Предмет, структура и задачи курса законодательной техники. Законодательная техника Понятие и назначение законодательной техники

Юридическая техника - это система правил, средств, приемов и способов подготовки, составления и упорядочения правовых актов и иных юридических документов, применяемая в целях их совершенствования и повышения эффективности.

Главной задачей юридической техники является рационализация юридической деятельности, достижения простоты и ясности в написанных документах, единообразия, совершенствования языка правовых актов.

Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

1) Законодательная правотворческая техника - это совокупность средств, приемов и правил составления и оформления нормативных актов. Имеет две основные цели: регулировать общественные отношения; сделать нормативно-правовые акты понятными для лиц, которым они адресованы.

2) техника систематизации нормативно-правовых актов;

3) техника учета нормативно-правовых актов;

4) техника индивидуальных правоприменительных актов.

Законодательная техника - это совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки, составления и оформления нормативных актов.

Законодательная техника имеет две основные цели. Во-первых, рационально, адекватно ypегулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в то же время достаточно кратко, экономично, в определенной мере единообразно, стандартно. Многословие, расплывчатость формулировок, недостаточная четкость, пробельность снижают эффективность правового регулирования.

Другая цель нормотворческой техники ориентирована на адресатов нормативных актов и состоит в том, чтобы сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно их прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами.

Для достижения этих целей следует соблюдать ряд правил. Правила законодательной техники можно подразделить на три вида:

а) Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов. Каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты, которые отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия, придавали бы ему официальность. Каждый нормативный акт должен иметь: название вида нормативного акта (закон, указ, постановление), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования. Это название должно быть по возможности кратким. Далее, нормативный акт должен содержать дату и место его принятия, а для более рационального учета нормативных актов его номер. Такие реквизиты нормативного акта, как его название (по виду и содержанию), дата, орган и место принятия, взятые вместе, составляют так называемый титул нормативного акта. Обязательным реквизитом является подпись соответствующего должностного лица.

б) Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта. Нормативный акт должен иметь достаточно определенный предмет регулирования и рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Он не должен регулировать отношения разного рода и типа. Отношения, составляющие предмет регулирования разных отраслей права, должны регулироваться особыми актами. Крупные нормативные акты могут состоять из двух частей, не считая титула: из вводной (или преамбулы) и постановляющей. В преамбуле указываются причины, поводы, цели издания нормативного акта. В постановляющей части излагаются нормы права.

в) Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов). Общее правило изложения норм права состоит в том, что нормы права следует излагать кратко, четко и определено. За многословием может потеряться основной смысл нормы. Многословие, расплывчатость могут дать повод различному толкованию норм права, препятствовать их единообразному применению. Краткость и определенность формулирования достигается с помощью различных приемов изложения норм права, использование специальных терминов, стандартных языковых оборотов. Отсюда вытекают следующие требования к языку нормативных актов: формулировки норм права должны обладать определенной стандартностью, стереотипностью, грамматическим единообразием терминология нормативных актов должна быть единой. Для этого необходимо: один и тот же термин, слово в нормативном акте употреблять в одном и том же значении; одно и то же понятие обозначать одним и тем же термином.

Предметом законодательной техники является:

а) структура и технология законодательного процесса;

б) состав и компетенция субъектов законодательного процесса;

в) задачи, функции и организация системы управления законодательным процессом;

г) функции и организация системы обеспечения законодательного процесса;

д) задачи и организация официальной инкорпорации законодательства - издания от имени компетентных государственных органов сборников действующих законодательных актов, систематизированных в хронологическом, тематическом или ином порядке.

Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:

1. Стадия реализации права законодательной инициативы, то есть права официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны, который в таком случае обязан рассмотреть данный законопроект.

2. Стадия обсуждения законопроекта, которое в Российской Федерации происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии вносятся поправки, изменения, дополнения или исключаются из законопроекта ненужные положения.

3. Стадия принятия законопроекта путем голосования в Государственной Думе, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом России. Детально эта процедура регулируется Конституцией и регламентами деятельности высших органов государственной власти.

Еще по теме Законодательная техника: понятие, ее характеристика и значение.:

  1. Понятие трудового договора. Отличие от смежных граждан­ско-правовых договоров. Юридическое значение трудового договора.

Это система правил и приемов подготовки совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих необходимый охват регулируемых вопросов, полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту, обозримость нормативного материала.

Основные правила законодательной техники.

    Сокращение до минимума нормативных актов по одному и тому же вопросу;

    Отсутствие противоречий с действующими нормативными актами и в самом нормативном акте;

    Логическая последовательность изложения и взаимосвязь помещаемых в акте нормативных предписаний;

    Наличие в акте правовых средств, обеспечивающих его соблюдение (меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров, меры ответственности за нарушение правовых предписаний или отсылки к устанавливающим их действующим нормативным актам и др.);

    Использование одинаковых, унифицированных официальных атрибутов (наименование акта, заголовок, порядковый номер и т.п.) и структурных частей (главы, разделы, части, статьи, пункты и т.п.);

    Наличие в акте определений имеющих принципиальное значение терминов (законодательных дефиниций);

    Отсутствие рассуждений, научных положений, деклараций и т.п.;

    Язык должен быть точным и лаконичным, один и тот же термин должен всегда использоваться для обозначения одного и того же понятия;

    Акт должен излагаться простым, ясным языком, по возможности короткими фразами, не должны употребляться в акте эпитеты, метафоры, образные сравнения, цитирование и многозначные слова и выражения;

    В случае необходимости одновременно с проектом акта вносится проект постановления о порядке введения акта в действие. В этом проекте должны быть отражены вопросы отмены (изменения) ранее принятых нормативных актов (либо их частей), начало действия акта, другие вопросы по его реализации.

Понятие и признаки нормативно-правового акта.

Под нормативно-правовым актом понимается документ органов государственной власти, содержащий нормы права.

Признаки нормативно-правового акта (отличия от других документов):

1. Исходит от всего населения (в случае принятия на референдуме) или от органов государственной власти.

2. Содержит нормы права.

3. Создается в особом, процессуальном порядке.

4. Оформляется в определенном виде.

5. Образует единую, иерархическую систему.

6. Обязательно доводится до сведения населения.

Классификация нормативно-правовых актов.

Для упорядочивания нормативно-правовых актов используются различные классификации и способы систематизации нормативно-правовых актов.

Основания для классификации:

1. Юридическая сила нормативно-правового акта.

3. Субъекты, издавшие нормативно-правовой акт.

4. Объем и характер действия нормативно-правового акта.

Юридическая сила нормативно-правового акта отражает его место в иерархической системе нормативно-правовых актов.

Наибольшей юридической силой обладает Конституция РФ – основной закон государства.

Все множество нормативно-правовых актов по юридической силе делится на 2 подмножества:

2. Подзаконные нормативно-правовые акты.

1. Однородные нормативно-правовые акты.

2. Комплексные нормативно-правовые акты.

Однородные нормативно-правовые акты содержат нормы права, относящиеся к одной отрасли права.

Комплексные нормативно-правовые акты относятся к разным отраслям права.

Пример однородных нормативно-правовых актов:

Трудовой Кодекс РФ

Пример комплексного нормативно-правового акта:

Федеральный закон «Об образовании».

По субъектам, издавшим нормативно-правовой акт, выделяют:

1. Нормативно-правовые акты органов законодательной власти (законы).

2. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти (подзаконные нормативные акты).

3. Нормативно-правовые акты органов судебной власти (постановления).

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

1. Акты общего действия.

2. Акты ограниченного действия.

Акты общего действия распространяются на все население государства.

Акты ограниченного действия распространяются только на определенный контингент лиц (например, на беженцев).

Законы: признаки и виды.

Признаки:

1. Регулируют наиболее важные общественные отношения.

2. Принимаются в результате всенародного волеизъявления на референдуме, либо органами законодательной власти.

3. Обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно-правовыми актами.

По юридической силе законы подразделяются на:

1. Конституцию.

