами», как на экскурсию выходного дня: автобусы привозили их в пятницу вечером после работы к местам ведения боевых действий и отвозили домой в воскресенье. Кому захочется на «экскурсию», в результате которой можно вернуться «в деревянном мундире»? Это еще больше озлобило против казаков идейных националистов. Если к ним в плен попадал кто-то из казачьих отрядов, они проявляли крайнюю жестокость. Показателен пример Анатолия Шкуро. Казак был ранен, когда его схватили националисты. Били его смертным боем, пытались живого распилить циркулярной пилой. Только неожиданное и своевременное появление журналистов спасло казака от неминуемой чудовищной казни. Полгода потом он провел в кишиневской тюрьме, подвергаясь ежедневным пыткам и издевательствам, пока его не обменяли на группу пленных румыно-молдаван.

    Стойкость казаков в бою, умение решать поставленные командованием задачи послужили основанием для того, чтобы генерал-полковник Константин Кобец, занимавший тогда должность министра обороны РСФСР, подписал приказ №3, гласивший: «Российское казачество - до законодательного решения этого вопроса - признается в качестве реальной боевой единицы Государственного комитета РСФСР по оборонным вопросам». Подписан приказ 20 августа 1991 года. Он является первым официальным документом, касающимся казаков.

    После Приднестровья были Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Югославия, Чечня. Везде казаки показали себя достойно, действовали малыми силами, но весьма эффективно. Те из них, кто уже принимал участие в вооруженных конфликтах, учили впервые приехавших в «горячие точки» казаков-новобранцев. Особенно удивлял и поражал журналистов, не знакомых с историей казачества, неукротимый боевой дух казаков, невозможность заставить их изменить идее свободы.

    Опять же, здесь очень характерен пример казака Анатолия Шкуро, про которого я упоминал ранее. Выдержав неимоверные страдания в плену, едва не погибнув, он, тем не менее, едва оправившись, вернулся в действующие боевые отряды. Он одним из первых появился в Джаве и Цхинвале, которые подверглись нападению грузинской армии. Воевать там казакам, правда, почти не пришлось, в действие вступила российская армия. За пять дней агрессора оттеснили, Грузию «принудили к миру». Хотя за эти несколько дней казаки успели отличиться: например, члены Терского казачьего войска во взаимодействии с министром обороны республики подбили из гранатомета первый грузинский БТР. Разведывательная группа захватила живьем экипаж танка. Казаки заставили грузинского наводчика стрелять по грузинским же боевым позициям, еще и похвалили за точность наведения огня.

    Можно вспомнить сотни эпизодов, где отличились казаки. Везде, где они воевали в качестве добровольцев, их вспоминают добрым словом. Во всех, абсолютно во всех случаях, кроме Югославии, сторона, на которой воевали казаки, победила. Потому что воевали они всегда за правду. В Югославии не удалось сдержать натиск НАТО и других деструктивных сил, пытавшихся разорвать эту братскую нам страну на мелкие части. Разорвали. Та же участь ожидала, по их планам, и Россию, к счастью, тут ничего не вышло. Одним из немаловажных факторов, который оказал воздействие на ситуацию, стали казаки.

    Руководители российского государства и армии не оставили это без внимания. Наиболее дальновидные из них достаточно быстро поняли, что казачество для России - это стабилизирующий фактор, а участие казачьих подразделений в вооруженных конфликтах весьма эффективно. Одним из таких людей был командующий Северо-Кавказским военным округом генерал Анатолий Квашнин. По его приказу в феврале 1996 года на базе 135-й мотострелковой бригады 58-й армии, в самый разгар чеченских событий, была создана уникальная воинская часть ВС РФ. Это был 694-й отдельный мотострелковый Батальон генерала Ермолова. Практически весь его личный состав был сформирован из казаков-добровольцев, с ними заключили соответствующие контракты.

    Непосредственно собирал батальон заместитель начальника штаба СКВО генерал-майор Евгений Скобелев при активном участии атамана Терского казачьего войска. Многие казаки, которых туда взяли, уже к тому времени прошли боевую закалку в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии и Югославии. В батальоне царили строгие порядки, он был образцом воинской дисциплины, как и принято у казаков. Взводы формировались по земляческому принципу - бойцы были из одного города, района. На должность командира взвода назначался лидер, умевший командовать и воевать, которого поддерживало большинство. Так некогда выбирались походные атаманы.

