Творчество — состояние сознания. Мифы о творчестве, которые оказались неправдой, но до сих пор отравляют нам жизнь Упрямство художников делает этот мир лучше

Есть те, кто считает, что у творческих людей есть особые тайные силы и врожденные таланты. Но это не так. В любом есть креативность. Сделали подборку из 30 заповедей, следуя которым, вы сможете разбудить творческую силу и сделать свою жизнь ярче.

1. Творчество начинается в сердце

Прислушиваясь к своим заветным желаниям, причем внимательно, мы получаем возможность не только заниматься творчеством, о котором мечтаем, но и мечтать о том, чтобы это творчество достигло значительных масштабов.

2. Творчество нужно питать постоянно

Талант или интерес - живая часть вас, как рука, или ухо, или глаз. Все это нужно использовать, нужно питать, иначе это атрофируется и вы не будете тем, кем должны быть.

Способ тренировать свою креативность каждый день - творческий блокнот «1 страница в день». Источник - творческий инстаграм МИФа @miftvorchestvo

3. Видение обладает магическими свойствами

Магия есть умение видеть результаты без того, чтобы видеть процесс, к ним ведущий. Именно видение, внутреннее зрение, позволяет заметить, чего не хватает произведению, а также помогает увидеть то, чего раньше никто не видел. Это невероятный человеческий дар - видеть дальше настоящего и прошлого и из того далекого, неведомого, извлекать нечто, что до сей поры не существовало.

Великий композитор ХХ века Карлхайнц Штокхаузен писал: «Нам необходимо просто прикрыть глаза и ненадолго прислушаться. Вокруг нас, в воздухе, всегда звучит нечто ранее не слыханное».

4. Лучшее место начала творческого процесса - его конец

Пусть каждое новое творение будет возникать у вас в уме как бы из ничего. Форма, структура творения, впечатления и ощущения, которые оно оставляет, сама его жизнь - все это сразу проступает, даже в самой простенькой картинке. Вообразите результат. Добавьте элементы. Рискните удалить часть старых. Осмотрите воображаемое создание изнутри, снаружи. Вы узнаете много нового о своей концепции.

Способность представлять себе свое творение в завершенном виде дает возможность трудиться со знанием дела, а не строить работу на предположениях. В этом знании и кроется причина, почему многие профессиональные творцы бывают так уверены в себе.

5. Творчество - не проблема, решение проблем - не творчество

Кто-то всю жизнь решает одни и те же , кто-то приобретает новые. Главная побудительная сила для них - острота проблемы. Как только самое плохое сглажено, мотивация к действию слабеет. Борьба с проблемами как стиль жизни - заведомо проигрышный вариант, ведь она ведет к затуханию активности, причем направленной на то, чтобы решить проблемы!

Когда вы получаете на руки большую и аппетитную проблему, вам больше не надо мыслить - у вас уже есть навязчивая идея. А если бы у вас вдруг не стало проблем? О чем бы вы тогда думали? Чем занимались?

6. Упрямство художников делает этот мир лучше

К счастью для нас, художники - люди упрямые. Автору бестселлеров ее психотерапевт посоветовал ориентироваться на карьеру секретаря, но она продолжила писать (это я). Известного режиссера отстранили от документального проекта, но он продолжил снимать фильмы (Мартин Скорсезе). Талантливую актрису отчислили с актерской программы Бостонского университета (обладатель «Оскара» Джина Дэвис). Юрист, которому «следовало бы» тратить время на «дела», доказал, что писать ему тоже следовало (Джон Гришэм). Эти художники прислушались к своему внутреннему голосу, да и несколько внешних голосов шептали - или кричали, что тоже знают, кто мы на самом деле. Эти люди укрепили нашу уверенность и изменили наши судьбы.

