Конкурс методической работы в клубном учреждении. Приоритетные направления работы с молодежью сельского Дома культуры с

Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга. Только при наличии у населения устойчивого интереса к культурно-досуговой деятельности проблема аудитории в учреждениях культуры будет решена. Для этого работникам учреждений необходимо знать настроения, интересы и духовные запросы людей, организовывать работу с учетом мотивированного выбора ими видов и форм культурно-досуговой деятельности. В отношениях с людьми следует соблюдать такт, подходить индивидуально в каждом отдельном случае, считаясь с настроением и запросами аудитории, с конкретной обстановкой, то есть творчески. Понятно, что интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать возрастные особенности населения .

В каждом возрасте имеется некоторый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте. Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также общество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культурное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравственные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а также врожденные качества, которые определяют конструктивное развитие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие представителей подрастающего поколения.

Особого внимания требует организация досуга детей юного возраста, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физической активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения .

Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи . Пик потребностей общения со сверстниками наблюдается у молодежи 15-25 лет. " При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста "индустрии свободного времени" -- туризма, спорта, библиотечного и клубного дела -- при всем этом молодежь упрямо "сбивается" в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании -- это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически" .

Молодежь составляет более половины всего взрослого населения страны, а среди посетителей учреждений культуры она - в подавляющем большинстве.

Поэтому работа с молодежью, детьми и подростками очень ответственная задача, требующая для своего выполнения дифференцированной, глубоко продуманной, высоко профессиональной и интересной работы.

Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры среди пенсионеров. Это весьма благодарная аудитория. При правильном определении содержания и соответствующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью .

Недооценка содержательного и активного досуга у тех, кому за 50-60, сегодня пересматривается. Представители "третьего возраста" (по определению социальных работников и демографов) далеко не всегда желают проводить свободное время, сидя у телевизора или отдыхая на дачном участке. Пассивный досуг особенно несвойствен людям, которые до этого активно занимались профессиональной деятельностью. После ухода на пенсию они не могут резко изменить жизнь и перейти к пассивному существованию, которое ограничивается стенами дома. Такие люди нуждаются в сильных эмоциях, новых впечатлениях, сохранении широкого круга знакомств.

Если говорить о представителях средних возрастных групп, то на них ориентирован организованный досуг в любой стране. При этом учитываются такие социальные параметры жизни людей, как место их проживания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а также индивидуальные предпочтения в досуговых занятиях .

Особо следует сказать о семейном отдыхе. Кратковременный или длительный отдых вместе с членами семьи всегда имел немало сторонников. В последние десятилетия организаторы развивают внедомашний семейный отдых. Появляются такие виды организации свободного времени, как семейный туризм, семейные пансионаты, семейные клубы и другие .

В практике досуговой деятельности не принято специально выделять досуг мужчин или женщин. Многие досуговые занятия, как правило, пользуются одинаковым спросом у представителей обоих полов. Тем не менее, имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимущественно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и другое) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и другое) .

Помимо возраста, семейного положения и социального статуса существуют другие критерии, которые позволяют сегментировать потребителей досугового сервиса, в наибольшей степени учитывая многообразные особенности досуговых предпочтений и запросов. Например, организуется корпоративный досуг представителей отрасли, конкретного вида бизнеса или создаются условия для отдыха участникам научного семинара, персонала фирмы и тому подобное .

Предприниматели, организаторы досуга учитывают содержательные предпочтения отдыха представителей разных социальных групп. На эти предпочтения влияют такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уровень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспеченные слои населения). Немаловажно также место проживания потребителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.

У представителей разных социально-демографических групп сформированы неодинаковые цели, мотивы, содержательные предпочтения, а также поведенческие особенности проведения досуга. Все это влияет на организацию досуга и услуги, которые оказываются в его проведении .

Сеть клубных учреждений развивается в тесной связи с богатым наследием прошлого, традициями и социально-культурной спецификой каждого региона. Культурно-досуговые учреждения клубного типа являются субъектами культурной политики на определённой территории (город, район, посёлок, село) по созданию условий для организации досуга, развития традиционного народного творчества, а также по обеспечению жителей культурно-досуговыми услугами .

Формирование культурных потребностей происходит через: культурно-досуговые учреждения (количество культурно-досуговых учреждений), показатели динамики, распределение их по формам собственности, так как от этого зависит содержание мероприятия и формирования культурных потребностей, территориальному расположению (географический, человеческий фактор); численность посещаемости культурно-досуговых учреждений по видам, жанрам; динамика этих показателей; материально-техническая база культурно-досуговых учреждений разного типа принадлежности; объемы и структура доходов и расходов культурно-досуговых учреждений, влияющие на качественное содержание и эстетическое оснащение. Набор таких показателей является критерием развития и формирования культурных потребностей через культурно-досуговые учреждения .

К формам клубных услуг относятся мероприятия культурно-просветительного, информационного, образовательно-познавательного, зрелищного характера, мероприятия отдыха и развлечения:

циклы лекций, клубные лектории, народные чтения, лекции-концерты, трибуны общественного мнения, обзоры (творческие, научные, политические, экономические), дни искусств (науки, техники, профессий и другие), клубные встречи, циклы клубных тематических вечеров, клубные кирмаши, аукционы идей, клубные викторины, вечера-портреты;

устные журналы (альманахи, бюллетени), вечера вопросов и ответов, диспуты, тематические, дискуссионные встречи, "за круглым столом", клубные беседы;

праздники народного календаря, праздники исторического календаря, праздники семейно-бытового календаря, народные гулянья, театрализованные представления, карнавалы, праздники деревень(городков, улиц, микрорайонов, дворов), современные гражданские обряды, новогодние театрализованные представления для детей и взрослых, клубные вечера отдыха, клубные вечера занимательного досуга, клубные "огоньки", клубные посиделки, танцевальные вечера, тематические программы дискотек и дискоклубов, дни коллективного отдыха, дни и программы семейного отдыха, комплексные культурно-досуговые программы, развлекательные программы, балы, детские утренники, клубные игровые программы, конкурсы, соревнования, концерты, спектакли, фестивали, выставки, кинофестивали, киновечера, кинопоказы, киновикторины и другие .