2. Федеральные конституционные законы

3. Федеральные законы.

4. Законы субъектов РФ.

Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие и виды.

Подзаконный нормативно-правовой акт – это нормативно-правовой акт, принятый органами исполнительной власти.

Выделяют в порядке убывания юридической силы следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов:

1. Указы Президента РФ.

2. Постановления Правительства РФ.

3. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, федеральных служб).

4. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

6. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов во времени начинается с момента вступления нормативно-правового акта в силу и заканчивается в момент прекращения действия нормативно-правового акта.

Момент вступления нормативно-правового акта в силу определяется:

3. По прошествии определенного количества дней после опубликования нормативно-правового акта.

Прекращение действия нормативно-правового акта определяется:

1. Путем указания на то в новом нормативно-правовом акте.

2. По истечении срока его действия, указанного в самом акте.

По общему правилу, нормы нормативно-правового акта начинают применяться для регулирования общественных отношений, возникших после вступления в силу данного акта.

Имеется два исключения:

1. Если об обратной силе акта прямо указано в самом акте.

2. Обратную силу имеют акты с нормами права, устраняющими или смягчающими уголовную или административную ответственность.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется полномочиями субъекта, издавшего акт.

Акты, которые издаются федеральными органами государственной власти, действуют на всей территории РФ.

Акты, которые издаются органами государственной власти субъектов РФ, действуют только на территории субъектов.

По кругу лиц , на которых распространяется действие акта, выделяют общие и специальные акты.

Общие распространяют свое действие на всех граждан.

Специальные – на определенную категорию граждан(пенсионеров, студентов и др.).

Характеристика основных способов систематизации нормативно- правовых актов.

Систематизация – упорядочивание.

Коллизия – столкновение.

Кодекс – книга.

Существуют следующие основные способы систематизации нормативно-правовых актов:

1. Инкорпорация.

2. Кодификация.

3. Консолидация.

Инкорпорация – это объединение в сборнике действующих нормативно-правовых актов без изменения их содержания.

Кодификация – это деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующих нормативно-правовых актов путем принятия нового кодифицированного акта (при кодификации устраняются коллизии норм из разных нормативно-правовых актов).

1. Основами законодательства.

    Уставами.

4. Положениями.

Консолидация – это деятельность, направленная на объединение множества нормативно-правовых актов, касающихся определенной сферы общественных отношений, в один укрупненный акт.

Консолидация является промежуточным шагом к кодификации.

    Конституционное право

ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА (КП) РОССИИ

КП занимает ведущее положение в системе права любого государства и является юриди-

ческим фундаментом для всех других отраслей права.Это определяется предметом

правового регулирования КП.

Предметом КП являются ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ,связанные с устройством и деятельностью экономической и политической систем общества,устройством государства,взаимоотношением человека и гражданина с государством.

экон.система общества + полит.система общества=общественный строй

общественный строй+устройство государства=конституционный строй

устройство государства=1.Форма правления

2.Форма гос.устройства

3.Политический режим государства

КП - совокупность норм права, регулирующих ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, связанные с основами конституционного строя, системой и порядком образования органов гос. власти, основами правового статуса человека и гражданина.

Основной источник норм КП - Конституция РФ (КРФ) 1993 года, которую называют основным законом государства. Это определяется юридическими свойствами КРФ:

1Верховенство и высшая юридическая сила КРФ. Она является актом народного суверенитета и правовой базой существования государства. Поэтому она занимает 1 место в иерархии нормативно-правовых актов. Все иные НПА не должны противоречить положениям КРФ.

2.Учредительный характер КРФ. Это означает, что ни одно из положений КРФ не может быть признано недействительным.

3.Прямое действие КРФ. Когда нет нормы для упорядочения определенной ситуации или

существует коллизия (столкновение) между нормами других законов, нормы КРФ могут

применяться прямо и непосредственно.

4..КРФ является ядром правовой системы государства. Ее нормы координируют законодательство РФ.

Структура КРФ традиционна для конституций большинства государств. Она состоит из 9 глав:

1.Основы конституционного строя

2.Права и свободы человека и гражданина

3.Федеративное устройство

4.Президент РФ

5.Федеральное собрание

6.Правительство РФ

7.Судебная власть

8.Местное самоуправление

9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Наряду с КРФ в качестве источников КП выступают федеральные конституционные

1.О судебной системе

2 О Правительстве РФ

3. О Конституционном суде

4.О Верховном суде РФ

5.Об арбитражных судах

6.О референдуме и другие.

2.Основы конституционного строя РФ

Конституционный строй-это способ организации общественной и государственной

жизни в РФ.

В преамбуле и гл.1 КРФ закреплены принципы конституционного строя в РФ.

2.1 В основу организации общественной жизни положены следующие принципы:

    идеологического и политического плюрализма

    светского характера государства

    свободы экономической деятельности

    многообразия и равноправия различных форм собственности

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ плюрализм означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной (ст.13)

политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, существование политического многообразия, многопартийности

Светский характер государства означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Свобода экономической деятельности - свободное перемещение товаров, услуг, финансов, поддержание конкуренции, что является основой рыночной экономики. При

этом экономической основой РФ является частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Государство не только признает различные формы собственности,но и в равной мере их защищает.

2.2 В основу организации государственной власти в РФ положены след. принципы:

    народовластия

    федерализма

    верховенства права

    разделения властей

    государственного суверенитета РФ

    вхождения РФ как полноправного члена в мировое сообщество

НАРОДОВЛАСТИЕ характеризует РФ как демократическое государство и означает,

что единственным источником власти является народ РФ (ст.3).

РФ как федерация состоит из частей, имеющих статус субъектов государства (республик, краев, областей, автономных округов, городов федерального значения-всего 89 субъектов) Каждый субъект имеет свои основные законы (конституции, уставы).

Основные законы субъектов могут отличаться друг от друга(в этом отличие от

унитарных государств) Но при этом принцип федерализма подразумевает:

    государственную целостность РФ

    единство системы гос. власти

    разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос.власти РФ

и органами гос.власти субъектов РФ

    равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами гос.

власти (ст.5)

ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА выражается в верховенстве Конституции и связанности

государства правом.

По горизонтали власть делится на 3 ветви власти:

    законодательную

    исполнительную

    судебную

По вертикали власть делится между органами гос. власти РФ и органами гос.власти

субъектов РФ.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве гос. власти, ее единстве и независимости.

РФ явл. полноправным членом мирового сообщества, она постоянный член Совета Безопасности ООН.

3.Система органов гос. власти в РФ

Гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Такое разделение сделано с целью:

1.Специализации органов гос. власти по функциям(разработка законов, их исполнение,

разрешение правовых споров)

2.Предотвращения концентрации, монополизации власти одним человеком,одним органом гос. власти

3.Уравновешивания,сдерживания друг друга различными ветвями власти.

Государство осуществляет свою деятельность посредством органов гос. власти.

Орган гос. власти- это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть

государственного аппарата, наделенный собственной компетенцией, выполняющий государственные функции, деятельность которого регламентируется правом.

Классификация органов гос. власти РФ проводится по критериям принадлежности к той или иной ветви власти и и принадлежности к тому или иному уровню власти

(федеральному или субъекта РФ)

Законодательную ветвь власти составляют представительный орган РФ: Федеральное

Собрание и представительные органы субъектов РФ, названия которых определяется

в конституциях, уставах субъектов(Московская городская дума, Санкт-Петербургское

городское собрание и т.п.)

Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования 2 палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Совета Федерации (СФ) составляют представители субъектов РФ по 2 от каждого субъекта:

1 от представительного органа власти субъекта РФ, второй от исполнительного органа

власти субъекта РФ(всего 178 депутатов от 89 субъектов РФ) К ведению С Ф отнесены

3 группы вопросов:

1.исключительные полномочия, определенные ст.102 КРФ

2.законодательные полномочия, заключающиеся в том, что в течение 14 дней палата

должна рассмотреть, одобрить или отклонить закон, принятый Гос. Думой

3.полномочия по самоорганизации: решение С Ф считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов; для принятия федеральных конституционных законов – не менее ¾ числа депутатов должны быть «за».

