Виды односоставных предложений. Презентация "Односоставные предложения" по русскому языку – проект, доклад Односоставные предложения и их виды презентация

повторение и систематизация знаний об односоставных и неполных предложениях;

  • наблюдение и выводы о роли данных предложений в тексте;
  • закрепление знаний о синтаксических средствах выразительности речи,
  • совершенствование навыков анализа текста.
  • Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер для каждого ученика; презентация, тесты; карточки для самостоятельной работы.

    (Примечание: презентация готовится в Power Point, а затем импортируется в память интерактивной доски; тексты, с которыми нужно будет проводить манипуляции на уроке, вводятся непосредственно в память доски).

    Ход урока

    1. Сообщение темы и задач урока.

    Слайды № 1 и № 2. Тема и задачи урока.

    Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения", понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, закрепим знания о средствах выразительности речи, а также будем совершенствовать навыки анализа текста.

    (Запись темы урока в тетрадях).

    2. Теоретическая разминка.

    Слайд № 3. Терминологический кроссворд.

    Повторим материал предыдущего урока. Теоретическая разминка путём разгадывания кроссворда, в центре которого ключевое слово темы урока.

    Единая концовка строк, строф. 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6. Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Стилистические _______ речи. 13. Намеренно избыточный повтор союзов.

    (Ответы. 1. Эпифора. 2. Градация. 3. Оксюморон. 4. Анафора. 5. Бессоюзие. 6. Подхват. 7. Эллипсис. 8. Повтор. 9. Парцелляция. 10. Инверсия. 11. Антитеза. 12. Фигуры. 13. Многосоюзие.)

    3. Сообщение сведений из истории вопроса об односоставных предложениях.

    (Индивидуальное сообщение подготовленного ученика. Речь сопровождается демонстрацией портретов учёных на слайдах).

    Слайд № 4 - портреты Буслаева и Востокова.

    Слайд № 5 - портреты А. А. Потебни и А. А. Шахматова.

    "В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному.

    Так, учёные-лингвисты Буслаев Фёдор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть только двучленным, т. е. с двумя главными членами.

    Некоторые учёные, например Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому предложения с главным членом - существительным в именительном падеже (номинативные) относили к неполным.

    Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений, внёс великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге "Синтаксис русского языка", по словам В. В. Виноградова, "впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка".

    А. А. Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А. Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.

    В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также ограничения их видов (например, номинативных) ещё не достигнуто единства во взглядах".

    4. Повторение видов односоставных предложений.

    Мы изучаем ту классификацию односоставных предложений, которая признана на современном этапе. Какие предложения называются односоставными?

    На какие группы они делятся?

    Слайд № 6. Схема деления на группы односоставных предложений.

    Рассказать по таблице на слайде о каждом из видов односоставных предложений, используя теоретические сведения из учебника О. В. Загоровской, по плану: значение, способ выражения главного члена, пример.

    Слайды № 7 - 8.

    В чём особенность обобщённо-личных предложений?

    Могут ли односоставные предложения быть распространёнными?

    5. Работа на интерактивной доске. Упражнение в определении видов односоставных предложений.

    Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид

    односоставных предложений?

    (Уметь быстро находить грамматическую основу и определять способ её выражения)

    Слайд № 9

    В данных предложениях подчеркните сказуемые и напишите рядом способ выражения. Определите вид предложений.

    1. Здесь рыбу не ловят.______________________
    2. Спешу к вам на помощь.___________________
    3. Подмораживает.__________________________
    4. На этой реке нет мостов.___________________
    5. Пора спать._______________________________
    6. На улице ветрено и сыро.__________________
    7. Составьте график дежурства.______________

    Слайд № 10

    (Каждое предложение на слайде между первым и вторым заданием вносится непосредственно в память интерактивной доски как отдельный текст):

    1. На улице было холодно.
    2. Ломаные линии, острые углы.
    3. Много песен сложено о любви.
    4. Про него давно говорят много хорошего.
    5. Скоро увидимся.
    6. В воздухе пахнет грозой.
    7. Не бывать этому!
    8. Кругом всё было тихо и спокойно.
    9. За опоздание будете наказаны.
    10. Друг далёкий, вспомни обо мне.
    11. Что посеешь, то и пожнёшь.
    12. У многих ещё нет компьютеров.

    1-е задание:

    Найдите двусоставные предложения и вынесите их из списка предложений за пределы доски (путём перетаскивания).