7. Место для творчества есть всегда и везде

Тексту ведь все равно, где вы его создаете. Важно, что . Вы делаете это. То же истинно и для рисунка. Один художник потерял целый год, потому что «не мог работать без мастерской». Когда мастерская появилась и он вернулся к работе, то создал несколько довольно крупных картин, но гораздо больше - прекрасных миниатюр углем и карандашом, которые мог бы рисовать даже на тумбочке для телевизора, если бы было такое желание. А он не работал - и не потому, что мастерской не было, а потому что просто не работал. Место для творчества есть в любой жизни, какой бы насыщенной событиями и людьми или, наоборот, скучной и пустой она ни была.

8. Искусство маленьких шагов

Если вы - начинающий музыкант и хотите научиться играть на фортепиано, то сядьте за него и коснитесь клавиш. Отлично. Завтра вы можете снова сесть за фортепиано и коснуться клавиш. Пять минут в день лучше, чем ноль. Пять минут могут превратиться в десять, совсем как легкие объятия могут перерасти в нечто более страстное.


@miftvorchestvo

Целую книгу я сегодня написать на смогу, а одну страницу - вполне. Я не смогу сразу стать состоявшимся пианистом, но в состоянии выделить 15 минут на занятия музыкой. Пусть вы не можете сегодня рассчитывать на персональную выставку в Сохо, но вполне способны нарисовать своего кокер-спаниеля, вальяжно устроившегося в старом кожаном кресле, или сделать набросок руки любимого человека. Вы можете начать.

9. Волшебство в действии

Гете сказал: «Всякий раз, когда вы думаете или верите, что можете сделать что-то, беритесь за дело, поскольку в действии есть волшебство, благодать и сила».

10. Всегда есть возможность сделать что-то позитивное

Неудобная правда заключается в том, что всегда есть возможность сделать нечто позитивное - да, черт возьми, всегда, даже если мы к этому не расположены. Оптимизм по отношению к себе и своим возможностям - уже сознательный выбор. Мы можем сделать этот выбор, поверить в лучшее, а не в худшее, но для этого нужно услышать звучащий в голове негативный саундтрек и решиться на его замену.

11. Используйте конструктивное и практическое мышление

Конструктивное мышление - это генерация сырых идей, без всяких оценок и суждений. Стратегия состоит в том, что нужно придумать максимально много как очевидных, так и самых сумасшедших идей, и критика в это время неуместна. Придумав побольше идей, измените подход, включив практическое мышление. Нужно выявить, какие из них обладают наибольшей ценностью. Эдисон однажды заявил, что придумал 3000 разных теорий электрического освещения. Каждая из них выглядела разумно, но он остановился на самой практичной и выгодной. Первой его целью было создать как можно больше возможностей, а затем он занялся оценкой - выявлением наиболее здоровой и жизнеспособной идеи.


Конструктивное мышление и практическое - это две отдельные мыслительные операции, и компромиссной, средней позиции между ними не существует. - Иллюстрация из книги «Взлом креатива»

12. Мышление без суждений динамично и гибко

Творческий человек способен думать свободно и гибко. Он допускает неограниченное развертывание идей, их организацию в шеренги, своеобразный автостоп вариантов, их любые сочетания для изобретения новых, пока не придет к конечному прорывному результату, заставляющему воскликнуть «Эврика!». Идеи сменяют друг друга, порождая дополнительные идеи и их сочетания, что умножает возможности.

13. Проверяйте творчество эмоциями

Измерять свой успех очень важно. Прекрасный способ измерить успех - определить, как вы хотите себя чувствовать. Выделите немного времени и набросайте список эмоций, которые хотите получать от своего бизнеса. Возможно, он будет чем-то похож на этот.

  • Свобода
  • Счастье
  • Полнота
  • Жизнерадостность
  • Уверенность в себе
  • Защищенность
  • Творчество
  • Завершенность

Регулярно сверяйте свои ощущения с этим списком. Дает ли вам бизнес те чувства, о которых вы мечтаете? Например, ощущаете ли вы защищенность? Если да, значит, вы добились успеха в вашем определении. Поздравляем! А если нет, постарайтесь понять почему. Что можно сделать, чтобы изменить ваши ощущения?