Одной из тенденций развития социокультурной ситуации стала коммерциализация учреждений культуры, которая приводит к тому, что всё больше наращиваются темпы развития платных услуг населению.

Основные виды платных услуг в клубных учреждениях следующие:

Проведение дискотек, презентаций, концертов, свадеб, выпускных балов, экскурсий, развлекательных программ, игровых программ, семейных торжеств;

Платные кружки, студии, курсы, "школы";

Услуги ведущего вечеров и программ, написание сценариев;

Услуги студий звукозаписи;

Спортивно-развлекательные услуги: бильярд, настольный теннис, тренажёрные залы .

Статистика показывает, что общий объём платных услуг культуры населению неуклонно возрастает. С одной стороны, это создаёт определённые трудности в деятельности клубных учреждений и сложности в выполнении планов платных услуг. Сегодня зачастую, хоть и освобождённые от "диктата", а заодно - и от типовых планов, программ, сценариев, которые оставалось лишь воспроизводить, некоторые клубные работники продолжают работать по старинке: кружки любительского творчества и дискотеки - вот и весь традиционный набор клубных услуг. С другой стороны, эта тенденция приводит к тому, что многие руководители и работники клубных учреждений всё активнее изучают своего посетителя и его социально-культурные потребности в свободное время, применяют новые маркетинговые технологии распространения своих платных услуг, пытаются выступить действительно современными менеджерами. Качество предоставляемых услуг начинает неуклонно повышаться, так как именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. Наибольшей популярностью у населения пользуются следующие платные клубные услуги: концерты и спектакли, дискотеки и шоу-программы, игровые программы, вечера отдыха, проведение семейных торжеств, услуги компьютерных центров, услуги платных курсов, кружков, студий (в том числе спортивных) и другие .

Посетители готовы платить как за клубные профильные услуги, так и за непрофильные услуги клубов - аренда помещений, прокат спортивного инвентаря, прокат видеокассет и дисков. Безусловно, в этой связи следует решать ряд задач по укреплению материально-технической базы клубных учреждений: необходимо приобретать аппаратуру, костюмы, компьютерную технику и обеспечить подключение к сети Интернет .

Недопустимо, чтобы набор клубных предложений представлял собой усреднённый вариант, одинаковый для всех категорий и всех уровней города или села . Поскольку более 90% клубных учреждений функционируют в сельской местности, клубы играют важнейшую роль в сохранении региональной культуры, народных традиций. Клубные учреждения создают условия для эстетического, патриотического, духовно-нравственного воспитания населения. Именно они являются зачастую единственным очагом и центром культуры в населённом пункте .

Таким образом, мы видим, что культурно-досуговая сфера в Республике Беларусь имеет весьма развитую инфраструктуру и представлена деятельностью большого количества учреждений культуры, которые являются субъектами культурно-досуговой деятельности. Учреждение культуры не может функционировать без нормативно-правового регулирования и поддержки государственной политики в области культуры.

В сельской местности, в отличие от города, Дом культуры или сельский клуб зачастую являются единственными "поставщиками" культурных и досуговых услуг населению. Рассмотрев формы культурных услуг, мы приходим к выводу, что - наибольшей популярностью у населения пользуются массовые мероприятия, концерты, дискотеки и шоу-программы, конкурсно-игровые программы, вечера отдыха, театрализованные представления, праздничные мероприятия и народные гулянья народно-обрядовые праздники, праздники деревень и другое. Сегодня клубная аудитория расслоилась, каждая категория (дети, подростки, молодёжь, семьи, люди среднего и пожилого возраста) имеет свои запросы и потребности. Одним из действенных путей оптимизации деятельности клубного учреждения выступает чёткая ориентация направлений и форм его деятельности на удовлетворение социально-культурных потребностей тех возрастных, социальных, профессиональных аудиторий, которые входят в зону обслуживания клуба. Мы видим, что - именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. Посетители готовы платить как за клубные профильные услуги, так и за непрофильные услуги клубов - аренда помещений, прокат спортивного инвентаря, прокат видеокассет и дисков. Мы выяснили, что культурно-досуговая деятельность представляет собой деятельность по удовлетворению людских потребностей в досуге. В рамках культурно-досуговых учреждений создаются условия для снятия определенного напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические и образовательно-развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и самодеятельность.

Основы методического руководства

деятельностью учреждений культуры клубного типа

Социокультурная ситуация в обществе характеризуется постоянными преобразованиями, существенно меняется и структура социально – культурной деятельности. В современных условиях учреждения культуры осуществляют государственную культурную политику, направленную на достижение наивысшего уровня их деятельности и создания эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуговой деятельности. Знание теоретико-методологических, методических и организационно- управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолевать возникшие в ней проблемы. Изучение теории, методики и организации социально-культурной деятельности позволит осмыслить роль и место учреждений культуры в социо-культурных процессах, уточнение их цели, задач и функций с одной стороны, и методического обеспечения практиков новой передовой методикой, эффективными средствами и формами работы, - с другой.

Модернизация социально-культурной деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического руководства. Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры в настоящее время особо остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями между назначением социокультурной деятельности и ее практическим воплощением. Поэтому основная цель методического руководства заключается в сокращении разрыва между проектирующей социально-культурной деятельностью и ее практическим воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи в ее различных областях и формах.

Методическая деятельность - понятие, с которым связана любая организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.

Сформировавшаяся в течение последнего десятилетия система методического руководства клубными учреждениями области на сегодняшний день утратила свою значимость: в годы социальной нестабильности вопросы методического руководства, базирующиеся на изучении, анализе и распространении передового опыта в клубной работе отошли на второй план. Методика изучения и внедрения передового опыта перестала быть предметом специального изучения. В условиях возрастающих требований, предъявляемых в настоящее время к содержательной стороне деятельности клубных учреждений и реализации различных программ, повышается роль методических служб. Сегодняшнее время можно назвать периодом поиска новых решений, которые бы определили дальнейшие пути.