    Свое боевое крещение ермоловцы приняли 8 марта. Приказ командования СКВО предписывал войти и закрепиться в Заводском районе Грозного. Не успев даже сориентироваться на местности, батальон двинулся вперед и сразу же попал в засаду. Боевики подбили две машины и БТР, отрезали путь к отступлению. По обе стороны - бетонные заборы, это был каменный «мешок» и море огня. Казаки не растерялись, сказался боевой опыт многих из них. Продержались два часа, непрерывно отстреливаясь. С наступлением сумерек стали отступать. Было трудно и самим, но ермоловцы выводили из-под огня чеченских женщин, оказывали первую помощь раненым.

    Боевиков успехи казаков очень волновали, причем как дудаевцев, так и завгаевцев. Они расценили действия казачьего батальона как первый шаг по возвращению двух районов Чечни их законным владельцам - казакам. Газета мятежников «Ичкерия» прокомментировала ситуацию следующим образом: «Над свободной Ичкерией нависла черная туча казачьего нашествия». В результате заигрывания с боевиками, подковерных политических интриг летом 96-го года Ермоловский батальон вывели из Чечни.

    При его создании предполагалось, что батальон развернут до полка. Потрепанному в боях подразделению вручили полковое знамя с надписью «1-й казачий полк им. генерала Ермолова». Это было несомненным признанием заслуг, тогда многим казакам казалось, что их ожидает большое будущее. Но 8 июня 1996 года в автокатастрофе погиб генерал-майор Евгений Скобелев, занимавшийся вопросами переформатирования батальона в полк. И вопрос был снят с повестки, что фактически означало начало его ликвидации. Примерно через месяц батальон построили, зачитали приказ о том, что весь личный состав уволен. Вчерашним днем.

    Как бы там ни было, но батальон Ермолова завершил свой короткий боевой путь с гордо поднятой головой. Его бойцы личным примером доказали: даже не слишком хорошо подготовленные к войне люди способны решить любые задачи, если они воодушевлены общей идеей. По словам Скобелева, десять таких батальонов покончили бы с бандитами в Чечне раз и навсегда. За недолгий период боевых действий 262 казака были ранены или контужены, 27 героев погибли, 96 казаков были отмечены высокими государственными наградами.

    Со временем политические заигрывания с НАТО и другими «коллегами» закончились, стало очевидно, что их обещания лживы насквозь. Как преследовали заокеанские «друзья» свои собственные цели, так и преследуют. В Генштабе России, в высшем командовании армии вспомнили о казаках, об их опыте участия в военных конфликтах. Политическое руководство страны приняло целый ряд законов и подзаконных актов, касающихся казачества. Не осталась в стороне и армия. Сейчас в составе Вооруженных сил РФ есть несколько подразделений, которым присвоено традиционное наименование «казачьи». Примером такой части может служить 205-я мотострелковая бригада, дислоцированная в городе Буденновск Ставропольского края. В 1998 году она стала казачьей, четырем ее отдельным батальонам присвоили наименования «Астраханский», «Донской», «Терский» и «Кубанский».

    Соответствующие казачьи войска взяли над батальонами шефство, это означает, что им вручили определенные знамена. Комплектуются они в основном казаками тех войск, чье наименование носят. Форма у солдат обычная, армейская, за исключением шеврона. Основное отличие в том, что вместе служат выходцы одной станицы, хутора, это друзья, одноклассники. О том, как ты служил, будут знать и помнить твои соседи, родственники, знакомые. Это налагает особую ответственность. Частые гости в батальонах - казаки и атаманы станиц и хуторов. К данному моменту в Вооруженных силах насчитывается около пятнадцати подразделений с названием «казачье». В основном это мотострелковые и десантно-штурмовые батальоны. Созданы соответствующие подразделения в войсках МВД, в пограничных войсках, на флоте. Молодые казаки, проживающие в Калининградской области, например, направляются военкоматами для службы в подразделениях Балтийского флота.

    Указания «О порядке комплектования казаками соединений и воинских частей Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» направлены командующим войсками военных округов и атаманам казачьих обществ Российской федерации. Следует особенно отметить Президентский полк, в конном подразделении которого служат донские, кубанские и терские казаки. Сейчас они участвуют в конных парадах и разводах в исторической форме лейб-гвардии Драгунского полка. Казаки верят, что придет время, и они наденут на парад традиционную казачью форму.