14. Наушники помогают приглушить шум окружающего мира

Наушники, с музыкой или без, создают вокруг вас своего рода буфер. Особенно это полезно, если вы - женщина и пытаетесь работать над романом в кафе. Для определенного типа общительных людей (имеются в виду мужчины) вид дамы с насупленными бровями, что-то бешено печатающей на ноутбуке в общественном месте, вызывает единственную ассоциацию: надо подойти и познакомиться. Наушники - отличная возможность держать этих благонамеренных, но очень надоедливых граждан на расстоянии.

«Я всегда пишу романы в наушниках. Иногда даже вспоминаю, что не худо бы их к чему-нибудь подключить. Наушники помогают приглушить шум окружающего мира. А когда они подсоединены к плееру, то гонят музыку со страшной скоростью прямо мне в мозг, четким контуром обводя формы моих мыслей и придавая силу появляющимся на странице предложениям».

15. Вы и есть ваша работа

Вы меняетесь, и ваша работа становится другой. Когда вы развиваетесь, то же происходит с вашим творчеством. Ваша работа живет и дышит, потому что вы живете и дышите. Проживая жизнь во всей полноте, вы совершенствуете коллективный человеческий опыт. Как писал Уильям Блейк, «все, что живет, живет не одно, не для себя». Больше нет различий между вами и другими, между тем, что вы даете и что получаете. Это все одно и то же, вечно меняющийся танец, постоянный разговор, в котором нельзя сказать больше, где начинается одно и заканчивается другое.

16. Каждому художнику - по артбуку

Ваш артбук - это билет в свободное творческое плавание. Это ваша «песочница», в которой можно испытать новые художественные средства и техники, новые цвета и их эффекты, попробовать свои силы в разных форматах, не ограничивая себя. Если есть вдохновение - пишите стихи. Пусть мысли находят словесное выражение так же, как и графическое.


Тут сразу надо сказать, что любимое многими оправдание собственного бездействия в виде ожидания так называемого «Вдохновения..» — занятие абсолютно неблагодарное, бессмысленное и в значительной мере инфантильное. Если оное вдруг вас посетило — нужно порадоваться, как внезапному подарку небес, и использовать с умом. Но ждать вдохновения нельзя, его нужно создавать самому. Причем получаться будет не всегда. И тем не менее, это не повод останавливаться.
В творческой профессии, и в просто творчестве для себя (если, конечно, хотеть достичь какого-то результата, а не использовать его для «переключения»), необходимо постоянное, планомерное движение. И часто оно происходит «вопреки», а не «благодаря» своему состоянию. Поэтому одно из первых условий достижения состояния вдохновения — это самодисциплина, планирование работы, регулярность. И, конечно же, не факт, что это всегда будет происходить «в ударе», но регулярность действий постепенно увеличит частоту появления искомого состояния.

Что же можно сделать, чтобы все-таки чаще находится в состоянии потока?
Для начала нужно себя изучать и фиксировать, что именно у тебя вызывает потоковое состояние, когда творить легко, и есть ощущение подключенности ко вселенной, так как универсальных рецептов не может быть. Поделюсь своим опытом, а также опытом других творческих людей и нескольких наблюдаемых поколений студентов-архитекторов.

Время дня
Разное время дня (и события в дне) несут разную энергию — наполнения и отдавания, сфокусированности и распылености, напряжения и расслабления. Их важно чувствовать и организовавать свои действия в соответствии с этим ритмом. У меня искомое состояние чаще бывает рано утром, когда все спят — пространство становится моим, и концентрироваться в нем легко. Это имеет обоснование — энергия раннего утра (до 6 часов) для этого лучше всего подходит. Поэтому можно в это время планировать что-то важное и требующее полной отдачи. У кого-то это происходит глубокой ночью (у меня именно так и было во время учебы) но это чревато постепенной потерей здоровья и жизненной силы.