Но как показывает жизнь, формы работы, хорошо зарекомендовавшие себя, являются актуальными и сегодня. Необходимо только научиться трансформировать и использовать их с учетом досуговых предпочтений населения.

Модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена:

На модернизацию содержания социокультурной деятельности;

На повышение профессионального мастерства работников культуры;

На своевременное оказание им методической помощи.

Организационно-методическое обеспечение деятельности культурно-досугового учреждения на уровне муниципального образования осуществляют методические службы различных видов:

Районные (городские) организационно-методические центры;

Районные (городские) информационно-методические центры;

Районные (городские) координационно-методические центры;

Методические кабинеты при культурно-досуговых учреждениях (РДК, ЦДК и пр.)

Методические (организационно-методические, информационно-методические, научно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой).

Предметом деятельности районной (городской) методической службы является организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно- правовых форм, расположенных на территории муниципального образования (с 2006 года – городского округа или муниципального района) и ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социо-культурной деятельности.

Примерный перечень функций методической службы:

Методическое обеспечение и координация процессов сохранения нематериального культурного наследия, развитие народного творчества и социокультурной интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов;

Организационное обеспечение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Информационное обеспечение субъектов региональной культурной политики по предмету деятельности;

Творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания;

Осуществление связей по вопросам организации и участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах и смотрах областного, всероссийского и международного уровней;

Разработка методик сохранения и интеграции традиционной культуры в современные общественные процессы;

Организация районных (городских) фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;

Сбор и фиксация на различных носителях образцов народного творчества;

Сбор и обобщение государственных статистических данных по сети культурно-досуговых учреждений муниципального образования;

Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

Создание базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

Разработка и издание методических материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности;

Повышение квалификации руководителей и специалистов по народному творчеству и культурно-досуговой деятельности, передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер-классов,семинаров;

Обеспечение условий для работы комиссии по присвоению звания «народный коллектив», ведение базы данных о народных коллективах муниципального образования.

Примерный перечень услуг, оказываемых методической службой:

Разработка и методическая помощь в реализации комплексных социокультурных программ, разработка программ и проведение социологических исследований в сфере культурно-досуговой деятельности с формулированием итоговых практических рекомендаций;

Проведение фольклорно-этнографических экспедиций с расшифровкой собранных материалов;

Разработка сценариев и осуществление постановок массовых праздников и театрализованных представлений;

Обучение народным, художественным ремеслам, организация школ, студий, мастерских, классов;

Производство печатной, аудио-, видео- и кинопродукции;

Разработка методических материалов и учебных программ и т.д.

Продуктивность методического руководства зависит от решения следующих задач:

Создание системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры;

Создание, апробирование и внедрение инновационных социокультурных программ с учетом изменяющихся общественных потребностей;

Создание банка данных о видах, формах и методах социокультурной деятельности; изучение новых технологий и разработка рекомендаций по возможности их использования с учетом специфики и реальных возможностей;

Оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов, передовых методик организации и осуществления социально-культурных программ;

Издание справочно-информационного, сценарного методического, репертуарного материала;

Создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры;

Ожидаемые результаты:

Создание оптимальных условий для развития системы методического обеспечения;

Разработка методического инструментария для организации эффективной информационно- методической деятельности клубных учреждений;

Создание банка данных опыта деятельности социально-культурной сферы Брянской области;

Повышение качества организации досуга местного населения, особенно сельского.

Эффективность методического руководства заключается в поиске, анализе передовых методик, их апробации, моделировании, внедрении в конкретных условиях социально-культурной деятельности; в регулировании процесса в соответствии с актуальными проблемами реструктуризации всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.

Методическая служба может существовать:

Как специализированное учреждение (являться самостоятельным юридическим лицом или быть в составе централизованной структуры)

Как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) в ведущем культурно-досуговом учреждении муниципального образования.

В целях укрепления межведомственных связей по организации культурно-досуговой работы с населением возможно создание межведомственных (межотраслевых) методических объединений.

В организации работы методической службы органы управления культуры руководствуются действующим законодательством, а также «Примерным положением о методической службе в сфере культурно- досуговой деятельности» (см.Приложение).

1.Волощенко Г.Г. Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития. СП, 1999.

2.Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.,1994.

3.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.,1998.

4.Зазерский Е.Я.. Соломоник А.Г. Организация и методика клубной работы. М.Просвещение. 1975.

5.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГУКИ, 1999.

6.Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1998.


Приложение

Проект

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о районной (городской) методической службе

в сфере культурно-досуговой деятельности

1.Общие положения

1.1.Районная (городская) методическая служба (центр, кабинет и пр.), именуемая далее РМС, создается в целях повышения качественного уровня организации деятельности по сохранению, поддержке и развитию народного творчества, культурно-досуговой деятельности, национальных традиций, любительского движения.

1.2.РМС находится в ведении муниципального органа управления культурой.

1.3. РМС осуществляет организационно-методическое руководство культурно-досуговыми учреждениями и коллективами народного творчества (независимо от их ведомственной принадлежности), изучение и обобщение передового опыта культурно-досуговой деятельности и любительского художественного творчества, его распространение и внедрение.

1.4.В составе РМС объединяются под единым руководством специалисты культурно-досуговой сферы, призванные осуществлять методическое обеспечение учреждениями культуры муниципального образования (городского округа, муниципального района).

2.Основные задачи и функции РМС

2.1. Основными задачами РМС являются:

Проведение анализа состояния и процессов развития художественного народного творчества и культурно-досуговой деятельности в муниципальном образовании;

Изучение культурных запросов и досуговых предподчениц жителей муниципального образования;

Изучение, обобщение и распространение передового опыта работы культурно-досуговых учреждений, клубных объединений и коллективов народного творчества;

Организационное обеспечение и творческое воплпщение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Обеспечение культурно-досуговых учреждений репертуарно-методическими материалами;

Содействие развитию любительского художественного творчества;

Повышению художественного уровня репертуара и исполнительского мастерства участников художественной самодеятельности;

Осуществление мероприятий по подбору, воспитанию и повышению квалификации работников культурно-досуговых учреждений, руководителей коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений и пр.