    2-е задание:

    Оставшиеся односоставные перенесите в таблицу в соответствии со способом выражения сказуемого, определите вид предложения.

    Какое предложение осталось вне таблицы? Почему? (Назывное - главный член - подлежащее).

    6. Работа с упр. 22 в учебнике О. В. Загоровской (Ч. 2) - стр. 43.

    Чтение предложений и определение их видов.

    7. Наблюдения за ролью односоставных предложений в речи.

    Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи?

    (В художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи).

    Материал следующих слайдов перенесёт нас к теме, которая изучается на уроках литературы - поэзия Серебряного века.

    (Тексты на слайдах № 11 и 12 также вносятся в память доски, каждое предложение отдельно)

    Слайды № 11 и 12. Портреты поэтов и стихотворные тексты.

    Найдите односоставные предложения, выделите их другим цветом, определите вид. Какова их роль в этом тексте?

    Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
    Величавый возглас волн.
    Близко буря. В берег бьётся
    Чуждый чарам чёрный чёлн.
    К. Бальмонт.

    (Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость).

    Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
    Всё в облике одном предчувствую Тебя.
    Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
    И молча жду, - тоскуя и любя.
    А. Блок.

    (Определённо-личные предложения. Субьект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии.)

    Не бродить, не мять в кустах багряных
    Лебеды и не искать следа.
    Со снопом волос твоих овсяных
    Отоснилась ты мне навсегда.
    С. Есенин.

    (Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя, его неспособность противостоять жизненным обстоятельствам. Глаголы в неопределённой форме показывают обобщённость, а с повторяющимся отрицанием не - безвозвратность действия).

    За что-то меня упрекают
    И в чём-то согласны со мной:
    Так исповедь льётся немая
    Беседы блаженнейшей той.
    А. Ахматова.

    (Неопределённо-личные предложения не указывают на деятеля, а нам всё понятно. Главное не деятель, а само действие, заключённое в глаголах 3л. мн. числа. В данных предложениях акцент сосредоточен на действии).

    8. Игра "Аукцион поэтических строк".

    Какие вы можете вспомнить поэтические строки, в которых есть односоставные предложения? (Побеждает тот, кто назовёт последний).

    9. Повторение о неполных предложениях.

    Слайд № 13.

    Какие предложения называются неполными?

    В каких случаях они употребляются?

    а) в диалогах,

    б) во второй части сложного предложения ).

    Что нового о неполных предложениях даёт учебник Загоровской?

    (Понятие об эллиптических предложениях ).

    10. Упражнение в распознавании неполных предложений.

    Слайд № 14.

    Могут ли односоставные предложения быть неполными? (Да ).

    Являются ли неполными следующие предложения?

    1. Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. (Все полные, односоставные).

    Определите, какие это предложения:

    Вам сообщили о моём приезде? (Полн., односост.) Сообщили.(Неполн., односост.) - Скоро ли, наконец, потеплеет?(Полн., односост.) - Скоро.(Неплн., односост.)

    11. Работа с упр. 23 (Ч. 2) - стр. 45

    (Записываются на подготовленных карточках только номера предложений в соответствии с заданием в учебнике.) Приложение 2

    Полные двусоставные: 1; 2; 5(1-я ч.); 7(1-я ч.).

    Полные односоставные: 3(1-я ч.);4; 6.

    Неполные, понятные лишь в контексте: 3(2-я ч.); 5(2-я ч); 7(2-я ч.).

    Эллиптические: 8.)

    12. Работа с текстом.

    Слайд № 15.

    Прочитайте текст:

    1). Был конец ноября. 2). До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4). Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. 5). Жизнь на нём протекала размеренно. 6). Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 7). Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 8). До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9). В одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном. 10). Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11. Следующие два часа посвящались отдыху.

    Из какого произведения отрывок? ("Господин из Сан-Франциско").

    Конечно, все узнали, так как совсем недавно изучали на уроке литературы. Назовите односоставные предложения, их вид. (Подчёркивают разным цветом каждый вид).

    Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?

    Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

    (Они являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения. В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчёркнута важность самого действия.

    Эти предложения подчёркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. Употребление данных предложений позволило автору, не называя конкретных деятелей, показать обобщённую картину бездуховной жизни в мире капитализма. Это безымянные "сливки" общества. Вспомним, что и сам г-н из Сан-Франциско не имеет имени.)

    Какую роль данный эпизод играет в рассказе "Господин из Сан-Франциско"?

    Какова же идея данного эпизода?