    Николай Дьяконов, есаул Всевеликого Войска Донского


    Определение казачества

    Казачество – это этническая, социальная и историческая группа, объединившихся русских, украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др.

    Казачество – (от тюрк.: казак, казак – удалец, вольный человек) – военное сословие в России.

    Казаки (козаки) – субэтническая группа русского народа, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности, России и Казахстана, а ранее – и Украины.

    В широком смысле, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. В более узком смысле казаки – часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово «казак» означает нижнего чина казачьих войск.

    Внешние общие характеристики казаков

    Сопоставляя разработанные в отдельности признаки, мы можем отметить следующие характерные для донских казаков особенности. Прямые или слегка волнистые волосы, густая борода, прямой нос с горизонтальным основанием, широкий разрез глаз, крупный рот, русые или тёмные волосы, серые, голубые или смешанные (с зеленым) глаза, сравнительно высокий рост, слабая суббрахицефалия, или мезоцефалия, относительно широкое лицо. Пользуясь последними признаками, мы можем сопоставить донских казаков с прочими русскими народностями, и они, по-видимому, являются более или менее общими для казачьего населения Дона и прочих великорусских групп, позволяя, при более широком масштабе сравнения, отнести донских казаков к одному, преобладающему на русской равнине антропологическому типу, характеризующемуся в общем теми же отличиями.

    Характер казаков

    Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.

    Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы казаки.

    Происхождение казачества

    Существует множество теорий возникновения казачества:

    1. Восточная гипотеза.

    По мнению В. Шамбарова, Л. Гумилёва и др. историков, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия.

    Касоги (касахи, касаки) – древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X–XIV веках.

    Бродники – народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси.

    О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н. С. Коршиков и В. Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р. Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л. Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII–XV вв.»

    Монголы лояльно относились к сохранению подданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало также Сарайско-Подонское епископство, которое позволило казакам сохранить свою идентификацию.

    После раскола Золотой орды оставшиеся и на её территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи – Ногайская орда и Крымское ханство; и от появившегося на Руси Московского государства.

    В польских хрониках первое упоминание о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

    Французский этнограф Арнольд ван Геннеп в книге «Traite des nationalites» (1923) высказывал мысль, что казаков следует считать отдельной от украинцев нацией, поскольку казаки, вероятно, вообще не славяне, а византинизованные и христианизованные турки.

    2. Славянская гипотеза

    По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историк В. М. Литвин в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение что первые украинские казаки были славянами.

    По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот – «разбойник». Также – «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. В частности, согласно старорусским былинам, относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромец называется «старыя козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками

    Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом. Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов. Впоследствии, жалобы хана на казацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия. Учитывая что свидетельство феномена украинского казачества локализовалось на территории так называемого «Дикого Поля», то возможно, что своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды украинские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности. Литвин В. считает, что и в этническом составе казачества определённое место занимает татарский элемент.

    Казаки в истории

    В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

    Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды».

    Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью – дуваном.

    Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

    Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами.

    Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области. Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель.

    Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны – на протяжении 17-18 веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний – Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале 17 века. Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова.

    В XVI веке, при короле Стефане Батории, казаки были образованы в полки Речи Посполитой для несения службы по охране границы и как вспомогательное войско в войнах с Турцией и Швецией. Эти казачьи отряды получили название реестровых казаков. В качестве лёгкой кавалерии они широко использовались в войнах, которые вела Речь Посполитая. Среди реестровых казаков выделяются также панцирные казаки, занимавшие нишу средней кавалерии – легче Крылатых Гусар, но тяжелее обычных реестровых казачьих войск.

    Казачьи общины («войска́», «орды») стали образовываться и на территории Московского царства XVI и XVII вв. из состава сторожевой и станичной служб, что охраняли пограничные территории от разорительных набегов орд крымских татар и ногаев. Однако старейшим из всех казачьих формирований по официальной версии считается Запорожская Сечь, основанная во второй половине XVI века на территории нынешней Украины, входившей тогда в состав польского государства. После длительного периода номинальной зависимости от Речи Посполитой, она в середине XVII века вошла в состав Российской империи, и была разрушена Екатериной II в XVIII веке. Часть запорожцев ушла за Дунай, на территорию, принадлежащую тогда Турции, и основала Задунайскую Сечь, часть сохранила казачий статус, но была переселена на Кубань, в результате чего возникло Кубанское казачье войско.