Изучение народных промыслов, ремесел, традиционной народной культуры муниципального образования, содействие их сохранению, развитию и популяризации.

2.2.Основным принципом деятельности РМС по совершенствованию работы культурно-досуговых учреждений является объединение усилий всех учреждений и организаций, призванных вести работу среди населения по формированию социально- активной личности.

2.3.Для выполнения основных задач РМС:

Анализирует статистические и отчетные данные о деятельности культурно-досуговых учреждений, развитии народного творчества;

Осуществляет постоянные связи с областными методическими структурами, организует проведение научных и социологических исследований, экспериментов по актуальным проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

Участвует в разработке и реализации муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Организует и проводит зональные (окружные) и районные семинары работников культурно-досуговой сферы, стажировки вновь назначенных работников, контролирует выполнение плана повышения квалификации кадров на областных курсах и семинарах;

Оказывает помощь учреждениям культуры в формировании репертуара для коллективов художественной самодеятельности;

Разрабатывает методические материалы в помощь культурно-досуговым учреждениям с учетом специфики местного сообщества;

Распространяет и внедряет методические материалы, пособия, сценарии, рекомендации по развитию любительского художественного творчества, совершенствованию культурно-досуговой деятельности. Издаваемые центральными издательствами, областными методическими структурами, а также собственные материалы;

Формирует фонд репертуарно-методической литературы, аудио и видеотеку, базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

Принимает участие в организации, подготовке и проведении районных (городских) фестивалей, смотров, конкурсов любительского художественного творчества, смотров –конкурсов работы культурно-досуговых учреждений, других общественно-культурных акций, а также конференций, совещаний по проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

Организует культурное обслуживание отдаленных малонаселенных пунктов и производственных участков силами культурно-досуговых учреждений, а при наличии творческих коллективов при РМС, своими собственными;

Выявляет потребность культурно-досуговых учреждений муниципального образования в специалистах с высшим и средним специальным образованием, вносит предложения по распределению молодых специалистов, организует сбор абитуриентов для поступления в учебные заведения культуры;

Организует экспедиции по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.

3.Права РМС

3.1. Районная методическая служба имеет право:

Проверять состояние работы культурно-досуговых учреждений и коллективов художественной самодеятельности на территории муниципального образования и вносить предложения по дальнейшему улучшению их деятельности;

Вносить на обсуждение муниципального органа управления культурой, общественного совета по культуре отчеты и сообщения руководителей культурно-досуговых учреждений, коллективов художественной самодеятельности и клубных объединений;

Принимать участие в разработке нормативных документов по вопросам развития культуры в муниципальном образовании;

Привлекать специалистов для разработки репертуарно методических материалов, создания сценариев, их редактирования и рецензирования, выступлений на семинарах, а также для подготовки эскизов, костюмов, оформления культурно-досуговых учреждений, изготовления наглядных и других пособий;

Устанавливать контакты с другими методическими службами области, организовывать обмен репертуарными и методическими материалами по культурно-досуговой деятельности и народному творчеству;

Проводить в установленном порядке показательные выступления (как на платной, так и на бесплатной основе) лучших любительских коллективов, другие массовые мероприятия;

Создавать на самоокупаемой основе платные кружки, школы, студии, творческие объединения и лаборатории.

4.Структура и штаты РМС

4.1.Структура и штаты РМС разрабатываются с учетом ее задач и функций и утверждаются органом управления культурой муниципального образования.

4.2.РМС имеет внештатных консультантов по основным направлениям культурно-досуговой деятельности и жанрам народного творчества из числа сотрудников РДК, народных коллективов, детских школ искусств и т.д., а также привлекает специалистов из организаций и учреждений других ведомств.

4.3.РМС имеет базовые культурно-досуговые учреждения и коллективы любительского творчества, осуществляет на их основе экспериментальную проверку перспективных методик. Ведущим базовым учреждением РМС является РДК.

5. Руководство РМС

5.1.Возглавляет РМС заведующий, который назначается и освобождается приказом руководителя органа кправления культурой муниципального образования.

5.2.При РМС на правах совещательного органа создается художественно-методический совет (или – районный (городской) межведомственный совет по культуре), в состав которого входят работники органов и учреждений культуры, представители творческих союзов и обществ, заинтересованных ведомств и организаций.

Положение о Совете и его состав утверждаются органом управления культурой муниципального образования.

5.3.РМС работает на основе перспективных и текущих планов, целевых комплексных программ, отчитывается о своей деятельности перед муниципальным органом управления культурой и областными методическими структурами в установленном порядке.

5.4.Реорганизация и ликвидация РМС производится в установлен

Контроль культурно-досуговой деятельности механизмами федерального уровня, новые задачи перед руководителями клубных учреждений

На сегодняшний день в законодательстве практически не существует нормативно-правовых документов, которые бы регламентировали культурно-досуговую деятельность учреждений культуры клубного типа. В связи с этим возникают некоторые трудности при определении миссии данных организаций, действующих во многих населенных пунктах РФ.

Проблемы регулирования культурно-досуговой деятельности

Как известно, культурно-досуговая деятельность не входит в список полномочий федерального уровня. На текущее время это является преимущественным правом региональных и муниципальных органов. Поэтому все федеральные законодательные акты имеют только рекомендательный характер.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Поэтому собрать и проанализировать информацию, касающуюся культурно-досуговой деятельности клубов, достаточно проблематично. В результате централизованные данные статистики практически полностью отсутствуют.

Если говорить о регулировании деятельности клубов на региональном уровне, то в этом случае также существует масса недоработок.

  • Ведь до сих пор региональными органами не утверждено Положение о культурно-досуговой деятельности, благодаря которому, можно было бы урегулировать любые вопросы, связанные с деятельностью подобных организаций.
  • Среди множества проблем клубных организаций стоит выделить проблему, которая касается работы кружков и студий. Сегодня и те, и другие действуют вне системы , то есть существуют как бы в отдельном вакууме. У многих из них со временем значительно снижается уровень мастерства.