Среда вокруг
Важно пространство, в котором происходит работа — нужно «настроить» его под себя, как один из главных инструментов. «Идеального» порядка у творческого человека быть не может по определению, но и захламленная неструктурированная среда не добавит желания двигаться вперед, — обычно она давит своей невнятностью, непониманием, где что лежит и неудобством нахождения в ней. Приятно точно знать места всего, что может понадобиться, всех архивов работ и хранения. Должна быть легкость в ориентации и пространство для маневра и эксперимента. Мне удобно, когда есть возможность организовать два рабочих места — для работы за ноутбуком, включая планирование, чтение и записи, и место для взаимодействия с красками, большими форматами, возможно, макетами или другими материалами.
Структурирование пространства с помощью простых стеллажей и контейнеров Икеа обычно помогает быстро и дешево это организовать.
Но кроме структуры и организации, необходимо еще и вдохновляющее наполнение — в виде тех вещей, которые будят сознание, глаз, руку, настраивают на иное восприятие реальности. Архитектор Ле Корбюзье называл такие предметы «объектами поэтического отклика» — его мастерскую наполняли раковины, камни, коряги и прочие найденные объекты.


Навык графической фиксации
Нужно, чтобы руки дружили с разными материалами (карандаши, фломастеры, ручки, пастель, акварель, уголь..) и можно было уметь легко зарисовывать все, что хочешь — интересный фрагмент реальности, идею, образ, картинку из книги, предмет.. Это, с одной стороны, дает свободу и уверенность, а с другой — такое телесное взаимодействие, когда у тебя нет страха, и ты не боишься, что что-то не получится, а просто берешь и проводишь линии, красишь, соединяешь — включает особую энергию потока, в котором все начинает происходить по своим законам, как бы «само собой».

Питательный раствор
Одно из самых результативных средств — это погружение в питательный «бульон» для раскачивания, проявления, создания и доваривания собственного художественного ощущения. Такой бульон можно создавать из книг, фильмов, впечатлений и наблюдений за реальностью, но в большей степени это, конечно, мастера, художники, другие интересные люди, которые дают вдохновляющий импульс и заряд на собственные действия.
Если их не только смотреть, но и пытаться пропускать через себя непосредственно — зарисовывать и записывать важное, то, что зацепило — это будет откладываться внутри и становиться частью тебя. Можно создавать целые альбомы и папки из такого самообучения, и в процессе фиксировать выводы, мысли и идеи.

Картина жизни или концентрат
своих смыслов
Мне часто хочется видеть перед глазами своеобразную «точку творческой сборки», в которой, помимо рациональной информации типа календарей, списков, планов — есть то, что пробуждает глубинные смыслы, воздействует непосредственно на органы восприятия и возбуждает детский азарт двигаться дальше. Такой коллаж-композиция из образов, записей, фото, интересных графических листовок, своих эскизов, надписей-целей и многого другого.


Фрирайтинг или потоковое письмо
Одно из моих последних открытий. Сама техника много где описана, в том числе в книге Джулии Кемерон «Быть художником» под названием «утренние страницы». Метод непринужденного диалога с собственным бессознательным, почти медитация на бумаге. Смысл в том, что каждый день (лучше утро) нужно записывать поток мыслей в течении примерно 20 минут (или 3 страницы). Это может быть просто отображение мыслительного процесса или чуть более направленное нужным вопросом размышление. Результат — от психотерапии до инсайта. Но тут вся суть в регулярности. У меня самое интересное стало происходить через 2 недели ежедневного письма, и я теперь использую этот инструмент и для изменения состояния, и как коучинг для самой себя и как возможность расширения видения и более глубокого осмысления.

ТВОРЧЕСТВО — СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ.

Творчество – это очень парадоксальное состояние сознания и существа. Это действие через не-действие. Это значит, позволить чему-то случиться через тебя. Это не делание, это позволение.

Поэт гораздо ближе к Богу, чем теолог, танцор гораздо ближе. Философ дальше всех, потому что чем больше ты думаешь, тем толще стена, отделяющая тебя от целого. Чем больше ты думаешь, тем больше тебя. Это есть не что иное, как все мысли, собранные из прошлого. Когда тебя нет, есть Бог. Это творчество.

Творчество просто означает, что ты в тотальном расслаблении. Это не значит бездействие, это значит расслабление – потому что из расслабления рождается великое действие. Но это не будет твоим делом, ты будешь просто проводником.

