Можно ли считать князя игоря идеальным. Каков символический смысл выражения «на седьмом веке Трояна»? Можно ли назвать образ князя Игоря идеальным

Кто такой Троян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве», точно неизвестно.
Века Трояна символизируют время возникновения Киевской Руси, время основания Киева. Выражение «седь­мой век» использовано в переносном, символическом смысле . Седьмой век - это последний век существования мира. Указание, что Всеслав действует на седьмом, послед­нем веке существования земли Трояна, является свидетельством того, что полоцкий князь считается автором «Слова о пол­ку Игореве» одним из виновников гибели Киевской Руси, распавшейся на ряд самостоятельных княжеств в результате кровавых междоусобиц.
В интерпретации академика Д.С. Лихачёва «земля Трояна» отождествляется с Русской землёй, а 7-й век Трояна – обозначение последнего века язычества на Руси в связи с символическим значением седьмого как последнего.

Задание 8.

Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы?

Образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы, потому что она является символом верности, преданности и любви.

Она носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Её образ ярко раскрывается в плаче. Ярославна оплакивает попавшего в беду мужа. Она готова в поисках его облететь кукушкою просторы русской и половецкой земли. Она не просто оплакивает мужа, а надеется вернуть его из плена с помощью могучих природных сил: Ветра Ветрила, Днепра Славутича, тресветлого солнца. Эти природные силы персонифицированы. Поэтому плач Ярославны – это и заговор, и заклинание. Она похвалой заговаривает, заклинает их. Это сложное триединое жанровое образование: плач, заговор, молитва. В обращениях Ярославны присутствует градация, наращение, усиление действия, эффекта. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена.

Задание 8.

Можно ли назвать образ князя Игоря идеальным?

Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» совершенно лишен какой-либо идеализации.

С одной стороны, автор создает образ эпичес­кого героя , для которого главное - воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь - человек своего времени. Привлекатель­ные качества его личности вступают в противоречие с безрассудст­вом и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не ин­дивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к меж­доусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере един­ства Руси как государства.



Задание 8.

Идея единения, патриотизма и гуманизма звучит в «Слове». Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь - половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц. Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся. Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины. Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей, развитием чувства гражданственности и чести.

Задание 9.

Каково значение сна Святослава и какие сюжет­ные события он отражает?

Сон Святослава - это сон вещий, он предсказы­вает гибель Игорева войска и пленение самого Игоря. Символическая система сновидения опирается на древ­ние верования славян: жемчужины во сне предвеща­ют скорые слёзы, сорванный верх («князёк») с кня­жеского терема - надвигающуюся смерть, поскольку дом утратил целостность, оказался открыт враждеб­ным силам. Пустые колчаны впрямую указывают на причину поражения Игоря: у окружённых воинов за­кончились стрелы, и они оказались бессильны против половцев. Наделены символическими смыслами и цвета (чёрный саван), и акустический фон (вороний «грай»): они призваны передать горе и скорбь, которые ожидают Святослава после пробуждения.



Художественная функция Сна Святослава - обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами.

Задание 9.

В каких произведениях РУССКОЙ литературы ис­пользуются СНЫ персонажей и каковы в них основные функции сновидений?

Сон Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» помогает читателю точнее представить внут­ренний мир героини и предвеща­ет будущие сюжетные события - ссору Онегина с Лен­ским и гибель юного поэта. В романе И. А. Гончарова «Обломов» сон Ильи Ильича - это мечта-воспомина­ние, история детства героя и одновременно тот образ идиллического мира, который он потерял, покинув Обломовку. Сны Раскольникова в «Преступлении и нака­зании» Ф. М. Достоевского , с одной стороны, вплетают­ся в реальность (избиение упавшей лошади на петер­бургской улице) и раскрывают душевный мир героя, с другой - носят фантасмагорический характер (сон о смеющейся старухе-процентщице, которую Расколь­ников не может убить) и своей кошмарностью опровер­гают стройные теоретические построения персонажа о праве на убийство.

Задание 9.

В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?

Сон - это одно из ведущих средств поэтики в литературе. Через сон, с одной стороны, можно раскрыть внутренний мир героя, а с другой стороны, с помощью аллегорий сна зашифровать истинный смысл происходящего. Практически в каждом крупнейшем произведении русской литературы используется прием сна. В качестве примеров можно назвать сон Маргариты в романе Булгакова, сон Пети Ростова в романе Толстого "Война и мир", сон Раскольникова в романе "Преступление и наказание". Повесть "Гробовщик" у Пушкина полностью строится на приеме сна.

Задание 9.