    В московском государстве XVI и XVII веков казаки находились в составе сторожевой и станичной служб, охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев. Центральным управлением городовых казаков был сначала Стрелецкий приказ, а затем Разрядный приказ. Сибирскими казаками ведал Сибирский приказ, запорожскими и малороссийскими казаками – Малороссийский приказ.

    Донские казаки присягнули царю Алексею Михайловичу в 1671 году, а с 1721 года войско было подчинено Санкт-Петербургской Военной коллегии. К концу царствования Петра Великого вслед за донскими и яицкими казаками в ведомство военной коллегии перешли и остальные казачьи общины. Внутреннее их устройство было преобразовано, была введена иерархия правительственных властей. Подчинив своей власти казаков в числе 85 тыс. человек, правительство использовало их для колонизации вновь завоёванных земель и охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной.

    В первой половине XVIII века были созданы новые казачьи войска: Оренбургское, Астраханское, Волжское. В конце XVIII века создаются Екатеринославское и Черноморское казачьи войска.

    Со временем, казачье население продвигалось вперёд на необжитые земли, расширяя государственные пределы. Казачьи войска принимали активное участие в освоении Северного Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака), Дальнего Востока и Америки. В 1645 сибирский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск.

    Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в 17 веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства. Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить его своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу 17 века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское – в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных.

    С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания. С 18 века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи.

    С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 Главное Управление) иррегулярных (с 1879 – казачьих) войск Военного министерства, с 1910 – в подчинение Главного штаба.

    С XIX века до Октябрьской революции казаки в основном выполняли роль защитников Российской государственности и опоры царской власти.

    В начале XX века в состав русской гвардии входили три казачьих полка. Казачий лейб-гвардии полк был сформирован в 1798 году. Полк отличился в сражениях под Аустерлицем и Бородино, в походе на Париж в 1813–1814 годах и за Дунай в 1828 году. Лейб-гвардии Атаманский полк был образован в составе Войска Донского в 1775 году; в 1859 стал гвардейским; считался образцовым среди казачьих полков. Сводно-Казачий лейб-гвардии полк был сформирован в 1906 году, в его состав вошли по одной сотне от Уральского и Оренбургского казачьих войск, по полусотне от Сибирского и Забайкальского и по взводу от Астраханского, Семиреченского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. Кроме того, из казаков формировался Собственный Его Императорского Величества Конвой.

    Во время гражданской войны большинство казаков выступили против советской власти. Казачьи области стали опорой Белого движения. Крупнейшими антибольшевистскими вооружёнными формированиями казаков были Донская армия на юге России, Оренбургская и Уральская армии – на востоке. В то же время часть казаков служила в Красной армии. После революции казачьи войска были расформированы.

    В годы гражданской войны казачье население подверглось массовым репрессиям в процессе, согласно формулировке директивы ЦК от 24 января 1919 года, беспощадного массового террора по отношению к верхам казачества «путём поголовного их истребления», и казакам, «принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью», инициированного Оргбюро ЦК в лице его Председателя Я. М. Свердлова.

    В 1936 году были сняты ограничения на службу казачества в отрядах РККА. Данное решение получило большую поддержку в казачьих кругах, в частности, донским казачеством Советскому правительству было отправлено следующее письмо, опубликованное в газете «Красная звезда» от 24 апреля 1936 года:

    «Пусть только кликнут клич наши Маршалы Ворошилов и Буденный, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины... Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские колхозные казаки готовы грудью драться за Советскую Родину...»

    В соответствии с приказом Наркома обороны К. Е. Ворошилова №67 от 23 апреля 1936 года некоторые кавалерийские дивизии получили статус казачьих. 15 мая 1936 года 10-я территориальная кавалерийская Северокавказская дивизия была переименована в 10-ю Терско-Ставропольскую территориальную казачью дивизию, 12-я территориальная кавдивизия, размещенная на Кубани была переименована в 12-ю Кубанскую территориальную казачью дивизию, 4-я кавалерийская Ленинградская Краснознаменная дивизия имени товарища Ворошилова была переименована в 4-ю Донскую казачью Краснознаменную дивизию имени К. Е. Ворошилова, 6-я кавалерийская Чонгарская Краснознаменная имени товарища Буденного переименована в 6-ю Кубано-Терскую казачью Краснознаменную дивизию им. С. М. Буденного, на Дону так же была сформирована 13-я Донская территориальная казачья дивизия. Кубанские казаки проходили службу в составе 72-й кавалерийской дивизии, 9-й пластунской стрелковой дивизии, 17-го казачьего кавалерийского корпуса (позже переименован в 4-й гвардейский Кубанский кавалерийский корпус), оренбургские казаки служили в 11-й (89-й), затем 8-й Гвардейской Ровенской ордена Ленина, ордена Суворова казачьей кавалерийской дивизии и ополченческой казачьей дивизии в г. Челябинске.