    (Бездуховность представителей капиталистического общества, притворство, фальшь).

    Какими средствами художественной выразительности представлена авторская позиция?

    Метафоры и эпитеты: буря с мокрым снегом, неприветливо светало, серо- зелёная водяная пустыня, холодная свежесть океана.

    Символы: пароход, похожий на отель, ассоциируется с "Титаником".

    Большое количество глаголов в прошедшем времени делает действие актуальным и правдоподобным.

    Синтаксический параллелизм: одинаковая структура (3,6,7,10 предл.) и (8, 9) предложений.

    Эллипсис: намеренный пропуск сказуемого в 9-ом предложении позволяет подчеркнуть авторскую оценку: отрицательное отношение к тому, что и гулять "полагалось", и подкрепляться "полагалось".

    Антитеза: роскошный пароход и пейзаж, отдых и раннее вставание, обязательность действий.

    Оксюморонность языка: неприветливо светало, с удовольствием читали газету.

    Каков стиль речи? Докажите.

    Какова роль в данном тексте всех перечисленных выше средств языка, стиля, типа речи?

    (Повествование даёт возможность наглядно передать действия, совершаемые отдыхающими на пароходе, элементы описания помогают реально представить пароход, пейзаж и т. д. А художественный стиль предполагает использование множества средств языковой выразительности, что помогает воссозданию полной картины происходящего на пароходе, раскрытию идейного содержания и авторской позиции).

    15. Решение теста в EXCEL на компьютерах.

    16. Итог урока.

    Что дал вам этот урок? Чему научил?

    Как вы сами оцениваете данный урок?

    Слайд № 16

    17. Задание на дом: решить тесты: ч. 2 параграф 23, 25; изучить теорию: ч. 2 параграф 26, 30.

    Презентация на тему: «Односоставные предложения»


    По структуре простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Односоставные предложение - это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного члена: либо только подлежащего, либо только сказуемого. Примеры:

    • Рыжий кот .

    ( кот .)

    • Вечер .

    ( В этом предложении есть только один главный член - подлежащее вечер .)

    • Лето.

    ( В этом предложении есть только один главный член - подлежащее лето .)

    • Спешу домой.

    спешу .)

    • Морозит.

    (В этом предложение есть только один главный член - сказуемое морозит .)

    • Вечереет.

    (В этом предложение есть только один главный член - сказуемое вечереет .)


    Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

    Например: Морозит. или С утра морозит. Вечер. или Тихий вечер.


    сказуемым делят на:

    Определенно - личные

    Неопределенно - личные

    Безличные

    Односоставные предложения с главным членом подлежащим - назывные


    Определенно личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым - глаголом в форме 1-го или 2- ого лица. В такие предложения можно подставить местоимения я, ты, мы, вы .

    Например:

    Не из Москвы ли будешь ?

    Уходим завтра в море.

    Определенно - личные предложения выражают действие говорящего (Читаю книгу.) или собеседника (Все ещё читаешь ?), а так же побуждение к действию собеседника (Читай книгу!).


    Неопределённо – личные - это односоставные предложения со сказуемым - глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В этих предложениях перед сказуемым можно вставить местоимение они.

    Например:

    В дверь постучались .

    Пели в хоре.


    Безличные - это односоставные предложения со сказуемым - глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени или в форме среднего рода в прошедшем времени. В этих предложениях:

    Слово нет является сказуемым;

    Сказуемое выражено неопределенной формой глагола или безличным глаголом.

    Например:

    На дворе вечереет .

    У меня нет линейки.

    Быть грозе.

    Вчера у меня болела голова.

    Слова мне меня подлежащими не являются .


    Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член подлежащее. Они сообщают о том, что какое–нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем.

    Например:

    Ряд телеграфных столбов.

    Ночь.

    Весна!

    С частицами вот, вон назывные предложения приобретают указательное значение.

    Например:

    Вот парадный подъезд .


    Односоставные предложения

    С главным членом - подлежащее

    С главным членом - сказуемое

    Определенно-личные

    Безличные

    Назывные

    Неопределенно-личные


    Данная презентация может быть использована учителем в качестве вводного урока по теме "Односоставные предложения" в 8 классе, а также для повторения с целью подготовки к экзамену по русскому языку в 9 и 11 классах.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Виды односоставных предложений.