Гос.Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.

Полномочия ГД делятся на:

1.исключительные (ст. 103)

2.законодательные, реализуемые в форме принятия законов

3.полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности: решения принимаются простым большинством от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании,

конституционных законов.

Исполнительную власть на уровне РФ осуществляет Правительство РФ (ПРФ) ,а на уровне субъектов РФ правительства субъектов РФ.

Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ, федеральным

конституционным законом «О Правительстве РФ»,федеральными законами, нормативными Указами Президента РФ.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента. Гос. Дума может выразить недоверие Председателю ПРФ. После чего Президент может согласиться с решением ГД и объявить об отставке ПРФ. либо нет. ПРФ исполняет все гос. функции: регулирует экономические процессы, формирует и исполняет бюджет,осуществляет социальную политику, обеспечивает законность, реализацию прав и свобод человека и гражданина в РФ, оборону, государственную безопасность, проводит необходимую внешнюю политику и др.

Наряду с ПРФ, на федеральном уровне в систему органов исполнительной власти входят органы специальной компетенции: министерства,гос.комитеты, комитеты, федеральные

службы РФ и иные органы исп. власти.

На уровне субъектов РФ исп. власть наряду с правительствами субъектов осуществляют

департаменты, комитеты, управления и иные органы исп. власти.

Судебную власть в РФ осуществляют суды. Особенности судебной власти:

1.самостоятельность судебной власти,независимость ее от других ветвей власти

2.независимость судебной власти обеспечивается несменяемостью и неприкосновенностью судей

3.осуществление правосудия только судом

4.состязательность и равноправие сторон при судебном разбирательстве

5.гласность судебного разбирательства

Суды образуют судебную систему РФ. Судебная система РФ устанавливается КРФ и

КФЗ «О судебной системе РФ» Структура суд. системы РФ:

1.Федеральные суды

2.Конституционные(уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ

К федеральным судам относятся:

1.Конституционный Суд РФ

2.Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, специализированные суды. Все эти суды образуют подсистему федеральных судов общей юрисдикции.

3.Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные

суды субъектов РФ. Все эти суды образуют подсистему федеральных арбитражных судов.

Деятельность Конституционного Суда РФ регламентируется ст.125 КРФ,КФЗ «О Конституционном Суде РФ»

В компетенцию Конституционного Суда входит обеспечение верховенства и прямого действия КРФ на всей территории РФ,защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина.

4.Конституционный статус человека и гражданина в РФ

Правовой статус (ПС) человека и гражданина-это совокупность всех прав, свобод и обязанностей, законодательно закрепленных в Конституции РФ и других нормативно-

правовых актах.

Основы правового статуса человека и гражданина, закрепленные в Конституции,

называются конституционным статусом (КС). Они образуют относительно небольшую

часть всех прав, свобод и обязанностей.

Остальные права и обязанности излагаются в других отраслях права.(гражданском, трудовом, семейном и др.)

КС определяет положение человека и гражданина в государстве и обществе. Структурно включает:

1.права и свободы

2.обязанности

Другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах деятельности (имущественной, трудовой, семейной и т.п.)

КС основывается на след. основных принципах:

1.человек,его права и свободы –высшая ценность(ст.2) Признание,соблюдение и защита

прав и свобод человека и гражданина –обязанность государства.

2.граждане от рождения имеют равные права и свободы (ст. 6)

3.осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст.17)

4.основные права и свободы гарантированы государством (ст.45)

ГАРАНТИИ КС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Эта такие условия и средства, с помощью которых обеспечивается реализация и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается на государство и всю

систему государственных органов (Ст.45,ст.80).

Ст.18 КРФ гласит: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.Это означает, что все законы, деятельность органов гос. власти и местного самоуправления должны ориентироваться на права и свободы человека и гражданина,

исходить из них, обеспечивать и защищать эти права и свободы.

Сам человек вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законами,

вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ст.46)

Различают общие(политические, социально-экономические) и юридические гарантии.

Юридические гарантии - это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Предпосылкой некоторых прав и обязанностей является гражданство человека.

Гражданство-это определенное политико-правовое состояние человека, выражающее

его юридическую принадлежность к конкретному государству. ФЗ «О гражданстве РФ»

Конституционные права -это такие юридически признанные возможности человека и гражданина т.к. могут быть реализованы путем использования соответствующей юридической обязанности со стороны органов власти и других субъектов права(право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище и т.п.).

Конституционные свободы - это такие юридически признанные возможности человека и гражданина, которые он может реализовывать самостоятельно,не вступая в правоотношения с органами власти и другими субъектами права. Реализация свобод предполагает лишь невмешательство при этом со стороны других лиц и органов власти (свобода слова, вероисповедание и т.п.)

Правами и свободами пользуются по желанию. Нежелание ими пользоваться по закону

не преследуется.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Это предписанный и закрепленный в КРФ определенный вид и мера должного поведения.

За неисполнение обязанностей к обязанному субъекту могут быть применены юридические санкции

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД

По сферам жизнедеятельности(таблица 1)

личные(граждан-

политические

экономические

социальные

культурные

связаны с индивидуальной,

частной жизнью

и принадлежат

человеку от

рождения

связаны с на-

личием граж-

на участие в уп-

равлении дела-ми государства

на частную соб-

ственность и возможность ее

наследование

на жилище

на участие в

культурной жиз-

ни,на пользова-

ние культ. уч-

реждениями,

на доступ к

культурным

ценностям

на защиту чести

и достоинства

на объединение,

свободу союзов,

партий и т.д.

свобода эконо-

мической дея-

тельности

на охрану здо-

ровья и медиц.

свобода твор-

чества и препо-

на свободу и ли-

чную неприкос-

новенность

на собрания,ми-

тинги,демонст-

рации,шествия,

пикетирование

на образование

на неприкосно-венность жилища

избирать и быть

избранным

на социальное

обеспечение

на свободу пере-

движения и выбор места жи-

тельства

равное право

доступа к лю-

бым должнос-

на труд в нор-

мальных усло-

на неприкосно-

венность личной

петиций(обраще-

ний) в государ.

свобода мысли,

на информацию

на благоприят-

ную окр.среду,

информацию о

ее состоянии

свобода совести,

вероисповеданий

свобода труда

уголовно-право-

вые и процессу-

альные гарантии

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

1О. соблюдать Конституцию РФ и законы РФ(ст.15)

2.О.платить налоги и сборы (ст.57)

3.О. сохранять природу и окружающую среду,бережно относиться к природным богатствам (ст.58)

4.О. защищать отечество (ст.59)ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

5.О.получения детьми основного общего образования (ст.43) Возлагается на родителей

или лиц, их заменяющих.

    Административное право

ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ(ФОРМЫ),СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РФ

1.1.Административное право (АП) РФ – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающие в процессе организации и деятельности исполнительной власти РФ.

Исполнительная власть = административная власть = государственное управление

Администрация-совокупность людских, материальных, информационных и других средств, призванных обеспечить под руководством политической власти исполнение и применение законов.

В АП в качестве метода правового регулирования преимущественно используется императивный метод. Этот метод используется для управления. Управление предполагает наличие управляющей и управляемой сторон, их юридическое неравенство.

      Источники(формы) АП РФ

      АП РФ имеет сложный состав форм права.

а)Акты РФ

    Конституция РФ;

    Федеральные конституционные законы(«О Правительстве РФ»);

    Федеральные законы, кодексы («Об основах государственной службы», «Об организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «О государственной социальной помощи», «О милиции», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Кодекс РФ об административных правонарушениях» и другие);

    Постановления палат Федерального Собрания;

    Указы, распоряжения Президента РФ;

    Постановления, распоряжения Правительства РФ;

    Приказы федеральных органов исполнительной власти(министерств, комитетов и т.п.);

    нормативные акты органов законодательной и исполнительской власти субъектов РФ;

    приказы, распоряжения руководителей государственных предприятий, командиров воинских частей.