В каких произведениях русской литературы XX века используется об­раз волка и в чём оригинальность поэтической позиции автора «Слова о полку Игореве»?

Образы диких животных в различных национальных культурах очень устойчивы, что обусловлено верованиями и представле­ниями народов. Эти образы получили худо­жественное осмысление в литературе. Подтверждение сказанному находим в романе Ч. Айтматова «Плаха». Ав­тор не романтизирует образ Акбары, но мифологически насыщает его: волчица-мать противостоит человеку, который несёт в природу разруше­ние и смерть.

Образ волка представлен и в повести В. Распутина «Живи и помни». Здесь волк и человек тождественны друг другу. Образ волка предстает в тексте как алчный хищник и лютый враг человека. Ему подобен и человек, предавший Родину и дом.

В «Слове о полку Игореве», в отличие от названных произведений, звучит мо­тив оборотничества . Сле­довательно, в основе образа волка здесь лежат языческие и мифологические представления.

До пленения новгород-северский князь изображается в человеческом облике (в частности, он произносит речь, обращенную к воинам и дружине, сожалеет о брате, которого обступили половцы, отдает приказание повернуть полки); враги же Игоря, половцы, представлены в птичьем и зверином образе: уподоблены галкам, а их речь – птичьему граю, преграждают поля не щитами, как русичи, а кликом. После пленения и бегства Игоря эта антитеза переворачивается зеркально: Игорь устремляется на Русь в образе горностая, соскакивает с коня в облике волка, летит соколом под облаками. Только на берегу Донца Игорь предстает вновь в образе человеческом: к нему как к князю обращается Донец, и Игорь произносит ответную речь. Вывод Б. М. Волшебная способность духа оборотня покидать телесную оболочку и вновь в нее возвращаться органически входит в рассказ о гибели и воскресении; волшебное путешествие в загробное царство становится символом спасения христианского мира.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

1.1.1 Почему одно из первых замечательных произведений в истории русской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе, а о поражении?

О поражении, а не о победе рассказывается в замечательном произведении древнерусской литературы - военной повести «Слово о полку Игореве».И это, на мой взгляд, не может не показаться несколько странным. Попробуем разобраться, почему же это так?

Во-первых, именно поражение, а не победа способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя. То есть поражение стимулировало русских воинов на победы и подвиги во имя нашей великой Родины!

Во-вторых, главный герой военной повести – князь Игорь – проходит путь спасения души через страдание и покаяние. А разве блудного сына Отец не встречает с радостью: ведь он «был мертв и ожил». (99 слов)

критерия

Мотивация выставленного балла

Особые замечания

1.1.1Как в отрывке создан образ беды, которую впустили на Русь Игоревы храбрые полки?

Уже с самого раннего утра читателей «встречают» «кровавые зори» и «темные тучи», которые «хотят прикрыть четыре солнца», - четырех светлых русских князей. Эпитеты «кровавые», «темные» подчеркивают зловещность наступающего дня. Ничего доброго не предвещают и ветры, «Стрибожьи внуки», которые дуют навстречу полкам Игоревым, «веют с моря стрелами», словно желая предотвратить наступающее несчастье. Используя олицетворения «веют стрелами», «земля гудит» автор как будто оживляет природу, которая старается оградить князя Игоря от совершаемой ошибки. Страх на читателей наводят и реки, «мутно текущие», и степь, «занесенная пылью»…

Половцы названы в отрывке – «дети бесовы», будто появились из преисподнии, готовые разгромить полки русских князей. Автор ассоциирует врагов с темными силами дьявола.

Множество восклицательных предложений в первом абзаце, также настраивают читателей на трагичное окончание событий: «Быть грому великому!»,- пишет автор. Восклицательные знаки подчеркивают уверенность автора в беде и не оставляют надежды читателям. (158 слов, 11 предложений)

критерия

Мотивация выставленного балла

Особые замечания

2.1 Можно ли князя Игоря назвать положительным героем? («Слово о полку Игореве)

«Слово о полку Игореве» - произведение древнерусской литературы, главной проблемой которого является спасение человеком своей души. Прочитав произведение, можно однозначно назвать князя Игоря одним из первых положительных героев русской литературы. Разберёмся почему.

Во-первых, положительным героем называется не человек с только хорошими качествами, а человек, ищущий главный смысл жизни, человек преобразившийся. Именно это и показывает Князь Игорь на своём примере. Он проходит по пути от гордыни к смирению. В начале повествования мы видим гордого воина, который ищет славу, а в конце поэмы это уже другой человек, который спас свою душу тем, что понял свою ошибку. Князь Игорь при возвращении из плена домой отправляется в церковь Пресвятой Богородицы, вероятно чтобы принести покаяние.