    Односоставные предложения С главным членом – сказуемым С главным членом – подлежащим Определённо-личные Неоперелённо-личные Обобщенно-личные Назывные Безличные

    По форме главного члена односоставного предложения делятся на две основные группы: с главным членом – сказуемым, с главным подлежащим. Сравните: Вечереет. Вечер. Односоставные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными. Например: Морозит. С утра морозит. Вечер. Тихий вечер.

    Односоставные предложения с главным членом – сказуемым: Предложения определённо-личные Предложения неопределённо-личные Обобщенно-личные Безличные предложения

    Предложения определённо-личные. сказуемое-глагол в форме 1-го лица ед. и мн. ч. 2-го лица ед. и мн. ч. изъявительного или повелительного наклонения (можно подставить местоимения я, ты, мы, вы)

    1) Люблю грозу в начале мая 2) Уходим завтра в море. 3) Не из Москвы ли будешь? 4) Чему смеётесь? Над собой смеётесь! 5) Выберите себе книгу по вкусу. 6) Пойдёмте в сад. Давайте поработаем. Определённо-личные предложения встречаются в живой разговорной речи.

    Предложения неопределённо-личные. Сказуемое – глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени в форме множественного числа прошедшего времени Например: 1) Что новенького в газете пишут? 2) В дверь постучались. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо. Поэтому в таких предложениях не бывает подлежащего.

    Предложения обобщенно-личные. имеют значение обобщенного лица, т. е. указывают на то, что действие производится всеми, любим лицом, например: 1) Цыплят по осени считают 2) Бездонную бочку водой не наполнишь 3) К аких только птиц не увидишь в весеннем лесу! Особенно часто это значение имеют сказуемые, выраженные глаголом в форме 2-3 го лица. Многие пословицы представляют собой такие предложения.

    Безличные предложения. Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например: 1) Уже совсем стемнело. 2) Скоро светать будет. 3) На дворе было тихо. Сказуемое в безличном предложении выражается следующими способами:

    Простое глагольное сказуемое, выраженное 1) Безличным глаголом 2) Безличной формой личного глагола прошедшее время средний род 3) Безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях; словом нет 4) Неопределённой формой глагола Вечерами работалось особенно хорошо. На дворе вечереет. 2. Пахнет сеном над лугами. (Майк.) Зажгло грозою дерево (Н.) 3. Герасима уже не было на дворе. (Т.) Сегодня же меня здесь не будет. (Т.) У меня нет линейки. 4. Вам не видать таких сражений. (Л.) Быть грозе великой. (П.)

    Составное сказуемое, выраженное ГЛАГОЛЬНОЕ Безличным вспомогательным глаголом + неопределённая форма глагола ИМЕННОЕ Глаголом-связкой в безличной форме + именная часть (наречие или краткое страдательное причастие в форме среднего рода) 1) Над вашим предложением стоит подумать. 2) Алёнке спать не хотелось. 1) В этот час было совсем тихо. (Л. Т.) 2) В избе жарко натоплено. (Ч.)

    Безличные предложения сообщают о различных состояниях природы или людей и животных, например: 1) На улице холодно. 2) Мне холодно. В последнем случае в предложении обычно бывает дополнение в форме дательного падежа, указывающего, кто именно испытывает то или иное состояние.

    Назывные предложения. Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, например: 1) Лес. Просека. 2) Весна! С частицами вот,вон назывные предложения приобретают указательное значение: Вот парадный подъезд. (Н.)

    Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе (поэзии и прозе), в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений (или глав, частей) очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку, Например: 1) Ночь. Землянка. Фитилёк разгореле. 2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (Ахм.)

    2. Укажите односоставные предложения. а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды. б) Кругом все молчало. в) Встречайте трепетную весну, люди земли. г) Синее бездонное небо. д) Многим не терпелось кинуться в бой.

    3. Укажите вид односоставных предложений: а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) безличное; г) обобщенно-личное; д) назывное. 1. После драки кулаками не машут. 2. Ярмарка. Крещенский мороз. 3. От пруда потянуло холодом. 4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда. 5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.

    4. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме: [безл.], и [двусост.]. а) Спокойно дышит грудь и на душу находит странная тревога. (И.Тургенев) б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и что-то прошелестело рядом. (К.Паустовский) в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником сухим. г) Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую столовую. (С.Аксаков) (Знаки препинания не расставлены.)