Но вместе с тем стоит отметить активность некоторых руководителей творческих коллективов, которые являются настоящими энтузиастами и мастерами своего дела. На протяжении многих лет они работают над развитием потенциала и привлечением новых участников творческого коллектива.

  • В результате получается, что как для энтузиастов, так и отстающих созданы одинаковые условия, в которых для одних не существует возможностей для развития, а для других возможностей закрытия практически недействующего коллектива. Объяснить это можно отсутствием законодательных актов, которые бы регулировали не только программы, но и использование площадей.

Участие общественности, а также осуществление контроля за являются теми механизмам, которые вводятся на федеральном уровне и выдвигают перед руководителями клубных учреждений новые задачи. Для этого, конечно же, необходимо будет проделать большую работу.

  • Однако решение данных вопросов будет проблематичным. И главная проблема состоит в отсутствии стандартов качества в отношении культурно-досуговой деятельности.
  • Также большим препятствием является отсутствие конкретных целей деятельности и задач для их достижения при организации досуга .

Выводы по проблематике культурно-досуговой деятельности

Разновидности учреждений клубного типа

К учреждениям культурно-досугового типа относятся:

  • дворцы культуры;
  • дворцы молодежи;
  • культурно-спортивные комплексы;
  • центры ремесел;
  • дома народного творчества;
  • социально культурные центры;
  • информационно-методические центры и другие.

Преимущества культурно-досуговых учреждений

Но, несмотря на это, данные учреждения имеют некоторые преимущества по сравнению с музеями, библиотеками и театрами:

  1. Они не отягощены обязательствами, связанными с сохранением музейных ценностей;
  2. Для них не существует обязательных рамок постановки спектаклей;
  3. Их деятельность не ограничена определенными форматами.
  4. Они действуют не только в крупных и средний городах, но и в небольших поселениях городского и сельского типа.

Многофункциональный культурный центр

Благодаря выполнению огромного количества функций, клубное учреждение сможет приобрести новый статус – статус многофункционального культурного центра. Ведь именно эта форма институционной деятельности сегодня занимает передовые позиции в глобальном масштабе.

Сегодня клубные учреждения остаются единственными организациями культурно-досуговой деятельности многих населенных пунктов. Поэтому они имеют реальную перспективу выступать в качестве многофункциональных культурных центров, способствующих привлечению населения к культурной жизни.

Сегодня стоит уделить огромное внимание тщательной проработке стандартов деятельности домов культуры. Это позволит каждому пользователю понять их значение, ознакомиться с их деятельностью, статьее активным участником.

Современные дома культуры значительно отличаются друг от друга. Некоторые из них представляют собой внушительных размеров комплексы с огромными концертными залами. Другие же располагаются всего на нескольких десятках квадратных метров и имеют ограниченные возможности для развития.

Несмотря на разный масштаб и разные условия деятельности, у всех клубных организаций наблюдаются общие подходы к предоставлению наиболее актуальных услуг.

Организация гостевой зоны клубного учреждения

Главной задачей любой досуговой организации является привлечение и удержание посетителя. Дома культуры, выступающие в качестве междисциплинарных площадок, проводят разные мероприятия и занятия для пользователей различных возрастных категорий. Поэтому необходимо организовывать свою деятельность таким образом, чтобы посетителю хотелось не просто прийти, но и стать активным участником мероприятий.

Пользователю, впервые посетившему учреждение социально-культурной досуговой деятельности, иногда очень сложно сориентироваться в многообразии услуг, которые предоставляет центр. Представленные объявления часто отличаются хаотичностью и разнонаправленностью, а проконсультироваться иногда просто не у кого.

Поэтому взрослые посетители часто остаются в стороне от полезных и не менее интересных «взрослых» событий, а молодежь стесняется или лениться искать дополнительную информацию о работе учреждения. При этом для большинства потребителей остается в тайне и ценовая политика. Выходом из такой ситуации является организация «гостевой» зоны.

Гостевая зона учреждения клубного типа

Следуя советам специалистов, в зону приема гостей стоит включить следующие компоненты:

Место дежурного администратора

Необходимо установить стол, за которым дежурный сотрудник учреждения сможет проконсультировать посетителя по поводу интересующих вопросов.

В обязанности администратора входит:

  • выдача буклета;
  • решение проблемы «первого посещения»;
  • обеспечение связи с руководителями кружков и организаторами мероприятий;
  • предоставление новой информации и так далее.

Также администратор должен хорошо знать стоимость всех предоставляемых учреждением услуг и обладать информацией по поводу количества бесплатных мест в кружках и секциях.

Касса

Оптимальным вариантом является расположение в гостевой зоне кассы, которая работает в то же время, что и сам дом культуры. Ведь большинство пользователей не желают идти в банк, чтобы внести плату за ту или иную услугу. Положительный момент в данном случае – возможность оплаты с помощью банковской карты.

Особенно, если это учреждение расположено в населенном пункте городского типа. Отсутствие таких возможностей, как правило, вызывает негодование посетителей, особенно тех, которые являются платежеспособными.

Навигация

В зоне приема гостей нужно установить навигацию:

  • схему здания;
  • указатели;
  • таблички на кабинетах и так далее.

Все навигационные элементы должны быть выполнены в одинаковом стиле. Это способствует формированию единого эстетического пространства учреждения культурно-досуговой деятельности.

Место для отдыха и ожидания

К примеру, в клубе действует хореографический кружок и родителям часто приходится ждать своих детей. При отсутствии места ожидания они толпятся на улице, что достаточно неудобно, особенно в холодное время.

Поэтому оборудование такого уголка просто необходимо. Некоторые учреждения клубного типа устанавливают в зоне отдыха:

  • стулья;
  • столы;
  • диваны и банкетки;
  • обеспечивают wi-fi.

Дополнительные услуги

К примеру, в зонах отдыха можно разместить:

  • настольные игры;
  • установить компьютерные устройства;
  • обеспечить возможность выпить кофе.