Во-вторых, нельзя не отметить авторскую симпатию к главному герою. На протяжении всего произведения автор показывает, как дорог ему князь Игорь. Он всегда присутствует рядом с ним, с любовью описывает. Он даже соединяет все силы природы, дабы помочь ему выйти из беды. Читая произведение, мы видим, что автор искренне желает спасения души этому персонажу. В конце «Слова…» торжественный финал, в котором князь Игорь предстаёт совершенно другим: он переосмыслил прежнее поведение и приобрёл новый взгляд на мир и на себя.

Притча о блудном сыне – сквозной мотив «Слова…». Как в притче блудный сын вернулся к Отцу, так и Игорь возвращается на свою родину. Связь этих произведений очевидна. Оба героя раскаиваются в своих грехах и получают прощение. Они уже не те, что были раньше, они преобразились.

Следовательно, князь Игорь несомненно оказывается положительным героем, который через испытания и страдания ведёт свою душу к спасению.

критерия

Мотивация выставленного балла

2.1 Почему одно из первых замечательных произведений в истории русской литературы «Слово о полку Игореве..» рассказывает не о победе, а о поражении?

Перед автором «Слова..» стоит легкая задача – рассказать о поражении русских войск и при этом прославить князя Игоря. Только очень смелый, и в то же время, безрассудный человек, жаждущий славы, отважится пойти против половецких орд с небольшой дружиной. Почему так важно исследовать это поражение? Попробуем разобраться в этом, проследив путь князя Игоря.

В «Слове..» повествуется о печальных событиях, о предзнаменовании, которое не остановило князя, об обманчивой и легкой победе над отрядом половцев, за которой последовал сокрушительный разгром русских и пленение Игоря. Интересно отметить, что при описании событий автор использует метафорические образы, сравнивая жестокую битву с пиром.

Образ князя Игоря напоминает образ русского человека, презирающего опасность и идущего навстречу ей вопреки предостережениям и здравому смыслу. Традиционное «пораженье от победы..не отличать» характерно для нашего народа, как говорится, «На ошибках учатся». Именно поражение, а не победа способствует переосмыслению ошибок, прежнего поведения, обретению нового взгляда на себя и на мир.

Проследив преображение главного героя, мы можем сопоставить «Слово..» с притчей о блудном сыне. В начале произведение перед нами человек гордый, надеющийся только на себя, желающий «почевать на лаврах». В конце поэмы, это герой, страдающий из-за собственной глупости, это другой человек – преобразовавшийся, спасенный.

«Слово о полку Игореве..»- произведение-открытие, положившее начало традиции нашей культуре, неслучайно описывает поражение. Ключевая идея древнерусской литературы – спасение своей бессмертной души человека. Князь Игорь проходит через физические и духовные муки, через страдание приходит к покаянию. Автор «Слова..» талантливо передал цену поступков, анализ поступков, он осознанал свои ошибки и, в итоге, переосмысление своего внутреннего «я», очищение души и мыслей. Человека искреннего,

критерия

Мотивация выставленного балла

2.1 Почему одно из первых замечательных произведений в истории русской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе, а о поражении? Какие примеры в поздней культуре свидетельствуют о неразличении «пораженья от победы»?

Поэма «Слово о полку Игореве» является неотъемлимой частью древнерусской литературы, которая воплотила сюжет, посвященный мировой истории, и тему – смысл человеческой жизни. В сюжетную основу этого произведения вошел поход знаменитого князя Игоря на половцев. Так почему же «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе, а о поражении?

Уже всем в наше время известно, что главной целью для русского человека было спасение своей бессмертной души, так как он считал, что зло сокрыто в нем самом; это и стало тогда смыслом человеческой жизни. Вот почему в Древней Руси было принято подражать Богу, тем самым возрастая по его примеру, что охарактеризовано широко известным образом небесной лестницы который подтверждал, что для совершенствования не существовало границ. Однако, чтобы приблизиться к божественному идеалу, нужно уметь анализировать свои поступки, ведь не зря у нашего народа говорится: «На ошибках учатся». Только посредством переосмысления своих неправильных шагов и упущений человек может встать на путь спасения своей души; не что иное, как поражение, может в самый ответственный момент стать спасительным нравственным мерилом.

Более того, благодаря этой поэме была показана духовная эволюция человека. Для этого был использован образ князя Игоря, отправившегося в поход против половцев. Внимание читателя акцентировано на том, через какие трудности и преграды пришлось ему пройти, чтобы из гордого и ищущего лишь славы воины превратиться в человека, спасенного духовно, который, благодаря поражению и последующему пребыванию в плену врага, сумел переосмыслить прежнее поведение, раскаяться в своих поступках, обрести новый жизненный взгляд и моральные принципы. Именно поражение заставило князя Игоря перемениться, признать свою вину и встать на путь спасения своей души, о чем также свидетельствует то, что он по возвращении на Родину в первую очередь отправился в церковь для исповеди.