    5. Спишите предложения, подчеркните основы, укажите вид предложения. 1.Стоном горю не поможешь. 2.Горит восток зарёю новой. 3.Зал украсили цветами. 4.Работаем не покладая рук. 5.Поёт зима, аукает. 6.Положи книгу на полку. 7.Вечерами нам рассказывают сказки. 8.Нет предела совершенству. 9.Утренняя свежесть. 10.С вечера всё спится. 11.Опять зима. 12.Хорошо бы сделать снежную горку.

    Домашнее задание выучить теорию - параграфы 30,31,32,33,35 по учебнику Упр. 172, 175(оба упр. списать, в каждом предложении подчеркнуть основы, указать вид предложения)


    1 слайд

    ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТИПЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Лузан Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 города Черепанова

    2 слайд

    Односоставные по структуре предложения - это полные предложения. У них не пропущен второй член: второй главный член не нужен для понимания смысла предложения. Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое). Вечер. Вечереет.

    3 слайд

    4 слайд

    Определённо-личные предложения. Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица) Люблю грозу в начале мая. (Я люблю грозу в начале мая.) Беги за мной! (Ты беги за мной!) Соотносительные конструкции двусоставных предложений даны в скобках

    5 слайд

    Неопределённо-личные предложения. Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе) Стучат в дверь. (Кто-то стучит в дверь.) Постучали в дверь. (Кто-то постучал в дверь.)

    6 слайд

    Обобщённо-личные предложения Не имеют своей специфической формы выражения. По форме – определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения: а) действие может быть отнесено ко всякому лицу; б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть – о 1-м лице).

    7 слайд

    Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное) (Любой (всякий) без труда не вынет рыбки из пруда.). Цыплят по осени считают (по форме – неопределённо-личное) (Все цыплят по осени считают. Любой (всякий) цыплят по осени считает.). От сказанного слова не отвяжешься. (От сказанного слова любой не отвяжется.) Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь. (Я перекушу на привале и потом опять пойду.)

    8 слайд

    Безличное предложение Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода). а) Светает. Светало. Мне везет. (Нет соотносительных конструкций). б) Тает. (Снег тает). в) Мне (дат. падеж) не спится. (Я не сплю) г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу. (Ветер сорвал крышу)

    9 слайд

    2) Составное именное сказуемое с именной частью – наречием. а) На улице холодно. (нет соотносительных конструкций) б) Мне холодно. (Я мёрзну) в) Мне грустно. (Я грущу) 3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого – составное именное сказуемое с именной частью – наречием. а) Мне жаль расставаться с тобой. (Я не хочу расставаться с тобой) б) Мне надо идти. (Я должен идти.)

    10 слайд

    4) Составное именное сказуемое с именной частью – кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода. Закрыто. (Магазин закрыт.) Складно сказано, отец Варлаам. (Отец Варлаам складно сказал.) В комнате накурено. (В комнате кто-то накурил.)

    11 слайд

    5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения). Нет денег. Не было денег. Не осталось денег. Не хватило денег.

    12 слайд

    6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения). На небе нет ни облачка. (Небо безоблачно.) На небе не было ни облачка. (Небо было безоблачно.) У меня нет ни копейки. (Я не имею ни копейки.) У меня не было ни копейки. (Я не имел ни копейки.)

    13 слайд

    Инфинитивные предложения Сказуемое – независимый инфинитив. Всем молчать! (Все молчите.) Быть грозе! (Будет гроза.) Поехать бы к морю! (Я поехал бы к морю.) Чтобы простить человека, надо его понять. (Чтобы ты мог простить человека, ты должен его понять.)

    14 слайд

    15 слайд

    Назывные (номинативные) предложения Подлежащее – имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому). Ночь. Весна. (Обычно нет соотносительных конструкций.)

    16 слайд

    Примечания. Отрицательные безличные предложения (Нет денег. На небе нет ни облачка) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. – Есть деньги. На небе нет ни облачка. – На небе есть облака). 2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег. На небе нет ни облачка) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

    17 слайд

    3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе!) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать!); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю!). 4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

    18 слайд

    Обратите внимание! 1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка. У меня нет ни копейки) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки). В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым). 2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть. Ср.: Была ночь. Будет ночь. Пусть будет ночь. Была бы ночь.

    19 слайд

    3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека – (где?) за углом. Я – (куда?) к окну), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные – с опущенным сказуемым. Ср.: Аптека находится / расположена за углом. Я бросился / побежал к окну. 4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я – (за кем?) за тобой), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные – с опущенным сказуемым. Ср.: Я иду / следую за тобой.