В комнате гигиены можно установить:

  • пеленальный столик;
  • специальную подставку для того, чтобы ребенок смог достать до умывальника.

Поскольку современные потребители уже привыкли к тому, что практически во всех заведениях, будь то аэропорт, торговый центр или школа, предоставляются такие бытовые услуги, как:

  • наличие мыла;
  • туалетной бумаги;
  • хорошо работающей сушки в комнатах гигиены.

Поэтому отсутствие подобных услуг в клубных учреждениях часто вызывает негодование и составляет о нем не совсем положительное мнение.

Многие учреждения культурно-досуговой деятельности имели возможность на практике убедиться в том, что наличие комфортной зоны повышает интерес со стороны посетителей. Именно родители, а не бабушки и дедушки, стали чаще приводить детей на занятия. Свое время ожидания они проводят за приятной беседой, чашечкой кофе, просмотром выставки или чтением книги.

Реализация новых программ в домах культуры

Сегодня крупные дома культуры выступают в качестве центров творческих инициатив населения. Поэтому с целью активизации своей деятельности они могут предоставлять свои площадки для реализации различных проектов.

  • Стоит отметить, что в настоящее время в учреждениях клубного типа начала возобновляться незаслуженно забытая работа кружков научно-технического творчества. Это имеет большой плюс, поскольку привлекает к участию подростковую и мальчиковую аудиторию, которая не всегда изъявляет желание заниматься пением, музыкой или хореографией.

Пользователи старшего поколения с большим интересом относятся к деятельности подобных учреждений. Поэтому являются наиболее многочисленной и постоянной целевой аудиторией. Чаще всего они являются участниками фольклорных и хоровых студий. С большим удовольствием принимают участие в бесплатных мероприятиях.

Нынешние перемены требуют воплощения в деятельность домов культуры новых инициатив. А поскольку старшее поколение – это основная аудитория, то необходимо включать его в эти инициативы.

  • Достаточно востребованным направлением сегодняшнего дня является организация работы курсов компьютерной грамотности. Хотя данное направление активно ведется библиотеками, клубным учреждениям не стоит оставаться в стороне.

Отличным решением, которое вызывает особый интерес со стороны посетителей старшей возрастной категории является:

  • постановка документальных спектаклей, в основе которых лежат воспоминания людей преклонного возраста;
  • организация выставок архивных материалов;
  • проведение встреч поколений и так далее.

Очень важным моментов в данном случае выступает разработка программ для старшего поколения, которые должны быть тщательно продуманы и не менее тщательно подготовлены к реализации.

Перспективы развития клубных учреждений

Тем учреждениям клубного типа, которые претендуют на статус современного культурного центра, придется решать огромное количество различных проблем. Ведь, как известно, на сегодняшний день требует доработки нормативная база, практически отсутствуют стандарты, нет ориентиров для будущего развития данных учреждений.

В настоящее время одним из основных ресурсов городов и других территорий является творческий капитал. И именно деятельность культурно-досуговых учреждений позволит населению, независимо от возраста и рода занятий, реализовать свой потенциал.

Междисциплинарные возможности культурных центров позволяют комплексно и системно решать задачи, связанные с развитием городов и других территорий.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация. Частые ошибки при планировании.

Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе - дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания.

Эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования. Попробуем разобраться, какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования и какой все-таки план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?

Прежде всего определимся, что планирование - это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

Планирование - основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок - с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей - с другой.

План - это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План - это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План - не просто отчетный документ, главное в нем - рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.

План - это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Наиболее встречаемые недостатки и ошибки в календарных планах:

случаи отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя;

вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю;

перегруженность (недогруженность) планов;

Отсутствие дат;

расписана организованная деятельность (занятия в детском саду), а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания;

отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра-труд-обучение);

пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы;

календарные планы представлены в виде перспективных;

нет указаний, в какие режимные моменты что и кем проводится;

нет сноски на литературу, страницу;

не прописывается индивидуальная работа с детьми.

По таким планам непонятно, кто, что и в какой день проводит, осуществлять контроль невозможно, системы планирования тоже нет. В общем, как ни крути, а планирование должно быть конкретным, чтобы было ясно, что воспитатель проводит. Чтобы воспитатели чувствовали ответственность за каждое мероприятие, которое они запланировали.

На сайте "Народная Экспертиза".

Сельские клубы масштабно начали появляться в российских деревнях и селах в послевоенный период. В то время организация помещения клуба соответствовала основным запросам населения для проведения досуга: большая танцплощадка, сцена для выступлений, кинобудка для просмотра фильмов и большое количество сколоченных в ряды откидных кресел - в дни танцев и массовых гуляний эти кресла расставляли по периметру помещения, а в моменты концертов, показа фильмов или партийно-народных заседаний их составляли в стройные ряды, дабы все присутствующие могли наблюдать за выступлениями на сцене. Из этого назначения вытекала и типичная архитектура здания - одноэтажный домик прямоугольной формы с входом по центру.

В таком виде большинство сельских клубов просуществовало вплоть до распада Советского Союза, да и в последующие двадцать лет не претерпело никаких кардинальных изменений. В один из таких клубов ходил в детстве и автор этих строк, и было это уже в 2000-х. Кинобудка, правда, уже в то время не работала, по субботам из полуживого магнитофона раздавались звуки музыки, призванные организовать "дискотеку", а сельская молодежь использовала клуб в качестве "перевалочного пункта" - всё основное "движение" происходило за зданием клуба, и характеризовалось оно одним ёмким словом: "Побухать ".


Современные реалии

Практически в таком же виде большинство сельских клубов существует и сейчас. В большинстве своем они носят статус "бюрократической отписки": раз в селе есть клуб, значит в нем есть "социально-культурные объекты для населения". Соответственно, участие государства в жизни современных сельских жителей (и в первую очередь молодежи) имеет место быть. Но так ли это на практике?