Безусловно, тема неразличения «пораженья от победы», подразумевающая под собой несравнимый ни с чем опыт, извлекаемый из любого поражения, имело свое отражение в менталитете нашего государства и, следовательно, в поздней культуре.

Например, в романе-эпопее «Война и мир» колоритное и насыщенное описание имели сцены поражений русских во время войны 1805 года. Одно из основополагающих и главных сюжетных эпизодов занимает Аустерлицкое сражение, которое закончилось для России сокрушительным поражением. несколько раз в романе указывал на то, что император Александр I, игнорируя слова и советы великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова, хотел завоевать авторитет на международной арене. Даже природа, создав плохую видимость для русского войска в виде тумана, была против этого сражения. Однако, именно это сражение, точнее, эпизод под небом Аустерлица, стал роковым в жизни Андрея Болконского. Это поражение помогло понять князю всю бессмысленность своих помыслов, то, что он сражался не ради людей и Родины, а ради собственной славы, тщеславия и тулона. Выжив после Аустерлица, Андрей Болконский переменился, его жизненные и моральные позиции преобразовались, он прозрел. Он осознал, что его действия на поле Аустерлица нельзя было назвать подвигом, так как они были совершены только во имя него самого. Благодаря этому поражению, он лично для себя смог извлечь неоценимый опыт, понять настоящие жизненные ценности.

Таким образом, поэма «Слово о полку Игореве», поведав о поражении князя Игоря, наглядно показала, как человек может нравственно вырасти и осознать свои ошибки, поборов свою гордость и тщеславие. Это великое произведение стало фундаментом для формирования русской традиции и нравственных устоев. (513 слов)

критерия

Мотивация выставленного балла

2.1. Почему прекрасное произведение о том, как сражались русские войска, написано об их поражении? Существует одно неоспоримое доказательство, которое проверено временем: поражение несет с собой осмысление пройденного пути, а победа лишь еще больше воспаляет желание к завоеваниям.

Сюжет «Слово о полку Игореве», как и многие другие произведения древнерусской литературы,несет идею спасения человеческой души. Князь Игорь один из многих полководцев Древней Руси, который мечтал о славе, завоеваниях и роскоши. Его не так сильно заботила Божья воля,. чтобы дать успокоения смелым мыслям, и из-за этого он обрел себя и своих товарищей на поражение. Главной тематикой поэмы является то, что через душевные и физические муки, через осознание своих ошибок, можно прочувствовать в себе Божью благодать, стремясь к добродетели.

Как и Родион Раскольников, как и Андрей Болконский, князь Игорь испытал боль утраты, узрев смерть во всех смыслах этого слова, и, в конце концов, он пал в огненную геенну. Откуда нашел выход, идя по тропинке, протоптанной Богом.

Бахвальство означает грех перед самим Отцом Земли, который вдохнул в нас жизнь и позволил наслаждаться ею, и, гордиться тем, как люди убивают себе подобных, есть не что иное, как грех, который нельзя допустить.

Все едино и всесильно. Как и было сказано, акцент, в Древней Руси, ставился на том, чтобы спасти душу человеческую, а не рассказывать о том, как храбро сражались солдаты. Вот почему «Слово о полку Игореве» повествует о том, как князь Игорь сумел вырвать свою душу из цепких когтей лукавого и почувствовать в себе Божью благодать. (239 слов)

критерия

Мотивация выставленного балла

2.1 Почему одно из первых замечательных произведений в истории русской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе, а о поражении?

Главной идеей древнерусской литературы становится проблема спасения души.

Поэма «Слово о полку игореве» наглядно отражает эту проблематику.

Князь Игорь, являясь персонажем воинской повести, описывающей его поражения, тем не менее, считается одним из первых героев русской литературы. Какое объяснение можно найти этому феномену?

На протяжении повести, мы наблюдаем преображение главного героя, становясь свидетелями его пути от гордыни к смирению. По возвращению из плена, князь Игорь отправляется в церковь Пресвятой Богородицы, что бы покаяться. Термин покаяние происходит от древнегреческого слова "metanoia", что дословно переводится, как "перемена сознания", человек осознаёт свои ошибки, происходит переосмысление, а это ещё один шаг на пути к спасению души. Смыслом концовки поэмы стало покаяние князя Игоря. Богу, как нашему создателю дорог каждый человек, в особенности тот, который нуждается в помощи. Так же и автору дорог князь. Сопровождая своего героя на протяжении всего произведения, автор приводит его, Игоря, в храм, помогая ему осознать ошибки и преобразиться.