    20 слайд

    План разбора односоставного предложения Определить тип односоставного предложения. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений. Образец разбора Красуйся, град Петров (Пушкин). Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения. В кухне зажгли огонь (Шолохов). Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени. Ласковым словом и камень растопишь (пословица). Предложение односоставное. По форме – определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению – обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий). Чудесно пахло рыбой (Куприн). Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род). Мягкий лунный свет (Застожный). Предложение односоставное (назывное). Главный член – подлежащее свет – выражен существительным в именительном падеже.

    • ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    • СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
    • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24
    • (ГАОУ СПО ТК № 24)
    • ГАОУ СПО ТК № 24 http://k24.mskcollege.ru/
    • Урок –исследование
    • Односоставные предложения
    • Раздел 7 Синтаксис и пунктуация
    • ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
    • - формирование умений различать и определять типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;
    • - формирование навыков исследовательской работы.
    • Листок самоанализа
    • Словосочетание:
    • Синтаксическая единица
    • Соединение двух и более слов
    • Состоит из главного и зависимого слова
    • Бывают именные, глагольные и наречные
    • Состоит только из самостоятельных частей речи
    • Слова, связанные по смыслу и грамматически
    • Связь в словосочетании – подчинительная
    • Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях:
    • Вижу землю, говорил шутя, эта комната, очень смешно, восьмой класс, сделал лучше, ручка двери, наш кот, сторона света, слышу его, глубочайшее озеро, начал работать, цветущий сад.
    • Что мы уже знаем о простом предложении?
    • Чем выражены главные члены в этом предложении?
    • Я умею читать книги.
    • Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), называются двусоставными. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член бывает не нужен или вообще невозможен. Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы:
    • Односоставные предложения
    • Виды односоставных предложений:
    • определенно-личные неопределенно-личные обобщенно-личные безличные назывные (номинативные)
    • Каждый из видов односоставных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена.
    • Определенно-личные предложения –
    • односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.
    • Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым– глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени.
    • В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.
    • Обобщенно-личные предложения -
    • это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности).
    • Главный член в обобщенно-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа.
    • Безличное предложение – это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия.
    • Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях.
    • Алгоритм нахождения односоставных предложений
    • 1. Определить состав грамматической основы предложения 2. Определить тип предложения: с главным членом сказуемым или с главным членом подлежащим 3. Определить тип односоставного предложения
    • Первичное закрепление теоретических знаний
    • Москва. Как много в этом звуке для сердца русского слилось…
    • Было жаль старика .
    • Добро на худо не меняют (пословица).
    • Что посеешь, то и пожнешь (пословица). В доме стучали печными дверцами (А. Толстой).
    • На улицах где-то далеко стреляют (М.Булгаков).
    • Пойди, поклонись рыбке (А.Пушкин).
    • Осень. Это время года я особенно люблю.
    • На улице становилось свежо.
    • Не очень-то нынче старших уважают (А.Островский).
    • 1. Не спится, няня: здесь так душно! (А. Пушкин )
    • 2. Шёпот, робкое дыханье,
    • Трели соловья.
    • Серебро и колыханье
    • Сонного ручья (А. Фет ).
    • 3. К кому-то принесли от мастера ларец (И. Крылов).
    • 4.Что же мне так больно и так трудно?
    • Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов)
    • Прочитайте предложения, определить их тип
    • 1.Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести...
    • (А. Майков).
    • 2. В окно повеяло весною... (А. Плещеев)
    • 3. Пахнет сеном над лугами... (Л. Майков)
    • 4. Спой мне пе-сню, как синица тихо за морем жила
    • (А. Пушкин).
    • 5 Не расти траве после осени... (М. Кольцов)
    • 6. Только мне не плачется - на душе светло (С. Есенин).
    • 7. Фронт. Война. А вечер дивный по полям пустым идет
    • (А. Твардовский).
    • 8. И на обломках самовластья напишут наши имена!
    • (А. Пушкин)
    • Вариант№1
    • Вариант №2
    • Ответы на тестовое задание
    • Оценка тестового задания:
    • «5» - 0-1 ошибка
    • «4» - не более 2 ошибок
    • «3» - не более 3 ошибок
    • «2» - более 3 ошибок
    • Домашнее задание
    • 1. Упражнение 624 (учебник Герасименко Н.А.)
    • 2. Из художественных произведений
    • подобрать примеры односоставные предложения
    • (7-10).
    
    Top