Да, клубы в деревнях и селах работают. Сотрудники этих домов культуры получают зарплаты, а вместе с ними и обязательства проводить культурно-массовые мероприятия для населения. Не будем кривить душой и обманывать себя - по большей степени это делается для галочки, но не для реального вклада в культурное развитие населения. Молодежь сейчас увлечена совершенно другими интересами, и её не затащишь в помещение с деревянным полом и музыкальным центром, даже если в нем проведен "евроремонт", чем так любят бравировать главы районов и сельских поселений. Более взрослое поколение тоже сидит по домам - концерты и кинопоказы давно перешли из кинобудок в экраны телевизоров. Интереса и мотивации "сходить вечером в клуб" нет ни у молодых, ни у старых. Единственные завсегдатаи этих "домов культуры" - подвыпившие селяне, для которых клуб - место, где можно погреться (зимой).

Между тем сельский клуб по прежнему остается практически единственным вариантом культурно-массового досуга в сельской местности. Более того, он может и должен являться площадкой не просто для культурного и современного отдыха, но и базой для формирования самосознания местного населения. Просто необходимо кардинально пересмотреть формат подачи и организации досуга. И сейчас, когда Губернатор Белгородской области говорит о "курсе на деурбанизацию" и привлечении молодежи в сельские территории, вопрос организации культурно-досугового отдыха в сельских поселениях должен стоять одним из ключевых приоритетов, наравне с обеспечением сельской молодежи жильем и рабочими местами.

Запросы сельской молодежи

Чего хочет сельская молодежь? Возможно, ответ покажется странным - но она хочет того же, чего и городская. И первоочередное желание - коммуникации со сверстниками. Посредством танцев, совместных игр либо же распития алкогольных напитков и драк происходят эти коммуникации - это уже, как раз, вопрос социально-культурный. Зависит он от среды и от того, что эта среда молодежи дает. Если у городской молодежи есть такие варианты вечернего досуга, как сходить в кино либо посидеть с друзьями в кафе-пиццерии, то для сельской варианты менее прозаичны - сидеть дома либо идти "за клуб".

Задача "возрождения" социально-культурной роли сельского клуба состоит в том, чтобы по возможности максимально перенести реалии городского досуга на тело сельского клуба. Вычеркнуть из программы то, что является атавизмом, пережитком прошлого. Например - дискотеки. Дискотека в сельском клубе - это от силы человек десять, девять из которых пьяны. С учетом текущего количества населения в деревнях и селах, сама идея сельских дискотек изжила себя. Молодежи нужно как можно больше сверстников вокруг. Сейчас дискотеки сосредоточились в районных центрах. Опять же, реалии XXI века - у значительного количества молодых людей есть автомобили. По крайней мере один на компанию из 3-4-х человек находится. Пусть даже отцовский. И эта компания лучше проедет 10-15 километров до райцентра, где на дискотеку собралось человек сто, чем останется сидеть в сельском клубе, где народу едва ли наберется с десяток. В сельских клубах дискотеки не нужны.

А что же нужно? Совместный просмотр кинофильмов я уже отметал выше - во-первых, телевизоры есть практически у каждого, во-вторых, оборудование для просмотра фильмов есть далеко не в каждом клубе и, в-третьих, в эпоху авторских прав коллективный просмотр киноновинок может влететь в копеечку для заведения. То есть танцы и фильмы мы отметаем. Что остается?

Остается вернуться к изначальному смыслу английского слова "клуб" (club) - место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными), носящими культурно-развлекательный характер . Идеальным современным примером такой организации населения являются набирающие популярность в молодежной среде "антикафе", где пространство организовано таким образом, что человеку (компании) предоставлен широкий выбор вариантов проведения культурного досуга в приятной обстановке.

Почему в Белгороде так популярны кофейни? Неужели потому, что выросло целое поколение "гурманов и ценителей" настоящего вкуса кофе? Отнюдь. Кофейни и антикафе стали интересным и популярным местом проведение совместного культурного досуга, это и есть "клубы" XXI века. Поэтому - да, если утрированно - сельский клуб должен взять за основу своего устройства модель современных "антикафе".

Организация пространства клуба

Итак, основная цель, которую мы ставим перед помещением "современного клуба" - комфортное размещение населения для проведения досуга. Какую задачу должно решать это помещение? Время работы клуба - вечер. К этому моменту школьники заканчивают обучение в школе, взрослые возвращаются с работы. Самая первая целевая аудитория - это молодежь. Клуб должен предлагать этой категории населения достойную альтернативу прозибанию перед экранами телевизоров или бесцельному блужданию по подворотням.

В основном зале нашего клуба должны разместиться кресла (диваны) с журнальными столиками между ними. Вокруг одного такого столика смогут собраться до шести человек. Здесь компания может поиграть в настольные игры ("мафия", "элиас", "активити", "свинтус", "монополия", даже классические шахматы - сейчас тысяча их, и они являются достойной заменой алкогольному застолью - проверенно на собственном опыте многократно!), почитать книги-журналы, посмотреть видео с ноутбука - я пересказываю вам всё то, чем молодежь занимается в городских заведениях подобного формата.

Рядом с основным залом расположена детская игровая комната. Она может быть отделена от основного зала прозрачной перегородкой по типу пластиковых окон - с одной стороны, детский шум и визг не проникает в основное помещение и не отвлекает взрослых, с другой стороны родители всегда видят, чем занимаются их ребятишки.

Обязательно в клубе наличие туалета (да, сейчас их в подавляющем большинстве случаев нет). Во-первых, дети - это дети. Во-вторых... хм, да неужели в 2014-м году еще нужно приводить аргументы в пользу наличия туалета в общественном заведении?!.

Рядом с детской комнатой и туалетом должна быть небольшая комната-"кухня", как я её назвал. Здесь, опять же, принцип "антикафе" - любой желающий может налить себе чашку чая и перекусить печеньем. Люди могут приносить сюда пакетики чая из дома и что-нибудь сладкое. Соглашусь, что первое время это будет чем-то диковинным и отчасти немыслимым - но сознание людей способно меняться под влиянием примера окружающих (меняться как в хорошую сторону, так и в плохую). Людям нужно показать, что это - реально, что это так же естественно, как принимать гостей у себя в доме, как пить чай у себя на кухне. В деревнях практически все друг друга знают - просто за отсутствием консолидирующих моментов все привыкли жить разобщенно, по принципу "моя хата с краю". Совместное проведение досуга, совместная покупка чая для вечерних посиделок - это ли не шаг в сторону формирования "солидарного общества"?