Читая воинскую повесть, «Слово о полку игореве», невольно вспоминаешь бессменную притчу на все времена, о блудном сыне. Русский народ, радостно встречает князя, не смотря на его поражение. И не удивительно, ведь Игорь приезжает с повинной головой, он едет в Киев, покаяться. Как блудный сын возвращается к своему отцу, так и князь возвращается на родину, с осознанием своей вины.

Положительный герой – это герой, стремящийся к спасению души. Жизненный путь – это путь к Богу. И князь проходит этот путь, от гордыни к покаянию, перерождаясь и находя для себя истинный смысл жизни. (236 слов)

критерия

Мотивация выставленного балла

2.1 Почему, несмотря на поражение русского войска, родная земля встречает Игоря как героя? (По поэме «Слово о полку Игореве»)

«Слово о полку Игореве» - самое загадочное произведение. Произведение древнерусской культуры, полагающее основы отечественной литературной традиции. Древнерусская литература однопроблемна: она свидетельствует о том, что единственная задача человека в земном пути – спасение души. Докажем, что в случае с поэмой, обретенной в 18 веке, а описывающей события 12 века русской истории, это именно так. Уверены, что именно этой «мерой», проблемой спасения души, можно измерить поступки и поведение главного героя и понять пафос произведения в целом.

Образ родной земли, плачущей, страдающей, радующейся, сопереживающей,– основной в знаменитом произведении древнерусской литературы. Родная земля, словно любящая и страдающая о своих сыновьях мать, воплотила великий гуманистический пафос нашей культуры. Главный герой – князь Игорь - уже наказан за свой проступок. А к человеку, получившему возмездие за совершенный проступок, отношение может строиться только по закону любви.

Удивительно то, что великое произведение нашей литературы о поражении, а не о славе русского оружия. Именно поражению Игоря и его брата Всеволода, открывшим ворота половцам на русскую землю, посвящена великая поэма. Поэтому столь кратко повествование о первой победе русских и столь пространно повествование о поражении, его последствиях, пребывании Игоря в плену и о побеге. Вспомним о том, что Лев Толстой, задумав произведение о войне русского народа с Наполеоном, был остановлен чувством стыда и не смог писать о победах, не рассказав о сраме русских в войне 1805 года. Эта традиция «пораженье от победы …не отличать» характерна для нашего менталитета. Не случайно наш народ говорит: «На ошибках учатся». Именно поражение, непобеда способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя.

Далее можно утверждать, что перед нами произведение, показывающее преображение главного героя. В начале повествования перед нами гордый, надеющийся только на себя и свое войско, пренебрегающий недоброй приметой, торопящийся восстановить свою славу в глазах других русских князей персонаж. В конце поэмы это герой, страдающий, понявший свою вину перед соотечественниками, любимой женой – другой человек, человек преобразившийся, а значит, спасенный. Он и направляется не в родной город, а в мать городов русских Киев, его стопы направлены к Богородице Пирогощей, то есть к церкви Пресвятой Богородицы. Зачем человек приходит в храм? Чтобы принести покаяние и возблагодарить Бога за урок. Тема блудного сына, вернувшегося к Отцу, в финале произведения очевидна.

Князь Игорь – первый положительный герой русской литературы. Положительный герой – это не просто хороший, добрый, человек, это прежде всего человек ищущий главные смыслы жизни. Все знаменитые герои русской литературы - «русские мальчики» (термин Достоевского) свое начало имеют в образе князя Игоря, который прошел испытания, изменившись и преобразившись.

До сих пор не утихают споры о подлинности «Слова…». Для меня здесь нет вопросов. Перед нами произведение, отразившее новое христианское сознание русского человека. Да, в нем достаточно рудиментов язычества. Но не это главное. Главное для православного сознания – отразить путь человека к Богу, отразить этапы спасения души. Именно путь спасения души через страдание и покаяние проходит главный герой поэмы князь Игорь. А разве блудного сына Отец не встречает с радостью: ведь он «был мертв и ожил». Только человек живого сердца, умеющий сострадать и любить, может быть в нашей литературе героем.

Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» совершенно лишен какой-либо идеализации.

С одной стороны, автор создает образ эпического героя, для которого главное - воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь - человек своего времени. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.

Задание 8.

Идея единения, патриотизма и гуманизма звучит в «Слове». Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь - половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц. Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся. Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины. Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей, развитием чувства гражданственности и чести.


Top