б)Акты органов власти СССР;

в)Акты СНГ, принятые с участием РФ;

г)Международные акты.

      АП является одной из самых сложных и самой большой отраслей права по объему регулируемых общественных отношений.

Особенностью АП является наличие в рамках отрасли 2-х связанных подотраслей:

Материального АП;

Административно-процессуального права.

Материальное АП состоит из общей и особенных частей. Общая часть включает следующие основные группы правовых институтов:

    определяющие основы организации и деятельности исполнительной власти;

    устанавливающие АП - статус субъектов АП;

    обеспечивающие законность в сфере управления.

Особенная часть включает следующие основные группы правовых институтов:

    регулирующие межотраслевое административно-правовое управление;

    регулирующие административно-правовое управление в административно-политической сфере;

    -«»- в экономической сфере;

    -«»- в социально-культурной сфере.

Административно-процессуальное право включает в себя следующие основные производства:

    по делам об административных правонарушениях;

    по предложениям, заявлениям, жалобам граждан;

    по дисциплинарным проступкам;

    по арбитражным делам в сфере управления;

    по применению мер административного пресечения;

    по делам о поощрениях;

    согласительное производство.

2.Особенности административно-правовых отношений (АПО)

Субъекты АПО:

    индивидуальные субъекты(граждане, граждане со специальным АП- статусом);

    коллективные субъекты(организации, структурные подразделения организаций, коллективы организаций, сложные организации).

Административная дееспособность граждан в полном объеме возникает с 18 лет. Субъектами некоторых АПО признаются лица, достигшие 16 лет.

Классификация АПО

а)в зависимости от целей управления:

    регулятивные;

    охранительные.

б)в зависимости от состава участников АПО:

    внутриаппаратные;

    внеаппаратные.

в)в зависимости от характера подчинения:

    вертикальные;

    горизонтальные.

3.Административные правонарушения и административная ответственность

Административное правонарушение(проступок) – это противоправное, виновное действие(бездействие), за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность-вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченными органами или должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

    предупреждение;

  • возмездное изъятие предмета, явившего орудием совершения правонарушения;

    конфискация предмета, явившего орудием совершения правонарушения;

    лишение специального права, предоставленного гражданину;

    исправительные работы;

    административный арест.

Законодательством РФ могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Классификация мер административного принуждения:

а)административно-предупредительные(карантин, медицинское освидетельствование и т.п.);

б)восстановительные меры(выселение из незаконно занятого помещения, снос незаконно возведенных строений и т.п.);

в)меры пресечения (принудительное лечение, задержание и т.п.);

г)меры наказания(административные взыскания).

4 Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Правом регулируются следующие отношения,связанные с:

Отнесением сведений к гос. тайне

Засекречиванием или рассекречиванием сведений, отнесенных к гос.тайне

Защитой сведений, отнесенных к гос. тайне.

Гос.тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Законодательными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с гос. тайной, являются:

    ФЗ «О государственной тайне»

    ФЗ «О безопасности»

Подзаконные НПА:

    Указ Президента РФ от 3.11.95 г. №1203 с изменениями от

        г. «Об утверждении перечня сведений,отнесенных к государственной тайне»

Указ Президента РФ от 1.11.99 г. №1467. «О составе Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям».

Согласно ФЗ «О государственной тайне»:

    допуск к гос. тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющих государственную тайну, а предприятий - на проведение работ с использованием таких сведений.

    В разделе 2 статье 5 –перечень сведений, составляющих гос. тайну

    ст.8 о грифах секретности: сведения особой важности, совершенно секретных, секретных

    ст.9 о порядке отнесения сведений к гос. тайне

    ст. 21 о порядке допуска лиц и граждан к гос. тайне

(это дополнительные обязанности и льготы % надбавки к зарплате)

    ст. 22-основания для отказа гражданину в допуске к гос. тайне

    ст. 26-ответственность за нарушение законодательства РФ о гос. тайне (уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность).

Всего же имеется большое количество НПА по обеспечению безопасности государства, гос. тайны, режима секретности.

5.Государственные служащие как субъекты административного права.

Государственная служба как институт административного права включает большое количество норм права, содержащихся в различных источниках:

    Конституция РФ

    Федеральный закон «Об основах государственной службы в РФ»

    Федеральный закон «О милиции»

    Федеральный закон «О статусе судей»

    Трудовой кодекс РФ

    другие НПА

Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов.

Государственная должность-должность в государственных органах,образуемых в соответствии с Конституцией РФ с установленными:

    кругом обязанностей;

    ответственностью за исполнением обязанностей.

Государственный служащий-гражданин РФ, исполняющий в порядке установленным федеральным законом обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Основные права государственных служащих:

1.на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы, условия продвижения по службе, организационно-технические условия, необходимыми для исполнения им должностных обязанностей

2.на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями

3.на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов работы и уровня квалификации

4.на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Основные обязанности государственных служащих:

1.обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ

2.добросовестно исполнять служебные обязанности

3.обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан

4.хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Основные ограничения,связанные с государственной службой.

Государственный служащий не вправе:

1.заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2.быть депутатом законодательных органов;

3.заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4.принимать участие в забастовках;

5.использовать свое служебное положение в интересах политических партий и других общественных объединений.

    Гражданское право

1. Понятие, источники (формы), система гражданского права (ГП) РФ.

1.1. ГП – отрасль права, нормы которой регулируют имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения.

В ГП используется диспозитивный метод правового регулирования, предполагающий равенство, автономию воль, имущественную самостоятельность субъектов гражданских правоотношений.

Имущественные отношения бывают 2-х видов:

    вещные отношения – закрепляющие принадлежность имущества конкретному лицу;

    обязательственные отношения – возникают при переходе имущества от одного лица к другому.

Личные неимущественные отношения бывают 2 видов:

      Непосредственно связанные с имущественными. В основном возникаю при создании объектов творческой деятельности. Например, при создании произведения у создавшего возникает право авторства на произведение. Если же произведение будет кем-то использовано, то у его автора возникает имущественное право на получение денежного вознаграждения за использование произведения. Такие отношения регулируются нормами подотрасли гражданского права – авторским правом.

      Чисто личностные отношения. Возникают по поводу защиты прав и свобод человека, других нематериальных благ. Например, при нарушении неприкосновенности частной жизни, при защите чести, достоинства, деловой репутации.

1.2. Основные источники (формы) ГП РФ.

    Конституция РФ.

    Гражданский кодекс РФ (3 части).

    ФЗ «Об акционерных обществах».

    ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

    ФЗ «О защите прав потребителей».

    ФЗ «О некоммерческих организациях»,

и другие.

1.3. Система ГП РФ.

Основные подотрасли, входящие в отрасль ГП РФ:

    Право собственности и иные вещные права.

    Обязательственное право.

    Наследственное право.

    Право на интеллектуальную собственность.

    Личные неимущественные права.

2. Особенности гражданских правовых отношений (ГПО).

2.1. Объекты ГПО.

В качестве объектов ГПО выступают:

    вещи и иное имущество;

    работы и услуги;

    результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность);

    информация;

    нематериальные блага (жизнь, здоровье, деловая репутация и др.).

2.2. Субъектами ГПО являются:

    граждане;

    юридические лица;

    РФ, субъекты РФ, муниципальные образования;

    иностранные граждане;

    лица без гражданства;

    иностранные юридические лица.

Юридическим лицом называется организация, которая имеет в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) обособленное имущество, отвечает по обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь официальное место нахождения (юридический адрес), который определяется местом его государственной регистрации.

Классификация юридических лиц в зависимости от целей деятельности:

А. Коммерческие организации – основной целью деятельности является извлечение прибыли.

    хозяйственные товарищества (полные товарищества, товарищества на вере);

    хозяйственные общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью);

    государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Б. Некоммерческие организации - не имеют основной целью деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями.