    В состав отрядов иногда включались казаки, ранее служившие в Белой армии (как, например, К. И. Недорубов). Специальным актом было восстановлено ношение ранее запрещенной казачьей формы. Казачьими частями командовали Н. Я. Кириченко, А. Г. Селиванов, И. А. Плиев, С. И. Горшков, М. Ф. Малеев, В. С. Головской, Ф. В. Камков, И. В. Тутаринов, Я. С. Шарабурко, И. П. Калюжный, П. Я. Стрепухов, М. И. Суржиков и другие. Также к таким командирам можно отнести и маршала К. К. Рокоссовского, что командовал Кубанской бригадой в боях на КВЖД ещё в 1934 г. В 1936 г. была утверждена парадная форма для казачьих частей. В этой форме и шли казаки на Параде Победы 24 июня 1945 г. Первый парад в составе РККА с участием казачьих частей должен был пройти 1 Мая 1936 г. Однако в силу разных причин участие в военном параде казаков было отменено. Лишь 1 мая 1937 года казачьи подразделения в составе РККА прошли военным парадом по Красной площади.

    С началом Великой Отечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действия против немецко-фашистских захватчиков. 2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-й кавалерийский корпус генерала Н. Я. Кириченко в составе 12-й и 13-й Кубанских, 15-й и 116-й Донской казачьих дивизий остановил наступление крупных сил вермахта, продвигающихся от Ростова на Краснодар. В Кущёвской атаке казаками были уничтожены до 1800 солдат и офицеров, взяты в плен 300 человек, захвачены 18 орудий и 25 минометов.

    На Дону казачья сотня из станицы Берёзовской под командованием 52-летнего казака, старшего лейтенанта К. И. Недорубова в бою под Кущёвской 2 августа 1942 года в рукопашной схватке уничтожила свыше 200 солдат вермахта, из которых 70 было уничтожено К. И. Недорубовым, получившим звание Героя Советского Союза.

    В большинстве случаев вновь сформированные казацкие части, добровольческие казацкие сотни были плохо вооружены, в отряды, как правило, приходили казаки с холодным оружием и колхозными лошадями. Артиллерия, танки, противотанковые и зенитные средства, подразделения связи и саперов в отрядах, как правило, отсутствовали, в связи с чем отряды несли огромные потери. К примеру, как упоминается в листовках кубанских казаков «они прыгали с седел на броню танков, закрывали смотровые щели бурками и шинелями, поджигали машины бутылками с зажигательной смесью». Также большое количество казаков вливалось добровольцами в национальные части Северного Кавказа. Такие части создавались осенью 1941 г. по примеру опыта Первой Мировой войны. Эти кавалерийские части в народе также назывались «Дикими дивизиями». Например осенью 1941 г. в Грозном формировался 255 отдельный Чечено-Ингушский кавалерийский полк. В его составе было несколько сотен казаков-добровольцев из числа выходцев из сунженских и терских станиц. Полк воевал под Сталинградом в августе 1942 г., где за два дня боев, 4-5-го августа у станции (разъезда) Чилеково (от Котельниково к Сталинграду) потерял в боях против частей 4-й танковой армии Вермахта 302 бойца во главе с комиссаром полка, ст. политруком М. Д. Мадаевым. Русских-казаков среди погибших и пропавших без вести этого полка в эти два дня – 57 человек. Также казаки-добровольцы воевали во всех национальных кавалерийских подразделениях от остальных республик Северного Кавказа.

    С 1943 года происходило объединение казачьих кавалерийских дивизий и танковых частей, в связи с чем образовывались конно-механизированные группы. Лошади использовались в большей степени для организации быстрого перемещения, в бою казаки были задействованы в качестве пехоты. Из кубанских и терских казаков так же были сформированы пластунские дивизии. Из числа казачества, 262 кавалериста получили звание Героя Советского Союза, 7 кавкорпусов и 17 кавдивизий получили гвардейские звания.