И человек, которые не творческий, только умирает, вот и всё. В его жизни нет глубины. Его жизнь ещё не жизнь, а только предисловие; книга его жизни ещё не начата. Он родился, это правда, но он ещё не жив.

Ты создаёшь ребёнка – это не творчество. Ты умрёшь, ребёнок останется, жизнь продолжится. Но продолжить недостаточно, если ты не начинаешь превосходить себя – а превосхождение случается, лишь когда с тобой происходит в соприкосновение нечто от запредельного.

Квинтэссенция мудрости – действовать в гармонии с природой. В этом послание всех великих мистиков: Лао-цзы, Будды, Бахауддина, Сосана, Санаи – действовать в гармонии с природой. Животные действуют бессознательно в гармонии с природой. Человеку приходится действовать сознательно в гармонии с природой, потому что у человека есть сознание. Человек может выбрать не действовать в гармонии с природой, отсюда его великая ответственность.

У человека есть ответственность. Только у человека есть ответственность, и в этом его слава. Ни одно другое животное не ответственно – оно просто действует в гармонии, заблудиться невозможно. Животное не может заблудиться; оно ещё не способно заблуждаться. У него ещё нет сознания. Оно действует, как действуешь ты в глубоком сне.

В глубоком сне ты тоже впадаешь в гармонию с природой. Именно поэтому глубокий сон так обновляет, расслабляет. Лишь несколько минут глубокого сна, и ты снова так свеж и молод, и вся собравшаяся на тебе пыль, вся усталость и скука исчезают. Ты соприкоснулся с источником.

Пока человек не почувствует себя совершено свободным, он не выскажет своего бессознательного.

Как только ты прекращаешь чувствовать ответственность, ты становишься естественным. И психиатрия оказывает огромную помощь; она расслабляет тебя. Всё, что ты подавил, всплывает на поверхность и с поверхности испаряется. Пройдя психоанализ, ты становишься менее обременённым, более естественным, более в гармони с природой и с самим собой. В этом смысл того, чтобы быть здоровым.

Но это шаг назад, регрессия. Это спуск в подвал. Есть другой способ превзойти, и это подъём на чердак. Ты можешь превзойти себя, оставаясь сознательно в контакте с природой.

И в этом суть мудрости – быть в гармонии с природой, с естественным ритмом вселенной. И когда ты в гармонии с естественным ритмом вселенной, ты поэт, ты художник, ты музыкант, ты танцор.

Попробуй это. Выбери время посидеть у дерева и сознательно сонастройся с ним. Стань одним с природой; позволь границам раствориться. Стань деревом, стань травой, стань ветром – и внезапно ты увидишь, происходит нечто, никогда не случавшееся раньше. Твои глаза становятся психоделическими: деревья зеленее, чем были когда-либо раньше, розы розовее, и всё кажется сияющим…

Это состояние творчества. Это можно назвать его основным качеством – быть в гармонии с природой, быть сонастроенным с жизнью, с вселенной.

Ты можешь назвать это «творческой тишиной» – процессом, сочетающим в себе две по видимости противоположные вещи: предельную активность и предельное расслабление.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Талантливые люди вызывают у окружающих восторг. Именно поэтому они да и сам творческий процесс окутаны множеством мифов и легенд. Людям, которые хотели бы творить, но не уверены в своих способностях, часто кажется, будто талант - это что-то врожденное. И нужно сначала понять, есть ли он у тебя, прежде чем что-то создавать. Однако Дэниел Койл в своей книге «Код таланта» приводит научные исследования, доказывающие, что талант - этот тот же навык, который человек отработал десятки тысяч раз и в конце концов овладел им виртуозно.

Мы в сайт разобрали основные стереотипы о творческих людях. На примере всем известных писателей, художников и музыкантов мы покажем, как на самом деле создаются шедевры.

Миф 1. Лишения способствуют творчеству

Мы можем посмотреть, что действительно происходит с человеком искусства в критической ситуации, в фильме «Пианист». Он показывает, как выживал в оккупированной фашистами Польше Владислав Шпильман - один из самых талантливых пианистов ХХ века.