    потребительские кооперативы;

    учреждения;

    общественные и религиозные организации;

    благотворительные и иные фонды;

    объединения юридических лиц (союзы, ассоциации).

Определяется самими субъектами ГПО.

В качестве основных прав:

      право (п.) иметь в собственности имущество;

      п. наследовать и завещать имущество;

      п. заниматься предпринимательской и любой другой, не запрещенной законом, деятельностью;

      п. создавать юридические лица;

      п. совершать любые сделки, участвовать в обязательствах и другие права.

2.4. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей:

    договоры и иные сделки;

    акты государственных органов и органов местного самоуправления;

    судебные решения;

    приобретение имущества;

    создание произведения в результате интеллектуальной деятельности;

    причинение вреда другому лицу;

    неосновательное обогащение.

Под сделками понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделки могут быть устными и письменными.

В зависимости от количества участников (сторон) сделок они бывают:

    односторонними (например, завещания);

    договорами - соглашениями двух и более лиц.

Основные требования к договорам:

    свобода договора;

    наличие существенных условий:

а) о предмете договора;

б) прямо названные в НПА, прежде всего Гражданском кодексе РФ, как существенные для данного вида договора;

в) все условия, относительно которых по заявлению одной их сторон должно быть достигнуто соглашение.

При отсутствии соглашения сторон хотя бы по одному из существенных условий договор считается незаключенным.

2.5. Гражданская правоспособность и дееспособность.

Правоспособность граждан (физических лиц) возникает с момента рождения и прекращается в момент смерти.

Правоспособность юридических лиц возникает с момента создания (даты государственной регистрации) и прекращается в момент завершения ликвидации (даты исключения из единого государственного реестра).

Полная дееспособность граждан возникает по достижении 18 лет. Имеется 2 исключения из этого правила:

    граждане, вступившие в брак до 18 лет, становятся полностью дееспособными со времени вступления в брак;

    если несовершеннолетний, достигший 14 лет, работает по трудовому договору, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация).

До 6 лет ребенок считается полностью недееспособным. От 6 до 14 лет ребенок также считается недееспособным, но имеет право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Несовершеннолетние от 14 до 18 лет обладают частичной дееспособностью. Они вправе самостоятельно:

    совершать мелкие бытовые сделки;

    распоряжаться своими доходами, осуществлять авторские права;

    совершать иные сделки с письменного согласия родителей;

    нести имущественную ответственность по своим сделкам;

    заниматься предпринимательской деятельностью с согласия родителей.

2.6. Имя и место жительства гражданина. Акты гражданского состояния.

Имя является средством индивидуализации гражданина как участника ГПО. Оно включает в себя фамилию, собственно имя и отчество.

Имя возникает у гражданина с момента регистрации родителями факта рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) и присвоения ему имени.

По достижении 14 лет несовершеннолетний может обратиться с ходатайством о перемене имени, данного ему родителями.

Перемена гражданином имени не является основанием для изменения прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.

Место жительства гражданина – место, где он постоянно или преимущественно проживает.

Правовое значение места жительства в том, что по месту жительства наследодателя открывается наследство, от места жительства зависит место исполнения обязательства, место жительства может иметь значение для определения подсудности дел, для объявления гражданина умершим в случае длительного отсутствия по месту жительства.

Актами гражданского состояния признаются юридические факты, которые в соответствии с законом подлежат регистрации в органах ЗАГСа.

Это следующие юридические факты:

    рождение

    заключение брака

    перемена имени

    усыновление (удочерение)

    установление отцовства

    смерть гражданина.

Регистрация актов гражданского состояния производится путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.

3. Право собственности и иные вещные права.

Вещные права являются мерой возможного отношения субъектов ГПО к вещам и иному имуществу.

Различают следующие основные вещные права:

    право собственности

    право хозяйственного ведения

    право оперативного управления

    право пожизненного наследуемого владения земельным участком

    право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

6. Сервитуты-права ограниченного пользования чужими земельными участками 7. права членов семьи собственника жилого помещения.

Право собственности характеризуется наличием у его обладателя наиболее полного перечня правомочий по отношению к вещам.

Такими правомочиями являются:

    право владения вещью

    право пользования вещью

    право распоряжения вещью.

У обладателей иных вещных прав нет всех правомочий субъекта с правом собственности.

В РФ имеются следующие формы собственности:

          частная (граждан и юридических лиц);

          государственная (РФ в целом и субъектов РФ)

          муниципальная (городских, сельских поселений и других муниципальных образований)

Если какой-либо объект ГПО принадлежит нескольким субъектам ГПО, то, независимо от формы собственности, возникает общая собственность.

Различают первоначальные и производные способы приобретения права собственности . К первоначальным относятся юридические факты, по которым отсутствует правопреемство.

Это следующие способы:

    приобретение права собственности на вновь созданную вещь;

    приобретение права собственности в результате переработки вещи;

    приобретение права собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества;

    обращение в собственность общедоступных для сбора вещей (ягоды, грибы, рыба и др.);

    приобретения права собственности на бесхозное имущество;

    приобретение права собственности в результате приобретательной давности (недвижимое имущество – 15 лет, иное – 5 лет)

Основные производные способы приобретения права собственности:

    приобретение права собственности по договору (купли-продажи, мены, дарения) или в результате иной сделки об отчуждении имущества;

    наследование по завещанию или закону;

    приобретение права собственности членом потребительского кооператива на кооперативный объект после внесения всей суммы паевого взноса;

    приватизация государственного и муниципального имущества.

Прекращение права собственности, как и его приобретение, обуславливается наличием определенных юридических фактов (оснований).

Нередко, основанием возникновения и прекращения права собственности является один и тот же юридический факт, например, договор купли-продажи.

Право собственности прекращается в следующих случаях:

    при отчуждении собственником своего имущества другим лицам;

    при добровольном отказе собственника от права собственности;

    при гибели, уничтожении имущества;

    при принудительном изъятии имущества у собственника в предусмотренных законом случаях:

а) на возмездных основаниях в случае отчуждения недвижимости в связи с изъятием земельного участка, в случае выкупа домашних животных при ненадлежащем обращении с ними и других случаях;

б) безвозмездное изъятие в случае конфискации, обращения взыскания на имущество по обязательствам и других случаях.

4. Обязательственное право.

Эта подотрасль гражданского права, нормы которой регулируют отношения, связанные с экономическим оборотом имущества и других объектов ГПО.

Обязательством называется ГПО, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работы, уплатить деньги и т.п.) либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанностей.

Основания возникновения обязанностей были рассмотрены в пункте 2.4.

Множественность лиц в обязательстве предполагает, что на стороне кредитора (должника) либо на обеих сторонах одновременно выступает несколько лиц.

При этом, обязательства с множественностью лиц делятся на долевые (когда каждый из участников обладает правами и несет обязанности в обязательстве лишь в пределах определенной доли) и на солидарные (когда каждый кредитор вправе требовать, а каждый должник обязан исполнить обязательство полностью).

Под исполнением обязательства понимается совершение должником действия (либо воздержание от действия), составляющего предмет обязательства.

Под прекращением обязательства понимается прекращение прав и обязанностей, вытекающих из данного обязательства.

Основным способом прекращения обязательства является надлежащее исполнение обязательства (т.е. такое исполнение, которое соответствует условиям договора, требованиям НПА), а при отсутствии таких требований соответствует обычаям делового оборота.

Другими способами прекращения обязательства являются:

    расторжение договора;

    предоставление взамен исполнения отступных (уплата денег, передача имущества и т.п.);

    зачет встречного однорядного требования;

    прощение кредитором долга;

    невозможность исполнения;

    новация (замена договора новым договором);

    издание акта государственного органа;

    ликвидация юридического лица;

    смерть гражданина (по обязательствам личного характера).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств должник подвергается гражданско-правовой ответственности.

5. Наследственное право.

5.1. Наследственное право – подотрасль гражданского права, нормы которого регулируют отношения, связанные с переходом имущественных прав и обязанностей после смерти их обладателя (наследодателя). При этом лица (лицо), к которым переходит имущество наследодателя, называются наследниками (наследником).