В помещении клуба должен быть кабинет заведующего. Ведь работа заведующего - это не только "открыть клуб, включить музыку, выключить музыку, закрыть клуб". Это еще и отчеты (куда без них!), планирование работы, прочее, прочее.

Техническое помещение - это комната для коммуникаций. Счетчики воды, света. Система отопления. По площади (да и по структуре) помещение сельского клуба должно быть похоже на большой и уютный жилой дом - в соответствии с этим должны быть обеспечены и все коммуникации.

Еще одну комнату на схеме ниже я назвал "конференц-зал". За громким иностранным словом скрывается помещение, суть которого - большой стол и стулья вокруг. Здесь можно собраться большой компанией для какой-либо дискуссии, презентации, совещания, да и просто задушевного разговора за чашкой чая. Днем здесь могут проходить мастер-классы (или, говоря родным языком, "творческие кружки"), вечером - собираться компании старшей возрастной категории. Играть в домино или обсуждать последние деревенские новости за посиделками - и не отвлекаться на шум из соседнего зала.

Схематично всё вышеописанное выглядит так:


Главный мотив "нового сельского клуба" - собрать людей под одной крышей, предоставить им комфортное место для общения и проведения досуга, позволить им почувствовать себя "как дома". Это площадка, призванная вернуть людям в селах то, что утрачено уже не одно десятилетие - чувство единства, общности. Это не формальная "отписка" об успешной работе социально-культурного кластера на селе - это источник культуры и среда комфортного развития социума.

Организация досуга населения

Основа успешного функционирования подобного заведения, особенно на первых порах, когда это будет "в диковинку" для большинства посетителей - четкое регламентирование правил поведения и осознание меры ответственности каждого посетителя за помещение. Нет больше принципа "Всё вокруг колхозное - всё вокруг моё", и если ты что-то поломал или украл, то понесешь соответствующую материальную или уголовную ответственность. Пришел в заведение с паспортом, распишись у заведующего, что "С правилами поведения ознакомлен, меру ответственности сознаю" - а далее пользуйся всей "инфраструктурой" на здоровье.

А теперь давайте рассмотрим схему функционирования "нового сельского клуба" на конкретном, пусть и гипотетическом примере.

Я - молодой специалист, который переехал в сельскую местность со своей семьей. В плане жилья сейчас в Белгородской области существует несколько хороших программ для молодых семей, поэтому будем считать, что жильем мы обеспечены. В плане трудоустройства на селе тоже работает ряд областных программ, на крайний случай считаем, что супруга работает в социальной сфере, а я развиваю собственный бизнес по программе поддержки малого предпринимательства. На территории сельского поселения есть и детский сад, и школа - пока родители работают, дети тоже при деле.

Вечер. Работа окончена. Домашние хлопоты тоже разрешены. Возникает вопрос о досуге. Придя в сельский клуб мы встречаемся с друзьями - скажем, семьей моего одноклассника, который тоже живет в этом селе. Взрослые, то есть мы, садимся за один из столиков и общаемся на интересующие нас темы, а маленьких детей можно отправить развлекаться в детскую комнату. Я четко знаю, что у ребенка здесь есть развлечения не хуже, чем в белгородских заведениях вроде "Лукоморья" или игровой зоны в каком-нибудь "Мега-Гринне". В помещении есть Wi-Fi (Ростелеком, насколько я знаю, в настоящее время проводит высокоскоростной Интернет во все населенные пункты области - по крайней мере в моей деревне Интернет уже года полтора, как появился), и я по привычке обновляю ленту новостей в какой-нибудь из социальных сетей. А, может быть, даже и пишу какой-нибудь пост в блог.

Я могу встать и заварить себе чашку чая (конечно же принес с собой целую упаковку, да еще и с печеньем!). За соседним столиком сидят мальчишки постарше и что-то рисуют в своих раскрасках. В соседнем "конференц-зале" водитель школьного автобуса о чем-то бурно дискутирует с компанией друзей. Тем не менее, я могу быть спокоен за уши окружающих детей - в клубе четко действует правило трех НЕ: не пить, не курить и не материться.

И, главное, мы все не чувствуем ущербности в том, что это - сельский клуб. В эпоху глобализации границы просто обязаны стираться, и по-хорошему не должно быть разницы, сидим ли мы в сельском клубе или каком-либо заведении областного центра.

Да, я не считаю всё вышеописанное утопией. Это все может быть реальностью. Главное - захотеть.

Цена вопроса

По моим приблизительным расчетам, даже если строить такой клуб "с нуля", то общая смета не превысит семи миллионов рублей. Строительство одноэтажной "коробки" площадью до 250 кв. м обойдется в сумму до 4-х миллионов, еще около трех потребуется вложить во "внутреннее содержание" клуба. В таком помещении смогут комфортно разместиться до 50-ти человек единовременно.

С коммерческой точки зрения эти деньги невозможно будет "отбить". Однако социальная сфера - не то поле, на котором растут деньги. Здесь произрастает куда более важное со стратегической точки зрения зерно - культура общества, его консолидирующая идея, потенциал для реализации роста и развития людей.

Как реалист, я не вижу скорой реализации вышеописанного мною проекта в самом ближайшем времени. Однако посчитал своим долгом изложить своё видение ситуации. Как знать, может быть не сейчас, но через пять, десять лет сфера социально-культурной жизни в сельских поселениях выйдет на качественно новый уровень, которого требуют меняющиеся реалии нашего мира. Я верю, что когда-нибудь система перейдет от слов к делу, и заявленный процесс "деурбанизации" в нашем регионе затронет не только финансово-материальные аспекты жизни, но и духовно-нравственные. Когда-нибудь мы его построим.


Top