    Кроме казачьих частей воссозданных при Сталине, было множество казаков среди известных людей во время ВОВ, которые воевали не в «фирменных» казачьих кавалерийских или пластунских частях, а во всей советской армии или отличились в военном производстве. Например: танковый ас №1, Герой Советского Союза Д. Ф. Лавриненко – кубанский казак, уроженец станицы Бесстрашной; генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза Д. М. Карбышев – родовой уральский казак-кряшен, уроженец Омска; командующий Северным флотом адмирал А. А. Головко – терский казак, уроженец станицы Прохладной; конструктор-оружейник Ф. В. Токарев – донской казак, уроженец станицы Егорлыкской Области Войска Донского; командующий Брянским и 2-м Прибалтийским фронтом, генерал армии, Герой Советского Союза М. М. Попов – донской казак, уроженец станицы Усть-Медведицкой Области Войска Донского и т.д.

    Казаки принимали деятельное участие в подавлении Варшавского восстания в августе 1944 года.

    Казачьи войска

    К началу первой мировой войны существовало одиннадцать казачьих войск:

    1. Донское казачье войско, старшинство – 1570 (Ростовская, Волгоградская, Калмыкия, Луганская, Донецкая);

    2. Оренбургское казачье войско, 1574 (Оренбургская, Челябинская, Курганская в России, Кустанайская в Казахстане);

    3. Терское казачье войско, 1577 (Ставропольский, Кабардино-Балкария, С. Осетия, Чечня, Дагестан);

    4. Сибирское казачье войско, 1582 (Омская, Курганская, Алтайский край, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Кокчетавская, Павлодарская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская);

    5. Уральское казачье войско, 1591 (до 1775 – Яицкое) (Уральская, бывшая Гурьевская в Казахстане, Оренбургская (Илекский, Ташлинский, Первомайский районы) в России;

    6. Забайкальское казачье войско, 1655 (Читинская, Бурятия);

    7. Кубанское казачье войско, 1696 (Краснодарский, Адыгея, Ставропольский, Карачаево-Черкесия);

    8. Астраханское казачье войско, 1750 (Астраханская, Волгоградская, Саратовская);

    9. Семиреченское казачье войско, 1852 (Алматинская, Чимкентская);

    10. Амурское казачье войско, 1855 (Амурская, Хабаровский);

    11. Уссурийское казачье войско, 1865 (Приморский, Хабаровский);

    Во время распада Российской империи и гражданской войны были провозглашены несколько казачьих государственных образований:

    · Кубанская Народная Республика;

    · Донская Казачья Республика;

    · Терская Казачья Республика;

    · Уральская Казачья Республика

    · Сибирско-Семиреченская Казачья Республика;

    · Забайкальская Казачья Республика;

    Помимо отличий в форме между различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров, шаровар и лампасов с околышами фуражек:

    1. Амурские казаки – тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон зелёный, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем;

    2. Астраханские казаки – синие мундиры, желтые лампасы, погон жёлтый, фуражка синяя с жёлтым околышем;

    3. Волжские казаки – синие мундиры, красные лампасы, погон красный с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем;

    4. Донские казаки – синие мундиры, красные лампасы, погон синий с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем;

    5. Енисейские казаки – мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражка защитного цвета с красным околышем;

    6. Забайкальские казаки – тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем;

    7. Кубанские казаки – чёрная или так называемая сиреневая черкеска с газырями, чёрные шаровары с малиновым полулампасом, папаха или кубанка (у пластунов) с малиновым верхом, малиновые погоны и башлык. То же у терских казаков, только цвета светло-синие;

    8. Оренбургские казаки – тёмно-зелёные мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки тёмно-зелёная со светло-синим кантом и околышем;

    9. Сибирские казаки – мундир защитного цвета, алые лампасы, погон алый, фуражка защитного цвета с алым околышем;

    10. Терские казаки – чёрный мундир, светло-синий кант, погон светло-синий, фуражка чёрная со светло-синим околышем;

    11. Уральские казаки – синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышем;

    12. Уссурийские казаки – тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый с зелёным кантом, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем;

    
    
    Top