В состав наследства входят вещи и иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, принадлежащие наследодателю на день открытия наследства.

В состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя (например, право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина), а также личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Основанием открытия наследства является смерть гражданина или объявление судом гражданина умершим.

Место открытия наследства – последнее место жительства наследодателя. День открытия наследства – день смерти наследодателя.

Виды наследования.

В зависимости от основания наследование осуществляется:

а) по завещанию;

б) по закону (когда нет завещания).

5.2. Особенности наследования по завещанию.

Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.

Важнейшим условием является свобода завещания. Завещатель вправе по своему усмотрению:

    завещать имущество любым лицам, как входящим, так и не входящим в круг наследников по закону;

    любым образом определить доли наследников в наследства;

    лишить наследства наследников по закону, не указывая причин;

    распорядиться всем своим имуществом или его частью;

    составить одно или несколько завещаний;

    отменить или изменить совершенное завещание.

Завещание должно быть совершено гражданином лично. Совершение завещания через представителя не допускается.

5.3. Особенности наследования по закону.

В случае отсутствия завещания к наследованию призываются так называемые наследники по закону в порядке очередности. На основании Гражданского кодекса РФ наследники представлены в порядке следующей очереди:

    Наследники 1 очереди: дети, супруг, родители наследодателя;

    Наследники 2 очереди: полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка и бабушка со стороны отца и матери;

    Наследники 3 очереди: полнородные и неполнородные братья и сестры родителей;

    Наследники 4 очереди: прадедушки и прабабушки;

    Наследники 5 очереди: дети родных племянниц и племянников, родные братья и сестры дедушек и бабушек;

    Наследники 6 очереди: дети двоюродных внуков и внучек, братьев и сестер, бабушек и дедушек;

    Наследники 7 очереди: пасынки, падчерицы, отчим, мачеха.

Наследники каждой очереди призываются к наследованию, если нет наследников предшествующих очередей.

Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления.

Наследование по правилу представления: доля наследника по закону, умершего до открытия наследства, переходит по праву представления к его потомкам и делится между ними поровну.

5.4. Права наследника на принятие, распоряжение наследством.

Наследники по завещанию или по закону вправе:

    Принять наследство (подать заявление нотариусу по месту открытия наследства и через 6 месяцев со дня открытия наследства получить свидетельство о праве на наследство);

    Отказаться от наследства (подать в течение 6 месяцев со дня открытия наследства заявление нотариусу по месту открытия наследства об отказе от наследства).

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.

6. Гражданско-правовая ответственность.

Является одним из видов юридической ответственности. Под гражданско-правовой ответственностью понимается неблагоприятные имущественные последствия для лица, допустившего гражданское правонарушение.

Особенность данного вида юридической ответственности в том, что она всегда носит имущественный характер.

Состав гражданского правонарушения образуют следующие общие условия:

    противоправность поведения (действия, бездействия). Означает, что оно противоречит нормам права, нарушает субъективные гражданские права других лиц.

    возникновение вреда (убытков у потерпевшего). Под вредом понимается умаление или уничтожение субъективного гражданского права или блага. Вред бывает имущественным или неимущественным. Денежная оценка имущественного вреда называется убытками.

    причинная связь между противоправным поведением и возникшим вредом. Юридическое значение имеет только прямая связь между поведением и вредом, когда одно явление вытекает из другого.

    вина причинителя вреда. Вина всегда предполагается, поэтому правонарушитель сам должен доказать ее отсутствие. При этом, случай и непреодолимая сила относятся к числу обстоятельств, которые, по общему правилу, освобождают должника от гражданско-правовой ответственности.

В зависимости от оснований возникновения гражданско-правовой ответственности различают:

    договорную ответственность (возникает в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора);

    недоговорную ответственность (возникает непосредственно из правонарушения, при отсутствии обязательных отношений между нарушителем и потерпевшим).

Основные формы гражданско-правовой ответственности:

    Уплата неустойки. Неустойка (штраф, пени) – это определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

    Возмещение убытков. Применяется, если иное не установлено законом или договором.

Убытки = реальный ущерб + упущенная выгода.

Реальный ущерб – это утрата или повреждение имущества, а также расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Упущенная выгода – это неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Так, для коммерческих организаций упущенной выгодой является неполученная прибыль, а для граждан – неполученная заработная плата или иной доход.

В законе или договоре могут быть указаны конкретные варианты формы ответственности, когда взыскиваются:

    только неустойка без убытков;

    убытки в полной сумме сверх неустойки;

    либо неустойка, либо убытки по выбору кредитора.

Закон закрепляет принципы полного возмещения убытка. Но в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, возмещение убытков может быть ограничено (например, ответственность перевозчика ограничена стоимостью утраченного или поврежденного груза).

    Трудовое право

Именно с законодательной техники начались исследования проблемы юридической техники, что не случайно. Издержки, возникающие в результате недостаточно продуманных и плохо сформулированных нормативных актов, бывают настолько велики, что не идут ни в какое сравнение с вредом, причиненным нарушением правил юридической техники при принятии индивидуальных актов.

Первооткрывателями в исследовании этой проблематики были западноевропейские ученые.

Целенаправленное формирование законодательства характерно для европейской правовой традиции. В Великобритании и США применяются прежде всего прецеденты, а не законы. По этой причине законодательная техника в названных странах не привлекала внимания ученых.

Основателем учения о законодательной технике является Р. Ие- ринг. В своей книге он сформулировал множество правил относительно того, как писать законы. Эти правила он подразделил на следующие две части:

1. Правила количественного упрощения законов;

2. Правила качественного упрощения законов.

Французский ученый Ф. Жени выделяет две стадии законотворчества:

1. Поиск решения правового регулирования по существу;

2. Техническое построение законов.

Последняя стадия, по его мнению, и относится к законодательной технике.

1. Материальная законодательная техника (используемая для подготовки законодательных решений по существу);

2. Формальная законодательная техника (обеспечивающая практическое воплощение решения в законах).

Другой ученый, А. С. Анджелеску, обратил внимание на то, что в законотворчестве большое значение имеет процедура принятия законов. По его мнению, есть особые правила, которые надо неукоснительно соблюдать, если есть желание получить качественный продукт. В соответствии с этим он выделил:

1. Внешнюю законодательную технику (законодательную процедуру);

2. Внутреннюю законодательную технику (приемы собственно законодательной техники).

Предложения А. С. Анджелеску, без сомнения, продвинули науку законодательной техники на шаг вперед.

Р. Лукач предлагает законодательную технику разделить:

1. На общую (относящуюся ко всем правовым семьям);

2. Специальную (относящуюся к типам и отраслям права).

Однако это предложение слишком смелое. Дело в том, что относительная общность пока может быть установлена между континентальной семьей права и англосаксонской. Мусульманское и обычное право содержат слишком мало общих черт с вышеназванными семьями права. Поэтому задача по созданию общей законодательной техники, которая относилась бы ко всем правовым семьям, на сегодняшний день невыполнима.

А. Нашиц использует несколько иные термины:

1. «Законодательная техника в широком смысле» (наука законотворчества, законодательная политика и законодательная техника);

2. «Законодательная техника в узком смысле» (технические средства и приемы построения правовых норм).

Одним из первых исследователей законодательной техники в нашей стране следует считать Д. А. Керимова. Начав изучать данную проблематику еще в 1950-х гг., автор свои взгляды практически не изменил до сих пор. Его понимание законодательной техники отличается широтой: к ней он относит правила конструирования и систематизации законов. Однако систематизация нормативных актов, которых стало неизмеримо больше, претендует на выделение в особый вид юридической деятельности, выполняемой по своим достаточно разветвленным правилам. В частности, появился новый её вид - консолидация нормативных актов, который еще требует специальной научной проработки и накопления практического опыта проведения.