Если вкратце: человек потерял всю семью, дом и даже право на жизнь. И эти события отнюдь не способствовали его творческим успехам.

Группа австрийских ученых провела исследования , доказывающие, что небольшие дозы алкоголя делают человека более сообразительным и оригинальным. Для этого нужно выпить около 300 мл пива или 100 мл вина.

Но увеличение дозы затормаживает работу мозга и ухудшает мыслительные функции . А при постоянном употреблении исчезнет эффект и от 300 мл. Ведь человеку понадобится для опьянения уже бо́льшая доза, и положительного влияния на креативность не будет.

Что насчет творческих гениев? Многие из них восхваляли выпивку и в жизни, и в работе. Однако творить предпочитали трезвыми. Стивен Кинг писал свою норму слов днем, а вечером переходил к выпивке.

Хемингуэй, хоть и любил раздавать советы в стиле «Пиши пьяным - редактируй трезвым» , прилежно садился писать каждый день до обеда трезвым. Возможно, они были бы и рады работать в опьянении, но мозг человека не позволяет этого делать даже великим творцам.

Миф 3. Наркотики стимулируют фантазию

Наркотики известные творческие личности любили не меньше алкоголя. Но, как и с выпивкой, их пристрастие окутано ореолом романтизации, а неприглядные факты затерты.

Гении в творчестве были в то же время обычными зависимыми людьми и употребляли запрещенные вещества по той же причине, что и все наркоманы: чтобы облегчить свое состояние. Некоторые из них, как Хантер Томпсон, художественно описали свой опыт приема наркотиков. Но это были не фантазии автора, а реальные галлюцинации, которые испытывают все наркоманы, независимо от таланта.

Проще говоря, сами по себе наркотики не сделали гениальным творцом ни одного человека . Зато убили немало талантливых людей.

Миф 4. Творческому гению не нужна обычная работа

«Гениями» большинство известных нам людей стали в довольном зрелом возрасте. Кому-то было за 30, другим за 40 и даже больше. Все эти годы они (за редким исключением) работали, чтобы себя обеспечить, а творчеством занимались на досуге. Для многих работа служила еще и источником вдохновения.

Некоторые думают, что гениальный творец должен быть как Ван Гог, который жил в нищете и не мог продать ни одной работы. Однако в мире искусства гораздо больше противоположных примеров, доказывающих, что талант может проявить себя в любых условиях.

Сальвадор Дали на заказ создал логотип Chupa Chups , по которому эту конфету до сих пор узнают во всем мире. Джек Керуак после успеха романа «На дороге» зарабатывал писательством и имел заказы на книги от нескольких издательств. Гонорары не помешали ему создать еще несколько крупных произведений.

Творческая профессия в некоторых аспектах такая же, как и любая другая: у нее есть свой покупатель и автор получает за нее деньги. Невостребованное творчество, оцененное много позже, - это скорее исключение.

Миф 6. Гении творят по вдохновению

Для каждого гения творчество - это постоянный систематичный труд. Например, Джоан Роулинг разрабатывала структуру книг о Гарри Поттере, прописывала характеры и действия героев почти 10 лет и знала, чем все закончится, уже к моменту выхода 1-й книги.

Почему сложно создать шедевр по вдохновению? Все дело в биологии . Когда мы учимся чему-то новому, в мозге создается нейронная сеть. Если мы регулярно тренируемся - пишем, играем на гитаре или в футбол, - нейроны покрываются миелиновой оболочкой. И чем больше миелина вокруг нашей цепи из нейронов, тем проще и лучше нам дается новая деятельность.

Но оболочка утолщается только путем постоянной практики. Поэтому постоянные тренировки делают нас более креативными, свободными и оригинальными - дают возможность творить. Если же нейронная сеть плохо натренирована, мы делаем все медленно и некачественно и остаемся на уровне любителей и дилетантов.

Миф 7. Талант - это врожденное

Выше мы уже писали, что нейронные сети создаются и укрепляются только путем постоянных тренировок. Но все не так просто. Недавнее исследование психологов из Принстона доказывает, что одних тренировок для успеха недостаточно.