Ю. А. Тихомиров определяет законодательную технику как систему правил, предназначенных и используемых для познавательнологического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста закона. Автор делит законодательную технику на две следующие части:

2. Формально-юридическая (связана с приданием реальным общественным отношениям оптимальной правовой формы).

Каждая из названных частей законодательной техники имеет,

в свою очередь, наполнение. Правила выполнения других видов юридической работы Ю. А. Тихомиров к законодательной технике не примешивает.

Анализ мнений ученых показывает, что научные взгляды по вопросу о понятии законодательной техники эволюционировали в следующем направлении. Теперь не только отводят юристам техническую роль по формированию нормативных актов, но и требуют от них выполнения куда более интеллектуальных функций: определения содержания законов. Пришло понимание того, что достичь адекватности отражения общественной жизни в нормативных актах - задача куда более сложная. Как это сделать? Нужно наряду с общими правилами юридической техники вырабатывать и применять особые правила законодательной техники.

В литературе по теории права законодательная техника традиционно рассматривается в контексте правотворчества в качестве одного из его элементов. Одни ученые - юристы трактуют ее как систему правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. Другие - как совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в контексте источников права и правотворчества. Объектом ее является текст нормативного документа, в отношении которого законодатель затрачивает интеллектуальные усилия. Иногда различаются средства изложения содержания правовых юридических предписаний, приемы формулирования норм или положений правовых актов, средства и приемы построения правовых актов. В целом законодательная техника признается важным фактором оптимизации и эффективности законодательства.

В России вопросами совершенствования законодательства стали заниматься во второй половине XIX в. О повышенном внимании ученых и практиков к форме законов того времени говорит дискуссия, развернувшаяся в юридической литературе по поводу проекта Уложения о наказаниях уголовных 1885 г. Так, в одном из отзывов на проект писалось, что: “Ближайшее знакомство с проектом убеждает в том, что предлагаемое проектом упрощение законодательства, путем сокращения до минимума числа определений о похищении имущества, достигается за счет полноты, ясности и определенности закона. Для будущей судебной практики проект открывает перспективу целого ряда затруднений, так как текст закона слишком краток для того, чтобы ответить на все запросы права и действия жизни”

Наибольший интерес русских юристов к проблемам законодательной техники проявился в период с 1900 по 1917 г., т.е. в период, когда в России назревала буржуазная революция. В это время исследованиями техники законодательства занимались такие русские ученые, как Н.С.Таганцев, Ф.П. Буткевич, М.А. Унковский, П.И. Люблинский

Одновременно с трудами русских издавались и работы европейских ученых, таких как И. Бентам и Р. Иеринг. П.И. Люблинский в своем известном пособии “Техника, толкование и казуистика уголовного кодекса” писал, что, являясь изменчивым творением рук человека, юридический закон находит свою силу сам в себе и только в этой своей форме он является действующей, создающей порядок волей. Поэтому слово законодателя является делом, которое в совершенстве удается только человеку богоодаренному, который может создать интуитивно священный правопорядок, состоящий в живом соответствии с душой народа и реальными силами. Далее он отмечал, что искусству развивать мысль законодателя и извлекать из нее нужное содержание учит нас юридическое толкование. Но оно мыслимо только при знакомстве с теми техническими приемами, которыми пользовался законодатель, при построении своих норм. Именно поэтому П.И. Люблинский считал, что юридической герменевтике должно предшествовать изучение законодательной техники

Иной точки зрения на проблемы законодательной техники придерживался другой известный русский ученый-юрист М.А. Унковский. В одном из своих научных трудов он писал, что, несомненно, опытность в законодательной технике, извлекаемая путем долголетнего сидения на процессе разработки законопроектов, далеко выше тех познаний в этой отрасли, которыми располагают лица, недавно вступившие на поприще законодательной деятельности, каковыми в большинстве случаев являются выборные члены законодательных палат, но что такую опытность нельзя назвать достаточной, показывает уже то обстоятельство, что и те законодательные акты, которые в разных государствах выходили из-под пера законодателей до введения выборной системы в законодательные учреждения, тоже неизменно по выходе их в свет вызывали тьму недоумений, требовавших всякого рода дополнений и разъяснений, как аутентических, так административных и судебных.

Как же после этого сравнить такую, если можно так выразиться, первобытного типа опытность с тем знанием, которое возникло бы из систематического ознакомления с целой массой вызванных жизнью правовых вопросов, взятых из разных областей права, разных стран и разных эпох, и если это ознакомление происходит не попутно с делом разработки разных частных законопроектов, а преследует специальную задачу выяснения общего характера законодательно-технических недостатков законодательства, обычно являющихся причинами возникновения того или иного рода недоумений, и изобретения наивыгоднейших для целых систем законов приемов изложения их так, чтобы весь комплекс законодательных норм каждой данной страны был выражен в наиболее краткой и ясной форме? Опытность первого рода есть не более, как некоторая “натасканность” в деле законодательной техники и притом, как уже объяснено, весьма недостаточная, судя по ее результатам, тогда как знание, которое получилось бы путем вышеуказанной систематической и специальной работы, содержало бы в себе все те полезные для изложения законодательства в ясной и кратчайшей форме руководственные выводы, какие вообще представляется возможным извлечь

Вырабатывая современное определение законодательной техники нужно постоянно помнить, что ее основным назначением является решение проблем соотношения содержания и формы права. Цель ее заключается в придании законам такой формы, которая бы полностью соответствовала их содержанию и отвечала требованиям доступности, простоты и наглядности.

Следует обратить внимание на специфику юридико-технологических приемов в разных отраслях законодательства. Их различение обусловлено неодинаковым объектом и методами правового регулирования. К примеру, в конституционном законодательстве больше применяется норм - дефиниций, норм - целей и норм - принципов, а сами нормы нередко состоят лишь из диспозиций. В гражданском и уголовном законодательстве традиционной является строгая и детальная структуризация институтов и норм.

По нашему мнению, законодательная техника - это система правил, предназначенных и используемых для познавательно - логического и нормативно - структурного формирования правового материала и подготовки текста закона. В таком определении можно выделить шесть взаимосвязанных элементов: познавательно - юридический, нормативно - структурный, логический, языковый, документально - технический, процедурный.

Каждый из элементов содержит набор требований - правил, которые следует строго соблюдать. Их применение с учетом этапов движения законопроекта должно быть последовательным и взаимосвязанным.

Познавательный элемент означает определение предмета законодательного регулирования, выбор и анализ процессов, явлений и отношений, которые могут быть объектом законодательного воздействия. Оправданно исходить из следующего круга законодательно регулируемых отношений:

а) высокая социальная значимость их для общества, государства и гражданина; б) стабильность; в) первично - нормативное регулирование; г) предопределенность конституций; д) правомочность субъекта законодательной деятельности.

С этими составляющими связан и правильный выбор формы правового акта, с учетом его места в правовой системе и классификационных признаков как официальных, так и доктринальных.

Познавательный аспект подготовки закона связан с его концепцией. Это - аналитическая нормативная модель с вариантами правового поведения, с примерной структурой акта, его связями с другими актами, возможными последствиями и оценкой эффективности действия. Замена концепций всякого рода пояснительными записками и т.п. внешне упрощает процесс законотворчества, но на деле лишь обесценивает его.

В рамках концепции закона важен «набор понятий», которые предполагается использовать. Это, прежде всего, научно-юридические понятия, выработанные правовой наукой и необходимые для правильного построения закона. Их недооценка и игнорирование ведут к ошибкам и юридическим противоречиям. Далее, следует правильно применять конституционные понятия, не допуская произвольных отступлений от них.

Довольно часто понятия и термины получают признание в каком-либо законе. Нужно ли это? Традиционно в рамках системы континентального права, к которой, заметим, принадлежит преимущественно и российское право, далеко не каждый закон сопровождается набором собственных понятий. Они уже заложены в конституциях, кодифицированных актах и в научных доктринах. У нас же сейчас, напротив, наблюдается увлечение дефинициями как «визиткой» закона.

В Водном кодексе содержится 30 основных понятий - таких, как «вода», «воды», «подземные воды» и др. (ст. 1). Вряд ли в них есть специфический смысл, потребовавший нормативного выражения. В Воздушном кодексе вовсе не оказалось норм - дефиниций, кроме понятия «специально уполномоченного органа» (ст. 6). Это обстоятельство повлекло появление их в конкретных законах, принятых в рамках данной сферы.

Более правильно, во-первых, вводить нормативные понятия только в базовых законах (кодексах), во-вторых, добиваться строгой внутренней связи между нормами - дефинициями и главами, статьями закона, в-третьих, обеспечивать последовательное и правильное применение основных норм - дефиниций в других законах и иных актах.

Законодательная техника
Сибирский ин-т управления – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Оценка: 95 баллов.

Вопрос 1. Дайте развернутую характеристику сущности законодательной техники.

Сущность законодательной техники состоит в познавательной и преобразовательной деятельности субъекта правотворчества, имеющей предметом форму (текст) правового акта. Определений, как и точек зрения на данную проблему много, но наиболее полным, которое в полной мере раскрывает сущность, я считаю следующее: законодательная техника – это совокупность методов, правил, приемов и средств разработки, оформления, систематизации, толкования и применения наиболее совершенных по форме и содержанию нормативных правовых актов. Законодательная техника преследует цель достижения ясности, точности, краткости и простоты, определенной стандартности (унифицированности) юридических документов, способствующих однозначному и адекватному толкованию и дальнейшей реализации на практике создаваемых правовых актов.

2. В советской правовой теории значительное место занимала дискуссия о правильности употребления терминов, обозначающих понятия «источник права» и «форма права» . Одни ученые отождествляли эти понятия, используя как синонимы в значении внешней формы объективации, выражения права. Другие рассматривали эти понятия как не совпадающие, а отражающие их термины – не равнозначные.
По вашему мнению, преодолены ли в настоящее время споры о правильности употребления терминов «источник права» и «форма права»? Какой из этих двух терминов, с вашей точки зрения, употреблять более правильно? Обоснуйте.

По моему мнению, оба эти понятия: и «источник права», и «форма права» можно применять, но в разных значениях.
Под понятием «источник права» следует понимать истоки правовых норм, устоявшиеся в обществе общеобязательные правила поведения, исторически сложившиеся корни права, то, откуда исходят правовые предписания. В то время как «форма права» это другое понятие, которое означает средство выражения, внешнего оформления норм права, форма их существования в государственно-правовой действительности, юридические документы.
Из всей совокупности источников права можно выделить три разновидности:
1) материальные – устоявшиеся общественные отношения, находящиеся в социальной, экономической и политической сферах жизнедеятельности общества и сложившиеся в них правила поведения;
2) идеальные источники – правосознание, ценности и установки, а также правовые идеи и юридические концепции, находящиеся в духовно-культурной сфере общественной жизни и касающиеся вопросов упорядочивания общественных отношений;
3) юридические источники права – зафиксированные определенным образом правовые предписания в виде норм права и индивидуально-властных предписаний правового характера, содержащие варианты разрешения проблемных общественных отношений, лежащих в основе материальных источников права.
Из всех источников права, правильно называть формами права именно третью разновидность источников права. Тем самым, понятие «источник права» значительно шире, чем понятие «форма права», поскольку включает в себя не только юридические источники права, но также и материальные и идеальные источники. А также в силу того, что помимо правовой сферы общественной жизни охватывает также духовно-культурную, социально-экономическую и политическую сферы общественных отношений.

<<Наш сайт существует только благодаря рекламе! Не забудьте кликнуть по рекламным ссылочкам.

3. Оформите в виде таблицы сравнительный анализ правовых аксиом и правовых принципов.

Признаки

Правовые аксиомы

Правовые принципы

Сходство правовых аксиом и правовых принципов

Отправная идея правового бытия Из них развиваются другие исходные положения
Универсальность Применимы во всех общественных отношениях
Общезначимость Одинаково важны во всех отраслях права
Способность направлять в едином ключе правовое регулирование в целом Придают логичность и последовательность правотворчеству и применению права

Различия правовых аксиом и правовых принципов

Абстрактность Более широкое и развернутое понятие, определяющие общую направленность, качество и эффективность правового регулирования, существуют в форме идеи и концепций Правовой принцип – это «зафиксированная» в праве аксиома, принципы формируются из правовых аксиом, несколько правовых аксиом могут быть объединены в один принцип без потери смысла
Возникновение В результате повторяющейся юридической практики и укрепления общечеловеческих ценностей Более глубокий уровень научного изучения и обобщения
Преемственность Отстранены от политики и идеологии, более живучи и без изменений переходят из одного исторического типа в другой. Более политизированы, зависят от воли политической элиты, отражают сущность и назначение права в конкретный исторический период.

4. С тем, чтобы остановить «вал» недоброкачественных идей, концепций законопроектов и дополнений к законам, профессор, доктор юридических наук В. М. Баранов в своей статье «Идея законопроекта: сущность, практическая ценность, технико-юридическое оформление (Журнал российского права. – 2008. – № 2. – С. 9-17) предлагает, в случае достоверного установления факта неоднократного предложения явно необоснованной идеи, концепции законопроекта (либо изменения действующего закона) привлекать конкретного участника законотворчества к соразмерной дисциплинарной либо моральной ответственности.

Целесообразно ли на ваш взгляд введение такого вида ответственности? Следует ли опасаться, что введение такого вида ответственности снизит правовую активность депутатского корпуса? Не станет ли сам факт установления такой ответственности серьезным барьером для выдвижения идей и концепций законопроектов?

Адекватно реализовать высказываемую идею теоретически было бы возможно, но предварительно необходимо было выработать и законодательно закрепить такие понятия и критерии как «качество закона», проанализировать причины принятия некачественных и «сырых» законов, которые впоследствии приводят к необходимости вводить дополнительные поправки (редакции) по нескольку раз в год, выработать единое понимание «необоснованной идеи».

Памятники русского права, такие как Русская Правда, Новгородская и Псковская судные грамоты и более поздние документы действовали по сотне лет, в дальнейшем общественная жизнь эволюционировала и развивалась, в результате чего основные законы государства стали служить по 30-50 лет, законодательство не успевало за реальной действительностью и устаревало, законы стали принимать быстрее. В настоящее время законотворчество набрало такую немыслимую скорость, что уже нет никакого смысла приобретать законы на бумажном носителе, поскольку 3-4 месяца, и закон уже устаревает, законы совершенствуются «на ходу», внесены изменения даже в Конституцию, которая призвана обеспечить стабильность российской правовой системы. М.В. Баранов в своей статье высказывает рациональную идею о том, что подготовке закона должна предшествовать стадия формирования концепции закона, в которой бы оговаривалась цель и суть предлагаемых изменений и уже на стадии идеи принималось решение развивать или не развивать концепцию в проект нормативного акта. В настоящее время Государственная Дума сформирована не столько из юристов и практиков, сколько из медийных лиц, включая звезд сериалов и спортсменов. При всем уважении к их заслугам, оценить необходимость принятия того или иного закона на уровень концепции всем было бы проще, быстрее и дешевле, чем изучать уже разработанный проект закона. Во-вторых, высказана идея о чрезмерной депутатской законотворческой активности. В связи с этим, Баранов М.В. предлагает ежегодно готовить и публиковать ежегодный обзор отклоненных законопроектов с указанием их авторов и причин отклонения законопроектов, что позволит определить уровень сознательности и профессионализма депутатов, лишить возможности депутатам проявлять лжеинициативу, и, наконец, остановить поток недоброкачественных законопроектов. В то же время, если ответственность будет установлена лишь моральная, то это приведет к позитивным последствиям – улучшению контроля за качеством на уровне концепции и законопроекта, снижение псевдоинициативы, снижение возможности использования права законотворческой инициативы в качестве политического инструмента, в результате должно уменьшиться количество, но улучшиться качество выдвигаемых законодательных инициатив, законотворчество должно стать более взвешенным.


Top