В конечном итоге более успешным становится тот, кто меняет сложившийся подход и традиции. Примеров множество: Сальвадор Дали , который стал проповедником сюрреализма, или Битлз , которые взорвали мир рок-н-ролла. Все эти люди настолько отличались от всего, что было до них, что моментально вошли в историю.

Но здесь есть большое «но»: для креативного подхода нужна база. К тому моменту, как создать свои шедевры и хиты, Дали уже умел рисовать, а «Битлз» - играть. Никто из них не придумал ничего стоящего в детстве, хоть и имел творческие задатки. Чтобы менять традиции, нужно в них разбираться, а на это требуется время .

Миф 8. Творчество доступно только людям искусства

Некоторые люди чувствуют в себе творческие задатки, но не могут их реализовать, потому что работают на «скучной» работе. Но на самом деле творческий подход доступен в совершенно любых профессиях . Учителям нужно мыслить оригинально, чтобы заинтересовать ребенка своим предметом. Даже для грамотного распределения бюджета требуется определенный креатив, если бюджет ограничен.

Оригинальное мышление нужно не только в искусстве. Мы используем его и в работе, и в жизни, чтобы находить неочевидные решения сложных ситуаций или просто самовыражаться.

Часть людей волнует не творчество как таковое, а бонусы, которые они от него получат: слава, награды, деньги. Мы знаем множество людей, которые действительно получили это все благодаря таланту. Но какой процент они составляют от всех талантливых и даже гениальных? На самом деле очень небольшой.

Когда мы представляем себя на месте тех, кто уже добился успеха, то делаем одну из распространенных ошибок систематического отбора - «ошибку выжившего» . Обращаем внимание на победителей, но игнорируем тех, кто проиграл - остался неизвестен при жизни или не смог прокормить себя творчеством.

Если хотите отрезвить себя, почитайте биографию Кафки : нынешний гений литературы в свое время был заурядным писателем, всю жизнь проработал клерком, прожил на одном месте и скончался в возрасте 40 лет. И он далеко не единственный гений со скучной биографией. Талант - это не гарантия яркой жизни, не стоит на это надеяться.

Сжег около 60 картин.

Мифов о талантливых людях много, но большинство из них далеки от истины, когда дело доходит до фактов. Известные нам гении совершенно по-разному выражали свои способности, имели разные склонности, характер и образ жизни. Все, что их объединяет, - настоящая страсть к своему делу. А какие мифы о таланте мешают вам заниматься творчеством?

Из книги Идеи на миллион, если повезет - на два автора Бочарский Константин

Муки творчества «Секрет фирмы»N8 (143), ФЕВРАЛЬ 2006компания: «Ликор»сфера: продажа канцтоваровпроблема: как мотивировать менеджеров по работе с клиентами мыслить нестандартноКомпания «Ликор» поставила себе цель увеличить прибыль. От сотрудников это потребовало

Из книги «О текущем моменте» № 1(85), 2009 г. автора СССР Внутренний Предиктор

3. Методология познания и творчества: как таковая; иллюзия её освоения и освоение 3.1. Методология познания и творчества как таковая Психика человека организована так, что познание и творчество это - разрешение разного рода неопределённостей в системах взаимосвязей

Из книги Том 10. Публицистика автора Толстой Алексей Николаевич

О свободе творчества Моему поколению приходится иногда пересматривать некоторые понятия, которыми нас пеленали в колыбели, - восстанавливать их для новой жизни.Увлекаемые в перспективы - все более отчетливые и вещественные - новой жизни, мы иногда оборачиваемся на

Из книги Статьи, эссе автора Цветаева Марина

Из книги Литературная Газета 6348 (№ 47 2011) автора Литературная Газета

Перформанс творчества Перформанс творчества ФОРУМ В Вологде прошёл фестиваль "Плюсовая поэзия". Организаторам его удалось небывалое - без финансовых средств, почти "на общественных началах" создать мероприятие высокого эстетического уровня. Провинциализм здесь

Из книги Литературная Газета 6382 (№ 35 2012) автора Литературная Газета

ТАЙНА ТВОРЧЕСТВА ТАЙНА ТВОРЧЕСТВА РАССКАЗИК На днях мой Пегас заартачился. Оторвался я от не начатых строк своей будущей фундаментальной поэмы, подтянул крылатого коня за узду и говорю ему с укоризной: - Что же ты столько времени брыкаешься? Мне нужно создать

Из книги Современная русская литература: знаковые имена автора Горюнова Ирина Стояновна

2. Акт творчества Художник - это определенный психологический тип человека, со своей судьбой, странностями, эмоциональными надрывами. Несколько лет назад вышедшая книга Григория Чхартишвили «Писатель и самоубийство» еще раз показывает нам, какой сложной структурой

Из книги Эссе автора По Эдгар Аллан

Философия творчества (переводчик - Владимир Рогов) В письме, которое сейчас лежит передо мной, Чарльз Диккенс, говоря о некогда произведенном мною исследовании механизма "Барнеби Раджа", замечает: "Между прочим, обратили ли вы внимание, что Годвин писал "Калеба

Из книги Литературная Газета 6443 (№ 50 2013) автора Литературная Газета

Муки творчества??На стихотворении виден чёткий след Пушкина. ?Стихотворение резкое, пульсирующее, лаконичное как пожар[?] ??Пытаясь "зачесать" Чацкого «под одну гре­бёнку» со всеми, Софья не учла пылкости и страстности души Чацкого. ?Фамусов в конце первого действия думает

Из книги Литературная Газета 6446 (№ 3 2014) автора Литературная Газета

Муки творчества?Фамусов прогнил насквозь. Но всё-таки прогрессивное начало он в себе несёт. ?Он надеялся быть выше толпы, хотя понимал, что он - толпа. Ещё мне нравится читать его повести и рассказы, иногда прозу. Ионыч превратился в тупую биомассу. ?Пушкин – это глыба не

Из книги Литературная Газета 6449 (№ 6 2014) автора Литературная Газета

Муки творчества???Он (Чацкий) вихрем налетает и треплет нравы, устои и обычаи общества. Он ещё не посягает на родственников Фамусова. Он ещё не пытается пронзить дядю Максима Петровича острой шпагой своего языка. ???Пьер зашёл в гостиную с пронзительным, умным взглядом.

Из книги Литературная Газета 6453 (№ 10 2014) автора Литературная Газета

Муки творчества???Тема любви с драматичным концом идёт за Буниным всю его жизнь. ???Насколько Обломов, валяющийся на диване между Алексеевым и Тарантьевым, кажется нам неприятным, настолько тот же герой, сам разрушающий любовь избранной им женщины и плачущий над

Из книги Литературная Газета 6457 (№ 14 2014) автора Литературная Газета

Муки творчества У Обломова угасающая душа, так как у него есть свой идеал. Дикой - купец старшего возраста. Тихон сам по себе любил жену. Автору из его же слов видно, что Манилов для него скучный человек. Чичиков очень упорен и целеустремлён: он не дёргался на уроке у

Из книги Око тайфуна автора Переслегин Сергей Борисович

Феномен творчества Приходится подвергнуть сомнению творческий характер науки. «Гений - это 99 % трудолюбия и 1 % таланта». А, собственно, для чего нужен этот процент?Все задачи, которые возникают на практике, и абсолютное большинство теоретических проблем конкретны.

Из книги Литературная Газета 6491 (№ 50 2014) автора Литературная Газета

Муки творчества Гипербола - художественный приём при самолюбовании. Возможно, я недостаточно талантливый, но, слава богу, очень одарённый. В поэтическом плане её язык подвешен не очень. Чем больше воды, тем глубже произведение. От пронзительности её стихов аудиторию

Из книги Ноука от Горького Лука (компиляция) автора Горький Лук

Минутка творчества Иногда хочется отвлечься от ноучной деятельности. А ничто так не помогает в этом смысле, как творчество. Сочинение легких, воздушных строчек, отвлекает от тяжести рационального в голове.Многие ватники меня называют русофобом (самые одаренные абоненты


Top